У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Дизайн художественных изделий из древесины с регулярным декоративным рельефом
Количество страниц 106
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24761.doc 
Содержание Введение...4

Глава 1. Состояние вопроса...8

1.1 Средства гармонизации изображения...9

1.2 Свойства пространственной формы...12

1.3 Использование регулярного рельефа для декорирования изделий...18

Глава 2. Повторы как средство совершенствования дизайна изделий...21

2.1 Повторы в окружающей среде...21

2.2 Использование метра и ритма как средства организации регулярного повтора...24

2.3 Признаки регулярного повтора...31

2.4 Классификация регулярного повтора...38

Глава 3. Способы получения регулярного рельефа на изделиях из

различных материалов...42

3.1 Станочные способы...43

3.1.1 Сверление по разметке...43

3.1.2 Точение круговых и винтовых канавок...44

3.1.3 Фрезерование...44

3.1.4 Точение и фрезерование по копирам...45

3.1.5 Гранение, алмазная резьба...46

3.1.6 Вихревое фрезерование...47

3.2 Пластическое деформирование...48

3.2.1. Накатывание профильными роликами...48

3.2.2. Вибрационное накатывание...49

3.2.3 Вибродинамическое накатывание...49

3.2.4 Обработка штампами...50

3.3 Травление по трафаретам...50

3.4 Пирография...51

3.5 Выбор способа обработки...52

3

Глава 4. Теоретические основы получения рельефа вихревым фрезерованием...54

4.1 Расчетная схема...55

4.2 Визуальные характеристики повторяющихся элементов рельефа...56

4.3 Методика построения развертки...58

4.4 Размеры элемента регулярного рельефа...59

4.5 Смещение элемента внутри витка...66

4.6 Смещение витков...69

4.7 Параметры рельефа...70

Глава 5. Влияние параметров обработки, формы и размеров инструмента

на параметры рельефа...72

5.1 Виды регулярного рельефа, получаемого вихревым фрезерованием ...72

5.2 Исследование влияния факторов...75

5.3 Основные варианты разверток...88

Глава 6. Экспериментальное исследование, практические рекомендации и

экономическая эффективность...91

6.1 Методика исследования...91

6.2 Результаты экспериментального исследования...96

6.3 Практические рекомендации и экономическая эффективность...98

6.4 Номенклатура изделий из древесины, декорированных регулярным рельефом...101

Выводы...105

Библиографическое описание...106

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Дизайн, существующий немногим более ста лет, в настоящее время охватил практически все сферы нашей жизни. Слово «дизайн» применяют к областям проектной деятельности, не имеющим прямой связи с художественной. Например, появляются такие новые понятия, как «генный дизайн», вместо «генной инженерии». Или относительно новые понятия «нон-дизайн», как организация процессов производства, обслуживания, сбыта, обучения, и «футуро-дизайн», как оценка исторических событий и прогнозирование будущего. В.Ф. Рунге и В.В. Сеньковский говорят о процессе «глобализации» дизайна [1].

Кроме экстенсивного, наблюдается также интенсивное развитие дизайна. Область дизайна, как художественного конструирования, постоянно совершенствуется, в т.ч. за счет появления новых материалов и технологий. В таких условиях появился графический дизайн, начавшийся с художественного плаката, ставшего возможным благодаря хромолитографии, простейшей технологии создания отпечатков с помощью печатной формы.

Ю.В. Назаров также утверждает, что прогресс в промышленном производстве страны тесно связан с развитием дизайна в ней в будущем [2].

Улучшение качества жизни населения ведет к повышению внимания к эстетике и качеству изделий из древесины, получаемых новейшими технологиями. Наблюдается интенсивное проникновение дизайна в нашу жизнь. В связи с этим развивается необходимость совершенствования области промышленного дизайна.

