У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Эвристические методы в исследовании композиции произведений изобразительного искусства
Количество страниц 140
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24818.doc 
Содержание Введение...2

Глава 1. Эвристика и проблемы теоретического изучения вопросов композиции в изобразительном искусстве...11

1.1. Из истории развития методов эвристического исследования проблемных вопросов

композиции...12

2.1. Об эффективности использования эвристических методов при исследовании композиции

в изобразительном искусстве...22

3. 1. Элементы психологии восприятия в структуре эвристических методов исследования композиции...38

4.1. Методы эвристики в композиционном анализе произведений живописи...45

Выводы по первой главе...69

Глава 2. Эвристические методы в исследовании композиционно-художественных средств изобразительного искусства...70

1.2. Эвристические методы в исследовании функциональности и масштабной значимости

композиционного целого и его частей...82

2.2. Структурно-пластические характеристики композиции картины и вопросы применения

эвристических методов в их исследовании...87

3.2. Ритмо-пропорциональные отношения композиции и ее частей как предмет исследования

картины методами эвристики...103

4.2. Анализ тектонических взаимодействий элементов асимметричной композиции методами

эвристики...116

5.2. Вопросы исследования гармонии контрастов и цветотональных отношений методами эвристики...124

Выводы по второй главе...135

Заключение...136

Глоссарий...138

Библиография...140

Введение



Введение

Проблемы композиции в изобразительном искусстве всегда были и до сих пор находятся в центре внимания художников-практиков и теоретиков искусства. Над их решением издавна работали художники, ученые и педагоги. Однако сравнительно недавно эти проблемы определились в самостоятельную область научного знания - теорию композиции. Как наука теория композиции находится в тесной взаимосвязи с историей искусства, которая служит для нее как бы «развернутым фоном». Теория композиции имеет свои задачи - комплексное изучение предмета композиции, как явления искусства, что в свою очередь требует включения в ее структуру целого ряда наук: философии, эстетики, истории, социологии, психологии, математики и других наук.

По этому поводу в одной из своих работМ.С.Каган писал: «... многообразие научных подходов к изучению искусства не только оправдано, но необходимо, однако плодотворность его комплексного исследования обуславливается не самой множественностью познавательных углов зрения, но их скоординиро-ванностью, согласованностью, взаимосоотнесенностью как выражением теоретически обоснованного «разделения труда» между всеми изучающими искусство науками. А это «разделение труда» детализируется строением познаваемого ими совместно объекта, которое может быть выявлено лишь при его целостном рассмотрении...»1.

Совершенство произведения изобразительного искусства - социально-культурное качество, имеющее смысл только в рамках данных общественных отношений и данной культуры, так как отражают эстетические и этические принципы миропонимания данного общества в данный исторический период.

Категории композиции отражают особые культурные формы творческой и исследовательской деятельности, которые в процессе исторического развития общества приобрели универсальное значение и эстетический смысл. Трактовка

Каган М С. Методологические проблемы современного искусствознания. - Л.: 1980 - С. 51 — 52

3

категорий композиции имеет принципиальное значение для проблематики теории композиции. Методологический подход к определению содержания кате-

• горий композиции - через анализ их социально-культурного смысла, открывающегося различными сторонами в разные исторические эпохи, поможет найти точки соприкосновения между прошлой и современной культурой.

В настоящее время состояние науки «теории композиции» характеризуется разработкой лишь отдельных теоретических вопросов, посвященных генезису композиционного формообразования. Отсутствие системы комплексного анализа композиции, Неразработанность логико-методологических основ теории композиции требует привлечения специальных методов теоретического обоб-

* щения накопленного опыта и формирования научных взглядов на фундаментальные вопросы искусствознания в ситуации нового исторического этапа, предоставившего некоторую свободу в научном осмыслении формально-содержательного аспекта художественно-композиционного творчества.

На основе целостного философского охвата всей динамики искусства теория композиции создает свою логику, свои законы и формирует свой понятийный аппарат, свою методологию, а также объективные критерии понимания искусства.

