У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Буддийский канон в традиционном искусстве Лаоса
Количество страниц 205
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25046.doc 
Содержание Содержание
Введение

Глава I. История сложения и развития буддийского художественного

канона в Лаосе 16

Письменные и мифопоэтические источники о появлении буддизма 16

Сложение буддийского канона в долансангский период (1-13 вв.) 20

Эволюция буддийского канона в государстве Лансанг (14-17 вв.) 30

Буддийский художественный канон в 18-20 вв. 45

Глава II. Архитектурный канон вата - буддийского монастыря 50

Структура лаосского вата 51

Сема и ограда вата 58

Канонические типы тхата 69

Канонические типы сима , 81

Глава III. Иконографический канон в культовой скульптуре Лаоса 90

Религиозно-мифологическая основа иконографии Будды 91

Ритуальные функции буддийской скульптуры 97

Эстетические принципы иконографического канона 101

Материалы и техники 106

Особенности лаосской иконографии Будды 109

Асаны и мудры 120

Глава IV. Каноны традиционной живописи, лаковой графики и

рельефной пластики в храмовом декоре 134

Основные особенности храмового декора 134

Культовая живопись, ее виды и каноны 142

Виды лаковых композиций 155

Рельефная пластика в системе декора лаосского храма 159

Заключение 171

Библиография 175

Список сокращений 186

Приложения 187

Свод иконографических изображений Будды 188

Словарь терминов 205

Введение



Введение

Становление буддийской художественной традиции Лаоса неразрывно связано с распространением религиозного мировоззрения буддизма на всей территории Юго-Восточной Азии, где уже в древности сложилась определенная историко-культурная общность. Близость художественного осмысления окружающего мира у разных народов данного региона объясняется многими факторами: сходством физико-географических и социально-экономических условий развития, широкими этнокультурными связями, родственными психофизиологическими характеристиками, общими религиозно-этическими и эстетическими установками и мифопоэтическими концепциями. Именно восприятие буддизма сыграло важнейшую роль в закреплении наиболее устойчивых элементов народного эстетического опыта и определило региональную общность разработанных на основе буддийского мировоззрения национальных художественных моделей. Едиными для Индокитая были и регион-источник распространения буддийского учения, главным образом Южная и Восточная Индия и Цейлон, и языки религиозных текстов, прежде всего палийский, на котором в 1 в. до н.э. были написаны ставшие каноническими для всех буддийских направлений книги "Типитаки" ("Три корзины"), а также санскрит, на котором, так же как и на пали, создавались комментарии к канону (в Юго-Восточной Азии эпиграфические надписи и тексты на санскрите встречаются в основном до 12-13 вв.). На культуру региона повлияли и буддийские традиции Китая, роль которых оказалась весьма существенной для Вьетнама и отчасти для всего Северного Индокитая. Наиболее близкими в художественном отношении Лаосу стали страны, в которых утвердился буддизм тхеравады1 - Таиланд, Камбоджа и Мьянма. Тхеравадинский канон обеспечивал устойчивость не только чисто религиозной традиции, но и ее художественных проявлений, прежде всего в сфере архитектуры и изобразительного искусства, о канонах которых и пойдет речь в настоящей работе.

Идеологической и сюжетной основой культовых произведений искусства был обширный свод канонических текстов "Типитаки" и многочисленных к нему комментариев. Писались и распространялись буддийские сочинения в Лаосе, как и в других странах Индокитая, в монастырских обителях, где священный язык пали был обязательным для обучения последователей тхеравады. И даже письмо, которое

1 Тхеравада (пал. "учение, путь старейших") - южная ветвь буддизма, или хинаяна (скр. "малая колесница"), называемая так представителями северного направления махаяны ("большой колесницы"), сформировалась в последние три столетия до и. э. в Индии и на Шри Ланке [253, с. 57]. Поскольку древнеиндийский пали в Лаосе был и до сих пор остается языком религиозного культа, в диссертации используются в основном палийские термины, как, например, Типитака (скр. Трипитака), Будда Готама (скр. Гаутама), дхамма (скр. дхарма), ниббана (скр. нирвана) и др.

использовали лаосские монахи при переписке книг на пальмовых листьях (кхампи), получило название тхам от палийского дхамма - "учение, закон Будды" [168, с. 6, 11]. Палиязычная литература была не только "стабильным проводником сложного и долговременного восприятия достижений индийской цивилизации" [276, с. 9], важным фактором межнациональных культурных отношений, но и оказала существенное влияние на становление местной письменной и изобразительной традиций, где каноническое и внеканоническое (фольклорное), часто причудливым образом переплетаясь, создавали новые, обладающие неповторимым национальным колоритом, формы и жанры.

