У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Художественный образ и композиция в дизайне мебели периода XVIII-начала XXI веков
Количество страниц
195
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25021.doc
Содержание
Введение... 4
Глава 1 Анализ терминологических понятий «композиция» и «художественный образ» и теорий их взаимодействия... 13
1.1 Исследование терминов «художественный образ» и «композиция»... 13
1.2 Взаимодействие композиции и художественного образа с точки зрения психологического аспекта восприятия... 25
1.3 Взаимосвязь образного и логико-вербального типов мышления в процессе функционирования правого и левого полушарий мозга человека... 31
Глава 2 Генезис развития композиционной структуры объектов мебели в историческом срезе с XVIII по XXI век и ее влияние на форми- рование образного решения... 36
2.1 Понятие «стиль» (и факторы, влияющие на его изменение) в контексте композиционного развития утилитарногопредмета среды 36
2.2 Композиционные характеристики доминирования тех или иных принципов в истории развития мебели с XVIII по XXI век... 48
2.3 Выявление зависимости образного решения от изменения композиционных принципов... 103
Глава 3 Взаимосвязь композиции и художественного образа в проектном
процессе формообразования ... 109
3.1 Понятие «форма» и процесс формообразования в дизайне мебе- 109 ли...
3.2 Визуальная структура восприятия предмета мебели... 118
3.3 Структура замысла утилитарного предмета дизайнером... 131
3.4 Композиционная структура формообразования мебели... 145
Заключение... 166
3
Библиографический список использованной литературы... 170-
¦ 184
Приложение ... 185-
195
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Дизайн мебели конца XX и начала XXI столетия отмечен появлением произведений, столь сильно отличающихся от предшествовавших форм, что обусловливает интерес к природе этого явления, принципам, методам и закономерностям процесса его формообразования. Традиционное представление о ритме, объеме, массе, масштабности, системе членений, о собственно композиционном принципе проектирования мебели пересматривается в связи с появлением новейших материалов, технологий и возрастанием роли художественной выразительности в формообразовании объектов дизайна.
Сложившиеся каноны и принципы проектирования в период функционализма породили усредненность, безликость и бездуховность предметной среды. 1 Iotok массового производства стандартных вещей не имел ярко выраженного художественного образа, что способствовало активизации общих глобальных процессов в дизайне, направленных на поиск выразительных, индивидуализированных форм. Это обстоятельство предопределило необходимость исследования художественно-образных и композиционных особенностей объектов дизайна, определение баланса между ними и функцией, формой и содержанием с целью достижения гармонизации и комфорта предметной среды, адекватной материальным и духовным потребностям человека.
Социально-экономическое и культурное развитие России связано с созданием полноценной среды обитания ее граждан. Дизайн и предметные виды изобразительного искусства, создавая эту среду, активно формируют гармоничный, духовный и эстетический потенциал общества. Процесс гармонизации предметного мира имеет своей целью создание наиболее рациональной связи человека с предметным миром в интересах развития творческих способностей каждого индивидуума. Таким образом, гармонизация предметного мира - это не только материально-технический, научно-практический, культурно-эстетический, но и социальный процесс. Он опре-
5
деляется структурой общества, его общественными и культурными идеалами и предполагает создание функциональных, эргономичных, эстетически полноценных, выразительных предметов мебели, организующих единое гармоничное целое пространство.
