У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Современные формы актуализации художественного наследия в музее
Количество страниц
156
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24887.doc
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1-17
Глава I. Музей как образовательно-просветительная
система на рубеже 20 —21 веков 18 — 59
1.1. Музей в современной художественной культуре 18
1.2. Теоретико-психологическое обоснование
художественной интерпретации как творческой деятельности 34
Глава II. Художественная коллекция Эрмитажа как предмет образовательной и просветительской деятельности музея 60 — 85
2.1. Образовательная деятельность Эрмитажа:
структура и содержание 60
2.2. Просветительные программы в Эрмитаже 77
Глава III. Специальные программы как форма работы с художественной коллекцией музея 86—149
3.1.Специальные художественные программы
как вид искусствоведческой деятельности 86
3.2. Основные типы специальных художественных программ 93
3.3. Региональные и виртуальные специальные программы 138 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150-156
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В современных условиях мы стоим перед необходимостью переосмысления музея как института художественной культуры, перед необходимостью его исследования с точки зрения разных способов его участия в жизни общества, в развитии современного искусства. В этой связи особый интерес представляет изучение новых форм работы музея с художественной коллекцией, среди которых — специальные программы, разработанные в Эрмитаже. Специальные программы выступают как совершенно самостоятельный вид творческой деятельности, как результат теоретического, исторического исследования, при этом музейная коллекция воспринимается как смысловой стержень, вокруг которого и на базе которого образуются новые смысловые структуры.
Художественное сознание каждой эпохи вбирает в себя все наличествующие в ней рефлексии по поводу искусства. В его состав входят бытующие представления о природе искусства и его языка, художественные вкусы, художественные потребности и художественные идеалы, эстетические концепции искусства, художественные оценки и критерии, формируемые художественной критикой, и т.п. Всю эту многоаспектность художественного сознания, его историческую подвижность необходимо раскрыть, опираясь на анализ и обобщение реальных фактов. Это чрезвычайно важно, ибо художественное сознание эпохи выражали не только художественные теории. В сложении художественного сознания каждого исторического этапа участвовали творческая практика всех видов искусства.
Можно утверждать, что художественное творчество всегда обладало неиссякаемой способностью расширять сзои возможности. От первоначальной способности фокусировать в художественном произведении все самое
совершенное, что художник находил в мире, искусство переходило к умению воплощать в художественном образе эзотерическое знание, невидимые смыслы и сущности, социальные связи и отношения и именно в этом своем качестве стало одним из элементов сложной системы межкультурных коммуникаций.
Творя собственный мир, искусство упорядочивало восприятие мира окружающего, помогая человеку ориентироваться в нем. Каждая эпоха осуществляла «онтологическое вбрасывание» в искусство своего содержания, собственной сущности. Вырабатываемые искусством культурные коды обладают непреходящей значимостью. Актуализировать их в современных условиях на уровне индивидуального и на уровне общественного сознания — одна из важнейших задач работы с художественным наследием.
Особую значимость в этой связи приобретает художественное наследие прошлого, которое хранит в себе духовный опыт мирового культурно-исторического развития. Огромное влияние художественной культуры на формирование качественно новой системы межкультурных коммуникаций в сложном и многомерном мировом пространстве в XXI веке факт, не требующий специальных доказательств. Однако сам механизм такого влияния изучен недостаточно. Именно художественное наследие дает возможность открыть и осмыслить определяющие такое взаимодействие ключевые измерения художественного творчества, сохранившие свой статус в различные исторические эпохи. История искусства позволяет увидеть и осознать непреходящие свойства художественного творчества, открыть его вневременные и вненациональные особенности, что и дает возможность с уверенностью утверждать, что художественное наследие играет важную роль в активизации межкультурного взаимодействия.