Творчество художника - это всегда открытие, в котором разрешается противоречие между устоявшимся известным: коллективный опыт предшествующих поколений; и новым неизвестным: индивидуальный опыт художника, что и приводит к поиску нового смысла. Поэтому художник, участвующий в дальнейшем развитии теории композиции неизбежно стремится обогатить имеющийся у него фонд теоретико-методических знаний. Методы эвристики особенно близки ему, так как являясь способами активизации психических процессов, способствующих возникновению новых суждений и идей, во многом сродни художественному творчеству.

Меняются времена, меняется понимание выразительно-смысловой структуры произведения. Произведение искусства всегда имеет духовно-ценностную

4

ориентацию и каждое время расставляет свои акценты. В связи с этим М.В.Алпатов писал: «... главные открытия ждут современного искусствоведа не столько на чердаках и в кладовых [...], сколько в музейных залах, где выставлены широко известные, но до сих пор еще недооцененные шедевры» . Проходят столетия, но с течением времени картина не утрачивает своего индивидуального «генетического кода», неоднозначность прочтения которого и побуждает искусствоведов к последующему познанию как эвристическому открытию законов художественного творчества. Искусствовед, исследующий различные вопросы изобразительного искусства, всегда устремлен к тому, чтобы найти наиболее эффективные методы анализа результатов художественного творчества, приблизиться к познанию сущности законов красоты. Методы эвристики ожидаются им как новый мыслительный «инструментарий» в его научно-творческих изысканиях.

Современная педагогика, занимающаяся воспитанием и обучением художественному творчеству, также нацелена на поиск таких педагогических методов, которые способствовали бы развитию творческого мышления студентов - основы практической работы над учебными заданиями по специальным художест-венным дисциплинам, а также при обучении молодых художников теории композиции. Методы эвристики во многом имманентны педагогическому процессу подготовки художников изобразительного искусства.

Специалисты смежных с изобразительным искусством областей знаний постоянно проводят параллели, наводят «мостики», позволяющие им использовать принципы композиции в решении задач, например, эстетики, психологии искусства, художественной культуры. Широта научного пространства, требуя от исследователя обстоятельной аргументации научных суждений, побуждает к вторжению в параллельные академические дисциплины и к использованию

2 Алпатов М В. Этюды по истории западноевропейского искусства. - М.: Изд Академии художеств СССР, 1963.-С. 391.

5

«чужой» собственности3. Эвристические методы будут тем фактором вспомоществования, который позволит обнаружить новые грани в предмете их исследования, увидеть пути решения трудных проблем науки.

Актуальность исследования обусловливается необходимостью привлечения к разработке в теории композиции эвристических методов анализа структуры и содержания художественных произведений изобразительного искусства. Представляется, что данные методы будут являться той необходимой предпосылкой общей разработки теоретических основ композиции, которая позволит целенаправленно исследовать основной круг понятий и категорий теории композиции, раскрывать многоаспектность семантики произведений изобразительного искусства.

Степень научной разработанности проблемы. Эвристические способы постижения истины широко применялись в античности. Примером является система свободного диалога Сократа. Термин «эвристика» появился в III веке нашей эры у древнегреческого математика Паппа Александрийского в трактате «Искусство решать задачи».

В трудах Г.Галилея, Ф.Бэкона и других ученых получили дальнейшее развитие эвристические подходы в науке и технике в XVI-XVII веках. Построением теории научного творчества занимались также Г.В.Лейбниц (1646-1716 гг.), Х.Вольф (1679-1754 гг.). В труде «Наукоучение» чешский математик Б.Больцано (1781-1848 гг.) изложил эвристические методы и приемы решения математических задач.

В России теорией эвристики в начале XX века занимались инженер П.К.Энгельмейер («Теория творчества», 1910), С.О.Грузенберг, К.Эрберг.

Во второй половине XX века эвристика сформировалась в самостоятельную область научных методов, способствующих получению нового (суждений,

Никифорова Л В Феномен культуры / Культурологические исследования '03. Под ред Г К Щедриной - СПб : Изд-во РГПУ им А И Герцена, 2003. -СП.

/ / / 6

идей, способов действия) в знании и деятельности человека. В отечественной науке определились следующие направления эвристики:

- кибернетический;

- изобретательский;

- психолого-педагогический;

- философско-эстетический;

- искусствоведческий.

Кибернетическое направление эвристики выражено в разработке машинных программ, основой которых является перебирание вариантов решения задач, как прохождение лабиринта. Проблемам программирования посвящены работы Е.Галантера, А.Г.Ивахненко, Ю.К.Кулюткина, Д.Миллера, К.Прибрама.

