У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Морфофункциональные и психофизиологические особенности детей и подростков социального приюта
Количество страниц 141
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24942.doc 
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ стр.

ВВЕДЕНИЕ... 4

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ... 8

1.1. Особенности физического развития детей, воспитывающихся

в государственных интернатных учреждениях... 8

1.2. Воздействие социальных факторов на физическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи... 11

1.2.1. Роль социальных факторов в формировании физического развития детей... 12

1.2.2. Наследственная отягощенность как фактор риска

формирования нарушений развития у детей... 13

1.2.3 .Влияние нежеланной беременности на последующее развитие

ребенка... 15

1.2.4. Особенности функциональных показателей детей в условиях депривации... 17

1.3. Особенности психофизиологического состояния детей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях... 20

2. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ... 29

2.1. Организация и методы исследования, характеристика контингента и математический анализ полученных данных... 29

2.2. Динамика морфофункционального развития детей и подростков

в социальном приюте... 40

2.2.1. Особенности и динамика морфологических показателей организма мальчиков, находящихся в условиях социального

приюта...,... 40

2.2.2. Особенности и динамика морфологических показателей организма девочек, находящихся в условиях социального

приюта... 50

3 2.2.3.Функциональные особенности организма мальчиков,

находящихся в условиях социального приюта... 59

2.2.4. Функциональные особенности организма девочек, находящихся в условиях социального приюта... 64

2.3.Динамика психофизиологического состояния детей и подростков, находящихся в социальном приюте... 71

2.3.1. Динамика психофизиологического состояния мальчиков-воспитанников приюта... 71

2.3.2. Динамика психофизиологического состояния девочек-воспитанниц социального приюта... 79

3. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ... 90

ВЫВОДЫ...100

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ... 101

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 102

ПРИЛОЖЕНИЕ... 141

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Сложившаяся социально — экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту количества «социальных сирот» — детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и детей, оставленных по разным причинам своими родителями [80,81,159]. Вместе с тем А.Г. Щедрина (2003) отмечает, что решающее влияние на развитие индивида оказывает ближайший ему социально-групповой, особенно семейный, образ жизни [320].

Проблема беспризорных детей становится государственной. Об этом свидетельствуют следующие цифры: в 1989 году в России существовало 1404 учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, рассчитанных на 190 тысяч детей [65]. В 1991 году уже 300 тыс. детей проживало в детских домах, интернатах и приютах. В течение 1997 года число биологических и социальных сирот выросло еще на 105334 человек, из них 30734 ребенка переданы на воспитание в государственные учреждения [301]. По данным государственной статистики, в 2000 году в Российской Федерации на учете состояли 636,9 тыс. детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, [143], причем, 316,1 тысячи находились в учреждениях государственного призрения [85]. Рост социального сиротства продолжается в 2003-2004 годах и проявляется в увеличении числа беспризорных детей и детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. В настоящее время в России насчитывается 674 тысячи детей, нуждающихся в государственном попечении [212].

Как правило, тревогу вызывает состояние здоровья, физическое и психофизиологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Установлено, что у большинства детей адаптация к условиям детского дома носит неблагоприятный характер, проявляющийся в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно -психических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, снижении функциональных возможностей организма [50, 301, 328]. Неудовлетворительное со-

стояние здоровья и развития воспитанников традиционных интернатных учреждений требует немедленного изменения сложившейся ситуации. Одним из вариантов решения данной проблемы является создание новых форм государственного призрения: приютов, социальных центров, реабилитационных центров и т. д. В настоящее время в РФ функционирует 311 социальных приютов, 23 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 400 социально — реабилитационных центров [143]. Между тем, появление данных форм организации жизни сирот с особой остротой ставит перед физиологами, психологами, педагогами вопрос улучшения здоровья и развития детей в процессе воспитания вне семьи. До сих пор влияние социальных приютов на физическое и психологическое развитие детей остается недостаточно изученным. Особый интерес вызывает обследование воспитанников приюта младшешкольного и подросткового возраста, поскольку препубертатный и пубертатный этапы онтогенеза относятся к сенситивным периодам, в которых ослабевает действие наследственных факторов и усиливается влияние социальной среды, организм становится более пластичным [207, 208, 257, 318, 319, 320]. Причем А.Г. Щедрина (1996-2003) отмечает, что сенситивные периоды оказывают существенное влияние на все последующие этапы развития [319, 320].

