У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Русские певческие Триоди дребнейигей традиции
Количество страниц 245
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25095.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Общая характеристика Триоди. Обзор литературы. 3

Глава I. Певческая Триодь в древнерусской рукописной традиции

12 -13 веков.

§ 1. Рукописные источники йотированных Триодей 12 - 13 вв. 23

§ 2. Рукописные источники ненотированных Триодей 12 - 14 вв. 44

§ 3. Состав богослужебных последований в йотированных Триодях

12 - 13 вв. (сравнительный анализ). 59

Глава П. Певческая Триодь и Студийский Устав.

§ 1. Уставные указания в йотированных Триодях. 98

§ 2. Древнейшие богослужебные чины Страстной Седмицы. 112

>• §3. Пасхальное чинопоследование. 125

Глава III. Музыкальное содержание певческой Триоди. § 1. Принципы йотирования в древнейшей Триоди.

Типы распевов. 135

§ 2. Фиты в древнейшей Триоди. 154

§ 3. Система распевов в древнейшей Триоди. Самогласны и подобны. 167

Глава IV. Древнерусские певческие Триоди по отношению

к византийской традиции.

§ 1. Греческие йотированные Триоди 11- 13 вв. 211

§ 2. Влияние византийской нотации и распевов на древнерусскую

традицию (на примере триодных песнопений). 215

• Заключение. Йотированная Триодь в 14-17 вв. 235

Список сокращений 244

Список рукописей 245

Список литературы 250

Приложение 263

I. Алфавитный каталог песнопений по древнерусским Триодям

12-13 вв.

И. Календарный каталог песнопений по древнерусским Триодям 12-13 вв.

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Древнерусское певческое искусство неразрывно связано с богослужением Русской Православной Церкви. Основными рукописными источниками, представляющими певческую традицию Древней Руси, являются богослужебные книги, в которых гимнографические тексты сопровождаются нотацией.

Репертуар песнопений для всего церковного года собран в книгах нескольких типов. К ним относятся Ирмологий, Октоих, Стихирарь, Кондакарь, Минея и Триодь. Все указанные книги были созданы в Византии и переведены на славянский язык свв. Кириллом и Мефодием и их учениками. В древнерусской рукописной традиции каждая из богослужебных книг получила собственную историю формирования и развития. Основными событиями, значительно повлиявшими на систему церковного пения, стали смена богослужебного Устава (со Студийского на Иерусалимский) на рубеже 14-15 веков, стилевой перелом, произошедший в 15 веке, а также целенаправленное редактирование книг («книжная справа») в середине 17 века.

О принадлежности рукописного источника к кругу певческих книг можно судить, во-первых, по его составу: он включает по преимуществу те гимнографические тексты, которые предназначены для распевания, и, во-вторых, по наличию нотных знаков и музыкальных указаний. Следует отметить, что не все певческие книги последовательно йотированы. Значительная часть певческих памятников была ориентирована на устную передачу напева, который был представлен лишь отдельными фрагментами нотации.

Среди певческих книг особое место принадлежит Триоди, так как она используется не весь церковный год, а в течение определенного периода, связанного с приготовлением и попразднованием Пасхи. Этот

период достаточно продолжительный: он охватывает 18 недель, то есть более одной трети года.

Пасха - Светлое Христово Воскресение - является центральным событием всего богослужебного круга. Длительное приготовление к этому "Празднику праздников" послужило причиной создания огромного массива служб Великого поста, а последующее празднование Пасхи (в течение 40 дней), затем Вознесения Господня (в 40-й день по Пасхе) и Сошествия Святого Духа на апостолов (в 50-й день по Пасхе) отразилось в службах Пентикостарии (Пятидесятницы). Каждый год празднование Пасхи перемещается на различные календарные дни, вместе с ним передвигается и весь подвижный богослужебный круг.

Триодный круг, как пишет ИД. Мансветов, «также древен, как самый праздник Пасхи и возникает одновременно с ним. Зерном, из которого выродилась и развилась эта система, был праздник Пасхи, который одними из восточных христиан праздновался вместе с еврейскою пасхою, в 14-й день месяца Нисана, а другими - в следующее за ним воскресение. Как скоро последний обычай получил законную силу, и праздник Пасхи был перенесен на воскресение, вся следующая за ним неделя примкнула к нему и стала считаться его продолжением под именем недели пасхальной или "тгосаха ауаашсщоу". Первым придатком к этому зерну, почти неотделимым от него хронологически, является страстная неделя или "ласт^а атаортяслцоу", сначала в числе одного или двух постных дней - пятницы и субботы, в память страданий и смерти Христовой, а потом выработавшаяся в целую предпасхальную или страстную неделю. Дальнейшее развитие пошло по ту и другую сторону этой основной грани, через прибавление к Страстной неделе предшествующих ей недель Великого Поста, а к пасхальной примкнул, как

ее продолжение, период 50-цы, в составе которого выделился ряд недель и праздников, вошедших в круг Цветной Триоди"1.

