У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Декоративное искусство России XX века
Количество страниц
228
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25078.doc
Содержание
Содержание
Введение 3
Часть I. Работа художников над декоративной формой и предметными изделиями в первой половине XX века.
Глава 1. От станковой живописи - к керамике и фарфору.
Приобщение декоративного творчества к народным традициям(кон. XIX - нач. XX века).
Глава 2. Новаторское формотворчество художников авангардных направлений (1910-1920-е годы).
Глава 3. Искусство фарфора и стекла и индивидуальные почерки художников (1918 - 1941 гг.).
Часть П. Формирование современных принципов декоративного искусства (конец 1950-х- 1960-е годы).
Глава 1. Обновление форм и образов массовых изделий. «Керамический бум».
Глава 2. Взаимосвязь красоты и пользы. 121
Часть III. Расцвет отечественного декоративного искусства (1970-1990 годы).
Глава 1. Декоративная керамика как пластическое искусство. 136
Глава 2. Пластически-пространственные принципы современного художественного стекла.
Глава 3. Массовый и уникальный фарфор. 184
Глава 4. Традиционный гобелен и «новая таписсерия», их роль в организации пространственной среды.
Заключение 221
Библиография 228
Введение
ВВЕДЕНИЕ.
Декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют поступательное развитие цивилизации и культуры на всех этапах истории. Однако осмысление этой области творчества с теоретических позиций относится к новейшему времени. Осознание, что декоративное искусство есть особая сфера художественной деятельности, развивающаяся по своим законам, обладающая собственными выразительными средствами и оказывающая большое влияние на общественное самосознание, приходит лишь в XX веке.
Художественный мир всех крупнейших эпох Древнего Востока, Античной Греции и Рима, Средневековья и Ренессанса, Классики и Модерна невозможно охарактеризовать без учета стилистики декоративного искусства (до недавнего времени именовавшегося декоративно-прикладным), тем не менее во всемирной истории искусств оно обычно не вычленяется как особая область эстетической деятельности, а рассматривается как вид художественного ремесла и промышленного производства, часть оформления архитектуры либо убранства интерьера. Керамика - как изделия гончаров, деревянные изделия - как работы резчиков, фарфор - как фабричная продукция, текстиль и светильники - как часть интерьера. В принципе это справедливо: декоративное искусство тесно связано с материальным производством и ремеслом.
Однако трудно согласиться с тем, что культурный уровень эпохи определяют только изобразительные виды искусства и архитектура, а
декоративно-прикладные - мебель, посуда, текстиль, костюм лишь обслуживают бытовые потребности людей и светят отраженным светом "высоких искусств". Такая позиция вызывает возражение у художников и искусствоведов, занимающихся изучением декоративного искусства.
Знаменательно, что впервые его высказал русский критик-демократ Владимир Васильевич Стасов. Он писал: «Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах, в статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается остального, то можно расправляться как ни попало, дескать, дело пустое и вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом себе искусство существует лишь там. где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал и так до последнего предмета: там уже, наверное, будет значительна и интересна по мысли и по форме и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура. Где нет потребности в том, чтобы художественными были мелкие общежитейские предметы, там и искусство еще растет на песке, не пустило еще настоящих корней...»1
Тем не менее, до сих пор недооценивается роль и место декоративного искусства в культурном пространстве эпохи. В иерархии визуальных искусств ему, как правило, отводится второстепенное место. Не учитывается его большая роль в формировании стилистических принципов предметно-пространственной среды своего времени, его
влияние на эстетические вкусы, идеалы и духовную атмосферу общества.
Ф О значении декоративного искусства писал известный историк
искусства нашего времени Александр Борисович Салтыков: «Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до него нехудожественные вещи художественными; тем самым формируя сознание, духовный облик человека!»2 Преображение материальных предметов в художественные,
* приобщение их к миру духовных ценностей - важнейшая функция декоративного искусства. Она служит исходной позицией современной теории декоративного искусства.
Задачей данной искусствоведческой работы является исследование роли декоративного искусства в формировании предметного мира и сложении стиля пластически-пространственной среды в России в XX веке, его значения в развитии новаторского 4 формообразования и современного образно-пластического языка, его
места в прогрессивном движении общего художественного процесса своего времени.
В диссертации проводится комплексное исследование современного декоративного искусства, устанавливается периодизация его развития в контексте социально-культурной обстановки в России прошедшего столетия.
