У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Доминанта как понятие теории композиции
Количество страниц 170
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24959.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОМИНАНТЫ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА

§1. Учение А. А. Ухтомского о доминанте как главной характеристике

психологических процессов...11

§2. Доминанта и ее взаимообусловленность с установкой и мотивацией в

художественно-творческом процессе...29

§3. Влияние доминанты на процессы внимания при восприятии произведения

искусства...47

ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ ДОМИНАНТЫ В КОМПОЗИЦИИ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

§1. Эмоционально-чувственные характеристики произведения искусства как

его доминанта...69

§2. Функции доминанты в композиции произведений изобразительного

искусства...89

§3. Выражение сущности художественного образа через доминанту...113

§4. Композиционный анализ произведений живописи с позиций

доминанты...133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...155

БИБЛИОГРАФИЯ...157

ПРИЛОЖЕНИЕ...170

Введение



3 ВВЕДЕНИЕ

В исследованиях, посвященных теории композиции, становится все заметнее стремление совершенствовать категориально-понятийный аппарат. Среди многих композиционных понятий существует такое, которое ранее употреблялось, но не раскрывалось во всей совокупности значений. Имеется ввиду понятие доминанты как важной характеристики художественного образа. В данном диссертационном исследовании определяются структурно-функциональные характеристики доминанты, обосновывается необходимость ее разностороннего использования в теории композиции, в структурно-композиционном анализе произведений искусства, при изучении психологических процессов художественного творчества и восприятия произведений искусства.

Знание принципа доминанты востребовано как в теории композиции, так и в художественной практике. В теории композиции понятие доминанты фактически не разработано, несмотря на то, что доминанта онтологически связана с понятием «художественный образ», влияет на познание его сущности и становление.

В художественной практике доминанта является стержнем композиционного принципа соподчиненности, обеспечивает целостность и своеобразие художественной формы произведения. Как господствующая идея, определяет построение всей композиции, формирует устойчивость и функционирование ее организации. Понимание основных закономерностей создания художественной формы, помогает художнику реализовать свои чувства, идеи, образы.

В психологии искусства разработка композиционного принципа доминанты может служить существенным материалом в исследованиях мотивации и установки творческого процесса, при экспериментально-психологическом изучении композиционной структуры объектов восприятия и эмоционально-чувственных сторон восприятия произведения искусства зрителем.

4

Понятие доминанты почти не изучается в педагогике изобразительного искусства, несмотря на то, что в методике преподавания и в организации учебного процесса доминанта должна стать главенствующим предметом и принципом изучения.

Понятие доминанты необходимо шире использовать в искусствознании при структурно-композиционном анализе произведения искусства с точки зрения глубинного интеграционного компонента художественного произведения.

Понятие доминанты крайне важно для формирования понятийного аппарата теории композиции, так как объединяет несколько областей знания, способствует обоснованию композиционных закономерностей. Универсальность использования принципа доминанты во многих областях научного знания была предсказана А. А. Ухтомским. Поэтому обоснование понятия доминанты в теории композиции представляется перспективным.

Степень разработанности проблемы.

Для разработки темы привлекались различные области знаний, но не разрозненно, а в их взаимосвязях, комплексно. Использовались основные положения теории доминанты, сформулированные А. А. Ухтомским в физиологии; соответствующие области философии, эстетики, теории и истории искусства, где понятие доминанты, если не впрямую, то косвенно разрабатывались. Это повлекло за собой некоторую терминологическую рассогласованность, различную трактовку, что вызвало необходимость их согласования, адаптации к задачам исследования искусства.

В «Большой советской энциклопедии» (1972) доминанта (от лат. dominans - господствующий), определяется как главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо1. В философии — как двигатель психической жизни, элемент (Аристотель, И. Кант, Р. Декарт, А. Шопенгауэр); в этнологии — как система этносоциальных, нравственных и религиозных ценностей, как объединяющее начало в общественном сознании

1 БСЭ / Под. ред. А. М. Прохорова. В 30 тт. Т. 8. - М., 1972. С. 427.