Цель работы. Изучить особенности развития и динамику морфофункцио-нального и психофизиологического состояния детей 9-15 лет, воспитывающихся в социальном приюте города Бийска

Основные задачи исследования.

1. Изучить социальный и возрастной состав детей, поступающих в социальный приют.

2. Выявить возрастные и половые изменения морфологических показателей организма детей 9-15 лет в течение времени жизни в приюте.

3. Провести анализ функционального состояния организма воспитанников в динамике периода пребывания в приюте с учетом возраста и пола.

4. Изучить психофизиологические особенности и проследить их динамику у детей и подростков 9-15 лет.

Научная новизна исследования. Впервые проведено системное исследование морфофункциональных параметров и психофизиологического состояния детей младшего школьного и подросткового возраста, оставшихся без родительского попечения, в зависимости от возраста и пола в условиях города Бийска. Проведено сравнительное изучение антропометрических и функциональных показателей 9-15-летних детей из социального приюта и общеобразовательных школ.

Установлено, что развитие детей, находящихся в социальном приюте, подчиняется общим возрастным закономерностям: наличие двухфазности ростового скачка и ростовых перекрестов, напряжение сердечно-сосудистой системы в пубертатный период. Данные процессы несколько смещены по времени в сравнении со сверстниками, воспитывающимися в семьях, что свидетельствует об отставании социальных сирот в развитии. Во всех возрастных группах выявлено напряжение в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы, сопровождающееся повышением парасимпатической иннервации. Снижение данного напряжения в период жизни в приюте происходило у девочек за счет увеличения систолического артериального давления и уменьшения диастолического, а у мальчиков отмечался рост систолического давления при сохранении величины диастолического. Между тем, респираторная система у депривированных детей достаточно развита по сравнению с учащимися общеобразовательных школ города Бийска.

Проведено комплексное исследование динамики психофизиологического состояния социальных сирот в течение периода пребывания в приюте, включающее изучение познавательной (внимание, память, мышление) и эмоциональной (тревожность) сферы детей и подростков, лишенных родительского попечения.

В результате изучения когнитивной сферы установлено, что низкая величина показателей, выявленная при поступлении в приют, значительно изменяется в ходе исследования. Вероятно, это может свидетельствовать о возможности реабилитации детей и подростков в условиях социального приюта.

Практическая значимость работы заключается в использовании полученных данных для объективной оценки роста, развития, функционального и психологи-

ческого состояния детей и подростков в приютах, социальных центрах, детских домах, школах-интернатах, а также при планировании мероприятий по реабилитации детей, оставшихся без родительского попечения.

Результаты настоящего исследования внедрены в педагогическую и оздоровительную практику детского социального приюта «Надежда» и «Центра помощи семье и детям». Данные о психофизиологических особенностях и функциональных возможностях детей-сирот используются для разработки рекомендаций по проведению индивидуальной и групповой психологической коррекции социальными педагогами и психологами, работающими с детьми из неблагополучных семей в филиалах «Центра социальной помощи семье и детям». Материалы исследования морфофункционального и психофизиологического состояния социальных сирот используются при чтении лекций по курсу «Возрастная физиология» и «Экология человека» на кафедре биологии и химии Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина, а также при чтении лекций «Физиология нервной деятельности и сенсорных систем» по специальности «Психология» в филиале Кемеровского государственного университета в городе Прокопьевске.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-гигиенические условия детского приюта, соответствующие принципам здорового образа жизни, оказывают позитивное влияние на морфо-функциональные показатели детей и подростков. При поступлении в приют социальные сироты имели длину и массу тела существенно ниже, чем сверстники, воспитывающиеся в семье, но в условиях приюта отмечено большее увеличение тотальных размеров тела.

2. Во всех возрастных группах у воспитанников приюта выявляется напряжение в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы вне зависимости от пола и биологической зрелости.

3. В период пребывания в приюте отмечается тенденция к улучшению психофизиологического состояния организма социальных сирот (повышаются показатели познавательной сферы, снижается уровень ситуационной тревожности).

8

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Особенности физического развития детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях

Различные аспекты развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривались в ряде медико-биологических [97, 108, 122, 304], психологических [39,162, 323, 334] и педагогических исследованиях [23, 110,142].

В настоящее время в подходе к проблеме об особенностях физического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей, наблюдается две крайности, которые, намеренно заостряя, можно описать следующим образом.