Основой промышленного дизайна является формообразование. Форма изделия складывается из визуально гармоничного расположения ее элементов и функциональности. Рельеф является частным случаем объема и может использоваться как самостоятельное, так и дополнительное средство дизайна,

5

обеспечивающее лаконичность декора. На вид рельефа влияет технология обработки.

Необходимость перехода к конкурентоспособному производству побудила искать новые технологии для совершенствования дизайна промышленных изделий. Применительно к древесине, наиболее распространенными способами получения рельефа на древесине являются токарная и фрезерная обработка. В работах М.С. Гликина [3], А.В. Флерова [4] и др. рассматриваются существующие возможности декорирования деревянных изделий. Ю. Г. Шнейдер в ряде публикаций подробно описывает перспективную технологию получения регулярного рельефа на металлических поверхностях с помощью вихревого фрезерования [5,6]. В представленной работе мы предлагаем применить вихревое фрезерование для декорирования деревянных изделий. В последние годы во всём мире замечается развитие лесной промышленности. Особенно в развитых странах постоянно растёт потребление лесобумажной продукции. Это происходит в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, полиграфии. В этой связи в большинстве стран мира происходит динамичное развитие лесного сектора, а, следовательно, появляется необходимость разработки новых технологий, связанных с механической обработкой древесины.

Этим фактором обусловлена актуальность данной работы.

В соответствии с вышеуказанным, целью работы является совершенствование дизайна изделий из древесины и повышение эффективности их производства за счет оформления регулярного рельефа вихревым фрезерованием.

Поставленная цель определяет задачи работы:

• исследование регулярного повтора как средства совершенствования дизайна изделий

• разработка классификации регулярного повтора

б

• разработка методики расчета декоративного рельефа при вихревом фрезеровании

• практическая реализация методики расчета и технологии формообразования регулярного рельефа.

Научная новизна:

• установлено, что основными признаками регулярного повтора, позволяющими улучшить дизайн изделий, являются шаг, размер, форма, ориентация, высота и цвет его элементов;

• предложена классификация регулярного повтора по уровням его сложности в зависимости от числа одновременно изменяемых признаков, позволяющая автоматизировать проектирование регулярных повторов в дизайне и обосновать выбор технологического процесса их формирования;

• доказана возможность использования вихревого фрезерования для оформления на изделиях из древесины декоративного регулярного рельефа за один проход инструмента в диапазоне значений диаметров изделий от 100 до 230 мм и длиной от 800 мм до 4 м;

• разработана методика расчета параметров декоративного рельефа при вихревом фрезеровании — шага, размеров и формы элемента декоративного рельефа в зависимости от факторов технологического процесса — режима резания, размеров инструмента и заготовки;

• установлено, что при вихревом фрезеровании элементы рельефа имеют вид отдельно расположенных на поверхности изделия пятен, если

п3 / (пи к) > А / L3 и ип / п3 > В, выстраиваются в ряды, когда

n3/(nHk)>A/L3 и ип/п3<2В/3, п3 / (пи к) < 2А / 3L3 и ип / п3 > В, п3 / (пи к) < 2А / 3L3 и ип / пи < 2В/3 и образуют соты при

п3 / (пи к) < 2А /3L3 и ип / n3 < 2B/3;

7

• установлено, что при значениях отношения Пз/(пик), равных целому числу, элементы рельефа выстраиваются в ряды, параллельные оси симметрии изделия!.

Практическая значимость:

• применение вихревого фрезерования для оформления регулярного декоративного рельефа на поверхности изделий из древесины позволяет в три -пять раз повысить производительность за счет обработки поверхности за один проход инструмента;

• разработанная методика расчета параметров регулярного рельефа обеспечивает возможность совершенствования дизайна изделий из древесины, автоматизации процесса проектирования рельефа и обоснование выбора рисунка рельефа на стадии проектирования без

• изготовления опытных образцов изделий, что сокращает сроки и затраты на подготовку производства;

• установленные зависимости позволяют управлять технологическим процессом вихревого фрезерования путем изменения режима резания, выбора соответствующих размеров и формы инструмента с целью получения заданных параметров рельефа.