# Внимание автора сосредоточено на нескольких, наиболее характерных областях декоративного творчества, таких как декоративная керамика, фарфор, художественное стекло, гобелен и другие виды текстиля, выделены имена крупнейших художников и
т проанализированы их индивидуальные почерки; рассмотрена их работа
над образцами утилитарных изделий для массового производства и создание самоценных декоративных произведений.
Декоративное искусство рассматривается в его связях, с одной стороны, с традициями национальной народной культуры, с другой - с художественными тенденциями в изобразительном искусстве и архитектуре и интерьерной среде.
Наибольшее внимание уделяется уникальному авторскому творчеству в разных областях декоративного искусства - созданию образно-ассоциативных художественных произведений из стекла и хрусталя, пластических композиций из керамики, новых форм фарфора, классических гобеленов и экспериментов с текстилем, представляющих креативное направление в современном художественном процессе.
Нельзя не учитывать, что изучаемый материал в его основной части относится к советскому периоду, когда российское культурное пространство включало искусство национальных республик, входивших в состав СССР. В связи с этим при рассмотрении проблематики декоративного искусства II половины XX века в диссертации привлекаются отдельные примеры творчества художников Украины, Белоруссии, республик Закавказья, Прибалтики и Средней Азии.
Исследование художественно-образной системы декоративного искусства советского периода имеет особое значение, поскольку этот вид искусства не подвергался идеологическому давлению, не подчинялся канонам соцреализма в той мере, как изобразительное искусство, а представлял, в известной мере, свободное поле творческой деятельности. Оперируя условной формой и ассоциативно-метафорическим языком, декоративное искусство было в своем роде экспериментальной лабораторией для других видов творчества и выражало интеллектуальные искания и мировоззренческие концепции
своего поколения. Это позволяет сделать вывод о чрезвычайно значимой роли декоративного искусства в современной отечественной культуре.
В традиционном искусствознании, в истории искусства принят термин декоративно-прикладное искусство для обозначения художественного оформления предметных изделий и среды. Но эпитет «прикладное» не выражает сути творчества художников XX века. В современном искусствоведении и критике используется термин декоративное искусство как расширительное понятие, обнимающее различные виды творческой деятельности, связанные с художественным моделированием и оформлением окружающей человека предметно-пространственной среды. Теория современного декоративного искусства фактически сформировалась в 1950-е - 1960-е годы, когда оно выделилось в особую сферу творчества художников и определилось его профессиональная специфика. Когда стало осознаваться не только утилитарное, но и чисто эстетическое значение декоративного искусства в контексте культуры.
Исторической миссией декоративного искусства является художественное оформление материальной среды. Смысл и задача декоративного искусства - привнесение художественности, эстетических качеств в окружающее человека жизненное пространство: в предметный мир, в жилую среду, в оборудование и технические средства. Цель декоративного искусства - создание комфортных условий жизнедеятельности человека как в физическом, так и в психологическом отношении, поэтому органическое соединение красоты и пользы в едином художественном объекте — его важный принцип. Один из теоретиков искусства В. Аронов назвал его
«Кентавром», соединяющим в одно неразрывное целое утилитарное и эстетическое начала, физическую, природную и интеллектуальную Ф творческую сущности.
Декоративное искусство связано с созданием материальных предметов, и в профессиональные обязанности творцов входит владение материалом, техникой исполнения. Материал, его пластические свойства, приемы обработки - основы художественного языка.
Хотя по исторической традиции декоративное искусство входит в
-* систему изобразительных искусств, его многое от них отличает.
Декоративное искусство не изображает, а преображает мир — это его
принципиальное отличие. Произведения декоративного искусства
строятся не по подобию реальных природных явлений, как это присуще
традиционной реалистической живописи и скульптуре, а скорее по
архитектурному принципу, как формирование «второй природы», т.е.
согласно художественным закономерностям построения формы, ее
? архитектонике, ритму, пропорциональным соотношениям. В этом
смысле их можно назвать «малой архитектурой».
Важнейшей задачей декоративного искусства является формирование предметного мира, окружающей человека жилой среды. В этой сфере встает непростая дилемма. Бытовые предметы - мебель, посуда, текстильные изделия, украшения — обладают традиционными архетипами, связанными с устойчивыми функциональными привычками ф и эстетическими представлениями людей. Их необходимо учитывать. В
то же время растет потребность в обновлении стилистики и окраски предметной среды, в ее преображении. Эту проблему должно решать современное художественное формообразование.
ф Следует отметить еще одно важное различие двух названных
видов творчества: изобразительное искусство в его классическом
ft
качестве создает на плоскости иллюзию мира, изображает жизненное пространство, в которое мысленно вовлекает зрителя, а декоративное создает и художественно преображает реальное пространство, в котором физически существует человек. Поэтому столь велико влияние декоративного искусства на человека, на его мироощущение, на эстетические вкусы и всю духовную сферу.