С одной стороны, существует представление, что дети из детских домов и школ-интернатов совершенно обычные, ничем не отличаются от растущих в семьях, и все проблемы, связанные с ними, можно решить улучшением материального положения, созданием нормальных условий обучения и воспитания [65]. Wit D., Blank M. (1964) высказывали мнение, что отсутствует связь между фактом лишения ребенка матери и его дальнейшим развитием. Было установлено, что при попадании в благоприятные условия ребенок может догнать сверстников [80, 81, 299].

С другой стороны, распространена точка зрения, что сейчас в детских домах и интернатах практически нет здоровых детей, все воспитанники имеют соматические и психические заболевания, обусловленные тяжелой наследственностью [45]. Некоторыми авторами (Кочерова С.Ю., 1991, Вайзман Н.П., 1997, Белоусова Е.Д., 2000) отмечалось, что даже при хорошем питании и медицинском обслуживании дети, растущие в условиях депривации, отстают в развитии.

Эту точку зрения подтверждают и данные исследования НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР [173]. В результате комплексной оценки здоровья воспитанников интерната было установлено, что среди них практически нет

9

детей первой группы здоровья, включающей детей и подростков с нормальным развитием и уровнем функционирования организма. Во вторую группу входят дети, имеющие функциональные отклонения. Эту группу составляют 10% детей 1-3 классов и 30% детей 5-9 классов. Наиболее многочисленна (70 %) третья группа здоровья, объединяющая учащихся, имеющих хронические заболевания в компенсированном состоянии. К четвертой группе относятся воспитанники с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, составляющие около 10% детей. В массовой школе эта группа встречается в единичных случаях. В школе-интернате в эту группу входят воспитанники, имеющие тяжелые нарушения психоневрологической сферы! В первом классе это 50 % детей. У них имеются отклонения в физическом развитии, наблюдается его дисгармоничность: низкий рост у 59% младшеклассников и 36% подростков, остаточные проявления рахита (деформация костей черепа и грудной клетки)-у 43%.

Несомненным является тот факт, что дети, воспитывающиеся в государственных интернатных учреждениях, отличаются по уровню физического развития от сверстников, воспитывающихся в семьях, при этом с возрастом различия в физическом развитии становятся более существенными.

Оценка физического развития детей детского дома в возрасте 6-9 лет Читинским педагогическим институтом показала, что 28,6% 6-7 летних мальчиков, 33% мальчиков и 25% девочек 8-9 лет, 16,7% и 28,6% соответственно 9-10 лет имели отклонения в физическом развитии. Резко дисгармоничное физическое развитие наблюдалось у 14,5% детей [226]. Сопоставление показателей физического развития воспитанников детского сада и детского дома позволило установить, что гармонично развитых детей было меньше в детском доме. Среди негармонично развитых детей детского дома преобладали дети с дефицитом массы тела над детьми с избытком массы тела. В детском саду наблюдалась иная тенденция — количество детей с избытком массы тела было больше, чем с дефицитом массы тела. Анализ данного показателя в динамике

10

выявил, что как в детском доме, так и в детском саду уменьшается количество гармонически развитых детей к 6 годам. Различия заключались в большем количестве детей с дефицитом массы тела в детском доме. Средние показатели массы тела достоверно были меньше у детей детского дома в 4 года, в 5 лет, в 6 лет [290]. В школах-интернатах наблюдается аналогичная ситуация - лишь половина детей имеют гармоничное развитие, 12,5% воспитанников отнесены к группе с отклонениями в физическом развитии [9].

По данным Солнцева А.А. с соавторами (1997), динамика изменения длины и массы тела детей из дома ребенка имеет характер ступенеобразной кривой с многократными периодами остановки роста, наиболее выраженными на первом году жизни, особенно, у детей, родившихся недоношенными [266]. Аналогичная смена периодов прекращения ростовых процессов компенсаторными ростовыми процессами наблюдается у воспитанников детских домов и школ-интернатов. Так А.А. Васильков (2001), изучая физическое развитие детей-сирот в возрасте от рождения до 15 лет, отмечает, что динамика увеличения массы и длины тела, окружности грудной клетки у детей-сирот отличается неустойчивостью [52]. Причем, в отличие от детей из благополучных семей, с возрастом происходит увеличение амплитуды колебаний показателей физического развития, и к 15 годам амплитуда достигает максимума (до 6 5).

