У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Полиморфные образы в древнем искусстве Ллтая
Количество страниц 164
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24946.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

. Введение...3

Глава I История находок прикладного искусства Алтая и их изучения...18

1.1 История обнаружения изделий с полиморфным декором на Алтае...18

1.2 Изучение полиморфных образов и явления полиморфизма в древнем искусстве...29

Глава II Типологическая классификация полиморфных

образов алтайского искусства скифского времени...47

. 2.1. Орлиноголовый грифон...47

2.2. Полиморфные изображения...72

2.3. Стилизованные изображения...87

Глава III Семантическое и функциональное значение

полиморфных образов и их место в культурном пространстве кочевых народов...97

3.1. Функциональное назначение предметов декорированных полиморфными образами, материалы и технические приемы, использовавшиеся при изготовлении предметов древнего искусства...97

3.2. Полиморфизм как явление в древнем искусстве...112

3.3. Семантическое значение полиморфных образов...121

Заключение...134

Список использованных источников и литературы...138

Список сокращений...150

Приложение...151

Список иллюстраций...152

Иллюстрации...164



Введение



Введение

Специальное, пристальное изучение отдельных художественных явлений и стилей в определенных исторических центрах или регионах дает необходимую глубину подхода и возможность выявления специфических особенностей и закономерностей развития этих стилей и художественных явлений. В искусстве больших исторических эпох всегда существуют некие излюбленные сюжеты, мотивы и образы, которые демонстрируют приверженность к определенным идеям и основные черты эволюции художественного метода и стиля. В искусстве Древнего Мира культово-мифологические образы занимают особое место (Пугаченкова Г.А., 1979, с. 5).

В частности, изучение полиморфных сюжетов дает перспективы реконструкции мировоззрения традиционных обществ коренных народов Сибири, это ключ к пониманию социальной стратификации древних обществ и важный культурно - хронологический маркер и показатель культурно- исторических связей.

Искусство, будучи одной из форм духовной деятельности, синтезирует различные ее направления, является важнейшей частью общественной жизни. Для древнего человека искусство - не только ремесло. Искусство это и «художественная» религия и область мифопоэтического творчества, тот уровень высокой духовности и артистизма, который всегда приближен к сферам проявления божественного начала. Искусство стоит как - бы на рубеже миров, реального и ирреального, являясь отражением многих явлений и процессов в общественной жизни и изучение его представляет возможность проникнуть в глубины сознания древнего человека.

Актуальность.

Изучение полиморфных образов является важной составляющей в исследовании феномена скифо-сибирского звериного стиля. Актуальность данного направления обусловлена следующими моментами.

Полиморфные образы известны современным исследователям практически во всех древних и традиционных культурах. Образы смешанных, фантастических существ возникали в архаичном мифологизированном сознании древнего человека и находили свое отражение в эпосе и искусстве, где выражалась система ценностей общества. Синкретические, вымышленные животные, которые никогда не встречаются в природе, занимают особое место в мировоззрении древних. В их облике сочетались те признаки различных животных, которые отражали определенные их качества, наиболее нужные создателям. В результате рождалось множество фантастических существ, в разной мере популярных на тех или иных территориях в разное время.

Фантастические образы воплощались в произведениях древнего искусства с самых древнейших времен, в различных техниках. Известны примеры в монументальной живописи, петроглифике, рельефах, круглой скульптуре, мелкой пластике. Наивысший расцвет полиморфизма наблюдается в искусстве степных кочевников раннего железного века, но реминисценции этого явления продолжились и в средние века, когда древние образы по-новому осмысливались и воплощались в иных художественных формах, а сфера их распространения даже увеличилась.

Изучение полиморфных образов дает широкие возможности: количественные данные по отдельным образам позволят правильно оценить популярность тех или иных сюжетов, характеристика специфики их изображения может выявить степень освоенности того

или иного мотива, устойчивости иконографической схемы. На основе всего этого возможно проводить реконструкцию семантического значения отдельных сюжетов и места полиморфных образов в искусстве и культуре степных кочевников раннего железного века.

