У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Проблемы дефиниции музыкальной культуры Месоамерики в контексте ее историко-культурного развития
Количество страниц 182
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24988.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...3

Глава I. Теоретические предпосылки исследования музыкальной культуры Месоамерики...15

§ 1. Определение сферы изучаемого поля исследования...15

§ 2. Краткая историческая характеристика изучаемого района...30

Глава П. Проблемы типологии месоамериканской музыкальной культуры...40

§ 1. Место и роль музыкального фольклора и его особенностей

в процессе смены исторических формаций Месоамерики-Мексики...58

§ 2. Выявление и анализ дуалистических тенденций

музыкальной культуры ритуально- церемониального цикла...76

2.1. Письменные артефакты ...84

2.2. Археологические артефакты...93

2.3. Этнографические источники...95

§ 3. Зарождение и развитие признаков

профессиональной музыкальной культуры...104

§ 4. Реконструкция некоторых форм светского музицирования

конца XIV - начала XVI века в Месоамерике...129

Заключение... 156

Список сокращений...161

Список использованной литературы ...162

Приложения...182

Введение



ВВЕДЕНИЕ

*• Актуальность темы. Широкий исследовательский интерес к

J • музыкальной культуре Латинской Америки, заметно проявившийся в середине

XX века, был обусловлен стремлением глубокого изучения сложных проблем межкультурных взаимодействий, открывающих новые страницы в истории музыкальной культуры мира. Определяющая черта истории Месоамерики (Мексики) - постоянное динамическое взаимодействие различных элементов: расово-этнических, культурно-типологических, художественно-творческих. До начала XVI в. это определялось внутриматериковыми взаимодействиями (см. § 2, гл. I), после открытия Нового Света и Конкисты (завоевания) - это, в первую очередь, взаимодействия с западноевропейской и африканской культурами, что позволяет представить музыкальную культуру современной Мексики как некий своеобразный гибрид, возникший в результате смешения противоположных миров, различающихся, прежде всего, по уровню социально-"*i экономического и художественного развития. Однако процесс интер-

'**.' культурного взаимодействия, формирующий принципиально новые типы

отношений между художественными культурами, в свою очередь нивелирует их самобытность в общем синтетическом контексте. Таким образом, вызревает естественное стремление в дефиниции, самоопределении своих национальных характеристик и особенностей. Своего отдельного структурно-типологического анализа требует и музыкальная культура Месоамерики, как составляющая часть всей месоамериканской культуры, часто объединяющаяся определением «народный фольклор». Также представляется необходимым анализ самих причин й4 процессов смысловых смещений понятий и определений, возникших в результате пересечения различных культур, а также адекватности осмысления их категориальных дефиниций на протяжении истории изучения музыкальной ^ культуры Месоамерики как объекта исследования. Поэтому особое значение

) приобретает задача, связанная с изучением национальных музыкально-

художественных традиций в контексте исторического развития региона и

4

необходимости перехода от этапа описания конкретных музыкальных жанров к теоретическому обобщению накопленного исследовательского материала.

Степень научной разработанности темы. Началом отсчета истории исследований культуры древних цивилизаций Месоамерики можно считать начало XVI в., когда вместе с конкистадорами в Новые Индии прибывали монахи-миссионеры. Им-то и можно поставить в заслугу те усилия, предпринятые для сохранения памяти о цивилизациях, которые были разрушены конкистадорами и поселенцами. Прежде всего здесь следует упомянуть доминиканца Диего Дурана с его «Историей» («Historia de las indias de Nueva Espana e islas de tierra firme», 1581) [153], Бернардино де Саагуна -Codex de Florence [228], рукописи монахов Иеронимо Мендиеты [198], Диего де Ланда [183], Толибио де Мотолинии [211]. Оставляют свои воспоминания очевидцы событий тех лет Бернардо Диас де Кастильо [148], Эрнан Кортес [146], потомок самого Моктесумы II - дон Эрнандо Альварадо Тезозомок (Хроника Мехикано, 1600) [240]. И если воспоминания Кортеса и Диас де I Кастильо связаны в первую очередь с описанием битв между конкистадорами и

индейцами, то труды Мендиеты, Диего Дурана, Бернардино де Саагуна — это богатейший энциклопедический материал о национальных обычаях, нравах, религии, науки и культуры.