Для нашего времени характерно энергичное вторжение техники в повседневную жизнь людей, и это расширяет область применения творческих сил художника. Адаптация человека к новейшим достижениям цивилизации также входит в задачу декоративного искусства.
Кроме технического прогресса, XX век отличается стремительным развитием производства бытовых товаров, расширением предметного ассортимента, ставящим перед потребителем нелегкую проблему выбора. Вместо единого стиля или моды к концу века наблюдается чрезмерно широкая и пестрая, эклектичная картина массовых товаров. Перед художником встала новая задача — дать людям художественные ориентиры, некий компас, чтобы разобраться в хаосе рыночной продукции, чему способствует расширение авторской творческой работы над уникальными произведениями и большая выставочная деятельность. В этой сфере формируются общие эстетические принципы предметного искусства, предлагаются гармоничные сочетания вещей в ансамбле. В подтверждение нашей мысли приведем высказывание Н. Воронова: «Носителем материальной и духовной культуры мыслится именно декоративное искусство, оно дает не только образцы в буквальном смысле, но в первую очередь образцы вкуса, образцы стиля и идейно-художественного качества»3. Еще в 60-е годы известный теоретик искусства К. Кантор сформулировал концепцию,
что «декоративное искусство посредством уникальных выставочных вещей выражает общественный эстетический идеал быта и образа жизни людей»4.
Такая расширительная программа роли декоративного искусства в современном обществе поднимает его статус. Реальная практика подтверждает, что поле деятельности художников декоративного искусства расширяется и возрастает их роль в становлении современной культуры.
В XX веке, в эпоху бурного технического и социально-культурного прогресса значение и роль декоративного искусства особенно возросли, расширились области его влияния, углубились смысловые и символические значения произведений из стекла, керамики, текстиля, усложнился их пластический и образный язык.
Прежде всего это связано с тем, что чрезвычайно расширилась сфера материальной культуры, поднялся уровень всего комплекса предметно-пространственной среды, переход от ручного изготовления -к промышленному, от единичного образца - к массовому изменил саму сущность вещи. Встала проблема новых принципов формообразования предметных изделий, возникают новые приемы проектирования образцов мебели, посуды, текстиля, с учетом экономических, эргономических, коммерческих факторов. Формируется «современный стиль» предметной формы и художники декоративного искусства принимают активное участие в его утверждении.
(О правомерности этого термина до сих пор идут споры теоретиков и критиков, но автор данной работы убежден, что термин «современный стиль» достаточно точно характеризует формальные приемы и образный строй как произведений декоративного искусства, так и всего предметного мира и жилой среды.)
10
Декоративное искусство в контакте с архитектурой, проектированием интерьерной среды способствует формированию современного предметного мира.
Важнейшую роль в этом процессе сыграли деятельность "Баухауза" в Германии и ВХУТЕМАСа в России. Собравшиеся в этих школах прогрессивные архитекторы и художники провозгласили принципами своего творчество единство искусства и техники, художества и науки, архитектуры и предметного проектирования, освоение новых материалов и создание новых форм вещей. Они определили параметры современного стиля и принципов формообразования материального мира XX века, сыграли основополагающую роль в сложении нового пластического языка.
Следует оценить и вклад в современный стиль предметного искусства художников русского авангарда 1910-1920-х годов. Пропагандируя абстрактный язык искусства, систему супрематизма, К. Малевич и его последователи не стремились к отрыву от реальности, а исповедовали идею жизнестроения, преображения жизни средствами нового искусства. В результате, они обращаются к "деланию вещей" на основе нового формообразования. Созданных ими образцов немного, но они принципиально важны, поскольку предлагают новые пластические идеи и мотивы оформления традиционных утилитарных вещей.
Наиболее значительным для развития современного декоративного искусства является 2-я половина XX века, когда предметное творчество активно выходит на арену культурной жизни. Конец 1950-х - 1960-е годы в нашей стране отмечены большими переменами как в социальной, так и материальной жизни общества.
Принципиальные изменения происходят в советской архитектуре. Она осваивает новые конструкции и материалы, приобретает
11
функциональные формы, отказывается от традиционных ордерных элементов и украшений, язык жилого строительства становится скупым, деловитым, аскетичным. В этих условиях основная роль в создании комфортной среды для обитания человека падает на предметный мир, на бытовые вещи, на убранство интерьера. В поисках контакта с архитектурой мебель, посуда, текстиль, светильники освобождаются от чрезмерных украшений и обильной орнаментации и приобретают простые, конструктивные формы, пластичные силуэты, лаконичные цветовые акценты. Функциональность, соответствие реальным жизненным потребностям становится программой проектирование вещей. Так при активном участии декоративного искусства шло формирование нового стиля предметно-пространственной среды.