Другим важнейшим источником для выработки собственных норм и правил в традиционном искусстве Лаоса была буддийская художественная продукция, которая появлялась на лаосской территории вместе с переселенцами и миссионерами из Индии, Цейлона, а также стран Индокитая, еще раньше оказавшихся в зоне влияния древнеиндийской культуры. Немалую роль играли и прямые связи лаосских монастырей с известными буддийскими центрами региона, которые постоянно обменивались религиозными миссиями. При таких тесных культурных контактах в государствах тхеравады должен был возникнуть единый свод канонических норм, что собственно в известной степени произошло. Вместе с тем в каждой стране каноны обрели свои специфические особенности и не превратились в застывшие раз и навсегда схемы, а подвергались определенным трансформациям в конкретных исторических условиях. Формирование буддийского художественного канона в Лаосе представляло собой довольно длительный и сложный процесс творческого взаимообмена между ним и другими буддийскими странами, в ходе которого отбирались и регламентировались самые существенные идейно-образные и конструктивные элементы, позволявшие национальной художественной модели функционировать как единое целое.

В современном Лаосе (с 1975 г. Лаосской Народно-Демократической Республике), как и во всех странах тхеравады, значение буддизма для традиционной культуры остается весьма существенным. Это определение можно отнести к разряду прописных истин. Оно находит отражение в ряде известных фраз, подобных такой, как "быть бирманцем — значит быть буддистом", повторяемой чуть ли не в каждой работе, посвященной культуре Мьянмы, и в той же мере справедливой по отношению к народам Лаоса. В то же время Лаос и другие страны региона в настоящее время все шире вовлекаются в процесс глобализации, ведущий к "размыванию" традиционных обществ и пересмотру системы ценностей во всех областях культуры [298, с. 23]. Поэтому избранная для диссертации тема "Буддийский канон в традиционном искусстве Лаоса" представляется весьма актуальной, поскольку ее освещение позволит показать объективную картину сложения,

эволюции и функционирования канонических художественных моделей Лаоса, а также их специфику. Такое исследование важно и необходимо для разработки механизмов воспроизводства традиции и сохранения национальной лаосской культуры. Закрепление художественной информации и алгоритмов художественной деятельности актуально еще и потому, что теоретическое обоснование буддийского канона не было характерно для лаосской эстетики до начала 20 в., но теперь приобретает большое значение в условиях активного проникновения в традиционное искусство "иноземных" влияний.

Обращение к культовой архитектуре и изобразительному искусству Лаоса определяется не только малой степенью изученности темы, но и несомненной значимостью художественных памятников этой страны и ее роли в создании буддийской иконографической программы в культуре Юго-Восточной Азии. Изучение особенностей лаосского традиционного искусства и его канонов может быть полезно для страноведов, искусствоведов, историков восточного искусства. Оно также может представлять практический интерес для работников музеев, художественных галерей, собирателей восточного искусства, в коллекциях которых в последнее время все чаще попадают, а соответственно, требуют атрибуции произведения искусства Лаоса, Таиланда и других стран Индокитая. В частности, работа над диссертацией во многом помогла автору при каталогизации коллекции лаосского искусства в собрании Государственного музея Востока.

В диссертации впервые в истории отечественного востоковедения делается попытка исследования лаосского искусства с позиций формирования и функционирования в нем буддийских художественных моделей. Новый подход к осмыслению заданной темы заключается в использовании сравнительного метода и проведении параллелей с каноническими моделями в буддийском искусстве сопредельных Лаосу стран Юго-Восточной Азии, что позволяет снять довлеющий в научной литературе тезис о "вторичности" и подражательном характере традиционного лаосского искусства. В работе собран и классифицирован обширный материал по культовой архитектуре, скульптуре, живописи, монументальной графике и рельефной пластике. При этом в научный оборот вводятся ряд памятников и видов искусства (например, лаковые композиции), которые ранее ускользали от взглядов исследователей. Серьезному анализу и обобщению подверглась иконографическая система культовой скульптуры, где центральное место занимает образ Будды, итогом чего явился данный в Приложении "Свод иконографических изображений Будды", изучением которого, кроме лаосских ученых, не занимались ни русские, ни зарубежные исследователи. В новом ключе - в рамках одной главы - был проведен анализ живописно-графических композиций и рельефно-пластического декора ввиду общности

формально-смысловых и этико-эстетических функций и значений этих видов искусства, составляющих неотъемлемую часть канонического образа лаосского храма.

Методологическую основу работы составляет ряд научных принципов, среди которых главное место занимают сравнительно-исторический метод и комплексный подход к исследуемым объектам. В диссертации используются терминология и теоретически обоснованные определения, разработанные в искусствознании, востоковедении и смежных гуманитарных науках. В частности, методологическую пользу автору оказал вышедший в 1997 г. труд российских исследователей Н.А. Виноградовой, Т.П. Каптеревой, Т.Х. Стародуб "Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь" [227], а также статьи И.Ф. Муриан, касающиеся проблем канона, традиции и художественной формы в искусстве Востока [267-269]. Традиционное искусство, в большинстве исследований, понимается как эстетический опыт и художественная информация, передаваемая в течение длительного времени из поколения в поколение [221, т. 26, с. 135], или, по выражению Б.М. Берштейна, как "определенным образом отобранный, структурно организованный опыт", позволяющий сохранять и воспроизводить сложившиеся художественные структуры [220, с. 122]. Сообразуясь с общим определением канона как совокупности "твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения" или как "произведение, служащее нормативным образцом" [221, т. 11, с. 332], автор опирается также на высказывания таких крупных ученых, как А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Н.А. Виноградова, И.Ф. Муриан, Н.С. Николаева, Г.А. Пугаченкова и др., исследования которых по этому вопросу были опубликованы в сборнике "Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки" [280]. Соглашаясь в целом с рядом данных авторами сборника дефиниций художественного канона, я считаю наиболее исчерпывающим определение, выработанное А.Ф. Лосевым: "Канон есть количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений. Эта модель оказывается образцом и критерием положительной оценки произведений искусства, воплощающих художественный канон" (выделено А.Ф. Лосевым вразбивку) [263, с. 15].

