У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Готические мотивы в контексте развития русского жилого интерьера XIX века
Количество страниц
150
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24862.doc
Содержание
Содержание
Введение.
Глава I.
Готические мотивы в русском жилом интерьере эпохи романтизма
(Николаевская псевдоготика 1820-1850-е годы).
I.I. Зарождение и развитие готических мотивов в русском жилом интерьере эпохи романтизма.
1. Первые русские памятники псевдоготики второй половины XVIII-начала XIX веков.
2. Зарождение и развитие мировоззрения романтизма в России начала XIX века.
I.II. Памятники Петербургского региона.
1. Псевдоготические постройки императорской семьи.
2. Готические мотивы в жилых интерьерах привилегированных слоев общества и буржуазии.
I.III. Памятники Московского региона.
I.IV. Основные приемы оформления жилых псевдоготических интерьеров
эпохи романтизма. Глава II.
Готические мотивы в русском жилом интерьере историзма (1860-х -начала 1890-х годов).
II.I. Развитие готических мотивов в русском жилом интерьере 1860-х
начала 1890-х годов в контексте «научных» поисков историзма.
И.П. Новое в тенденциях оформления жилых псевдоготических
интерьеров историзма.
II.III. Памятники Петербурга.
1. Готические мотивы в интерьерах великокняжеских дворцов.
2. Готические мотивы в творчестве А.Ф. Красовского.
1
II.IV. Памятники Московского региона.
1. Готические мотивы в жилых интерьерах, созданных А.С. Каминским.
2. «Средневековье» в творчестве П.С. Бойцова.
II.V. Наиболее характерные приемы оформления жилых
псевдоготических интерьеров, созданных в период с 1860-х по начало
1890-х годов. Глава III.
Готические мотивы в русском жилом интерьере раннего модерна (коке:*, 1890-х годов).
III.I. Готические мотивы в творчестве Ф.О. Шехтеля и его роль в
распространении «готики» конца XIX столетия.
Ш.П. Расцвет готических мотивов в русском жилом интерьере конца XIX
века.
Ш.Ш. Особенности использования готических мотивов в жилых
интерьерах конца 1890-х годов.
III.IV. Памятники Москвы.
1. Особняк А.А. Бахрушина.
2. Особняк А.А. Морозова.
3. Особняк СП. Берга.
4. Особняк Н.Д. Стахеева.
5. Особняк В.А. Балина.
III.V. Петербург. Особняк А.Ф. Кельха.
III.VI. К вопросу о методах проектирования предметов жилого интерьера
в творчестве Ф.О. Шехтеля.
III.VII. Наиболее характерные черты жилых интерьеров неоготики конца
1890-х годов. Заключение. Библиография.
Введение
Введение.
Диссертация посвящена комплексному анализу готических мотивов в контексте развития русского жилого интерьера XIX века. До настоящего времени эта тема специально не рассматривалась. Из разрозненных публикаций и трудов, так или иначе касающихся затронутой темы видно, что отечественных исследователей в разное время интересовал вопрос появления «готических» построек в, казалось бы, чуждой им русской культурной традиции. Однако готические мотивы успешно вошли в творческую палитру отечественных зодчих и воплотились в виде признанных шедевров архитектуры и замечательных ансамблей интерьера. Характерно, что это явление искусствоведы рассматривали в основном как пример одного из направлений эклектики или же образец раннего модерна. Более углубленно специалистами исследованы готические мотивы в архитектуре Москвы и Петербурга, однако интерьер, являющийся неотъемлемой частью архитектурного ансамбля, изучен, к сожалению, в меньшей степени.
Робер де Монтескью в конце эпохи романтизма провозгласил: «Жилище — это настроение». Пожалуй, трудно найти более точное определение для характеристики частного интерьера XIX столетия, т. к. в эстетический образ его восприятия входят множество составляющих, среди которых не только пространство, организованное с помощью архитектурных форм, но и предметы изобразительного и декоративно — прикладного искусства. Значительную роль играют функциональные особенности помещения, обстановка, освещение, запах, историческая и литературная иконографическая программа, а также быт, увлечения и привычки хозяев. Все это вместе взятое несет огромный ассоциативно - знаковый потенциал, поэтому жилой интерьер необходимо рассматривать в синтезе этих составляющих. Однако, частный интерьер - это не только мир определенного человека, семьи или рода, но и характерное отражение мировоззрения эпохи, в которую был создан. Поэтому убранство
жилого интерьера должно изучаться только в контексте всеобщей истории искусства и архитектуры.
