У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Художественная галерея в современной культуре Санкт-Петербурга
Количество страниц 168
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24956.doc 
Содержание Содержание
Введение...4

Глава 1

Художественная галерея как явление в современной культуре России...19

1.1. История возникновения художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга и Москвы...19

1.2. Художественные галереи современного искусства, работающие в Санкт- Петербурге с середины 90-х годов XX века...49

1.3. Деятельность галерей современного искусства Санкт-Петербурга и Москвы и их роль в художественной культуре...64

Глава 2

Художественные галереи современного искусства Санкт-Петербурга...87

2.1. Специфика художественных галерей Санкт-Петербурга...87

2.2. Галереи, ориентирующиеся на художественные течения и виды искусства...97

2.3. Галереи, ориентирующиеся на творческую индивидуальность...112

2.4. Виртуальная галерея...129

Заключение...136

Список литературы...146

Приложение

Таблица 1. Основные культурные события Санкт-Петербурга в период с

начала 60-х до конца 80-х годов XX века...160

Таблица 2. Художественные галереи современного искусства Санкт-Петербурга...166

3

Таблица 3. Основные художественные объединения, группы и творческие союзы Санкт-Петербурга... 168

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Возникновение художественных галерей современного искусства России в конце 80-х годов XX века, их бурное развитие было вызвано устойчивым интересом публики к искусству андеграунда и новым творческим тенденциям и свидетельствует о качественных изменениях в восприятии искусства современным зрителем. Именно современный зритель с его тонким психологическим строем и стремлением к индивидуальным формам сопереживания творчеству вызвал к жизни и утвердил художественные галереи в культурном пространстве России.

До конца XX века отечественная наука не рассматривала галереи современного искусства как организации, играющие значительную роль в формировании художественной и культурной жизни общества, задающие вектор развития современного искусства, в связи с чем не определяла их роли и занимаемого места в культуре России.

Проблема исследования организации галерейного дела в крупных городах весьма актуальна. Современная культурная жизнь больших городов уже немыслима без таких очагов культуры, как музей, «малый музей», выставочный зал, художественная галерея. Подтверждение тому - постоянное внимание публики и всех средств массовой коммуникации (телевидения, радио, печатных изданий, Интернета) к культурной жизни общества и их стремление, в том числе, рассказать о деятельности самых разнообразных галерей. Исследования деятельности художественных галерей современного искусства необходимы как их организаторам, так и кураторам, зрителям, покупателям. Отсутствие научных исследований по данной теме лишает организаторов данных институций теоретической базы. В результате в настоящий момент организаторы галерей в основном опираются лишь на интуицию и анализ рынка произведений искусства. В связи с этим в конце XX и начале XXI веков, характеризующихся бурным развитием галерейного дела России, часть

5

возникающих новых художественных галерей, не сумев найти и занять свою нишу и выжить в сфере товарно-денежных отношений, прекращают свое существование. В связи с этим рассмотрение роли художественных галерей современного искусства России, их деятельности, направлений развития и условий стабильного существования является актуальным.

Каких-либо фундаментальных разработок в России по истории развития галерейного дела и организации художественных галерей крайне мало. Как пишет Д. Барабанов, «несмотря на наличие ряда сложностей и неясных моментов как в оценке, так и в описании такого явления, как «галереи современного искусства», попытки изучения этой темы следует определить как эпизодические, а подчас бессистемные»1. Это обусловлено тем, что художественная галерея, будучи явлением сравнительно молодым, до сих пор не служила предметом научного исследования, так как основное внимание уделялось изучению музея как «храма искусства» и столпа культурной жизни советского, а позже российского общества, инструмента коллекционирования (собирания), хранения и экспонирования художественного достояния страны. И поскольку теоретических работ по исследованию развития именно галерейного дела фактически нет, то сделать какие-либо выводы о закономерностях организации галерейного дела в Санкт-Петербурге по литературным источникам не представляется возможным.