людей (понятие этнической доминанты введено Л. Н. Гумилевым)2. Приоритет в создании целостного учения о доминанте принадлежит отечественному физиологу А. Ухтомскому, трактовавшему это понятие как универсальный принцип работы нервных центров3.

Доминанта в культуре отождествляется с основными художественными идеями, ценностями4. В эстетике - с господствующим идеалом, ценностью. В музыке — с центральной, господствующей и наиболее устойчивой ступенью лада. В литературе - с идеей, контекстом, концепцией, характеристикой стиля5. В дизайне - с формой и пространством. В архитектуре - с господствующим элементом композиции ансамбля.

Понятие доминанты стало одним из плодотворных понятий в филологической науке, что подтверждается его активным использованием в литературоведении, лингвистике и в психолингвистике. Связывается, в первую очередь, с формой (А. А. Потебня, В. Б. Шкловский, Р. О. Якобсон).

Принцип доминантного подхода применялся при определении периодизации культуры (В. Ф. Овчинников), при поиске ведущих речевых средств художественного текста после анализа его структурной, семантической коммуникативной организации (Л. А. Новиков).

В трудах, посвященных теории искусства, понятие доминанты упоминалось в связи с идеей произведения (Ф. Шиллер, М. М. Бахтин, Е. И Яковлев), со смыслом и художественной целостностью (М. М. Бахтин, В.

2 Этническая доминанта создается при появлении любой этнической целостности. Закладывается в самом раннем (инкубационном) периоде зарождения нового этноса или суперэтноса. Желательно, чтобы доминанта была только одна; если их две, то они накладываются друг на друга и, тем самым, гасят разнонаправленные пассионарные порывы.

Понятие, предложенное А. Ухтомским, обозначает временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе; создает скрытую готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других актов. Доминанта является нейрофизиологической основой поведения, механизмом и критерием отбора, двигателем психической жизни.

4 Ценностные доминанты проявляются, как комплекс социально сложившихся представлений о мире. На уровне формирования ценностной доминанты в человека закладываются основные представления о добре и зле. Ценностные доминанты создаются социальным опытом, апеллирующим прежде всего, к представлениям прошлых поколений, тесно связаны с традицией.

5 К функции стилевой доминанты относится ее возможность приводить к единству и упорядоченности содержательную форму. Стилевая доминанта подчиняет все остальные уровни формы, предполагает избирательность, определяемую идейно-художественной целесообразностью.

6

Франкл), с гармонией (Ж. Сера, В. П. Шестаков), со структурой (Ш. Бате), с формально-структурной характеристикой вида искусства (В. П. Михалева).

В теории композиции изобразительного искусства понятие доминанты раскрывалось лишь частично. В одних случаях понятие жанровой доминанты упоминалось в связи с художественным образом, где жанрово доминирующий образ обусловливает постоянство формы различных жанров изобразительного искусства (Н. А. Яковлева)6. В других - со структурой, где роль доминанты заключалась в установлении иерархии элементов композиции (Р. Арнхейм, В. П. Бранский); с общим принципом, лежащим в основе строения композиции (Ю. С. Сомов).

В психологических исследованиях научно обосновывалась связь доминанты с вниманием, предметно-образным мышлением, эмоциями, целенаправленным поведением (А. А. Ухтомский), с установкой (Д. Н. Узнадзе), с акцентуацией характера человека (Л. С. Выготский)7. Доминанта рассматривалась косвенно как основа мотивации (Е. П. Ильин, А. Маслоу); процессов и форм внимания, в том числе и при визуальном восприятии художественного произведения (В. А. Барабанщиков, Н. Н. Волков, П. А. Кудин, Б. Ф. Ломов, А. А. Митькин, С. Л. Рубинштейн, Э. Б. Титченер); эмоционально-чувственных реакций, сопутствующих созданию и восприятию произведения изобразительного искусства (В. М. Аллахвердов, К. Изард, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Я. Рейковский, Л. С. Салямон).

