У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Становление дизайна упаковки в Германии конца XIX - первой трети XX века
Количество страниц 159
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24897.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УПАКОВОЧНОЙ ОТРАСЛИ В ГЕРМАНИИ (2-Я ПОЛ. XIX - НАЧ. XX ВВ.)

1.1. Социально-экономические и культурные предпосылки для

развития упаковочной отрасли...25

1.2. Художественно-промышленные реформы в Германии и

новая роль дизайнера в обществе...34

ГЛАВА ВТОРАЯ.

ГРАФИЧЕСКИЕ И ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ДИЗАЙНА УПАКОВКИ

2.1. Влияние новых промышленных технологий и материалов на формообразование упаковки... 45

2.2. Основные художественные направления и их влияние на

промышленное искусство Германии на протяжении 2-й пол. XIX—1-й трети XX ев...54

2.3. Особенности проектирования упаковки в общем

контексте развития промышленной графики... 65

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

УПАКОВКА В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕДУЩИХ НЕМЕЦКИХ ДИЗАЙНЕРОВ КОН. ХГХ - 1-Й ТРЕТИ XX ВВ.

3.1.Новый взгляд на проблемы графического дизайна в публикациях и

теоретических трудах ведущих художников и педагогов...83

3.2.Ведущие мастера в дизайне упаковки - представители

югендстиля и Ар деко ... 95

3.3.Корпоративный подход в творчестве Л. Бернхарда и Л. Хольвайна... 108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...121

ПРИМЕЧАНИЯ ...132

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...140

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ...149

ПРИЛОЖЕНИЕ I. Сведения о конкурсач по упаковке ... 157

ПРИЛОЖЕНИЕ П. Иллюстрации ... 159

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Значимость графического дизайна как профессиональной деятельности в повседневной российской действительности с каждым годом увеличивается. В настоящее время со всей определенностью наблюдается растущий спрос на специалистов одного из наиболее перспективных направлений современного коммунржативного дизайна, а именно - дизайна упаковки. В связи с этим пррюбретает актуальность проблема исследования художественно-коммуникативных особенностей упаковочного дизайна, как в области научных изысканий, так и в современной практической деятельности дизаршеров.

Упаковка и ее оформление являются составной частью культуры потребления, отражением вкусов общества в конкретный период времени, т. е. массовой культуры. Интенсивный рост упаковочной промьппленности в постперестроечный период, учреждение многообразных обществ, проведение ежегодных профессиональных конкурсов, международных выставок, выход значительного количества спещгализированных периодических из-даний, и, наконец, открытие первого российского Музея упаковки при Политехническом музее в Москве, позволяют также думать о возможном выделении данного вида деятельности в самостоятельную творческую специальность.

Проведение в России ежегодных конкурсов Ассоциацией союза производителей и потребителей тарной и упаковочной продукции - «Союзу-пак» и «Росупак» показывает стабильный интерес к рассматриваемой проблематике. Организация Всероссийского студенческого конкурса «Заводной апельсин», с 1995 года,на лучший проект в области упаковки, конкурса «Упаковка - звезда России» с 1996, конкурса «Этикетка-русский стиль» с 1995-го еще раз подтверждают повьппающийся интерес к упаковочной от-

расяи pi ее интенсивное развитие.

При проектировании упаковвси учитывается целый ряд дисциплин, выходящих за рамки плоскостного графического проектирования, таких как пластика, эргономика, материаловедение, средовой дизайн. Учитывая такие особенности, как трехмерное решение графических задач, использование эффекта «кумуляции», с которой упаковка сталкивается непосредственно на местах продаж, включая в себя основы не только плоскостного проектирования, но и элементы средового, предполагается возможным выделить упаковку в отдельную область графического дизайна.

