У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной культуры
Количество страниц 148
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24844.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________3

ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КИТАЯ В КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ЕВРАЗИИ...24

ГЛАВА II МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КИТАЯ И ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ НА ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ...75

ГЛАВА III КИТАЙСКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР: ГЕНЕЗИС И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА...117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...145

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...148

Введение



3 ВВЕДЕНИЕ

Система торговых трасс древности и средневековья, связывавшая страны Запада со странами Востока, известна под названием Великого шелкового пути. Проблеме его возникновения и функционирования, характеру перевозимых по нему в разные эпохи товаров, освещению степени значимости отдельных региональных центров в осуществлении торговых контактов посвящено немало литературы. Менее изучен вопрос о роли Великого шелкового пути в культурном взаимодействии народов Евразии. И практически неосвещенной является проблема его значения в установлении и функционировании системы глобального взаимодействия в поздние периоды эпохи древности и на протяжении всего средневековья, структуры, охватывавшей цивилизации, кочевые народы и племена от Китая до Европы, от Индостана до Урала и Сибири.

Не претендуя на исследование столь сложной проблемы,. требующей комплексного подхода, мы в своей работе стремимся изучить лишь один из многих вопросов: формирование культуры Китая с позиций влияния музыкальных контактов с другими народами, проживающими в странах по маршруту Великого шелкового пути.

Традиционное китайское музыкальное искусство без сомнения может считаться одним из самых ярких и богатых культурных явлений в этом регионе. Высокий уровень развития этой культуры, много давшей другим и впитавшей в себя от культур других народов, несомненно, вызывает устойчивый интерес исследователей многих стран. Но впервые как в российском, так и китайском музыкознании, китайская традиционная музыка исследуется сквозь призму международных музыкальных коммуникаций, возникающих благодаря Великому шелковому пути.

При этом следует подчеркнуть, что это явление действительно уникально, так как Великий. Шелковый путь представляет собой, прежде всего, сеть торговых маршрутов, тянувшихся из Японии и Китая, пересекавших Центральную Азию и расходившихся на юг в Индию и на запад через Иранское нагорье и другие территории к Средиземноморью, и возникающие культурные контакты народов, проживающих на трассах Шелкового пути, способствовали формированию музыкальной цивилизации Евразии.

Время наивысшего развития этой исторической сети коммуникаций приходится на период примерно со II в. до н.э., когда китайский посланник совершил путешествие в центрально-азиатские земли, до XIV в., когда монголы охраняли северный маршрут, проходивший через евразийские степи. На всем протяжении пути купцы торговали различными товарами: лошадьми, изделиями из драгоценных камней, стекла, слоновой кости, хлопка, шерсти и льна, пряностями, ладаном, чаем, однако, термин «Шелковый путь», введенный в XIX в. немецким исследователем бароном Фердинандом фон Рихтхофеном, обязан своим происхождением

4 другому товару - шелку, пользовавшемуся на Западе особенным спросом.

Уже ко II тысячелетию до н.э. шелководство в Китае было хорошо налаженным промыслом, который со временем превратился в своеобразную монополию мирового масштаба. Члены китайских семей, особенно женщины,. умело ухаживали за тутовыми деревьями, вскармливая затем шелковичным гусеницам их нежные листья, а сам секрет производства шелка строго охранялся. Возможно поэтому греки и римляне не знали способ его изготовления. Римский натуралист Плиний Старший около 70 г. н.э. писал, что шелк в виде блеклого шелка-сырца растет на листьях деревьев. Римская империя дорого платила за шелк золотом и серебром. Плиний оценивал эти расходы в ошеломляющую сумму - сто миллионов сестерций в год. В I в. до н.э. шелк был товаром настолько дорогим и редким, что даже богатые римляне могли: себе позволить покупку лишь маленьких кусочков этого материала, которые они пришивали на полотняную или шерстяную одежду в качестве драгоценных брошей. Количество шелка, доступного к употреблению, начало расти в I в. н.э., когда в дополнение к наземным маршрутам были открыты морские пути между Китаем и Западом. Удивительно, что даже несмотря на это, китайская шелковая монополия сохранялась, а способ изготовления шелка по-прежнему оставался строго охраняемым секретом до тех пор, пока не был раскрыт на Западе в VI в н.э.

К 500 г. до н.э. ив течение последующих двух тысяч лет евразийская территория объединяла четыре важнейших, центра цивилизации: Китай, Индию, Западную Азию и / Европу. Два тысячелетия Шелковый путь был главным каналом доставки знаний и 1 материальных. благ между Азией и Европой. Его маршруты во многом способствовали объединению народов и стран, посредством сближения их материальной и духовной культуры. Великий шелковый путь в значительной степени предопределил развитие человеческой цивилизации.

Очевидно, что к рубежу эр был наработан значительный опыт культурно-экономического сотрудничества представителей западного античного общества, через посредство ближневосточных и переднеазиатских торговцев с народами Центральной, Средней и Юго-Восточной Азии. Однако рассмотрение вопросов генезиса Великого шелкового пути невозможно без учета формирования коммуникационной сети Китая и региона Дальнего Востока в целом.