Важным, с методологической точки зрения, является и исследование Б.М. Берн-штейна, который, развивая идеи указанных выше авторов, высказывает мысли о глубокой взаимосвязи канона и традиции: "...Канон хранит и восстанавливает традицию", - и далее: "Взаимообусловливающее и взаимодополняющее единство повторяемости и вариативной изменчивости составляет, таким образом, специфическую характеристику

традиционного и канонического искусства" [220, с. 129, 146]. По мысли И.Ф. Муриан, традиция-канон образует "пространство направленного движения", в котором "параллельно идут два процесса: (1) выработка очень медленно меняющихся правил и (2) формирование живой плоти художественной формы" [268, с. 276]. Подобные высказывания вполне согласуются с направлением исследования автора диссертации, который рассматривает буддийский художественный канон Лаоса не как застывшую систему правил, предписаний и т.п., а как динамичную, развивающуюся во времени и пространстве структуру, как религиозно-художественную модель, обладающую, подобно всей системе религиозных значений, по выражению А.С. Агаджаняна, "парадоксальным сочетанием духовного авторитета, основанного на неизменности и преемственности, с удивительной многозначностью и открытостью к интерпретациям" [208, с. 14]. Вместе с тем исследование художественной традиции должно быть в первую очередь направлено на выявление в ней стабилизирующих факторов (а для малоизученного искусства Лаоса - в особенности), таких, например, как иконографическая программа, которая, как об этом пишет Ш.М. Шукуров, "связана с представлениями о существовании незыблемых канонических правил, позволяющих мастерам и зрителям понимать и интерпретировать формальную и смысловую структуру художественной 'вещи' в соответствии с существующими правилами, законами..." [296, с. 143]. И лишь затем, во вторую очередь, возможно соотнесение канонической системы религиозно-художественных значений с герменевтическими и ритуальными процессами, проходящими в Лаосе. Но как и в какой мере преобразуют они эту систему - это проблемы уже будущих исследований.

Хронологические рамки при рассмотрении истории буддийского канона в лаосском искусстве довольно широки: от середины I тыс. н.э. до современного периода. Однако при конкретном обращении к таким художественным феноменам, как культовая архитектура, скульптура и живопись, автор оперировал главным образом материалом 14-20 вв., нижняя дата которого определена временем создания первого независимого лаосского государства Лансанг (1353- конец 17 в.). Именно с этого момента буддийские художественные модели Лаоса начинают приобретать специфические черты. Географический же ареал исследуемого материала несколько шире территории современного Лаоса. Он охватывает также отдельные области Северного и Северо-Восточного Таиланда, поскольку в определенные, хотя и непродолжительные, периоды средневековой истории они входили в состав Лансанга, а, кроме того, близки ему не только территориально, но и в этническом отношении (так, в Исане, на северо-востоке Таиланда, проживают в основном лаосцы).

Источниковую базу исследования составляют в первую очередь памятники традиционного лаосского искусства. Они известны по немногочисленным, к сожалению,

8

публикациям, основными среди которых являются труды французских ученых. Ряд памятников опубликован в периодических изданиях Французской школы Дальнего Востока, иллюстрированных журналах "France-Asie", "Arts asiatiques" "La Revue Francaise. Le Laos" (№ 203, 1967) и др. Ценные материалы по лаосской архитектуре содержатся в диссертации лаосского исследователя X. Суваннавонга [290], по культовой скульптуре — в книге С. Лопетчарата [136], по храмовой живописи и рельефной пластике - в альбомах с орнаментальными прорисовками, выполненными знаменитым лаосским резчиком по дереву Тхит Пху [170] и художником Бунленгом Венвилавонгом [225]. Интерес представляют описания лаосских памятников, оставленные путешественниками, миссионерами, дипломатами, журналистами: М. Бакусом [15], Ф. Гарнье [85], Л. де Карие [40], Р. Лефевра-Понтали [128], А. Муо [150], О. Пави [148], Э. Эмонье [14], В. Скворцовым [288]. Для автора диссертации особенно важными были наблюдения и сведения, полученные непосредственно в Лаосе при посещении буддийских монастырей и музеев Вьентьяна и Луангпхабанга [235]. В качестве образцов традиционной скульптуры и живописи использовалась хранящаяся в Государственном музее Востока небольшая коллекция произведений культового искусства Лаоса, а также отдельные экспонаты коллекций Юго-Восточной Азии в Государственном Эрмитаже и Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого в Санкт-Петербурге.