Пришедшие вместе с искусством романтизма коренные изменения в русском обществе привели к пробуждению интереса к истории, народным традициям, а, следовательно, родилась потребность в исторических авторитетах. Парадоксально, но факт - в 1830-х годах особую популярность в области частного жилища приобрели именно готические мотивы, свойственные в прошлом культовой архитектуре. Это явление отнюдь не случайно, поскольку интерьер представляет ближайшую к человеку предметно — пространственную среду, взаимодействующую с ним изо дня в день. Таким образом, человек мог сформировать в ней индивидуальный образ своего жилого пространства, максимально отвечающего личным запросам и соответствующий популярным тенденциям своего времени. К тому же более мобильная среда интерьера намного легче подвергается стилизации, чем архитектура.
Ясность взгляда нарушает переменчивая и порой недолговечная жизнь частного интерьера. Менялись поколения и хозяева, изменялись и перестраивались интерьеры, учитывая уже их вкусы, поскольку не только человек может влиять на формирование жилой среды, но и созданный ранее интерьер, хранящий память о своих обитателях, людей той или иной эпохи, в некоторой степени воздействует на последующих владельцев. Таким образом, область интерьера является подвижной, чутко реагирующей на разнообразные изменения, и поэтому очень хрупкой и незащищенной.
К сожалению, до нас не дошло ни одного «готического» интерьера без каких - либо изменений или утрат. Во многом этому способствовали общественно-политические события, происходившие в России XX столетия, в течение которых многие памятники были разграблены, а некоторые разрушены. Поэтому необходимость всестороннего исследования этого явления в русском
жилом интерьере стоит крайне остро в связи с сохранением его в отечественном культурном наследии.
Предметом данного исследования являются готические мотивы в русском жилом интерьере XIX века, представленные в широком контексте развития архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства того времени. Хронологические границы исследования - это XIX век, начиная с романтизма — эпохи зарождения и развития готический темы в жилом интерьере и заканчивая ранним модерном, представляющим последний всплеск этого явления. Географические — это Москва, Петербург и их окрестности. Именно в пределах двух столиц были созданы основные памятники рассматриваемого направления, которые представлены творчеством ведущих архитекторов.
Поскольку целью диссертации является изучение готических мотивов в русском жилом интерьере XIX столетия, в исследовании ставятся следующие задачи:
1. Изучить истоки «готики» в русском жилом интерьере.
2. Исследовать закономерности развития готических мотивов: выявить основные этапы и их особенности.
3. Выявить основные функциональные, иконографические и стилевые приемы, использованные при проектировании жилых «готических» интерьеров.
4. Проследить локальное и типологическое своеобразие жилых интерьеров, в оформлении которых были использованы готические мотивы, а также определить роль заказчика и сословную специфику.
5. Выявить и проанализировать не изученные и недостаточно изученные в искусствоведческой литературе памятники, также являющиеся яркими образцами исследуемого стилистического направления.
6. Определить место и значимость готических мотивов в контексте развития русской архитектуры XIX столетия.
Для решения этих задач в исследовании применен принцип комплексного подхода, в котором выражается интеграционная тенденция современной научной методологии. При изучении произведений архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства использована традиционная искусствоведческая методология: историко-культурная, формально-стилевая, иконологическая, иконографическая, а также сравнительный анализ, позволяющие дать наиболее целостное представление о зарождении и развитии готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века.
Первые попытки описания интересующих нас памятников были предприняты еще во второй половине XIX века. К ним относятся так называемые путеводители и краеведческие справочники, наиболее известный из которых «Описание Петергофа» А.Ф. Гейрота (1868).-
В начале XX века постепенно появляются и научные исследования. Среди них выделяется статья мирискусников А.Н. Бенуа и Н. Лансере «Дворцовое строительство императора Николая I», в которой впервые сделана попытка проанализировать архитектурную эпоху времени правления Николая I. Указанные авторы выявляют первопричину появления готических мотивов в архитектуре дворцово-парковых ансамблей Александрии, Царского села и Гатчины, отмечают активную роль личных вкусов заказчиков, отразившихся в формировании архитектурного облика построек. Здесь впервые появляется термин «псевдоготика»1, уточняются ее временные границы - с 1820-го по 1855г2. Однако выводы авторов по поводу жилых интерьеров этого периода сделаны на основе беглых замечаний: Готическая галерея Гачинского дворца — «... не дурной образец Николаевской псевдо-готики»3, а Китайская галерея «гораздо скучнее и неудачнее первой»4.