Изобретательский подход относится к созданию новых технических, производственных, социальных и иных решений в области инженерно-конструкторских и дизайнерских разработок. Эвристические методы освещены в публикациях Е.А.Александрова, Г.С.Альтшуллера, А.В.Антонова; Г.Я.Буша, Б.И.Клубикова, М.В.Мдивани, Д.А.Троицкого. В медицине разработана эвристическая методика лечения, которая названа «Терапия творческим самовыражением» (М.Б.Бурно, 1989)

Так как природу и механизмы эвристических мыслительных операций человека рассматривали физиологи В.М.Бехтерев, Г.Гельмгольц, И.П.Павлов, И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, поэтому в психологии эвристика понимается как творческое мышление и творческая деятельность, направленные на создание нового «продукта», мысленного, чувственного.

Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления рассматривались психологами В.М.Пушкиным, К.К.Платоновым, А.М.Столяровым, психологическим вопросам творческой деятельности посвящены работы П.Я.Гальперина, И.П.Калошиной, Я.А.Пономарева. В современной педагогике под эвристикой понимается «система логических приемов и ме-

7

тодических правил теоретического исследования»4. Эвристические методы и формы обучения нашли свое отражение в работах С.И.Архангельского,

• П.Ф.Каптерева, А.В.Хуторского и других авторов.

Проблемы эвристики оказываются на границе межпредметных взаимосвязей философии, психологии, логики, математики и других наук. Универсальность творческих принципов дает возможность использования эвристических методов в различных областях науки и образования. Семантическое поле эвристики трактуется в науках по-разному: как «метод открытия нового», «раздел современной психологии мышления»; «учение о решении задач продуктивным, творческим мышлением». Философы исследуют эвристическую роль философ-

u ских понятий и категорий в научном познании - В.П.Бранский, А.Ф.Кудряшов.

Философско-эстетический подход, рассматривающий специфику художественного творчества, нашел свое отражение в работах Н.А.Бердяева, Ю.Б.Борева, Л.С.Выготского, В.В.Ванслова, М.С.Кагана, Э.Панофского, П.Флоренского. Вопросам психологии художественного творчества посвящены работы И.П.Волкова, С.С.Гольдентрихт, И.П.Гончаренко, Ц.П.Коро-ленко,

4 А.А.Мелик-Пашаева, Г.Ф.Фроловой. Психологические закономерности воспри-

ятия изобразительного искусства рассматриваются как проблема сотворчества зрителем произведения искусства - Р.Арнхейм, С.М.Даниэль, П.А.Кудин, Н.А.Яковлева. Изучение композиции произведений изобразительного искусства эвристическими методами невозможно вне контекста общей теории композиции (М.В.Алпатов, Е.Я.Басин, Н.Н.Волков, Б.А.Дехтерев, Г.С.Дунаев, С.А.Гавриляченко, А.С.Зайцев, А.В.Иконников, Е.А.Кибрик, В.Ф.Кринский, И.В.Ламцов, Г.П.Степанов, М.А.Туркус, Н.М.Тарабукин, Н.Н.Третьяков, Б.А.Успенский, В.А.Фаворский, И.Ш.Шевелев, Е.В.Шорохов).

Разработанность отдельных теоретических вопросов (различные способы построения пространства в живописи - Б.В.Раушенбах; взаимосвязь зрительного

4 Педагогика Учебное пособие Д1Я студентов педагогических учебных заведений. / В.А Сластенин,

И Ф Исаев, А И Мищенко, Е Н Шиянов - М.: Школа-Пресс, 1997. - С. 18

8

восприятия и геометрических построений в картине - Л.Ф.Жегин; целостность конструкции, единая структура произведения - К.Ф.Юон) представляется недостаточным условием для формирования системно-сформулированной, логически построенной, самостоятельной науки. Универсальность и значимость эвристических методов познания дает основания для их использования в исследовании композиции произведений изобразительного искусства.

Объект исследования - теория композиции в изобразительном искусстве.

Предмет исследования - эвристические методы, как способы теоретического исследования, анализа композиционно-художественных закономерностей в теории композиции изобразительного искусства.

