У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Анализ псикофизиологический показателей функционального состояния человека-оператора в условиян монотонной деятельности
Количество страниц 131
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24914.doc 
Содержание ВВЕДЕНИЕ... 4

Глава 1. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА КАК ОСНОВА ЕГО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ... И

1.1 Функциональные состояния утомления и монотонны... 18

1.2 Влияние индивидуальных особенностей личности на функциональное состояние... 21

1.3 Электрофизиологические показатели функционального состояния головного мозга человека-оператора... 24

1.4 Вегетативные показатели функционального состояния... 29

1.4.1 Показатели сердечно-сосудистой системы в диагностике функциональных состояний... 30

1.4.2 Кожно-гальваническая реакция в оценке уровня бодрствования 32

1.4.3 Электромиограмма в оценке функционального состояния... 33

1.4.4 Векодвигательная реакция и электроокулограмма как средства диагностики уровня бодрствования... 34

1.5 Сон как функциональное состояние организма... 35

1.6 Средства и способы контроля уровня бодрствования операторов .. 38 Глава 2. МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ФУНЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА

ПРИ МОНОТОНИИ... 44

2.1. Характер и объем исследований... 44

2.2. Характеристика испытуемых... 45

2.3. Электрофизиологические исследования функционального состояния человека при расслабленном бодрствовании... 46

2.4. Исследования функционального состояния человека-оператора

при работе на водительском тренажере... 48

Глава 3. ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ... 53

3.1 Динамика электроэнцефалографических показателей человека в состоянии расслабленного бодрствования... 53

3.2 Динамика кардиоритмологических показателей человека в состоянии расслабленного бодрствования... 74

3.3 Обсуждение... 77

Глава 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ МОНОТОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . 82

4.1 Динамика функционального состояния человека во время работы

на тренажере транспортного средства... 82

4.2 Общие изменения в работе операторов в процессе управления на тренажере... 82

4.3 Результаты видеонаблюдения за поведением операторов... 83

4.4 Изменения функционального состояния операторов по данным электроэнцефалограммы... 88

4.5 Изменения функционального состояния операторов по данным кардиоритмографии... 88

4.6 Корреляты субъективного ощущения усталости операторов с физиологическими и поведенческими показателями... - 95

4.7 Психофизиологические корреляты сенсомоторных реакций... 96

4.8 Обсуждение... 97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 101

ВЫВОДЫ... 114

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ... 115

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 116

ПРИЛОЖЕНИЕ... 131



Введение



ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы

В настоящее время в связи с расширением использования различных автоматизированных систем, управление которыми носит монотонный характер с минимальными физическими, а иногда и умственными нагрузками для оператора, большое значение приобретают ситуации, связанные с утомлением, ослаблением внимания и сонливостью. Все это влечет за собой возникновение опасного переходного состояния "бодрствование-сон" и, как следствие, повышенную вероятность возникновения аварийных ситуаций. Поэтому проблема диагностики, контроля и коррекции функционального состояния (ФС) оператора, работающего в условиях, требующих длительного или повышенного внимания при депривации сна или при нарушении нормального цикла бодрствование-сон, является чрезвычайно актуальной (Фролов, 1987; Корен, 1997; Railway Safety..., 2002; Буриков и соавт., 2003 и др.).

Помимо теоретической значимости эта проблема имеет и прикладное значение, в частности, для создания биотехнических комплексов, моделирующих операторскую деятельность и позволяющих отслеживать наступление такого состояния. Для предотвращения возникновения сонливого состояния существует и продолжает разрабатываться множество различных методов, способов и технических приспособлений. Все они направлены на поддержание надежности деятельности человека-оператора, предотвращение нежелательных сдвигов его ФС и экстренное "взбадривание" в случае ослабления внимания при наступлении дремотного состояния (Дорохов, 2001; Thiffault, Bergeron, 2003; Dinges, 2004; Dijk, Larkin, 2004; Moore-Ede, Heit-mann et al., 2004; Mallis, Mejdal et al., 2004 и др.). Подробный обзор устройств, осуществляющих контроль бодрствования машинистов поездов, появился около трех лет назад (Railway Safety..., 2002). В нем на основе анализа предложений использовать различные физиологические показатели отмечается, что проблема своевременной идентификации перехода бодрствование-

сон пока не решена, поскольку ни одна из обсуждаемых в обзоре систем не принята к реализации.

