У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Певческий инструмент и вокальная текника опернык певцов
Количество страниц
239
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25088.doc
Содержание
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ... 4
Глава первая. Устройство певческого инструмента оперного певца ... 36
Принцип совмещения работы головной и грудной частей певческого инструмента... 44
Функциональное устройство ротоглотки и фонетические особенности вокальной речи оперных певцов... 55
Устройство системы головных резонаторов... 65
Глава вторая. Психотехника управления фонационным процессом ... 79
Психика - высший уровень системы саморегуляции энергетики
человека... 83
Певческий голос и его звучание. Слуховой и внутренний контроль
процесса фонации... 94
О природе внутренних певческих ощущений... 105
Психотехника дыхания оперных певцов... 121
Управление резонаторной функцией и защита голосовых складок... 147
3
Глава третья. Методологические основы разработки певческого инструмента... 171
Эмпиризм современной вокальной педагогики... 184
Психологические предпосылки вокально-технической работы
оперного певца... 198
Принципы моделирования энергетики фонационного процесса... 207
3 а к л ю ч е ни е...227
Список литературы... 239
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая диссертация представляет собой системное исследование вокальной техники современных оперных певцов как аутоинтрументалъ-ной деятельности человека! — психически регулируемого функционального приспособления певцом своего организма для профессиональной певческой деятельности на оперной сцене.
Профессиональная деятельность оперного артиста как музыканта относится к той сфере певческого искусства, где требование к звучанию голоса певца как к звучанию благородного музыкального инструмента имеет особое значение. Технически совершенное пение (вокальная школа) является фактором, по которому прежде всего оценивается мастерство оперного певца, и способность петь, сохраняя фонетическую ясность вокальной речи в сочетании с тембрально насыщенным, и вместе с тем ярким, полётным звучанием голоса, динамически и звуковысотно устойчивым на диапазоне не менее 2-х октав - является одним из основных требований профессии оперного артиста, тем необходимым условием, которое обеспечивает певцу возможность реализации своих художественных намерений.
Вместе с тем невозможность отделения певческого инструмента от самого певца и скрытность работы системы управления певческим процессом изначально стали причиной возникновения стойкой иллюзии, что, в отличие от инструменталистов, певцы имеют дело с голосом - воспринимаемым слухом акустическим феноменом. В связи с этим освоение техники оперного пения понимается певцами и вокальными педагогами как «постановка певческого голоса». И если для музыкантов других специаль-
1 Научные понятия «аутоинструментализм» и «аутоинструментальная звуковая деятельность» введены в теорию музыкального инструментоведения И. В. Мациевским. Эти понятия относятся к тем проявлениям музыкальной деятельности человека, где в качестве звукообразующего объекта музыкантом используется собственный организм.
5 ностей очевидно, что техническая работа - это работа с инструментом, со
знакомства с которым следует начинать профессиональное обучение технике звукообразования, - то среди вокалистов до сих пор последнее нередко считается не только не нужным, но и вредным. Как известно, сведения об устройстве голосового аппарата человека студенты-вокалисты отечественных консерваторий получают лишь на 3-м курсе из цикла лекций об основах вокальной методики, и не случайно многие современные певцы и вокальные педагоги путь совершенствования методики обучения технике оперного пения видят не в изучении устройства певческого инструмента и особенностей «игры» на нём, а в «возрождении традиций» - поисках якобы забытых секретов педагогов прошлого и их упражнений, которые «развивают» и «воспитывают» певческие голоса.
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что:
- вокальная техника современных оперных певцов, владение которой является базовым условием, обеспечивающим оперному артисту возможность профессиональной деятельности, - до настоящего времени продолжает оставаться областью эмпирики;
- открытой проблемой является вопрос о певческом инструменте - зву-кообразующем объекте, используемом певцом как музыкантом для реализации своих художественных намерений, - ключевой вопрос вокальной методики и один из фундаментальных вопросов теории певческого искусства;
- недоступной для исследования (неисследованной) областью остаётся психотехника управления фонационным процессом - «психическая составляющая» психически обусловленного и психически регулируемого феномена, каким является певческая деятельность человека;
- исследовалась вокальная техника певцов, профессионально работающих в опере - сфере музыкального искусства общемирового культурного значения.
