У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Творчество А. М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики
Количество страниц
161
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24936.doc
Содержание
Содержание
Оглавление
Введение...3
Глава первая.
A.M. Васнецов о природе и сущности искусства...13
§ 1. Мировоззренческие позиции...13
§ 2. Эстетические взгляды ...35
Глава вторая.
Темы и образы: реализация творческих идей
в художественной практике Васнецова...71
§ 1. Пейзажная живопись...78
§ 2. Графика...116
§ 3. Театрально-декорационное искусство ...135
§ 4. Декоративно-прикладное искусство
и архитектурные проекты...143
Заключение ...148
Библиография ...'...151
Приложение ...161
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Г
Актуальность темы исследования. Традиции и новации в искусстве, поиски путей создания нового искусства, синтез искусств, поиск художественного выражения духовной гармонии личности, самосознание творческой личности и ценностных ориентации определяли художественное сознание кон. XIX - нач. XX в. Эпоха конца XIX - начала XX столетия -яркая, самобытная и переломная в истории искусства России.
Сложнейший онтологический, культурно-религиозный и социальный
кризис на рубеже XX в. затронул все стороны человеческого существования.
Проблема взаимоотношения человека и окружающего его мира, творческой
личности и современной действительности была крайне актуальна, требовала
решения. Поиск выхода из сложившегося кризиса разные мыслители,
художники, теоретики видели по-разному, что нашло яркое отражение в
«^ многообразных исследованиях. Это было время, с одной стороны, многих и
1 неизбежных утрат в искусстве, а, с другой стороны, время создания новых
художественных ценностей.
Поиск духовной гармонии личности и окружающего ее мира, стремление к «духовности» в искусстве кон. XIX - нач. XX в. -отличительная черта этого времени.
Художники, поэты, мыслители ощущали потребность рассмотреть эстетические проблемы и судьбу искусства в контексте с онтологическими, культурно-религиозными и социальными проблемами человека, существование его в окружающем мире, во Вселенной.
Многие разноплановые художники, крупнейшие мастера русского искусства в начале XX в. обратились к теоретическим обоснованиям дальнейшего развития искусства, отстаивая свои эстетические воззрения и установки на него, как это сделали А.Н. Бенуа, A.M. Васнецов, М.А. Воло-! шин, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, К.Ф. Юон, представляющие различные
течения и направления искусства XX столетия, а также художники русского
4
авангарда - В.В. Кандинский, К.С. Малевич, М.В. Матюшин, П. Филонов, Н.Н. ГТунин1 и другие, теоретически обосновавшие беспредметное искусство, как необходимую основу для дальнейшего развития всех пространственных искусств. К слову, эти же процессы происходили и в других видах искусства. Достаточно назвать К.С. Станиславского в театре, А.Н. Скрябина - в музыке.
Столь разнообразные эстетические программы и установки, заявленные художниками-теоретиками искусства, не только определяли современное им искусство, но и делали заявки на будущее его развитие.
Достойное место среди самобытных и интереснейших мыслителей, теоретиков искусства нач. XX в. занимает и творческое наследие А. Васнецова.
В данной работе не ставится цель рассмотреть труды других художников-теоретиков искусства, а четко ограничивается круг исследования теоретическими трудами А. Васнецова, мировоззренческие и эстетические идеи которого, изложенные в неопубликованной рукописи «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. 1914-1932 гг.», в книге «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи», в серии статей и т.д., нашли яркое воплощение в созданных им художественных образах.
Свое мироощущение, миросозерцание, концепцию бытия, свои представления о человеке и жизни, о добре и зле, красоте и истине, о прошлом и будущем человечества и искусства во многом определило
1 Бенуа А.Н. Критические и художественные статьи по вопросам искусства в журналах «Мир искусства», «Аполлон». Бенуа А. История живописи в XIX веке. Русская живопись. Вып. 2. - СПб., 1902. - 285 с. Васнецов A.M. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. - М.: Изд. И. Кнебеля, 1908. - 133 с. Васнецов A.M. Происхождение красоты // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 8. - Харьков: Научная мысль, 1923. - С. 1-63.- 282 с. Кандинский В.В. Художественные статьи в журналах «Новости дня», «Мир искусства», «Аполлон», «Речь». Кандинский В.В. О Духовном в искусстве (1910), автобиографическая книга Ступени (1919) и другие. Издание альманаха «Синий всадник». Лисицкий Э. Супрематический сказ про два квадрата (Уновис, Витебск; Берлин, 1922). Малевич К.С. От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм (1916). Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. Статьи, манифесты, теоретические сочинения (1913-1929). Матюшин М.В. Статьи. Опыт художника новой меры (1926). Закономерность цветовых сочетаний и др. Пунин Н.Н. Первый цикл лекций по современному искусству (1920). Юон К.Ф. Статьи. Природа и жизнь в искусстве. Театр художника. Театрально-декорационное искусство и др. // Юон К.Ф. Об искусстве: в 2-х т. - М.: Советский художник, 1959.-383(1) с;-284 (2) с.
