У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Особенности развития баянно—аккордеонной культуры в Сербии
Количество страниц 181
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24983.doc 
Содержание Содержание
Введение... 4

Глава 1. Предпосылки развития баянно-аккордеонного исполнительства

в культуре Сербии ( X - конец XIX столетий )... 10

1.1. Истоки баянно-аккордеонного искусства в инструментальном музицировании с X до конца XVIII веков... 10

1.2. Просветительская деятельность и фольклорное исполнительство XVIII-XIX веков как предпосылка появления гармони-ко-баянного искусства в Сербии... 19

Глава 2. Зарождение сербской баянно-аккордеонной культуры в период 1900-1941 годов... 32

2.1. Привнесение новой конструкции и причины распространения инструмента... 32

2.2. Зарождение производства аккордеонов и баянов в Сербии и первые шаги в исполнительстве... 46

Глава 3. Введение аккордеона в систему профессионального музыкального образования и развитие музицирования на нем с 1945 по 1960 год . 59

3.1. Музыкальная жизнь в Сербии и открытие отделений аккордеона в музыкальных школах после второй мировой войны ... 59

3.2. Налаживание производства отечественных инструментов в первое послевоенное десятилетие... 66

3.3. Становление учебных планов и программ. Репертуар исполнителей на аккордеоне... 71

Глава 4. Развитие аккордеонного исполнительства в период 60 - 80-х

годов... 85

4.1. Открытие первых классов аккордеона в музыкальных училищах ... 85

4.2. Появление инструментов с выборной клавиатурой (баритон-бас) и их влияние на ученые планы и методическую литературу... 88

4.3. Академизация начального обучения на аккордеоне во второй половине 70-х годов... 92

4.4. Организация первых конкурсов и выход сербских аккордеонистов на международную сцену... 99

4.5. Формирование репертуара сербских аккордеонистов... 103

Глава 5. Становление баяна и аккордеона как академических инструментов с 1980 года по настоящее время... 112

5.1. Внедрение в процесс обучения аккордеонов с переключателем системы «конвертор» и появление баяна в системе профессионального музыкального образования... 112

5.2. Развитие искусства игры на баяне и аккордеоне и открытие классов этих инструментов в вузах Сербии... 118

5.3. Отечественные и международные конкурсы (1980-2002 годы) как стимул для совершенствования мастерства сербских баянистов и аккордеонистов...:... 126

5.4. Рост исполнительского искусства на отделениях баяна и аккордеона в музыкальных школах и училищах... 134

5.5. Получение высшего педагогического образования по классу аккордеона и баяна за рубежом и в Сербии... 142

5.6. Методические работы... 145

5.7. Формирование баянно-аккордеонного репертуара в период с

1980 года по настоящее время... 148

Заключение... 161

Список литературы... 171

Приложение... 181

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Баянно-аккордеонное исполнительство в Сербии в настоящее время находится на высоком профессиональном уровне. Систематическое участие за последние два десятилетия сербских исполнителей в крупных международных конкурсах и фестивалях, присуждение им первых мест на них -прямое тому свидетельство.

Данная работа посвящена исследованию особенностей развития сербской баянно-аккордеонной культуры и процесса её академизации. Изучаемые инструменты нашли широкое применение в различных сферах музыкального искусства страны и являются самыми популярными не только в быту. После фортепиано баян и аккордеон - наиболее востребованные в сербской системе музыкального обучения - от школ и училищ до вузов и академий. По своей массовости они превосходят все другие инструменты в Сербии.

Путь от незатейливого бытового инструментария, ориентированного лишь на простейшие песенно-танцевальные национальные мелодии до выразителя самых серьезных и значительных образов академического музыкального искусства был пройден в данной сфере музыки за удивительно короткий срок - за несколько десятилетий, в то время как другим классическим специальностям (фортепиано, скрипка, виолончель, орган и др.) на это потребовались столетия.