6
Цель исследования заключалась в том, чтобы на основании обобщения многовекового эмпирического опыта практиков и достоверных данных, которыми располагает современная наука, разработать систему исходных установок (парадигму мышления), способную дать певцам и вокальным педагогам адекватное реальности (тому, что существует на самом деле) представление о функциональном устройстве певческого музыкального инструмента, особенностях его работы у оперных певцов, а также особенностях и возможностях осознанного контроля и коррекции фонационного процесса, -то базовое знание, которое необходимо практикам, и с которого должно начинаться профессиональное обучение технике оперного пения.
Задачи исследования включали:
- обобщение богатейшего многовекового эмпирического опыта практиков, зафиксированного в мемуарной и методической литературе;
- обобщение результатов проводившихся в XX веке научных исследований по биофизике и физиологии певческого процесса, акустике певческого голоса и вокальной речи, изучение и обобщение научного знания по психической саморегуляции двигательной активности человека, включая современные психотехнологии управления его практической деятельностью;
- нахождение новых точек зрения, позволяющих получить системное представление о певческом инструменте и особенностях «игры» на нём.
Объектом исследования являлась вокальная техника современных оперных певцов, а непосредственным предметом исследования - функциональное устройство музыкального инструмента оперного певца и психотехника управления певческим фонационным процессом.
В круг рассматриваемых проблем не входили вопросы художественного творчества. Это обстоятельство, обусловленное исключительно избирательностью нашей интеллектуальной деятельности (мышления), не было
7 для нас причиной беспокойства, как не должны, к примеру, волновать
пианиста проблемы интерпретации и исполнения сонат Бетховена или мазурок Шопена в то время, когда он знакомится с устройством рояля и основными правилами и приёмами его практического использования. Тем более, что ясное определение области исследования позволило оставаться в сфере музыки, поскольку нами изучалась техническая сторона певческого процесса, обеспечивающая певцу музыкальные - с точки зрения традиций европейского bel canto - качества звучания его голоса, вокальная (от слова voce — голос) техника, освоение которой происходит во время пения музыкально организованного материала и является центральной задачей начального периода профессиональной подготовки оперных певцов. Гипотеза исследования:
- вокально-техническая работа оперного певца должна изучаться как психически инициируемая и психически регулируемая практическая деятельность, направленная на подготовку певцом своего инструмента к певческой деятельности на оперной сцене;
- певческим инструментом (материальным звукообразующим объектом, посредством которого певец реализует свои музыкально-художественные намерения) является не голос и не «голосовой аппарат» (система внутренних органов, участвующих в голосообразовании), как принято считать в вокальной методологии; во время пения певческим инструментом становится организм певца, по-разному приспосабливаемый в различных видах певческой деятельности;
- необходимые для музыкального творчества качества звучания певческого инструмента (тембральная ровность на всем диапазоне, звуковысот-ная и динамическая устойчивость) обеспечиваются теми же физическими причинами, что и музыкальные качества звучания духовых инструментов;
- реальный смысл работы над техникой пения у оперных певцов заключается ив в «постановке» певческого голоса, а в развитии способности
8
создания внутренней энергетической модели фонационного процесса, обеспечивающей поющему необходимое для пения в опере качество звучания певческого голоса и фонетическую разборчивость вокальной речи на максимальном диапазоне;
- моделирование внутренней энергетики певческого фонационного процесса может быть осознаваемым процессом, контролируемым и корректируемым на интеллектуально-волевом уровне;
- доминирующее значение в контроле певческого фонационного процесса во время пения вокально-технической работы оперного певца приобретают внутренние певческие ощущения;
- ассоциации позволяют певцу использовать в вокально-технической работе жизненный опыт и интегрирующие возможности своего подсознания.