По греческой традиции Триодь делится на две части: xpio8tov (Постная Триодь) и ^cvTiKoaxapiov (Цветная Триодь). Существует два способа деления на Постную и Цветную Триоди.

1. Постная Триодь оканчивается службой в пятницу 6-й седмицы Великого поста, то есть в последний день Святой Четыредесятницы, а Цветная начинается вечерней службой в ту же пятницу, перед Лазаревой Субботой, за которой следует Неделя Ваий или "Неделя Цветоносия». (Отсюда название Цветной Триоди.)

2. Постная Триодь оканчивается службой Великой Субботы, Цветная начинается с Пасхальной Недели2.

Первый тип характерен, главным образом, для рукописей до реформы середины 17 века, второй тип присутствует в уже отредактированных Триодях.

Указанное деление выдерживается в ненотированных Триодях. Йотированная же Триодь, как отмечает Н.В. Грузинцева, "никогда не делилась на Постную и Цветную Триоди в двух кодексах"3. (Исключение составляют два кодекса из собрания ГИМ: Син. 319 — Постная Триодь и Воскр. 27 - Цветная Триодь). Более того, Цветная Триодь в певческих рукописях, как правило, даже не имеет самоназвания. Службы Постной Триоди продолжаются службами Цветной Триоди без какой-либо четкой границы между ними. Это наблюдение было в свое время высказано и К.Н. Никольским, который писал, что Постная и Цветная Триоди "нераздельны

1 Мансветов И.Д. Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885. С. 45.

В обоих случаях Цветная Триодь открывается праздником Воскресения: Воскрешением Лазаря или Воскресением Христовым.

3 Грузинцева Н.В. Стихиры-самогласны триодного стихираря в древнерусской рукописной традиции ХП - XVII веков. Дисс. ... канд. искусствоведения. Л., 1990. С. 37.

между собою, обе они суть две части одной книги. Ибо воспоминаемые в той и другой Триоди события следуют в непрерывном порядке и тесно соединяются между собой"1.

Основная структура русской Постной и Цветной Триоди заимствована из греческих прототипов. Обе части Триоди состоят из разделов, соответствующих богослужебным последованиям. Каждое воскресенье и некоторые субботы триодного периода имеют особые названия и посвящения. Так, четыре воскресенья перед Великим постом называются: Неделя2 о Мытаре и Фарисее, Неделя о Блудном Сыне, Неделя о Страшном Суде, Прощеное Воскресенье (или Адамово изгнание из рая). Первое воскресенье Великого поста посвящено памяти, всех пророков и окончанию иконоборчества. Этот день известен как Неделя Православия (в поздних книгах - Торжество Православия). В третье воскресенье Великого поста совершается вынос Креста и поклонение ему, чему посвящена и вся последующая четвертая седмица («средохрьстьная»3). Отметим, что в Триодях 12-13 веков еще не были включены памяти св. Григория Паламы (во вторую Неделю Великого Поста) и св. Иоанна Лествичника (в четвертую Неделю Великого поста). В древних Триодях отсутствует и память прп. Марии Египетской (в пятую Неделю Великого поста), но в списках Студийского Устава эта служба отмечена (очевидно, она совершалась по Минее, а не по Триоди).

Недели после Пасхи также имеют особые посвящения, связанные с евангельскими чтениями, положенными в эти дни, - о Фоме, Жен-Мироносиц, о Расслабленном, о Самаряныне, о Слепом, Святых Отцев.

Никольский К.Н., прот. Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу. СПб., 1858. С. 101.

2 В древнейших Триодях неделями названы как воскресные дни, так и следующие за ними седмицы. Поэтому для разграничения этих понятий мы называем воскресенье Неделей (с прописной буквы), а седмицу неделей (со строчной буквы). При этом для будничных дней, как правило, используем название «седмица».

3 Так в списках Студийского Устава: Соф. 1136. Л. 5 об.; Син. 330. Л. 15 об.

