У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века
Количество страниц 131
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24792.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ... 3

ГЛАВА 1. История появления католических орденов в Мексике. Их географическое, историческое и политическое продвижение...16

ГЛАВА 2. Сложение раннеколониальной культовой архитектуры Мексики. Взаимовлияние древнеамериканских и испанских традиций зодчества...38

ГЛАВА 3. Особенности типов орденских храмов

провинциальной Мексики: францисканских,

доминиканских, августинских...79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 122

БИБЛИОГРАФИЯ... 131

ПРИЛОЖЕНИЕ: Альбом иллюстраций

Введение



Введение

Предлагаемая работа посвящена малоизученному в отечественном искусствоведенир! материалу - провинциальной культовой архитектуре Мексики 16 столетия. Интерес к теме вцзван уникальностью этого явления, его последующим значением для формирования национальных традиций в мексиканском искусстве и зодчестве.

Культовое зодчество Мексики 16 века до сих пор не получило серьезного и должного исследования. Оно рассматривалось преимущественно в контексте всеобщей истории архитектуры Мексики. Вместе с тем исчезающие памятники зодчества 16 века, представляющие раннеколониальный период в истории развития мексиканского культового искусства, не только имеют историческую ценность, но в не меньшей степени обладают художественной значимостью.

Сложение национальной художественной традиции в архитектуре Мексики заняло очень короткий отрезок времени — вторую треть 16 — начало 17 века. Он был отмечен синтезированием местной древнеиндейской традиции зодчества с привлеченными стилистиками европейского искусства Средних веков и эпохи Возрождения. Ярче

всего это проступило в церковной архитектуре, так как главные процессы новой жизни протекали в сфере культа.

Колонизация и евангелизация туземного населения Новой Испании происходили почти одновременно. В распространении христианства в Новом Свете приняли участие монахи трех нищенствующих орденов - францисканского, доминиканского, августинского, прибывших сюда буквально друг за другом. Они разворачивали свою деятельность в регионах, отмеченных массовым проживанием местного населения, а потому памятники, изученные в настоящей работе, относятся к типу провинциальных.

В них нет парадной репрезентативности, свойственной столичным храмам, нет модной обращенности к ведущим стилям современного искусства. В рассмотренных монастырских комплексах, а именно они были характерными культовыми объектами провинциальной Мексики, проявились черты сурового быта, особенных условий протекания колонизации языческого населения, имевшего долгие и самобытные традиции, с которыми по необходимости приходилось считаться испанцам и миссионерам-католикам. Поэтому выработанные

утвердившиеся здесь типы архитектурных сооружений отвечали тем не простым условиям, в которых приходилось работать монашеству, и являлись памятниками той суровой действительности.

Мексиканские культовые сооружения 16 столетия не только соответствовали духу своего времени, но pi служили столько, сколь долго сохранялись эти условия. Роль монашества в процессе христианизации индейского населения очень велика. Монахи сумели за короткий период обратить в католическую веру многомиллионные массы языческого населения. Время их деятельности в Новой Испании определяется этой активной миссией и ограничивается 16 веком. С выполнением программы христианизации индейского населения в общем, испанские власти по существу упразднили в Мексике институт монашества. С тех пор опустели разбросанные по территории страны монастыри раннеколониального периода, до настоящего времени идет окончательный процесс их разрушения и разграбления.

Таким образом, не только монашеская миссионерская деятельность в Мексике имела компактные хронологические рамки, но и сами монастырские комплексы 16 столетия оказались памятниками очень целостной по характеру культуры. Они стали очагами формирования национальной традиции в архитектуре Мексики.

Настоящая работа ставит своей целью раскрытие этого процесса в

его основных характерных и значимых для искусства чертах.

i

Монахи нищенствующих орденов реализовали на землях Новой Испании свои программы, служили и жили соответственно уставам. Они

обустраивались, придерживаясь своего традиционного уклада. Это понятие включало в себя выработанные нормы поведения, ведения привычного быта, искреннее служение своим идеям. Аскетический образ жизни заставлял оставаться их приверженцами и сложившихся типов внешней атрибутики и символики, что в первую очередь относится к типам храмов и их убранству, которые стилистически базировались на романской традиции.