С последующими столетиями интерес к культуре Месоамерики возрастает все больше и круг интересов становится шире. В первую очередь интерес связан с изучением древних рукописных книг (кодексов), оказавшихся в различных европейских библиотеках и частных коллекциях. В поисках исторических раритетов в XVII-XVIII вв. в Новый Свет отправляются Карлос де Сигюенса и Гонгора [233], Лоренсо Ботурини [129], Гемелли Каррери, имена которых Мигель Леон-Портийя назвал первыми отдельными звездами в истории поисков и исследования письменных сокровищ ацтеков и майя [191, j p. 175].

С XIX в. начинаются работы по публикации факсимильных источников, как, предположительно, аутентичных, так и их копий. Немецкий исследователь

5

Александр фон Гумбольдт [179] издал в 1810 г. некоторые фрагменты из различных кодексов в своей работе о географии и истории культуры Америки, частично используя манускрипты из «Музея Ботурини». Англичанин Эдвард Кинг, лорд Кингсбороу, в 1831 г. также издает фрагменты древних рукописей, правда, без научных комментариев. К 400-летнему юбилею открытия Америки в 1892 г. публикуются пять рукописей под редакцией Альфонсо Чаверо. Но, как наиболее серьезные научные исследования конца XIX - начала XX в. выделяются работы немецкого ученого Эдварда Селера и его последователей (Мануэль Мартинес Гракида, Эрнест Теодор Гами, Паул Шейхаст, Джеймс Коотер Кларк и др.) в области иконографии и этноистории, в которых ученый, исследуя кодексы Nuttall, Bodley, Seldan проводит параллель с письменностью цивилизаций Ассирии, Шумер и Вавилона [119, pp. 12-13].

XX в. отмечен появлением исследовательских работ, совершенно разных по своему уровню и глубине исследования: от познавательного, научно-популярного и дидактического до кратких курсов и многотомных исследований. Необходимо выделить имена Альфонсо Касо [137-139], Эрика Томпсона [243] и Юрия Кнорозова [59] как наиболее выдающиеся в области дешифровки древних манускриптов. Появляются также разработки, связанные и с изучением культуры Месоамерики, ее литературного и музыкального наследия. Ценный материал для теоретического исследования культуры представляют научные работы в области: «Театр - науатл» Фернандо Оркаситас [177], Мария Стерн [238], «Философия науатль» М. Леон-Портийя [187], «История литературы науатл» A.M. Гарибай [167-170], Г. Баудо [130], Л. Чеффлер [184], И. Лара [184], «Мифы и легенды Месоамерики» В. Крикебергер [182], П. Чан [179], «Песни Мексики» В. Мен доза [199-202], «Фольклор и музыка Мехикано» Рубен Кампос [134] и др., в которых предпринимается попытка синкретического анализа отдельных элементов • месоамериканской культуры и установления связи с космологическими и

мифологическими представлениями этносов. Среди массы исследований музыкальной культуры Месоамерики помимо мексиканских (Самюэль Марта

6

[195], Габриэль Салдивар [230], Мишел Конча [145]) широко представлены и иностранные авторы, среди которых Томас Станфорд [236], Роберт Стивенсон [95], Генриетта Юрченко, П.А. Пичугин [83-85], Г.Г. Ершова [43], М.Р. Зембатов [45] др. Эти научные разработки характеризуются общностью направления развития исследования музыкальной культуры Месоамерики как исторического и самобытного явления, а также выявления его межкультурных контактов и взаимных влияний культур.