В суточном цикле бодрствование-сон имеется два пика, определяющих максимальную аварийность на транспорте: от 23 до 7 часов утра и от 13 до 17 часов. В эти часы число аварий возрастает в 8-10 раз (Корен, 1997). Если человек периодически или систематически недосыпает, то в определенные часы суток у него появляется трудно преодолимое желание уснуть хотя бы на несколько секунд. Но даже при скорости всего 50 км/час за 10-секундный микросон водителя его автомобиль проедет около 135 метров.

По приблизительным подсчетам, в 1988 году по вине сонных водителей произошло 41.6 % всех аварий — 769184 травмированных и 17689 погибших. Общий ущерб, нанесенный только экономике США подобными катастрофами, составил $ 37.9 млрд. По последним данным Национальной комиссии во Франции в 1995г. по вине сонных водителей произошло 40% всех ДТП. Во Франции прямые убытки за год составили более $ 11 млрд., а общие потери, включая лечение, профилактику и т.д., оцениваются, соответственно, от 50 до 100 млрд. долларов (Корен, 1997). В военной эргономике аналогичные цифры могут оказаться непредсказуемыми. В то же время в практике до сих пор нет надежных методов и даже критериев, позволяющих с необходимой уверенностью отделить состояние непреодолимой сонливости от утомления, а также оценить влияние монотонии, отвлечения внимания, снижающих уровень бодрствования (бдительности) и эффективность деятельности.

Исследования, проведенные во многих лабораториях сна, показали, что нормальное бодрствование невозможно без полноценного освежающего сна (Torsvall, 1989; Lavie, Weler et al., 1989; Gillberg, Kecklund, 1996; Tamaki, Shi-rota, 2000). Особенно важно поддержание нормального бодрствования для лиц, занимающихся работой, требующей постоянно высокого уровня внимания и сосредоточенности, что касается диспетчеров аэропортов, атомных станций, командных пунктов министерства обороны, гражданской защиты и министерства чрезвычайных ситуаций, а также шоферов, занятых много-

дневным вождением грузовых и пассажирских машин (Philip, Taillard, 2003; Sallinen, Harma et al., 2003). Исследования, проведенные в последние годы, подтверждают значение функционального состояния водителей для безаварийной работы на трассе. Как выясняется, важным фактором, приводящим к снижению уровня бодрствования водителей, является большая продолжительность рейса, что вызывает повышенную утомляемость, монотония, снижение внимания и появление сонливости (Dureman, Boden, 1982; Haworth et al.,1987; Home, Reyner, 1995; Philip et al., 1999; Hakkanen, Summala, 2000; Garbarino et al., 2001). По данным статистики CIIIA засыпание за рулем является причиной 20-30 % всех аварий грузовых автомашин (National Transportation, 1990; Amer. Thorac. Soc, 1994; Home, Reyner, 1995). Как показывают исследования, имеет значение и возраст водителя. У молодых водителей (возраста до 30 лет) скорее возникает состояние усталости и сонливости по сравнению с водителями с большим стажем (Philip, Mitler, 2000; Baulketal., 2001).