Бенуа Александр Н., Лансере Н. Дворцовое строительство императора Николая I// Старые годы, 1913, июль-сентябрь. - С. 173.
2 Там же.
3 Там же,-С. 180.
4 Там же.
В период 1920-х-1950-х годов пристальное внимание исследователей1 также привлекают загородные императорские резиденции. Изучением архитектурного ансамбля Александрии занимались А. Шеманский и С. Гейченко2. В своих путеводителях они описывают не только историю возникновения парка, но и внутреннее убранство дворца Коттедж, подчеркивая его музейную ценность. В работах К. Болыиевой3 и А. Савицкой4, посвященных другим памятникам Николаевской эпохи содержатся бесценные описания интерьеров Фермерского дворца Александрии и Белой башни Царского села, разрушенных позже в годы Великой Отечественной Войны. Вполне естественно, что эти издания отражают бытовавший в ту пору негативный настрой по отношению к личностям и быту царской семьи.
Новый этап в изучении готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века начинается с 1970-х годов. Именно в это время намечается позитивный интерес к искусству эклектики и модерна. Впервые в работах И.А. Бартенева, В.Н. Батажковой, Е.И. Кириченко и Е.А. Борисовой готические мотивы в архитектуре и интерьере рассматриваются как часть художественного и исторического процесса России XIX столетия, уточняются временные границы явления. «Готическое» направление искусства эклектики полноправно анализируется наравне с «русским», «восточным» и «античным».
В работах Е.А. Борисовой5 получил освещение вопрос зарождения и развития готических мотивов в зодчестве России. Описывается уникальная художественная атмосфера, царившая в эпоху романтизма6 и вдохновлявшая многих русских архитекторов. Однако наибольшее внимание в этих
1 Гатчина. - М., 1925; Гатчинский дворец-музей и парк. - Л., 1940.
2 Шеманский А., Гейченко С. Коттедж. Дача Николая I в Петергофе. - Л., 1930. Шеманский А. Александрия. Петергоф. - Л., 1936.
3 Большева К. Фермерская дача Александра П. - М.-Л., 1931.
4 Савицкая А. Белая башня. - Л., 1935.
5 Борисова Е.А. Русская архитектура и английская псевдоготика (к вопросу о месте английских художественных традиций в русской культуре середины XIX века)// Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. - М., 1982.
6 Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. - СПб., 1997.
исследованиях уделяется архитектурному наследию, в то время как особенности оформления жилого интерьера рассматриваются довольно кратко.
Первые обобщающие труды, посвященные непосредственно проблеме русского интерьера XIX столетия, принадлежат И.А. Бартеневу и В.Н. Батажковой1. В них авторы последовательно рассматривают основные этапы развития жилой среды, ее стилевые и пространственно - планировочные особенности. Готическим мотивам в интерьере уделяется особое внимание в связи с зарождением нового этапа в русском искусстве — эпохи романтизма. Авторы отмечают: «Самое сильное и устойчивое воздействие на архитектуру, находившуюся на распутье, оказала готика»2. Таким образом, проявление готических мотивов в русской архитектуре рассматривается как логическое продолжение художественного процесса. Специальное внимание уделяется стилизирующим принципам формообразования интерьеров Коттеджа, как новому типу архитектурного сооружения, ранее не наблюдавшегося в отечественной практике. Также выявлено и рассмотрено несколько других памятников этой эпохи. Однако необходимо отметить, что готические мотивы в русском жилом интерьере авторы рассматривают только в контексте поворотного этапа в истории архитектуры 1820-х-1840-х годов, оставляя без внимания дальнейшее их развитие.
Проведенная в 1986 году в стенах Государственного Эрмитажа выставка «Художественное убранство русского интерьера XIX в.»3 впервые комплексно ознакомила зрителя с материалами русского декоративно-прикладного искусства целого столетия. Экспонаты демонстрировали наиболее характерные черты декоративного убранства того или иного времени в контексте эволюции искусства XIX века. Представленные вещи частично воссоздавали картину
1 Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII-XIX веков. - Л., 1977.