Однако необычный и интенсивный путь баянно-аккордеонного развития остался вне поля зрения сербского музыковедения. Особенности эволюции привнесённых из-за рубежа инструментов, их трансформация из сугубо бытовых в академические и профессиональные никогда не были объектом серьезного научного исследования. Вплоть до сегодняшних дней не было написано ни одной сколько-нибудь значительной работы, подвергшей серьёзному анализу изменения, происходившие в художественном мышлении музыкантов - баянистов и аккордеонистов, развитие системы обучения и

образования, становления художественного мастерства исполнителей и качественного повышения уровня их репертуара. Впервые предпринятая попытка изучения этого пласта национальной музыкальной культуры, формировавшегося в условиях постоянного европейского и русского влияния, как раз и предопределяет актуальность темы настоящей работы.

Целью диссертации является осмысление процесса трансформации баяна и аккордеона в Сербии из бытовых в подлинно академические инструменты за несколько последних десятилетий. Эта цель обусловила необходимость решения ряда задач:

1. Исследовать предпосылки активного формирования и развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии.

2. Выявить основные направления в качественной эволюции художественного мастерства исполнителей, происходившей за счет всё большего освоения норм академического мышления.

3. Проанализировать основные аспекты существенного подъёма музыкального образования в данной сфере искусства.

4. Раскрыть закономерности эволюции подхода к переложениям и транскрипциям как фактора становления академического репертуара и изучить основные тенденции развития музыки, специально созданной для баяна и аккордеона.

Методологией исследования стали сравнительный и системный анализ, объединяющий в себе историко-теоретический, этнографический, культуроведческий, методико-педагогический методы исследования. Это позволило рассматривать историческое развитие сербской баянно-аккордеонной культуры и процесса академизации баяна и аккордеона в контексте всего национально-музыкального наследия, которое непосредственно связано с историей, этнографией, развитием общественного сознания, эстетикой и другими видами духовной культуры страны. В ходе работы над

диссертацией были изучены фонды Народной библиотеки Сербии (Белград), Музыковедческого института Сербии (Белград), Библиотеки Факультета музыкального искусства в Белграде, Библиотеки Музыкальной академии в Сербском Сараево, Государственной библиотеки России (Москва), Библиотеки РАМ имени Гнесиных (Москва), Библиотеки Музыкального училища им. Косты Манойловича (Земун), Библиотеки Русского дома в Белграде, Архива города Белграда, Этнографического музея в Белграде, музеев в Заечаре и Крагуевце, а также документы летописей Общества музыкальных школ Сербии, документы и архивы конкурсов, воспоминания и мемуарная литература и устные воспоминания старейших педагогов, исполнителей, мастеров-конструкторов инструментария. Полученные сведения и явились материалом диссертации. Работая над данной темой, диссертант опирался на широкий круг литературы:

1. Музыковедческая и инструментоведческая литература, выявляющая предпосылки появления и распространения баяна и аккордеона в Сербии. Особую ценность в этом плане представляют работы С. Джурич-Клайн, А. Гойковича, Д. Девича, О. Големовича, Т. Джорджевича, О. Младенович, О. Васич, С. Зечевича, Е. Иованович, капитальный научный труд Л. и Д. Янкович и другие исследования, позволившие определить условия появления и активного функционирования сербских народных музыкальных инструментов.

2. Литература, связанная с изучением зарождения и становления производства баяна и аккордеона в Европе, с анализом начальных процессов в области исполнительства после появления новой конструкции инструмента. Здесь, в первую очередь, были весьма полезны работы Л. Лукича, Г. Рихтера, 3. Кумера, Д. Девича, а также интервью с Дж. Векичем, 3. Джокичем, М. Мандичем, М. Томичем и другими.

3. Публикации архивных документов, бюллетеней различных музыкальных обществ, в которых выявляется процесс введения аккордеона в сферу профессионального музыкального образования. Важными оказались также данные, полученные путём анкетирования диссертантом педагогов музыкальных школ и училищ.

4. Труды, посвященные эволюции инструментов, развитию исполнительского мастерства и успехам на сербских и международных конкурсах. При освещении этих вопросов диссертант опирался на работы А. Басурманова, М. Имханицкого, А. Мирека, Ф. Липса, В. Завьялова, Б. Егорова, В. Кузовлева, В. Белякова, А. Онегина, на справочники содержащие в себе данные о результатах и программах конкурсов.