Вопросы исследования искусства с позиций психологии восприятия, внимания, сотворчества художника и зрителя, непосредственно или опосредовано связанные с доминантой, отмечались в трудах Р. Арнхейма, П. А. Кудина, Н. А. Яковлевой.

6 Постоянство формы в различных жанрах связано с жанрово доминирующим образом. Например, жанровая доминанта портрета - человек, если он главенствует в произведении над ситуацией. Если главенствует ситуация, то речь идет о бытовом или историческом жанре. Жанровая доминанта пейзажа - природа. Предметы и люди могут присутствовать в пейзаже, но они будут подчинены образу природы, что отразится в композиционных приемах.

7 Доминанта определяет особенности характера, отчетливо проявляющиеся в подростковом возрасте. Эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности). Доминанта дали (установка подростка на большие масштабы). Доминанта усилия (тяга к волевым напряжениям, иногда проявляющихся в упрямстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях). Доминанта романтики (стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму).

7 На основе изученных материалов возможно сделать следующие выводы:

- понятие доминанты многозначно, применяется в различных областях науки и искусства;

- вопросы композиции изобразительного искусства частично рассматривались с позиций психолого-физиологических процессов художественного творчества и восприятия произведений искусства;

- функции доминанты как общего принципа психологических процессов, связанных с творческой деятельностью, восприятием произведения искусства, созданием композиции не определены в необходимом объеме. Несмотря на то, что все перечисленные процессы принадлежат личности, при научном познании они редко сводятся воедино;

- в теории композиции изобразительного искусства понятие доминанты не применяется во всей совокупности его значений.

Обоснование важности и возможности использования понятие доминанты в теории композиции в совокупности присущих ему значений является основной научной проблемой данного диссертационного исследования.

Объектом настоящего исследования является теория композиции в изобразительном искусстве.

Предмет — структура и функция композиционного понятия «доминанта».

Гипотеза - доминанта как важнейшая составляющая композиционного принципа соподчиненности является основой становления художественного образа произведения изобразительного искусства.

Основная цель диссертационного исследования - определение доминанты как понятия теории композиции и раскрытие его структурно-функциональных характеристик.

Достижение цели обеспечивается последовательным решением следующих задач:

- раскрытие психологической характеристики понятия доминанты;

8

- установление взаимосвязи доминанты с установкой и мотивацией в художественно-творческой деятельности;

- выявление условий, способствующих вниманию при восприятии художественного образа;

- исследование значения доминанты при передаче эмоциональной информации;

- обозначение роли доминанты в организации гармоничной, целостной композиции;

- выявление сущности художественного образа через доминанту в произведениях живописи;

Методология диссертационного исследования имеет комплексный характер. Для решения поставленных задач использовались системный метод, структурно-функциональный анализ, моделирование, феноменологический и герменевтический методы. Такой подход обусловлен как актуальностью введения понятия доминанты в теорию композиции, так и с многообразием аспектов его рассмотрения.

Поскольку произведение изобразительного искусства рассматривается как целостная система хранения и передачи художественной информации, методологической основой исследования стал системный анализ. Понятие доминанты в изученных источниках предстает в основном в двух ипостасях. С одной стороны, доминанта связана с основой деятельности и мышления человека, с другой, - со структурой произведений искусства. Обосновывая значимость понятия доминанты для теории композиции применительно к произведениям изобразительного искусства, в диссертации исследовались обе стороны. Системный метод способствовал также рассмотрению проблемы взаимосвязи доминанты с психическими процессами, сопутствующими творческой деятельности: с мотивацией, установкой, предметно-образным мышлением и эмоциями. Наряду со структурно-функциональным анализом системный метод позволил установить роль доминанты в структуре произведения искусства и обусловленные этой доминантой взаимосвязи. На