Важнейшими источниками при осмыслении идейно-содержательной части буддийских моделей в традиционном искусстве Лаоса явились публикации памятников канонической, постканонической и комментаторской буддийской письменности, как в переводах, так и в сокращенных изложениях, из обширного массива которых привлекались прежде всего те, которые служили тематической основой канонических образов. Из трех разделов "Типитаки" ("Виная-питака", "Сутта-питака", "Абхидхамма-питака") наиболее значимую роль для сферы изобразительного искусства играли агиографические тексты "Сутта-питаки", которую российский буддолог В.Н. Топоров назвал "собранием буддийской мудрости и источником эстетических радостей, подлинной экциклопедией буддизма" [247, с. 75]. Так, в ее первом разделе - "Дигха-никае" ("Собрании пространных поучений") содержатся сведения о признаках Великого человека ("Лаккхана-сутта"), определивших главные черты иконографии Будды; об идеальном правителе чаккаваттине {чакра-вартине - "вращающем колесо власти"), обладающем семью сокровищами; о переходе Будды в ниббану ("Махапариниббана-сутта"), о сущности и способах медитации и др. [57]. В "Самъютта-никае" особое значение буддисты придают "Дхаммачаккапаваттана-сутте", повествующей о том, как во время Первой Бенаресской проповеди Будды было приведено в движение "Колесо Закона". "Кхуддака-никая", пятый раздел "Сутта-питаки",

включает наиболее значимые и для религиозной, и для литературной и художественно-изобразительной традиций сочинения. К ним относятся: "Кхуддака-патха", в которой зафиксирована знаменитая формула-кредо буддистов о "трех прибежищах" (Будде, Дхамме и Сангхе), основные заповеди, перечисления 32 частей тела и т.д.; "Суттанипата", где можно почерпнуть историко-легендарные факты о жизни Будды Готамы; "Буддха-вамса", содержащая поэтическое изложение жизни Будды Готамы и 24 предшествующих ему будд; "Дхаммапада", сборник афоризмов и изречений, ставший, по мнению российского исследователя В.А. Корнева, "настольной книгой буддистов" [253, с. 62]. На русский язык "Дхаммапада" была переведена и прокомментирована В.Н. Топоровым [247]. Не менее ценны для настоящего исследования были буддийские легенды, содержащиеся в обширном комментарии к "Дхаммападе" ("Дхаммападаттха-катхе"), приписываемые Буддхагхосе (5 в. н.э.), которого считают самым авторитетным толкователем палийского канона (переведен на английский Ю.В. Бёрлингеймом [36]). Входящий в "Кхуддака-никаю" широко известный цикл житийных повествований о предыдущих воплощениях Будды "Джатака", полностью изданный на английском языке проф. Е.Б. Кауэллом [111], частично известен русскому читателю в переводах и комментариях таких замечательных ученых, как С.Ф. Ольденбург [271] и В. Захарьин [246]; а созданное по его мотивам на санскрите произведение буддийского поэта 4 в. Арьяшуры "Джатака-мала" ("Гирлянда джатак") - в переводе А.П. Баранникова и О.Ф. Волковой [212].

Из других сочинений буддийской литературы на санскрите, а также более поздних переводов и комментариев канона на тибетском и китайском языках (создаваемых главным образам последователями махаяны), которые также проникали в Лаос и находили отражение в памятниках изобразительного искусства, наибольшей популярностью пользовались следующие: "Лалита-вистара" (3 в., в России известна по переводу Э. Арнольда "Свет Азии" [211]), содержащая мифологизированные сведения о жизни Будды до момента чтения им первой проповеди в Сарнатхе; "Буддхачарита", или "Жизнеописание Будды" — поэма классика древнеиндийской литературы Ашвагхоши (2 в.), переведенная на русский язык К. Бальмонтом [213]; известная всему буддийскому миру "Саддхармапунда-рика" ("Белый Лотос Благого Закона"), или так называемая "Лотосовая сутра" (1-3 вв.); "Лакшана-сутра" (4 в.), описывающая признаки Великого человека, переведенная с китайского Е.М. Кравцовой [258]; "Дхарма-санграха" ("Собрание основоположений Закона"), традиционно приписываемая величайшему учителю махаяны Нагарджуне (2-3 вв.), в котором, по словам исследователя его творчества В.П. Андросова, "содержатся ключи, открывающие глубокие тайны буддийских текстов, ибо 'Дхарма-санграха' - это собрание

10

140 списков терминов, которые являются самым кратким определением 140 буддийских доктрин Малой и Великой колесниц" [210, с. 15 и др. с переводами и комментариями].