Апробация материалов. Основные положения работы докладывались на V Всероссийской научной конференции по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов» (г. Ижевск, 2002г.), VI Всероссийской научной конференции по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов» (г. Киров, 2003г.), Международном форуме «Высокие технологии - 2004» (г. Ижевск, 2004 г.), Всероссийской научно-технической конференции «Наука — производство - технологии — экология» (г. Киров, 2004г.), Всероссийской конференции «Состояние, проблемы и перспективы развития обработки материалов» (г. Москва, 2005г.) и VIII Всероссийской научной конференции по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов» (г. Москва, 2005г.).

Глава 1. Состояние вопроса

Вопросами изучения основных направлений развития и совершенствования дизайна начали заниматься с середины 20 века. В Европе и Америке в этом направлении работали У. Вудсон и Д. Коновер, Э. Тьялве, С. Стерноу [7-9]. В России работы В.Л. Глазычева, Н.В. Воронова, СМ. Михайлова и Л.М. Кулеевой, Е.А Розенблюма, B.C. Ледзинского, А.А. Теличко, А.Г. Навроцкого, В.И. Куманина, М.Л. Соколовой, Ю.А. Зимина, С.А. Васина, М. И. Зёмцова, Н.Н. Пиликиной и др. способствовали дальнейшему развитию дизайна [10-21].

Совершенствование дизайна изделий должно опираться на определенные эстетические характеристики или средства гармонизации изображения, основанные на общеизвестных категориях теории композиции, графики, цвета, рассмотренных Г. Вейлем, Ю.С. Сомовым, А.А. Барташевичем и А.Г. Мельниковым, В. Гильде, И. Араухо и др. [22-26]. В этих работах отражены вопросы симметрии, ритма, динамики, цветовой гармонии и т.д.

По теории композиции существует несколько условных групп, которые являются средствами гармонизации изображения. Исходя из отношений, существующих между элементами целого, выделяются группы: симметрия — асимметрия, статика - динамика, нюанс - контраст, доминанта, метр — ритм [24].

Существующие знания успешно используются при декорировании изделий промышленного дизайна. Одним из способов украшения популярных в настоящее время изделий из древесины является нанесение рельефа. При создании гармоничного декора нужно оперировать знаниями художественных основ.

1.1. Средства гармонизации изображения

Рассмотрим возможность выделения такого средства гармонизации изображения, которое сможет описать и объединить пространственные свойства материальных предметов. Группы нюанс - контраст и доминанта (рис.1)[24] работают только в случае сопоставления частей целого и выделении композиционного пятна. Но в художественном композиционном произведении диктует весь строй картины.

OZ0EO

Рис.1. Группа нюанс-контраст и доминанта в изображении логотипа

Группа симметрия - асимметрия характеризуется местоположением элементов относительно центра вращения (рис.2,а) или оси (рис.2,6) [27].

Симметрия может служить средством сопоставления и противопоставления (симметричное изображение, контрастное по тону или цвету, противопоставление двух контрастных фигур).

Рис.2. Группа симметрия - асимметрия:

а -характеризующая местоположение элементов относительно центра вращения; б - характеризующая местоположение элементов относительно оси симметрии

Существуют различные виды симметрии: зеркальная, поворотная, переносная, ортогональная и т.д. [22]. В искусстве есть множество примеров построения композиции по принципу различных видов симметрии. Г. Вейль в

10

работе «Симметрия» [22] описывает симметрийное построение орнаментов. Он отмечает, что орнаментальное искусство основано на «бесконечном отношении», которое «представляет собой повторение элементов с правильным пространственным ритмом». Г. Вейль находит, что простейшим орнаментам свойственна переносная и зеркальная симметрии (рис.3,4) [22];

Рис.3. Симметричный орнамент, построенный на переносе: а - схема построения орнамента; б - бордюрный орнамент «волна»

На рисунке 3,а показана схема образования переносного орнамента. Величина а определяет расстояние между симметричными элементами, а направление стрелки - направление переноса. Элемент «волна», характерный для греческого искусства, является примером симметричного орнамента и строится методом переноса (рис.3,б).

