У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий
Количество страниц
225
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25077.doc
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...3
Глава I. Роль монументальной пластики в формировании городской среды: исторический аспект...17
1.1. Содержание понятий «монументальная пластика», «городская скульптура», «городская среда».
Типология городской скульптуры...17
1.2. Эволюция видов и жанров городской скульптурной
пластики России в XVII - начале XX столетий...28
1.3. Ленинский план монументальной пропаганды
и его влияние на развитие монументального искусства.
Основные этапы реализации плана...44
Глава П. Реализация Ленинского плана монументальной
пропаганды и архитектурно-художественное решение
памятников Барнаула...63
2.1. Истоки формирование архитектурно-художественного облика Барнаула средствами монументальной пластики
в XVIII - начале XX веков. Первый монумент Барнаула...63
2.2. Монументальная пластика Барнаула XX века
(1920-1950-е годы)...69
2.3. Монументальная пластика Барнаула
второй половины XX века (1960-1970-е годы)...80
2.4. Памятники деятелям науки, культуры и искусства
в Барнауле (последняя четверть XX века)...94
Глава III. Проблемы эстетизации городской среды в архитектурно-художественной практике Барнаула
в конце XX столетия...109
3.1. Современные тенденции развития
архитектурно-пластической культуры Барнаула...109
3.2. Монументальная и декоративная пластика
в районах массовой жилой застройки Барнаула
(последняя четверть XX века)...124
3.3. Дизайн городской среды как перспективное направление проектной культуры Барнаула...134
Заключение...141
Принятые сокращения...146
Список источников и литературы...147
Список иллюстраций...186
Иллюстрации...193
Приложения...225
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена изменением роли монументальной пластики в модернизированной городской среде конца XX столетия. Характерное для современности разрушение классической системы ценностей приводит к снижению идеологического и нравственно-воспитательного значения монументального искусства. Однако, монументы — это «...человеческие ориентиры, которые люди создали как символы своих идеалов, целей, действий. Они предназначены пережить период, породивший их, и составить наследство для будущих поколений. Как таковые они образуют связь между прошлым и будущим» [404 С.293]. В связи с этим, актуально изучение монументальных памятников XIX-XX вв. и выявление специфики их функционирования в современной городской среде.
История создания произведений монументальной пластики города Барнаула хронологически охватывает почти два столетия. Определение роли архитектурных и скульптурных монументов, памятников, мемориальных ансамблей, а также декоративных композиций в формировании архитектурно-художественного облика Барнаула, выявление основных тенденций развития архитектурно-пластической среды города имеют существенное значение для изучения искусства региона и понимания ценности сохранения культурного наследия.
Степень разработанности проблемы. Определение понятия городской среды, выявление ее онтологического статуса является одной из актуальных проблем современного научного знания, к которой обращаются представители самых разных научных направлений, как естественнонаучных, так и гуманитарных: «Новизна объекта для этих ученых ведет к
4
лавинообразному нарастанию исследований. Это действительно новизна, так как, развиваясь тысячи лет, город, ставший сейчас «естественной» средой бытия, создается по-прежнему с минимальным учетом его воздействия на организм человека, биоценоз территории в целом» [276]. Исследованию феномена города и его среды посвящены труды ученых А.В. Иконникова [292, 294], В.Л. Глазычева [275-277], И.ГЯковенко [430], Э.А. Орловой [340], Н.В.Воронова [270], З.Н. Яргиной [431], Л.Е. Трушиной [407], Е.Л. Беляевой [253], О.А. Швидковского [418], А.В. Маслова [323], А.С.Щенкова [252], Ю.А.Веденина [265], Ю.Г.Рыженко [366], Г.З. Каганова [299-300], Л.И.Павловой [344] и др.