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. - Л.? 1984.
Батажкова В.Н. Псевдоготика в русском интерьере конца 1820-х-1840-х годов// Проблемы
развития русского искусства. Вып. 3. - Л., 1975.
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. - Л., 1984. - С. 116. 3 Художественное убранство русского интерьера XIX века. Очерк путеводитель. - Л., 1986.
быта и жизни общества той поры. При этом преобладающее место на выставке занимала мебель, среди которой присутствовали и образцы в «готическом» стиле, выполненные в мастерской Э.Г. Гамбса в 1830-е годы.
Значительный вклад в изучение русского искусства XIX - начала XX веков внесла Е.И. Кириченко. В своих работах она специально останавливается на проблеме «готики»1 в русской архитектуре эпохи романтизма. Подчеркивая ее решающую роль в дальнейшем развитии отечественного искусства XIX века, она отмечает: ««Готика» выражает новую ориентацию в духовной, культурной и общественной сфере...»2. Выделяя основных мастеров, работавших в этом направлении — Н.Л. Бенуа, М.Д. Быковского и А.П. Брюллова3, автор акцентирует внимание на их глубоко индивидуальном подходе к проектированию.
Проблема развития русского жилого интерьера XIX века также привлекала этого исследователя. Данный вопрос затрагивает ряд статей4, в которых она рассматривает основные принципы оформления жилой среды того или иного времени, анализируя пространственно - планировочные особенности, уделяя внимание мебельному и декоративно - прикладному убранству.
Особое место в трудах Е.И. Кириченко принадлежит архитектурным ансамблям московского зодчего Ф.О. Шехтеля5, которому посвящены монография и статьи6. Эти работы отражают разностороннее творческое наследие мастера, выявляют его влияние на национальное своеобразие стиля
1 Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. - М., 1986. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М., 1978.
2 Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М., 1978. - С. 99.
3 Кириченко Е. Три мастера// Зодчество, 2(21). - М., 1978.
Кириченко Е. Русский интерьер 30-60-х годов XIX столетия// Декоративное искусство СССР, 1970, № 7. Кириченко Е. Русский интерьер 70-90-х годов XIX века// Декоративное искусство СССР, 1971, № 3.
5 Кириченко Е. Федор Шехтель. - М., 1973.
6 Кириченко Е.И. Творчество Ф.О. Шехтеля и архитектурный процесс XIX-XX вв.// Ф.О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX - начала XX веков. - М., 1988. Кириченко Е.И. О принципах организации пространственной среды интерьеров особняков Ф.О. Шехтеля (рубеж XIX-XX вв.)//Архитектурное наследство, № 34. - М., 1986.
модерн. Автор останавливается и на «готических» постройках Шехтеля, анализируя и подчеркивая их большое значение не только в творчестве архитектора, но и в развитии русской архитектуры в целом.
Также интерес вызывает статья В.В. Кириллова1, в которой он рассматривает «готику» как новую пространственно — пластическую систему в русской архитектуре. Автор статьи неоднократно подчеркивает, что «...всякий раз это явление (готика — О.Н. Г.) связано с переломными моментами в развитии нашего зодчества»2 и приводит к поискам национального стиля.
Дальнейшее обращение к этому вопросу в научной литературе носит эпизодический характер. Выделяются отдельные статьи3, авторы которых освещали весьма ограниченные темы, так или иначе касающиеся проблемы готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века.
Таким образом, необходимость развернутого и системного изучения данной темы очевидна. Отечественные искусствоведы уделяли определенное внимание основным памятникам романтизма (Коттедж в Петергофе) и неоромантизма (особняк З.Г. Морозовой в Москве), поскольку они сыграли решающие роли в периоды кризиса русской архитектуры. Однако, вне поля зрения осталось достаточно большое число малоизученных и неизученных памятников. Этот пробел особо ощутим в отношении интерьеров, созданных в период с 1860-х по 1890-е годы.
1 Кириллов В.В. Феномен готики в русской архитектуре XVIII-начала XX века (пространственно - пластический акцент)// Труды Академии Художеств СССР. Вып. 5. - М., 1988.
2 Там же. - С. 234.
3 Белов А.А. К истории мебельного убранства Фермерского дворца// Штакеншнейдеровские чтения. - Петергоф, 2002.