а

Рис.4. Симметричный орнамент, построенный на переносе и отражении:

а — схема построения орнамента; б — бордюрный орнамент «пальма»

11

Другой пример симметрии показан на рисунке 4,6. Этот орнамент построен сочетанием отражения и перемещения элемента «пальма». Крестики на схеме (рис.4,а) отмечают центры отражений.

В симметричных орнаментах Г. Вейль видит ритм в чередовании повторяющихся элементов. Таким образом, находим очередное подтверждение взаимодействия средств гармонизации изображения друг с другом.

Группы симметрия - асимметрия и статика - динамика [27] позволяют обозначить шаг, размеры и ориентирование элементов в повторе (рис.5), цветность составных частей повтора.

а

д

Рис.5. Гармонизация изображения с помощью групп статика-динамика и

симметрия-асимметрия:

а,б - на примере элементов интерьера;

в, г, д - на примере элементов архитектуры

Асимметричная композиция зачастую вызывает ощущение динамичности. Например, в рисунке 5,а, симметричное расположение полок придает изображению статичность. А пустое пространство слева от полок (рис.5,б)

12

контрастирует с правой частью, и картина, помещенная в его пределах, задает направление движения взгляда влево, создавая динамику.

Положение коня на рисунке 5, в, г, д нарушает симметрию и статику постамента, определяя направленность динамики вперед или назад.

Несмотря на то, что выше перечисленные группы охватывают весь спектр признаков гармонизации, только метр и ритм гармонизирует бесконечное множество повторяющихся элементов, тогда как симметрия - асимметрия рассматривается в ограниченном пространстве. Это приводит к ограниченности в описании регулярного повтора группой симметрия-асимметрия.

Все четыре группы средств гармонизации связаны между собой, проникают друг в друга и дополняют. Так, например, симметрия придает изображению статичность, асимметрия несет динамическое начало. В метре присутствует симметрия и пропорции, для ритма характерен контраст, и нюанс, так как ритмическое движение включает в себя чередование контрастирующих и нюансных элементов. Таким образом, контраст, нюанс, симметрия, асимметрия, статика и динамика могут присутствовать в ритме и метре.

1.2. Свойства пространственной формы

Композиция обеспечивает гармоничное расположение частей, из которых состоит целое. Поэтому использование композиционных принципов так важно при проектировании различных повторов.

В теории композиции существует понятие свойств пространственной формы материальных предметов. Свойствами пространственной формы считают совокупность всех зрительно воспринимаемых признаков: геометрический вид (конфигурация), величина, масса, положение в пространстве, фактура, текстура, цвет и светотень [28].

Под геометрическим видом понимается степень криволинейности формы (рис.б) [28]: «Между пределами "прямая линия - окружность", "плоская -

13

многогранная поверхность" находится бесконечный ряд промежуточных состояний».

о

Рис.6. Форма предмета как степень криволинейности Поиск систематизации всех существующих форм начался еще в древности.

/ /

Мысль о том, что в основе жизни лежат простые конфигурации, встречается у Платона и ученых эпохи Возрождения. Они полагали, что мировым стихиям соответствуют различные формы: огню - пирамида, земле - куб, воздуху -октаэдр, воде — икосаэдр [27]. Художники импрессионисты, а впоследствии и кубисты, также пытались упрощать изображение, приводя все природные формы к простейшим объемным фигурам: цилиндру, шару, конусу и др. Все ведет к тому, что основные конфигурации нужно искать в природе.