5
своеобразие эстетического мышления Васнецова и его художественного творчества.
Васнецов был одним из организаторов и создателей «Союза русских художников», одного из многочисленных тогда возникших объединений, которое определяло во многом и общий эстетический характер эпохи, так и будущее развитие путей русского реалистического искусства.
Проблема творческой личности в искусстве, места творца в художественном процессе остается актуальной в практике искусства. В настоящей работе творческая личность Васнецова рассматривается как субъект искусства этого времени, его мировосприятие, переживания, сомнения, эстетические воззрения на искусство, которые обогатили сложное, многогранное и насыщенное эстетическое содержание эпохи конца XIX -нач. XX столетия.
Теоретические воззрения Васнецова известны в истории искусствознания по его книге «Художество», изданной в 1908 г. в России, а затем переизданной в 1909 г. в Вене, по предложению немецкого издателя К. Китайбля.
В ней были обозначены актуальные проблемы искусства начала XX в.: о природе искусства, его целях, месте и значению в жизни людей; проблемы художественного образа и символа в искусстве, проблема красоты, роль и значение творца в художественном процессе, способах и методах создания произведений искусства, другие вопросы, которые требовали разрешения в нач. XX в. и остаются актуальными и современными в настоящее время. Васнецов изложил достаточно четкие свои мировоззренческие и эстетические взгляды на жизнь и искусство, представляющие интерес для современного исследования.
Вся практика существования человечества показывает актуальность проблемы прекрасного, красоты в искусстве, которая реально существует. Мыслители каждой эпохи решали ее по-разному. Васнецов изложил свои теоретические взгляды на проблему красоты в искусстве и в
6
действительности в статье «Происхождение красоты», написанной в 1915 г., но в связи с событиями I мировой войны и революции в России опубликованной лишь в 1923 г., в Харькове.
Большое внимание и значение в этом теоретическом исследовании Васнецов уделял сознанию человека, его роли в эстетическом восприятии произведений искусства, считал, что только развитому сознанию человека раскрываются глубины произведений, сущность образной мысли творца. Поэтому ключевое, значимое место в жизни человека он отводил эстетике. Проблему эстетического воспитания и развития нации в начале XX в. он считал наиважнейшей.
В данном исследовании содержится анализ теоретических положений, установок, позиций, высказанных Васнецовым в научных трудах, статьях, письмах, которые подтверждают его взгляды на искусство, как художника-реалиста.
Помимо указанных (книги «Художество» и статьи «Происхождение красоты») существует неопубликованная, неизвестная рукопись A.M. Васнецова, которая бережно хранилась в семье потомков художника (сына художника Всеволода и его супруги Екатерины Васнецовых), переданная в дар Государственной Третьяковской галерее (Мемориальному музею-квартире A.M. Васнецова) по завещанию в 1997 г. Двухтомная рукопись «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания» охватывает период с 1914 по 1932 г.
Рукопись состоит из двух объемных тетрадей: включает более 1200 страниц мелко исписанных автором фиолетовыми чернилами, и с вклеенными в них печатными материалами. Из всего огромного объема рукописи к настоящему времени опубликованы лишь несколько страниц в статье «Противостояние Аполлинария Васнецова» в журнале «Наше наследие» (всего девять страниц).
2 Васнецова Е.К., Ядохина Е.И. Противостояние Аполлинария Васнецова // «Наше наследие», 1995, № 35-36, с. 80-89.
7
Обстоятельный анализ этой неопубликованной рукописи, впервые вводимой в научный оборот, и составляет центральную задачу диссертации.