Всю литературу, относящуюся к теме диссертационного исследования, можно условно разделить на несколько групп: общие труды по отечественному искусству XX века; исследования по теории художественной культуры; труды по истории неофициального искусства России и общей истории художественного рынка; работы по организации музейного и галерейного дела и непосредственно по деятельности художественных галерей; каталоги и критические публикации выставок, проводимых галереями, в периодической

Барабанов Д. Феномен московский галерей на примере галереи М. Гельмана и XL галереи // http://www.gjf.ru.

6

печати.

Общие труды по отечественному искусству XX века (Е. Деготь, Н. Степанян1) имеют большое значение для понимания художественного и культурного контекста, в котором зарождалось галерейное дело России. В них освещаются проблемы развития искусства XX века, его основные этапы и представители.

Отдельную группу исследований представляют труды, посвященные художественной культуре. Для данной диссертации ключевыми являются понимание художественной культуры как целостного явления и ее изучение как системы (М.С. Каган2), а также институциональный анализ художественной культуры (Б.М. Бернштейн, А. Моль, Б. Дземидок, Д. Дики3), по которому на особенности системы искусства (под которой понимается комплекс социально-художественных институтов, к которым относятся и художественные галереи) влияет своеобразие социального, политического, экономического, культурного и иного контекста, в рамках которого она функционирует, требующее обязательного изучения.

Научных работ по истории неофициального искусства Ленинграда и Москвы достаточно много. К данному вопросу в своих исследованиях обращались: Е.Ю. Андреева, Т.Е. Шехтер, М. Колдобская, С. Ковальский, Т.П. Новиков, А.Д. Боровский, А.А. Курбановский, О. Туркина, А. Фоменко и др4.

1 Деготь Е. Русское искусство XX века. М., 2002; Степанян Н. С. Искусство России XX века. М., 1999.

2 См.: Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

3 См.: Бернштейн Б.М. «Кризис искусствознания» и институциональный подход // Советское искусствознание. Вып. 27. М., 1991; Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973; Дземидок Б. Институционализм и философия искусства // Американская философия искусства. Екатеринбург, 1997; Дики Д. Определяя искусство // Американская философия искусства. Екатеринбург, 1997.

4 См.: Андреева Е. Художники «Газа-Невской культуры». Л., 1990; Шехтер Т. Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины XX века. СПб., 1995; Колдобская М. Современное искусство за годы реформ: от партизанской войны к шоу-бизнесу // Полит.Ру. 23.05.2003; Ковальский С. Хроника неофициального искусства Ленинграда // Петербургские чтения. № 3. СПб., 1995; Новиков Т. Лекции. СПб., 2003; Новиков Т.П. Новый

7

История неофициального искусства непосредственно относится к деятельности художественных галерей и необходима для понимания культурных условий, в которых они зарождались и в которых творили художники андеграунда, на чье творчество ориентируются современные галереи. Среди таких работ следует отметить книгу Т. Новикова «Лекции». Автор освещает основные аспекты и интересные моменты процесса образования и существования различных объединений и групп художников (групп «Летопись», «Новые художники», петербургских и московских некрореалистов, неоакадемистов и т.д.), подробно раскрывая наиболее важные моменты истории развития современного искусства России второй половины XX века. Упоминает художественные галереи перестроечного периода и предоставляет интересную информацию о фактически первой галерее Ленинграда, галерее «АССА», которая возникла в 1982 году и о деятельности которой практически нет других документальных свидетельств. С этой точки зрения представляет интерес и книга, изданная Центром современного искусства Сороса «Новые художники. 1982-1987. Антология», в которой можно найти информацию о персональных и групповых выставках, проходивших в этой галерее. Освещение и анализ основных событий, а также тенденций в искусстве второй половины XX века и их роли в истории культуры и искусства России проводятся в следующих работах: Т.Е. Шехтер «Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины XX века» , М. Колдобская «Современное искусство