9

основе моделирования в диссертации сформулировано определение доминанты как понятия теории композиции в изобразительном искусстве, определена ее роль и функции. Выявление смыслов понятия доминанты, толкование и раскрытие его содержания во всей совокупности значений происходит на основе феноменологического и герменевтического методов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- впервые понятие доминанты рассмотрено с комплексных позиций;

- впервые обоснована необходимость использования понятия доминаты в теории композиции: как основы становления художественного образа, исходного понятия структурно-композиционного анализа произведения изобразительного искусства, при определении эмоционально-чувственной реакции зрителя;

- впервые понятие доминанта исследуется как основа композиционного принципа соподчиненности с привлечением психофизиологических знаний;

- впервые выявлен внутренний смысл доминанты в процессах, сопровождающих творческую художественную деятельность и восприятие произведений искусства.

Теоретическая значимость диссертационного исследования.

Результаты исследования позволяют использовать понятие доминанты в теории композиции. Выведено его определение, выявлены структурно-функциональные характеристики. Материалы диссертации могут быть использованы: для дальнейшего развития теории композиции, а так же позволяют стимулировать междисциплинарные разработки в области изучения теории композиции.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в широких возможностях приложения сущностных характеристик понятия доминанты во всех областях художественного творчества и искусствознания; в эффективности получения новых стабильных результатов при использовании доминанты как композиционного средства в работе художника, при обучении

10

изобразительному искусству. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций и на семинарских занятиях; в процессе разработки учебных программ, методических пособий и рекомендаций по проблемам изучения композиции и при воспитании визуальной культуры в системе высшего и среднего художественного образования. В художественной практике знание принципа доминанты влияет на достижение целостности и своеобразия художественной формы произведения, адекватной художественному замыслу. Композиционный принцип доминанты может быть использован в искусствоведении, что будет способствовать глубинному, сущностному постижению художественного образа при композиционном анализе произведения искусства.

Основные положения, выносимые на защиту:

- доминанта как психофизиологическая категория приобретает в изобразительном искусстве композиционно-художественную функцию;

- доминанта как композиционный фактор обусловливает динамическую направленность процессов восприятия художественного образа;

- доминанта проявляется как структурообразующий фактор художественного образа.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Объем авторского текста - 156 стр., список литературы содержит 184 наименования, приложение представлено в виде 16 цветных репродукций и 15 композиционных схем произведений живописи.

Глава I «Понятие доминанты в аспекте психологии искусства» имеет целью определение функций доминанты в психических процессах, сопровождающих творческую художественную деятельность и восприятие произведений искусства. Главе II «Доминанта в композиции произведений изобразительного искусства» выявляет роль доминанты в становлении художественного образа, функции доминанты в организации композиционной структуры произведения изобразительного искусства.

11

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ДОМИНАНТЫ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА

§1. Учение А. А. Ухтомского о доминанте как главной характеристике психологических процессов

В художественном процессе взаимодействуют несколько факторов: как источник - многообразная действительность; как активно-творческое начало - особо одаренная, получившая специфическую установку личность художника; как художественная ценность - произведение искусства, созданное художником «для других»; как итог процесса творчества -осмысление, интерпретация сущности художественного образа при восприятии произведения искусства зрителем. Произведение искусства есть результат творческого процесса его создателя и одновременно объект эстетического восприятия.

Воздействие произведения искусства строится по законам диалектики. С одной стороны, происходит стремительное вознесение в высшее духовное сознание и одновременно с другой стороны - глубокое проникновение в чувственную сферу. Художественный образ соответствует устойчивым зависимостям и связям внутреннего мира человека, логике его эмоций и чувств. Творческий процесс создания художественного образа и восприятие произведения искусства зрителем происходят на основе ряда психических процессов.