Целью написания двухтомного труда, как отмечал сам художник в предисловии, была попытка «изложить в стройной системе мировоззрение»3. В рукописи Васнецов попытался осмыслить волнующие его проблемы: философские, религиозные, эстетические; выразил свои взгляды на искусство (теорию красоты, теорию формы); затронул вопросы о человеке и жизни, личности и общества, государственного устройства, о добре и зле, счастье и другие. На протяжении 18 лет он вел записи, многие из которых потаенные: здесь и беглые замечания, и глубокие наблюдения и размышления о жизни, и попытки осмыслить историю и сущность русского. Васнецов тяжело переживал события в России после революции, видя уходящую Россию, которую он знал и любил, дал оценку происходящим событиям сер. 1920-х -нач. 1930-х гг.
Между тем, в этом труде особенно ярко проявился талант Васнецова как ученого-теоретика, по-новому открылся и масштаб самой личности художника. Рукопись позволяет создать более объективную картину развития русского искусства кон. XIX — нач. XX столетия, восстановить историческую справедливость, отдать должное Васнецову, внесшему существенный вклад в его развитие.
Васнецов опирался на достижения мировой философской, эстетической мысли, но при этом дал свой анализ картины мира, внес в духовную жизнь человечества собственные теоретические открытия, свое неповторимое понимание мира и личности.
Взгляды Васнецова и как теоретика искусства, и одновременно как художника представляют историческую ценность.
Идеи, мысли художника, его позиция и концепция нашли яркое проявление в его произведениях, как отражение самостоятельного поиска
3 Васнецов A.M. Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. 1914-1932 гг. -Архив мемориального музея-квартиры А.М.Васнецова, инв. №1073-1074, т. 1, л. 5. Далее: Странствование...
8
путей развития искусства, дающего новый, образный материал о действительности кон. XIX - нач. XX в.
Поиск путей выхода из сложившегося культурно-религиозного кризиса рубежа веков Васнецов видел в поиске Бога, в религиозном сознании человека, в обретении правды-истины, которая возможна лишь в познании Бога, в этом предназначение человека.
Васнецов отстаивал гуманистические идеалы, утверждая, что человек, его личность — высшая ценность во Вселенной. Добро, Красота, Истина, Справедливость - вот те идеалы и ценности, которые приведут, по Васнецову, человечество к Богу.
Утверждение художником этического и эстетического начал в искусстве: претворение вечных тем, таких, как любовь к Родине, к национальной природе, национальным традициям и раритетам, и их интерпретация в системе созданных им художественных образах, обогатило искусство кон. XIX - нач. XX в.
В диссертации обозначена проблема соотношения видов искусств (пространственного и временного), впервые рассмотренная в исследовании на конкретном материале: книжные иллюстрации, исполненные Васнецовым к произведениям русской классики (сочинениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова), к собственным литературным произведениям, что значительно углубляет изучение художественного наследия Васнецова.
Степень научной разработанности проблемы. Литературу, раскрывающую различные аспекты проблематики, можно условно разделить на три группы.
К первой группе относятся монументальные труды и исследования, посвященные истории русского искусства кон. XIX - нач. XX в., где отражены проблемы синтеза искусства, духовные искания крупнейших художников рубежа веков, проблемы стиля и художественных направлений в искусстве нач. XX в., а также специальные исследования жанров изобразительного искусства; труды по истории сценографии и театрально-
9
декорационному искусству рубежа веков. Ценные сведения для настоящего исследования были почерпнуты в трудах Богемской К.Г., Гозенпуда А.А., Лобанова В.М., Манина B.C., Мальцевой Ф.С., Подобедовой О.И., Сарабья-нова Д.В., Стернина Г.Ю., Сыркиной Ф.Я., Федорова-Давыдова А.А.4
Вторая группа включает мемуары, статьи, письма выступления, интервью современников Васнецова, в которых раскрывается характер эпохи, дается оценка творчеству Васнецова, характеристика его личности, что представляет непосредственный интерес для исследования. Воспоминания БенуаА.Н., Нестерова М.В., Грабаря Н.Э., ЮонаК.Ф. и других.
Третья группа охватывает непосредственно круг исследований, посвященных творчеству А. Васнецова. Существует только одна персональная монография о его жизни и творчестве - книга Л.А. Беспаловой5 «Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933» (1983). Монография не утратила своей научной ценности, но теоретические аспекты творчества Васнецова в ней не рассматривались, только упоминалась книга «Художество». Тема мало изучена и исследована. Несмотря на недостаточную разработку темы, нельзя не отметить существующие статьи и диссертации, в которых затронуты те или иные аспекты творчества Васнецова: работы Васнецовой Е.К., Векслера А.Г., Горюновой Л.Б., Козлова В.Ф., Малышевой Т.В., Шмидта И.А.6
Все перечисленные труды касаются, однако, только художественного наследия А. Васнецова как живописца, графика, автора эскизов декораций и т.д.