Таким образом, актуальность исследования определяется современным высоким развитием дизайна упаковки и, следовательно, возможностью обособления упаковочного дизайна в специализированную область дизайн-графики. Учитывая такие особенности при оформлении упаковки, как трехмерное решение графрэтеских задач, ргспользованрте эффекта «кумуляции», с которой упаковка сталкр1вается непосредственно на местах продаж, включая в себя основы не только плоскостного проектирования, но и элементы средового, предполагается вполне вероятным выделрпъ упаковку в отдельную область графического дизардаа.

Вполне естественным представляется для молодор! развивающергся отрасли обращенрге к зарубежному опыту ведущих национальных художественных школ, внесших значрггельныр! вклад в разврггие упаковочного дрюарша в мировом масштабе. Одной рю такр!Х признанных школ является немецкая школа дизайна, которая в ершу целого ряда соцрюкультурных и экономических условий однор! из первых в Западнор* Европе, в конце XIX -нач. XX вв., стала уделять особое внимание художественнор! стороне в про-роводстве торгово-ггромышленнор! упаковки.

В этот период Германия была однор! ю стран с быстро развиваю-щейся культурор! потреблетга (первое место продолжала занимать Англия), в которой создавалртсъ крупные торгово-промышленные союзы, школы, теоретические труды и музеи, внедрялось художественное начало в

промышленную сферу, шел процесс осмысления места художника в промышленности.

Обращение к даннор! теме определил также интерес к процессу становления дизайна упаковки на рубеже XIX - XX веков, как нового вида графического дизайна и отсутствие в отечественных исследованиях научных трудов по истории становления и развития немецкого упаковочного дизайна. Упаковка и ее оформление являются составной частью культуры потребления, отражением вкусов общества в конкретный перрюд времени, т. е. массовой культуры.

Цель настоящей работы - искусствоведческое исследование истории становления и развития проектного творчества в области упаковки, как одной из сфер графического дизайна в Германии. Цель работы определила основные задачи исследования'.

— выявить социально-экономртческие предпосылки для развития упаковочной отрасли Германии в рассматрргеаемый перрюд;

— проанализргровать взаимосвязь художественно-промышленных реформ в Германрда с условиями развития упаковочной отрасли в кон. XIX - нач. XX вв.;

— рассмотреть влияние новых промышленных технологий и материалов на формообразование упаковки;

— Р1сследовать графические pi формообразующие особенности в развитии дроайна упаковки Германии;

— выявить нархболее крупных художгожов, работавших в области дизайна упаковки pi рассмотреть ртх творчество в общем контексте развр1тия гра-фршеского дизарта данного периода.

В качестве объекта ркгследования в работе рассматррхвались образцы потребрггельской упаковкр!, представленные в Национальном Музее г. Нюрнберга, Музее художественного ремесла в Берлине (аптечные этикетки), Кар1зер-Вротьгельм-Музее в г. Крефельде (сформированного из бывшего Музея искусств в торговле и ремеслах в г. Хаген, упаковки с I в. до н.э. по XX в.), коллекции Государственного музея прикладного искусства XX века в Мюнхене (из частной коллекции д-ра Таухнера), частном Музее упаковкр! Г.-Г. Бёхера в г. Хайдельберге, отделе упаковкр! в постояннор! экспозиции

музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Для работы над диссертацией были привлечены материалы из собрания Российской национальной библиотеки, Государственной и Университетской библиотеки г. Гамбурга, а также материалы из региональных библиотек Германии, материалы музейных библиотек и архивов (Музей искусства и ремесла, Музей труда, Гамбург; Музей упаковки, Хайдельберг), выставочные каталоги, рецензии, материалы периодических изданий, посвященных проблемам упаковки.

Имена тех, кто стоял у источников зарождения новый культуры, частично забыты и возрождаются в последнее время. О многих художниках, работавших над оформлением упаковки, можно найти информацию лишь в прижизненных периодических изданиях. Начало самостоятельной деятельности многих художников совпало по времени с созданием Вербунда. В исследовании представлены работы нескольких десятков художников-графиков, среди них: А. Фусс, О.- Ю. Шмид, проф. Л. Индерс, И. Крубек, проф. А. Мюллер, Р. Шварцкопф, X. Вальтер, И. Боэланд, В. Ример, Р. Канненберг, Г. Зеверайн и мн. др. О других сохранилось больше информации благодаря архивам фабрики Bahlsen. Это X. Митгаг, Э. Кокен, И. и Э. Маргольд.