русский Классицизм. СПб., 1998; Боровский А. 80-е - 90-е годы XX века искусства Санкт-Петербурга. Информационный портал «Русский Альбом»; Боровский А. Неформалы между прошлым и будущим // Искусство Ленинграда. 1989. № 3. С. 39-47; Курбановский А. Новейшее отечественное искусство. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения, СПб., 1998; Туркина О. Искусство Ленинграда/Санкт-Петербурга 1980-1990 годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 1999 и др. 1 Исторический очерк, посвященный неофициальному искусству Петербурга/Ленинграда, освещающий и анализирующий основные события, а также основные тенденции в искусстве второй половины XX века посредством художественного анализа творчества основных его представителей (В. Стерлигов, А. Арефьев, О. Сидлин и т.д.).

8

за годы реформ: от партизанской войны к шоу-бизнесу»1, С. Ковальский «Хроника неофициального искусства Ленинграда»2, монография «From Gulag to Glasnost. Nonconformist Art from the Soviet Union»3.

История художественных галерей современного искусства обычно освещается в рамках работ, посвященных арт-рынку России, среди которых можно выделить исторические экскурсы (Д. Северюхин, В. Вальран, В. Лапшин, А. Боровский, М. Колдобская4) и исследования проблемы будущего развития художественного рынка (С. Файбисович, В. Тарасов, Н. Ульянова, Ф. Ромер5).

1 В исследовании М. Колдобской, кроме анализа деятельности неофициальных художников двух столиц, уделяется внимание и анализу первых художественных галерей современного искусства, в том числе причин их появления на художественной сцене и специфики их работы на арт-рынке.

2 «Хроника неофициального искусства Ленинграда» Сергея Ковальского - одна из наиболее полных на сегодняшний день работ, освещающих основные вехи в деятельности неофициальных художников Ленинграда (проводимые выставки, их участники, результаты деятельности). При этом основной упор делается на работу ТЭИИ, и за рамками рассмотрения остались интересные моменты истории, связанные с другими группами и объединениями.

3 Данное издание было приурочено к выставке «От Гулага к Гласности: нонконформистское искусство Советского Союза», которая проходила в музее Зиммерли (США) в октябре 1995 года. В книге освещаются основные направления и тенденции в неофициальном искусстве различных городов (Москвы, Ленинграда и т.д.) и республик (Украины, Эстонии, Латвии т.д.) Советского Союза. Дается информация об основных представителях, описывается их деятельность и приводится богатый иллюстративный материал.

4 См.: Северюхин Д. «Выставочная проза» Петербурга. Из истории художественного рынка. СПб., 2003 (исторический экскурс в историю становления и развития петербургского художественного рынка от первых десятилетий XIX века до настоящего времени; дается краткий анализ организационных форм художественного рынка и формулируются актуальные проблемы и задачи, стоящие перед организаторами современного арт-рынка); Боровский А. Зов галерей // Новый мир искусства. 2000. №5. С. 4-5; Вальран В. Формирование художественного рынка в Ленинграде-Петербурге. Доклад на семинаре «Новый художественный Петербург», 19 марта 2003; Лапшин В. Художественный рынок в России конца XIX - начала XX века // Вопросы искусствознания. 1996. №1. С. 86-94; Ромер Ф. Элитарный бизнес. Искусство покупать // http://www.gif.ru и др.

5 См.: С. Файбисович «Актуальные проблемы актуального искусства» в кн. «Русские новые и неновые». М., 1999; В. Тарасов «Станет ли наш художественный рынок цивилизованным?» //

9

Среди работ также следует выделить научные труды, посвященные пониманию художественного рынка как «рынка символических ценностей» (П. Бурдье), как компоненты экономической системы общества (Б. Гройс) и как системы социальных институтов, одним из которых являются институты-посредники, к которым относятся и художественные галереи (А.В. Карпов)1.