Степень изученности проблемы. Интерес к древнему искусству и полиморфным образам как одному из его феноменов возник еще в XVIII веке. Для первого периода изучения древнего искусства характерно формирование интереса к этому явлению, сбор коллекций предметов декорированных звериными образами (преимущественно частными коллекционерами). С 20 — х годов XX века начался период активного научного изучения древних захоронений и, соответственно, был накоплен огромный фактический материал. В это же время были выделены основные типы полиморфных образов и сформированы основные точки зрения на некоторые проблемы полиморфизма в древнем искусстве. Этот период связан с деятельностью таких крупных ученых как СИ. Руденко, М.П. Грязнов, СВ. Киселев, С.С Сорокин и др. С 80 - х годов XX века начинается активное археологическое изучение региона, и, параллельно применяются новые методы и подходы к изучению феномена полиморфизма в алтайском искусстве. Систематические широкомасштабные раскопки в Горном Алтае и лесостепной зоне Алтайского края в этот период ведутся в основном местными исследователями (экспедиции Алтайского госуниверситета, Барнаульского государственного педагогического университета, ГАНИИИЯЛа, ИИФиФ СО РАН). Результаты полевых исследований публикуются как в монографических изданиях, так и в различных статьях и тезисах. Проводятся многочисленные конференции, в том числе и тематические: «Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии» (1976, Москва), «Скифо-сибирский мир: искусство и идеология» (1984, Кемерово), «Скифская эпоха Алтая» (1986, Барнаул) и

др. Именно в этот период переосмысливается подход к проблеме изучения древнего искусства, исследователи не ограничиваются описанием находок а пытаются выявить комплексы качественных признаков, провести иконографическую и стилистическую типологию. Большое внимание уделяется семантике отдельных образов скифского искусства (Л.С. Клейн, А.С. Суразаков, Я.А Шер.), а так же месту этих образов и искусства в целом в мировоззрении древних (Е.Е, Кузьмина, Е.В. Переводчикова). Предпринимаются попытки реконструкции всей картины мира человека прошлого (Д.С. Раевский, Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский).

Однако, несмотря на огромное количество литературы так или иначе относящейся к проблеме полиморфизма в древнем искусстве Алтая, степень изученности этой проблемы остается недостаточной. Сведения о находках полиморфных образов не систематизировались. Их описание и атрибутирование фрагментарно и разрознено. Общая картина бытования полиморфных образов на территории Алтая в период раннего железного века не представлена, что подтверждает актуальность данного исследования.

Целью настоящей работы является определение места полиморфных образов в искусстве, культуре и мировоззрении степных кочевников раннего железного века юга Западной Сибири.

В работе поставлены следующие задачи:

1. Систематизировать сведения о находках и процессе изучения предметов прикладного искусства;

2. Определить основные подходы к изучению явления полиморфизма и его сущность в древнем и традиционном искусстве;

3. Составить максимально полное описание и провести атрибуцию предметов оформленных полиморфными образами;

4. На основе демонстративной классификации показать иконографические и стилистические особенности полиморфных образов;

5. Выявить некоторые стилеобразующие факторы алтайского искусства этого периода и влияние на них технологии изготовления вещей;

6. Провести семантический анализ полиморфных изображений и выделить художественные особенности полиморфных образов алтайского искусства эпохи раннего железа.

Методология и методика исследования. Древнее искусство носило прикладной характер - т.е. это сложный источник: и сам предмет материальной культуры и изображение на нем. Предметы древнего искусства являются, с одной стороны, памятниками материальной культуры, а, с другой стороны, как любое художественное произведение, они отражают мировоззрение своих создателей, их духовную культуру, будучи специфическими носителями идеологической информации. Методики исследования произведений древнего искусства различны и часто противоречивы.

Методологической основой исследования послужил системно-структурный подход, основанный на диалектических принципах взаимосвязи части и целого, а также взаимосвязи частей в целом с элементами семиотического.

Именно структурно-семиотические подходы позволяют рассматривать каждый элемент культуры как знак, который вместе с другими знаками составляет текст - элемент традиции и входит в состав мегатекста культуры в целом (Леви-Строс К., 2001, с. 89-92). Подобный подход достаточно удобен, так как позволяет интерпретировать отдельные элементы текста с последующей

8

реконструкцией мифологических представлений, выявить смысл, заложенный в данных памятниках.

Семиотический метод предполагает исследование произведений искусства как знаковой системы, выявляя «язык», при помощи которого до зрителя доносится кодированное содержание художественных произведений, «язык». Основные принципы семиотики были сформулированы Чарльзом Пирсом во 2-ой половине XIX века (ПирсЧ.С, 2000, .с. 117.) он, считая, что мышление осуществляется посредством знаков, понимал под семиотикой логику, или науку об общих законах знаков.

Основное понятие семиотики - понятие знака. Под «знаком» понимается чувственно воспринимаемый предмет (Ветров А.А., 1968, с. 22). Знак непременно должен быть воспринимаем, т.е. являться материальным объектом.