Цель исследования — теоретически обосновать характеристики тех сторон эвристических методов, которые возможно адаптировать, приложить к анализу композиции произведений изобразительного искусства.

Гипотеза. Эвристические методы включают в себя приемы и способы раскрытия тех особенностей художественного образа, которые составляют его сущность, но находятся в произведении имплицитно, в виде его контекста.

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

- обосновать совокупность эвристических методов и выработать критерии их отбора;

- наметить пути применения эвристических методов в анализе композиции произведений изобразительного искусства;

- охарактеризовать эвристические методы с композиционно-художественных, психологических и философско-эстетических позиций.

Методологическая основа и методы исследования. Методика исследования комплексная, что предполагает изучение в совокупности теоретических концепций и художественной практики на основе принципа художественной преемственности и взаимодействие разноплановых общенаучных исследовательских методов.

9

Объект и предмет исследования обусловили сочетание философско-эстетического и искусствоведческого подходов, что обеспечило возможность соотношения художественно-эстетического наследия с современностью; сравнительно-исторический метод способствовал выявлению связей между общехудожественными вопросами и задачами теории искусства; предметный и функциональный анализ композиционных элементов позволили конкретизировать их взаимосвязи, а также определить их роль в формировании художественного образа произведения.

Ретроспективный обзор исследовательской литературы в области теории композиции, искусствоведения и эвристики подтвердил необходимость привлечения новых методов в анализе композиции произведений изобразительного искусства.

Применение герменевтико-феноменологического метода дает возможность интерпретации различных произведений изобразительного искусства, выявления всевозможных скрытых смыслов, заложенных в них, и включения их в новый текст. На нем основываются специальные методы исследования — эвристические.

Научная новизна исследования:

- впервые разработаны эвристические методы: «парадокса», «диапазона» («вилки»), «параллелей», «разрешения противоречий», «повторения целого в его частях»; теоретически обосновано их применение в анализе композиции произведений изобразительного искусства;

- впервые сформулированы определения эвристических методов в аспекте их проявления в изобразительном искусстве;

- впервые в исследовании эвристических методов применены компьютерные технологии.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

- предложенный эвристический подход к исследованию закономерностей изобразительного искусства позволяет выявить парадоксальность и логичность;

10

противоположения, сходство и различие; провести параллели при установлении взаимосвязей в конструктивном построении картины;

- эвристические методы в анализе композиции позволяют расширить теоретико-методологическую базу теории искусства; активнее использовать внутренние, противоречивые тенденции художественного образа для выявления скрытых моментов семантики художественных произведений;

- применение методов эвристики дает возможность зрителю более творчески «открывать» для себя сущность художественного образа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке теории композиции в искусствознании; при разработке теоретических курсов композиции для художественных учебных заведений; результаты исследования могут быть применены в теоретико-практической музейной работе; при разработке специальных компьютерных программ для искусствоведов.

11

Глава 1. Эвристика и проблемы теоретического изучения вопросов композиции в изобразительном искусстве.

Мир творчества многообразен, полон неожиданностей и неопределенностей. Что же такое творчество? Результат особого дара и исключительности человека, или это момент осенения (озарения) свыше, иррациональной интуиции, богато развитого воображения или логического мышления?

В научной литературе можно встретить различные определения понятия творчества. По мнению американского ученого П.Хилла творчество можно определить как успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее. Философ А.Матейко считает, что сущность творческого процесса заключена в реорганизации имеющегося опыта и формирование на его основе новых комбинаций. В книге психолога Я.А.Пономарева «Психология творчества и педагогика» (1976) творчество рассматривается как взаимодействие, ведущее к развитию. Английский исследователь М.Генле считает творческим такое решение, новизна которого обусловлена отражением некоего аспекта гармонии в природе. В самых общих чертах творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Главный признак творчества новизна -видение известного в новом и неожиданном смысловом и формообразующем повороте, «ключе».

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и т.д. Все они имеют свои специфические черты, общность и различия. Художественное творчество - деятельность, направленная на создание духовного продукта, имеющего культурно-историческую ценность.