Монументальная пластика, ее типология, история, анализ рассматриваются в контексте проблем городской среды в исследованиях В.А.Артамонова [243], В.С.Турчина [408], Н.И.Поляковой [360], В.С.Сперанской [391], В.П.Толстого [403-405] и других ученых. Монумент как часть градостроительной системы рассматривается в исследовании В.А.Артамонова «Город и монумент» [243]. Автор выделяет . ряд закономерностей, влияющих на восприятие монумента, формулирует рекомендации по сооружению и установке монумента в городе, а также анализирует градостроительную роль монумента. Комплексный подход к исследованию монумента и его взаимоотношений с окружающим пространством представлен в монографии В.С.Турчина «Монументы и города» [408]. В книге исследуется типология монументов, вскрываются закономерности построения различных форм монументов и их сочетания с пространством площадей и улиц, прослеживается связь с культурными и историческими центрами города. Уделяется внимание анализу художественного образа монументов, процессу изменения первоначального замысла монументов, заложенного его создателями, в восприятии людей будущих поколений; объяснение этого процесса связывается с мировоззренческими изменениями людей разных эпох. Проблеме взаимоотношения объема скульптурной формы и пространственной среды
5
посвящена монография Н.И.Поляковой «Скульптура и пространство» [350]. Эволюция объемно-пространственной формы рассматривается как утверждение объема в пространстве, таким образом, пространство анализируется как основной формообразующий элемент скульптурной формы. В монографиях В.С.Турчина и Н.И.Поляковой общетеоретические проблемы рассмотрены на материалах западноевропейского искусства.
В исследовании В.С.Сперанской [391] рассмотрен комплекс взаимосвязей скульптуры и городской среды в контексте системы «скульптура - архитектура - среда - человек». Представленная система взаимосвязей анализируется на материале Санкт-Петербурга на примере исторических зон и современных районов города и предлагается ряд методических принципов формирования эстетической среды районов массовой жилой застройки 1960-1980-х гг., а также определяются тенденции, соответствующие задачам градостроительной политики указанного периода. Важное значение имеет представленная автором типология городской скульптуры, а также выявление функций скульптуры в городской среде.
В статье В.П.Толстого «Исторические судьбы монументального искусства» [403] рассмотрены монументальные произведения с позиций их социального функционирования и историзма. Особенности отечественной монументальной пластики XVIII-нач.ХХвв. исследованы в трудах Д.Е.Аркина [242], посвященных истории создания и анализу монументальной скульптуры России; в исследовании Л.Г.Бадалян [245] раскрываются этапы развития мемориалов в отечественном искусстве; монография В.И.Пилявского [356] посвящена истории триумфальных памятников. Особый интерес представляет монография К.Г.Сокола «Монументы империи» [162], включающая исторический очерк и аннотированный каталог двухсот российских монументов, в котором описывается история создания монументов, представлен анализ пластической формы и художественного образа, а также включены ценные иллюстрации, в том числе не сохранившихся монументов.
Реализация Ленинского плана монументальной пропаганды изучалась в трудах РЛ.Аболиной [237], С.С.Валериус [263], А.Павлюченкова [345], М.А.Чегодаевой [416] и др. В монографии В.П.Толстого «У истоков советского монументального искусства» [405] раскрываются особенности монументального искусства первых лет советской власти, подробно рассматривается план монументальной пропаганды: его предыстория, основные события 1918-1920-х гг., а также первые советские монументальные произведения. Анализу значения ленинского плана монументальной пропаганды посвящено исследование Е.Н.Короткой «Проблема героя в советской монументальной пластике 1918-1941 гг.»[309]. В нем анализируется социальный состав героев, которым посвящались памятники, а также тематика и художественная значимость монументов, уничтоженных во исполнение декрета «О памятниках республики».