В этой связи художественные музеи мирового значения, вобравшие в себя эстетические измерения различных эпох, среди которых занимает видное место
Эрмитаж в Санкт-Петербурге, представляются объектами, требующими специального научного искусствоведческого исследования. Изучение форм их работы с художественным наследием, анализ методов, при помощи которых художественное наследие получает современную интерпретацию, позволяет выявить механизмы участия художественного наследия в современной действительности. В целях изучения обозначенной проблематики мы осуществим анализ художественной коллекции одного из крупнейших музеев мира - Эрмитажа как средства межкультурной коммуникации.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью научного, искусствоведческого осмысления художественной коллекции Эрмитажа как компонента в системе современных социальных и культурных коммуникаций, что отвечает важнейшим идеям времени, отражает динамические процессы культуры в целом и раскрывается в гармоничной системе специальных художественных программ.
Степень разработанности проблемы. Научное осмысление музейной деятельности предпринимается в работах ученых разных областей гуманитарного знания. Осмыслению различных аспектов природы и сущности музея как социального института художественной культуры посвящены работы М. Адамса, З.Э. Бонами, Б. Гройса, М.С. Кагана, С.А. Пшеничной, Б.А. Столярова, Т.Ю. Юреневой и других.1
Однако среди многообразия подходов и концепций в современном гуманитарном знании к осмыслению музейной деятельности следует выделить
1 См.: Адаме М. Роль музея в распространении знаний // Museum. 1984. № 141. С. 14-18; Бонами З.А. Основы музейной коммуникации//Формы и методы научно-просветительной работы музеев: сб. науч. тр. М., 1986. С.50-52.; Гропс Б. О музее современного искусства// Художественный журнал. 1998. № 23. Каган М.С. Музей в системе культуры// Вопросы искусствознания. Вып. 4. М., 1994. С. 445-460; Пшеничная СВ. Музей как социокультурный феномен. СПб.: Образование, 1999; Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М.: Рус.
монографию Т.П. Калугиной, которая отличается фундаментальностью и многообразием привлекаемого историко-культурного и научного материала и имеет основополагающее значение для данного диссертационного исследования.2
Особенность работы Т.П. Калугиной в том, что в ней не только рассматриваются и излагаются основные этапы исторического формирования музея и видов его деятельности, но впервые исследуется музей как система, исследуются, практически, все модификации музея, существующие в истории культуры, и строятся обоснованные предположения относительно музея будущего. В этом контексте постоянно присутствует идея интерпретационности как основы художественной коммуникации и как важнейшего условия существования музейной коллекции в изменяющихся исторических и культурных условиях.
Кроме того, в исследование интересующей нас темы внесли вклад Н.Г. Макарова, О.М. Ломако, Ю.В. Гафанова, О.В. Беззубова и др.3
Слово, 2003; Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до
современности. СПб.: Специальная литература, 1999.
2 Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2001.
См. напр.: Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1987; Ломако О.М. Идея музея в генезисе культурного пространства// Формирование дисциплинарного пространства культурологии: Материалы научно-методической конференции. СПб.: СПбГУ, 2001 С.72-75; Гафапова Ю.В. Роль музея в культурологическом образовании// Формирование дисциплинарного пространства культурологии: Материалы научно-методической конференции. СПб.: СПбГУ, 2001. С.31-33.; Гафанова Ю.В. Пространство музея: постмодернистское прочтение// STUDIA CULTURAE. Выпуск 1/ СПбГУ. СПб.: СПб. Филос. об-во, 2001. С.163-168; Беззубова О.В. Музей как объект философско-антропологического исследования// Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. СПб.: СПбГУ, 2001. С.179-183; Беззубова О.В. Проект музея: генезис и структура// STUDIA CULTURAE. Вып. 5 / СПбГУ. СПб.: СПб. Филос. об-во, 2003. С.139-149; Эннис Ш. Музей - арена символической деятельности // Museum. 1986. № 151; Музей и современная социокультурная ситуация. Сб. ст. М.: Наука, 1989; Диалог: музей и общество на пороге XXI века: Материалы межд. научно-практ. конф., 9-10 октября 2000 года. Якутск: СО РАН, 2001; Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее: Материалы межд. научно-практ. конф., 23-27 ноября 1998 г. Пермь, 1999 и другие.