4 Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. - М.: Галактика, 1992. - 336 с. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. - М.: Музыка, 1975. - 368 с. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации. - М.: Советский художник, 1973. - 335 с. Манин B.C. Русский пейзаж. - М.: Белый город, 2001. - 630 с. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.: Галарт, 2001. - 301 с. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. - М.: Искусство, 1970. -292 с.
5 Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. - М.: Искусство, 1983. - 228 с.
6 Векслер А.Г. A.M. Васнецов - художник-исследователь прошлого Москвы // Москва в творчестве A.M. Васнецова. Сборник. - М.: Московский рабочий, 1986. - С. 36-56. - 271 с. Горюнова Л.Б. Творчество A.M. Васнецова как отражение национально-культурного сознания рубежа XIX-XX веков. Дис. ...канд. культурологических наук. - Киров, 2004, - 175 с.
10
Теоретические взгляды художника до настоящего времени не были предметом специального рассмотрения, что и позволяет говорить об актуальности данной работы.
Цель исследования — раскрыть творческую личность Васнецова как теоретика искусства, рассмотреть его художественное наследие как синтез теории и практики искусства.
Задачи исследования:
- Реконструировать взгляды Васнецова на природу и искусство как целостную эстетическую концепцию, которая является вкладом в теорию искусства начала XX в.
- Выявить теоретические установки, положения, мировоззренческие и эстетические идеи и взгляды Васнецова, рассмотреть их реализацию в художественной практике Васнецова.
- Определить этические и эстетические начала искусства в круге вечных тем и их интерпретацию в художественных образах, созданных Васнецовым.
Объект исследования - теоретические воззрения Васнецова и их проявление в различных видах изобразительного искусства - живописи и графики, театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - научные труды Васнецова по теории искусства, художественное наследие Васнецова.
Методологической основой исследования являются принципы диалектической логики, герменевтические исследования, историко-искусствоведческие и творческо-психологические исследования.
Методы исследования обусловлены спецификой поставленных задач и целью исследования. В качестве основных использовались: метод реконструкции, гносеологический и аксиологический анализы, искусствоведческий анализ произведений, включение элементов биографического метода исследования и элементов герменевтического метода в искусствоведческое
11
исследование. В целом, к изучению данной темы потребовался комплексный подход.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в полном объеме исследуются теоретические воззрения Васнецова, его целостная эстетическая концепция на искусство и жизнь, с использованием неопубликованного источника - рукописи Васнецова «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания», которая впервые вводится в научный оборот, что позволило:
- показать по-новому сам масштаб личности Васнецова, его многогранность таланта, его вклад как теоретика, мыслителя в историю русского искусства конца XIX - начала XX в.;
- рассмотреть живописца как модель универсальной творческой личности в искусстве рубежа веков с позиции ценностного самоопределения художника относительно времени.
- проанализировать наследие Васнецова в синтезе его теории и художественной практики искусства.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положение и теоретические выводы могут быть использованы в исследовании истории отечественного искусства конца XIX - начала XX в., в курсах теории и истории искусства, в творческой деятельности научных сотрудников музеев и архивов, в культурно-просветительской деятельности.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и рекомендована к защите. Основные положения диссертации опубликованы в печатных работах. Ее результаты апробированы в выступлениях на конференциях: в г. Кирове, на Международном конгрессе соотечественников (1993), Кировский областной художественный музей им. братьев В.М. и A.M. Васнецовых; в Российском культурном центре, на творческом семинаре музейных специалистов в Г.Будапеште (1998); в г.Саратове, на VIII Боголюбовских чтениях (2002)
12
Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева; на научно-практической конференции Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (2005). Материалы исследования использовались в цикле лекций «Васнецовских вечеров» в культурно-просветительской деятельности Мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова (2003-2005); в монографии «Мемориальный музей-квартира A.M. Васнецова. Путеводитель. - М.: ОАО Московские учебники, 2004. - 207 с. (в соавторстве ЯдохинаЕ.И., Кудрявцева Л.С.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, источников, приложения.
13
ГЛАВА ПЕРВАЯ А.М. ВАСНЕЦОВ О ПРИРОДЕ И СУЩНОСТИ ИСКУССТВА
Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) - живописец, график, художник театра и книжной графики, автор ряда трудов по теории искусства, эстетике, истории, археологии, архитектуре и астрономии.