Теоретические проблемы организации и существования художественных галерей поднимаются на конференциях, посвященных художественному рынку. Наибольший интерес для данного исследования представляли: материалы межвузовской конференции «Художественный рынок, как объект гуманитарного знания», Ученые записки Факультета искусств СПбГУП «Стратегии развития и механизмы формирования современного художественного рынка», сборник статей «Проблемы советского художественного рынка», материалы семинара «Новый художественный Петербург». В перечисленных работах анализируются проблемы «взаимодействия современного искусствознания и других отраслей гуманитарного знания в контексте художественного рынка и связанных с ним новых технологий»2.

Большое значение для настоящего диссертационного исследования имеют научные работы, посвященные галерейному делу и деятельности отдельных галерей. Таких трудов немного, в основном это работы, освещающие вопросы состояния галерейного дела в России и формы его

Деловой Петербург, 05.11.2002; Ульянова Н. Арт-рынок мог бы быть, если бы на то была воля // Деловой Петербург, 10.03.2003; Ф. Ромер «Художественные галереи и будущий Музей современного искусства» в сб. «Неофициальная Москва». М., 1999 и др.

' См.: Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. №1/2; Гройс Б. Апология рынка // Декоративное искусство СССР. 1991. №2. С. 15; Карпов А.В. Понятие «художественный рынок» в социально-гуманитерных науках // Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции 21 - 23 января 2004 года. СПб., 2004.

7 Художественный рынок как объект гуманитарного знания. СПб., 2004. С. 2.

10

существования (Н. Суворов, Ж. Мозговая, Н. Елинер1); публикации, представляющие собой исторический экскурс в историю галереи с перечислением событий, лиц, которые были инициаторами и участниками ее организации , а также исследования сфер деятельности художественных галерей (Е. Мелихова, А. Матвеева, И. Мамонова, Ю. Лукшина, Е. Деготь3).

Из всех работ по исследованию галерейного дела следует выделить научную работу Д. Барабанова «Феномен московских галерей. Из опыта галерей М. Гельмана и XL галереи», которая отличается фундаментальностью, многообразием привлекаемого историко-культурного, а также научного материала и имеет основополагающее значение для данного диссертационного исследования. Особенность работы Д. Барабанова заключается в том, что в ней не только рассматриваются и излагаются основные этапы истории и причины

1 См.: Суворов Н. Галерейное дело: Введение в арт-бизнес. СПб., 2001 (затрагивается история возникновения художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга в 80-х годах XX века и их основные особенности, а также впервые в научной литературе даются рекомендации к действиям, необходимым для успешного существования данной институции); Мозговая Ж. Галереи в условиях современного художественного рынка. Дипломная работа. СПбГУП, 2001; Елинер Н.Г. Галерейное дело в Санкт-Петербурге. Что это такое и как его организовать? // http://www.businesstart.ru/materials/class2/php3. ноябрь 2001.

2 Чаще всего такие издания выпускаются самими галеристами к юбилеям своих галерей, что часто встречается в последние годы: см. каталоги «Галерея Айдан», «Стиль XL» или «Галерея Марата Гельмана. Каталог к пятилетию галереи», а кроме того публикации: Ромер Ф. Элитарный бизнес. Искусство покупать // http://www.gif.ru (в работе кратко описываются направления деятельности и стили основных художественных галерей современного искусства Москвы); Бубнова Я. Автор: галерея «Ариадна» // Декоративное искусство СССР. 1990. №7. С. 22-27; Драгомощенко А. Шелковый путь Борея // http://www.gif.ru.

3 См.: Мелихова Е. Художественная галерея: торговля искусством // Социс. 2000. №4. С. 125-127; Матвеева А. Искусство - покупать // Петербургский календарь. №4 (33). 16-29 февраля 2004. С. 18 - 24; Мамонова И. Художественная политика галереи «Голубая гостиная» в условиях современного арт-рынка // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. Материалы ежегодной международной научно-практической конференции «Гуманитарная культура как фактор преобразования России». СПб., 2000. С. 67-68; Лукшина Ю. Искусство продавать искусство // Новый мир искусства. 1999. №6. С. 63; Деготь Е. Drei Galerien auf der Suche nach einem Museum. Три галереи в поисках музея. Каталог. Leverkusen-Opladen, 1998.