Этот процесс осуществлялся, при установлении контактов древних китайцев с кочевниками Монголии и Восточного Туркестана, а так же связей кочевников друг с другом (юэчжей, усуней и подчинивших их позднее - сюнну-хуннов). К началу правления династии Хань (202 г.до н.э.) фактически складывается единая в пределах Восточной и Центральной Азии система путей сообщения, которая охватывает обширный ареал: от Северного Китая до Амура, Байкала, Минусинской котловины, Алтая, Тянь-Шаня, Памира и Тибета. Истории

5

понадобилось совсем немного времени и ко II ст. до н.э произошла "состыковка" разделявшихся горными массивами западно-среднеазиатской и восточно-центральноазиатскои коммуникационных систем. Это стало реальностью, вследствие установления китайской империей прямых политических, торговых и культурных связей с государствами Средней Азии, через Фергану и Таласскую долину.

В 138 г. до н.э. китайский дипломат Чжан Цянь отправился на запад к племени юэчжей, дабы склонить их к войне с племенами сюнну. Во внешней политике император У-Ди руководствовался испытанным методом древнекитайской дипломатии: руками варваров покорять варваров. Поездка Чжан Цяня, свидетельствовала о заинтересованности Китайской империи в поиске союзников и партнеров в Средней Азии. Но миссия растянулась во времени, ибо дипломат попал в плен к сюнну и лишь через десять лет сумел бежать и продолжить свое дело. К тому времени юэчжи находились в Средней Азии, покорив; Бактрию. И хотя эта дипломатическая поездка окончилась безрезультатно, для мировосприятия китайцев сведения, собранные Чжан Цянем стали бесспорно полезными.

Во время своего путешествия Чжан Цянь побывал в Фергане (Давань), Бактрии. О последней стране китайский дипломат писал: "Войска их слабы, робки в сражениях. Жители искусны в торговле... столица называется Ланьши. В сем городе есть рынок с различными товарами... купцы ходят торговать в Индию"1. Общаясь с торговцами, Чжан Цянь собрал сведения об Индии (Шэньду), о Парфии (Аньси); узнал, что Китай многим народам известен как страна шелка. Возвращался дипломат после первой своей миссии по пути, который в эпоху Ранняя Хань (202 г. до н.э. - 8 г. н.э.) был известен как "дорога цянов". Новые знания значительно расширили географический кругозор китайских правителей, что отразилось на их внешнеполитических планах. С этого времени западные торговые пути стали желанным объектом китайских захватов. Интересы торговли выступают мощным катализатором внешнеполитических процессов в регионе.

К 1-му веку н.э. устанавливаются систематические торговые отношения между цивилизациями Евразии. Они образуют некую многополюсную макрообщность с развивающимися инфраструктурными связями. Последние нередко нарушались вследствие военных экспансий, но всегда оставались весьма продуктивными, влияя не только на экономическую, но и идеологическую сферы жизни народов, принимавших участие в трансматериковой торговле. Ее функционирование существенно сказалось на жизни кочевых племен. Взаимоотношения между оседло-земледельческими и скотоводческими обществами вышли на иной уровень, ввиду открывшихся возможностей получения дополнительных доходов от торговли. Кочевники Евразийских степей были активными участниками торгово-

1 История Востока. М., 1997. - С. 551.

6

обменных операций, испокон веков нуждаясь в товарах земледельческого производства. Занимая центральные области Евразии, они выходили на контакты с цивилизационными центрами от Китая до Центральной Европы.

В I-II ст. н.э., по словам Б.Н.Ставиского, впервые в истории возникла макрополитическая система, которая охватила всю цивилизованную полосу Старого Света. Образовывается "квартет четырех империй древности": Римской, Парфянской, Кушанской (большая часть Средней Азии, Афганистана и Индостана) и Китайской.. Они вступили в сложные политические, экономические и культурные контакты друг с другом, что сказалось на состоянии трансконтинентальных коммуникаций2. Римско-парфянское военное противостояние препятствовало установлению прямых отношений стран Средиземноморья с Дальним Востоком и Средней Азией, что вынуждало их к эксплуатации путей, не контролировавшихся Ираном.

Морские маршруты, имевшие большое значение для торговли и связи, в широком смысле также можно рассматривать в качестве составных частей Шелкового пути. В период правления династии Хань китайские торговые суда путешествовали в царства юго-восточной Азии, а индийские и малайские - в южный Китай. Греки и римляне, со II в. до н.э. плававшие из портов Красного моря в Индию, открыли маршрут, часто именуемый путем Пряностей. В это же время арабы и иранцы путешествовали вниз по Персидскому заливу в Индию и дальше. На протяжении VII и VIII вв. китайские, корейские и японские корабли, пересекая Восточно-Китайское и Японское моря, доставляли континентальные товары в Японию. Сёсоинская коллекция предметов VIII в., принадлежавшая японскому императору, - одно из важнейших существующих собраний предметов роскоши, имеющих отношение к Шелковому пути. Китайские суда плавали и в Индию и в Иран, а в XV в. - даже в Африку. Индийцы и арабы продолжали торговать на южных морских путях, а в XVI в. португальцы и другие европейцы плавали в Азию.