Пути исследователей XX в. концентрируются на разных аспектах. Некоторые исследователи ставили себе задачу чисто описательного характера, знакомя с богатством ритуалов, включающих великое разнообразие песенно-танцевальных жанров («Мексиканский церемониальный календарь» Хосе Антонио Браво [132]), классификацией музыкальных инструментов доиспанского периода (Пабло Кастеянос [140], Самюел Марти [194], Хорхе Дагер [147]). Фольклорно-этнографические экспедиции фиксировали весь материал, в первую очередь, по географическим и этническим признакам. (Франциско Домингес, Роберт Тейес Гирон [180], Иесус Бал и Гай [120]). Заслуживает внимания своеобразная гипотеза известного ученого-переводчика древних текстов на языке науатль священника Ангель Мария Гарибай и его последователя Мигель Леон-Портийя о якобы существовавшей в древности у ацтеков особой системы нотной фиксации звуков. Некоторые исследователи во что бы то ни стало хотели увидеть в музыкальном наследии Месоамерики зашифрованные музыкальные знаки (Пабло Кастеянос, 1970). Другая крайняя точка зрения строилась с позиции сравнивания музыкальной культуры Месоамерики с музыкальной культурой Европы. И это, естественно, было не в пользу первой (Эльба Эрреро, 1917 [175]).

Новый прогрессивный путь исследований, рассматривавший музыкальную культуру Месоамерики как своеобразное явление и, в своем роде, уникальное, начался в первой половине XX в. в контексте всеобщего национального подъема в Мексике. И, в первую очередь, этот период в исследованиях связан с именами Висенте Мендосы, Самюэля Марти, Рубен

7

Кампос, Гуиермо Орто [215], Хулио Эстрада [162], Йоланды Морено Ривас [224] и др.

В ряду важных проблем в исследовании мексиканских и зарубежных ученых - проблема типологии новых возникших музыкальных видов в культуре Латинской Америки. Одна из наиболее традиционных точек зрения формулируется в своеобразной специфике происхождения и особенностях их социального функционирования. Речь идет о европейских нефольклорных истоках и прототипах национальных традиций музицирования, которые в процессе фольклоризации и смешения с другими творческими видами образовали латиноамериканский музыкальный фольклор (П. Уренья, А. Леал [121], П. Пичугин). Дальнейшее исследование музыкальной культуры Латинской Америки и ее творческих видов привело к необходимости дифференцировать это понятие с тем, чтобы терминологически зафиксировать огромную массу художественно-творческих явлений, возникших, в основном, на городской почве и которые по основным параметрам не соответствовали пониманию термина «фольклор». Однако, возникший термин музыка «popular» не смог до конца решить проблему дефинициации жанров народного демократического музицирования. Хае Рейтер (1984) [223] подсчитал 8 различных терминов (Popular, Tradicional, Anonima, Folklorica, Tipica, Regional, Etnografica, Vernacula), встречающихся в Мексике для обозначения песенной и популярной инструментальной музыки и вызывающих научные споры об использовании наиболее приемлемых вариантов. Приблизительно в это же время выходит из печати еще одна работа латиноамериканских исследователей под общей редакцией Изабель Аретс (1994) [124], в которой проблемы типологизации латиноамериканской музыки поднимает А. Карпентиер и предлагает свою шкалу: культовая музыка, академическая, popular, populachera (музыка плебса), фольклорная. Как видно, многие латиноамериканские исследователи часто каждый по-своему трактуют одни и те же понятия, что усложняет получить общее представление о существующей структуре «музыки населения» в Латинской Америке и, в частности, в Мексике.

8

Существует и другая идея. Идея двух самостоятельных разновидностей фольклора в Латинской Америке:

1) фольклор коренного населения, который не подвергся метисации и который типологически сопоставим с традиционным фольклором Европы;

2) смешанный фольклор, который представляет специфическое явление и возникновение которого обусловлено объективными потребностями формирующейся национальной культуры Латинской Америки (Мексики) (Й. Морено Ривас, С. Марти и др.).

Однако такое деление не до конца раскрывает понятие музыкальной культуры Месоамерики до Конкисты, объединенное часто в одно целое — индейский фольклор.

На примерах из эпического наследия индейцев, рукописных летописей, используя хронику монахов-миссионеров, представляется возможным найти подтверждение идеи неоднородности музыкальной культуры Месоамерики. Для этого условными гранями в исследовании может послужить разделение музыкальной культуры Месоамерики на религиозную и светскую, а также профессиональную, любительскую и собственно фольклорную. В подтверждение такого деления хочется сослаться на высказывания П.Г. Богатырева, приведенные Михаилом Сапоновым в своей книге «Менестрели» [89], где исследователь считает основной мерой отличия фольклора от любых других видов наличие функции публики. Где народную песню поют все, ее исполнитель здесь не отделен от публики. Фольклор адресован не посторонним, а самому себе и всем сразу. Такого же принципа разделения между фольклорной и не фольклорной культурами придерживается и Л.Л. Бочкарёв (1997), подчеркивая, что в синкретической фольклорной форме автор-исполнитель и слушатель неотделимы.