Методологической основой исследования стал системный подход2 к изучению вокальной техники современных оперных певцов. Исследование проводилось с позиций музыкального инспгрументоведения с привлечением богатейшего эмпирического опыта практиков и широкого спектра современного научного знания. Для обоснования результатов и выводов исследования помимо сведений, полученных из обширной мемуарной и вокально-методической литературы, использовались данные научных исследований в области физики, акустики, устройства и принципов работы духовых музыкальных инструментов, а также анатомии и физиологии человека, биофизики и биоакустики пения и вокальной речи, психофизиологии двигательной активности человека, психологии, нейропсихологии, фонетики, логопедии, информатики и кибернетики.
2 Системный подход, направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нём и сведение их в единую теоретическую картину. Большой Энциклопедический словарь. Издание второе, дополненное. М: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 2002. С. 1102.
9 Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые:
— процесс певческого голосообразования изучается не как физиологический акт (работа «голосового аппарат» певца, а как психически инициируемое, регулируемое на уровне сознания практическое действие человека;
- принципиально решен вопрос о певческом музыкальном инструменте: показано, что во время пения таким инструментом становится организм певца, функциональное устройство которого может вариироваться в зависимости от вида певческой деятельности;
— доказано, что оперные певцы с хорошей вокальной техникой используют свой организм как уникальный аэрофон, в котором одновременно совмещаются принципы работы амбушюрных и язычковых духовых музыкальных инструментов;
— раскрыто принципиальное значение прикрытия верхнего отверстия гортани надгортанником как технического приёма, позволяющего певцу совмещать в работе своего инструмента принципы работы амбушюрных и язычковых музыкальных духовых инструментов; впервые говорится о возможности использования певцами хорошо известного духовикам приёма передувания, позволяющего расширить диапазон грудного звучания певческого голоса;
— наглядно показано существование трёх уровней резонаторных дек в системе верхних головных резонаторов;
- выявлена роль языка в создании акустического импеданса ротоглотки -существенная причина фонетических особенностей вокальной речи оперных певцов;
- найден подход к изучению ранее недоступной области - внутренней энергетики певческого процесса и системы ее психической саморегуляции;
- раскрыта психотехника парадоксальности дыхания оперных певцов, показано, что опытными певцами контролируются моделируемые ими энер-
10
гетические потоки сопротивления выдоху, позволяющие без затраты дополнительных усилий сохранять во время пения развёрнутое (вдыхательное) положение стенок грудной клетки, устойчивое положение диафрагмы и исключающие свободную утечку воздуха;
- выявлена энергетическая природа внутренних певческих ощущений, их базовое значение в оценке и контроле певцом внутренней работы своего инструмента во время фонационного процесса;
- показано, что в произвольной коррекции энергетических условий (создании энергетической модели) фонационного процесса певцами используются программирующие возможности интеллектуально-волевого центра (сознания) и интегрирующие регуляторные возможности подсознания;
- определено, что во время вокально-технической работы задачей певца должно быть не произвольное вмешательство в работу звукообразующих органов, а создание оптимальных энергетических условий для их работы;
- раскрыто значение ассоциаций как эффективного способа коррекции энергетики фонационного процесса, позволяющего использовать интегрирующие возможности и жизненный опыт подсознания;
- разработаны принципы моделирования энергетики фонационного процесса.
Практическое значение исследования:
- результаты исследования дают системное, адекватное реальности представление о певческом инструменте оперного артиста и психотехнике управления внутренней энергетикой певческого фонационного процесса;
- достоверное знание функционального устройства инструмента оперных певцов, принципов его работы и особенностей психической саморегуляции энергетики певческого процесса значительно расширяет возможности осознанного практического освоения техники оперного пения, обеспечивает певцам и вокальным педагогам возможность с пониманием использо-
11
вать в своей работе эмпирические находки практиков и современное научное знание;
— диссертация может быть использована в качестве научного пособия как в практической деятельности певцов и вокальных педагогов, так и при чтении курса лекций по вокальной методике. Положения, выносимые на защиту.