В качестве агиографических источников, которыми вдохновлялись лаосские мастера традиционной живописи и рельефной пластики, следует упомянуть памятники региональной буддийской письменности, такие как, "Панчапакарана" ("Пятикнижие", по-лаосски "Пантьяпакон" или "Нанг Тантай пакон"), созданное в 17 в. монахами Палийского университета в Чиенгмае и представляющее собой сильно переработанную версию индийской "Панчатантры" [279; 276, с. 24-29], а также сложившийся предположительно в 15 в. на территории Северного Таиланда и Лаоса и записанный на пали сборник апокрифических житийных повествований "Паннаса-джатака" ("Пятьдесят джатак", лаосск. "Паннъят садок") [108; 275, с. 125-142]. К произведениям подобного рода, функционирующим как "одиночные" джатаки, относятся популярные лаосские прозаические сочинения "Пхуттхасена", "Тьямпа си тон", эпическая поэма середины 17 в. "Синсай" и многие другие. Но, пожалуй, самым распространенным сюжетом является древнеиндийское эпическое сказание о Раме ("Рамаяна"), существующее в Лаосе, по крайней мере, в трех редакциях, датируемых приблизительно 14-16 вв. Самой ранней из них считается вьентьянская версия "Пха Лак - Пха Лам" ("Божественный Лакшмана и Божественный Рама"), а более поздняя, луангпхабангская, получила название "Пха Лам садок" ("Джатака о Божественном Раме"), что указывает на монастырскую переработку сюжета в духе буддийского дидактического произведения [192; 276, с. 90-121].

Определенное влияние на идейно-образную структуру канонических моделей в культовой живописи и скульптуре Лаоса оказало написанное в 1345 г. религиозно-дидактическое сочинение тайского принца Литхая (ставшего королем Сукхотхая в 1347-1376) "Трайпхумикатха" ("Трактат о трех мирах"), содержащее детальное описание космогонических процессов и устройства Вселенной с ее тремя мирами, красочные картины блаженства праведников на небесах и страшных мучений грешников в аду, разработанные концепции праведного короля дхаммарачи (короля дхаммы) и чаккаваттина, легендарно-исторические факты из жизни таких праведных монархов, как великий индийский правитель Ашока и др. [187]. Среди историографических источников, помогающих проследить историю сложения буддийского художественного канона, важное значение имеют летописные произведения, монаршьи хроники, историко-легендарные описания буддийских святынь, известные, к сожалению, по малочисленным пока публикациям оригинальных текстов, пересказов и компилятивных изложений (в основном на лаосском и французском языках), имеющихся, например, в работах выдающегося лаосского исследователя Маха Силы Вилавонга [224; 189], книге О. Пави "Исследование истории

и

Камбоджи, Лаоса и Сиама" [163], французском ревю "Королевство Лаос" [3], статьях Ч. Аршэмбо [6; 8; 11] и др. (библиографический обзор летописных источников см. в диссертации Е.А. Яковлевой [301, с. 15-22]).

Несмотря на то, что буддийский канон в традиционном искусстве Лаоса не был специальным предметом исследования, тем не менее приложенный к диссертации библиографический список содержит широкий круг работ, в той или иной степени касающихся интересующих нас проблем. В исторической части данного исследования автор опирался в первую очередь на труды французских ученых (П. Лё Буланже, А. Дедье, М. Колани, П. Лафона, П. Леви, Ж. Масперо, Ж. Сёдеса, Ж. Кондоминаса, П.-М. Ганьо и др.), издававшихся, как и другие работы по восточной тематике, главным образом в Бюллетенях и Публикациях Французской школы Дальнего Востока (BEFEO и PEFEO), Публикациях Общества изучения Индокитая (BSEI), Анналах музея Риме, а также ряде журналов. Французская школа оказала существенное влияние на сложение собственно лаосской историографической традиции, развитие которой начинается лишь с середины 20 в., однако уже к началу 1970-х гг. характеризуется значительными успехами. Об этом свидетельствуют труды таких лаосских ученых, как уже упоминавшийся Маха Сила Вилавонг [189; 223], принц Кхамман Вонгкотлаттана [193], Тхао Нуй Апхай [1], Пхувонг Пхиммасон [168], а также вьетнамский исследователь Во Тху Тинь [190], главный редактор выходившего во Вьентьяне в 1970-1973 гг. научного и культурно-просветительского журнала "Записки друзей Королевства Лаос" (BARL), на страницах которого публиковались как лаосские, так и зарубежные авторы.

В отечественном востоковедении проблемам лаосской истории и буддизма, политической и культурной общности стран региона Юго-Восточной Азии посвящены диссертация Е.А. Яковлевой "Политическое развитие Лаоса и межгосударственные отношения на Индокитайском полуострове в конце XVII - середине 80-х годов XIX века" [301] и написанный ею же (в соавторстве с В.А. Дольниковой, СИ. Ионесян, И.П. Пукжай, Г.Г. Кадымовым) исторический очерк в издании "Лаос. Справочник" [260], монографическое исследование В.Я. Чеснова "Историческая этнография стран Индокитая [294], отдельные главы в трудах Э.О. Берзина "Юго-Восточная Азия в XIII-XVI веках" и "Юго-Восточная Азия с древнейших времен до XIII века" [218; 219], коллективные монографии российских востоковедов "Юго-Восточноя Азия: проблемы региональной общности" и "Юго-Восточная Азия в мировой истории" [300; 298]. Исследованием лаосской письменности и литературы, тесно связанной с буддийской традицией, занимались Ю.М. Осипов [275; 276]), Л.Н. Морев [261], Е.Н. Афанасьева [214].