Одним из важных понятий семиотики является понятие культурного кода. Коды - это системы моделирования мира, мифы и легенды, теологические системы, которые создают единую картину, отражающую глобальное видение мира с позиции какого-либо сообщества.

Важно отметить положение о различных системах символов древнего и современного человека. Толкование определенных явлений в древних обществах важно осуществлять не с позиций современного человека, а, по-возможности, мыслить категориями присущими обществу носителей изучаемого феномена. Для этого необходимо максимально полно реконструировать систему мышления человека в интересующий исследователя период. Семиотическое исследование рассматривает все феномены культуры как факты коммуникации, отдельные сообщения которой организуются и становятся понятными в соответствии с определенным кодом (Эко У., 1998, с. 27).

. Чтобы понять сущность древнего искусства, необходимо изучать изображение. Сравнения и противопоставления в рамках одного стиля и в более широком аспекте, в рамках культурно-исторического сообщества, позволяют выявить характерное общее. Плодотворным может оказаться метод широких исторических сопоставлений, который позволяет представить общую картину развития в пределах эпохи, выявить взаимосвязи регионов, характерные для изучаемого периода. При этом обнаруживается и закономерное различие и принципиальная близость творческих подходов, оценок, художественно - стилевых и технических приемов.

Если говорить о методах, приемлемых для всех сфер человеческого творчества, то нужно выделить формально -стилистический, структуралистский и семиотический методы, а применительно к изобразительному искусству еще и иконографический и иконологический методы.

Исключительно господствующий ныне метод - формально-типологический. Типологический метод универсален. Им пользуются представители всех научных дисциплин, в том числе и общественных. Основная задача, которую решает типологический метод -практическая: приведение в порядок, систематизация источников.

Формально-стилистический метод основан Г. Вельфлином. Он широко используется для анализа категории археологических предметов искусства. Стилистические особенности наиболее изменчивы во времени. Поэтому именно на них строятся основные хронологические определения. Стилистические элементы изображений всегда учитываются исследователями, однако, далеко не всегда особенности стиля становятся предметом специального изучения. Стилистические особенности могут отвечать на вопросы «как изображено» (Шер Я.А.,1980, с. 33), за их счет образуются те особенности, которые

10

позволяют объединить группы изображений и относить их к единому стилю, манере (Мартынов А.И., Шер Я.А., 1989, с. 172).

К исследованию привлечен метод атрибуции, который для выделения устойчивых стилистических тенденций учитывает целый комплекс признаков: 1. технологический — использование определенных материалов, способ их обработки; 2. иконографический — способ изображения того или иного сюжета; 3. художественный — особенности композиции, трактовки пластических форм.

Иконографический метод. Иконографические элементы — особый класс изображений — устойчивых и повторяющихся во многих инвариантах (Шер Я.А., 1980, с. 45), они обычно содержат некоторую передуцированную семантическую информацию. Иконографический метод давно используется для изучения археологических памятников искусства.

Предпринятые попытки исследователей различных явлений древнего искусства рассматривать объект изучения как систему, несомненно, чрезвычайно перспективны. Причем, рассмотрение содержания искусства в рамках этой системы так-же необходимо.

Семантический анализ — анализ содержательных элементов изображения, отвечающих на вопрос «что изображено» (Шер Я.А., 1980, с. 33). И здесь может быть применим иконологический метод предложенный Э. Панофским. В его основу положена иконография, но иконология делает предметом своего изучения исследование различных сюжетов и мотивов с целью определить их значение и смысл в контексте данной культуры и выявить отраженные в них черты миропонимания.

Научная новизна темы.

Настоящее исследование - первая попытка обобщения материалов по теме.

11

Проведена классификация полиморфных образов, основанная на иконографических признаках и стилистических особенностях изображений и рассмотрено семантическое значение этих образов.

Выявлены некоторые стилеобразующие факторы и художественные особенности полиморфных образов скифского искусства Алтая.

Территориальные рамки исследования включают районы Горного Алтая и лесостепной Алтай. Горный Алтай образован системой хребтов, формирующих географические провинции: Северный, Северо-Западный, Центральный, Восточный и Юго-Восточный Алтай. В Алтайском крае преобладает два типа геоморфологических ландшафтов: на востоке горный, на западе - степной, значительные площади занимают таежные массивы. Алтайская лесостепь представляет собой территорию, примыкающую с севера к алтайской горной системе и включающую несколько географических провинций, поделенных долиной р. Оби. На левобережной части выделяются Предалтайская равнина, Приобское плато и Кулундинская равнина, на правобережье -Предсалаирская равнина и Бийско - Чумышская возвышенность (Алтайский край. Атлас. 1978).