Понимание природы искусства, особенностей творческой личности, процесса создания художественного произведения, вызывает интерес не только у искусствоведов, но и у философов, эстетиков, психологов. Понимание законо-

12

мерностей творческих поисков, изучение композиционно-художественных средств в достижении гармонии художественного образа, поиск смысла и контекста выражающих сокровенные мысли автора произведения составляют проблемы изучения теории композиции и являются наименее разработанным на сегодняшний день. Разработка эвристических методов и использование их в теоретико-методических исследованиях композиции произведений изобразительного искусства будет способствовать дальнейшему развитию науки - теории композиции.

1.1. Из истории развития методов эвристического исследования проблемных вопросов композиции.

Зарождение и формирование основных методов эвристики.

«Эвристика», в переводе с греческого слова heurisko означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю». Эвристические способы постижения, устремленности к истине широко применялись в античности. Систему свободного диалога Сократа можно считать эвристическим постижением истины. Путем особо поставленных вопросов и рассуждений истина открывалась не только ученику, но и учителю. Сам себя Сократ считал неспособным-к рождению мудрости и свой метод сравнивал с повивальным искусством, называя его «майевтикой» - (от греческого maieutike - акушерское, повивальное искусство) «В моем повивальном искусстве почти все также как у них, - отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен и принимаю роды души, а не плоти»5.

Задавая свои вопросы, Сократ не знал на них ответы, справедливо считая, что истина ему неизвестна. Конечно, он был более опытен, чем его собеседники, но он не навязывал собственного понимания того или иного яв-

5 Платон. Собр. соч. в 4т.; т.2: Теэтет. - М: Мысль, 1993. - С. 201 - 202.

13

ления, а включал учеников в эвристическую деятельность (поиск), результатом которой было приближение к истине. «Самое же великое в нашем искусстве - говорил Сократ, - то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный признак или же истинный и полноценный плод»6.

Правда, перед тем как обрести знания, человек должен как бы «забеременеть», получить основу для последующих рассуждений и споров. Главным условием его метода была потребность собеседника в получении знаний. Если таковая отсутствовала, заменялась стремлением получить готовые сведения, таких он отправлял к другим философам, которые сообщали ему готовые знания, возбуждая тем самым в пытливом уме массу вопросов. В эвристическом поиске ответов помогал Сократ. Он способствовал извлечению знаний, сокрытых в самом человеке, в его бессмертной душе. Познание по Сократу - это организованное специальным образом их воспоминание. В любом человеке живут верные сведения, но он их не помнит. Если человека «часто и по-разному спрашивать», то эти мнения начинают «шевелиться» в нем «словно сны».

Какими приемами пользовался Сократ, побуждая к «шевелению» знаний? Основой его системы является знаменитая эвристическая формула: «Я знаю, что я ничего не знаю». Далее идет опредмечивание этого незнания, формулируются проблемы и противоречия и начинается процесс конструктивного построения «знания». Как известно, диалоги Сократа включают:

- иронию, которая уличает ученика и учителя в незнании;

- формулирование проблем и противоречий или искусственное создание таковых, чтобы убедиться в имеющемся незнании;

- логическое восхождение от частных представлений к общим понятиям, от поверхностных к более глубоким (индукция), а также от общих понятий к частным (дедукция);

- выявление нескольких вариантов решения возникшей проблемы;

6 Платон. Собр. соч. в 4т; т.2: Теэтет. - М.: Мысль, 1993. - С. 201 - 202.

14

- создание напряженности, в которую попадают и ученик, и учитель;

- возвращение к исходным предпосылкам и суждениям.

Сократ признает уникальность каждого человека и истинность каждого мнения: «Мера существующего и несуществующего есть каждый из нас. И здесь-то тысячу раз отличается один от другого. [...] Ничье мнение не бывает ложным...»7.

Для обозначения такой деятельности Сократ использовал понятие «творчество», которое трактовалось как «переход небытия в бытие». В произведении Платона «Пир» говорится так: «Всё, что вызывает переход из небытия в бытие - творчество, и следовательно, создание любых произведений искусства и ремёсел можно назвать творчеством, а всех создателей их - творцами»8.

Термин «Эвристика» появился в III в. н. э. у древнегреческого математика Паппа Александрийского. В своем трактате «Искусство решать задачи» методы, отличные от логических и математических, он объединил под условным названием «эвристика».