Ботт И. Мебельное убранство дворца Коттедж в Александрии// Петергоф. - СПб., 1992.
Михайлова Р.Э. Коттедж А. Менеласа в Петергофе и его место в истории англо-русских
архитектурных связей// Русское искусство Нового времени. Вып. 3. - М., 1997.
Михайлова Р. Коттедж А. Менеласа и английское живописное видение// Свое-чужое в
контексте культуры Нового времени. - М., 1996.
Пашкова Т.Л. Паркет в псевдоготических интерьерах XIX - нач. XX века. К вопросу о
стилизации в эпоху эклектики// Три века Петербургского интерьера. - СПб., 1999.
10
Также необходимо отметить, что до сих пор нет точной и однозначной терминологии, применительно к постройкам, в архитектурном замысле которых были использованы готические мотивы.
Например, Е.А. Борисова в своих исследованиях выделяет понятия «.готика» или ложная готика, характеризуя постройки второй половины XVIII века; псевдоготика, имея ввиду архитектурные сооружения эклектики и неоготика — произведения, созданные в период раннего модерна. Термином псевдоготика также пользуются И.А. Бартенев и В.Н. Батажкова. Е.И. Кириченко рассматриваемому направлению в искусстве 1830-1850-х годов дает определение «готический» стиль (наравне с «русским», «византийским», «китайским» и др.). Анализируя ранние постройки Ф.О. Шехтеля, она использует термин «готика» или «готические» постройки. Этой терминологии придерживается и М.В. Нащокина.
Поэтому в данном исследовании для характеристики памятников эпохи эклектики наряду с термином псевдоготика будет использоваться словосочетание «готический» стиль, а для архитектурного наследия романтического модерна - термин «готика» или неоготика. Также ко всем рассматриваемым периодам иногда будет применено понятие «средневековый», т.к. оформление интерьеров этого направления проводилось не только на уровне стиля, но и исходя из комплекса общих образных представлений эпохи о средневековье, основанного на литературных и философских источниках.
Источниками исследования послужили: проектная документация, чертежи, изобразительные источники (преимущественно графика), фотографии, хранящиеся в архивах и музеях Москвы и Петербурга; труды исследователей русской и зарубежной истории, культуры и искусства; мемуарная литература XIX века, философские, научно-публицистические и периодические издания; визуальное исследование объектов, их детальная фотофиксация, проведенная автором.
11
Глава I.
Готические мотивы в русском жилом интерьере эпохи романтизма (Николаевская готика 1820-1850-е года).
I.I. Зарождение и развитие готических мотивов в русском жилом
интерьере эпохи романтизма.
1. Первые русские памятники псевдоготики второй половины XVIII —
начала XIX веков.
Как известно, в русской архитектуре готические мотивы вошли в употребление во второй половине XVIII века и развивались в рамках классицизма наряду с китайскими, мусульманскими и прочими «экзотическими» мотивами, отразившись в творчестве таких выдающихся архитекторов, как В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Ю.М. Фельтен и др.
Во времена господства классицизма, средневековая готическая архитектура считалась дурным вкусом, неподдающаяся рациональному анализу; готический декор находили хаотичным, а пространство интерьера -мрачным. Полагалось, что готике чуждо понятие «гармоничного равновесия» и порядка. Современник писал: «Сие название («готический вкус» - О.Н. Г.) различным образом употребляется в изящных искусствах для означения варварского вкуса, хотя, впрочем, не всегда определяется в точности смысл его. Кажется, оно значит неприличность, недостаток в красоте и соразмерности видимых предметов...»1. Однако «готическим» в России этого времени именовали и древнерусское допетровское зодчество. К примеру, Н.М. Карамзин пишет в «Бедной Лизе»: «...всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си...нова монастыря» , имея в виду древнерусскую архитектуру Симонова монастыря в Москве. Известны и другие описания подобных памятников: «Хороши готические здания Сухаревой
1 Готический вкус// Вестник Европы. - 1807. ч. XXX. № 1-4. - С. 284.
2 Карамзин Н. М. Бедная Лиза. - М., 1988. - С. 44.
12
башни, и Университетского, и Курятных ворот дома»1 или «Собор Дмитровский готической архитектуры, построенный при первых российских князьях»2.