Целый ряд исследований посвящен определению специфики жанра мемориального ансамбля в советском искусстве, наиболее ярко демонстрирующего синтез различных видов искусств. В работе Т.Г.Малининой [316] на материалах конкурсов и выставок 1942-1945гг. представлена история и анализ художественного решения мемориалов. Выявлению закономерностей взаимосвязи мемориального ансамбля и ландшафта в различных природных условиях и разработке на этой основе методики формирования мемориального ансамбля в природной среде посвящено исследование С.М.Круповского [312]. Типология мемориальных ансамблей, а также их формообразование на основе принципов синтеза искусств представлены в работах О.А.Швидковского [419]. Наиболее исчерпывающий анализ мемориального ансамбля содержится в монографии И.А.Азизян и И.В.Ивановой «Памятники вечной славы. Концепции и композиция» [238], где выявлены этапы становления и развития мемориального ансамбля в советском искусстве 1940-1970-х гг., определена специфика жанра, подробно рассмотрены пространственные взаимосвязи мемориала в городской и природной среде, представлена типология
7
мемориалов, исходя из анализа их образно-пластического решения, проанализированы наиболее яркие примеры мемориалов советского периода, а также намечены перспективы развития жанра мемориального ансамбля.
Основные тенденции монументальной скульптуры 1960-1980-х гг. представлены в монографии Н.В.Воронова [270]. В ней исследован процесс реализации плана монументальной пропаганды, приведен анализ правительственных документов, оказавших решающее значение для развития монументальной скульптуры указанного периода, а также рассмотрена реальная практика установки монументов: социальный состав героев монументальной скульптуры, типология памятников и монументов, композиционные принципы организации монументальных форм. Н.В.Воронов приходит к выводу, что в 1960-1970-х годах произошли значительные изменения в монументальном искусстве, которые можно рассматривать как сложение новой концепции монументальной пластики. Возникновение ее было обусловлено идейно-нравственными, социальными, мироощущенческими и социально-психологическими изменениями, произошедшими в советском обществе в послевоенные годы [270, С.64].
Тема монументальной пластики Барнаула не является абсолютно невостребованной исследователями. Накопление фактологического материала о монументах и памятниках Барнаула начинается с подготовки к изданию в 1929 г. «Сибирской энциклопедии» [376]. Включение в это издание Барнаульского монумента является фактом признания его исторической и художественной ценности. Одним из первых обратил внимание на произведения архитектуры и монументального искусства А.П.Уманский в монографии «Памятники культуры Алтая» [411], в которой предметом внимания стали памятники на братских и одиночных могилах борцам за установление советской власти.
В монографии С.Н.Баландина «Архитектура Барнаула» [249] рассмотрены наиболее ценные памятники Х1Х-середины XX вв., уделено внимание первому монументу Алтая - Демидовскому столпу, и его
8
расположению на одноименной площади. Советский период автора привлекает с точки зрения анализа динамики градостроительной ситуации, поэтому монументальные памятники XX века рассматриваются как часть общей градостроительной системы. А.Д.Сергеев в альбоме «Барнаул» [250] и книге популярного характера «Память эпохи» [375] рассматривает памятники борцам революции, В.И.Ленину, героям Великой Отечественной войны; в центре внимания - исторические события, в связи с которыми установлены памятники. Градостроительные, образно-стилистические, художественные особенности ряда монументов рассмотрены в монографии А.П.Долнакова, Т.М.Степанской, Л.А.Зотеевой «Памятники архитектуры Барнаула» [349], в которой прослежена эволюция градостроительства Барнаула; в книге опубликованы планы площадей, города в целом, панорамы, а также виды Барнаула начала и середины XX века. Изучению исторических некрополей Барнаула посвящены труды Г.А.Кубриной [313].
Основные тенденции развития монументального искусства 1950-1980-х гг., а также анализ наиболее значимых памятников представлен Т.М.Степанской в учебном пособии «Очерки истории Алтайского края» [398]. В контексте развития искусства XIX-нач.ХХ столетий монументальные памятники рассмотрены Т.М.Степанской в монографии «Архитектура Алтая XVIII-нач.ХХ вв.» [399], которая является первым комплексным исследованием по истории архитектуры городов Алтая. Важное значение имеет анализ Демидовской площади Барнаула, в ходе которого выявлена планировочная структура архитектурного ансамбля, пластические и художественные качества памятников архитектуры, и определена роль Демидовского столпа в формировании городского пространства Барнаула. История создания первого монумента в Барнауле подробно изложена Т.М.Степанской в очерках «Служили Отечеству на Алтае» [397], введены в научный оборот интересные данные об архитекторах, создавших ансамбль исторической части города. Первому монументу Барнаула посвящены также публикации А.П.Уманского [409-
9
410], Гришаева В.Ф. [282], М.О.Юдалевича [428], а также публикации Т.М.Степанской [395, 400], в статье «Площадь, предназначенная для обелиска» [396], уточнены тексты первоначальных памятных досок и установлена дата основания обелиска.