Развивая идею зарождающейся полифункциональности музыкальной культуры, а также возникновение таких новых категорий в месоамериканском социуме, как «авторское творчество», можно подчеркнуть закономерности их возникновения в контексте общего духовного развития общества, его

9

мировоззрения и психологии. Поскольку «в процессе деятельности человек сталкивается не только с задачей обнаружения, выявления, раскрытия смысла, но и в его формировании, создании» [19, с. 60].

Научный же интерес к взаимодействию месоамериканской и западноевропейской культур, в первую очередь, заключается в раскрытии своеобразного исторического эксперимента (Г. Салдивар, И. Эстрада, П. Пичугин, Г. Ершова, В. Земсков [46], Я. Шемякин [113], С. Созина [92] и др.). Для этого необходимо вначале определить, что понимается под категорией взаимодействия культур. Взаимодействие подразумевает взаимное, паритетное сосуществование, взаимообогащение, взаимовлияние и т.д. Однако говорить о взаимодействии культур в период Конкисты можно очень условно. На деле имеются совершенно другие формы пересечения двух культур. В силу исторических событий эти формы пересечения приобрели агрессивный характер. Испанское вторжение привело к уничтожению месоамериканской цивилизации. Кортес и его немногочисленное войско было для индейцев только авангардом нового мира (М. Гролиш, 1998 [33]). Вероятно, было бы правильнее говорить не о взаимопроникновении, а о трансплантации, перенесении готовых форм культурного воздействия одной цивилизации (Западной Европы) на другую (Месоамериканскую). Вследствие этого было нарушено естественное, поступательное развитие цивилизации ацтекского царства, в частности, и в общем всей Латинской Америки. Невзирая на более прогрессивную суть западноевропейской культуры, она подавила самобытность национальных форм, что привело в отдельных случаях к полному их исчезновению. (В. Земсков, 1991). На современном этапе развития искусства, когда язык концептуализма и абстракционизма практически нивелировал национальные корни, став явлением универсальным и вненациональным, такие потери наиболее ощутимы (Е. Флорескано [163], Р. Мирандо [204], Л. Выготский [24], А. Горелов [31]).

Открытие Нового Света явилось началом культурно-политической экспансии. На этом закончилось изолированное развитие цивилизации и

10

культуры Месоамерики. Земли, занимаемые коренными жителями — индейцами, надолго стали территорией столкновений политических и экономических интересов двух мировых культур: Европейско-христианской, с одной стороны, и древней культуры ацтеков и майя - с другой (X. Иннес, 2002 [49]). Было положено начало длительному периоду европейского проникновения. Латинская Америка стала первым опытом колониального захвата, на земли которой экспансируются европейские традиции, обычаи, образ жизни, религия, культура. Территория Месоамерики-Мексики долгое время находилась под властью Испании, Франции, США, и коренной этнос постепенно исчезал, ассимилируясь. С введением христианства погибла вера индейцев. Как оригинальная и самобытная культура Месоамерики практически перестала существовать. Однако, на этом своеобразный исторический эксперимент не закончился. Начиная с конца XV в., начала XVI в. одновременно с Конкистой увеличивается количество эмигрантов из Западной Европы и количество вывезенных из Африки и обращенных в рабство негров. Произошедшая от смешения браков метисация послужила возникновению новой нации — латиноамериканской расы. Это не была нация с европейской точки зрения, веками складывающаяся общность людей, объединенная языковыми, психофизическими особенностями. Однако интеграция этносов способствовала возникновению новых культурно-цивилизационных факторов и формированию новой многосоставной латиноамериканской культуры (Л. Гумилев, 1997 [36]).