Предметом исследования явилось изучение эволюции дизайна упаковки в Германии на этапе профессионального и промышленного становления, творческий вклад в этот процесс ведущих немецких мастеров рассматриваемого периода, методы графического моделирования упаковки.

При подходе к исследованию истории становления дизайна упаковки использовались методы искусствоведческого и историко-культурного анализа. Потребительская упаковка как составная часть графического проектирования рассматривается в контексте социокультурных потребностей общества и конкретных историко-художественных условий. Изучение дизайна пагребрпельской упаковки осуществляется в комплексе условий исторического, экономического, художественного и общекультурного порядка.

Географические границы исследования определяются тем обстоя-

тельством, что Германия одной из первых стран в Европе стала на путь профессионального подхода в художественно-промышленном проектировании, в т.ч. и в области упаковки. Хронологические границы исследования ограничиваются кон. ХГХ - 1-й третью XX вв., этот временной отрезок позволяет выявить и проследить исследуемый художественный процесс на основных стадиях его развития: от раннего, ремесленно-практического этапа становления, до времени самоопределения графического дизайна и профессионального подхода к процессу проектртрования упаковки в 1920-е - 1930-е гг.

Основные научные положения, выносимы на защиту, формулируются следующим образом:

1. Интенсивное развитие упаковочной отрасли в Германии в кон. ХГХ -1-й трети XX вв. было обусловлено сощ1ально-экономическими факторами, возможностями массового репродуцирования и проведением художественно-промьппленных реформ.

2. На технико-эстетическое формообразование упаковки первостепенное влияние оказали новые промышленные технологии и материалы.

3. Эволюция художественно-графрхческого языка, жанровых особенностей и концепций формообразования в дизарше упаковки происходила от первоначального исполнения на ремесленно-практическом уровне до уровня профессртонального концептуального подхода к процессу проектирования.

4. Формирование эстетических особенностей проектирования упаковки в Германии происходило в общеевропейском контексте развития графического дизайна с отражением всех стрпгисгаческих и общехудожественных тенденций рассматрргеаемого перрюда.

Научшж новроной характерроуется сама проблематика ргсследова-НР1Я. Впервые в отечественном искусствознанрш предметом специального научного ркгследования стала ргстория становления и развития дизайна упаковкрт в Германии, как одной из нартболее промышленно развитых стран Европы, накош1вшер1значрггельныр1 опыт в даннор! проектнор! области. Впервые в диссертапрш ргсследована специфрска становления графргче- культуры в потребительской упаковке Германии, обусловленная pic-

торико-культурными и социально-экономическими факторами.

Впервые для полноты исследованрш были привлечены неизвестные в России документальные материалы и обширный иллюстративный материал по истории графического дизайна в Германии. Впервые введены в широкий научный оборот как малоизвестные, так и совсем неизвестные в российском искусствоведении имена вьщающихся дизайнеров, работавших в области промышленной графики: Л. Хольвайна, Й. Маргольда, Ф.-Х. Эмке, К.-О. Чешки и ряда др.

Важным практическим аспектом данной работы является расширение имеющихся представлений о процессе становления потребительской упаковки в Германии и введение в научно-практический оборот новых сведений для дальнейшего обобщения материалов по прикладной графике. Материалы диссертащш могут войти в труды по ртстории графического дизайна, а также использоваться в качестве справочного материала.

Исследование потребительской упаковки как составной части предметного окружения человека позволит внедрить результаты исследования в современную практику дизайнеров упаковки. Собранный в диссертации материал может быть рекомендован для включения в учебный курс лекций по истории графического дизайна и рекламы, а также для спецкурса по художественному проектированию упаковки.