Причиной аварий может быть и обыкновенное сокращение ночного сна, вызванное бытовыми причинами. Сонливость может возникать в результате умеренного ежедневного уменьшения времени сна на 1-2 часа, которое может накапливаться в течение времени. Большое значение имеет непрерывность сна. Шесть часов непрерывного сна оказывают более выраженный освежающий эффект, чем, например, 10 часов сна фрагментарного (Railway Safety, 2002). В специально проведенных исследованиях было выявлено, что сокращение ночного сна с обычных 7,2 часа до 2,7 часа у 49 % обследованных приводило к значительной сонливости в последующее дневное время и засыпанию. Даже сдвиг во времени суток моментов засыпания и пробуждения влияет на выполнение задания, требующего особого внимания и бдительности (Taub, Berger, 1974).

Другими факторами риска аварий являются: отправление в рейс в ночное время, принадлежность водителя к группе "сов", привычка долго спать в течение недели, сон дольше обычного в выходные дни (Philip et al., 1999).

Бессонница и расстройства сна обусловливаются также и экологическими неблагоприятными факторами окружающей среды, стрессами, психологической напряженностью.

Однако проведенный нами аналитический обзор научной литературы и патентных источников показал, что до сих пор в мире нет достаточно эффективных методов борьбы с ошибками человека-оператора в эргатических системах управления. В частности, огромные экономические убытки и многочисленные жертвы наблюдаются ежегодно на всех видах транспортных средств. Одной из причин этого является человеческий фактор. Поэтому проблема создания надежных методов оценки и поддержания состояния бдительности и внимания в условиях утомления и сонливости, обусловленных монотонной деятельностью, продолжает оставаться весьма актуальной.

Цель работы: исследование динамики функционального состояния человека-оператора в условиях, требующих длительного повышенного внимания при монотонной деятельности на компьютерном тренажере, имитирующей труд водителя транспортного средства.

Задачи исследования

1. Исследовать динамику электрофизиологических показателей (электроэнцефалограмма, кардиоритмограмма, электроокулограмма) человека при расслабленном бодрствовании в условиях сенсорной депривации.

2. Определить общие тенденции динамики перечисленных показателей, поведенческих реакций, а также выявить индивидуальные особенности состояния испытуемых на разных этапах работы на специальном компьютерном тренажере в зависимости от уровня бодрствования и проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы на тренажере.

3. Определить наиболее достоверные и значимые показатели наступления опасного для операторской деятельности состояния перехода от бодрствования к сну.

4. Предложить ряд рекомендаций для разработки технических средств, способствующих повышению эффективности профессионального отбора операторов систем управления.

5. Разработать необходимое программное обеспечение для компьютерного анализа результатов исследований.

Научная новизна

Анализ исследований позволил произвести качественное ранжирование информационной значимости психофизиологических показателей для идентификации состояния, предваряющего момент потери контроля над ситуацией.

Показано, что снижение уровня активации коры головного мозга "засыпающих" операторов электрофизиологически подтверждается фактом "замедления" доминирующего диапазона альфа-ритма, а также возникновением двух или трех гармоник альфа-ритма (полимодальность).

У "не засыпающих" операторов при длительном пребывании в состоянии расслабленного бодрствования происходит усиление спектральной мощности доминирующего диапазона альфа-ритма и его распространение по конвекситальной поверхности.

Координаты источника активности доминирующего альфа-ритма у "засыпающих" операторов с развитием сонного состояния меняются, а у "не засыпающих" остаются прежними.

Индивидуальные особенности состояния оператора прослежены и зарегистрированы в непрерывном режиме на протяжении всего цикла исследования - от расслабленного бодрствования до II стадии медленноволновой фазы сна.

Для изучения реакций оператора в процессе перехода от бодрствования к сноподобному состоянию использовался компьютерный тренажер, на котором моделировалась монотонная операторская (водительская) деятельность.

Регистрация и архивирование комплекса показателей, включая электрографические и поведенческие, производилась непрерывно и синхронно в процессе управляющих действий на тренажере.

8

Практическая значимость работы

Проведенные исследования показали, что проблема распознавания переходного состояния "бодрствование-сон" должна решаться на основании сугубо индивидуального подхода, поскольку фиксация определенных тенденций в изменении только статистических физиологических параметров не может являться основанием для построения обобщенной модели идентификации предсонных состояний.