Особенностью древнейшей Триоди является включение в ее состав служб подвижных двунадесятых праздников: Недели Ваий (Вербного Воскресения), Вознесения и Пятидесятницы (Дня Святой Троицы)1. Через неделю после: Пятидесятницы совершается память Всех Святых -заключительная служба Цветной Триоди.

Триодь - одна из древнейших богослужебных книг, сохранившаяся в рукописях 12-13 вв. Эти рукописи отражают начальную стадию развития древнерусской певческой традиции. Выделенный период может быть определен исторически как домонгольский, литургически - как период действия в Русской Церкви Студийского Устава, филологически и палеографически - как период старого истинноречия и древней знаменной нотации.

Нотация в рукописях 12-13 веков пока не поддается точной расшифровке, поэтому о звучании песнопений этого периода можно говорить лишь предположительно. Решение этой проблемы зависит от многих факторов, и, прежде всего, необходимо тщательное изучение музыкальных источников, среди которых мы находим небольшое число йотированных Триодей.

В архивах Москвы и Санкт-Петербурга йотированные Триоди 12-13 веков представлены в восьми рукописях. Шесть из них содержат, в основном, стихиры (поэтому во многих исследованиях они названы Стихирарями2) и только две3 включают песнопения других жанров: седальны, кондаки, акафист, каноны и, что самое главное, трипеснцы

1 В 16-17 вв. службы всех двунадесятых праздников (подвижных и неподвижных) были включены в новообразованную книгу «Праздники», но окончательное исключение их из Триоди произошло после «книжной справы» середины 17 века. Подробнее об этом см.: Кравченко СП. Фиты знаменного распева (на материале певческой книги «Праздники»). Дисс... канд. искусствоведения. Л., 1981. С. 20 и далее.

2 Это следующие кодексы: РНБ, Соф. 96 и Соф. 85; РГАДА, ф. 381, № 147 и №¦ 148; ГИМ, Усп. 8 и Син. 278. Проблема терминологии рассмотрена нами далее.

3 ГИМ, Син. 319 и Воскр. 27.

(«триодионы») - неполные каноны, состоящие из трех песней, от которых и произошло название всей книги.

К выделенной группе рукописей примыкает еще одна йотированная Триодь 12 века новгородского происхождения, хранящаяся в библиотеке Хиландарского монастыря на Афоне и изданная в серии «Monumenta Musicae Byzantine» («Памятники Византийской Музыки»)1. В нашей работе также рассмотрены три фрагмента с триодными песнопениями: два из них входили в состав Хиландарского кодекса2.

Каждая рукопись уникальна и имеет свои особенности, историю и судьбу. Вместе с тем все рукописи 12-13 вв. обладают некоторыми общими чертами. Все рассматриваемые кодексы написаны на пергамене. Поэтические тексты песнопений принадлежат к одной редакции. Нотация включает некоторые архаичные знаки, вышедшие впоследствии из употребления.

Следует отметить относительно хорошую степень сохранности йотированных книг древнейшего периода. Н.П. Волков предполагает причину этого в том, что "ими больше дорожили, как более ценными, требовавшими от писца особого искусства при писании текста с нотными знаками"3.

Краткие описания некоторых йотированных Триодей 12-13 вв. приведены протоиереем В.М. Металловым в известном труде "Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский"1. Основное внимание автор уделяет проблеме датировки рукописей. Он отмечает наличие в них архаических знаков и старых слов, которые

1 Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica. Sticherarium // Monumenta Musicae Byzantine. Vol. V (A). Copenhagen, 1957.

2 Два фрагмента Хиландарского кодекса: РНБ, Q. п. I 39 и БРАН, Дмитр. 44. Третий фрагмент йотированной Триоди - Погод. 46.

Волков Н.П. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI -XIV веков и их указатель. СПб., 1897. Сноска на с. 19.

свидетельствуют в пользу весьма древнего происхождения данных рукописей. С другой стороны, как пишет исследователь, "заметно некоторое обилие и довольно частое употребление фит, что составляет характеристическую особенность конца XII века и времени дальнейшего"2. Автор обращает внимание на наличие сложных певческих знаков, на особое написание некоторых слов ("оцещение", "отьце" и т. п.), указывающих на новгородское происхождение рукописей, а также на присутствие в них ряда ненотированных стихир с указанием на подобен.