Поскольку в России второй половины XVIII-начала XIX века не только западноевропейское средневековое, но и собственное архитектурное наследие было еще не изучено, термин «готическое» относился ко всему средневековому искусству и являлся синонимом «старинного». Таким образом, с термином «готическое» был связан первый опыт осмысления и атрибуции древнего отечественного зодчества, и поэтому готические мотивы смело применялись в тех случаях, когда требовалось подчеркнуть национальный характер постройки.
В конце XVIII столетия готические мотивы использовались в основном в оформлении фасадов архитектурных сооружений и получили особое распространение в загородной и садово-парковой архитектуре, обладающей неограниченной стилевой свободой. Достаточно вспомнить ансамбль Царицыно или подмосковные церкви В.И. Баженова, в экстерьере которых отразились реминисценции архитектурных мотивов готики и русского допетровского зодчества. Баженов использовал элементы средневековой архитектуры только в качестве орнаментального мотива, наложенного на лаконичный, четко выстроенный согласно принципам классицизма архитектурный объем. Решение интерьеров этих построек оставалось в рамках классицистистских традиций и наглядно демонстрировало контрастное противоречие отделки фасада здания и внутреннего пространства. Ярким свидетельством тому является ансамбль Петровского Путевого дворца, построенный в 1775-1782 годах по проекту М.Ф. Казакова.
Однако попытка оформления интерьеров, соответствовавших духу и замыслу архитектуры, все же была предпринята. В 1770-х годах Юрий
1 Речь, говоренная при заложении Кремлевского дворца В.И. Баженовым// Московский телеграф. - 1831, ч.41, №. 17. - С. 125.
2 Топографическое описание Владимирской губернии, составленное в 1784. - Владимир, 1906. - С. 14.
13
Матвеевич Фельтен сооружает для Екатерины II Чесменский дворец1, расположенный на пути к Царскому Селу. Массивное здания, окруженное рвом должно было напоминать средневековые крепости и замки. Духом рыцарства был пронизан и интерьер дворца. Здесь размещалась галерея барельефных «портретов в медальонах» великих князей, царей и императоров России от Рюрика до Елизаветы Петровны, созданная скульптором Ф.И. Шубиным. Кроме того, «в стрельчатых переплетах находились цветные фигурные стекла»2, по всей видимости, напоминавшие о витражах средневековья. Одновременно был создан герб дворца, представляющий «зеленую лягушку»3, а на британской мануфактуре Веджвуд заказан сервиз из 952 предметов с этим гербом. Изображенные на посуде подлинные виды английских пейзажных парков, живописных руин и старинных замков в «готическом» стиле соответствовали общему замыслу оформления. Согласно программе - все эти составляющие должны были показать древнюю «государственную родословную» России и ее неразрывную связь с европейскими традициями.
Примечательно, что обращение к готике во второй половине XVIII века в основном носило характер дворцовой забавы, игры, экзотического рыцарского маскарада и было еще далеко от высоких духовных идеалов средневековья, почитаемых в эпоху романтизма.
2. Зарождение и развитие мировоззрения романтизма в России начала XIX
века.
В начале XIX столетия русская культура оказалась под воздействием романтизма, пришедшего из Западной Европы. Возникновение и развитие идей романтизма в отечественной культуре явилось результатом глубокого
1 Первоначально дворец задумывался как «увеселительный» и именовался «Кекерико». Название «Чесменский» он получил чуть позже во время празднования десятилетия великого морского сражения.
2 Тараковская Е.А. Чесменский дворец// Временник отдела изобразительного искусства. - Л., 1923.-С. 186.
3 Местечко, где располагался дворец, называлось «болото с лягушками» - Кекерекекши.
14
разочарования людей в идеалах и догмах классицизма, которые выражались в подчинении личности обществу, идеале человека-гражданина, а также нормативности и сословном диктате в повседневной жизни, искусстве и строительстве1. События 1812 года, европейский поход русской армии 1813-1815 гг. и трагический итог восстания декабристов в 1825 году во многом послужили своеобразным толчком к переоценке ценностей и поиску выхода из духовного и общественного кризиса.