Вследствие этого процесса синтезирования одной из основных проблем латиноамериканской культуры является проблема самоопределения, поднимающая вопросы: что представляет собой латиноамериканская культура? в чем заключается ее основополагающая сущность? Этот процесс самоопределения идет путем построения собственного образа мира Латинской Америки в соотнесении с различными культурами Европы, США, Японии и пр. Поскольку в латиноамериканской культуре всегда можно найти прообразы из этих культур, эта проблема самоопределения актуальна до настоящего времени,

11

порождая дискуссионный вопрос: что определяет доминанту музыкальной культуры Мексики? Музыкальное наследие древней культуры майя, ацтеков, сапотеков, миштеков? Ассимилированные традиции западноевропейского городского фольклора? Культура креольского барокко XVI-XVII вв.? Культура мариачи? Или нововведения вненациональной принадлежности XX в.?

Своеобразие мексиканской культуры заключается в том, что на протяжении веков она постоянно вбирала в себя готовые модели различных культур, по-своему преобразуя и комбинируя их. И в этом ее отличительная черта. Это культура становящегося типа, которая строит себя, вырабатывая альтернативные формы. И если в какой-то момент и чувствовался так называемый дефицит аутентичности, то в последнее время из недостатка это превратилось в достоинство: возрождая культуру до Конкисты, преломляя ее через элементы реализма XIX-XX вв., модернизма и концептуализма..

Цель и задачи исследования:

1. Изучить феномен музыкальной культуры Месоамерики как интегральную часть мировой музыкальной культуры и определить, что представляла собой музыкальная культура Месоамерики до эпохи Конкисты, охватывающая огромный исторический период развития этого региона Центральной Америки.

2. Систематизировать научные представления о музыкальной культуре Месоамерики и проследить процесс формирования этого феномена в контексте общего исторического развития древних цивилизаций.

3. Теоретически обосновать структурную неоднородность изучаемого феномена.

4. Рассмотреть музыкальную культуру Месоамерики до эпохи Конкисты с точки зрения дефиниции по признакам: профессиональным, любительским и фольклорным. Выявить зарождающиеся признаки авторского искусства.

5. Выявить на примере музыкальной культуры Месоамерики специфику синтеза музыкальных традиций и поэзии.

12

6. Проанализировать на примере музыкальных культур Месоамерики и Западной Европы процесс пересечения культур и раскрыть связанное с этим процессом понятие «инаковости», или «другого».

7. Выявить зависимость процесса дефинирования музыкальной культуры Месоамерики от развития научной мысли на разных исторических этапах.

8. Раскрыть особенности функционирования процессов, проходивших в музыкальной культуре Месоамерики - Мексики в период Конкисты.

Теоретической и методологической основой служит комплексный подход исследования. Работа основана на критическом изучении исследований как латиноамериканских, так и отечественных авторов. Ведущими методологическими ориентирами в данной работе стали принципы аналитического исследования, сформировавшиеся в различных областях искусствознания. Предпринята попытка анализа музыкальной культуры Месоамерики с позиции общегуманитарного знания. Специфика осуществляемого исследования обусловлена необходимостью привлечения материалов по истории, религии, культурологии, философии (в том числе К. Юнг [117], О. Шпенглер [114], Г.Франкфорт [109], Э. Дюркгейм [41], А. Тойнби [101], Э. Тайлор [100], К. Хюбнер [ПО], М.Бахтин [12], М. Мамардашвили [69], Е. Балабушкин [10], Л. Сеа [146] и др.). Теоретическими источниками исследования явились труды известных ученых, в которых рассматриваются проблемы музыкальной и этнической психологии (Л. Бочкарев [19], Ю. Бром л ей [20], С.Лурье [68], Л. Леви-Брюль [62], К. Леви-Строс [64], Э.Сепир [99], Я.Пономарев [86]), этики (Э. Дюссель [154], К.-О. Апел [122]), музыки как предмета логики (А. Лосев [66]), музыкальной социологии (Л. Туррент[242], Т.В. Адорно [3]), музыки как вида искусства (А. Сохор [93], В. Суханцева [98], И. Герасимовой [28]). Останавливаясь на проблемах и особенностях фольклористики, целесообразным считалось привлечение научного материала по данному вопросу как русских, так и мексиканских авторов (Б. Путилова [87], И. Земцовского [48], П.Богатырева [17], А. Байбурина [9], Е. Мелетинского [72], С.Неклюдова [76], К. Монтемаера [208], В. Мендоса [199], И. Ромеро

13

[225] и др.). А также материалов, основанных на личных беседах с профессором археологии Ангелес Олай Б., сотрудником Центра INAM.