12

Весьма ценной является информация о региональных контактах, влияниях и взаимодействии Лаоса с культурой Индии, Шри Ланки и сопредельных стран тхеравады. Ее можно почерпнуть в работах и российских и зарубежных ученых, таких как Г.М. Бонгард-Левин "Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия" [222], В.И. Корнев "Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии" и "Тайский буддизм" [253; 255], Е.С. Семека "История буддизма на Цейлоне (Сангха в древности и средние века)" [285], А.Л. Сафронова "Буддийская сангха Шри Ланки. Конец XIII - начало XX в." [284], И.В.Всеволодов "Бирма: религия и политика" [231], А.Е.Кириченко "История Мьянмы XI-XVI вв. в бирманском летописании (на материале мэхайазэвинов)" [252], Н.Н. Бектемирова "Буддийская сангха в независимой Кампучии" [216], К.Е. Веллс "Тайский буддизм. Его обряды и поле деятельности" [197], Ж. Сёдес "Индийские влияния на сиамское искусство" [42], Г. Пент "Краткая история Ланны. Цивилизация Северного Таиланда" [164], С.Дж. Тамбайя "Буддизм и культ духов в Северо-Восточном Таиланде" [184].

Работы, касающиеся непосредственно традиционной культуры Лаоса, можно условно отнести ко второй группе исследований, так как и в уже названных выше трудах по истории Лаоса имеются сведения о памятниках культовой архитектуры и изобразительного искусства. Изданный в 1954 г. двухтомник французского ученого А. Пармантье "Искусство Лаоса" [159] до сих пор остается основным фундаментальным трудом по этой теме. В нем содержится огромный материал по буддийской архитектуре и скульптуре (сопровождаемый фотографиями, рисунками, планами, схемами и реконструкциями), кропотливо собранный исследователем во время длительных путешествий и изучения памятников в долине реки Меконг, от плато Сиангкхуанг до провинции Саваннакхет. Ценность работе, несмотря на описательный характер, отсутствие в ряде случаях датировок и не всегда верной транскрипции названий, придает и тот факт, что в нем зафиксировано состояние памятников почти столетней давности (свое исследование Пармантье начал в 1911г.), многие из которых с тех пор подверглись значительной перестройке, исказившей их оригинальные черты, а некоторые даже вообще исчезли с лица земли. Кроме того, это пока единственный труд на европейском языке, где можно найти подробные сведения о монастырях Сиангкхуанга. Существенный вклад в изучение памятников Луангпхабанга, Вьентьяна и лаосской культовой скульптуры внесли Тхао Бун Сук, Пьер-Мари Ганьо и Мадлен Жито, для работ которых типичен научно-аналитический подход к изучаемому материалу. Это проявляется в попытках классификации памятников (например, в книге Тхао Бун Сука "Луангпхабанг. К 600-летию лаосского буддийского искусства", имеющей скорее характер путеводителя, приводятся, тем не менее, типологические таблицы храмовых сооружений [31, с. 6, 7, 9]); в уточнении датировок

13

скульптуры, основанном как на стилистико-иконографическом анализе (в исследованиях М. Жито "Лаос. Изучение коллекций буддийского искусства", "Заметки о произведениях буддийского искусства в коллекции короля Лаоса" [89; 91] и работах Тхао Бун Сука "Образ Будды в лаосском искусстве", "Музей религиозного искусства в вате Пхакэу" [30; 32]), так и на расшифровках надписей (в статьях П.-М. Ганьо "Элементы лаосской эпиграфики", "Пещерные скульптуры Вангсанга" [76; 78]). Отдельные сведения по буддийскому канону в традиционном лаосском искусстве можно найти в работах других французских исследователей, таких как А. Дедье ("Этюды по буддийской и брахманистс-кой иконографии" [53]), А. Маршаль ("Буддийская иконография в Камбодже, Таиланде и Лаосе", "Декоративное искусство" [142; 143]), Б.П. Гролье ("Индокитай", "Искусство Индокитая, включая Таиланд, Лаос и Камбоджу" [102; 103]), Ж. Буасселье ("Исследование, посвященное буддийскому искусству Камбоджи, Лаоса и Вьетнама" [27]), Ф. Бизо ("Освящение статуй и культ мертвых" [24]) и др. В российском востоковедении традиционной архитектуре Лаоса посвящен очерк С.С. Ожегова в коллективном труде "Архитектура Индокитая" [272, с. 265-276]. Некоторые проблемы лаосского изобразительного искусства рассматриваются в работах автора данной диссертации [233; 237-242]. Поскольку в буддийском художественном каноне нашли отражение и обрядовая практика лаосцев, традиционные буддийские и календарные обряды, мною также использовались исследования по этому вопросу Ч. Аршэмбо [4-7; 9; 10], X. Велса [196], М. Заго [207] и очерк И.Г. Косикова "Лао" в коллективной монографии "Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии [251].