При исследовании функционального состояния при расслабленном бодрствовании по данным ЭЭГ, кардиоритмограммы и артериального давления выявлены особенности "засыпающих" и "не засыпающих" испытуемых. Указанные электрофизиологические параметры следует включить в систему профотбора операторов

На основании проведенных исследований определено, что наиболее достоверными, значимыми и имеющими возможность бесконтактной реализации показателями состояния перехода от бодрствования к сну являются ве-кодвигательные реакции человека.

Разработаны практические рекомендации для повышения эффективности профессионального отбора и коррекции функционального состояния операторов, работа которых связана с монотонной деятельностью.

Предложена структурная схема лабораторного комплекса для профессионального отбора и тренировки операторов транспортных систем.

Предложена концепция "бортовой" системы для идентификации пред-сонного состояния человека, работа которой основана на бесконтактной оценке векодвигательных реакций, как показателя снижения уровня бодрствования.

Положения, выносимые на защиту

1. Индивидуальный характер реагирования на монотонные действия и ситуацию не позволяет однозначно определять состояние оператора, опасное для продолжения процесса управления.

2. Динамику ФС человека-оператора в процессе монотонной деятельности от состояния активного бодрствования до состояния утраты контроля над объектом управления вплоть до засыпания, следует описывать с использованием данных электроэнцефалографии, кардиоритмографии, электроокуло-графии и поведенческих реакций.

3. Локализация источников медленной биоэлектрической активности мозга от активного бодрствования до засыпания имеет индивидуальный характер, при засыпании возникает разделение альфа-ритма на несколько выраженных гармонических составляющих, наблюдается снижение его частоты и распространение в теменную область коры головного мозга.

Апробация работы

Материалы диссертации доложены на III Международном Конгрессе "Слабые и Сверхслабые поля и излучения в Биологии и Медицине" (СПб, 2003), Всерос. научно-техн. конференции "Биотехнические системы в XXI веке" (СПб, 2004), Международной конференции "Стресс и поведение" (СПб, 2004), на заседаниях Физиологического общества (секция "Психофизиология" и заседаниях отдела Экологической физиологии НИИЭМ РАМН.

Материалы диссертации представлены на Международной конференции "Современные аспекты реабилитации в медицине" (Ереван, 2003), XIX съезде Физиологического общества им.И.П.Павлова (Екатеринбург, 2004), Симпозиуме "Императивы экологии человека XXI века" (СПб, 2005).

По материалам диссертации опубликовано 8 научных работ

Объем и структура диссертации

Диссертация изложена на 137 страницах, включая 33 рисунка, 7 таблиц и приложение, и содержит: введение, обзор литературы, описание методик, результаты и обсуждение собственных исследований, заключение и выводы. Список литературы содержит 261 наименование работ на русском и английском языках.

10

Глава 1. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА КАК ОСНОВА ЕГО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема функционального состояния человека в труде, физиологии, психофизиологии, психологии, медицине и других областях продолжает оставаться в центре внимания специалистов всех перечисленных областей.

Успешность профессиональной деятельности человека, его физическое и психическое здоровье в значительной степени зависят от его функционального состояния. Профессиональная деятельность, требующая сложных управленческих решений и действий, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф, работа в воздушном, космическом пространстве, гидросфере и под землей — все виды деятельности, связанные с повышенным риском и ответственностью, требуют поиска надежных методов оценки, анализа и коррекции функционального состояния человека (Генкин, Медведев, 1973; Дикая, 1987; Коган, Владимирский, 1988 и др.).

Несмотря на большой интерес многочисленных исследователей к проблеме функциональных состояний, общепринятого определения этого понятия пока не существует в силу его многозначности (Данилова, 1985). Есть набор частных определений, связанных с различными видами жизнедеятельности человека. Зачастую, синонимами функционального состояния являются такие понятия как «уровень бодрствования», «активация» и т.п. (Блок, 1970).