Согласно данным Филькиной О.М.с соавт. (1997), у детей, воспитывающихся в детском доме, в 1,2 раза реже встречается средний рост и в 2 раза чаще - ниже среднего и низкий рост, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Характерно, что лишь 2,5 % детей детского дома имели рост выше среднего [290]. Динамика роста различалась у детей детского дома и детского сада. В детском саду с возрастом увеличивалось число детей с высоким и выше среднего ростом и уменьшалось - с ростом ниже среднего, в то время как в детском доме происходило увеличение количества детей с низким и ниже среднего ростом.

Следует отметить, что если по росту и весу различия между сиротами и сверстниками из семей статистически достоверны, то по окружности грудной

11

клетки половина учащихся школ-интернатов не отстает от детей обычных школ [309].

Таким образом, воспитанники детских домов и школ-интернатов имеют несколько меньшие показатели длины и массы тела по сравнению со своими сверстниками, живущими в семьях, но не отличаются по величине окружности грудной клетки. В динамике изменения длины и массы тела отмечается нестабильностью.

1.2. Воздействие социальных факторов на физическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи

Вопрос соотношения генетических и средовых факторов в формировании здоровья человека до сих пор вызывает много споров. По мнению ряда авторов (Паршин с соавт, 1997; Livshits G., Peter I. et al., 2000) рост, развитие и здоровье организма определяются внутренними факторами, к которым следует отнести наследственность и деятельность эндокринной системы [215, 344].

Наряду с тем известна точка зрения, что на показатели здоровья детей существенное влияние оказывают условия окружающей среды [21, 28, 29, 88]. Согласно данным Сердюковской Г.Н. с соавт. (1993), значимость для здоровья детей социально-бытовых условий составляет до 50%, наследственности - до 20 % [256]. В свою очередь ряд авторов (Никитюк Б.А., 1977; Щедрина А.Г. 1982-2003) отмечают, что наибольшее значение для развития организма социальные факторы имеют в сенситивные периоды онтогенеза [208, 318, 320].

Таким образом, при рассмотрении сиротства как фактора риска формирования отклонений в физическом развитии детей следует принимать во внимание социально-экономические причины, наследственную отягощенность, нежелательную беременность и депривацию, включая влияние семьи: образ жизни, возраст и образование родителей.

12

1.2.1. Роль социальных факторов в формировании физического развития детей

Большая часть детей, находящихся в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах, поступает в эти учреждения из социально-неблагополучных семей. В то же время в ряде работ убедительно доказано влияние факторов социального риска на состояние здоровья, заболеваемость детей и младенческую смертность [86, 165, 253].

Среди факторов, влияющих на состояние здоровья и физическое развитие детей, существенное значение имеют семейное положение, возраст, уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи [21, 70, 71, 95, 347].

Одним из факторов риска, неблагоприятно влияющих на развитие и здоровье детей, является воспитание ребенка в неполной семье. В последние десятилетия отмечается резкое увеличение числа детей, воспитывающихся в неполных семьях, образованных вследствие роста внебрачной рождаемости, которая составила 27,7 %, и в результате разводов, число которых возросло за последние десять лет с 3,9 до 4,9 на 1000 населения [85]. Следует отметить, что большинство детей из полных семей имеют гармоничное физическое развитие, и лишь половина детей из неполных семей [178]. Ряд авторов отмечает влияние типа семьи на состояние здоровья детей. Так, по данным Григорьева А.С. с соавторами (1998), заболеваемость детей в неполных семьях в 1,7 раза выше, чем в полных семьях [88]. Особенно уязвимы дети из семей, в которых один из родителей находится в заключении [8, 86, 129].

Анализ зависимости уровня физического развития детей от возраста отца, показал, что у отцов моложе 35 лет большее число детей имели гармоничное развитие, чем у отцов старшего возраста [178].

Из социально-гигиенических факторов большое влияние на здоровье детей оказывает уровень образования матери. Изучение Камиловой Р.Т. (2001) влияния социально-гигиенических факторов условий жизни на физическое раз-

13

витие детей, позволило установить наличие сильно выраженной корреляционной связи физического развития ребенка с уровнем образования и социальным положением родителей: чем ниже уровень образования родителей и социальное положение матери, тем больше удельный вес детей с низким уровнем физического развития [131]. Лысенко А.И. (2002) отмечает, что у матерей с высшим образованием число детей третьей группы здоровья меньше, чем у женщин с более низким уровнем образования [178].