Лаосское искусствознание, которое с 60-х гг. 20 в. только начало делать первые шаги, принесло, тем не менее, свои плоды на ниве изучения традиционной культуры. Здесь следует еще раз отметить диссертационную работу X. Суваннавонга, получившего в 1990 г. ученую степень кандидата архитектуры в Московском Архитектурном институте, "Архитектура Лаоса. История развития и традиционные особенности" [290], предложившего новые классификационные схемы культовых сооружений (храмов, ступ, особых культовых построек хотьэк и др.), планировочной структуры монастырских комплексов и типов народного жилища. Весьма ценными для исследования скульптурного иконографического канона оказались работа Пання Пхуя "Различные изображения Будды" [278], где представлена лаосская матрика иконографических типов Будды (сопровождаемая, к сожалению, лишь кратким комментарием), а также вышедшая совсем недавно, в 2000 г., книга Сомкита Лопетчарата "Лаосский Будда. Скульптура и ее история" [136], в которой автор анализирует в историческом аспекте стилистико-иконографические особенности изображений Будды, располагая их в четком

14

хронологическом порядке (правда, не всегда с точной атрибуцией и без указания размеров и местонахождения скульптуры) и связывая эволюцию стиля с влиянием той или иной буддийской школы Юго-Восточной Азии. Единственная, целиком посвященная живописи работа - это "Пхра Лак - Пхра Лам. Лаосская версия индийской 'Рамаяны' и стенные росписи в вате Упмунг во Вьентьяне", автор которой, Во Тху Тинь, основное внимание уделяет атрибуции сюжетов росписей [192]. Важные сведения по технике живописи, лаковых композиций, резьбе по дереву, стуковой декорации и других видов искусства содержатся в неизданной рукописи лаосского исследователя Тхонгсы Саявонгкхамди "Традиционные лаосские искусства" [177]. Лаосские памятники рассматриваются и в недавно опубликованной книге тайских ученых Н. Пунтяпхана и С. На Наконпханома "Душа деревянной резьбы Исана" [172].

Третья группа исследований затрагивает сходные для данной диссертации проблемы, но на материале традиционного искусства других буддийских стран. Прежде всего внимание обращено на родину буддийских канонических моделей — Индию и главную посредницу в их распространении на территории Юго-Восточной Азии - Шри Ланку. Теоретические труды по вопросам буддийской иконографии, ставшие хрестоматийными для исследователей буддийской культуры, принадлежат перу выдающегося ученого Ананде Кумарасвами: "Элементы буддийской иконографии" и "Возникновение образа Будды" [48; 50], а в его монографии "Средневековое сингальское искусство" [49] можно почерпнуть ценную информацию о самых разных аспектах тхеравадинской культуры. Важное значение для понимания истоков и сущности буддийского канонического искусства и сравнительного анализа различных моделей и матрик имеют труды таких ученых, как Б. Бхаттачарья, С. Гупта, О. Гэнголи, П. Мюс, П. Пал, А. Фуше, - по индийскому искусству, принц Дамронг Рачанупхап, Т. Бови, С. Бхирасри, Ж. Буасселье, X. Вудворт, А. Грисволд, П. Крайрикш, Е. Лайонс, Р. Ле Мэй, Г. Пент, К. Страттон, П. Тьомсаватди, Д. Фикл, М. Фриман, Е. Иванова, О. Дешпанде - по тайскому искусству, Г.Люс, Р. Исааке и Т. Блартон, С. Фрейзер-Лу, Н. Ожегова, С. Ожегов - по бирманскому искусству, Б. Гролье, П. Дюпон, М. Жито, Н. Рыбакова, Г. Сорокина - по кхмерскому искусству и ряд других работ, которые были использованы при написании диссертации.

Исходя из состояния научной разработанности темы, задачи исследования формулируются следующим образом:

1) проследить историю становления и эволюции буддийского художественного канона, его видоизменений и стилистико-иконографических интерпретаций на материале традиционного лаосского искусства с привлечением мифопоэтических, письменных и историографических источников; выявить основные хррнологические этапы, в рамках

15

которых проходили процессы восприятия, взаимодействия и взаимообмена лаосской культуры с буддийскими традициями других стран, и опредилить в общих чертах роль и специфику складывающихся на каждом этапе лаосских буддийских художественных моделей;

2) провести комплексное исследование архитектурных канонов буддийского монастыря (вата) как важнейшего религиозного института страны, определить особенности его планировочной структуры, типологию культовых сооружений, среди которых важнейшее место занимают ступа и храм; проанализировать функции, типы и канонические черты внешней и внутренней оград монастыря с пограничными знаковыми сооружениями (семами), ступ (тхатов) и храмов (симов);

3) провести исследование буддийского канона в традиционной круглой скульптуре Лаоса, центральным образом которой является Будда, выявить религиозно-мифологическую основу, ритуальные функции и эстетические принципы иконографии Будды, специфику материалов и техники при создании культовой скульптуры, особенности лаосского канона изображений Будды и иконографической системы поз и жестов (асан и мудр);

4) проанализировать каноны традиционной живописи, монументальной графики (различных видов лаковых композиций), рельефного деревянного и стукового декора как неотъемлемых частей буддийского храма, показать их неразрывную связь с канонической структурой архитектурного сооружения в целом и с иконографическим каноном алтарной скульптуры в частности.