Понятие «функциональное состояние» имеет отношение не только к здоровью человека и не только к его внутренней среде. В каждый момент любой деятельности человека, его приспособительного поведения, направленного на достижение цели или удовлетворение потребностей, в организме происходит чередование состояний, возникающих под влиянием непрерывного взаимодействия человека с внешней средой. Применительно к деятельности человека под функциональным состоянием следует понимать совокупность физических свойств организма, психофизиологических и социально-психологических характеристик, профессиональной подготовленности субъекта, и т.д., обеспечивающих его целенаправленную деятельность.

11

Каждое функциональное состояние (ФС) может быть описано достаточным количеством переменных, поэтому текущее ФС представляет собой точку в многомерном пространстве, а динамика ФС во времени представляет собой траекторию, которая может быть использована для его прогнозирования или необходимой коррекции.

Проблема сохранения высокого уровня эффективной работоспособности человека в течение длительного времени, особенно в экстремальных условиях, остается актуальной, несмотря на многочисленные исследования научно-прикладного характера в этой области. Надежность функционирования человека-оператора существенно зависит от его предрасположенности к тому или иному виду деятельности и текущего функционального состояния (Забродин, 1984). Располагая информацией о механизмах формирования ФС и его изменениях в процессе деятельности, можно использовать его положительные свойства и предотвращать его отрицательные влияния на качество работы. Этим обосновываются необходимость и актуальность исследований проблемы диагностики ФС (Фролов, 1987).

Эффективное функционирование сложных автоматизированных систем определяется не только и не столько возможностями оператора, сколько целым комплексом факторов, влияющих на его физиологическое и психологическое состояние, обеспечивающее групповую и индивидуальную деятельность. Необходимо знать те свойства операторов, которые сказываются на их конкретной деятельности и ее качестве, и уметь управлять ими. Для практического использования недостаточно констатации факта изменения ФС. Необходимо предвидеть такие изменения, чтобы иметь возможность либо осуществить коррекцию ФС, либо отстранить оператора от работы. Для этого нужно располагать достаточно эффективными и гибкими методами прогнозирования с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого оператора (Коган, Владимирский, 1988).

При анализе конкретных состояний человека-оператора рассматривается достаточно широкий круг физиологических показателей, среди которых фи-

12

зиологические характеристики деятельности центральной и вегетативной нервных систем, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и других систем организма (Розенблат, 1975; Симонов, 1981). Показатели физиологического состояния неравноценны. Среди информативных параметров есть высшие и низшие по своей значимости в зависимости от конкретной ситуации и цели исследования. Наиболее ценными являются те показатели состояния, которые несут наибольшую нагрузку и ответственность за успешность работы (Егоров, 1973).

Наиболее часто ФС определяют как фоновую активность нервных центров, посредством которой и реализуется та или иная конкретная деятельность человека. Практически всеми отечественными физиологами и психологами разделяется идея нервизма, выдвинутая И.М.Сеченовым (Сеченов, 1868) и развитая И.П.Павловым, Н.Е.Введенским, А.А.Ухтомским, П.К.Анохиным и П.В.Симоновым. Согласно этой идее работоспособность организма и его ФС в первую очередь зависят от состояния центральной нервной системы (ЦНС). Только в оптимальных условиях бодрствования, когда корковые процессы характеризуются определенным уровнем возбуждения и торможения, мозг может успешно принимать и перерабатывать информацию, корректировать свою деятельность и ошибки.

При изменении ФС происходят определенные сдвиги в психических процессах, относящихся к высшей нервной деятельности (ВНД) — в восприятии, внимании, памяти, качество которых оценивается с помощью психологических и физиологических процедур (Генкин, Медведев, 1973; Фролов, 1987; Данилова, 1992). Важными характеристиками ФС являются его поведенческие проявления, показатели качества деятельности и ее эффективности.

