У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Кумысные сосуды чороны XVIII—XIX вв
Количество страниц 120
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24788.doc 
Содержание Содержание
Введение 3

Глава I Деревянная посуда в традиционной художественной культуре якутов

§1. Истоки художественных традиций и мифологические представления якутов 11

§2. Общая характеристика типов, назначение и технология изготовления деревянной посуды 40

Глава II Кумысный сосуд чорон XVIII - XIX века. Происхождение и эволюция

§1. Характеристика и эволюция видов чоронов 83

§2. Орнаментальный комплекс чоронов XVIII - XIX ев 99

Заключение ИЗ

Глоссарий 116

Список сокращений 119

Библиография 120

Приложения

Введение



Введение

Актуальность темы. Народное творчество составляет историческую, сущностную, композиционную и технологическую основу современного декоративно-прикладного искусства.

Художественно-предметный мир, формировавшийся в глубинах этнической истории, источник, который должен рассматриваться с позиций среды бытования, его художественная форма синтетична, ее невозможно рассматривать вне этнографии, семантики, обряда, ритуала и мировоззрения.

Образы народного искусства близки и понятны, они воспринимаются, переживаются, как нечто родное, за каждым произведением стоит родовая память, преемственность творчества поколений народных мастеров. В якутском искусстве отразилось мифологическое восприятие мира, следование архаической традиции, имевшей практически-прикладную направленность и коллективную природу. Традиция в искусстве предстает как постоянно движущийся процесс, обновляющий и перерабатывающий предшествующий опыт.

Произведение народного художественного творчества - как органичное слияние духовного и материального, есть отражение мира, мировоззрения. Это и составляющая быта, выполняющая утилитарную функцию, и средоточие бесконечной множественности смыслов. Являясь выражением сознания в конкретно-чувственной форме, искусство — воспроизведение среды, которой оно рождено.

Деревянная посуда и утварь занимали важнейшее место в обиходе всех древних народов, в том числе тюркоязычных. Наиболее древние образцы обнаружены в Пазырыкских курганах (V-III вв. до н.э.). У многих современных народов ритуальная посуда из

дерева не используется, ее функции перенесены на изделия из других материалов (бронза, серебро).

Рассматриваемая в данной работе самобытная, оригинальная и самостоятельная область народного творчества — посуда из дерева является наиболее характерным образцом, сохранившим неповторимое своеобразие и специфические черты якутской культуры. Проблема изучения народного искусства особо значима для понимания основ традиционной культуры. Восстановление, сохранение и использование художественных традиций остается актуальной задачей наших дней, т.к. является источником для творчества современных мастеров.

Степень разработанности темы. В России научное изучение народного искусства ремесел, определение видов его бытования началось в конце XIX - начале XX вв. (П.Г. Истомин, B.C. Воронов, А.И. Некрасов). В советское время постепенно расширяются и углубляются исследования по художественной культуре, декоративно-прикладному искусству разных народов. В середине XX века проблемы теории и истории народного искусства разрабатываются в трудах П.Г. Богатырева, А.Б.Салтыкова, М.А. Некрасовой, Г.К. Вагнера, А.С, Канцедикаса. Искусству резьбы по дереву посвящены работы С.К. Просвиркиной, В.М. Василенко, А.К.Чекалова и др.

Среди письменных источников, непосредственно относящихся к ремеслу изготовления деревянной утвари якутов, значительна историко—этнографическая литература. Сведения о духовной и материальной культуре, бытовом укладе якутов мы находим в работах исследователей XVIII в., участников второй Камчатской экспедиции (И.Г. Гмелина, Я.И. Линденау). Якутские ремесла, изготовление различной утвари, выделка деревянной посуды

рассматриваются в освещаются в трудах А.Ф. Миддендорфа, Р.К.Маака. Интенсивность этнографического изучения Якутии возрастает во второй половине XIX века. Исследования данного периода связаны с именами Э.К. Пекарского, В.Л. Серошевского, В.В. Ливадина и др. Начало прочного разностороннего научного изучения материальной культуры якутов положено Сибиряковской экспедицией ВСОИРГО (1894-1896 гг.). Один из участников данной экспедиции, В.В. Ливадии, посвятил свое исследование изучению кустарных ремесел.