При освещении этапов развития баянно-аккордеонного искусства автор обращает особое внимание на историко-культурные, социально-экономические и эстетические предпосылки появления и становления инструментов, рассматривает их в контексте национальной музыкальной культуры. В ходе изучения последующей эволюции инструментов на первый план выдвигаются следующие проблемы:

• взаимоотношение исполнительства на баяне и аккордеоне с исполнительством на других музыкальных инструментах;

• влияние музыкальной культуры страны на общественное восприятие баяна и аккордеона и на их место в системе музыкального образования;

• становление профессионализации обучения игре на баяне и аккордеоне, педагогики и учебных программ.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые в музыкознании Сербии предпринимается попытка многогранного изучения закономерностей развития баянно-аккордеонного искусства в этом государстве, которое стало вполне равноправной и неотъемлемой частью

всей сербской академической музыкальной культуры. Автор делает также первую попытку раскрыть закономерности ассимиляции инструмента в новой социальной среде, выявить различные особенности процесса становления и развития баянно-аккордеонного искусства в Сербии, протекающего в условиях многообразного культурного влияния.

Анализ функционирования аккордеона и баяна в национальной музыкальной культуре имеет вместе с тем методологическое значение, так как помогает понять характер эволюции и функционирования многих других инструментов в рамках всего национального музыкального творчества.

Практическая значимость работы. Работа представляется важной для дальнейшего совершенствования музыкально-художественного мышления баянистов и аккордеонистов, для формирования полноценного курса истории исполнительства, который включён в программы всех высших музыкальных учебных заведений Сербии и Республики Сербской, являющейся важной составной частью Боснии и Герцеговины, для совершенствования методики преподавания баяна и аккордеона, для повышения качественного уровня музыкального образования на этих инструментах, для разработки ряда историко-теоретических курсов о сербской музыкальной культуре. Положения и выводы диссертации могут оказаться важными для обобщения представлений об инструментализме страны в целом, а также при исследовании баянно-аккордеонного искусства других народов, особенно, бывшей Югославии. Работа может также представлять интерес для курса по истории сербской музыки, для этномузыковедческих курсов, поскольку народное инструментальная музыка является важной и интересной страницей всего сербского музыкального художественного творчества.

Структура работы определена выбором аспектов исследования, объемом собранного материала и спецификой предмета диссертации. Детальное исследование различных аспектов баянно-аккордеонного искусства проводится в хронологической последовательности.

8

Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. Она содержит также нотные примеры, приложение, где помещен многообразный иллюстративный и информативный материал, а также библиофафический список.

Глава 1

ПРЕДОПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ БАЯННО-АККОРДЕОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КУЛЬТУРЕ СЕРБИИ ( X - КОНЕЦ XIX СТОЛЕТИЙ )

1.1. ИСТОКИ БАЯННО-АККОРДЕОННОГО ИСКУССТВА В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ МУЗИЦИРОВАНИИ С X ДО КОНЦА XVIII ВЕКОВ

Художественная одарённость сербского народа и его потребность в сохранении и развитии музыкального наследия отражалась в пении и исполнительстве на различных инструментах, которые датируются VII -VIII веками нашей эры. У южнославянских племён, в число которых входили и сербы, музыке всегда уделялось особое внимание. Она звучала в различных ситуациях: помогала общине пережить тяжёлые времена, была украшением празднеств и торжеств, выражала расположение души в моменты радости или грусти. Люди не только пели под музыкальное сопровождение, но и выражали свои чувства в инструментальных наигрышах и плясовой музыке.

Самые первые свидетельства о музыкальной жизни южных славян относятся к периоду родоплеменных отношений. Так, путешественник и историк Стробо в своей книге «География», описывая Дарданию (территорию, которая охватывала сегодняшние Македонию и южную Сербию), в частности, отмечал: «Дарданцы - народ дикий, но при этом они бережно относятся к музыке и исполняют её на флейтах (aulos) и струнных инструментах» [220, с.434].