Отдельную группу исследований представляют труды, посвященные психологии искусства и вопросам художественного восприятия4. Для данной диссертации ключевыми являются проблемы соотношения «психологического» и «художественного» как фундаментальных категорий теории искусства и психологии искусства (Л.Я. Дорфман, Д.А. Леонтьев); анализ эмоциональных переживаний в процессах художественного творчества и художественного восприятия (Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, М.В. Осорина, С.Х. Раппопорт и др.); анализ форм существования эмоций в искусстве (Л.Я. Дорфман), интерпретация катарсиса как формы переживания художественного произведения (Л.С. Выготский); осмысление феномена противоречивости как принципа существования искусства (В.М. Аллахвердов).
Проблема художественного восприятия является также предметом осмысления в эстетике, в которой представлена многоплановость процессов художественного восприятия и его интерпретация как сотворчества, вводятся понятия «рецепционная установка» и «рецепционное ожидание» (Х.Р. Яусс, О.А. Кривцун, Ю.Б. Борев и др.).5
В рамках проблематики настоящего исследования лежит принцип ценностной трактовки художественного произведения, которую поддерживали и развивали крупнейшие философы прошлого и нашего времени (Г. Риккерт, О. Шпенглер, Н.А. Бердяев, К. Свасьян, М.С. Каган, Г.П. Выжлецов
4 Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000; Аллахвердов В.М. Психология искусства. СПб.: ДНК, 2001; Осорина М.В. Психологические аспекты восприятия картины зрителем в музее (http://www.rusmuseum.ru/center/tez26.htm); Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997; Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. М.: Музыка, 1972; Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: МГУ, 1998. Леонтьев Д.А., Собкин B.C. Психология искусства и психологическая методология в ранних работах Л.С. Выготского// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1994. №4. С.35-44
5 См.: Кривцун О.А. Психология искусства. М.: Лит. ин-т, 2000; Кривцун О.А. Эстетика. М.: Аспект-пресс, 1998; Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств/ Гос. ин-т искусствознания. М.,1997; Борев Ю.Б. Эстетика. Смоленск: Русич, 1997; Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания// Вопр. философии. 1994. № 12.
8
и др.). Особое место принадлежит М.С. Кагану, который в целой серии своих работ разрабатывает определение художественной ценности, обусловленной духовным содержанием произведения искусства, «предстающим в идеальном слое ирреальных образов, а затем уже и адекватностью их материального воплощения во внешней форме произведения».6 Данная интерпретация основана на том, что произведение искусства живет своей собственной независимой жизнью, обрастая смыслами в процессе его актуализации. И в этом смысле искусство является самосознанием культуры не только его породившей, но и той в которой оно актуализировано, в развитии которой участвует. Эта особенность художественных творений является единственным объяснением их, вне всякого сомнения, огромной, порой, фундаментальной роли в жизни современной культуры. Идея художественной ценности как, так называемого, «эмерджентного» качества, в котором соединяются эстетические свойства произведения искусства и личностное отношение воспринимающего, его опыт, вкус, идеалы и ожидания, стала важным отправным моментом при размышлении о содержании и сущности специальных художественных программ как современного вида искусствоведческой деятельности в музее. Ведь именно ценность обуславливает тот диалог эпох и культур, благодаря которому становится возможным живое участие искусства прошлого в нашей жизни. Именно благодаря свойству ценности произведение искусства сохраняет свою способность охранять свою значимость для последующих поколений, как и свойство органично вливаться в другую историческую культуру.7
6 См.: Каган. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. С.240. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.
7 См. напр.: Шпепглер О. Закат Европы Т.1.М.. 1993; Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира// Новый мир. 1990. № 1; Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. 1987. № 6; Выоюлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996 и др.