Хронологические рамки данной работы ограничены эпохой раннего железного века (с VIII в. до н.э. по IV в. н.э.), которая включает ряд обозначенных ниже археологических культур.

Произведения искусства наиболее богато представлены в предметах, относящихся к эпохе раннего железа. Причем, полиморфные образы в древнем искусстве получили распространение в скифо-сакский период раннего железного века (VI - II вв. до н.э.). Наибольшее число

12

вошедших в работу памятников искусства относятся к староалейской культуре, которая была распространена на правом и отчасти левом берегу Оби на участке от устья Чемровки до устья Чумыша. Кроме того, полиморфные образы встречаются в искусстве каменской культуры, которая существовала, прежде всего, в степной, а так же в приобской частях Алтайского края и в искусстве быстрянской культуры, распространенной в северных предгорьях Алтая от Маймы до Причумышья. На территории Горного Алтая произведения скифского искусства происходят из памятников относящихся к пазырыкской культуре. Пазырыкская культура - пожалуй, наиболее изученная из прочих, относящихся к скифо-сакскому периоду раннего железного века. В послескифское время на землях юга западной Сибири и, в том числе, на изучаемой территории происходят значительные изменения в культуре, связанные с влиянием кулайских и хуннских племен. Соответственно, изменяются художественный стиль искусства и его идеологическая основа. На территории лесостепного, степного и предгорного Алтая полиморфные образы в искусстве этого периода не известны.

Пазырыкская культура сложилась к VI вв. до н. э. на территории центральных и близких центральным районов Горного Алтая. К настоящему времени изучено более 1000 курганов относящихся к этой культуре. Наиболее известные памятники: Пазырыкские, Туэктинские, Башадарские, Уландрыкские, Сайлюгемские, Юстыдские, Барбургазы, Катандинские, Ак-Алаха и др.

Быстрянская культура сложилась под влиянием кочевников Горного Алтая на оседлое большереченское население. Она сформировалась к V в. до н.э. и просуществовала до II—I вв до н.э. Известны могильники: Бийск 1, Бийск 2, Аэродромный и ЦРК в г. Бийске, Змеевка в Советском районе, Суртайка, Сростки 2, Усть-Иша,

13

Березовка и Быстрянка на Нижней Катуни, комплекс из нескольких могильников у села Майма, курганы на реках Песчанной, Бии, Чумыше, Юбилейный (Точка 2), Маяцкие Бугры, Черное озеро, Локтевские и многие другие.

Староалейская культура в настоящее время наиболее изученная из культур Предалтайской равнины. Раскопаны могильники МГК 1, Фирсово 14, Обские Плесы 2, Усть-Алейка, Староалейка 2, Новоалтайский, Усть-Иштовка 1 и т.д. Устойчивый погребальный обряд наблюдается со второй половины VI в. до н.э. и до II в. до н.э.

Каменская культура. Занимала преимущественно левобережные и частично правобережные остепненные районы Приобья а так же Кулундинскую степь. Раскопаны могильники Камень 1 и 2, Рогозиха I, Елунинский, Масляха 1, Михайловский 6, Кирилловка 3, Новотроицк I, Раздумье IV и др.

Объектом настоящего исследования являются изображения полиморфных существ, выполненных в технике мелкой пластики из различных материалов: драгоценных металлов, бронзы, железа, дерева, рога, кости, войлока, кожи и др. - хронологически относящиеся к эпохе раннего железного века и обнаруженные на территории Алтая.

Предметом исследования являются стилистические и иконографические особенности выбранных для анализа изображений и их семантика.

Источниковая база. В процессе исследования было проанализировано нескольких видов источников.

Основными источниками данной работы послужили памятники изобразительного искусства, выполненные в традициях скифо-сибирского звериного стиля найденные на территории Алтая. Это в

14

основном материалы из погребений и случайные находки. Большая их часть происходит с территории Горного Алтая и относится к пазырыкской культуре (около 200 вариантов изображений) из таких могильников как Ак-Алаха -1, 3, 5, Башадар, Кайнду, Кутургунтас, Пазырык, Сайлюгем, Ташанта, Тыткескень VI, Туэкта, Уландрык, Юстыд. На лесостепной территории наибольшее количество находок относится к староалейской культуре (могильники Староалейка И, Обские Плесы II, Фирсово XIV), а так же к Каменской (Новотроицк II, Рогозиха I, Новообинка, Усть-Иштовка I, Михайловский VI, Раздумье IV, Локоть 4а, Гилево 10) и быстрянской (ЦРК, Красный Яр, Аэродромный, Бийск I, Майма XIX) культурам.