К первым столетиям н.э. экономические связи между представителями западных и восточных цивилизаций перестают быть спонтанными, более подчиняясь логике политических и торговых расчетов. В самом глобальном смысле, международная торговля становится делом государства и его административных институтов. В Китае во время правления династии Вэй (220-265 гг. н.э.) наплыв иностранных купцов в столицу, вынудил администрацию принять ряд мер. Каждый купец обязан был получить паспорт-разрешение, в

2 Ставиский Б.Я. Великий Шелковый путь - первая в истории человечества трансконтинентальная трасса обмена товарами и культурными достижениями // Формирование и развитие трасс Великого Шелкового пути в Центральной Азии в древности Средневековье. Ташкент, 1990. - С. 19.

котором помимо его имени, указывалась страна из которой он прибыл, пункт назначения, перевозимые товары, а также перечень сопровождающих лиц3.

Действия китайских властей вызывают справедливое восхищение, с учетом политической обстановки в китайском государстве. Падение дома Хань на рубеже П-Ш ст. н.э. стало большим, нежели смена одной династии другой. Современники воспринимали это, как наступление хаоса, "смутного века", начало "всеобщей ненависти и вражды"4]. Распри и перевороты продолжались до начала IV ст., когда политическая жизнь Китая развивается в условиях разделения страны на южную и северную части. Признававшие ранее власть дома Хань южные сюнну, совместно с другими племенами постепенно занимают и опустошают Северный Китай. "Кочевой " фактор становится особенно актуальным в международной политике с момента попыток создания кочевниками крупных государственных образований, сперва в пределах Великой степи, а затем и в общеевразийском масштабе, начиная с гунно-тюркской экспансии на запад, положившей конец многовековой гегемонии иранских этносов в Восточно - Европейских степях.

Гунны явились первой волной тюркоязычных этносов в Европе, занимая первоначально пространства Монгольских степей (естественно при условии признания их исторической преемственности с племенами хунну). Уже в период формирования Великого шелкового пути Ханьская империя была вынуждена считаться с гуннским объединением, которое сложилось при шаньюе Тумэне (ум. в 209 г. до н.э.) и распространило свое влияние от Байкала до Великой Китайской стены - при шаньюе Модэ (208- 175 г.г. до н.э). Вероятно при шаньюе Чжичжи (55-34 г.г. до н.э.) была предпринята попытка установить политическое влияние гуннов на Нижней Волге и Приуралье.

Находки, сделанные в гуннских погребениях (Ноин-Улы) позволяют говорить о развитых связях гуннов с Китаем и Западными регионами. Среди китайских " подарков" - завуалированной формы дани, к гуннам поступали шелковые ткани, вышивки, ювелирные изделия5. Японский исследователь Сато Гакэтоси предположил, что гунны в ханьское время вплоть до рубежа эр держали в своих руках посредническую торговлю шелком по пути, который с древности связывал Восточный Туркестан с Северной Монголией, получив в Танское время название Уйгурского6.

Взаимодействие Восточноевропейского и Средиземноморско-ближневосточного регионов с Китаем и Индией осуществлялось при участии государств Средней Азии. Их узловое положение на перекрестии межцивилизационных связей первой половины-середины I тыс.н.э. вызывает

3 Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на Шелковом пути: шелк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая. М., 1994. -С. 251.

4 История Востока. М.,1997. - С.67.

5 Бернштам А.Н. Гуннский могильник Ноин-Ула и его историко-археологическое значение // Известия АН ССР. Отделение общественных наук. № 4. М, 1937. - С.15.

6 Лубо-Лесниченко, указ. соч., с.231,262.

8

особый интерес к этому району, сыгравшему важную роль в системе торговых коммуникаций поздней древности и средневековья. Спецификой указанного региона было то, что он оказался е зоне перекрещивающегося воздействия трех цивилизационных систем: антично-христианскогс Средиземноморья через Переднюю Азию, индуистско-буддийского и китайско-конфуцианского. При этом Средняя Азия выступала связующим звеном в контактах не только меридионального направления - с Запада на Восток и обратно, но и выполняла роль фокуса транскультурных контактов по линии север-юг.: Последнее весьма характерно проявилось в значимой позиции среднеазиатского региона по отношению к кочевому миру Евразийских степей. Естественным следствием указанного положения Средней Азии была высокая интенсивность межцивилизационных контактов, проявлявшая себя в активном • обмене товарами и информацией, насыщенностью культурных и экономических отношений. Особо следует отметить мощный поток религиозных и философских воззрений, транслировавшихся дорогами Великого Шелкового пути. Проникновение буддизма в Китай явилось прямым следствием развития торговых контактов. Первые буддийские общины в Китае появились в Лояне- главной колонии западных купцов в Китае. Трансляция этого учения в пределы империи: Хань осуществлялась, несомненно, из Центральной Азии, со стороны Кушанского царства, где последователи Гаутамы Будды играли видную роль в духовной жизни с рубежа эр. В то же время торговыми трассами буддизм начинает проникать ив Западную Азию - в пределы Парфянского государства. В конце VI ст. н.э. буддизм вводится в Первом Тюркском каганате, откуда он проникает к народам Южной Сибири, придерживавшихся шаманских культов, но воспринявших культурные импульсы с Индостана.