Соответственно поставленным задачам и строятся четыре главы диссертации, посвященные исследованию истории буддийского канона и его проявлений в основных видах традиционного искусства Лаоса: архитектуре, скульптуре и живописно-рельефно-графическом оформлении буддийского храма. Основная цель работы - представить буддийский канон как нечто цельное, синтезирующее всю сумму традиционного художественного опыта и определяющее, таким образом, специфику и самобытность лаосской модели буддийского искусства.

16

Глава I

История сложения и развития буддийского художественного

канона в Лаосе

...И рек тогда Пха Маха Пасома/1: "Господин наш Совершенный Готама посетил сии пределы и оставил след своей стопы в Нонсоплопе..."

История храма Изумрудного Будды [276, с. 127]

Письменные и мифопоэтические источники о появлении буддизма

Лаосские исторические тексты, созданные не ранее конца 15 в., относят появление первых буддийских памятников в Лансанге, едином лаосском государстве, существовавшем с 1353 г. до начала 18 в., лишь ко времени правления основателя государства Фангума (1353-1371/93) [260, с. 56]. В 1357 г. (согласно другой версии в 1356 г.) по просьбе жены короля Нанг Кэу Ньотфа, как повествуют летописи, ее отец, правитель стольного града Интхапаттха в Камбуджадеше (Камбодже), направил в Лаос священные тексты "Типитаки" и знаменитую статую "Золотого" Будды (Пхабанг). В сопровождении большой миссии буддийских монахов во главе с махатхерой (великим старцем, или учителем) Пха Маха Пасаманом реликвии были доставлены в княжество Суа. Миссионеры стали первыми наставниками местных жителей в буддийской вере и, будучи искусными не только в чтении религиозных текстов, но и в резьбе, рисовании, "литье изваяний Пха Пхута (Будды), помнящие сто тысяч и даже миллионы тонкостей сих искусств" [276, с. 126], передали эти знания лаосцам. Они же научили их строить храмы и ступы для реликвий, заложили первые монастыри, и сам Пха Маха Пасаман высадил вокруг памятников побеги священного дерева Пхо (Бодхи), привезенные из Шри Ланки [3, с. 1075-1076; 141, с. 118-119].

Несмотря на насыщенность текстов множеством легендарно-мифологических подробностей, составители хроник, несомненно, описывали реальные события, происходившие в Лаосе в середине 14 в. Только что появившееся на политической карте Индокитая первое лаосское государство остро нуждалось во всевозможных средствах легитимации верховной власти, особенно тех, которые находились в сфере религиозной идеологии и искусства. Поэтому привезенные миссионерами буддийские раритеты приобретают значение образцовых моделей, следование которым отныне узаконено и земной, и божественной властью (ибо многие первообразцы, согласно буддийской традиции, были созданы богами). Несомненно, в это время происходит активизация теоретической

17

художественной мысли, которая сто тысяч и даже миллионы тонкостей искусства закрепляет в виде комплексов иконографических правил и канонических форм. И хотя в Лаосе ни тогда, ни в дальнейшем не было создано сколько-нибудь законченной, систематической, изложенной в трактатах теории искусства, художественные идеи, технические рецепты и "тайны" ремесла передавались изустно, практическим путем из поколения в поколение.

Очевидна религиозно-дидактическая направленность историко-хроникальных документов, буддийская окраска которых была усилена при последующих переписках манускриптов. В период становления лаосской государственности утверждению тхеравады придавалось важное значение не только как религиозной и мировоззренческой доктрине, но прежде всего как мощному идеологическому оружию в деле общенациональной консолидации. Однако вряд ли было бы возможным без предшествовавшего эпохе Фангума распространения буддийского учения среди тайских народов введение буддизма тхеравады в стране, где, по замечанию летописца, "в те времена люди ничего не знали ни об истинной вере, ни о Будде, не обращались к настоятелям монастырей, а молились только духам предков" [3, с. 1069]. Вероятно, монастырский автор намеренно, с целью возвеличивания деятельности Фангума, искажает или замалчивает реальные факты существования буддийских адептов и обителей на территории, где сложилось государство Лансанг.

В большинстве династийных хроник, называемых в Лаосе пхоигсавадан или нитхан, истории создания страны Лангсанг предшествуют легендарные сведения о первых божественных правителях и деяниях культурных героев. Наряду с вымышленным и явно фантастическим материалом в них присутствуют и действительно достоверные факты, местные топонимы и имена [275, с. 84-85]. Морально-нравственный облик древних мифических царей и их поведение нередко соотносится с этическими нормами, установленными Буддой (Пха Пхуттом). В известном предании о Владыке Боломе ("Нитхан Кхун Болом") небесный основатель лаосской королевской династии в своем завещании призывает сыновей следовать примеру Великого Учителя и совершает ритуал "очищения и верности" - одновременное опускание рук семерых наследных принцев в сосуд со святой водой [3, с. 1054]. Ритуальные действа, в которых используется "освященная" вода, войдут впоследствии не только в государственные церемонии, но и в религиозную практику лаосского буддизма.

Ряд средневековых манускриптов отражает самые ранние события, связанные с распространением учения Будды и возведением буддийских памятников. Так, согласно легенде, на землю будущей страны Лансанг через 8 лет, 7 месяцев и 12 дней после
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25046.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.