Отказ от традиционных оформительских приемов, "борьба с украшательством" расчистили поле для дальнейшей творческой и поисковой работы художников - прикладников. Важным фактором явилось появление большого числа молодых художников разных специальностей - керамистов, стекольщиков, текстильщиков, ювелиров-профессионалов с высшим образованием. Энергично заработали высшие учебные заведения художественно-промышленного направления. В 60-е годы целое поколение молодежи после окончания вузов пришло на заводы и фабрики, выпускающие товары народного потребления, где были организованы художественные лаборатории и конструкторские бюро. Они приступили к обновлению ассортимента и художественного оформления массовых изделий. Фарфоровая и стекольная посуда, мебель и осветительные приборы, ткани и ковры, ювелирные изделия и украшения интерьера приобрели новые формы в духе современного стиля и обновили бытовую среду населения, освежили атмосферу массового жилья. Декоративное искусство в
12
период «хрущевской оттепели» сыграло значительную роль в обновлении социально-культурной обстановки в советской стране.
Однако отечественные предприятия при низкой технической оснащенности не были готовы к исполнению творческих замыслов художников, новые образцы в незначительном количестве выпускались массовым производством. Используя производственную базу стекольных, фарфоровых, текстильных заводов и фабрик художники начинают работать над выставочными декоративными произведениями.
Из общего потока выделяется особая область - создание уникальных авторских произведений внеутилитарного характера. Это объекты свободного самовыражения в разных материалах, так называемое декоративное-станковое искусство, предназначенное для выставок, музейного экспонирования, оформления общее! венных интерьеров. Такие произведения, обычно именуемые керамопластикой, стеклопластикой, новой таписсерией, получили наиболее широкое и интенсивное развитие в 70-80-е годы. Независимые от утилитарной функции, подчиняющиеся только творческой воле художника и мастерству его рук, они открыли простор для экспериментов с материалом и пластикой, для проявления индивидуальных замыслов и почерков авторов. В этих художественных композициях ставятся задачи поиска новых форм выражения, концептуальных решений, знаковых и метафорических образов, лежащих в русле современного направления художественной культуры.
Таким образом, произошло деление искусства на две ветви: уникальное декоративно-станковое и предметно-прикладное, каждая со своей социально-культурной миссией. Их значение удачно сформировал профессор Н.В. Воронов: "Уникальное двигает развитие искусства
вперед, прикладное же, опираясь на этот эстетический эталон, развивает искусство и культуру вширь"J.
1970-1980-е годы можно назвать периодом расцвета отечественного декоративного искусства в его авторском уникальном варианте. Энергично и своеобразно развиваются многие его виды: декоративная керамика, художественное стекло, гобелен и расписной текстиль, чеканка, ювелирное дело, уникальный фарфор. Ведутся художественные и технические эксперименты с традиционными материалами: глиной, стеклом, металлом. Развиваются новые пластические формы и композиции в керамике. По-новому трактуются оптические и пространственные возможности стекла. Традиционный гобелен приобретает необычные фактуры, новые приемы ткачества, оригинальные декоративно-пространственные формы. Фарфор отмечен новаторскими приемами формообразования и живописных решений. В декоративных произведениях активно проявляет себя индивидуальный почерк творца.
Декоративное искусство приобщается к основным направлениям и проблематике изобразительного искусства и вступает в контакт с авангардными течениями современной пластической культуры. Так складывается художественный феномен XX века - современное авторское творчество, реализуемое в традиционных материалах: керамике, стекле, фарфоре, текстиле. Уникальные декоративные объекты содержат большой заряд творческой энергии художника. В них идут поиски нового взаимодействия с реальностью, отражаются интеллектуальные размышления и метафизические ощущения автора, его рефлексия на окружающий мир. Это позволяет назвать современное декоративное искусство одним из полноправных видов визуальных искусств XX века.