В свою очередь с Ближнего Востока в Центральную Азию и далее до Китая наблюдается распространение манихейства и христианства, преимущественно в несторианской и, отчасти., монофизитской форме. Центром: несторианства была Сирия. Его исповедовали и распространяли на востоке сирийские купцы, доминировавшие в торговом отношении на западных трассах Шелкового пути, наряду с армянами и иудеями. Не удивительно, что в раннем средневековье монофизитство и иудаизм проникают в среднеазиатские города, а следы несториан прослеживаются в Китае. Манихейство в 70-х гг. VIII ст. становится государственной религией центральноазиатского Уйгурского каганата, проникая туда из Согда. Далеко на восток распространяется и ислам: силой оружия до Памира и Тянь-Шаня, а далее - через торговлю и культурное взаимодействие. При этом зачастую очень трудно археологически засвидетельствовать расселение носителей этих религиозно-философских учений, однако

9

реальное воплощение новых идей в произведениях искусства, в памятниках погребальной обрядности не вызывает сомнений7^

Тесные межкультурные контакты привели к созданию оригинальных произведений искусства, в которых проявился синкретизм иранской, китайской, согдийской и тюркской культурных традиций. Эти элементы переплелись так тесно, что исследователи "одни и те же явления с равным основанием относят к западным или, напротив, восточным влияниям"8. Также примечательно, что несмотря на конфессинальные различия, вдоль магистралей Великого шелкового пути, от Передней до Восточной Азии даже вырабатываются общие планировочные черты храмовой архитектуры.

Таким образом, можно констатировать, что начало функционирования Великого Шелкового пути, приблизительно на рубеже эр и дальнейшее развитие этой системы коммуникаций стало мощным инструментом экономической и культурной интеграции народов Старого Света. С рубежа эр военное противостояние между восточной и западной цивилизациями (в римско-иранском, византийско-сасанидском, либо христиано-мусульманском вариантах), казалось бы. создавало не самые лучшие условия для торгового и культурного диалога. Однако, парадоксальным образом торговля не только не прекращается, а наоборот интенсифицируются. Невзирая на сложные политические взаимоотношения ведущих средневековых государственных центров, вокруг этой оси. трансевразийских связей осуществлялось многогранное торговое и культурное взаимодействие цивилизаций Запада и Востока.

Роль Китая на Шелковом пути особая: шелк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая определили его как одно из самых важных звеньев экономической и культурной интеграции. Музыкальные ценности в этом процессе занимают важное место.

Китайская музыкальная культура многосоставна. Она представляет собой сложившиеся е процессе многовековой эволюции разнообразные виды, жанры и стили. Среди них можнс выделить как субкультуры (в Китае 56 национальностей), в которых широко представлены обрядовые, календарные, семейно-бытовые музыкальные традиции, так и целую область музыкальных явлений, которые специфичны именно для китайской цивилизации в целом (композиции для многосоставных церемониальных оркестров, символическая музыкальная драма, сольное и ансамблевое музицирование на различных инструментах и т.д.). Комплекс подобных явлений, определяющих облик китайской музыкальной культуры складывался на протяжении тысячелетий.

Музыкальная культура Китая отличается от других культур Азии по своей необыкновенной временной протяженности традиции, начало которой восходит к Ш-му тысячелетию до н.э.

7 Швецов МЛ. Трассы Великого шелкового пути во взаимосвязи Востока и Запада // Формирование и развитие трасс Великого шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье. Ташкент, 1990. - С.78.

8 Маршак Б.И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. М., 1971. - С.50.

10

Свидетельством тому археологические памятники, запечатлевшие музыкальные ценности, и древние письменные источники. Так, древнейший письменный памятник национальной музыкальной культуры - Шицзин («Книга песен и гимнов»), включающий свыше трехсот стихотворений и песен, появился около 2500 лет тому назад. Он считается наиболее ранним из сохранившихся письменных источников.

Особая устойчивость традиции китайской музыки обусловлена в значительной степени огромной ролью музыки в организации общества, признания ее как слагаемого, непосредственно ¦ формирующего действительность. Велика роль при этом религии и философии, определяющих закономерности музыкального искусства, которые следовало неукоснительно выполнять. Прежде всего это относилось к музыке культовой и дворцовой, занимавшей привилегированное положение в музыкальной культуре Китая на протяжении столетий, при явном ограничении музыки для развлечений.