Нет нагляднее примера этого свойства художественного творчества, нежели постмодернизм, когда не только искусство как таковое, но собственно творческое мышление, образное видение и т.п. были сформированы на основании переосмысления и активной актуализации художественного наследия. Экзистенциальная составляющая художественного творчества и художественного восприятия обуславливает особое разнообразие трактовок и интерпретаций произведений, их органичную «вживляемость» в культуру последующих эпох, их способность обнаруживать новые свойства в зависимости от потребностей времени, в котором они в данном случае пребывают.
Кроме того, значимыми в контексте настоящей диссертации являются научные труды, посвященные социологическим и социально-психологическим исследованиям аудитории искусства (в том числе
о
музейного зрителя). В этих работах раскрываются основные мотивы приобщения публики к искусству, исследуется динамика художественных предпочтений, анализируются типы художественного восприятия и разрабатываются их модели, характеризуется аудитория искусства, и анализируются проблемы ее социологической и психологической типологии и т.д.
Исследование современной музейной практики показало, что музеи мира в настоящее время по-разному решают задачу актуализации художественного наследия. Во-первых, создаются специальные выставочные помещения, устроенные в соответствии с тенденциями современной
о
Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995; Фохт-Бабушкии 10.У. Искусство в жизни людей. СПб.: Алетейя, 2001; Художественная жизнь современного общества. Т.2. Аудитория искусства в России. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999; Дуков Е.В. и др. Введение в социологию искусства. СПб.: Алетейя, 2001; Крупник ЕЛ. Психологическое воздействие искусства. М.: Ин-т психологии РАН, 1999; Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М.: Наука, 1981; Хренов Н.А. Социальная психология искусства. М: Смысл, 1998.
10
архитектуры и современного восприятия и понимания выставочно-экспозиционного пространства (Музей Соломона Гугенхейма). Во-вторых, обращаются к современным художественным течениям не всегда «классического» толка (подготовка выставки Тимура Новикова и деятельность ГРМ по освоению и экспонированию неофициального искусства Петербурга). В-третьих, используются новые технологии, в том числе активно привлекаются Интернет-технологии.
Таким образом, как показал анализ научной литературы, связанной с темой данного диссертационного исследования, существует значительное число исследований, посвященных психологии и социологи искусства, вопросам художественного восприятия, однако изучения и обоснования форм актуализации художественного наследия музея в современном культурном пространстве не проводилось, и более того, даже задач такого рода не ставилось. Специальные программы, разрабатываемые и применяемые в Государственном Эрмитаже с целью максимального освоения коллекции и открытия ее для зрителя, - абсолютно не исследованы с позиций современного искусствознания. А ведь их содержание - важнейший компонент не только внутримузейной деятельности, но художественной культуры Санкт-Петербурга, целые поколения жителей которого воспитывались на художественной коллекции Эрмитажа, обретали духовный опыт и учились воспринимать мир, природу, окружающих людей и культуру народов мира.
Цель диссертационной работы заключается в определении современных форм актуализации историко-художественного наследия музея и способов его включения в современную культуру в качестве ее актуального компонента.
Основные задачи работы: • определить значение музея в современной художественной культуре;
11
• представить теоретико-психологическое обоснование художественной интерпретации как творческой деятельности;
• выявить и проанализировать особенности и принципы типологизации образовательно-просветительной деятельности музея;
• определить сущность и содержание специальных программ и перспективы их развития;
• проанализировать основные типы специальных программ;
• рассмотреть специальные программы как компонент современных художественных коммуникаций.
В постановке задач диссертационного исследования мы исходим из предположения о том, что музейная коллекция заключает в себе огромный потенциал широкого содержания и представляет неисчерпаемую сферу деятельности для искусствоведа. Важно в каждый период времени осознать, в каком именно направлении должны развиваться научные исследования и как должно идти практическое освоение этого материала. Главное условие любого подобного начинания - доскональное историческое, историко-культурное, историко-художественное изучение памятников искусства, хранящихся в музее. На базе этого изучения и строятся конкретные исследования прикладного значения.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что функцию актуализации культурного наследия выполняют специальные художественные программы, которые представляют собой связующее звено между художественным наследием и актуальной проблематикой современности.