Дореволюционные исследователи-музыковеды упоминают Триодь, как правило, в связи с обращением к конкретным рукописным памятникам или описанием целых собраний. Так, СВ. Смоленский, исследуя собрание певческих рукописей Московского Синодального училища, приводит статистические данные о различных певческих книгах, относящихся к разным редакциям. В частности, он указывает 43 одноголосные Триоди (Постные и Цветные), приводя в сводной таблице точное количество списков каждой редакции (древнераздельноречной, раздельноречной нового поморского письма, Никоновского текста и т.д.)3. В другой работе "О древнерусских певческих нотациях" СВ. Смоленский обращается к рукописным Триодям в связи с публикацией фрагментов песнопений Лазаревой Субботы в качестве примеров разных видов знаменного письма и других нотаций4.

Первое специальное исследование Постной Триоди, было произведено филологом И.А. Карабиновым5. Основным предметом его

1 Соф. 96, Типогр. 148, Син. 423 (по современной нумерации - Син. 319), Син. 278, Воскр. 27.

2 Металлов В.М., прот. Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский. М, 1912. С. 177.

3 Смоленский СВ. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище. М., 1893. С.43.

4 Он же. О древнерусских певческих нотациях. Отд. оттиск, 1901. С.61-62.

5 Карабинов И.А. Постная Триодь. Исторический обзор плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910.

10

рассмотрения стали греческие рукописи, но были привлечены также и славянские Триоди, в том числе и певческие1. Главная задача книги, как формулирует ее автор, заключалась в том, чтобы "проследить историю образования сборника Постной Триоди, то есть объяснить исторический план этой богослужебной книги, указать, кем составлен или внесен тот или иной ее элемент, <...> определить место и хотя только приблизительно время появления составных ее частей"1. Выполняя поставленную задачу, исследователь подробнейшим образом описывает историю календаря Постной Триоди и состава ее чтений и песнопений. Интересны его объяснения происхождения всех жанров византийской гимнографии. По мнению Карабинова, все песнопения, в том числе и триодные, произошли от припевов, сопровождавших у древних христиан пение библейских псалмов и песней. Различные наименования этих припевов (антифоны, стихи, ипакои,тропари) перешли к образовавшимся из них песнопениям.

Процесс образования состава Постной Триоди Карабинов рассматривает в связи с деятельностью различных византийских гимнографов и выделяет в нем три основных периода, соответствующих различным эпохам развития византийской церковной поэзии. Первый период, по Карабинову, (с V по IX век) включает деятельность св. Романа Сладкопевца и группы палестинских песнописцев (свв. Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского и пр.). Второй период связан с деятельностью прп. Феодора Студита и других константинопольских песнописцев IX века. Третий период (X-XV вв.) - эпоха застоя и упадка византийской гимнографии.

Таким образом, основная проблема, которую решает исследователь -проблема авторства и времени происхождения песнопений Триоди. В заключительной главе Карабинов выделяет различные редакции Триоди

1 В списке источников автор указывает певческие рукописи: Соф. 85 и 96, Типогр. 147 и 148.

11

(всего пять типов) и излагает краткую историю славянских переводов Постной Триоди, что весьма ценно для нас, так как объясняет причины расхождения в текстах песнопений; которые связаны с многократным редактированием и исправлением книг по греческим образцам.

Филологические разыскания И.А. Карабинова были продолжены уже в наше время М.А. Моминой2. Ею были проведены обширные сравнительные исследования состава греческих и славянских кодексов и подробное текстологическое изучение гимнографических текстов не только по Триодям, но и по другим певческим книгам (Ирмологиям, Стихирарям Минейным, Кондакарям). В результате анализа ею было выделено девять типов Триоди, семь из которых представляют Триоди 11— 14 веков Студийского Устава3. Интересно, что каждый из семи типов древнейших Триодей представлен одним-двумя списками, что свидетельствует об уникальности каждой рукописи этого периода, о нестабильности рукописной традиции и о гибкости богослужебного Устава4. Названия этих типов введены автором по названиям самих рукописей: Шафариковский; Битольский, Триодь Моисея Киянина, Загребский, Гимовский1, Жеравинский и Орбельский. Некоторые из перечисленных типов Триодей содержат фрагменты, нотации и будут

1 Карабинов И. А. Указ. соч. С. Ш.