Идейные установки знаменитого китайского философа Конфуция (551-479 гг. до н.э.), которыми руководствовались древние и последующие правители Китая, во многом способствовали тому, что музыка, которой отводилась значительная роль, в итоге стала государственным культом и приобрела государственное значение: она служила средством не только постижения, но и воздействия на нравы и настроения народа, на управление людьми, удержание их в покорности и смирении. Отношение конфуцианства и государства к музыке, беспрецендентное в истории цивилизаций, можно считать одной из основных специфических черт китайской цивилизации.

Показательно в этой связи то. что в эпоху Хань (Ш в. до н.э.- Ш в. н. э.), а именно не позднее П в. до н.э., при императорском дворе закономерным стало учреждение «Музыкальной палаты» (Юэфу), ведавшей собиранием и упорядочением образцов народной музыки, а также созданием новых песнопений. Из старинных китайских источников известно, что в первой половине первого тысячелетия до н.э. на государственном довольствии находились бездетные старики и старухи, которым вменялось в обязанность сообщать чиновникам услышанные ими песни. Центральная власть таким способом могла проникать внутрь замкнутых общин и крупных патрономических объединений - цзунцзу, в большей степени определявших судьбы страны, чтобы знать и изучать настроения своих подданных. Музыкальная палата, таким образом, мыслилась как своеобразный институт общественного мнения, важнейший инструмент идеологической работы. Музыка и песнопения, выступавшие в качестве составной части различных церемоний и обрядов, были мощным средством идеологического воздействия на людей — потому-то государственная власть и не могла пройти мимо народного песенного творчества, дававшего превосходный материал, который она затем могла употребить по своему усмотрению.

11

В 714 году было открыто пять учреждений для обучения пению и танцам, созданы придворные труппы актеров, которые собирали музыкальный фольклор, готовили кадры и пропагандировали музыку.

Таким образом, уже в древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. Музыка непосредственно вытекала из ритуала, была неотделима от этики и всего того, что мы называем внутренней красотой или благородством. Благородство души воспитывалось прежде всего музыкой.

В данной работе «Великий Шелковый путь: формирование китайской музыкальной культуры в рамках взаимодействия» наше внимание сосредоточено именно на той области музыкального искусства. Китая, которая традиционно принято называть «яюэ», что значит «дворцовая музыка» или «официальная музыка», представляющего собой по сути систему профессионального музыкального искусства. Сформировавшаяся в условиях высокой цивилизации и сложившейся письменности это уникальное музыкальное явление характеризуется, с одной стороны, удивительной устойчивостью своих форм, возведенных в канон, а с другой стороны, уникальной способностью впитывать в себя все то, что представляется в инородном, иноземном музыкальном искусстве наиболее ценным и привлекательным, кардинально отличающимся по звучанию от собственно китайского (ханьского), при этом не подменяя своего чужим. О китайской культуре в целом можно сказать, что она, воспринимая инокультурные явления, втягивала их в себя, полностью «абсорбировала», определяла место в общей номенклатуре и наделяла собственными китайскими названиями, терминами. В этой закономерности сказывается особенность китайского менталитета - это сознательное охранение своей музыкальной традиции от «засорения» чужеродными элементами и более чем двухтысячелетнее существование у китайцев комплекса этнокультурного превосходства. Неслучайно, современные историки, изучая историю ассимиляции китайским этносом других этносов, развивают тезис: сначала усвоение китайской культуры, а затем китаизация. Можно смело добавить к этому тезису, что в этом процессе китаизации различных этносов, вливавшихся в китайскую империю на протяжении тысячелетий, огромную роль играла китайская дворцовая музыка «яюэ». v Рассмотрение феномена «яюэ» в настоящем исследовании невозможно вне исторического контекста. Начав свое формирование не позднее первой половины первого тысячелетия до н.э., дворцовое ритуальное музыкальное искусство в различные исторические эпохи переживало периоды расцвета и забвения. Это было обусловлено самим ходом исторического развития китайского государства, который представлял собой чередование как процессов усиления государственной власти, так и ее ослабления, сопровождающегося состояниями смуты и разрухи.