Разрушив устоявшиеся обычаи и нормы, человек был вынужден искать другие точки опоры. Уходя от коллизий реальной жизни и занимаясь поиском духовных истоков, личность начинает осознавать себя частью истории. Поиск духовности, свободы самовыражения личности, ориентация на чувства и интуицию, стремление найти в историческом прошлом ответ на многие проблемы современности приводят к увлечению культурой и искусством средневековья2. При этом романтизм создавал особый героизированный образ
1 Диктат был отражен в ограничениях в употреблении стилевых форм, цвета фасада, количества окон, употреблении колонных портиков. В XVIII — первой четверти XIX века — ордер привилегия высших классов. (Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России.-М., 1986.-С. 30.)
2 Увлечение готикой в России было частью процесса общеевропейской «готизации», в которой особая роль принадлежит Англии. Именно в Англии XVIII века были сделаны первые значительные попытки воссоздать средневековую готическую архитектуру и интерьер, в которой британцы стремились увидеть национальные и индивидуальные особенности культуры и искусства, противопоставленные нормативности и космизму классицизма. Основателем художественного движения за возрождение готики (The Gothic Revival) стал английский писатель и знаток искусств — Гораций Уолпол. Именно с внутреннего убранства его поместья Строуберри Хилл начинается история жилого интерьера псевдоготики. «...В середине восемнадцатого столетия, когда м-р Уолпол начал вводить готический стиль и демонстрировать, как орнаменты, присущие храмам и монументам, могут употребляться для украшения каминов, потолков, окон и балюстрад, он не применялся к требованиям господствующей моды, а доставлял удовольствия собственному вкусу, воплощая свои грезы в романтическом облике воздвигнутого им здания». (Вальтер Скотт. О «Замке Отранто» Уолпола. — В кн. Уолпол Г. Замок Отранто, Жак Казет. Влюбленный дьявол. Уильям Бекфорд. Ватек. - Л., 1967. - С. 234). Как отмечает Е.А. Борисова: «В отличие от некоторых других сооружений английской архитектуры XVIII века, где готические декоративные мотивы сочетались с классическими, строго уравновешенной, симметричной композицией, Уолполом была сделана попытка уйти от классической схемы к принципиально иным композиционным решениям, основанным на использовании приемов средневекового зодчества». (Борисова Е.А. Русская архитектура и английская псевдоготика (к вопросу о месте английских художественных традиций в русской культуре середины XIX
15
средневековья, обостряя его наиболее яркие черты: пламенную безграничную веру и энтузиазм, объединяющие людей и способные повести на подвиг; культ Богоматери; благородного рыцаря и прекрасной дамы. Примечательно, что этот образ средневековья до сих пор преобладает в умах людей.
Благодатную почву для расцвета искусства романтизма в России подготовила западноевропейская литература и философские трактаты, опережающие другие виды искусства и столь популярные в то время. Именно литературное творчество повлияло на становление предромантических тенденций на рубеже XVIII - XIX веков. В то время стал особо популярен жанр «сентиментального романа», в котором воспевался культ чувств и внутренний мир человека. Широкое распространение получил жанр «готического романа», непременным атрибутом которого были мрачные руины, ночные пейзажи и страшные фамильные тайны. Нередко основную атмосферу и настроение в подобном романе задавали именно архитектурные образы: загадочные средневековые замки, мрачные крепости или аббатства. Однако, это были достаточно вольные фантастические произведения английских писателей, переведенные на русский язык в основном с французских изданий.
Важную роль в формировании представлений о Средних веках сыграл исторический роман, основоположником которого является выдающийся английский писатель - сэр Вальтер Скотт. Он не только задал тон всей последующей литературе этого направления, но и ввел в обиход особые понятия о добре и зле, доблести и коварстве, основанные на эстетических представлениях рыцарского средневековья. Писатель строил сюжетную линию
века)// Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. -М, 1982.-С. 65.)
Особой популярностью у английских архитекторов стали пользоваться нервюрные веерные своды готических соборов и капелл, обладающие декоративной выразительностью. Поскольку подобные своды являлись чисто английским изобретением, используя их, британцы старались подчеркнуть национальный оттенок архитектуры. Мотивы веерных сводов получили развитие в таких прославленных поместьях, как Строуберри Хилл (1748-1757), Эрбари Холл (1765-1788), аббатство Фонтхилл (1796-1818), Итон Холл (1804-1812), усадьбе Эшридж (1808-1820). Изучая и реставрируя собственное средневековое наследие, английские зодчие внесли огромный вклад в процесс развития европейской архитектуры.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24862.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.