Археологические экспедиции, организованные в 1930-х годах Якутским областным краеведческим музеем им. Е. Ярославского (ЯГОМИ КНС), этнографические экспедиции (НИИЯК), публикация материалов по истории, фольклору внесли огромный вклад в изучение якутской культуры. Ценными источниками этого периода являются работы М.М. Носова (1936-1948 гг.), художника-этнографа, оставившего обширный иллюстративный материал. Используя археологические и музейные материалы, исследователь по оригинальным образцам составил альбомы — атласы (акварельные рисунки), состоящие из пяти разделов по материальной культуре и прикладному искусству якутов XVII-XIX веков, в том числе и по деревянным изделиям. Якутская культура XVIII века освещается в работе И.В. Константинова, в ней деревянной посуде посвящен отдельный раздел. Монография А.И. Гоголева, содержит обширный археологический материал, значительно обогативший

представления о материальной культуре якутов XVI - XVIII веков.

Исследователями якутского орнаментального искусства отмечено многообразие форм и сложность его развития (С.В.Иванов, А.И. Гоголев, Т.П. Тишина). Орнаментальные и изобразительные традиции якутов излагаются в фундаментальном

обобщающем исследовании СВ. Иванова. Работы СВ. Иванова отличаются глубиной охвата, оставаясь самым всесторонним, широким исследованием орнаментального наследия народов Сибири. Его труды построены на музейных коллекциях XIX — первой четверти XX вв.

Специально изучению якутского орнамента, как элемента изобразительной культуры, посвящены многочисленные статьи Т.П. Тишиной. Представляют научный интерес иллюстрированные альбомы якутских орнаментов, составленные народным мастером Б.Ф. Неустроевым, собранные им орнаментальные мотивы систематизированы по типологическому принципу.

Важным событием для изучения народного искусства стал выход в свет монографии И.А. Потапова «Якутская народная резьба по дереву». Работа стала примером совершенно нового, комплексного изучения данной темы. Обобщающий труд содержит ценный материал о видах деревянных предметов в быту якутов, хронологически охватывает длительный период XVI1-XX вв. На обширном сравнительном материале, путем стилистического анализа, автор раскрывает эволюцию видов деревянной посуды, утвари, игрушек, всесторонне анализирует формы изделий, составляет типологию, принципы декорирования, виды резьбы и технику изготовления, дает классификацию чоронов.

Видам якутского декоративно-прикладного искусства, вопросам художественных стилевых характеристик посвящены отдельные статьи искусствоведов И.А. Потапова, В.Х. Иванова, З.И. Ивановой-Унаровой, Р.С Гаврильевой и др. Публикация в последние годы содержательных монографий по декоративно-прикладному искусству (Гаврильевой Р.С. по традиционной одежде народа саха, В.Х. Иванова о взаимовлиянии декоративно -

прикладного искусства народов Северо-Востока Сибири, А.И. Саввинова о традиционных ювелирных украшениях якутов), значительно обогатили научную базу историко-этнографических, культурологических, искусствоведческих исследований. Особый интерес представляют работы по семантике традиционного искусства якутов (Р.С. Гаврильева, Л.Л. Габышева, Е.Н. Романова и

ДР-)«

Объект исследования: якутская традиционная деревянная

посуда XVTII-XIX веков в коллекциях народного и декоративно-прикладного искусства Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского, Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования: художественное своеобразие якутской деревянной посуды, эволюция стиля ритуального кумысного сосуда чорона XVIII-XIX вв.

Цель работы - изучение художественных особенностей изучение художественных особенностей традиционной деревянной посуды и кумысного сосуда чорона как центрального элемента якутской деревянной посуды

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

проанализировать истоки возникновения

художественной традиции создания якутской

деревянной посуды;

охарактеризовать якутскую деревянную посуду,

уточнить ее классификацию;

провести сравнительный анализ образцов кумысных

сосудов XVIII и XIX вв;

изучить орнаментальный комплекс кумысных сосудов

чоронов XVIII - XIX вв;

на основе анализа форм и орнамента чоронов

атрибутировать ряд образцов из коллекций ЯГОМКНС и

НХМ PC (Я)

Эмпирическую базу исследования составили коллекции деревянной посуды - кытыйа (чаши), чороны (кумысные сосуды), кенкелей (воронки), хамнатар (мутовки), усаайах (кумысные ковши), матаарчах (сосуды для молочных продуктов), кэриэн ымыйа (круговые кумысные сосуды) и маллаах исит (коробки для хранения мелких принадлежностей), хранящиеся в собраниях Якутского Государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера PC (Я) им. Е. Ярославского и Национального художественного музея PC (Я).