Приоритетом в художественном проектировании мебели на современном этапе, помимо ее технологических и потребительских качеств, стало формирование выразительного образа объекта дизайна, как высшего продукта творчества. Эта тенденция находит отражение в отличительных признаках мебели постмодерна, и выражается в применении различных художественных приемов, исторических традиций, национальных особенностей, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. Именно в данный период, новейшие научно- технические возможности позволяют реализовы-вать в полной мере самые фантастические проекты, которые требуют эстетического и художественного осознания. Участие профессионального дизайнера, владеющего приемами эстетизации пластики в рамках только пропорций, масштабности, тектоники и т.п., отражающих исключительно материальные свойства, недостаточно для того, чтобы считать вещь «произведением». «Даже наличие таких свойств, как типизированность, индивидуализирован-ность, обобщенность, зафиксированных в пластике вещи, делает ее художественно выразительной, но не превращает в произведение искусства, ибо эти свойства больше «работают» на эстетическую выразительность конструкции, функции и материала» [53, стр. 102]. Поэтому вполне правомерно обратиться к наиболее яркому свойству художественной выразительности - метафоричности [56]. Порой мебель становится похожа на скульптуру, с тем лишь отличием, что несет в своем синтезе помимо художественных, декоративных качеств и достоинств еще и функциональный эквивалент. Переосмысление ценностей произошло в последние годы не только в сознании профессионалов-дизайнеров. Существенно изменилось отношение к эмоционально-образному содержанию в объектах мебели и у потребителя [44]. При выборе предмета мебели потенциальным покупателем сегодня акцент на ее художе-
6
ственные качества и достоинства имеет первостепенное значение. В этой новой ситуации привычный опыт восприятия дизайн-форм мебельного творчества оказывается недостаточным, культурные феномены в нем приобретают решающее значение, этот факт требует осмысления, необходимого как для профессиональной практики, так и для теоретического аспекта композиции. Однако на данной стадии художественного осмысления формы ещё остаётся много невыясненного в его внутрипрофессиональной специфике. Основное внимание стоит обратить на внутридизайнерскую морфологическую разработку. Эта сторона искусствоведческого анализа произведений дизайна менее всего разработана.
Решению этой задачи поможет исследование взаимодействия композиции и художественного образа в дизайне мебели. Необходим глубокий анализ проявления взаимосвязи и взаимодействия художественного образа и композиционных особенностей в генезисе их развития, учитывая при этом композицию как вид профессионального самосознания дизайнера, возникающую на основе культурных ассоциаций и выражающейся в художественных формах мебели.
Эстетический потенциал выразительной формы мебели весьма важен для дизайнера, ибо дает возможность ориентироваться на эстетическую норму, на критерии целостности, логической взаимообусловленности элементов и смысловое содержание, определяемое этой формой. В свою очередь, художественно-проектное мышление развивает сдвоенный (образные категории на основе композиционных вариаций формы) тезаурус и технику работы с ним, формирует упорядоченное представление об образах объемных моделей, их восприятия и их создания. Проектирование в дизайне, таким образом, является художественно-содержательным процессом, поскольку связано с выявлением смыслов и их пластическим выражением, а анализ объектов дизайна происходит на основе синтеза принципов функциональной целесообразности и семантической образности.
7
Теоретик дизайна Г. Демосфенова указывает, что в теоретических исследованиях, работы, посвященные выявлению свойств визуальной формы, должны занята, одно из ведущих мест. Она отмечает, насколько важно выяснить, какое влияние на современную художественную культуру и современные представления о форме оказывает опыт исторического развития понятия о форме как выражении и отражении определенных смыслов. Необходимо знать, каково развитие символики вещи, выражающееся в форме, какие выразительные средства использует дизайнер и каким образом они связаны с обширной художественной практикой человечества [47].
Актуальность данной работы подтверждается высказыванием дизайнера и педагога 10. Сомова: «.. .Необходима систематизация - нахождение наиболее общих признаков в развитии форм различных изделий. Это и позволит подойти к упорядоченному изучению закономерностей композиции, причем не только самых общих, так или иначе давно известных, но и тех, которые проявляются лишь по отношению к определенным «видам форм» [142, стр. 11].
Средовой утилитарный объект немыслим вне художественно-композиционной системы, ибо она органично включает в себя единство функциональной, социальной и эстетической организованности. Поэтому в формировании объемно-композиционной структуры мебели исключительно важная роль принадлежит принципам целостности и целесообразности, объединяющим утилитарно-функциональное, эстетическое, полезное и достаточное, которые организуются по принципам эстетической гармонизации и образной выразительности.