Объект исследования — формы работы художественного музея с публикой.
12
Предмет исследования - «специальные программы», разработанные в Государственном Эрмитаже, как форма актуализации художественного наследия в современном культурном пространстве.
Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются труды по философии и теории искусства, эстетике, музееведению, психологии искусства. В частности, ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:
понимание искусства как фундаментального человеческого опыта (Х.Г. Гадамер, М. Хайдеггер, 3. Фрейд, К. Юнг)9;
онтологическая проблематика художественного (М. Хайдеггер) и осмысление феномена художественного пространства (М. Хайдеггер, Б. Раушенберг)10;
принципы интерпретации художественного текста (Х.Г. Гадамер, П. Рикер, Ж. Деррида, 10. Кристева, Ф. Лиотар, Р. Барт)11;
специфика и динамика художественного сознания (Т.Е. Шехтер)12;
осмысление природы и функции художественной ценности (М.С. Каган, Г.П. Выжлецов, Л.Н. Столович и др.)'3;
9 Гадамер ГГ. Истина и метод. М: Прогресс, 1988; Гадамер ГГ. Актуальность прекрасного. М.: Паука, 1991. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: ACT, 2003; Хайдеггер М. Исток художественного творения// Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М: Гнозис, 1993. С.47-120. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. Ют КГ Феномен духа в искусстве и науке. М.: Прогресс, 1992.
10 Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: Алетейя, 2001; Раушепбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука, 2001.
" Гадамер ГГ. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988; Рикёр П. Конфликт интерпретаций:
Очерк о герменевтике. М: , 1995; Барт Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1989. Деррида
Ж. Лиотар Ф. Кристева 10.
12 Шехтер Т.Е. Художественное пространство как сфера бытования искусства//
Метафизические исследования. 1998. №6. С.340-352; Шехтер Т.Е. О Метафизических
основаниях художественного// KAFIS. Вып. 1/ СПбГУП. СПб., 2003. С.3-21; Шехтер Т.Е.
Динамика художественного сознания// Методология гуманитарного знания в перспективе
XXI века. СПб.: СПбГУ, 2001. С.323-326.
1 Кагал М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997; Выэюлецов Г.П.
13
психологическое и социально-психологическое обоснование процессов художественного восприятия (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Л.Я. Дорфман, О.А. Кривцун, В.М. Аллахвердов, Р. Арнхейм, С.Х. Раппопорт, В.Е. Семенов и
др.) и
понимание художественного музея как феномена культуры (М.С. Каган, Т.П. Калугина)15.
Источники исследования:
1) научные труды, соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, музееведение, эстетика, психология и социология искусства);
2) образовательные и просветительные программы, разработанные и осуществляемые в Государственном Эрмитаже;
3) анализ просветительской деятельности мировых художественных музеев: Metropolitan Museum of Art (Нью-Йорк)16, Национальная галерея (Лондон), Лувр (Париж), а также ряда других крупнейших музеях мира;17
Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996; Столович Л.Н. Очерк истории эстетической аксиологии. М.:, 1994.
14 Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000; Аллахвердов В.М. Психология искусства. СПб.: ДНК, 2001; Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997; Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. М.: Музыка, 1972; Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: МГУ, 1998; Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. М.: Музыка, 1972; Кривцуи О.А. Психология искусства. М.: Лит. ин-т, 2000; Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств/ Гос. ин-т искусствознания. М.,1997; Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995; Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прогресс, 1994. Хренов Н.А. Социальная психология искусства. М.: Смысл, 1998.
15 Каган М.С. Музей в системе культуры// Вопр. искусствознания. 1994. Вып. 4. С.445-460; Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2001.
16 The Metropolitan Museum of Art: Report on Projects funded by the Adelaide Milton de Groot Fund in memory of the Groot and Hawlety families 1971-1977 - NY, 1977; Metropolitan Museum studies (1929-1936)
17 Moore, Kevin. Museum and popular culture. London, Washington: Cassell, 1997. British Museum Quarterly. A Journal dealing with recent acquisitions and research concerning the British Museums. (1926-1973); The classical tradition: the British Museum Yearbook. London, 1976.