Для большей результативности работы по христианизации индейского населения предполагались поиски духовных связей с паствой, изучение сложившихся привычек, менталитета воспитанного на язычестве народа. Все это принималось во внимание как данность, с которой необходимо было считаться. Умение миссионеров работать в сложных ситуациях дало видимые результаты. Свидетелем достигнутого во все времена остается культура, образовавшаяся в этом процессе и ее зримое воплощение - искусство. В такой культуре ассимилируются материнские типы, укрепленные элементами внутреннего соответствия друг другу. Новая мексиканская культура, как видно из исследования, зафиксировала не только прививку европейского опыта, но и сохранение локальной художественной традиции. Разноуровневые по стадиальности развития эти два начала пребывали в рассматриваемое время в процессе формирования единого организма мексиканского искусства.

Несмотря на то, что аскетичность романской архитектуры, принятой за основу в мексиканском зодчестве 16 века, в целом соответствовала духу самой акции, идентичной той, что протекала веками раньше в Европе, на этой земле она обрела дополнительные специфические черты. На благо утверждавшемуся католицизму заработал местный фактор, давший прочную жизнь в дальнейшем этому начинанию. Христианизация аборигенов происходила на почве сложившихся здесь культурных традиций, соотнесенных с привнесенными влияниями. Процесс этот был сложен, неоднозначен,

I

так как материнские - испанская и индейская культуры находились на разных стадиях общественного развития. И, тем не менее, гуманистические принципы раннего Возрождения, романская суровость и языческая лапидарность древнеиндейского искусства стали основой нового культурного образования.

Монашество утверждалось в Новой Испании в привычных ему формах. Но при этом оно привнесло на континент такие типы европейских храмов, которые оказались соотносимы с традиционными принципами миропонимания, характером художественного восприятия индейцев. В формировании монастырских комплексов, наряду с сохранением всех присущих католическому ритуалу обязательных моментов, проявились глубинные принципы организации храмового

пространства, свойственные древним индейцам. Здесь неожиданно храм оказался не для всех, а в основном для самих монахов, тогда как для прихожан выделялась площадь перед храмом атрио. Вот на таких встречных движениях формировалась новая культура.

В тот начальный период ярче всего складывающуюся общность

i

двух составляющих демонстрировала провинциальная культовая архитектура. Создаваемая для многомиллионных масс индейского народа, она стала начальным периодом в становлении национальной художественной школы зодчества Мексики. В дальнейшем ее самобытное развитие будет соответствовать стилям искусства, но в ней всегда будут присутствовать элементы духовной и творческой работы, проделанной в момент первого столкновения таких разных и самобытных культур, как индейская и европейская.

Главным импульсом к работе стали личные впечатления автора, знакомство со многими еще сохранившимися памятниками. Тема диссертации определилась в ходе знакомства с культовыми комплексами во время проведения реставрационных работ.

В дальнейшем были изучены многие современные публикации мексиканских историков, использованы материалы архивов Мехико, изучена специальная литература на испанском и русском языках.

Базовый трудом явилась MOHoq:m(f)n# Джорджа Кублера «Мексиканская архитектура 16 века». Американский ученый впервые дал обобщающие сведения о зодчестве Мексики 16 века, представил различные направления в архитектуре, типы строений. Им была проделана бесценная работа по фиксации памятников, сложению целостной картины развития мексиканской архитектуры. В ней не ставились задачи искусствоведческого анализа, как отдельных памятников, так и явления в целом. Она носит исторический характер. Однако даже в такой обобщающей работе, где главным итогом представляется создание энциклопедического свода данных, не все имеющиеся на сегодняшний день памятники нашли отражение. Вместе с тем, впервые изданная в 1940-е годы, эта книга остается до сегодняшнего дня непревзойденной по охвату материала и зафиксированности многих сведений по отдельным памятникам.

В отечественной науке этот период мексиканской культуры и архитектуры был освещен в ряде публикаций общего характера в начале второй половины XX века.