12

История Китая в виде хронологической таблице будет уместна в данном Введении, т.к. в последующем изложении глав будет постоянно присутствовать исторический контекст в характеристике того или иного музыкального явления:

1766-1122 г. до н.э. - эпоха Шань

1122-247 - эпоха Чжоу

. г, Ч (,г i ^ Ь 221-207 - династия Син

202 г. до н.э. - 220 г н.э. - династия Хан

220 - 280 - эпоха Трех Царств

265-420 - династия Син

317 -589 - эпоха Южной и Северной династий

589 - 618 - династия Суй

618 - 960 - династия Тан

960 - 1279 - династия Сун

1280 - 1368 - династия Юань

1368 - 1644 - династия Мин

1644 - 1911 - династия Цин

По данным исторических источников, к УШ-УП вв. до н.э. завершился процесс сложения древнекитайской этнической общности (хуася). Формированию этнического самосознания хуася в немалой степени способствовало происшедшее в УП в. до н.э. вторжение в Среднекитайскую равнину кочевников, которые известны из древнекитайских источников под названием «ди», «Ди» - это представители обширной этнокультурной общности ранних кочевников - «скифского мира», сложившейся в начале 1 тысячелетия до н.э. в степях Евразии. В сознании хуася «ди» - это «варвары», хуася - древние китайцы противопоставили себя им. В У-Ш вв. до н.э. - период Воюющих царств — осталось семь крупных Срединных царств - Цинь, Чжао, Вэй, Хань, Янь,Ци и Чу. Они стремились к объединению в условиях иноэтнического окружения с целью противостоять нападениям «варваров». В конце Ш в. до н.э. происходит объединение древнего Китая правителем царства Цинь. Жители всех древнекитайских государств осознали себя единым народом, отличающимся по языку и особенностям культуры от своего этнического окружения. В 221 г до н.э., после решающей победы над войсками Александра Македонского, подчинившего своей власти разнородное население многих стран Азии, на территории Воюющих царств возникло единое государство - первая в истории Китая централизованная империя. Объективные причины ее создания - это отражение нападений хунну (сюнну), этнических предков современных тюрко-монгольских народов.

С 202 г. до н.э. начинается время правления династии Хань. На протяжении ее правления, длившегося более чем 400 лет, произошли большие изменения: значительный

13

экономический и политический рост, расширение территории империи на юго-запад (подчиняются государства Наньюэ (Намвьет) и северо-восток (завоевывается древнекорейское государство Чосон). В эпоху Хань империя становится полиэтнической (ранее древние китайцы занимали в основном территорию долин рек Янцзы и Хуанхэ и прилегающие к их бассейнам участки). Территория империи Хань была поделена на три части: 1) «внутренние округа» - пределы бывших семи древнекитайских царств, в которых жили собственно китайцы, 2) «пограничные округа», созданные на землях присоединенных к империи во времена завоевательных войн императоров Цинь и У-ди (конец Ш-П вв. до н.э.), в которых древние китайцы смешивались с коренным населением, 3) территории, признавшие вассальную зависимость от Хань, на которых древние китайцы встречались значительно реже. Взаимоотношения китайцев с соседними народами в эпоху Хань характеризуются политикой уступок, т.к. требовалось восстановление разоренного войнами хозяйства Китая. Со своей стороны, хунну брали на себя обязательства не совершать нападений на территорию Ханьской империи. С этого времени произошел пересмотр традиционного концепции отношения древнекитайской империи к «варварам».

/¦ Со П в. до н.э. в целом ряде районов империи Хань потомки хуася постоянно

1 контактировали с народами, относившимся к различным этноязыковым группам. Частыми \ стали смешанные браки и ассимиляция переселенцев. В следствие чего появляются

результаты культурного заимствования: миф о пятицветной собаке Паньху был заимствован китайцами у племени мань - предков современных народов мяо-яо, живших на Юге империи, но при этом прародитель мань трансформировался китайцами в героя-демиурга Паныу.

В середине 1 века среди хунну, главных противников Хань на ее северных границах, происходит раскол. Часть хунну признала власть Ханьской империи, другая в 73 году (по свидетельству летописца) потерпела поражение и «исчезла неизвестно куда», т.е. переместилась на Запад (она очевидно вошла в этногенез гунну), открыв тем самым эпоху Великого переселения народов. Подчинившиеся хунну были переселены на территорию пограничных округов, где они постепенно смешались с древнекитайским населением. А их земли заняли новые кочевники - монголоязычные сяньби и ухуане, которые во П в. создали могущественный союз племен, воевавших с Ханьской империей. Китайцы в борьбе с нападавшими на них племенами использовали основной метод — их переселение во внутренние районы. Началась «варваризация» древнекитайской цивилизации, к концу Ш века в окрестностях бывшей китайской столицы Чанъань более половины населения составляли хунну и цяны. Само же древнекитайское население стало перемещаться с северных территорий в южные районы империи.

В 1-Ш века налаживаются постоянные контакты со многими странами Центральной и Западной Азии и косвенным образом с Римом. Ослабление хунну открыло китайцам путь на

14

Запад - прежде всего в бассейн Тарима, где с конца 1 тысячелетия до н.э. существовали независимые государства с населением индоевропейского происхождения. 1 век -установление постоянных отношений с Парфией. Дипломатические отношения с Западным краем способствовали регулярным торговым связям между империей Хань и странами Ближнего Востока, осуществлявшимся по Шелковому пути через бассейн Тарима.