Тема соотношения художественного образа и композиции, соответствия формы содержанию исследовалась в области архитектуры (А. Иконников, Г.Степанов и др.), в области дизайна (Г. Крюков, Е. Лазарев, Г. Минервин, Ю. Сомов, и др.), в области изобразительного искусства (М. Алпатов, О.Го-лубева, В. Фаворский, П. Чистяков, О. Чернышев, Е. Шорохов и др.). В дизайне мебели рассматривались другие аспекты, такие, как рациональность
g
типов мебели (О. Барханова), стилевая особенность мебели ампира (А. Ма-шакин), функциональность специализированного оборудования (Т. Кильпе), идейно-эстетические проблемы проектирования бытовой мебели (Е. Щедрин), анализ сопоставления форм архитектуры и мебели (К. Прахт).
Глубоких исследований в области взаимосвязи художественного образа и композиции в дизайне мебели не проводилось. Актуальность рассматриваемой темы заключается в ее современности, востребованности, так как отражает процесс формообразования мебели, который помимо соответствия своим функциям, направлен на создание художественной индивидуальности и авторской неповторимости образа. Стремление человека к улучшению качества жизни выдвигает перед дизайнерами проблему, связанную с конкурентоспособностью мебели, которая должна отличаться оригинальностью, образностью, новизной художественных решений, соответствовать требованиям стиля и основным модным тенденциям.
Не менее важным является и то, что со второй половины XX столетия, в период постмодерна, существенное продвижение в теоретических концепциях проектирования было получено на основе семиотической интерпретации композиции; произошло значительное обогащение палитры профессиональных художественных средств. Сегодня культурные феномены в формообразовании мебели приобретают решающее значение. Эта тенденция требует научного осмысления, необходимого как для теории, так и для практики дизайна мебели.
Цель и задачи исследования. Цель работы - определение взаимосвязи художественного образа и композиции в дизайне мебели XVIII-XXI в.в. и разработка типологии изменения композиционных закономерностей при формировании художественного образа объектов дизайна.
Для достижения указанной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1. Провести анализ понятий «художественный образ» и «композиция» в дизайне мебели.
9
2. Провести анализ мебели как единичного средового объекта с позиций динамики развития средств композиции и художественного образа в период с XVIII - XXI в.в.
3. Выявить закономерности развития композиции и художественного образа дизайна мебели в границах исследуемого периода: принципы, тенденции, ритмичность чередования.
4. Определить характер взаимодействия художественного образа с качественными характеристиками композиции - функциональностью, эргономичностью и эстетичностью.
5. Выявить тенденции взаимосвязи художественного образа и композиции в современных принципах формообразовании мебели.
Объект исследования - мебель периода XVIII - XXI вв.
Предмет исследования - определение взаимосвязи художественного образа и композиции в дизайне мебели, как одного из организующих факторов гармонизации формы.
Границы исследования определяются временными рамками от XVIII в. до XXI в. и охватывают вопросы взаимосвязи художественного образа и композиционной структуры мебели в её историческом генезисе. Рассматриваются наиболее характерные стилевые объекты мебели как образцы культурно-бытового назначения, играющие ведущую роль в формировании и развитии художественного направления в дизайне мебели.
Метод исследования. В основу метода исследования положен анализ и обобщение различных литературных источников, музейных и архивных материалов. Исследование опирается на имеющиеся определения образа и композиции в литературе по дизайну, архитектуре и изобразительному искусству. Выявление взаимосвязи этих понятий предполагает отбор, обобщение и оценку периодичности изменения художественной образности и композиции в истории развития предметного мира.
Основным базовым материалом для работы являются труды в области философии, эстетики, семиотики, психологии, изобразительного искусства,
ю
скульптуры, теории и методологии дизайна, композиции. Методология данного исследования базируется на взаимодействии композиционной структуры и художественного образа в формообразовании мебели в контексте ее стилевых особенностей и соответствия формы своему содержанию.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассматривается типология развития композиционной структуры мебели как объекта дизайна во взаимосвязи с художественным образом в контексте исторического развития стилевых периодов.
Определена закономерность чередования преобладающих внешних форм предметов с их внутренним образным содержанием и составлена диаграмма ритмичного изменения в рамках культурно-исторического среза.
Выявлены композиционные закономерности, определяющие художественный образ в объекте дизайна.
Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что выявление основных композиционных закономерностей формообразования объектов дизайна, в сумме образующих тот или иной художественный образ, способствует дальнейшему совершенствованию методики художественного конструирования изделий мебели.
Раскрытие динамики изменений художественного образа в соотношении с композиционными закономерностями в мебели позволяет наиболее полно, эффективно и обоснованно использовать эти знания при проектировании объектов дизайна. Произведенный композиционно-образный анализ развития культурно-бытовых изделий мебели в генезисе исторических стилей может быть использован в общетеоретических и научных исследованиях, связанных с формообразованием в дизайне.
Данное исследование представляет интерес для дизайнеров, искусствоведов, конструкторов и технологов мебельной промышленности, его можно использовать в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов архитектурного и художественно-промышленного профиля.
11
Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в методических разработках, научных статьях и тезисах; промежуточные результаты исследования докладывались на всероссийских научных конференциях Оренбург (2002-2004), Сочи (2005) и научной международной конференции Екатеринбург (2005).
Материалы и методические исследования использованы при поиске композиционного и образного решения в курсовом проектировании, при обучении студентов на кафедре «Дизайн архитектурной среды» Оренбургского государственного университета.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка используемой литературы, приложения с иллюстрациями и 24 планшетов (60x100см). Объем работы - 196с, из них 185с. машинописного текста и 11с. иллюстративного приложения; библиография содержит 189 наименований, из них 14 на иностранных языках.
Основное содержание работы
В первой главе рассматривается состояние проблемы, исследуются точки зрения философов, психологов, искусствоведов, художников на предмет взаимосвязи художественного образа и композиции. Проводится анализ терминологических понятий «композиция» и «художественный образ» и теорий их взаимодействия. Исследуется взаимодействие композиции и художественного образа с точки зрения психологического аспекта восприятия. Рассматривается взаимосвязь образного и логико-вербального типов мышления в процессе функционирования правого и левого полушарий мозга человека.
Во второй главе исследуется генезис развития композиционной структуры объектов мебели в историческом срезе с XVIII по XXI век и рассматривается ее влияние на формирование образного решения. Проводится анализ понятия «стиль» и факторов, влияющих на его изменение в контексте композиционного развития утилитарного предмета среды. Определяются композиционные характеристики доминирования тех или иных принципов в истории
12
развития мебели с XVIII по XXI век. Выявляется зависимость образного решения от модификации композиционных принципов.
В третьей главе рассматривается взаимосвязь композиции и художественного образа в проектном процессе формообразования. Исследуется понятие «форма» и процесс формообразования в дизайне мебели. Выстраивается визуальная структура восприятия предмета мебели. Определяется структура замысла дизайнером в процессе проектирования. Выявляется композиционная структура формообразования мебели.
В заключении диссертационной работы дается обобщение научных положений о взаимосвязи художественного образа и композиции, и формулируются основные результаты работы.
Современный этап развития дизайна выдвинул целый ряд задач, акцентирующих практические и теоретические стороны формообразования мебели. В связи с этим внимание исследователей сосредоточено на профессиональных принципах дизайнерской деятельности, важнейшим из которых является художественный образ, создаваемый автором в процессе работы и художественное формообразование объектов мебели, базирующееся на законах композиционного построения. Соотношение двух факторов - формального слоя искомого образа и его смыслового культурного значения является доминантой композиционно-творческого процесса. Сочетание этих компонентов обусловливает новую профессиональную культуру в области пространственно-предметного формообразования.
13
Глава 1. Анализ терминологических понятий «композиция» и «художественный образ» и теория их взаимодействия»
1.1 Исследование терминов «художественный образ» и «композиция»
Дизайн объединяет художественное проектирование и процесс промышленного производства полезной и красивой вещи. Дизайн выступает как единство прекрасного и утилитарного, эстетического и функционального, определяет неразрывность художественного и конструктивного творчества в формообразовании предметов мебели. Дизайн есть синтез искусства и науки.