Отмечена достоверная разница между удельным весом детей с низким и высоким уровнем физического развития в семьях с разным числом детей. Так в малодетных семьях больше детей с низким уровнем физического развития, чем в многодетных [131].

Из выше сказанного следует, что на физическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, существенное влияние оказывают те социально-экономические условия, в которых дети проживали до поступления в детский дом, интернат или приют. Оказалось, что наиболее важными являются семейное положение, возраст и уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи.

1.2.2. Наследственная отягощенность как фактор риска

формирования нарушений развития у детей

Как правило, у детей сирот отмечается наследственная отягощенность алкоголизмом, наркоманией и другими психическими заболеваниями [51, 107, 232, 338, 342].

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на здоровье детей раннего возраста, доля вредных привычек родителей (курение и употребление алкоголя) составляет до 15,1 %, максимальное влияние данного фактора отмечается на третьем году жизни ребенка [21]. Наиболее изучено влияние алкоголя на развитие ребенка Скосыревой A.M. с соавт. (1981) и Студеникиным М.Я. (1986). Практически все дети, имеющие отца алкоголика, часто болели, отставали в развитии, имели врожденные изменения ЦНС [260, 275]. Дети, рожден-

14

ные от пьющих родителей, недостаточно развиты, подвержены хроническим заболеваниям и часто болеют [7, 8, 116, 135]. У детей из семей, где один из родителей злоупотребляет алкоголем, в условиях функциональных нагрузок чаще возникает напряжение и перенапряжение механизмов вегетативной регуляции, указывающее на более низкие адаптационные возможности организма [28]. Ибрагимов А.И. (1999) отмечает, что лишь 63,5% детей, родители которых страдали хроническим алкоголизмом, имели гармоничное развитие, а частота хрони-ческих заболеваний и морфофункциональных отклонений, выявленных при углубленном медицинском осмотре, оказалась в 1,84 раза выше, чем среди детей из семей социального благополучия [116]. Согласно результатам исследования Яковлева Ю.Г., Курьяновой Н.Н., Скворцовой Е.С. (1991) только 46,9% новорожденных детей из неблагополучных по алкоголизму семей имели нормальное физическое развитие, остальные были с дефицитом массы тела. У новорожденных, родители которых страдают алкоголизмом, была выявлена тенденция ре-тардации и задержка развития двигательных функций. В дальнейшем происходило ухудшение физического развития детей. Обращает на себя внимание тот факт, что заметнее процесс ретардации прослеживался у мальчиков [324].

Наиболее тяжелым, с точки зрения заболеваемости, контингентом являются дети, воспитывающиеся в государственных интернатных учреждениях. У 44% воспитанников домов ребенка, чьи родители страдали алкоголизмом, был установлен «алкогольный синдром плода» с полным набором клинических проявлений: врожденные изменение ЦНС, замедление роста и развития, аномалии развития лицевого черепа, конечностей, внутренних органов, мочеполовой сие-темы. Практически все дети хронических алкоголиков (94%), воспитывающиеся в доме ребенка, относились к группе часто болеющих. К 1-2 годам жизни у 100% из них появляется хроническая патология [324]. В то время, как лишь 33,2 % детей, воспитывающихся в семьях, где отцы злоупотребляют алкоголем, имели те или иные хронические заболевания с различной степенью компенсации [116].

15

Здоровье родителей оказывает существенное влияние на развитие и здоровье детей [55, 133, 296]. При наличии хронических заболеваний у взрослых членов семьи, у детей также часто отмечаются подобные заболевания, причем у детей в одной семье заболевания проявляются в разные возрастные периоды. В семьях, где родители страдают хроническими заболеваниями, уровень заболеваемости детей острыми и хроническими заболеваниями соответственно в 2,2 и 2,6 раза выше, чем у детей, имеющих здоровых родителей. Кроме того, выявлена зависимость между очень частой заболеваемостью детей и большой массой ребенка при рождении [133]. Согласно данным Лысенко А.И. (2002), детей, относящихся к первой группе здоровья, больше у родителей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья; в то время как детей второй группы здоровья оказалось больше у матерей с отклонениями здоровья. Также было установлено, что у больных отцов достоверно больше детей, составляющих третью группу здоровья [178]. По результатам своих исследований В.А. Доскин с соавт. (2001) установили, что наследственная отягощенность по отцу и отцовской линии служит фактором риска формирования соматической патологии у ребенка [95].