Теоретическое наследие Васнецова многообразно и интересно.
Впервые в работе теоретическое наследие Васнецова рассматривается в полном объеме, с использованием и введением в научное исследование нового архивного источника - двухтомной рукописи Васнецова «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. 1914-1932 гг.». Это дает возможность по-новому рассмотреть мировоззренческие и эстетические взгляды, идеи, мысли художника, которые проявились в его художественном творчестве.
Васнецов обосновал свою художественную практику теоретическими исследованиями. Творчество и теоретическая мысль шли параллельно в жизни художника, теоретические идеи, концепции обобщали и закрепляли художественную практику.
§ 1. Мировоззренческие позиции
Мировоззренческие позиции художника формировались под воздействием опыта европейской философской мысли. Понимая роль и значение философского знания, А. Васнецов писал: «Философия не должна быть пессимистической, так как она обнаруживает бытие, а бытие вечно, излагаемая философская система носит оптимистический характер. Задача истинной философии - указать на светлые пути, чтобы истина - как путеводная звезда вела человека к предназначенной цели»7, познанию мира и совершенствованию во Благе. Целью написания стало не только осмысление художником мировоззренческих проблем для себя, но и желание
7Странствование..., т. 1, л. 5-6.
14
познакомить со своими взглядами на жизнь молодое поколение художников в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где Васнецов преподавал класс пейзажа с 1901 по 1918 гг.
«Мир подобен постоянно развертывающемуся свитку; наше сознание прочитывает только то, что написано на развернутой его части; свернутое же остается для нас постоянной тайной... Бесконечный план совершенствования
о
мира, его прогресса останется для нас вечной тайной» . Поэтому, считает Васнецов, человеку необходима «нить Ариадны» - философское знание, чтобы понять мир в целостности и совокупности, понять какова его субстанция, имеет ли он смысл и разумную цель, какую ценность представляет человеческая жизнь и наши дела и поступки, какова природа добра и зла, что такое счастье.
Человеку в жизни необходимо философствовать. Но на эти вопросы у науки нет ответа, каждая наука представляет отрывочное знание, и только философия дает систему знания о мире как целом. Иначе, писал Васнецов, можно уподобиться слепцам в известной древнеиндийской притче. «Однажды три слепых пожелали узнать, что есть слон. К ним подвели слона и предложили: одному пощупать хобот; другому - ногу, а третьему - хвост. "Ну как, теперь вы знаете, что такое слон?" - спросили их. "О, да, знаем. Это что-то мягкое и гибкое, как змея", — ответил первый слепой. "Это что-то большое, как бревно", - сказал второй, ощупывая ногу слона. "Это что-то тонкое и длинное, как веревка", — заметил третий». В этой притче есть намек на то, что знающий нечто лишь частично остается в неведении сути того, что дается в обобщающей мысли, ориентированной на мир в целом и опирающейся на знание конкретных наук. Поэтому огромное значение в жизни человека имеет философия.
Васнецов, решая вечный вопрос о соотношении духа и материи, исходил из того, что материальное и духовное - это совечно единое сущее. Вне этого принципа невозможно понять смысл сущего, целесообразность и
8 Странствование..., т. 1, л. 5-6.
15
гармонию в мироздании, формообразование всего и вся. Рассматривая проблему бытия, Васнецов основывался на достижениях греческой античной мысли: различал бытие и сущее.
Сущее — совокупность окружающих вещей, но среди многообразия вещей можно найти то, что является общим или всем - признак мира (сущего вообще), который заключается в том, что мир - вообще существует. Это выражается в понятии бытия. Бытие - это чистое существование, не имеющее причины, бытие - причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое. Это действительность в полном смысле слова, все остальное производно, вторично, ограничено. Бытие открывается только человеку и через его мышление, то постижение бытия - это попытка человека прикоснуться к истинному существованию, понять что значит «быть», а не просто существовать, как растение или животное. Бытие, согласно учению древнегреческого философа Парменида, это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит, оно не возникает и не исчезает, оно существует всегда, оно неделимо, всегда есть целиком, оно целостно и неподвижно, завершено, закончено и самодостаточно. Понять его можно, как полагал Васнецов, через проявления в нас - как добро, любовь, ум и т.д. Следовательно, бытие - это не только окружающий нас материальный мир, совокупность вещей, но и высшая нематериальная субстанция - Бог.