Сторонники «психологического подхода» (Медведев, 1981; Леонова, 1981) признают зависимость эффективности деятельности от ФС. При этом успешность выполняемой работы или решения некоторых когнитивных задач рассматривается как показатель или мера ФС. С этих позиций главным критерием, на основании которого можно судить об изменениях ФС, является

13

снижение или повышение эффективности выполнения трудовых операций или всего трудового процесса. Эффективность труда (темп, качество, производительность, количество ошибок) является такой же мерой ФС, как показатели функционирования физиологических систем (сердечной, дыхательной, эндокринной, двигательной) или показатели субъективных переживаний, таких как усталость, раздражительность, скука или душевный подъем, собранность (Медведев, 1981).

Поскольку эффективность деятельности зависит от количества и качества ошибок, допущенных при выполнении конкретного задания, то заключения о "сдвигах" и "изменениях" в ФС находятся в прямой зависимости от выполняемой деятельности. Поэтому авторы рассматриваемого подхода отмечают, что имеет смысл изучать ФС только в отношении конкретного вида деятельности (Медведев, Леонова, 1978).

В некоторых ситуациях, особенно при высоком уровне мотивации, качество деятельности может сохраняться и при неблагоприятных функциональных состояниях. Это происходит за счет использования функциональных резервов организма и увеличения напряженности регуляторных механизмов. Но высокая работоспособность поддерживается в течение очень короткого времени из-за быстро нарастающего уровня утомления и истощения резервов. Подобные ситуации могут приводить к срыву адаптационных функций организма, для их восстановления потребуется значительно больше времени и средств. Кроме того, в эмоциональной сфере внутренние переживания не всегда отражаются во внешних проявлениях, но почти всегда сопровождаются реакциями висцеральных систем (Петраш, 2003).

Способ оценки ФС через эффективность деятельности безусловно полезен для практики, так как позволяет предотвратить развитие у человека нежелательных ФС, в том числе и для его личной безопасности. Но такой подход в оценке ФС не дает возможности рассматривать его как самостоятельное явление со своими собственными закономерностями и свойствами, поскольку само ФС "растворяется" в деятельности (Данилова, 1992).

14

Многие исследователи отождествляют понятия ФС и уровень бодрствования. В.Блок указывал на необходимость разделения понятий "уровень нервной активности, возбудимости и тонуса" и "уровня бодрствования", который он рассматривал как поведенческое проявление различных уровней функционального состояния. Он представлял шкалу уровней бодрствования как диапазон интенсивности поведения между сном и состоянием крайнего возбуждения. Максимальная эффективность деятельности соответствует оптимальному уровню бодрствования, а эмоциональные состояния занимают крайние по интенсивности места в шкале уровней бодрствования. Изменения уровня бодрствования вызываются изменениями активности нервных центров (Блок, 1970). Его позиция подчеркивает необходимость изучения регулирующих или модулирующих влияний, исходящих из ретикулярных структур мозга как самостоятельного нейрофизиологического механизма.

Сторонники "физиологического подхода" оценивают ФС по комплексу взаимосвязанных физиологических реакций организма, в которых отражаются изменения фоновой активности ЦНС. К ним относятся частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частота и глубина дыхания, скоростные характеристики двигательных реакций, изменения в ЭЭГ и др. С этой точки зрения диагностика и идентификация ФС представляются как решение задачи распознавания многомерного вектора, компонентами которого являются различные физиологические показатели и реакции (Генкин, Медведев, 1973). Определение новых комбинаций реакций, в которых отражается динамика ФС, представляет большой интерес, так как, вероятно, существуют уникальные комбинации реакций, соответствующие определенным ФС.