11

появления художественных галерей современного искусства, но и впервые проводится сравнительный анализ галерейного дела в России и за рубежом (основанный на примере двух московских галерей), раскрываются основные принципы работы данных институций.

В контексте настоящей диссертации важную роль играют публикации в периодической печати, анонсирующие проходящие в художественных галереях выставки. Несмотря на то что данные публикации не содержат глубокой искусствоведческой оценки представляемых художественных явлений, не определяют и не отражают их специфику, они все же дают общую картину деятельности художественных галерей и, освещая проводимые ими выставки, в какой-то степени определяют роль, которую данная галерея играет в современной культуре.

Большое значение для данного исследования имели каталоги выставок1 и альбомы современных художников2, дающие возможность проследить основные вехи выставочной политики галерей Москвы и Санкт-Петербурга и наиболее полно представить творчество того или иного автора. А также информационные интернет-порталы3, освещающие практически все события культурной жизни России, и персональные сайты художественных галерей современного искусства.

При подготовке работы большое значение имела научная литература по музейному делу, особенно труды, посвященные камерным, «малым» музеям, поскольку в своей деятельности они приближаются к художественным

1 См.: Новое начало / Современное искусство из Москвы. Каталог выставки. Дюссельдорф, 31.05-13.07,2003. М., 2003; Красота и Эротизм. Каталог выставки в галерее Газуми, Гронинген, Недерланды, 2001 - 2002; Каталог выставки «На Бронницкой». Л., 1981; Деготь Е. Drei Galerien auf der Suche nach einem Museum. Три галереи в поисках музея. Каталог. Leverkusen-Opladen, 1998 и др.

2 См.: Мост через Стикс: Функциоколлажи Вадима Воинова. Альбом. СПб., 1994; Елена Фигурина. Каталог. СПб., 2003; Михайлов Вячеслав. Живопись. Онтология Санкт-Петербурга. СПб., 2001; Тимур Новиков. Timur Novikov. M., 2003; Сергеев Сергей. Переход. Каталог. СПб., 2001 и др.

3 http://www.museum.ru, http://www.gif.ru, http://russkialbum.ru. http://www.arteria.ru, http://www.artnet.com, http://www.artfacts.net и др.

12

галереям. Научная литература по музейному делу чаще всего носит чисто описательный характер и раскрывает специфику конкретного музея. В ней описываются собрания музеев и представленные произведения искусства, рассказывается об их авторах и дается глубокая искусствоведческая оценка их вклада как в российскую, так и в мировую культуру. Анализируются и некоторые факторы, влияющие на деятельность музеев, вскрываются причинные связи, способствующие развитию музейного дела. Данные вопросы достаточно часто рассматриваются в отечественной и зарубежной литературе по проблемам организации именно музейного дела.

Вопросам организации музейного дела также посвящены и специальные периодические издания. Так, в журнале «Museum», выпускаемом Юнеско один раз в четыре месяца, дается обзор новых форм работы музеев, так называемых «малых музеев», которые как по системе организации и структуре, так и по функциям наиболее близки к художественным галереям. В России выходят сборники трудов Института культурологии, в которых также печатаются научные статьи музейных сотрудников.

В последнее время появились отдельные работы по организации камерных музеев. К ним можно отнести статью М.А. Пожаровой «Проблема камерного музея и современный процесс»1, статью Д. Жаммо «Эффективность малых музеев»2, научную работу Курганова И.А. «Малый художественный музей в контексте культуры второй половины XX века»3. В этих трудах особое внимание уделяется организации внутренней жизни малого музея, взаимоотношениям внутри коллектива сотрудников музея, распределению

1 Поднимается вопрос о необходимости малых музеев, заостренности внимания на одном художнике, определенном круге художественных проблем или периоде в истории искусства.