' Контакты Китая с ближневосточными цивилизациями, которые становятся активными с момента функционирования Великого Шелкового Пути, не могли не оказать воздействие на развитие древнекитайской культуры, что начинает сказываться уже в первых веках нашей эры. Очень существенны были результаты культурных связей с Южной Азией, откуда во П в. в Китай через посредство стран Западного края распространился буддизм^

На смену централизованной Ханьской империи в начале Ш века пришло время Троецарствия, когда страна оказалась разделенной на три государства - Вэй, Шу и У.

В конце Ш века на юге Китая существовала китайская династия, а на севере одно за другим возникали и гибли государства, созданные кочевниками: хунну, сяньби, цянами.

Эпоха Северных и Южных династий была временем интенсивных межэтнических контактов, в результате которых значительно изменился древнекитайский этнос. )

Полнее и ярче всего особенности феодального китайского искусства проявили себя уже на следующем этапе, когда страна вступила в пору развитого средневековья./новое объединение Китая завершилось созданием двух крупных государств — Тан (618-907) и Сун (960-1279), культурные достижения которых оставили в истории блестящий след. Духовная жизнь Китая пережила на протяжении трех веков высокий взлет,11 Подъем испытывали разнообразные области творчества - архитектура и живопись, скульптура и прикладное искусство, поэзия и проза. ГРасцвет культуры во многом был связан с развитием городов. Расширившие свои пределы китайские города, порой с многомиллионным населением, стали не только центрами торговли и ремесленного производства, но и центрами научной,

художественной и музыкальной жизни. I

.<—4 В городах сосредоточивались библиотеки, разного рода учебные заведения;

создавались стихотворные и прозаические произведения. С потребностью их распространения связано изобретение ксилографического способа печатания, который в 11 веке сменился более совершенным способом печатания разборным шрифтом. Государственные деятели того времени одновременно были поэтами, ценителями искусства] Умение сочинять стихи, знание ' ^ / музыки считалось обязательным для всякого образованного человека. Получить должность чиновника мог только тот, кто сдал государственные экзамены на чин, причем в экзаменационное задание входило не только знание конфуцианских книг, но и знание искусства, умение слагать стихи._]

15

Вместе с тем при сходных чертах культура периодов Тан и Сун имела и некоторые отличия, связанные с несходством исторических судеб. Мощное и активное в своей завоевательной политике, Танское государство поддерживало связи со многими странами, в него стекались представители разных держав. Арабы и персы, корейцы и японцы обучались в столице Чанъань, иноземные купцы основывали в китайских портах свои колонии. Взглядом вширь, мощным созидательным пафосом было проникнуто и искусство танской поры.

Сунская культура сложилась уже в иной исторической обстановке. Хотя города в 10-12 веках были не менее значительными культурными центрами, чем танские, сама страна занимала меньшую территорию. Завоевания киданей и тангутов, а затем чжурчжэней отсекли сначала ее северные области, а в 13 веке монголы подчинили и все остальное государство. В связи с перемещением столицы и бегством двора в 1127 году из Кайфына в Ханчжоу Сунский период как бы распался на два тоже весьма несхожих между собой этапа - Северосунский (960-1127) и Южносунский (1127-1279). Для сунского времени, когда людям пришлось испытать ужасы войны, бедствия и унижения, характерным было иное, более драматическое, ощущение жизни: интерес ко всему местному, пристальное внимание к своей природе, своей

i'^~ древности, своим легендам. Пути танского и сунского искусства и зодчества тесно связаны с

11',г' ---------.._,_____

jY i/ судьбами, которые выпали на долю Китая в 7-12 веках.

" ' Монгольское нашествие принесло стране огромные бедствия и разрушения. Почти на

г девяносто лет с конца 13 века в Китае воцарилась династия Юань, а вся огромная его

территория оказалась подчиненной чужеземной власти. Сгорели прекрасные дворцы и храмы,

были разграблены и уничтожены художественные ценности. Настроения; тоски и уныния,

/1 , г -—~^_-----^

( ностальгии по прошлому стали господствующими в среде художников.) Хотя монгольские

• / правители стремились привлечь ко двору выдающихся ученых,/поэтов и живописцев* далеко

Сун, они культивировали старинул достижения прошлого. Однако в искусство вносили свои ' новые чувства, переживания. Многие картины приобрели иносказательный смысл. Через привычные образы природы художники говорили зрителям о наболевших и злободневных проблемах. Особое значение приобрели каллиграфические надписи, таящие в себе намек, скрытый подтекст. Эти надписи, украшающие свитки, зачастую были символами, понятными только посвященным. Сами изображения тоже были символичны. Чаще всего изображался бамбук, гнущийся под напором ветра. Он олицетворял стойкого духом, благородного человека, способного выдержать натиск судьбы.

Период Мин (1368-1644), начавшийся после того как Китай, сбросив чужеземное владычество, снова стал самостоятельной державой, очень сложен и противоречив. В 15-16 веках страна переживает пору экономического и духовного расцвета. Растут вновь города,

16

возникают новые великолепные архитектурные ансамбли, огромным разнообразием отличаются изделия художественных ремесел. Но уже к 17 веку империя приходит в упадок. В 1644 году страну захватили маньчжуры, правившие до 1911 года. С воцарением маньчжурской династии Цин начался постепенный спад в экономическом и культурном развитии Китая. Конфуцианство - это древнее учение о правилах жизни человека с его чинопочитанием и регламентацией всех сторон жизни, — выдвинутое в качестве ведущей идеологии, также стало известным тормозом в развитии науки и искусства.