Методология исследования основывается на фундаментальных трудах историков и теоретиков народного искусства (В.М. Василенко, М.А. Некрасова, И.А. Потапов и др.)» археологов и этнографов (А.П. Окладников, А.И. Гоголев, и др.)> исследователей мифа и символа (К. Леви - Стросс, В.Н. Топоров, М. Элиаде и др.).

Основной метод настоящей работы заключается в описании, сравнительном анализе различных типов источников, из смежных областей научного знания, таких как искусствоведение, археология, этнография, история. Тема исследования обусловливает необходимость использования междисциплинарного подхода, так как предметы народного творчества являются, с одной стороны памятниками материальной культуры, а с другой как любое художественное произведение отражают мировоззрение своих создателей, являясь специфическими носителями идеологической информации. В работе применяются общенаучные методы анализа,

сравнения, базовые методы искусствоведческого анализа, семиотический метод.

Научная новизна исследования заключается

в анализе истоков возникновения художественной

традиции создания якутской деревянной посуды;

в общей характеристике якутской деревянной посуды и

уточнении ее классификации;

в осуществлении сравнительного анализа образцов

кумысных сосудов XVIII - XIX веков;

в исследовании орнаментики кумысных сосудов;

во введении в научный оборот ранее не опубликованных

памятников из коллекций крупнейших республиканских

музеев ЯГОМИКНС, НХМ PC (Я);

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при дальнейшем искусствоведческом анализе наследия народного творчества якутов, в музейной практике, в работе по учету и хранению памятников. Материалы исследования могут быть использованы в курсе лекций «Якутское народное искусство» в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства

Апробация работы: основные положения и результаты проведенного исследования отражены в докладах на II международной научно-практической конференции «Диалог: музей и общество» посвященной 75-летию Национального художественного музея PC (Я) (Якутск, 2003);

В Форуме научной молодежи (Якутск, 2003), и II международной научно-практической конференции «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2004), а также в 4 публикациях общим объемом 1,5 п. л.

Основные положения, выносимые на защиту:

> Традиции и особенности изготовления деревянной посуды уходят корнями в раннекочевнический пласт формирования якутской культуры и связаны с традициями тюркоязычных народов Южной Сибири.

У Формы деревянной посуды обладают устойчивостью и служат материалом для реконструкции этногенеза якутской культуры.

> Изменения форм кумысного сосуда свидетельствуют об изменениях, происходящих в якутской культуре в целом.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, библиографии и приложения (иллюстраций).

ю

Глава 1 Деревянная посуда в традиционной художественной

культуре якутов

§\. Истоки художественных традиций и мифологические

представления якутов

Большинство предметов, окружающих человека возникают из необходимости. Проделывая долгий исторический путь и находясь в незримом диалоге с человеком, они меняют свой облик, трансформируются под влиянием среды, совершенствуется их форма, материал.

Предметный мир в своей основе представляет четыре основных типа: укрытия, орудия труда, емкости, оружие (Г. Земпер 1970. - С. ПО). С одной стороны вещь, удовлетворяет первые необходимые нужды человека, с другой - нельзя лишь с этих позиций объяснить существование многих вещей одной лишь полезностью потому, что "человек создавал не только необходимые жизненно вещи, но и то что представляется избыточным, даже лишним с точки зрения жизнеобеспечения - вещи образующие духовный слой культуры - символы, ритуальные вещи, статуэтки и др." (В.Н.Топоров 1994. - С.12).

Отмечая особенности архаичного сознания, В.Н. Топоров пишет что "есть все основания оспаривать распространенную точку, зрения согласно которой следует уже для ранних стадий культуры различать "реально" функциональные вещи (вещи — инструменты, орудия) и "мнимо" функциональные вещи (вещи ритуального назначения, лишенные свойства "реальной полезности" (Там же. - С. 13). С этой точки зрения первоначальным престижем обладают вещи "идеальные" т. е. ритуальная вещь первична, (она больше "действует" чем "используется") ибо "для архаичного сознания

и

высшим престижем обладает то, что сакрально, а сакрально то, что космологично" (Там же. - С. 13).

