У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Формирование цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Количество страниц 51
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление

Введение3

Глава I. Теоретические основы проблемы развития
цветовосприятия детей дошкольного возраста средствами дидактических игр 6

1.1 Проблема исследования процесса цветовосприятия в
рамках психолого-педагогических дисциплин 6

1.2 Психологические особенности цветовосприятия детьми дошкольноговозраста 14

1.3 Психолого-педагогические возможности формирования цветовосприятия детьми 4х лет средствами
дидактических игр 21

Глава II. Эмпирическое исследование эффективности развития цветовосприятия детей дошкольного возраста средствами дидактических игр 28

2.1 Организация эмпирического исследования
цветовосприятия детей 4-х лет и обоснование эмпирических методовисследования 28

2.2 Исследование уровня цветовосприятия детей 4-х лет
на констатирующем эксперименте 32

2.3 Опыт формирование уровня цветовосприятия у детей 4-х лет средствами дидактическихигр 35

2.4 Анализ эффективности формирования цветовосприятия у детей 4-х лет средствами дидактичесих игр 39

2.5 Рекомендации по формированию цветовосприятия в дошкольном возрасте для воспитателей .44


Заключение 46

Список литературы .48

Приложение 52


Введение
Актуальность исследования применения дидактических игр как средства развития психических процессов (познавательных, эмоционально волевых) связана с постоянным поиском эффективных путей формирования тех или иных способностей навыков и умений в воспитательно-образовательном процессе. Дидактическая игра как средство познания мира, используется для развития наблюдательности, расширения круга интересов, потребностей и запросов. Интерес к дидактическим играм продиктован эффективностью их применение в различных практических областях педагогики и психологии. Одним из частных случаев такого интереса можно признать исследования дидактических игр, как средства формирования цветовосприятия.
Цветовосприятие детей младшего дошкольного возраста связано с умением различать цвета, воспринимать их не только зрительно, но и воспроизводить представления о них на слух. Однако, дети этого возраста, зная названия ряда цветов, часто ещё не умеют достаточно хорошо пользоваться этими названиями. А уровень развития цветовосприятия является одним из эталонов сенсорного воспитания ребенка (Сакулина, Поддьяков). С точки зрения различных теоретических подходов цветовосприятие рассматривается как один из важнейших показателей развития психических познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
В данной области проводились исследования:
посвященные дидактическим играм – А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгер и др.;
посвященные цветовосприятию – Г. Фрилинг и К. Ауэр, С. В. Мухиным, А. Декедер Д. Катц З. М. Истоминой, Р. Франсе, М. Сент-Джорджом, В. Уолтоном, О.Кизиловой, Е. Беляевой, Венгер, И. Д. Вининым и др.;
посвященные формированию цветовосприятия средствами дидактической игры - К.В. Бордин, Г. Фрилинг и К. Ауэр, В.С. Мухина и др..
Проблемой исследования послужила недостаточность информации об эффективности формирования цветовосприятия средствами дидактических игр, которая как следствие порождает, не достаточное использование воспитателями дидактических игр для развития цветовосприятия.
Отсюда тема исследования: Формирование цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Исходя из выше сказанного, мы определили объект исследования: процесс развития цветовосприятия.
Предмет: дидактическая игра как средство формирования цветовосприятия детей 4-х лет.
Цель исследования:
Изучить теоретический аспект проблемы формирования цветовосприятия детей дошкольного возраста и разработать цикл дидактических игр для обеспечения данного процесса у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме развития цветовосприятия детей дошкольного возраста.
2. Обосновать эффективность использования дидактических игр как средства развития цветовосприятия.
3. Изучить уровень цветовосприятия у младших дошкольников.
4. Подобрать цикл дидактических игр по развитию цветовосприятия и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность данного цикла.
5. Разработать рекомендации по использованию игр родителями для формирования цветовосприятия.
Гипотеза исследования: процесс формирования цветовосприятия у младших дошкольников будет эффективным, если:
-данной работой будет заниматься воспитатель;
- будут использоваться дидактические игры;
- в эту работу будут включены родители.
В исследовании использовались следующие методы: теоретические – анализ, сравнение, обобщение теоретической литературы; эмпирические –
констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, наблюдение, тестирование, анализ и сравнение результатов эмпирического исследования.
База исследования: исследование проводилось в МДОУ «Центр развития ребенка»– детский сад № 145 г. Владивостока, во второй младшей группе.
Практическая значимость:
1.Подобран цикл дидактических игр, который может использовать воспитатель для формирования цветовосприятия у младших дошкольников.
2.Составлены рекомендации для родителей по использованию дидактических игр для развития цветовосприятия.
Структура: введение, две главы, заключение, список литературы (52 ), приложения (13 ).
Список литературы Список литературы
1. Ашикова С. Совместная с детьми творческая деятельность // Ребенок в детском саду. - 2001 - №3 - с. 35-40.