Пение и вокально-техническая работа есть психически инициируемая и психически регулируемая деятельность человека, во время которой музыкальным инструментом певца становится его организм, по-разному приспосабливаемый в различных видах певческой деятельности.
Оперные певцы с хорошей вокальной техникой используют свой организм как аэрофон, в котором одновременно совмещаются принципы работы амбушюрных и тростевых духовых музыкальных инструментов.
Профессиональное освоение вокальной техники оперного пения должно иметь целью не «постановку» или «воспитание» певческого голоса, а разработку певческого инструмента — функциональную подготовку (приспособление и настройку) певцом своего организма для певческой деятельности на оперной сцене.
Работа оперного певца над техникой певческого голосообразования заключается в развитии способности создавать энергетическую модель фонационного процесса, обеспечивающую необходимые для работы в опере качества звучания певческого голоса и фонетическую разборчивость вокальной речи на максимальном диапазоне.
Моделирование энергетики певческого фонационного процесса может быть осознаваемым процессом, программируемым и контролируемым на интеллектуально-волевом уровне.
Использование ассоциаций является универсальным способом коррекции энергетических условий фонационного процесса, позволяющим певцу
12
использовать в вокально-технической работе свой жизненный опыт и интегрирующие возможности своего подсознания.
Апробация работы происходила в процессе собственной певческой практики, а также в процессе педагогической работы в Санкт-петербургской государственной консерватории им, Н. А. Римского — Корсакова, российском государственном педагогическом университете им. А. И.Герцена, на открытых уроках в Уральской и Петрозаводской консерваториях, на мастер-классах с вокалистами из Кореи, Японии, США.
На основе материалов проведённого исследования делались доклады на Всесоюзных и Всероссийских научно-методических конференциях, а также на Международных научно-практических конференциях «Современные проблемы педагогики музыкального вуза» (Санкт-Петербург, 1998), «Современное музыкальное образование» (Санкт-Петербург, 2002, 2003), «Вузовская наука как основа развития образования и экономики России» (Бокситогорск, 2003); «Личность. Образование. Общество» (Санкт-Петербург, 2003); Всероссийских научно-практических конференциях «Образование в XXI веке» (Тверь, 2003); «Информатика и информационные технологии в образовании» (Санкт-Петербург, 2003); 3-м Российском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003), Международном инст-рументоведческом симпозиуме (Санкт-Петербург, 2003).
Результаты исследования обсуждались на совместном заседании кА-федры музыкального воспитания и образования и кафедры вокальной подготовки РГПУ им. А. И. Герцена, на секторе инструментоведения Российского института истории искусств МК и РАН, а также на кафедре истории и теории вокального искусства Санкт-Петербургской консерватории, кафедрах сольного пения Уральской и Петрозаводской консерваторий.
Структура работы. Диссертация представляет собой рукопись объёмом в 262 страницы, содержание которой состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии, включающей 311 наименований.
13
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1. Юшманов В. И. Вокальная техника и ее парадоксы. Монография. СПб.: Деан, 2001. - 128 с; 2-е изд. СПб.: Деан, 2002. - 128 с. (9,75 п. л.).
2. Юшманов В. И. О природе феномена художественного творчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Гуманитарные и общественные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, история, социология, экономика, право). СПб.: 2003. № 3-5. С. 207-216. (1 п.л.).
3. Юшманов В. И. Акмеологические основы певческой подготовки оперных артистов // Акмеология. М.: 2003 г., № 3-5. С. 42-47. (0, 8 п. л.).