Нейрофизиологические механизмы регуляции ФС относятся к влиянию ретикулярной формации с ее активирующими и инактивирующими отделами, а также лимбической системы, от которой зависит мотивационное воз-буждение. И ретикулярная формация, и лимбическая система являются особым классом функциональных систем, выполняющих функции модуляции в мозге. ФС является результатом взаимодействия таких функциональных сис-

15

тем. С этой точки зрения ФС следует рассматривать как особое психофизиологическое явление, заложенное в архитектуре модулирующих функциональных систем, которое проявляется на биохимическом, физиологическом, поведенческом и психологическом (субъективном) уровнях (Илюхина, 1986; Данилова, 1992).

В последнее время развиваются представления о модулирующей системе мозга, представленной многими активирующими и тормозными подсистемами, находящимися в сложных взаимоотношениях между собой и локализованными на разных уровнях ЦНС. Все эти нейрофизиологические механизмы мозга имеют прямое отношение к проблеме регуляции и саморегуляции ФС человека, оценки уровня внимания, произвольного (активного) и непроизвольного (пассивного) внимания, принятия решения и адекватного реагирования на стимулы внешней среды, проблемной ситуации (Илюхина, 1986; Данилова, 1999; Данилова, Астафьев, 2000).

Большое значение для ФС имеют условия, в которых человек выполняет работу: однообразие или монотония, ситуация прогностической неопределенности, изменение режимов труда (Фролов, Милованова, 1996). Существенное влияние на характеристики операторской деятельности оказывают эмоция, внимание, утомление. Для каждого человека существуют области оптимума ФС, в пределах которого реакции организма становятся наиболее адекватными и эффективными. Изменения ФС относительно его оптимума приводит к ухудшению качества деятельности. Согласно принципу Джерек-са-Додсона (Jones, 1962), качество работы зависит от степени эмоционального напряжения, причем эффективность выполнения работы достигает максимума лишь при определенном уровне эмоционального напряжения. Изменение этого напряжения в любую сторону сопровождается снижением эффективности деятельности.

Есть предположение, что нарастание эффективности деятельности приводит к падению напряженности, а снижение эффективности - к нарастанию напряженности за счет присоединения нервно-эмоционального напряжения.

16

При этом вегетативные сдвиги в процессе умственной деятельности определяются уровнем эмоциональной реакции и эффективностью выполняемой работы (Ришман, 1990).

Напряженность является специфической характеристикой ФС человека-оператора и определяется степенью активации функций, обеспечивающих выполнение деятельности. Состояние напряженности, являясь промежуточным между состояниями апатии и стресса, может выражаться в продуктивной и непродуктивной формах деятельности (Чайнова, 1983; Фадеева, 1987).

Такие особенности деятельности как монотонность, низкая общая двигательная активность и локальный характер мышечных усилий в сочетании или по отдельности являются факторами, снижающими уровень ФС. Релаксационное состояние, зачастую вызываемое такого рода деятельностью, является энергетическим антиподом стресса. К главным признакам стресса относятся психологический дискомфорт, повышенная психическая и физиологическая активность. Закономерным исходом стресса является утомление. Переход к нему осуществляется через депрессивную фазу со снижением физиологической активности и работоспособности, обусловленным уменьшением физиологических резервов организма. Снижение всех видов активности способствует их восстановлению, психологический дискомфорт уменьшается, происходит постепенный переход к релаксационному бодрствованию и сну. В случае, если сон не возможен, а активную деятельность необходимо продолжать, наступает полное истощение резервов организма (Апчел, Цыган, 1999).

Исследователи, придерживающиеся дифференциально-психологического подхода в оценке ФС, считают необходимым учитывать индивидуально-психологические свойства человека (Забродин, 1984; Пейсахов, 1984). Они выделяют особенности функционирования модулирующей системы мозга в качестве природной детерминанты индивидуальности. С этой точки зрения измерение индивидуальности основано на предположении существования относительно стабильных индивидуальных различий в уровне активации: у одних он высокий, у других - низкий.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24914.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.