Апробация и внедрение результатов диссертации осуществлялись в ходе научно-исследовательской работы. По теме диссертации были сделаны доклады на Первой межвузовской научно-практической конференции «Коммуникативный дизайн: проблемы современной теории и практики» (СПб ГХПА, май, 2003), Второй межвузовской научно-практической конференции «Коммугожативный дизайн: проблемы современнор! теоррш pi практики» (СПб ГХПА, рпонь 2004 г.); на Четвертор! Международной Брген-нале дизарша «Модулор-2003. Время дизардаа» (СПб., ноябрь 2003); на Все-poccpipicKopi научнор! конференции «Дргзарда, ргзобразрггельное ртскуссгво, архрггектура» (СПГУТД., апрель 2005); на Пяторх Международнор! Бртеннале

дизайна «Модулор-2005. Время дизайна» (СПб., ноябрь 2005).

Прежде чем перейти к анализу историографии по рассматриваемой в дргссертации проблеме, следует остановиться на бытовании терминов «графический дизайн» и «упаковка» в Германии. По сведениям англршско-го искусствоведа Дж. Аунслея (Aynsley, J) данный термин пришел в немецкий язык из США. Американский дизайнер Уильям Аддисон Двиггинс (William Addison Dwiggins) в 1922 году ввел три категории «графического дизайна»: fine art printing (высокохудожественные отпечатки), utilitarian printing (вспомогательная печать) и printing for purpose (печать для опреде-леннор! цели), последнюю и стали отождествлять с «графическргм дизар!-ном». В США этим термршом обозначали разработку шрифтов, оформление кнрпг pi упаковок, акцидентные работы, плакаты и объявление.

В Германрги до появления этого термина, когда речь шла об оформлении акциденцрш pmpt других печатных работ, учитывалось, что художественное начало в эти работы изначально пррюносило рообразрггельное Р1скусство. Т. е. подход к печатной графросе носрш скорее академргческрш, а не коммерческий характер. Наглядным становрггся pi назваготе новых специальностей: «художнрж по шрифтам», «художгшк по книгам», «художнргк по плакатам» и «рекламный художник», несмотря на то, что художнроси в данном случае исполняли разные работы pi обязанности. Так, «художнргк по шрифтам» в качестве профессии существовал pi в XV веке, а «художник по книгам» появршся позднее. В его обязанности стали входить как разработка ршлюстраций, так pi подбор бумаги, шрифтов, переплета, украшенрю книги, при этом «художник по книгам» для работы в типографрда должен был иметь академическое образование.

Из тесного сотрудничества обеих профессий «художнржа-шрифтовржа» и «художника по книгам» с типографией вышли специальности - «художник по плакатам» и «художник по рекламе», онрг также получали образование в художественных академиях. И лршгь в 1920-х годах все эти специальности в Германии объединили под одним общим терми-

ном - «прикладная графика» или «Gebrauchsgrafik», по названию учрежденного в 1924 году ежемесячного журнала «Gebrauchsgraphik».1

Кроме того, интерес к зародившемуся виду искусства можно проследить в учреждении целого ряда специализированных периодических изданий, посвященных проблемам печати и рекламы и выходивших в Германии, среди них: «Moderne Reklame» (1902); «Das Plakat» (1910 -1921); «Seidels Reklame» (1913-1928); «Gebrauchsgraphik» (1924 -1971); «Offset-, Buch- und Werbekunst» (1924 -1929). Первые журналы, посвященные непосредственно проблемам упаковки, датируются, начиная с 1937 года, среди них: «Schwei-zerische Ve^ackungs-Praemiieriing» (организованный Швейцарским институтом упаковки SVI1937-1977), «Packaging Abstracts» (1944 -), «Die neue Verpackung» (1948-), «Verpackungs-Rundschau» (1950-), «Packaging Design» (1960-1975), «Weissblech Reflexionen» (1981 -).