Косвенными источниками работы послужили в первую очередь древнейшие культовые тексты (в современных переводах) - Ригведа и Авеста, а также свидетельства древних авторов: Геродота, Фирдоуси и т.д.

Рассматриваемый период - бесписьменный в истории изучаемых народов, немного упоминаний встречается и в античных записях, поэтому, как правило, наиболее информативным источником являются археологический материал и мифология. Среди археологических источников одно из важных мест занимает прикладное искусство. Изучение его позволяет реконструировать материальную культуру, духовный мир древних народов.

У кочевников в середине I тысячелетия до н. э. уже сложилась мифологическая система, свой пантеон божеств, однако, наряду с этим, существовала своя знаковая, изобразительная система - скифо-сибирский звериный стиль. В ее основе лежал ограниченный набор образов, соотносимых с ключевыми элементами мифологической модели мира. Его памятники воплощали те же структурные конфигурации, которые в повествовательной скифской мифологии, в ритуалах, в социальной и политической организации скифского

15

общества выражались средствами иных кодов — предметными символами, богами пантеона, космическими категориями и т.д. Иначе говоря, скифский звериный стиль является символической знаковой системой, предназначенной для описания картины мира (Вольная Г.Н., 2002, с. 5).

Также значительную роль в сборе материала и подготовке анализа играли публикации вещественных комплексов из памятников Алтая, научные отчеты. Отдельный этап исследования составил непосредственный анализ изделий с полиморфным декором из фондов Алтайского государственного краеведческого музея, Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ, Музея археологии и этнографии БГПУ, Бийского краеведческого музея им. В. Бианки, Горно-Алтайского краеведческого музея.

Основные положения, выносимые на защиту:

,1. В процессе анализа источников четко выявились основные типы полиморфных образов бытовавших на Алтае в эпоху раннего железа.

2. Самый популярный образ скифского искусства Алтая орлиноголовый грифон представлен восьмью типами.

3. Образ львиноголового грифона был привнесен в алтайское искусство и не был до конца освоен в искусстве алтайских скифов. По-видимому, более близко было изображение рогатого барса.

4. Стилизованные мотивы существовали параллельно с реалистическими изображениями, однако вполне можно проследить на отдельных экземплярах трансформацию композиции образа реального в орнамент.

Апробация работы состоялась на нескольких конференциях различного ранга, в том числе и международных: XXXVII и XXXVIII

16

Международные научные студенческие конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск 1999, 2000), II научная конференция молодых историков Сибири и Урала «Диалог культур и цивилизаций» (Тобольск, 2000), 40 — я Региональная археолого-этнографическая студенческая конференция «Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии» (Новосибирск, 2000), XLI Региональная археолого-этнографическая студенческая конференция «Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий» (Барнаул, 2001), Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края» (Барнаул, 2001), XII Западно-Сибирская археолого-этнографическая конференция

«Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории» (Томск, 2001), Международная научная конференция посвященная 100- летию со дня рождения Михаила Петровича Грязнова «Степи Евразии в древности и средневековье» (Санкт-Петербург, 2003), а так же в ряде печатных работ.

Научно-теоретическая и практическая значимость. В

настоящей работе обобщены материалы коллекций древнего искусства из различных музеев (Музей Археологии и этнографии АлтГУ, музей археологии Барнаульского Педагогического Университета, Алтайский Государственный Краеведческий Музей и др.) и из частных коллекций.

Отдельные моменты настоящего исследования легли в основу формирования экспозиций по древней истории в районном краеведческом музее Михайловского района Алтайского края, а так же экспозиции по истории Барнаула в школе № 10 г. Барнаула. Кроме того некоторые вопросы, рассматриваемые в данной работе, были включены

17

в рамки лекционного курса по истории древнего искусства прочитанного в лицейском классе школы № 31 г. Барнаула.

Материалы данной работы могут быть применимы для написания обобщающих трудов по истории первобытного искусства Северной Азии, искусству древнего населения Алтая и скифскому звериному стилю, а так же при разработке учебных спецкурсов.

Структура диссертации. Состояние источников и степень изученности тех или иных проблем, а также формулировка цели исследования диктуют следующую структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24946.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.