Научная новизна диссертации определяется следующими моментами:

- максимальное приближение исследования к новым и уже известным историческим фактам, основанным на новейших археологических открытиях и пиктоглифической дешифровке;

- комплексный, междисциплинарный подход в изучении музыкальной культуры Месоамерики, который представляет исследуемый феномен как интегративную часть искусства;

- уточнены структурные составляющие, функции, виды и формы как средства формирования музыкальной культуры Месоамерики;

- установлена роль этнопсихологического фактора в процессе дефинирования изучаемого феномена.

Объект исследования. Объектом исследования в диссертационной работе является история Мексиканского государства, его культура, фольклорное наследие, сохранившиеся эпические источники, археологические исследования. Необходимость изучения музыкальной культуры Месоамерики как самобытного явления искусства потребовала привлечение большого количества источников как музыкального, так и не музыкального плана. В качестве материала исследования использовались диско- и видеографические примеры (Musica del Archivo Samuel Marti [213], Fonoteca del INAH [165] и др.), антологические сборники этнографических и фольклорных экспедиций (В. Мендоса, Ф. Домингес, Т. Станфорд и др.), свидетельства монахов-францисканцев XVI в. (Диего Дуран, Бернардино де Саагун, Диего де Ланда, Торибио де Мотолинияи др.), эпико-поэтическое произведение народа киче «Пополь-Вух» (Книга народов) [221], Рабиналь Ачи (эпическая драма-балет) [222], музыкально-поэтическое наследие ацтекского царства («Мексиканские песни», «Романсы сеньоров Новой Испании», «20 гимнов богам»), которые позволили рассмотреть музыкально-культурные связи в социальном и историческом контексте. Кодексы Vindobonensis [143], Chimalpopoca [141],

14

Ramires [142], Fejervary-Mayer [157], El Titulo de Yax [156] и др. Исследование проводилось при использовании web-сайтов: www.mesoamerica.ru, www.arqueomex.com, www.ejoumal.unam.mx

Предмет исследования. Предметом исследования является специфика дефинирования особенностей музыкальной культуры Месоамерики как синтеза этнокультур.

Теоретическая и практическая значимость. Данная диссертация может быть полезна для курсов по истории древней музыкальной культуры, а также для дальнейших научных исследований в этой области.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и рекомендована к защите. Основные положения диссертации опубликованы в печатных работах. Ее результаты апробированы в выступлениях на научных конференциях и семинарах, проводимых в АПРИКТ, РГСУ и других учебных заведениях. Материалы исследования использовались в цикле лекций, прочитанных в Колимском университете (Мексика).

15

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕСОАМЕРИКИ

§ 1. Определение сферы изучаемого поля исследования

Сложность и многоплановость современного спектра научной мысли о культуре и искусстве объясняется плюрализмом научных точек зрения, разницей оценок как в структурном, так и в антропологическом, ценностном и экзистенциальном смысле.

Музыкальная культура как предмет научного исследования не может ограничиваться какой-то одной наукой в силу универсальности самого предмета исследования. Термин «музыкальная культура» определяет союз интересов как минимум двух наук: культурологии - науки о духовной культуре человечества и музыковедения - как раздела искусствоведения, изучающего историю и теорию музыки [18]. К отраслям науки о музыке можно отнести теорию и историю музыки, этнографию, акустику и др. В изучении общих проблем музыкального искусства — отражения действительности в музыке-теория музыки соприкасается с музыкальной эстетикой [116, с. 167]. В совокупности указанных научных дисциплин, тем не менее, каждая в отдельности обладает известной самостоятельностью и проявляет свои специфические интересы к предмету общего исследования. С другой стороны, музыкальная культура, как духовный опыт человечества, имеет прямое отношение к изучаемым проблемам в контексте истории, философии и социологии. Рассматривая музыку как предмет логики, а также рассуждая о понятии нормативности в музыке, А. Лосев отмечает, что «норма в музыке есть нечто непрестанно становящееся и, следовательно, ничего общего не имеющее с идеальной неподвижностью логических норм» [65, с. 467]. Таким образом, предметное поле исследования даже такой узко специфичной темы, как «Музыкальная культура Месоамерики», теряет свою замкнутость и аккумулирует сумму знаний как различных, уже названных, наук, так и их различных производных (музыкальной психологии, этнопсихологии,