Понятие графического дизайна и упаковки, как его составной части имели разное толкование, поэтому необходимо остановится на термине «упаковка», так как в повседневной искусствоведческой практике и сегодня встречаются разночтения.

Происхождение «целевой установки» упаковки находилось более в технической, нежели снабженческой сфере: упаковка защищала товары при транспортировке, хранении и тд. Именно в этом заключалась первоначальная техническая цель создания упаковки, на это указывает и этимологическое происхождение корня в слове упаковка - «пак» (рус. упаковка, нем. Verpackung, англ. Packing).2 Тем самым объясняется доминирующая часть публикаций, посвященных проблемам упаковки, в первую очередь ее техническими аспектам,3 среди которых физико-химические проблемы сырья и переработки, химическая термоустойчивость и т.д.

Рассмотрение упаковки как информационного рекламного носителя пришло значительно позднее. Таким образом, появилась двойная функция упаковки: с одной стороны техническая, с другой - коммуникативная. В 1953 году немецкий исследователь X. Штромайер пишет о «естественной

10

двойной функциональности упаковки» в своей статье «Упаковка как средство рекламы».4

К первым публикациям, в которых исследовалась новая функция упаковки как непосредственного рекламоносителя, относятся работы Е. Захсенберга5 (1926 г.). Позднее новые задачи упаковки, как средства, облегчающего сбыт товара через «украшательство»6 комментировал С. Эбенда. Однако осознанно значение рекламных функций упаковки начали признавать лишь после Второй мировой войны. Впервые упаковка в рекламных целях предлагала свои услуги напрямую «от себя самой», тогда многие товары по упомянутым техническим причинам все еще использовались без упаковки, рекламный эффект возник как «побочный продукт». К рекламным аспектам упаковки начнут обращаться в исследованиях лишь в конце 1950 - 1960-х годов, среди авторов: А. Мэннике (A. Mannicke)7, X. Брэуер (Н. Brauer)8 и В. Шмидт (W. Schmidt).9 Исследования новой функции упаковки велись прершущественно с экономической! точки зрения.

Немного ранее вышеупомянутых немецких авторов, появились работы об упаковке на английском языке, среди них: X. Джонс (Н. Jones)10 критически подходил к проблеме целесообразности планирования упаковки; В. Флэдэгэр (V. Fladagar)n также признавал, что упаковку можно использовать в поддержке продаж, рштересуясь этой проблеморт более с практической точки зрения. Э. Гутенберг также причисляет упаковки к рекламному средству,12 он прилет: «верная форма продаж после колргчества - ее внешний вид»13 (здесь и далее в тексте цитаты приводятся в авторском переводе диссертанта. - В. С).

В противоположность Э. Гуттенбергу, Р1сследователр1 К. Меллерович (К. Mellerowicz)14,0. Ляртгерер (Е. Leitherer)15 pi Г. Якоб (Н. Jacob)16 не под-черкршалр! разлргчрге между упаковкор* (как тарой) pi упаковкой (как дейст-вием), рассматривая упаковку (тару) и соответственно упаковку (деркггвие) скорее как формообразованрге продукта или прршадлежность маркетинговой стратегрш продврокенрш продукта.

11

Подобное свойство упаковки можно проследить прежде всего в том, что от природы гомогенные товары, обладающие жидким или сыпучим свойством (масло, соль, мука, клей и т.д.) - товары повседневного использования - получают в данном случае через упаковку, свор! образ, характер фирменного товара17. «.. .Неоднократно продукт получал лишь через упаковку свой собственный, рщдиврвдуальный образ - прежде всего в таких товарах, которые не могли получить этого от природы».18 Также Крузе пишет: «упаковка дифференщфует продукты, которым она создает облик для потребления с особенной преференцией для тех товаров, которых не представимы в неупакованном виде».19

То, что упаковка выполняет информационную функцию, подтверждается множеством ссылок в литературе. «The package is also commonly the means of conveying descriptive and use information to the final buyer,...").20