Исследования строения биологических форм макромира и микромира показали родство и повторение в них простых форм, которые в тех или иных комбинациях повторяются в огромном многообразии сложных. Ч. Жемайтис и В. Миронов, авторы статьи [29], причисляют к ним спираль, шар, многогранник, трубу, дерево и звезду. По нашему наблюдению отмеченные формы также являются излюбленными формами всех пространственных искусств. Они просты и немногочисленны.

Согласно [28] «величина - свойство протяженности формы и ее элементов по трем координатам». Она оценивается при сопоставлении одних объектов с другими (рис.7а,б).

14

Рис.7. Взаимосвязь понятий величины, формы и зрительной массы [29]:

а — изменение размеров и массивности предмета; б — изменение размеров;

в - изменение массивности формы в зависимости от величины ее частей при постоянных

габаритах

«Зрительная масса» - свойство формы, определяемое визуальной оценкой количества вещества (материала), заполняющего пространство в пределах видимой геометрической формы [28]. Массивность зависит от величины, геометрического вида формы (наибольшей зрительной массой обладают куб и шар, минимальной обладают линейные формы), плотности наполнения и фактурности формы (у гладкой поверхности массивность формы может не восприниматься) (рис.7 а, в).

?

JI__I

Рис.8. Изменение зрительной массы элементов относительно величины пространства между

ними

Увеличение массы наблюдается при сопоставлении с данной формой предметов или деталей меньших размеров. При увеличении сопоставляемых деталей масса того же предмета уменьшается.

15

Изменение восприятия массы происходит также в зависимости от величины пространства, остающегося свободным от «вещества» в пределах данной формы. При минимуме «вещества» пространство максимально доминирует. Наибольшую массивность предметы получают при отсутствии пустот (рис.8) [28]. Таким образом, степень массивности зависит от расстояний между формами.

По теории композиции [28] положение в пространстве - свойство формы, определяемое ее местонахождением среди других форм, а также относительно наблюдателя в системе трех координатных плоскостей: фронтальной, профильной и горизонтальной.

Формы могут быть расположены в отношении друг друга или зрителя ближе, дальше, выше, ниже, слева, справа (рис. 9) [27].

?? ?

?

D ?

?

Рис.9. Расположение элементов в плоскости относительно различных осей симметрии:

а, в - расположение элементов в отношении «выше - ниже»;

б - расположение элементов в отношении «слева -справа»

Объемные формы располагаются в пространстве с учетом трех координат, т.е. предмет, форма которого приближается к прямоугольному параллелепипеду, имеющему два равноценных измерения, может занимать три типовых положения по отношению к зрителю: фронтальное,, профильное или горизонтальное (рис. 10) [27].

Рис.10. Расположение формы в пространстве

Большое значение в восприятии форм имеет фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.) [30]. Когда элементы фактуры ясно различимы, они становятся уже рельефом (рис. 11). Фактура создает зрительный образ изделия и выступает одним из основных источников осязательной информации.

¦ ш ш ш т ш ¦¦¦«*¦

J""LHJ"U"*L Л/WUW дштмятюттяют

Рис.11. Различная степень фактурности материала

В восприятии формы важную роль играют текстура (наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала) и цвет (свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света) предмета [28]. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани.

Рельеф предмета и его трехмерная форма воспринимаются, прежде всего, благодаря градациям и переходам от более освещенных участков к менее освещенным. Отсутствие теней (бестеневое освещение) лишает округлую форму объемности.

По теории композиции [28] «светотень - свойство, характеризуемое распределением светлых и темных участков на поверхности формы» (рис.12)

17 [31]. Распределение светотени обусловлено формой предмета, рельефом

его поверхности и освещением. Светотень облегчает зрительное восприятие объема и рельефа, способна обобщить или расчленить объем или поверхность предмета.

у //7

а б

Рис.12. Градация светотени на поверхности: а - многогранника; б-цилиндра

Согласно [32], «цвет - свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света». Изменение цвета создает бесконечное его разнообразие. Цвет может быть использован в качестве активного композиционного средства.

Рис.13. Восприятие цветовых изменений
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24761.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.