В традиционной культуре любого народа посуда - это древнейший артефакт, отражающий особенности архаического сознания. Это - универсальная в смысле всеохватности, всеобщности вещь, связанная с жизненной необходимостью. Она непосредственно связана с пищей, с биологической "уязвимостью", первейшей потребностью человека. Пища - это жизнь, ее употребление - это значимый символический обряд. «Еда есть религиозный акт воссоединения человеческой плоти с космосом родной природы, национальным божеством» (Г.Д. Гачев 1998. -С.107).

Известно, что вся пища, помещенная, в древних погребениях, предназначалась уходящему в иной мир. Это можно интерпретировать как "еда на дорогу", "угощение умерших предков", которые встретят умершего в том мире. Вероятно так же, что разложенная на блюдах еда, напитки разлитые в сосудах могли быть подношением божеству. "Еда и напитки в погребении — это своего рода приглашение к застолью, а любое застолье считалось местом общения с богами" (П.Ю. Уваров 1999. - С. 98), "принятие пищи - акт причащения сакральному (Б. Малиновский 1998, С.45). В этом смысле во всех древнейших культурах для человека с мифологическим сознанием посуда становится сакральным посредником, освящающим пищу, подготавливающим ее к внутреннему употреблению.

Изобразительное искусство и в целом творчество как сугубо индивидуальный, интимный акт - феномен индивидуального сознания и связан с появлением "культурного героя" на рубеже распада мифологического сознания. В свою очередь, народное

12

искусство — это феномен коллективного сознания, когда вещь несет на себе печать "соавторства" многих поколений предшественников. Это искусство целостно — одновременно изобразительное, декоративное и прикладное.

В древних цивилизациях (греческой, индийской) под искусством понималась любая хорошо выполненная искусная работа, будь то керамический сосуд, оружие, изваяние и т.д. В ремесле не разделялись понятия материальной и художественной деятельности. Например на санскрите "shilpa" означает: умение, искусство, ремесло, статуя, здание, рисунок, украшение. В якутском языке слово уус одновременно могло обозначать уус - род, уус -кузнец, уус кики - талантливый человек умеющий создавать прекрасные вещи, уус —уран - художественный. "Простой глиняный кувшин, в котором носили воду из колодца, и изваяние, которому поклонялись, были для индийцев в равной степени "шилпа" (В.Г. Власов, 2002. - С.707), т. е. во всех вещах созданных руками человека органично слиты и материальное, и духовное -утилитарное, и эстетическое, и художественное.

Принято считать, что народное искусство как исторически сложившийся художественный пласт сменяет предшествующее этническое искусство. В этом отношении закономерен вопрос, что значит "этническое в искусстве» и "народное искусство"? Понятию "этническое в искусстве» часто придается значение любого проявления национальной специфики. В определенном смысле "этническое" носит во многом замкнутый и локальный характер, обозначая культуру "почвы" и "крови", оно непосредственно указывает на связь с родовыми отношениями.

Вместе с тем между понятиями «этническое искусство» и «народное искусство» нельзя провести четкой границы. Народное

13

искусство, органично сливаясь и растворяя в себе этническое «становится общим для социумов, идентифицирующих себя как единую «народность» (И. Лисаковский 2002 - С.58). С другой стороны народное искусство шире понятия "этническое", т. к. включает в себя элементы не только этнические, специфические но и общечеловеческие. Народное творчество которые мы понисаем как синоним понятия народное искусство определяется как «тип синтетического искусства изначально связанный с деятельностью человека, представляющий одновременно материальную и духовную культуру». (Изобразительное и декоративное искусство 1999, С.375). В данный термин вкладывается несколько значений. Первое: народное творчество (автохтонное т.е. вернакулярное от лат. vernaculum - местный, туземный, родной) как исконное, изначально присущее какому - либо этносу, народности. Второе значение сближает народное творчество и самодеятельное искусство. Третье значение вытекает из предыдущих, сближает понятие народного творчества или наивного примитивного искусства (В.Г. Власов 2000, С. 708). С данными формулировками следовало бы согласиться, но, в - первых народное и самодеятельное творчество не идентичны, во - вторых, эти формулировки даются в сопоставлении с народного с профессиональным, академическим искусством.

На самом деле, народное искусство как явление целостное, как уже отмечалось, - это цельный художественный пласт культуры. М.А. Некрасова выделяет четыре слоя существования народного искусства, которым соответствуют четыре слоя культурной традиции.