Важное научное значение имеют первые аннотированные каталоги, составленные Т.М.Степанской «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края» [159] и «Обелиски, монументы, скульптура и мемориальные доски Барнаула» [160], в которых зафиксированы памятники архитектуры и монументального искусства XVIII-XX вв., представлен их анализ, освещена история их сооружения. Историко-революционным памятникам посвящен каталог А.П.Уманского, С.П.Мальцева, С.Д.Дрыгина [161], в котором содержится краткое описание памятников Октябрьской революции и гражданской войны: мемориальные ансамбли, отдельные обелиски, памятные знаки, памятные доски на зданиях, приводятся их фотографии.
Сведения о Барнауле и его историко-архитектурных достопримечательностях содержатся в справочных изданиях. В первом томе энциклопедии Алтайского края помещены обзорные статьи, освещающие эволюцию градостроительства Барнаула и Алтайского края (А.П.Долнаков) и особенности культуры, искусства и архитектуры Алтая (Т.М.Степанская); во втором томе представлены персоналии скульпторов и их основные работы [427]. В энциклопедии «Барнаул» [251] содержится информация об авторах, истории создания и художественных особенностях десяти наиболее значимых монументов Барнаула.
Особую группу составляют публикации в местной периодической печати, представляющие хронику художественной жизни Алтая. Большая часть публикаций носит информативный характер, однако, существуют и проблемные, посвященные обсуждению выразительности современного монументального искусства (В.Ф.Добровольский [283], П.Л.Миронов [326;]), рассмотрению архитектурно-художественного облика Барнаула
10
(С.А.Боженко [257]), степени художественности барнаульских памятников (Н.Саблин [368]). Среди публикаций выделяются статьи Ю.Н.Сорокина [384-390], в которых дается оценка монументального искусства : «То, что мы имеем сегодня, создано на глазах одного поколения... Сделано немало, то, что рождено, объективно отражает время, в которое мы жили, и вкусы, и уровень нашей культуры. В общем, хроника времени» [389, С.6].
Таким образом, отдельные аспекты темы с разной степенью глубины освещены в специальной научной литературе и краеведческих публикациях. Исследования обобщающего характера, посвященные рассмотрению монументальной пластики в архитектурно-художественной среде Барнаула, отсутствуют.
Цель исследования: выявить динамику формирования архитектурно-художественного облика города Барнаула.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «монументальная пластика», «городская скульптура», «городская среда».
2. Представить типологию городской скульптуры, проанализировать эволюцию ее видов и жанров в историческом контексте.
3. Рассмотреть влияние Ленинского плана монументальной пропаганды на развитие монументальной пластики, выявить этапы реализации плана в городе Барнауле.
4. Проанализировать архитектурно-художественное решение памятников Барнаула.
5. Выявить эстетические проблемы городской среды Барнаула в конце XX в., определить современные тенденции и перспективы развития архитектурно-пластической культуры Барнаула.
Объект исследования: монументальное искусство России. Предмет исследования: монументальная пластика как средство формирования городской среды Барнаула.
Территориальные границы исследования: город Барнаул.
11
Хронологические границы исследования: XIX - XX вв. Границы определены установкой первого монумента Барнаула в первой четверти XIX в. и новыми тенденциями развития архитектурно-пластической культуры Барнаула в конце XX в.
Методология и методика. Использовался системный подход при анализе взаимодействия архитектуры и скульптуры, а также эволюции и динамики развития видов и жанров монументальной пластики и их адаптации к конкретным историческим ситуациям. Произведения монументальной пластики Барнаула были изучены в контексте исторических и социокультурных процессов, то есть на основе принципа междисциплинарности. Целостный подход к формированию города обусловил обращение к понятию городской среды на базе концепций и теоретических взглядов ученых В.Л. Глазычева, А.В. Иконникова, З.Н.Яргиной и др.