Информация на упаковке передается главным образом через напечатанный текст, как например рецепт, ттструкция по эксплуатации и т.д. Это представление об информации лежит также в основе концепции «Informative Labeling» (рдаформапионной этикетки); через которую понимают преимущественно целесообразное вербальное разъяснение по эксплуатации о разнообразных аспектах упакованных товаров.21

Оценка упаковки как ршформацрюнного медиума остается сегодня все еще неполной. В словаре русского языка С. И. Ожегова толкование слова «упаковка» занимает всего одну строчку -1. от паковать (действие) или 2. Материал, которым пакуют. Пример: Картонная упаковка. В Советском Эн-пиклопедргтеском словаре под редакцией А. М. Прохорова от 1986 г. статья, посвященная толкованшо термина «упаковка» - отсутствует. БСЭ определяет тару (упаковку) как изделие, служащее для упаковки, хранения и транспортировки товаров. Отсутствие в русской справочной литературе актуального определения понятия «упаковка» (как объекта дизаршерского проектирования) отмечает также Бргрюкова М. Е. в своем исследовании «Традиции и современность в дизайне упаковки (на примере винной упаковки)» (2004).

12

Дефиниция слова: корень слова упаковка как тары и упаковка как процесса «пак». Слова упаковка, пачка образованы от слова пак, заимствованного посредством польского из немецкого Packen, Pack "пакет, связка". Паковать - ргз немецкого packen "увязывать, паковать". Немецкое слово die Packung рши die Verpackung берет своё начало из Фландрии во времена торговлрх шерстью.22 То же самое значение ршеет корень слова pi в английском языке, которое р^меет еще pi дополнительное значение как весовая pi колргчественная мера для шерсти pi пряжи.23 С выражением «пак» связывается также представление вместе связанного и прочно сложенного, одновременно также рт товарная единрща. Долгое время характерр1сгика упаков-KPi заключалась в врще внешней оболочкр! товара, служившей ргсключр!-тельно для защиты nppi транспортртровке от поставщика к потребрггелю.24

По нашему мненроо определение А. Кутцелнрпта25 является нархболее 6лрокр1М сегодня nppi обозначегош функции упаковкр! - это полная ptmi частичная оболочка товара с целью его защиты, облегчению при храненрда, транспортргровке pi ргатользованрда для передачи необходимор! информа-црш от пророводителя к потребрггелю. Под ршформативнор! функциер! упаковки соответственно понимается, информация о содержимом, условрга pi срок храненрш, прорюводрпель pi т. д. Понршание двойнор! функцир1 упа-kobkpi на рубеже XIX - XX веков проргсходрию роггуитргено, стандартная сегодня текстовая информация на упаковке о содержимом, весе, проргзво-дителе, условргях хранения и пользованрш pi т. д. была не обязательна, тем самым объясняется nopopi полное отсутспше текстовой ротформацрги на ранних образцах упаковочного дизайна начала XX века.

Появление профессргональных союзов в области тары и упаковки, в данном случае жестяноР!, берет начало с 1950-х годов. Тогда было основано первых два общества: Фахфербанд Фаршблехпакунг «Fachverband Feinblechpackung e.V.» pi Интерессенгемаршшафт Блехпакунген'^е Interes-sengemeinschaft Blechpackungen e.V.".

20 сентября 1957 года основывается два общества - как головные орга-

13

низации, которые должны были заниматься всеми основными вопросами, относящимися к рщдустрии жестяной упаковки под руководством доктора В. Бенцингера (Dr. Wolfgang Benzinger). 21 июня 1963 года было решено создать Союз Специалистов в упаковочнор! отрасли - единое общество, которое объединяло бы воедино все предприятия, работающие в эторт области, и первым председателем этого Союза стал доктор Юлиус фон Хартман (Dr. Julius von Hartinann). С1958 года берет cbopi старт Interpack - самая значрггельная в мире ярмарка в области упаковочной рщдустррш, проводящаяся с перрюдичностью раз в трр! года. В ноябре 1953 открылся упаковочный форум European Packaging Federation.