Обращение к мексиканскому искусству было вызвано в те годы огромным интересом к доклассическим цивилизациям.

Древнеамериканская культура оказалась в центре внимания исследователей тех лет. Так появились работы Р.В.Кинжалова,

10

И.Голомштока, тогда же состоялась в нашей стране выставка «Искусство Мексики от древнейших времен до наших дней», организованная мексиканской стороной и снабженная каталогом. Вступительная статья к нему Ф.Гамбоа достойно представила экспозиционный материал и показала заинтересованному советскому читателю то значение, которое придают национальной культуре специалисты Мексики, ее прошлому и сохранению традиций современными художниками и ремесленниками.

В те же годы выходят в свет и сборники научных трудов со статьями разных авторов, направленных на многостороннее освещение культуры Мексики. Таким стал сборник Академии наук СССР «Культура индейцев». Предложенные в нем разнообразные материалы позволяли отечественному читателю познакомиться с древнейшей цивилизацией, оценить вклад коренного населения Америки в мировую культуру.

Публикации, касающиеся непосредственно искусства

колониального периода Мексики и конкретно рассматриваемого материала, нашли место главным образом в специальных академических изданиях: «Всеобщая история архитектуры», «Всеобщая история искусств» и т.д. Г^лавы, посвященные искусству Латинской Америки, были написаны ведущими в те годы отечественными специалистами -

11

Т.П.Каптеревой, Е.М.Томиловской, Е.И.Кириченко. Кроме того, Кириченко уделила внимание мексиканской архитектуре в ряде статей и в монографии «Три века искусства Латинской Америки». К сожалению, все перечисленные работы носили обзорный характер, и 16 век оказался наименее представленным в них.

Этот период, как в зарубежной, так и отечественной литературе остается до сих пор наименее разработанным. Неброскую ценность его архитектуры затмили декоративно насыщенные храмы 17-18 века. Вместе с тем, изученный материал оказался полезным, так как позволил увидеть целостную картину культурных и художественных процессов доколониального и колониального периодов Мексики. Все изученные библиографические материалы способствовали выработке методики

I

исследования настоящей проблемы. '

Предметом настоящего исследования стало провинциальное культовое зодчество Мексики 16 века. Оно представлено монастырской архитектурой трех нищенствующих орденов - францисканцев, доминиканцев, августинцев, работавших с одним контингентом, но несколько индивидуально презентовавших себя. Особенности монастырских комплексов запечатлели их своеобразия.

12

Цели и задачи исследования заключены не только в воссоздании целостной картины исторического и художественного процессов, но и систематизации материала по выявленным типам культурных традиций. Одной из задач работы стало определение путей сложения единой национальной школы мексиканской архитектуры, формируемой тремя типами монашеских орденских комплексов. Особое место в диссертации занимает выявление конкретной роли каждого из трех монашеских орденов, участвовавших в духовных процессах мексиканского общества раннеколониального периода. Эти процессы, в первую очередь,

отразились в национальном культовом зодчестве. Любопытно, что в

i

архитектуре каждого ордена устойчиво проявлялись определенные, присущие только ему характерные черты.

Научный интерес к проблеме диссертации был вызван важностью происходившего в национальной культовой архитектуре, а также отсутствием исследований искусствоведческого характера по заявленной теме. Обозначенная проблема входила составной частью в исследования общего характера мексиканских, американских и отечественных авторов на протяжении всего XX столетия и решалась в других аспектах, в основном в историческом,

Уходящий полевой материал - разрушающиеся и исчезающие орденские храмы 16 века требуют настоятельного научного изучения и

13

осмысления явления. Научная значимость пересекается с практической потребностью - мексиканская музейная и реставрационная деятельность нуждаются для сохранения национального культурного наследия в современных исследованиях по данному вопросу.

При исследовании материала использована методология искусствоведческого анализа, привлечены типологические сравнения. Работе присущ комплексный характер, в котором нашли место исторические, культурологические принципы рассмотрения материала.