Анализ литературных источников показал, что наследственная отягощенность алкоголизмом, наркоманией и другими психическими заболеваниями вызывает задержку физического развития и высокий уровень заболеваемости. Вместе с тем существует связь между уровнем здоровья детей и их родителей. 1.2.3. Влияние нежеланной беременности на последующее развитие ребенка

По мнению ряда авторов на развитие ребенка отрицательно влияет тот факт, что ребенок рожден в результате нежеланной беременности [39, 162, 232].

Несмотря на малоизученность этой проблемы, имеются данные, что нежеланная беременность чаще, чем желанная, имеет неблагоприятные исходы. Изучая влияние пренатальной депривации на организм ребенка, Сафонова Т.Я. с соавт. (1990) отметили, что вероятность преждевременного окончания нежеланной беременности в 3,7 раза выше, а дети рождались с низкой массой тела в

16

2,3 раза чаще [250]. Вместе с тем были выявлены различия в темпах внутриутробного развития, задержка которого в 1,6 раза чаще отмечалась при нежеланной беременности. Однако,установлено, что патология периода новорожденно-сти почти с одинаковой частотой встречалась у детей и от желанной, и от нежеланной беременности. Наряду с тем, имеются сведения о выявлении перинатальной патологии у каждого второго ребенка, родившегося в результате нежеланной беременности и оставленного без родительской опеки с самого рождения [77].

Более того, при отрицательном отношении женщины к будущему ребенку происходит нарушение ее биохимического статуса, что влияет на плод и создает условия для будущих отклонений [120].

Вынашивание нежеланной беременности приводит в 40% случаев к рождению недоношенных детей, более 2/3 из которых и до родов, и во время них получают мозговые повреждения различной степени тяжести [39, 40]. Недоношенность детей, в свою очередь, является фактором риска формирования задержки физического развития, что подтверждается результатами исследования Волгиной С.Я. (2002). Было установлено, что у подростков, родившихся недоношенными, чаще встречается дефицит массы тела и реже высокий рост. Наблюдалось снижение функциональных возможностей организма: только половина из досрочно родившихся подростков имели средние показатели жизненной емкости легких, в то время как 22,9 % - ниже средних; достоверно чаще регистрировалось низкое систолическое артериальное давление, чем у сверстников, родившихся доношенными [63]. Отмечалось замедление физического и полового развития у старшеклассников, родившихся недоношенными [63, 245, 277].

Следует отметить, что нежеланная беременность не является независимым фактором и сочетается с рядом других: неполная семья, неблагоприятный психологический климат в семье, низкая медицинская активность родителей, возраст матери до 19 лет, вредные привычки родителей. Вследствие этого, дети

17

от нежеланной беременности и после рождения находятся в более неблагоприятных условиях, чем дети от желанной беременности, что, несомненно, накладывает отпечаток на их дальнейшее развитие.

Очень часто дети, рожденные в результате нежеланной беременности, становятся сиротами уже в родильных домах вследствие отказа от них матерей - от 1% до 1,5% от общего числа новорожденных [77, 232]. В результате на развитие и здоровье детей неблагоприятное влияние оказывает еще один фактор -искусственное вскармливание [145]. Характер вскармливания на первом году жизни оказывает влияние на соматическое и интеллектуальное развитие детей. При неадаптированном искусственном вскармливании возрастает в 2-3 раза удельная доля острой и хронической патологии, снижаются показатели внимания, памяти, уровень логического мышления, что способствует затруднению адаптации к школе и снижению успеваемости детей [217].

Из выше изложенного следует, что нежеланная беременность негативно сказывается как на самом исходе беременности, так и на физическом развитии и состоянии здоровья детей в дальнейшем. Следует отметить, что у детей, оставшихся без родительского попечения, положение усугубляется искусственным вскармливанием и депривацией.

1.2.4. Особенности функциональных показателей детей в условиях депривации

Несмотря на хорошее питание, медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях депривации, резко отстают в своем развитии от сверстников, воспитывающихся в семье [109, 206 290].

Функциональное состояние основных систем организма (респираторной, сердечно-сосудистой, нервной) у детей, находящихся в условиях депривации, отличается незрелостью и неустойчивостью [51]. Так низкие показатели жизненной емкости легких компенсируются увеличением частоты дыхания. Однако минутный объем дыхания достоверно больше у воспитанников детского дома, но объясняется это дефицитом массы тела. Установлено, что ЖЕЛ у уча-

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24942.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.