Метафизическое сознание воспринимает мир, так, что позади всякой вещи и всякого явления открываются бесконечные, не доступные нам дали и глубины. Бытие открывается человеку, становится доступным для мысли, когда он находится в особом бытийном состоянии - состоянии любви, справедливости, в таком состоянии ума, когда приходят мысли, в которых звучит голос бытия.
А. Васнецов, как и другие философы, стремился познать и объяснить то, что не могло быть предметом опыта, что можно понять только мыслью, а мысль может познать истину. Это стало возможно благодаря учению
16
Парменида, открывшего новое измерение универсума, которое было несводимо к природе - ни к окружающему миру, ни к природе человека.
Все знания о мире - это знание о небольшой его части. Вселенная бесконечна, существуют, как писал Васнецов, иные миры и сила, сотворившая и поддерживающая их существование. «Темной и тихой августовской звездной ночью, - предлагает' Васнецов своим читателям, -выйдите в поле и лягте на землю в траву с сиротливыми цветами осени и устремите ваш взгляд в небо. Среди невозмутимого покоя полей вы услышите вдали удары часового колокола на сельской церкви и замирающее эхо его, потонувшее в соседнем березовом лесу. А над собой увидите необъятную бездну звездного океана. Устремите ваш взгляд в эти звездные пространства, стараясь охватить сразу как можно больший кругозор, весь необъятный купол, все небо и тогда вам вдруг почувствуется: вся эта звездная бездна как выражение чего-то такого далекого, такого несродного всему тому, что вы видели, испытали. Слышали за день... Вы почувствуете над собой и в себе это бесконечное пространство, наполненное мирами; вы почувствуете себя, как бы повисшим в безбрежной звездной бездне и принадлежащей ей, как незримая частица... Вы поймете, постигнете, что перед вами реальная бесконечность; больше, вы увидите ее так же, как реальность, ощутите божественное величие Вселенной»9.
Поиск бытия для человека, считал Васнецов, - это поиск истоков, прикоснувшись к которым, человек может почувствовать себя необходимой частью бытия. Поиск бытия - это поиск человеком себя, своего отношения в мире и к миру, преодоление человеком своего одиночества в мире. Это попытка раскрыть тайну мира, любой вещи или явления. Эти поиски составляют незримую основу в науке, искусстве, религии, в стремлении человека к счастью, к долгу, к любви.
Бытие - тайна, которую познать человеку до конца нельзя, но можно прожить, тогда тайна в какой-то степени будет им понята. Поэтому
9 Странствование..., т. 2, л. 138.
17
необходимо огромное мужество и терпение, чтобы пройти путь, ведущий к истинному познанию бытия. Понимание бытия вырывает человека из хаоса жизни, делает его самого бытием, и тогда человек ощущает радость своего существования на земле, что «я есть», я существую.
Изучив различные философские взгляды на вопрос об онтологии сознания, Васнецов разделял точку зрения ученых нач. XX столетия, что сознание - бытийствует, оно есть проявление бытия в человеке. Все, что человечество знает о мире, дано ему через сознание. Сознание - безусловная точка отсчета в философских воззрениях Васнецова. Сознание понимает, изучает, выстраивает мир, завершает его, приводит к целостному осмыслению мира. Для человека мир есть ничто другое, как осознание его мыслями. Весь свой смысл и бытийную значимость мир получает только из действия сознания. Человек оценивает мир, чтобы он мог жить и действовать в нем. Васнецов выделяет две стороны сознания - предметное сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий, и самосознание — сознание, направленное на самого себя. В основу познания мира Васнецовым был положен тезис о том, что все, что существует для познания, т.е. весь мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, который его постигает через ощущения, впечатления, чувства и представления. Нет субъекта без объекта, как нет и объекта без субъекта. «Познавая себя, ты познаешь мир - объект и, познавая мир - объект, ты познаешь себя», - вот основное положение, предлагаемое Васнецовым в его философских воззрениях.
Познавая мир, - может ли человек постигнуть его до конца, раскрыть его тайну? - вопрошает Васнецов. И отвечает: - «Нет, не может». Мир -целостен, гармоничен, телеологичен, мир - это постоянное творчество, и он постоянно совершенствуется. Сама идея совершенствования мира - благая цель его создания. Человек, его душа, также должен познавать себя и совершенствовать свою жизнь. Критерием познания для человека, его души является истина. Истина существует в законах, которые вне нашего сознания.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24936.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.