Существование смысловых и культурных функций в продукте дизайна приобретает двойное значение в основном в объектах утилитарного происхождения. Культурологическое изучение развития предметной среды позволяет выявить двоякое смысловое содержание культурно-бытовых изделий -функция плюс образ. Дизайн взял от искусства формальные методы, приемы формообразования и способность создавать образы [33].
Касаясь вопроса специфики художественной формы в дизайне, теоретик искусствоведения С. Хан-Магомедов отмечает, что когда появится возможность сравнивать между собой объекты дизайна по их художественным качествам, то и сравнительные параллели дизайна и др. видов художественного творчества окажутся более продуктивными в осознании специфики художественной формы. Он отмечает, что именно эта сторона искусствоведческого анализа произведений дизайна менее всего разработана [154]. Художественные качества объекты мебельного творчества унаследовали от изобразительного искусства. К ним относятся те, которые органично выявляются в форме и используются в проектировании, а именно - композиционная целостность, гармоничность, симметричность, статичность, образность...
14
Сборник «Методика художественного конструирования» издательства ВНИИТЭ содержит определение художественного образа дизайн-объекта как «...неразрывного, взаимопроникающего единства чувственного и логического, конкретного и абстрактного, внешнего и внутреннего, формы и содержания» [102, стр. 6]. Это понимание послужило руководящим принципом в разработке настоящего исследования. Художественный образ рассматривается как иррациональное, ассоциативное наполнение формы, а композиция как логическая взаимосвязь ее элементов, определяющая выразительную насыщенность дизайн-объекта. Важно подчеркнуть, что этот метод позволяет связать образный подход с системным - композиционным, поскольку процесс отражения является общей гносеологической основой. Особенности методики исследования заключаются в реализации параллельных процессов изучения дизайн-объектов с точки зрения образной насыщенности и композиционного формообразования в культурно-исторических срезах, при которых полученные данные одновременно подвергаются структурированию и систематизации, а результаты данного эксперимента используются для уточнения и выдвижения новых гипотез и концепций.
Вопросам формирования художественного образа объектов дизайна и их средообразующей роли в области искусства, архитектуры и дизайна посвящен ряд работ Р. Арнхейма, В. Барышевой, Н. Воронова, Г. Демосфено-вой, Е. Жердева, А. Иконникова, Г. Курьеровой, Е. Лазарева, Л. Недович, А.Рубина, В. Сидоренко, С. Хан-Магомедова, О. Чепуровой... Образу в дизайне посвящены разделы книги «Методика художественного конструирования» и статьи в сборнике «Визуальная культура — визуальное мышление» издание ВНИИТЭ. Вместе с тем изучение роли образа, его генезиса в процессе композиционного формообразования объектов дизайна до сих пор останется важным, поскольку образное начало является одним из ведущих в создании выразительного облика мебели и среды.
Человек как существо социальное не только пользуется предметами мебели, их пространственными и временными отношениями, но и понимает и
15
осмысляет их. Они для него не только предметы утилитарного назначения, но и знаки, которые являются необходимым условием его общения с другими людьми. Всякое культурное единство, всякая социальная система является всегда в то же время системой знаков, ибо всякая вещь, начиная от собственного тела человека, его движений и звучаний и кончая любым отрезком мира, может быть принципиально вещью социальной, вещью выразительной, т.е. не только вещью, но и знаком, носителем смысла. Смысловое наполнение содержания мебели, несущей эстетическую ценность, обогащается за счет многогранности ее художественного образа.
В дизайн-объекте, ориентированном на целостное восприятие, обеспечивается ведущее положение художественных аспектов видения. «Все пути художественного отражения действительности в предметной форме ведут к тому, что она, будучи условной и иносказательной, строится на ассоциациях и порождает собой новые» [17, стр. 262]. Восприятие объектов мебели происходит путем воздействия на наши органы чувств и формирует эмоциональное и интеллектуальное впечатление. Организованные композиционно, объекты мебели выражают состояния изящества или массивности, сложности или простоты, они способны возбуждать в нас эмоции, вызывать эстетическое волнение.