14
4) результаты социологических исследований аудитории искусства, в том числе посетителей Государственного Эрмитажа;
5) практические разработки автора диссертации, направленные на поиск наиболее современных,. эффективных и перспективных направлений искусствоведческой работы в музее.
Методы диссертационного исследования:
1) Метод содержательного анализа и критической оценки научной литературы, связанной с темой диссертационного исследования;
2) Метод художественно-стилевого анализа произведений изобразительного искусства с целью обоснования принципов их актуализации;
3) Типологический метод с целью типологизации образовательно-просветительной деятельности музея и выявлению основных видов специальных программ.
4) Метод художественно-психологического анализа произведений искусства с целью формирования специальных программ.
Научная новизна диссертационного исследования заключается:
во-первых, в теоретическом обосновании ключевых направлений образовательно-просветительной деятельности музея, в построении типологии и осмыслении основных видов научно-практического освоения музейной коллекции;
во-вторых, в теоретико-психологическом обосновании нового направления научно-практической деятельности музея - специальных программ;
в-третьих, в обосновании содержания и специфических особенностей специальных программ и разработке ряда программ данного направления.
Практическая значимость. Данное исследование может служить:
15
1) как научно-методологическая основа для разработки инновационных направлений музейной работы;
2) в качестве учебно-методического пособия для организаторов научно-просветительской работы музея;
3) как научно-практические рекомендации по развитию художественных коммуникаций в условиях современной культуры;
4) разработанные программы могут составить специальный цикл для туристов и посетителей Эрмитажа.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Обоснование сущности и содержательных особенностей специальных программ как специфической формы искусствоведческой практики. Специальные программы понимаются как форма актуализации и интерпретации художественной коллекции Эрмитажа. Основой специальных программ является новое понимание взаимодействия художественного наследия и современной культуры, заключающегося в способности специальных программ выявить и показать функции художественного наследия в современной научной, творческой и практической деятельности; а также в обращении искусствознания не только к смежным областям гуманитарного знания, но и к естественнонаучным методам и принципам.
2) Типологизация существующих видов специальных программ. Специальные программы содержательно (в том числе по составу образующих их компонентов, целевой установке, функциональной направленности) разделяются на синтетические, историко-художественные, арт-терапевтические, игровые, региональные, виртуальные, креативные программы. Типологизация по содержанию специальных программ дополняется их дифференциацией по способу актуализации материала. Среди таких способов выделены два основных: информационно-развивающий и развлекательный.
16
3) Принципы построения специальных программ. В качестве ключевых принципов построения специальных программ обосновываются, во-первых, принцип сотворчества, основывающийся на следующих аспектах: разработка современного методологического подхода к художественному наследию музея; синтетический характер творческих поисков современности; постижение художественной коллекции музея в ее отношении к современной культуре. Во-вторых, принцип синтетичности, заключающийся в понимании художественной коллекции как свидетельства об исторических событиях; как органичного компонента синтеза искусств; как поля эстетического и художественного развития личности; как экспликации современных научных поисков, исследующих человека и его взаимоотношения с окружающим миром.
4) Обоснование роли специальных программ в коммуникативной деятельности музея. Специальные программы рассматриваются как форма современных художественных коммуникаций, что выражается в актуализации взаимодействия художественной коллекции музея и современной культуры, в интеграции историко-художественных коллекций музея в международную художественную культуру, а также в расширении коммуникативного пространства музея посредством интернет-технологий.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в четырех научных публикациях. Кроме того, основные положения диссертационной работы обсуждались на трех научно-практических конференциях. «Культура и наука Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (Санкт-Петербург, апрель 2003); «Музей и проблемы «культурного туризма» (Санкт-Петербург, апрель 2003); «Художественный рынок как объект гуманитарного знания» (Санкт-Петербург, январь 2004). Разработанные в ходе подготовки диссертационного исследования специальные
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24887.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.