Использовалась комплексная методика: исторический метод позволил рассмотреть монументальную пластику Барнаула как динамичное и развивающееся явление, он применен для характеристики общероссийской культурной ситуации, влияющей на развитие монументальной пластики; были использованы также типологический метод, методы сравнения, аналогии, метод стилистического анализа монументов и памятников. Основу комплексной методики составили рекомендации и обобщение опыта выявления, изучения и описания памятников архитектуры и искусства Алтая, представленные в трудах Т.М.Степанской [338].
Источники. В основу исследования легли разнообразные источники: натурные - монументы и памятники г.Барнаула Х1Х-нач.ХХ1 вв. [1-63]; правительственные документы, принятые в рамках плана монументальной пропаганды, а также отражающие специфику современной культурной политики: • Документы РФ и СССР: Декрет СНК «О памятниках республики»
(1918г.), Постановление II съезда Советов СССР о сооружении
12
памятников В.И.Ленину (1924 г.), Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР о порядке проектирования и сооружения памятников и монументов (1966г.), приказ Министерства культуры РСФСР об образовании общественных фондов для проектирования и содержания памятников (1988г.), Федеральный закон об объектах культурного наследия (2002г.) и т.п. [171-224].
• Документы по Алтайскому краю и Барнаулу, регламентирующие деятельность в области монументального искусства, а также посвященные сооружению отдельных памятников: Решение крайисполкома о восстановлении и сохранении в крае памятников, связанных с историей русского народа, его революционной борьбой, могил и памятников погибшим революционерам и партизанам гражданской войны (1946г.), решение крайисполкома об увековечении памяти знаменитого русского изобретателя И.И.Ползунова в связи со 180-летием со дня смерти (1946г.), постановление Барнаульского горкома КПСС и горисполкома о завершении строительства мемориального комплекса в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1974г.) и т.п. [225-236].
Неопубликованные источники:
• фонды Центра хранения архивного фонда Алтайского края (фонды Алтайского краевого отдела по делам искусств, Алтайского краевого управления культуры, Барнаульского городского отдела культуры, коллекции документов по празднованию 250-летия г.Барнаула и 50-летия Алтайского края, личные фонды членов Союза художников РФ скульптора П.Л.Миронова и художника-монументалиста В.Ф.Добровольского) , представляющие документы, связанные с сооружением памятников, каталоги, а также изобразительные материалы -проекты и эскизы реализованных и нереализованных памятников [64-95];
• текущий архив НПЦ «Наследие», в котором содержится информация об объектах культурного наследия [111];
13
• архив Алтайского отделения Союза художников России — личные дела скульпторов [112-120];
• фонды Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая - фотографии утраченных памятников Барнаула 1930-1950-х гг. [96-99];
• фонды Алтайского краевого краеведческого музея - фотографии, альбомы и открытки утраченных и сохранившихся памятников Барнаула [100-110];
• архив архитектурно-планировочных заданий управления главного архитектора города - планы и схемы расположения монументальных объектов Барнаула [121-139].
Опубликованные источники:
• планы Барнаула, опубликованные в трудах историков и краеведов: план 1826 г., 1912 г., план Демидовской площади в Барнауле 20-х гг. Х1Хв., план Барнаула 1907 года и др. [140-147];
• изобразительные материалы: фотоальбомы «Памятники Сибири. Западная Сибирь и Красноярский край», фотоальбомы «Барнаул» и «Алтайский край» различных лет издания; открытки (1994г., 2000г., 2004г. и др.), демонстрирующие виды памятников Барнаула [148-158];
• каталоги монументальных памятников, предоставляющие информацию об авторах, размерах, материале памятника, а также их краткое описание: К.Г.Сокол «Монументы Империи» (1999г.); Т.М.Степанская «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края» (1990г.), «Обелиски, монументы, скульптура и мемориальные доски Барнаула» (1994г.) [159-162];
• каталоги творчества скульпторов и художников-монументалистов: В.Ф.Добровольского, П.Л.Миронова, Л.В.Рублевой, И.Ц.Зоммера, К.Г.Чумичева, П.А.Щетинина и др. [163-170].