«Эврика!» Конечно же, всем известно легендарное восклицание Архимеда (287 - 212 гг. до н. э.), связанное с открытием основного закона гидростатики. Греческое «heureka» — «я нашел!» — выражение радости по поводу решения сложной задачи. Архимедова «эврика» ни что иное, как внутреннее озарение, продукт индуктивного мышления, которое способствует открытиям в различных сферах человеческой деятельности.

В средние века происходит утрата традиций античной культуры. Человек перестает быть «мерой всех вещей». Господство христианской религии наложило свой отпечаток на развитие науки и искусства. Эвристика была предана забвению как метод познания мира, несовместимый с религиозным догматизмом.

7 Платон. Собр. соч. в 4т; т.2: Теэтет. - М.: Мысль, 1993. - С. 221 - 223.

о

Платон Собр. соч в 4т; т2: Теэтет. -М.: Мысль, 1993.-С. 115.

15

Лишь в эпоху Возрождения появляются новые ростки эвристических подходов в науке, технике, искусстве: труды Г.Галилея, Ф.Бэкона, Г.В.Лейбница, Леонардо да Винчи.

Немецкий философ Х.Вольф (1679 — 1754 гг.) пытался разработать единую и всеобъемлющую систему знания в книге «Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды» (рус. пер. 1765 г.). В труде «Наукоучение» чешский математик Б.Больцано (1781 - 1848 гг.) изложил эвристические методы и приемы. В России теорией эвристики в начале XX в. занимался инженер П.К.Энгельмейер («Теория творчества», 1910 г.).

Однако вплоть до XX века эвристика (за семнадцать веков ее существова-ния) не создала эффективных методов решения проблемных вопросов в науке и человеческой деятельности прежде всего потому, что с самого начала ставила слишком общую цель: найти универсальные правила, позволяющие решать любые творческие задачи во всех отраслях человеческой деятельности. В 1957 году американские исследователи А.Ньюэлл, Дж Шоу и Г.Саймон создали специальную эвристическую программу - «Общий решатель проблем», которая однако была пригодна только для доказательства математических теорем.

Разумеется, всем видам творчества присущи некоторые общие признаки, но, ограничиваясь рассмотрением только этих универсальных признаков, трудно продвинуться дальше первоначальных представлений.

Английский изобретатель Т.Эйлоарт предложил эвристический метод контрольных вопросов, основанный на построении аналогий, однако, этот ме-тод указывает что делать и не объясняет как это делать. В 1960 году американский исследователь Уильям Гордон предложил усовершенствованный вид эвристического метода мозгового штурма — синектику (совмещение разнородных элементов), который представляет собой систему различных аналогий (прямая, личная, символическая, фантастическая), попытки взглянуть на задачу с какой-то новой точки зрения.

16

В 1946 году в Советском Союзе была начата работа по созданию эвристических программ для эффективного решения изобретательских задач. Г.С.Альтшуллер предложил эвристический алгоритм - программу планомерно направленных действий по выявлению, уточнению и преодолению технических противоречий. В 1959 году в журнале «Изобретатель и рационализатор» были опубликованы основные принципы этой методики изобретательства .

В отечественной науке второй половины XX века были опубликованы ряд работ, где продолжалось изучение накопленного изобретательского опыта: Альтшуллер Г.С. «Алгоритм изобретения» (1973), «Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач» (1979); Буш Г.Я. «Методы технического творчества» (1976). На основе этих исследований в нашей стране была создана так называемая «ТРИЗ» - теория рационализаторства и изобретательства, в рамках которой были определены уровни творчества, формы творческого поиска, схема творческого процесса.

В процессе развития цели, предмет и объекты эвристики становятся разнообразнее и сложнее. Универсальность и значимость эвристических форм и методов познания привели к тому, что эвристика была признана отдельной наукой.

Развитие эвристики как системы прогрессивных методов исследования проблемных вопросов.

Большая Советская энциклопедия предлагает пять значений эвристики: «Эвристика - (от гр. heurisko - отыскиваю, открываю), 1) спец. методы решения задач (эвристич. методы), к-рые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристич. методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом польного ненаправленного перебора возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило, наилучшими, а отно-

Альтш>ллер Г., Шапиро Р. Изгнание шестикрылого серафима // Изобретатель и рационализатор, 1959, № 10
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24818.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.