Первая форма «охватывает народное искусство, не вычлененное из своего этнографического бытования, связанное с породившими его национальным, социальным укладами жизни»;

14

вторая форма - коллективное творчество на основе общности промысла, развивающего традиции; третья форма - творчество мастеров сохраняющих традицию, близкая к самодеятельному искусству; четвертая форма - это организованные мастерские, профессиональное искусство, форма в которой функционирует народное искусство в производственных коллективах" (М.А. Некрасова 1986. - С. 70). «Важно отметить - пишет М.А. Некрасова, - что в развитии двух первых форм и третьей действует, как правило, врожденное пластическое видение мира, опыт наследуемого мастерства».

Якутскому ремеслу создания изделий и посуды из дерева соответствует первая форма, в которой народное творчество предстает «не как собрание ремесленных навыков, а прежде всего как образ мира, живой в народном сознании» (Там же. -С. 75)

Народное искусство развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции, являющейся «формообразующим началом, связывающим современность с прошлым» (Изобразительное и декоративное искусство 1999. -С.378).

Важнейшая особенность народного искусства - авторская обезличенность, доминирование коллективного опыта. «Коллективность как свойство, имманентно присущее народному творчеству, означает прежде всего то, что в нем содержится коллективный художественный опыт всего народа на протяжении его истории, за каждым народным мастером всегда стоял коллективный опыт многих поколений людей, иначе говоря, в народном искусстве получает воплощение отшлифованный веками художественный вкус носителя коллективного опыта — народа» (В.Х. Иванов 1994, С. 145).

15

Коллективность определила устойчивость и консерватизм народного искусства, но в то же время, эти качества народного искусства - не означают неподвижности. Под воздействием внешних и внутренних факторов искусство обогащается, заимствует элементы других художественных культур и традиций, запечатлевая непреходящее, то значительное, ценное, которое, сохраняясь, становится основой нового.

Это творчество, в котором образная структура сохраняет изначальный образ, входящий в синтез с его вариациями и новыми элементами. "Синтез заложен в самой образности, в единстве, художественной цельности произведения, в принципах формообразования, где определяющим служат родовая сущность и функция" (Изобразительное и декоративное искусство 1999. - С. 374).

Синтетичность формы народного искусства проявляется в единении пластического, живописного, графического и архитектонического начал. «Так же, как и в песенно-поэтическо -танцевальном виде народного творчества, в изобразительном искусстве в одном и том же произведении присутствуют живописные, графические и скульптурные приемы; эстетическая и художественная функции неотделимы от утилитарной, обрядовой, мемориальной, дидактической, вотивной» (В.Г. Власов 2000, С.711). Народное творчество всегда бифункционально, связано как отмечалось, с материальной жизнью.

Декоративно - прикладное искусство чрезвычайно тесно связано с народным искусством, но не тождественно ему.

В декоративно - прикладном искусстве составляющие художественного образа можно представить как взаимосвязь признаков двух категорий: внешних (форма проявления, внешние

16

свойства) и внутренних (содержание). Целостность формы предмета, выражающей, способ его организации и способ существования в контекстах среды и культуры, выступает как материальное воплощение информации, как носитель эстетической и художественной ценности.

При создании и восприятии художественного образа основными выразительными средствами выступают: конструкция, форма предмета, материал и способы обработки, цветовые качества, декоративно-орнаментальные средства. Элементарные формы архаичных бытовых предметов с течением времени под влиянием развития технологий совершенствуются, видоизменяются. На форму предмета особое влияние оказывает материал изготовления. Орнамент в народном искусстве — один из главных и в большинстве образцов единственный декоративный элемент оживляющий поверхность. Выступая в единстве с художественной формой, орнамент сообщается с целевым назначение*м предмета.

Таким образом, форма, материал, цвет и орнаментально-декоративные средства в предмете органически связаны между собой, составляя единое целое. «Содержание же художественного образа может быть названо идеальным в реальном» (Д.Н. Дорогова 1970. - С. 27). Идеальное заключается в духовной наполненности предмета. «Это содержание несет особого рода информацию. Она обращена к человеку, который узнает, вычленяет содержание художественной информации в предмете, по-своему интерпретирует ее, соотносит с утилитарными свойствами предмета. При этом та духовная информация или идеальное, которым наделен данный образ, выступает как специфическое отражение, характерное для искусства как формы сознания. Основой ассоциаций, наполняющих образ определенным содержанием выступают социальные,
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24788.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.