2. Батаева Т.В. Развитие восприятия у детей. - М.: Просвещение,, 1990 - с.263.
3. Бодалев А.А. Восприятия и понимание человеком. - М.: Просвещение, 1982. – 355с.
4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. – 310с.
5. Венгер Л.Н. Сенсорная культура и умственное развитие ребенка. - М. .: Просвещение,, 1991.
6. Восприятие и обучение./Под.ред. Венгер Л. А. - М.: Просвещение, 1969.-
7. Восприятие и называние цвета./ Под.ред. Истомина 3. М.— М.:Просвещение,1960. - с.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб.:Союз, 1997. - 322с.
9. Давидчук А. Сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1993.- №5. - С. 15-20
10. Диагностика умственного развития./ Под. ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской – М. 1978.- 187с.
11. Дидактические игры в детском саду./ Под.ред.А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1991- 235 с.
12. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников./Под.ред. Л.А. Венгера - М.: Просвещение, 1987- 226 с.
13. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии./ Под.ред. Г. Д. Марцинковская-М.: Линка - Пресс, 1997.- 176с.
14. Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности. // Ребенок в детском саду. - 2005 - №1. – С. 35-43.
15. Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности. // Ребенок в детском саду - 2005 - №2. – С.36 – 45.
16. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. - М. .: Просвещение, 1963 - с.98.
17. Игрушки и пособия для детского сада. / Под ред. В.М. Изгарсиевой. - М.: Просвещение, 2002.– 256с..
18. Казакова Т.Г. Развитие у детей творчества. - М.: Просвещение,, 1987 - 227 с.
19. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровског
М.Г.Ярошевского. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 490с.
20. Личность и ее формирование в детском возрасте / Под. ред. Божович Л.И. – М: Посвещение,1968.- 356с.
21. Любина Г. Игра - это работа ребенка над самим собой. // Дошкольное воспитание. – 2002. - №6. - С.26-37.
22. Любина Г. Монтессори - материалы // Ребенок в детском саду. – 2002. - №3. -С. 30-40.
23. Любина Г. Монтессори - материалы. Стодневник Монтессори - педагога. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 4. - с.33- 40.
24. Любина Г. Монтессори - педагогика. // Ребенок в детском саду. - 2002 . -№2 – С.44-56.
25. Любина Г. Организация деятельности детей в Монтессори - группах // Ребенок в детском саду. – 2002. - №5. - С.34. – 45.
26. Марцинковская Т.Д. История психологии». .- М.: Академия, 2008.-544с.
27. Меджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М. .: Просвещение, 2002. – 168с..
28. Мир детства: Младший дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред.В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.- 400с.
29. Особенности психического развития детей 4-х летнего возраста / Под.ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.- 345с.
30. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М.: Просвещение, 1983. – 210с.
31. Психология дошкольника./ Под.ред. В.С Мухина.-М.,Пр. 1975-с.10
32. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича,
В.И.Лубовского. - М.: Педагогика, 1982.- 187с.
33. Психическое развитие дошкольников./ Под.ред Дьяченко О. М.,
Лаврентьева Г. В. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.
34. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк,Ж. Ж. Руссо. - М.: Просвещение, 1987. - 496с.
35. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / Под.ред.Подласый — М.: Владос, 1999.-576с.
36. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М.: Просвещение, 1996 - с.44.
37. Преганов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори. // Дошкольное воспитание. – 1989. - №10. - С.19 – 27.
38. Программа воспитания и обучения в детском саду ./ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., Изд.д. «Воспитание дошкольника», 2005. - 319с.
39. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»./ И.А. Лыкова. - М.: «Карапуз-Дидактика», 2006. – 258c.
40. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под.ред. Т.В. Лаврентьевой. — М.: Новая школа, 1996.- 156с.
41. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - М.-Педагогика, 1983.-148с.
42. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Просвещение, 1981 - с. 36.
43. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека.Сенсомоторные процессы /Под.ред.Бардин К.В. М.: Просвещение, 1972. - 435 с.
44. Сенсорное воспитание в детском саду, (Методические указания)./ Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова.- М.: Просвещение, 1969 г. – 242с.
45. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное
воспитание. - 1993. - №10.- C.17-29
46. Сорокова М. Математика по методу Монтессори // Ребенок в детском саду – 2003.- №1 – С. 35-48.
47. Сорокова М. Математика по методу Монтессори // Ребенок в детском саду – 2003. - №2 - с. 21-35.
48. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение,, 1976 - с. 214с.
49. Формирование восприятия цвета у дошкольников./ Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1969.- 196с.
50. Цвет в детском изобразительном творчестве./ Под ред. Т.С. Комаровой, А.В. Размысловой .- М. .: Просвещение, 2002. -148с.
51. Цвет. Форма. Количество. /Альтхауз Д., Дум Э. - М. .: Просвещение,, 1984 - с. 145.
52. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение,, 2002. - С.235
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.