В основе психических процессов лежат физиологические механизмы, поэтому естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека. Проследить взаимосвязи на пути вознесения из глубины физиологических и психологических процессов до высших духовных ступеней сознания, обусловливающих нравственный

12

выбор человека, возможно на основе теории А. А. Ухтомского о доминанте8. Учение о доминанте раскрывает общий принцип, главную «скрытую» причину, объясняющую психические процессы, пусковой механизм психической деятельности человека. С ее позиций возможно глубинное понимание особенностей творческой деятельности художника и закономерностей восприятия произведений искусства.

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942) — один из выдающихся отечественных мыслителей XX века. Его учение о доминанте как об универсальном общебиологическом принципе, лежащем в основе активности всех живых систем, предвосхитило целый ряд направлений современных исследований и продолжает привлекать пристальное внимание специалистов разных областей знания. Он был гениальным теоретиком не только в области физиологии, но и в области гуманитарного знания. Его мышление отличали широта кругозора и диапазона обобщений, острота предвидения. Наследие А. Ухтомского до недавних пор прочно связывалось с конкретной областью знания - физиологией поведения животных и человека.

Созданное Ухтомским учение о доминанте рассматривается как прочная методологическая основа для понимания законов организации целенаправленного поведения человека. Теория доминанты поясняет многое в изменчивости поведения людей при мало уловимых изменениях среды и, наоборот, настойчивое повторение одного и того же образа действия при совершенно новых текущих условиях. Попытки найти физиологические мотивации явления подобного рода, нахождение «скрытой причины»

8 Существуют различные мнения о том, что явление доминанты первым заметил не А. Ухтомский, а в 1881 г. - Н. Е. Введенский, в 1903 г. - И. П. Павлов, в 1906 г. - Ч. Шеррингтон, а сам Ухтомский - в 1904 или даже в 1911 г. Но дело не в наблюдении и констатации факта, а в формулировании закономерности (или принципа) и в создании теории. Идея доминанты была изложена Ухтомским в 1923 г. в работе "Доминанта как рабочий принцип нервных центров". Это произошло почти сразу после смерти его учителя Введенского (1922 г.). Согласно воспоминаниям Ухтомского, он стал излагать студентам идею доминанты приблизительно в 1920-1921 гг. Термин же "доминирование" в данном смысле, и содержание концепции уходят корнями в наследие Шеррингтона и еще более - Введенского. При этом, сам Ухтомский долгое время преувеличивал расхождение своей концепции со взглядами учителя, как и с направлением Павлова. Лишь потом его озарило сознание, что его учение о доминанте вытекает из представлений Введенского, в том числе о пессимуме, парабиозе и истериозисе. Позже он убедился, что многое в его принципе доминанты гармонически сочетается и рационально разъединяется с павловскими условными рефлексами, но в вопросе о торможении осталось глубокое расхождение.

13

привели Ухтомского к закону о доминанте. Категория причины, по мнению ученого, является высшей категорией мысли.

Несмотря на то, что в основе доказательств реального существования доминантных отношений в деятельности нервной системы лежали только физиологические, лабораторные исследования, ученый никогда не ограничивал принцип доминанты областью лишь физиологических процессов, а связывал его с фундаментальными вопросами человеческого бытия и познания, с личной социальной сущностью и психическими процессами. По существу, Ухтомский создал стройную концепцию человека на стыке различных наук: физиологии, психологии, философии, социологии, этики. В этой концепции человек представлен во всей целостности, в неразрывной совокупности его физических, душевных и духовных качеств.

Наследие ученого содержит богатые архивные материалы по истории культуры. В круг его интересов входило художественное творчество9. Он считал, что «радость в - Красоте» и что «жизнь есть требование от бытия Смысла и Красоты; только там, где это требование продолжается, продолжается жизнь, и где это требование прекращается, прекращается жизнь»10. Ухтомский видел «великий смысл жизни» в постоянном прогрессивном росте и совершенствовании природы и человека, в активном творческом преодолении себя на пути бесконечного приближения к истине. Художественные творения ученого отличает умение передавать душу людей и природы, атмосферу изображаемого момента.