14
К истории вопроса
Как уже упоминалось выше, обращение искусствознания к специальным вопросам декоративно-прикладного искусства произошло в XX веке, а формирование его теории и критики, разбор его современного состояния активизировался фактически в 60-70-е годы. Большую роль в этом сыграл журнал "Декоративное искусство СССР" («ДИ СССР»), основанный в 1957 году, в котором стали систематически печататься статьи по теории и практике декоративного искусства, проводиться дискуссии о тенденциях его современного развития, анализироваться творческий процесс, регулярно освещаться выставки декоративного искусства и печататься творческие портреты крупнейших художников и молодых авторов. На страницах "ДИ СССР" фактически было сформировано понятие "феномена" современного декоративного искусства и намечена его основная художественная проблематика. Журнал выходил ежемесячно вплоть до 1993 года и вокруг него сложился круг авторов-искусствоведов, которые стали специалистами по декоративному искусству. Автор данной диссертации, работала в должности заведующего отделом и члена редколлегии журнала "ДИ СССР" в течение 35 лет со дня его основания, организуя материалы и редактируя статьи по проблемам современного декоративного искусства и художественной промышленности. Данное исследование не могло бы состояться без погружения в материал современной художественной практики, которой предоставляла автору работа в этом журнале.
Одним из первых российских ученых, посвятивших свои труды в 1950-1960-е годы проблемам декоративно-прикладного искусства, был Александр Борисович Салтыков. Он поставил вопрос о своеобразии и
15
условности образного языка предметного искусства и его роли в познании окружающего мира. Современному декоративному искусству, анализу основных его направлений и творчества многих художников, так же развитию дизайна посвятил многочисленные книги и статьи, известный знаток искусства, профессор Н.В. Воронов. Глубоким пониманием проблематики современного декоративно-прикладного искусства и широкой эрудицией отмечены работы К.А. Макарова. Интересное освещение вопросов теории и практики декоративного искусства получили в книгах и статьях К.М. Кантора, В.Р. Лронова, М.С. Кагана, В.П. Толстого, Н.С. Степанян, М.А. Некрасовой.
Выделим книгу доктора искусствоведения Н. Степанян "Искусство России XX века" (1999), в которой декоративное искусство рассматривается в контексте и взаимосвязи со всей изобразительной культурой своего времени (что методологически очень близко автору диссертации). Среди изданий 1930-х годов отметим труд Д. Аркина "Искусство бытовой вещи", впервые подвергшему искусствоведческому исследованию предметный мир индустриальной эпохи.
Долгое время в советской науке замалчивалось творчество художников-авангардистов 20-х годов и деятельность ВХУТЕМАСа, и лишь начиная с конца 1960-х годов в статьях, а затем и в книгах оно подверглось исследованию и получило заслуженную оценку. Открытие этого интересного периода художественного проектирования принадлежит прежде всего Л. Жадовой, а также, в дальнейшем, А. Стригалеву, А. Абрамовой, А. Лаврентьеву. Исчерпывающий материал об опыте 20-х годов собран и проанализирован в книге СО. Хан-Магомедова "Пионеры советского дизайна" (1995).
Искусство фарфора всегда было в поле внимания российского искусствознания. Отметим, например, раритетное издание 20-х годов
"Фарфор Государственного завода" (автор текста Э. Голлербах) с рисунками И. Рерберга и С. Чехонина. Авторитетным специалистом и знатоком фарфора является Л. Андреева, автор ряда фундаментальных публикаций и каталогов по советскому и русскому фарфору. О художниках-фарфористах издано ряд монографий и альбомов, среди них с текстами Б. Эмме, А. Лансере, И. Чижовой, М. Тихомировой, Р. Мусиной, В. Черного, Т. Астраханцевой и других.
Аналитиком художественного стекла является доктор искусствоведения Л. Казакова, ей принадлежат многие книги и статьи о российском и зарубежном стекле. Она - специалист, владеющий информацией о современном мировом стекольном движении и его мастерах.
В советский период издано несколько монографий, посвященных художникам стекла, они написаны Н. Вороновым, Н. Николаевой, Н. Степанян, К. Кантором, А. Павлинской, Н. Василевской.
Современный гобелен - тема исследований В. Савицкой, которая систематизировала и проанализировала этот многообразный материал. О текстиле, костюме и гобелене написаны книги Т. Стриженовой. Крупным специалистом по истории костюма была М. Мерцалова. О декоративной керамике было опубликовано множество статей, в том числе М. Изотовой, Д. Немчиновой, Ю. Маркиным, В. Мейландом, а также автором данной работы.
В 80-х годах институтом истории искусств выпущено двухтомное издание "Советское декоративное искусство", содержащее краткие очерки по основным его видам3.
Названные искусствоведческие труды (кроме последнего) касаются отдельных видов декоративного искусства, являются монографическими и заканчиваются практически на 1970-х годах.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25078.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.