Самыми распространёнными инструментами сербского народа были духовые - фрула, зурла (зурна), гайде и струнные - чемане (род скрипки), гусле, тамбура и другие [46, с.53-57]. Исторические документы свидетельствуют о том, что на церемониях Византийского двора отмечалось присутствие

10

сербов, использующих для игры духовые инструменты (X век). Изучавший дворцовые церемонии К. Порфирогеннитус (Constantin Porphyrogennitus) детально описывает сцены празднеств и торжеств [216,с.363]. Из его описаний следует, что сербы активно участвовали в дворцовых мероприятиях в качестве музыкантов, и прежде всего как трубачи, и что место им было на сцене [63,с.17]. Спустя шесть веков в Цареграде предпочтение отдавали музыкантам южнославянского происхождения. В записках П. Матковича наталкиваемся на примечание о том, что Джура Хрус научился играть именно в этом древнем византийском городе [167,с.55].

Из вышесказанного следует, что инструментальная музыка занимала особое место в жизни народа Сербии ещё в глубокой древности, в X веке, то есть в первом тысячелетии н.э. Как и сегодня, она являлась большим подспорьем в жизни людей. Наряду с оформлением государственности, утверждалось и само музыкальное искусство как самобытное явление. Веками шедший этногенез привел к формированию особого мышления, созданию своеобразного, ясно узнаваемого музыкального архетипа.

В этом контексте становится очевидным, что появление в далеком будущем гармонико-баянного исполнительства является выражением потребности народа в инструментальной музыке, а не случайным совпадением ряда обстоятельств.

Период отмирания родоплеменных отношений и формирования классового, раннего феодального общества на Балканах совпадает с периодом формирования феодальных землевладений и образованием первых государств в IX - XII веках, и именно тогда укрепляется положение сербского православного государства . Церковные летописи свидетельствуют о том, что уже в те времена существовала светская музыкальная культура [63,с.11].

Принятие христианства в Сербии произошло в 874 году.

И

В средние века основными носителями народного инструментализма в Сербии являлись странствующие профессиональные музыканты, подобно своим собратьям по профессии во многих европейских государствах. Эти странствующие музыканты в разных странах назывались по-разному: кокуляторы, жонглеры, менестрели, шпильманы, миннезингеры. В Сербии, как и в России, их называли скоморохами. Общность названия была не случайной — сербы относятся к южнославянским племенам, и естественно, что основу их языка составлял старославянский язык и кириллица.

Эти первые музыканты занимались музыкой профессионально. Их присутствие наблюдается во всех Балканских государствах средних веков, и, естественно, территория, которую населяли сербы, не была исключением. Если мы обратимся к Толкованию выдающегося сербского просветителя Святого Савы, то узнаем, что бродячие актеры, танцоры и музыканты, играющие на различных инструментах, именуются шпильманами. Это иностранное слово, которым называли скоморохов, в сербский язык, без всякого сомнения, привнесли немцы, служившие наёмниками в сербском войске династии Неманичей (XII — XIII века). На службе находились целые отряды [166,т.П,с. 147,602]. Вслед за ними появились и сами немецкие шпильманы, причем они не только играли на музыкальных инструментах, но и были актёрами-комедиантами. Шпильманы увеселяли немецких наёмников перед сражениями и после сражений, украшали их быт и досуг, придавали им новые силы для тяжёлой службы в Сербии.

Помимо шпильманов, в Сербии были и свои собственные скоморохи. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания, рисунки и приложения, которые сохранились в литературе [171, т. III, с.366,430]. Влияние немецких шпильманов, которое подробно описывается С. Джурич-Клайн в работе, посвященной изучению исторического развития музыкальной культуры в Сербии [63,с.1О], прослеживается на протяжении всего

12

обозримого пути развития национального инструментализма, и, в частности, после появления в нем гармоники в последние полтора века.

Таким образом, одной из важнейших предпосылок появления гармо-нико-баянного исполнительства явилась потребность сербского народа в инструментальном выражении своих чувств и устремлений посредством деятельности профессиональных музыкантов-скоморохов. В быту скоморохами, как правило, называли именно музыкантов-инструменталистов. Феодальную жизнь сербского средневекового государства нельзя было представить без этой профессии. Многие скоморохи входили в постоянный штат двора или феодального владения, хотя им было отведено место лишь в социальных низах, на самом «дне» общественного устройства .

Деятельность скоморохов была очень многогранной. Без их участия практически не обходился ни один вечер, устраиваемый при дворе. С выступлениями скоморохов тесно связаны народные праздники и веселья. Скоморохов не всегда любили, и, разумеется, далеко не повсюду хорошо принимали, особенно когда они высмеивали знать и человеческую глупость.