Художественный образ, выражающий единство чувственного и смыслового, эмоционального и содержательного, отражает материальный объект в форме, имеющей определенные параметры. Образ тесно связан с художественной формой произведения мебели, с принципом ее формообразования, с типом взаимосвязи между элементами, ее составляющими, т.е. с композицией. Композиция придает всегда новый смысл уже осмысленным элементам. В сущности, человек не знает не осмысленных элементов: во все, с чем он встречается, он вкладывает некий смысл - узкий или широкий, крупицу объективной истины или субъективного заблуждения. Композиция из элементов, осмысленных художественно, выражает ассоциативное, метафорическое, смысловое содержание, несет в себе яркий образ, организовывает эстетичную
16
форму дизайн-объекта. Композиция дает универсальный, объективный, культурно-исторический анализ формы.
В области композиции существуют исследования И. Араухо, А. Барта-шевича, И. Ветровой, О. Голубевой, А. Иконникова, И. Иттена, А. Лаврентьева, Е. Лазарева, Г. Минервина, В. Маркузона, Г. Степанова, А.Степанова, Ю.Сомова, О. Чернышева...
Словарь художественных терминов определяет композицию как «определенную стадию творческого акта в создании художественного произведения, представляющую собой наглядные схемы художественного построения, которые, будучи выделяемы как особый слой композиционных форм, могут различаться, как в зависимости от характера самого построения (симметричная, асимметричная, статичная, динамичная...), так и в зависимости от той группы внешних форм, которые объединяются и выделяются в данное композиционное единство» [139, стр. 238]. Под законами композиции следует понимать общие абстрактные определения художественной наглядности.
В процессе исторического развития модернизируются вариации композиционных приемов и средств, а, следовательно, меняются требования к композиции утилитарных форм мебели. Сегодня эта проблема действительно актуальна. Это связано, в первую очередь, с ситуацией на мебельном рынке, наличием множества различных направлений и течений в мебели, что непосредственно отражается на изменении ее форм и композиционных средств, применяемых дизайнером.
«Художественный образ», как неотъемлемое составляющее любого художественного объекта и «композиция», как основной структурирующий и объединяющий фактор, играют важную роль в процессе проектирования мебели. А.В. Иконников характеризует форму объекта как «сплав образного и рационального, отвлеченного и конкретного, материального и духовного» [64, стр. 122]. В.Г. Власов указывает на «взаимодействие двух основных сторон человеческого сознания: рациональной и иррациональной, логической и интуитивной. Ведь именно их сочетание и порождает уникальный феномен
17
художественной деятельности» [25, стр. 15]. Мебель как объект художественного проектирования, так же представляет собой единство эмоционального (художественный образ) и рационального, логического (композиция).
Обратимся к понятиям художественный образ и композиция как средствам, формирующим внешний облик утилитарных изделий. Выясним, существует ли взаимосвязь художественного образа и композиции в терминологии этих понятий.
В Толковом словаре русского языка В. Даль определяет понятие «образ» как очень древнее, означающее внешний вид, внешнее подобие предмета. Термины «ображать, образ и образец» Даль трактует как «...вещь подлинную или снимок с нее, точное подражание ей, вещь примерную, служащую мерилом, для оценки ей подобных. Образный - (церковное, старославянское) - иносказательный, окольно выраженный, представляющий какой-либо внешний образ, вид, очертание, являющийся в виде, образе предмета. О'бразность - свойство всего образного, что представляется в виде какого-либо образа, внешности. О'бразъ - вид, внешность, фигура, очертание (в чертах или в плоскостях); подобие предмета, изображение его» [46, стр. 613-614]. Понятие «образный» по Далю неразрывно связано с внешним обликом, силуэтом, т.е. с формой предмета. Малый толковый словарь русского языка определяет образ как обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления [95, стр. 313].
Философ Г. Гегель отмечает в своем труде «Эстетика», что художественный образ, включает в себя полноту реального явления и может непосредственно объединить его в изначальное целое с внутренним и существенным содержанием предмета [37]. Ученый, писатель, теоретик эстетики Ю.Борев определяет художественный образ как форму мышления в искусстве, как иносказательную метафорическую мысль, раскрывающую одно явление через другое [16].
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25021.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.