Международный конкурс упаковки - «World Star for Packaging» npo-водртгся с 1970 года pi органроован Всемирной Организацией Упаковкр! (WPO). Участие в конкурсе предоставляется победителям континентальных pi национальных конкурсов. Категоррш номршаций: товарная упаковка pi транспортная, потребрггельская упаковка, упаковочные матеррталы (прршо-жение II диссертацрги. Список национальных конкурсов по странам). В Германии с 1963 года проводрггся Германскрш конкурс упаковки «Deutscher Verpackungs-Wettbevverb», который органроует Объединение Рационалргза-ПР1Р1 упаковки RKW, оценка пророводится по двум номинациям: рекламно-графической и технртческо-экономргческой.

Ежегодный конкурс, проводимый с 1958 года «Eurostar», оргаготзуется European Packaging Federation. Участнргкамрг конкурса становятся победители национальных конкурсов. Конкурс проводится по трем категориям: тара (транспортная упаковка), потребрггельская или товарная, упаковочные материалы.

Важно то, что в последние годы внимание ргсследователерт прргалека-ют не только художественные, но культурологргческие, социологическрю, экономические pi экологаческие проблемы, связанные с развитием целого нового направлегош в дизайне - упаковкой. В настоящее время, когда ди-зарш упаковки во всех его проявленргях прртвлекает все большее число уче-

14

ных психологов, социологов, экономистов (Е. Хеллер, Г. Зандер, В.Штабернак, Г.-Ф. Мюллер-Фрай, Г. Биндер), особенно ясно ощущается нехватка специальных ркгследований, посвященных ргстории разврггия упаковочного дрсарша, как в России, так и за рубежом.

В1987 году в Германии была проведена уникальная в своем роде первая значительная ретроспективная выставка «Reiz und Htille. Gestaltete Wa-renverpackungen des 19. und 20. Jahrhunderts», посвященная развитию упаковки pi основанная на коллекциях немецких музеев. Эта выставка повлекла за соборт выпуск одноименной книги, авторами статей стали доктор Г. Вих-манн pi профессор О. Ляйтерер. Выставка представляла два раздела: товарная упаковка pi стеклотара. В основу выставки легли личные коллекции профессора ОЛяйтерера pi доктора П.Таухнера (Dr. Paul Tauchner), которые с 1980 года представлены в Государственном музее прросладного ртскус-сгва в Мюнхене.

Исторрш дизайна упаковки представляет собор* летого1сь рязмененрш общественных вкусов на протяжении веков. Рисунок на упаковках, ргх типография и общий стиль четко pi убедительно показывают, чего хотелрт самые разные представители общества в разное время, или, может быть точнее - по мненроо пророводителер! тех времен, чего хотело общество. Как справедлр1во писал Т. Харш: «Упаковка - это символ, pi не только ее содер-жршого, но и образа жизни потребрггеля. И с topi же силой, с какор! она заставляла предвкушать удовольстврю, она вызывает ощущение напрасного расточительства, когда ее прр1ходится выбрасывать».26

В период до начала XX века, по мнению англршского искусствоведа А. ДэвР1са в дртзарше упаковкрг не было ничего авангардного. Этот «перрюд характеризовался компетентностью, достатком, нежелрх блеском, велржо-лепием; и ршогда, особенно в области ришюстрацирг, не было достаточнор! техники, но прркугствовало очаровательное др1летантство» - так он характеризовал дизарш англршскргх упаковок на рубеже XIX - XX вв.27 Стортг отметить, что культура потребленрш в Англии была в тот период самой раз-

15

витой и самой старой в Европе. Ранний дизарш упаковки был, в значительной степени, простым - наиболее близок к народному творчеству. Дизарш, даже уже при внедрении машинного репродуцирования, долгое время все еще сохранял ремесленный подход в проектировании.