4. Патент РФ № 2192047 от 27 октября 2002 г. на способ создания акустического сопротивления во время пения (0,3 п.л.).
5. Юшманов В. И. О роли согласных звуков в формировании певческого голоса в начальном периоде обучения вокалиста // Методические материалы методического совета по вокальному образованию. М.: 1980. С. 16-18. (0,15 п.л.).
6. Юшманов В. И. О регистрах певческого голоса оперных певцов. (Рукопись депонирована в НИО Информкультура РГБ 9.03.1983; №425). - 56 с. (2,8 п. л.).
7. Юшманов В. И. О регистрах певческого голоса// Перспективы развития вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и специальных учебных заведений. М.: 1988. С.37-38. (0,15 п.л.)
8. Юшманов В. И. О проблемах современной теории певческого искусства ( к вопросу о психологии профессиональной певческой деятельности) // Современные проблемы педагогики музыкального вуза: Материалы международной научно-практической конференции (2-4 ноября 1998 г.)./ Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб.: 1999. С. 36-50. ( 0,8 п. л.).
14
9. Юшманов В. И. О научной теории певческой деятельности (к вопросу о психологическом аспекте профессии оперного артиста) // Современное музыкальное образование - 2002: Материалы Международной научно-практической конференции (10-12 октября 2002 г.) / Российский гос. педагогический университет им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2002. С. 123-128. (0,3 п. л.).
10. Юшманов В. И. Энергетика процесса певческой фонации и психотехника ее моделирования // Современное музыкальное образование - 2002: Материалы Международной научно-практической конференции (10-12 октября 2002 г.) / Российский гос. педагогический университет им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2002. С. 133-136. (0,25 п. л.).
11. Юшманов В. И. Певческий инструмент и психотехника управления фонационным процессом у оперных певцов - 98 с. (Депонировано ВНТИЦ 24 марта 2003 г. Регистр. № 7200300009). (5,6 п. л.).
12. Юшманов В. И. Психика - иерархически высший уровень функциональной системы саморегуляции энергетики человека - 1 с. (Депонировано ВНТИЦ 24 марта 2003 г. Регистр. № 73200300057).
13. Юшманов В. И. Система вибраторов в певческом инструменте оперного певца - 1 с. (Депонировано ВНТИЦ 24 марта 2003 г. Регистр. № 73200300060).
14. Юшманов В. И. Создание вымышленной жизни — цель художественного творчества - 1 с. (Депонировано ВНТИЦ 24 марта 2003 г. Регистр. № 73200300058).
15. Юшманов В. И. Новая парадигма теории певческого искусства // 6-е Вишняковские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции «Вузовская наука как основа развития образования и экономики России» (24 марта 2003 г.). Бокситогорск, 2003. С. 97-100. (0, 25 п. л.).
15
16. Юшманов В. И. Акмеологический аспект взаимоотношений педагога и студентов в классе сольного пения консерватории // 6-е Вишняковские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции «Вузовская наука как основа развития образования и экономики России» Бокситогорск, 2003. С.100-105. (О, 3 п.л.).
17. Юшманов В. И. Моделирование энергетики певческого фонационного процесса как метод функциональной разработки певческого инструмента // Воспитание - Образование - Здоровье. У-е Пикалевские чтения. Актуальные проблемы гуманизации и гуманитаризации образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции (27 марта 2003 г.) В 2-х ч.. Пикалево, 2003. Ч. 2. С. 95-98. (0,25 п. л.).
18. Юшманов В. И. Проблемы развития чувства ритма у вокалистов // Воспитание - Обучение — Здоровье. У-е Пикалевские чтения. Актуальные проблемы гуманизации и гуманитаризации образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции (27 марта 2003 г.) В 2-х ч.. Пикалево: 2003. Ч. 2. С. 98-102. (0,3 п. л.).