16

социологии музыки). Теоретическое осмысление явления «музыкальной культуры», взятой в единстве важнейших аспектов ее функционирования, определяет ее предметом целого комплекса научных дисциплин и таким образом формирует межпредметный уровень познания. Можно считать, что познание музыкальной культуры фиксируется на « качественно-определенных ее сторонах и характеристиках: деятельно-ценностных, социально-исторических, антропологических, дифференциально-психологических, художественно-музыкальных» [19, с. 5].

Как известно, музыка (лат. musica; греч. - муза) - это искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства [116, с. 162]. Если представить музыку исключительно как звук - то она становится предметом изучения акустики, если как знак — то предметом изучения семиотики. Если предположить, что музыка - это форма мышления, форма человеческого сознания, реальная мысль, то изучение музыки выходит за рамки чисто музыкальные. Чисто музыкальное бытие, как определяет А.Ф. Лосев, есть абсолютное взаимопроникновение бытия и небытия, т.е. абсолютное тождество логического и алогического моментов. Музыка - все есть форма. Она - ритм, метр, тональность и проч., т.е. то, что указывает на ту или иную сложность и оформленность ее содержания. Но она, вместе с тем, совершенно вне какого бы то ни было логического оформления и есть царство алогического и бессмысленного. Музыка говорит многое, но она не знает, о чем она говорит... она говорит о не сказуемости, логически конструирует алогическую стихию, говорит о непознаваемом и о размыве, о стихийном инобытии смысла [65, с. 505].

Процессы музыкального «переживания» и «выражения», выделенные в музыкальной психологии как формы музыкальной деятельности, определяют важнейшие свойства человека — его сознательное активное реагирование во взаимодействии с окружающей средой. Таким образом, музыкальная деятельность - это в первую очередь продукт человеческой мысли. Как

17

указывает И.А. Герасимова, «освоение человеком звукового пространства предполагает в когнитивном аспекте (связанным с сознанием, мышлением) определенные интеллектуальные усилия» [26, с. 91]. Звук из чисто акустического явления приобретает смысловое значение в виде определенной интонации, древнейшие истоки которых «кроются в первичном и еще нерасчлененном массиве человеческой практики, в грубо утилитарной потребности элементарной коммуникативности» [97, гл. I]. Накопление «первичной практики» можно определить как процесс познания, характеризующийся бесконечностью и избирательностью. Накопленная сумма знаний «первичной практики» дает возможность через этап осознания перейти в новое качественное состояние самого сознания. Л.П. Киященко называет это «эффектом избыточного накопленного знания» [52]. Это предположение дает право утверждать, что, невзирая на отсутствие музыкальных фиксированных источников, отражающих этот процесс в глубокой древности, но по косвенным фактам и, в дальнейшем, по первым известным таким источникам и отраженным в них того, современного им, качественного состояния, процесс накопления знания и его осознание различной интенсивности характеризует любое человеческое общество. И как вектор движения накопления знаний, как фактическое доказательство этого процесса, можно определить его направлением от палеолитических богинь плодородия - до античной скульптуры, от каменных орудий труда - до хирургических инструментов древнеегипетской медицины, от «взятых» из природы примитивных музыкальных инструментов - до специально изготовленных.

Известная «нематериальность» продукта музыкальной деятельности, отсутствие ее фиксированных примеров в глубокой древности ставят исследователей в наиболее невыгодные условия. Поэтому особенно ценными являются сохранившиеся «критерии великих мыслителей Греции о музыке, начиная с Платона и Аристотеля» [229, р. 33]. В этом Адольфо Саласар видит основные причины длительного совместного пути развития науки о музыке, как составной части философии. Может быть, именно поэтому музыка для
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24988.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.