2 Рассматриваются проблемы мезеев малых форм на примере Музея естественных наук в Орлеане (Франция), показывается преимущество компактной структуры организации.

3 В данной работе И.А. Бурганов выделяет из всего многообразия музеев отдельный их тип - малый музей - определяет их роль в культурном пространстве и уделяет особое внимание их работе с посетителем и индивидуальному подходу к каждому из них. Данный аспект сближает малый музей и камерную художественную галерею.

13

между ними служебных обязанностей. Так, отмечается, что в музеях малых форм отсутствует разделение на руководителей, проектировщиков, исполнителей, популяризаторов, что обусловлено небольшим штатом сотрудников. Здесь организаторам приходится одновременно выполнять различные функции, что характерно и для организации художественных галерей современного искусства.

В работе Е.Г. Вансловой «Динамика социальных функций светского музея»1 затрагиваются практические вопросы работы музея со зрителем. Данная работа построена на социологическом опросе посетителей, что для настоящего исследования особенно важно, поскольку помогает установить взаимосвязь субъектов, участвующих в деятельности галерей: зритель -посетитель, потребитель - покупатель произведений искусства, организатор -работники галереи и хозяин галереи. Заметим, что нечеткость поставленных галеристом задач и целей при организации деятельности галереи делает неэффективными отношения между вышеперечисленными субъектами галерейного дела.

Осмыслению сущности музея как социального института художественной культуры, посвящены работы Н.Г. Макаровой, Б. Гройса, М.С. Кагана, А. Ковалева, С.А. Пшеничной и др. Среди многообразия подходов и концепций в современном гуманитарном знании к осмыслению музейной деятельности следует выделить монографию Т.П. Калугиной, которая отличается фундаментальностью и многообразием привлекаемого историко-культурного и научного материала и имеет основополагающее значение для

1 Ванслова Е.Г. Динамика социальных функций советского музея (по материалам экспертного опроса) // Вопросы теории и методики: Музееведение. Сборник научных трудов. М., 1987.

2 См.: Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1987; Гройс Б. О музее современного искусства // Художественный журнал. 1998. № 23; Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. Вып. 4. М., 1994; Ковалев А. Введение в музей современного искусства // www.pinakotheke.artinfo.ru; Пшеничная СВ. Музей как социокультурный феномен. СПб., 1999.

14

данного диссертационного исследования1. Особенность работы Т.П. Калугиной в том, что в ней впервые исследуется музей как система, исследуются, практически, все модификации музея, существующие в истории культуры, и строятся обоснованные предположения относительно музея будущего, кроме того рассматриваются основные этапы исторического формирования музея и видов его деятельности.

Таким образом, как показал анализ научной литературы, связанной с темой данной диссертационной работы, существует значительное число исследований, посвященных истории неофициального искусства России XX века и общей истории художественных галерей современного искусства, критических публикаций о проводимых ими выставках, работ по организации деятельности камерных музеев и исследованию развития арт-рынка России. Однако изучение художественных галерей современного искусства как институций, играющих немаловажную роль в развитии и формировании культуры России, не проводилось, не исследовались также основные формы их существования, направления деятельности, не осуществлялась их типологизация, причем даже не ставились задачи такого рода. Художественные галереи современного искусства практически выпали из поля зрения современного искусствознания.

Актуальность темы настоящей диссертационной работы обусловлена возникшим интересом научного и художественного сообщества к современному галерейному делу России и быстрыми темпами его развития. Цель данного исследования - анализ современного галерейного дела в Санкт-Петербурге, а также определение роли и места художественных галерей в современной культуре Санкт-Петербурга.

Основные задачи данного исследования: • рассмотреть историю возникновения художественных галерей

современного искусства Санкт-Петербурга и Москвы;

Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001.