Церковь, также как и в России, вела многовековую борьбу не только с исполнителями, но и с самими формами народного самовыражения в области музыки и танца, особенно с теми, которые имели языческие корни, столь активно проявлявшиеся в скоморошеском искусстве.

Музыка, помимо роли, которая ей отводилась в придворных церемониях, пирах и развлечениях, являлась непременным атрибутом боевых

Похожее положение в обществе занимали коллеги скоморохов в Европе, а если рассматривать шире - то и во всем мире. Царь Душан, например, в 1353 году дарует владения епископу Якову со всеми материальными богатствами, рабочей силой и двумя скоморохами в придачу (один из них музыкант, а другой - слепой певец по имени Хрус). Болгарские средневековые летописцы Скозма и Матия Властир пишут о строгих законах, регулирующих жизнь скоморохов в сербском государстве: «Ни актер, или народный танцор, ни сын его, не могут жениться на дочери сенатора» [48,с.145-150].

13

походов, а также празднований одержанных побед . Как пишут историки, сербы всегда шли в бой под звуки различных инструментов [63,с.12].

Параллельно с творчеством профессиональных скоморохов существовало и развивалось любительское искусство. Уже тогда в музыке обозначились острые различия между латинизированными западными странами и Сербией, находившейся под влиянием Византии. Я. Рамич подчеркивает: «...У истоков сербской народной музыки одновременно существовали самые разнообразные традиции. Самобытный облик сербской культуры в большой степени сложился в результате взаимодействия множества факторов, включая ...исторические судьбы Балканских государств, а также многообразие национальных традиций населявших Балканы этносов. В историческом плане самыми влиятельными оказались такие цивилизации, как Восточная Римская империя (Византия), а позднее - Оттоманская империя» [46,с.51].

С началом XV века, когда и последние области владычества сербских средневековых монархов переходят под влияние турок, и когда, вследствие превосходства Османской империи и столкновения феодальных интересов, распадается сам класс сербских феодалов, начинается период постепенного отмирания культурной жизни, угасающий очаг которой удается сохранить лишь за стенами сербских монастырей. Наступают времена великого переселения народов . Вместе с этим «переселяется» и народное творчество, музыкальное искусство, которые вливаются в новую среду, видоизменяются и развиваются. На новые территории «переселяются» также религия, обряды, обычаи большого количества людей.

3 Среди сербских правителей (XIII-XIV века) музыку больше всего любили Стефан Первовенчан-ный и деспот Стефан Лазаревич. За время правления деспота Стефана Лазаревича была основана «Ресавска школа» - сербская школа переписчиков при церковном Дворе монастыря Манасия, осуществлена реформа языка и правописания, положено начало научному историческому описанию Сербии. Деспот Лазаревич слыл за одного из самых популярных сербских правителей. Несмотря на всю свою занятость, он не забывал и о музыке. У него были свои трубачи, которые с музыкой встречали его прибытие во Двор и с музыкой же его со Двора провожали [171,с.430-432].

14

Интересно изучить музыкальные инструменты того времени. Если мы обратимся к путевым заметкам С. Герлаха, датированным 1573-1578 годами, то увидим, что в них встречаются описания сценок из народной жизни. Под аккомпанемент, например, волынки, которая является типичным народным инструментом, танцуют и народ, и знать [168,с.1О], [171,т.1,с.643,644]. Волынка известна всем славянам под названием «дуде», сербы же называют ее также «гайде» или «мешнице». Свидетельство тому мы находим и в венгерской научно-исторической литературе. Названия в ней «дуде» или «гайде» встречается уже в XIV веке, причем именно на тех территориях, которые населяли сербы [172,с.22].

Гайде была типичным инструментом сербского инструментального исполнительства. В то время мастеров по ее созданию было много, что было обусловлено возможностью быстрого и относительно недорогого изготовления. Широкое применение гайде нашла из-за специфического бурдонного звучания. На гайдах можно было и аккомпанировать пению, и исполнять самостоятельные инструментальные пьесы или танцевальные мелодии.