Соответственно музыка «яюэ» испытывала на себе серьезную зависимость от политики той или иной правящей китайской династии. Строгое следование церемониалу и ритуальной музыке или же их забвение было непосредственно связано с политической ситуацией в стране на данный период. Напротив, несмотря на изменения, происходящие во внутренней жизни Китая, торговые и культурные взаимодействия на трассах Великого Шелкового пути носили регулярный характер.

Проблема формирования китайской музыкальной культуры в рамках взаимодействия в период активного функционирования Великого Шелкового пути до сих пор не являлась предметом специального музыковедческого исследования. Однако с проникновением музыкантов с Западного Края (по словам Рифтина, это интерес к связям народов Центральной Азии и Китая имеет глубокую историю. Торгово-экономические отношения, развитие материальных производств, политические и культурные контакты, продвижение мировых религий на обширном пространстве, получившем в XIX веке название Великий Шелковый путь, в разной степени освещались в исторических источниках на протяжении более чем полутора тысячи лет. Первые сведения о процессах проникновения в Китай из Центральной Азии по межконтинентальной сухопутной магистрали в эпоху древности и средневековья

музыки, танцев, музыкальных инструментов, музыкальных представлений и пр. содержат

i китайские письменные источники.; Таковыми являются династийные хроники, классические

исторические и литературные произведения, словари, энциклопедии и др. В списке Библиографии данной диссертации см: Суйшу (История династии Суй), .Тан шу (История династии Тан), Цзиныпу (История династии Цзинь), Сюань-цзан. Да Тан Сиюйцзи (Записки о Западном крае в период великой Тан) и др. Однако содержащиеся в них сведения отличаются крайней фрагментарностью и скудостью информации о музыке и отсутствием ее какой-либо письменной фиксации. Некоторые материалы о музыке этого периода содержатся в работах российских и китайских ученых. Ключевой по интересующему нас вопросу является работа Б.Л.Рифтина «Из истории культурных связей Средней Азии и Китая (П в. до н.э. - УШ в.

17

н.э.)9. Благодаря ей стали доступны в русском переводе разделы китайских летописей, названные «Описание музыки». В этих древних документальных источниках отражаются важные тенденции в культуре Китая на протяжении тысячелетия, связанные современный Синьцзян, Средняя Азия, Афганистан и Северная Индия, т.е. «все 36 государств к западу от Дуньхуана»)10, распространением в Китае иноземной культуры и ее ассимилирования в китайской культуре. Автор опирается на музыкальные разделы «Цзиньшу» («История Цзинь»), «Вэйшу» («История Вэй»), «Суйшу» («История Суй»), «Синьтаншу» («Новая танская история»), «Цзютаншу» («Старая танская история»), изданные в «24 династийных историях» в Пекине в 1958 г., а также «Танхуйяо» («Основные сведения по Танскому обществу», изданные там же в 1955 г., главы знаменитой сунской энциклопедии «Цэфу юаньгуй». Кроме того, ученый приводит переводы средневековой китайской поэзии, в которых упоминается о популярности хуской (т.е. среднеазиатской) музыки, а именно, известных поэтов УШ-1Х вв. Юань Чжэня и Бо Цзюй-и. Рифтин использует и современные китайские источники, проливающие свет на картину музыкальной жизни средневекового Китая - «Материалы по музыке и танцу», опубликованные в «Полном собрании танских стихов» (1959).

Большое значение имеют публикации китайских исследователей последних лет, в частности Liu Mau-tsai "Kutscha und seine Beziehungen zu China" (1969), Xo Сюйчу «Цюцы юэу шихуа» («К истории музыки и танцев Кучи») (1985), Тиан Ладо «Китайская национальная музыка» (2001), «Новая китайская музыкальная история» в 2-х томах Ти Чхуо, «Музыкальная культура» в 2-х томах Луо Зимина (2003), а также переведенная на русский язык работа Э.Шефера «Золотые персики Самарканда» (1981), в которых содержится дополнительная информация о музыкальных контактах Китая и других стран, в частности стран Центральной и Передней Азии, Индии и др. В целом китайские источники сообщают о высоком уровне музыкальной культуры Восточного Туркестана. Перечисляя города Западного края, оказавшие наибольшее влияние на китайскую музыку, эти источники в первую очередь называют города-оазисы - Цюца (Куча), Сулэ (Кашгар) и Гаочан (Турфанский оазис). Так, Шефер пишет, что «музыка Кучи оказала наибольшее (если сравнивать с другими городами Сериндии) воздействие на танскую музыкальную культуру»11.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24844.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.