15

• изучить историю развития художественных галерей Санкт-Петербурга, работающих с середины 90-х годов XX века;

• изучить деятельность художественных галерей современного искусства Москвы и Санкт-Петербурга и установить их роль в культуре;

• определить специфику художественных галерей Санкт-Петербурга по сравнению с галереями Москвы;

• выделить основные типы художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга на основе анализа их деятельности, что позволит определить их место и роль в культурной жизни города, выявить оптимальные направления их развития в рамках существующего культурного пространства.

Объектом исследования стали современные процессы развития галерейного дела и художественного рынка России, обозначившие дифференциацию типов художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга и специфику их деятельности.

Предметом исследования настоящей диссертации являются художественные галереи современного искусства Санкт-Петербурга конца XX - начала XXI веков, взятые в специфике своей деятельности и в контексте экономических и социальных отношений.

Методологической основой данного диссертационного исследования являются научные труды по философии и теории искусства, эстетике и музееведению. В частности, ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:

• понимание художественной культуры как целостного явления (М.С.Каган);

• институциональный анализ художественной культуры (Б.М. Бернштейн, А. Моль, Б. Дземидок, Д. Дики, А.С. Турчин);

• понимание художественного рынка как «рынка символических ценностей» (П. Бурдье), как компонента экономической системы

16

общества (Б. Гройс), как феномена культуры и системы социальных

институтов (А.В. Карпов); > понимание художественного музея как феномена культуры (М.С. Каган,

Т.П. Калугина). » принципы анализа современного искусства (Т.Е. Шехтер, И. Карасик, М.

Тупицина, О. Туркина, А. Курбановский).

Источники исследования:

• научные труды, соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, музееведение, эстетика);

• каталоги выставок и альбомы современных художников, рецензии на проводимые художественными галереями выставки, личные интервью;

• публикации в периодической печати, анонсирующие проходящие в художественных галереях выставки и дающие общую картину их деятельности;

• информационные интернет-порталы, освещающие практически все события культурной жизни России, и персональные сайты художественных галерей современного искусства;

• анализ деятельности художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга и Москвы.

Методы диссертационного исследования:

• метод содержательного анализа и критической оценки научной литературы, связанной с темой диссертационного исследования;

• аналитический метод исследования галерейного дела и процессов развития художественного рынка России;

• типологический метод с целью типологизации художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга;

• метод художественно-стилевого анализа произведений изобразительного искусства с целью охарактеризовать направления деятельности художественных галерей современного искусства.

17

Научная новизна состоит в выявлении закономерностей развития художественных галерей Санкт-Петербурга, проведении анализа их функций и содержания, определении их специфики и в типологизации художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга в зависимости от направления их деятельности.

Практическая значимость. Данное исследование может служить:

• как научно-методическое пособие для организаторов художественных галерей современного искусства, дающего практические рекомендации по оптимизации деятельности данных институций в современных условиях;

• как учебный материал для студентов, изучающих современный художественный рынок России;

• как источниковедческая основа для научных исследований, связанных с изучением современной художественной культуры Санкт-Петербурга. На защиту выносятся следующие положения:

• Осмысление феномена художественной галереи Санкт-Петербурга. Осуществляя репрезентативную, научно-просветительскую, коммуникативную, экспертную, коллекционную, коммерческую, рекламную и др. функции, художественные галереи, занимаясь актуальными направлениями современного искусства и определяя вектор его развития, тем самым знакомят с ним зрителя, воспитывая художественный вкус, изучают и сохраняют для будущих поколений наиболее значимые произведения и в тоже время формируют арт-рынок современного искусства России. В России галерея - это не только коммерческая институция, но и организация, занимающаяся просветительской деятельностью и участвующая в различных социальных, некоммерческих проектах, их сфера деятельности значительно расширена географически, их место в культурном пространстве позиционируется непосредственно через социальное
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24956.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.