Как ученый Ухтомский ставил перед собой задачу создания научных основ нравственного поведения человека. Эти основы должны опираться на анализ психофизиологических механизмов поведения, которое детерминировано (определяется) в социальной среде физиологическими, психологическими и общественными потребностями. В основание этого поиска был положен сформулированный ученым принцип доминанты,

9 Некоторые художественные произведения Ухтомского хранятся в санкт-петербургском отделении Архива Российской академии наук. Ученый любил работать акварелью и тушью, немного писал маслом.

10 Цит. по: А. А. Ухтомский. Из писем к Е. И. Бронштейн-Шур // Искусство и педагогика: Из культурного наследия России Х1Х-ХХ вв.: Хрестоматия / Автор-сост. М. А. Верб. - Псков, 2002. С. 18.

14

который он с успехом приложил ко многим уровням человеческой деятельности. Он был глубоко убежден в том, что поведение человека в социальной среде определяется не только действующими в ней факторами, но и самим человеком, то есть образуемыми им доминантами, направляющими поведение вопреки складывающимся требованиям среды на активное их преодоление. В результате из «трости колеблемой», человек становится личностью, деятелем.

Как и всякое значимое открытие учение о доминанте проливает свет на многочисленные факты. Естественно возникает вопрос, не является ли отношение этого понятия к разным областям случайным, внешним, или здесь есть какая-то внутренняя связь, обнаруживающаяся в этих областях? Физиологический закон доминанты позволяет понять внутренний смысл и механизм динамической связи физиологических и психических явлений. Он является центральным механизмом деятельности мозга человека.

Впервые в физиологии Ухтомский выдвинул положение о том, что единицей деятельности нервной системы является текущая доминанта, в ней образующаяся. Под доминантой он понимал временно господствующий очаг возбуждения, который направляет в определенный момент времени все поведение человека, всю деятельность организма на решение одной, наиболее важной для него задачи. Доминанта - форма причинности, которая «держит в своей власти все поле душевной жизни человека». Доминанта есть не теория и даже не гипотеза, а «преподносимый из опыта принцип очень широкого применения, эмпирический физиологический закон, который, может быть, сам по себе и неинтересен, но с которым невозможно не считаться»11.

Доминанта - это принцип нарушения равновесия в нервной системе, при котором господствующий (доминантный) очаг возбуждения разгорается, притягивая к себе впечатления (волны возбуждения) из самых разных источников окружающей среды. Одновременно доминанта тормозит все

11 А. А. Ухтомский. Доминанта. - М.-Л., 1966. С. 120.

15

остальные, в том числе постоянные раздражители. Описывая эксперименты, Ухтомский замечает: «Получалось такое впечатление, что только уравновешенная центральная нервная система реагирует на определенные раздражения постоянным образом, но как только равновесие в ней нарушено возникшим достаточно стойким возбуждением, так реакция на прежние раздражения существенно изменяется: импульсы, рождающиеся от прежних местных раздражений, направляются теперь совсем по другим путям. Их как бы отвлекает теперь на себя возбуждение, возникшее в центрах, и не дает им вызвать прежних, обычных реакций в теле. Импульсы тратятся теперь на то, чтобы поскорее закончить и устранить то текущее возбуждение, которое нарушило равновесие в центрах, и вернуть их к уравновешенному состоянию, когда они могут опять реагировать обычным порядком»12.

Доминанта способствует тому, что организм реагирует на изменения среды не частями, а целиком. Исследование Ухтомского подтверждает: «Центральная нервная система не конгломерат отдельных механизмов, но принципиальное единство действия, направленное всегда в сторону отдельного господствующего возбуждения»13. Доминанта есть общий принцип функционирования высших нервных центров.

Доминанта как явление определяется следующими признаками:

1) повышенная возбудимость14 и впечатлительность определенной области центральной нервной системы к влиянию среды;

2) стабильность возбуждения15;

3) способность к суммированию отдельных впечатлений и сведение их к единому возбуждению;

4) инерция затухания.