Были изучены фонды научных библиотек: Государственной публичной научно-технической библиотеки г.Новосибирска, Алтайской краевой
14
универсальной научной библиотеки им.В.Я.Шишкова, библиотеки Алтайского государственного университета, библиотеки Алтайского государственного института искусств и культуры. Научная новизна:
• Проанализирована роль монументальной пластики в > формировании городской среды.
• Рассмотрено влияние Ленинского плана монументальной пропаганды на развитие монументального искусства в городе Барнауле.
• Выявлены этапы развития монументальной пластики в Барнауле, осуществлена систематизация памятников и проведен анализ их архитектурно-художественного решения.
• Определены современные тенденции развития монументальной пластики в контексте городской среды Барнаула.
• Составлены типологические таблицы памятников Барнаула, введены в научный оборот неопубликованные материалы о существующих и утраченных памятниках.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут служить основанием для разработки практических рекомендаций по эстетизации городской среды, могут быть полезны в реставрационной деятельности органов охраны культурного наследия, в учебных курсах гуманитарных факультетов высших учебных заведений, а также могут быть использованы в сфере культурного туризма Алтайского края.
Положения, выносимые на защиту:
• Взаимосвязь монументальной пластики и городской среды динамична, она определяется объективными историческими и социокультурными процессами, стилевой эволюцией, а также многослойностью самой среды и разнообразием жанров скульптуры.
• История монументальной пластики Барнаула отражает эволюцию идеалов, духовных ценностей и эстетических предпочтений, она связана
15
со стилевыми особенностями, определяющими принципы синтеза искусств, а также градостроительными задачами эпохи.
• Развитие монументальной пластики Барнаула в советский период осуществлялось в рамках Ленинского плана монументальной пропаганды, что определило типологию персоналий, а также особенности образно-пластического решения памятников.
• Современные тенденции развития скульптуры Барнаула определяются ослаблением идеологической и усилением эстетической функции, что приводит к доминированию декоративной пластики, которая активно вводится в городскую среду исторического центра и районов массовой жилой застройки Барнаула.
• Перспективным направлением в организации городской среды Барнаула является городской дизайн, отличающийся мобильностью, высокой технологичностью и направленный на поиск возможных путей включения исторически сложившегося центра в функциональные процессы современности.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на методологическом семинаре и заседаниях кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, а также были представлены в докладах и сообщениях на конференциях различного уровня: «Наука — городу Барнаулу» (городская, Барнаул, 1999 г.); «60 лет Алтайской краевой организации Союза художников России. Первые искусствоведческие чтения» (краевая, Барнаул, 2000 г.); «Актуальные вопросы истории Сибири. Третьи научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина» (Всероссийская, Барнаул, 2001 г.); «Камнерезное искусство России. Горная Колывань» (Всероссийская, Барнаул, р.п. Колывань, 2002 г.); «Проблемы освоения историко-культурного наследия Сибири» (Всероссийская, Барнаул, 2002 г.); «Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Четвертые научные чтения памяти профессора А.П.Бородавкина»
16
(Всероссийская, Барнаул, 2003 г.); «Охрана и использование памятников индустриального наследия России. Десятые Ползуновские чтения» (всероссийская, Барнаул, 2004 г.); «Интеллектуальный потенциал ученых России» (всероссийская, Барнаул, 2004 г.); «XXXI научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов» (региональная, Барнаул, 2004г.); «IX всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти Л.И.Снитко (1928-1982), основоположника искусствоведения на Алтае», приуроченная к 45-летию Государственного художественного музея Алтайского края (Всероссийская, Барнаул, 2004г.); «Проблемы искусствоведения на рубеже XX-XXI вв.» (региональная, Барнаул, 2004г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, иллюстраций и приложений. Общий объем диссертации 284 с.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25077.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.