Обозначенные в названии исследуемой темы временные рамки шестнадцатым веком представляются оправданными. Этот период является целостным для выявления характерных признаков раннекатолического зодчества Мексики. Хронологические рамки исследования - первая треть 16 - первая треть 17 веков определены временем прихода монашеских орденов в Новую Испанию и окончанием процесса христианизации индейского населения в целом, а также завершением строительства ранее начатых монашеских монастырей, которые типологически и исторически относятся к исследуемому периоду. После прерывания монашеской деятельности на территории современной Мексики, заканчиваются все действия, связанные с развитием монастырской культуры трех «бедных орденов».

14

Настоящая работа является первой попыткой научного анализа мексиканской провинциальной культовой архитектуры 16 века в отечественном искусствоведении. В ней впервые анализируются культовые памятники провинций Мексики, имеющие первостепенное значение для понимания художественных процессов. Архитектура этого типа более, нежели столичная, выразила ведущие тенденции своего времени. В ней фактор стихийности более очевиден, тенденции на сближение двух культур не носили волевого характера, были естественны. Именно поэтому провинциальная архитектура мексиканских провинций - материал до сих пор неоцененный в должной мере - является исходным для сложения национальных традиций страны. При этом исследователем сделана попытка классифицировать раннеколониальную монастырскую архитектуру Новой Испании по принадлежности к разным монашеским орденам, определить их особенности.

Результаты научного исследования могут быть использованы в дальнейших изысканиях по данной проблеме, а также представят исходный материал для практики музеев, будут востребованы в экскурсоводческой, преподавательской и реставрационной работе.

15

Результаты исследования уже были апробированы автором в работе по консервации и реставрации храмов Мексики, а также изложены в ряде печатных работ.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения; снабжена библиографией, приложением в виде альбома иллюстраций.

Глава 1.

История появления католических орденов в Мексике их географическое, историческое и политическое движение.

Внедрению католических орденов в Мексике предшествовало ее политическое завоевание Испанией.

Это произошло 4 марта 1519 года, когда Эрнандо Кортес1, испанский конкистадор, служивший на Кубе, возглавил завоевательный поход. В его распоряжении было 11 кораблей, 600 солдат, 16 лошадей и несколько пушек. Это было время, когда испанцы Эспаньолы мечтали о несметных богатствах земли индейцев по другую сторону Карибского

I

моря.

I

Флотилия Эрнана Кортеса обогнула полуостров Юкатан, вошла в устье Рио-Табаско и захватила город Табаско. Кортес основал новую испанскую колонию Виракрус, провозгласил себя капитан-генералом и сжег корабли, лишив свой отряд возможности отступать. Местные индейцы высказали покорность испанскому королю, но большими богатствами они не обладали. От них конкистадор узнал о находившейся внутри материка сказочно богатой Ацтекской империи. Обретя в лице местных жителей союзников, которые приняли Кортеса за языческого бога Кецалькоатля, он направился походом на ацтекскую столицу

17

Теночтитлан! Индейцы снабдили испанцев продовольствием и дали проводников.

В 1521 году Теночтитлан был взят испанцами, верховный жрец ацтеков Монтесума погиб, а его преемник превратился в заложника Кортеса. Таким образом, одна из богатейших древнеиндейских цивилизаций стала провинцией Испании.

Испанцы на завоеванных землях[открыли для себя иную культуру,

i

были шокированы варварскими ритуалами индейцев. Теночтитлан они сравняли с землей, храмы и дворцы взорвали, а камень использовали для строительства церквей и вилл. Такими демонстративными действиями они добивались эффекта политического превосходства.

Приверженность язычеству искоренялась теми же варварскими методами. За эти годы значительно уменьшилась численность населения. Туземцам было запрещено писать на родном языке. Подлежало уничтожению все, что было связано с древними ритуалами. Крупные предметы, скульптуру, которые нельзя было сжечь или расплавить, испанцы зарывали, чтобы нейтрализовать их вредное влияние. Большинство населения насильно обращали в христианство. Таким образом, история христианизации Мексики происходит почти одновременно с ее политическим завоеванием.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24792.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.