С позиций теория доминанты возможно объяснение особенностей целенаправленного поведения человека, к которому относится творческая

12 А. А.Ухтомский. Доминанта и интегральный образ // А. А. Ухтомский. Избранные труды / Под ред. Е. М. Крепса.-Л., 1978. С. 36-37.

13 А. А. Ухтомский. Доминанта души.- Рыбинск, 2000. С. 75.

14 Под повышенной возбудимостью понимается однажды возникший очаг возбуждения в ЦНС, обладающий определенной силой инерции. В то же время определенные нервные центры оказываются угнетенными.

15 Стабильность возбуждения характеризуется отношением ко времени.

16

деятельность художника и восприятие произведения искусства зрителем. С этой целью в данной диссертации теоретически исследуются связи между физиологической основой и психологическими процессами, обеспечивающими выше указанные виды деятельности. Обосновывается влияние доминанты на повышение и концентрацию активной деятельности художника, целенаправленное наблюдение и отбор впечатлений из окружающей среды с целью реализации художественного замысла, устойчивость признаков художественных образов и идей в творчестве художника, а также отношение зрителя к восприятию художественного образа.

Поведение художника отличается от обычного поведения в момент реализации художественного замысла. С позиций теории доминанты это объясняется тем, что в его психическом состоянии нарушено равновесие. В определенных участках центральной нервной системы возникает очаг наивысшего возбуждения - доминанта. Этот очаг связан с художественным замыслом. Именно он подчиняет себе деятельность художника, которая становится сфокусировано-целенаправленной. С момента возникновения доминанты художник выбирает из среды только те впечатления, которые подкрепляют данную доминанту. Все поведение будет направлено на погашение очага возбуждения в центральной нервной системе, невзирая на встречающиеся в окружающей среде препятствия.

Внешний наблюдатель увидит, как самые различные проявления окружающей среды вызывают в человеке, в первую очередь, реакции в одном определенном направлении: «возбуждение "оттекает" к наиболее возбудимому и наиболее суммирующему возбуждение центру»16. Направленность движения мысли или деятельности - один из признаков доминанты. Он же является и результатом доминанты: возбуждение в одном участке нервной системы сопряжено с торможением в другом участке. В

16 А. А. Ухтомский. Доминанта как фактор поведения//А. А. Ухтомский. Избранные труды.-Л., 1978. С. 99.

17

поведении будет наблюдаться невнимательное отношение к впечатлениям, не связанным с художественным замыслом. «В понятии доминанты скрывается та мысль, что организм человека представляет собой более или менее энергетический фонд, который расходуется в каждое мгновение преимущественно по определенному вектору, и тем самым снимаются с очереди другие возможные работы»17.

При самонаблюдении обнаруживается, что когда есть господствующая направленность, обостряется «чисто звериная чуткость и наблюдательность» в одном направлении и понижается восприимчивость к другим сторонам той же среды. В этом смысле доминанта является не только психологической предпосылкой поведения, но и физиологической предпосылкой наблюдения. Доминанта - фактор, обеспечивающий единство направленности деятельности и мышления при всем безграничном разнообразии, которое предлагает окружающий мир.

В исследовании Ухтомского доказано, что чем больше человек работает, тем больше он вовлекает энергии из среды в свои процессы. Если бы человек избегал влияния среды, следовал бы по пути наименьшего сопротивления, не был бы активен, то с этого момента у него последовали бы все отрицательные последствия физиологического покоя, то есть прекратилось бы развитие. Высшие центры, по выражению ученого, в данном случае вступают в конфликт с низшими центрами и далеко «уводят» поведение от пути наименьшего сопротивления. Нервная система не начинается с наименьшего действия, она приходит, к нему как к достижению, в конце.

Активность поведения в определенном направлении зависит от того, насколько мощна та доминанта, которая владеет поведением, в том числе поведением творца. Плодотворной работа может быть тогда, когда личность отстаивает действующие конкретные доминанты, а не опирается на унаследованные привычные действия, то есть активно реализует
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24959.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.