Важно подчеркнуть, что музыка, исполняемая на гайде, сама по себе является одной из заметных предпосылок развития в последующие века баянно-аккордеонного искусства. Мелодическая трубка этого инструмента давала яркое, праздничное звучание, а на одной, чаще двух бурдонных трубках извлекались тянущиеся бурдоны. На гайде можно было играть и тогда, когда уже мешок был полностью надутым, и в него не нужно было вдувать воздух. В результате можно было не только играть, но и петь одновременно с игрой, исполнять различные прибаутки. Таким образом, один человек-исполнитель заменял нескольких, — становился своего рода мини-ансамблем. Эта функция, - замещение ансамбля одним инструмен-

Историки насчитывают 22 больших переселений сербского народа в течение четырёх веков -XIV,XV,XVI,XVII [172,с.18-23]. Самые значительные из них произошли в середине XVIII века. На территории сегодняшней Украины тогда были основаны новая Сербия и Славяно-Сербия.

15

том, - позднее перейдёт в практику сербского гармонико-баянного музицирования.

Следовательно, мы видим, что одной из предпосылок появления и быстрого распространения гармоники были такие характеристики её предшественников, как простота изготовления, доступная для широкого круга людей стоимость и полифункциональность - исполнитель мог одновременно не только играть, но и петь, сопровождая пение игрой на инструменте.

Сербское общество хранит и развивает традиционное народное творчество. В значительной степени этот факт находит отражение в бурном развитии и процветании сербской поэзии, воспевающей людей и события, героику исторического прошлого, достопримечательные сражения... Инструментальная музыка активно проникала в быт сербских воинов на протяжении веков.

Одним из самых распространенных инструментов того времени, согласно многочисленным источникам, были гусле [171,т.П,с.49-51; 46, с.55; 80,т.1,с.298,299] . В отличие от русских гуслей, которые всегда были многострунным щипковым инструментом, сербские гусле представляли собой однострунный смычковый инструмент (см. фотографию №1 в приложении).

Гусле, были главным инструментом, под чей аккомпанемент исполнялись песни народного эпоса. Согласно данным, почерпнутым из Музыкальной энциклопедии [171,т.1,с.50,51], Лексикона югославской музыки [80,т.1,с.297,298] и из многих других источников, гусле были одним из инструментов сербской армии. Звуки этого инструмента наполняли сердца гайдуков храбростью, вселяли в них уверенность в победу над турками .

5 Гусле из Азии через Византию попали на Балканы, на территории, которые населяли сербы, в период между VIII и IX веком.

6 Гайдуки были воинами, которые всю свою жизнь посвящали борьбе с турецкими завоевателями. Этот вид борьбы существовал в течение всего времени турецкого ига в Сербии.

16

Певцы-гуслары, в какой-то степени стали продолжателями искусства и творчества скоморохов. Сербских исполнителей на гусле часто видели как

о

в разных уголках порабощенной Сербии, так и в других государствах . Существование такого вида искусства стало для народа насущной необходимостью [63,с.14,15].

Для наигрышей музыканта, который играл на однострунных гусле и одновременно пел, были характерны развитая мелодическая фигурацион-ность и широко разукрашенная разнообразная орнаментика. Представляется целесообразным привести несколько примеров, которые наглядно иллюстрируют это:

и

ntw Г Г 1Г

РтгР---------Р

илшгт

7 Сербия находилась под игом Отоманской империи на протяжении более черырех веков. Южные сербские земли оставались порабощенными гораздо более длительный период времени - вплоть до второй половины XIX века.

8 Первые упоминания о гусле датируются 1415 годом. Речь в них идёт о сербском исполнителе на гусле при дворе польского короля Владислава II Ягеля. Б.Курипечич в своём «Итинерариуме» в 1531 году упоминает народных певцов и гусляров. Знаменитыми гуслярами были Андрия Качич-Миошич (Старац Милован), владыка Петар Петрович Негош, князь Милош, Тешан Подругович, Филипп Вишнич и другие [171,т.1,с.51]. Интересен и тот факт, что женщины пели в исключительных случаях (скорей всего, когда нет гуслара мужчин - прим. автора работы).

9 Во время второй мировой войны роль современных сербских «гусларов» играли аккордеонисты и баянисты, которые находились в рядах партизан. Не было ни одного отряда, в котором бы не находилось по крайней мере, одного баяниста или аккордеониста.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24983.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.