Одним из первых исследователей развития промышленной и прикладной графики в Германии был фон Вальтер цур Вестей (zur Westen, von Walter). Такие его работы как «Reklamekimst. In der Reihe Kulturgeschichtli-che Monographien»2S, «Reklainekunst aus zwei Jahrtausenden»29, а также написанная на основе коллекции образцов автора книга - «Zur Entvvicklung der deutschen Gebrauchsgraphik»30 представляют не только разнообразие графических образцов, но и серьезные ртскусствоведческие ртсследованргя, положенные в основу трудов последующих ртсследованрш немецкой nppi-кладной графроси. Сама коллекция образцов пррЕКладной графржр! автора была передана в Нацрюнальный музер! Берлина.

Однор! из главных трудностер!, с которорх пррхходится сталкиваться nppi ргсследовагош дизарша упаковкр! конца XIX - начала XX веков является тот факт, что отношенрте к упаковке и на рубеже веков, pi сегодня не подразумевает ее шстематроапию Р1ли регистрацию. Исполнив свою основную функцию по сохранности товара, она как потерявшая смысл, подлежит уничтожению. Коллекционирование (собрфательство) упаковок как прортз-ведения пррткладного Р1скусства ptmi ремёсел не подразумевалось. Исключением становятся лрппь редкие упаковки, изначально созданные как предмет коллекцрюнргрованрет, напрршер, англршская кондргтерская фирма «Huntley&Palmers». Она начала с 1868 года выпуск уникальных коробок для печения, которые уже при разработке представляли художественную ценность. Параллельно с их выпуском в продажу поступал каталог с новым дизаршом упаковок этор! фртрмы. Их прршеру уже в 1915 году последовал Генри Бальзен, работавпгир! долгое время в Англрш рт основавшрш по воз-вращенрпо в Германию кондргтерскую фабрржу Bahlsen в Ганновере.

Судьба остальных упаковок складывалась в большинстве случаршым

16

образом. В руки коллекционеров они попадали столетие спустя, благодаря тому, что были забыты в потаенных местах в доме, либо использовались как шкатулки для хранения пуговиц, фотографий и т. д. Некоторые упаковки сохранились, благодаря музеям самих фирм-производителей таких как: Nivea, Maggi, Coca-Cola и т.д., а также благодаря раскопкам любителей-коллекционеров, ведущихся в местах бывших городских свалок.

Фактическая жизнь упаковки не долговечна, чем больше ее тираж, тем меньше шансов у нее остаться в истории. Поэтому картина культуры потребления на рубеже веков, в период зарождения промышленного производства упаковки остается не вполне объективной. По сохранившимся сегодня образцам видно, что на рубеже XIX - XX веков были и акцидентные работы, и анонимные дизайн упаковки художников-ремесленников, и «авторские» работы художников (профессиональных художников-графиков). При исследовании товарной упаковки как дизайн-объекта чаще всего приходится сталкиваться с анонимным дизайном. По поводу подходов к подобным исследованиям были опубликованы материалы таких ученых, как Генрих Вёльффлин (Heinrich Wolfflin) - «История искусств без имён»; Бернард Рудофски (Bernard Rudofsky) - «Книга-отзыв на публикацию Г. Вёль-флина «Архитектура без архитекторов» («Architecture without Architetects» и «The Prodigious Buiders»).

Как в России, так и в Германии интерес ко всем аспектам проектной культуры, в частности к ее истокам и периоду становления, в целом огромен. В историографии проектирование упаковки обычно рассматривают в общей системе графического дизайна, вместе с тем специальных исследований по дизайну упаковки в России почти нет. Непосредственньш интерес к истории развития дизайна упаковки в отечественном искусствоведении проявился совсем недавно. Так, в 2004 году была предпринята первая попытка осмысления специфржи оформления торговой упаковки в работе Т. С. Бирюковой «Традиции и современность в дизайне упаковки (на примере винной упаковки)». Можно вспомнить более раннюю публикацию учебно-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24897.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.