19. Юшманов В. И. Профессионализм как интегральное качество педагога сольного пения в системе консерваторского образования XXI века // Образование в XXI веке: Материалы 4-й Всероссийской заочной научной конференции (30 апреля 2003 г.). Тверь, 2003. С. 135-137. (0,3 п. л.).
20. Юшманов В. И. Проблемы профессиональной подготовки оперных певцов // Взаимодействие личности, образования и общества в изменяющихся социокультурных условиях: Материалы 4-ой Международной научно-практической конференции «Личность. Образование. Общество». Межвузовский сборник научных статей. СПб., 2003 г. С. 257-259. (0,25 п. л.).
21. Юшманов В. И. О методе функциональной разработки певческого инструмента // Взаимодействие личности, образования и общества в изменяющихся социокультурных условиях. Материалы 4-ой Международной
16
научно-практической конференции «Личность. Образование. Общество». Межвузовский сборник научных статей. СПб., 2003 г. С.295-297. (0,25 п. л.).
22. Юшманов В. И. Нейролингвистическое программирование в информационном поле психической саморегуляции энергетики певческого фонационного процесса // Телекоммуникации, математика и информатика -исследования и инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информатика и информационные технологии в образовании» (ИИТО—2003). Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2003. Вып. 7.С. 216-220. (0,4 п. л.).
23.. Юшманов В. И. Новая парадигма профессионального мышления как психологическая основа непрерывности профессионального образования оперного артиста и вокального педагога // Образование через всю жизнь. Материалы докладов и сообщений участников 2-й международной конференции (Санкт-Петербург, 4-5 июня 2003 г.). Под научн. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. СПб.: Изд-во Файндер, 2003. С. 296-300. (0,25 п. л.).
24. Юшманов В. И. О природе феномена психики // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т. - СПб.: Изд. С-Петербургского ун-та, 2003. Т. 8. С. 637-639 (0,3 п. л.).
25. Юшманов в. И. Проблемы вокально-технической подготовки оперных певцов в системе консерваторского образования // Современное музыкальное образование - 2003: Материалы международной научно-практической конференции (9-11 октября 2003 г.) / Российский гос. педагогический университет им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2003. С. 167170. (0,25 п. л.).
26. Юшманов В. И. Моделирование внутренней энергетики певческого процесса как способ освоения вокальной техники оперного пения / Инст-
17
рументоведческое наследие Е. В. Гиппиуса и современная наука: Материалы Международного инструментоведческого симпозиума, посвященного 100-летию Е. В. Гиппиуса (Санкт-Петербург, 8-10 декабря 2003 г.) / Российский институт истории искусств РАН. СПб., 2003. С. 146-149. (0,25 п.л.).
В XX веке исторические обзоры литературы о певческом искусстве и технике пения оперных певцов достаточно основательно сделали К. Мазурин [135], В. А. Багадуров [17] и И. К. Назаренко [155]. Мы должны быть признательны этим авторам, потому что благодаря их огромному труду у нас есть возможность подняться над необозримым морем высказанных в течение трёх веков мнений о технической стороне певческого искусства и проследить, как исторически менялись представления об инструменте и вокальной технике оперных певцов. При этом ретроспектива изучаемой нами проблемы может рассматриваться как в связи с эволюцией (развитием) самой оперы, так и с теми изменениями в науке, которыми определялись направленность и возможности исследований технического аспекта певческого процесса.
Рождение эстетики bel canto (красивого пения) с отношением к звучанию певческого голоса как к звуку благородного музыкального инструмента принято связывать с деятельностью на рубеже ХУ1 - ХУ11 веков группы музыкантов, вошедшей в историю певческого искусства под названием «флорентийской камераты» или «кружка Барди».
С самого начала требования приверженцев «новой музыки» к искусству пения были эстетическими требованиями деятелей элитарного искусства — просвещённых музыкантов, для которых музыка являлась прежде всего средством выражения возвышенных лирических чувств. Реформа флорентийцев заключалась не в нахождении новых, ранее не известных тех-
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25088.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.