2 Отметим, в частности, следующие работы М.АМоминой, посвященные Триоди. 1) Постная и Цветная Триоди // Методические рекомендации по описанию славянорусских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Ч.П. Вып.2. С. 389-419. 2) Типы славянской Триоди // Язык и письменность среднеболгарского периода. М., 1982. С. 114-119. 3) Вопросы классификации славянской Триоди//ТОДРЛ. Л., 1983; Т. 37. С. 25-38. 4) Проблема правки славянских богослужебных гимнографических книг на Руси в XI в. // ТО ДРЛ. СПб., 1991. Т. 45. С. 200 - 219. 5) Самоподобные песнопения в церковных богослужебных рукописях // Русь и южные славяне. СПб., 1998. С. 165-184. 6) Совместно с Шварц Е.М. Рукописный прототип старопечатных московских Триодей XVI века // Древнерусская литература: Источниковедение. Л, 1984. С. 188-194.

3 Восьмой (Афонский) тип, наиболее распространенный на Руси, просуществовал с 14 по 17 век, девятый (Никоновский или Киевский) - со 2-й половины 17 века.

4 Все эти особенности Триодей древнейшей традиции будут рассмотрены в настоящей работе на конкретных примерах.

12

рассмотрены нами в соответствующем разделе2. К Гимовскому типу М.А. Момина относит две полностью йотированные Триоди из собрания ТИМ, уже упомянутые нами и включенные в настоящую работу. Исследователь также считает, что именно эти две Триоди стали образцами для всех остальных йотированных списков Триоди 12-13 веков3 (она их называет Стихирарями). Таким образом, Момина отделяет йотированную традицию от ненотированной и не предлагает никаких точек их соприкосновения, по крайней мере, в древнейшем периоде.

Причиной такого вывода является, на наш взгляд, некоторое ограничение в типологии, базирующейся исключительно на филологическом анализе рукописей. С нашей точки зрения очевидно, что по отношению к певческой Триоди необходим особый разносторонний анализ, включающий все возможные аспекты и соприкасающийся с различными научными дисциплинами: историей, палеографией, литургикой, уставоведением, филологией, текстологией и симиографией.

Изучение состава певческих сборников, необходимость которого была отмечена еще М.В. Бражниковым4, началось только с 70-х годов 20 столетия. За последние годы появилось множество музыковедческих исследований, включающих разделы об истории бытования и эволюции различных певческих книг5. Два фундаментальных исследования были

1 То есть из рукописи ГИМ'а - Государственного исторического музея.

2 Глава I. § 2.

3 Это мнение было подтверждено М.А. Моминой в докладе «О Триоди» на конференции «Бражниковские чтения-2003» 10 апреля 2003 г.

4 Бражников М.В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII-XV1II века. М.- Л., 1949. Он же. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975.

5 Книга Праздники рассмотрена в работе: Кравченко СП. Фиты знаменного распева (на материале певческой книги."Праздники"). Дис... канд. искусствоведения. Л., 1981. Октоих: Алексеева Г.В. Уровни формообразования знаменного распева и принципы функционирования попевок в гласе (на материале певческой книги Октоих). Дис. ... канд. искусствоведения. Киев, 1981. Гусейнова З.М. Октоих котированный (по материалам рукописей XV - XVII веков) // Дни славянской письменности и культуры: Материалы Всероссийской конференции. Ч. I. Владивосток, 1998. С. 128 - 133. Плетнева Е.В. Особенности интонационно-графического содержания йотированного

13

произведены на материале певческих Триодей и посвящены двум типам триодных стихир: стихирам-подобным и стихирам-самогласным. Первый труд принадлежит Н.Ю. Шидловскому1, второй: выполнен Н.В. Грузинцевой2.

Диссертация Н.Ю. Шидловского - пример разностороннего исследования певческой Триоди. Избирая ограниченное число песнопений - 90 стихир-подобнов для будничных богослужений Великого поста, автор рассматривает их в широком историческом и литургическом контексте. В работе использовано около 50 греческих и славянских музыкальных источников. В центре внимания исследователя - несколько певческих Триодей 12-13 веков, связанных с опубликованным в ММВ Хиландарским кодексом (Chil. 307)3. Учитывая практически все древнейшие йотированные Триоди, исследователь составляет список стихир будничных богослужений Великого поста с указанием дней, в которые они исполняются, и рукописей, в которых они фиксируются. Шидловский также выявляет 38 самодобнов (из Минеи, Триоди, Пентикостария и Параклитика), послуживших образцами для будничных стихир Великого поста.

Октоиха (на материале рукописей Кирилло-Белозерской традиции конца XV -середины XVI века) // Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве: К 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря. СПб., 2000. С. 150-162. Обиход: Бурилина Е.Л. Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XVI-XVII веков (на материале певческой рукописной книги "Обиход"). Дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1981. Швец Т.В. Певческая книга Обиход: Многожанровость и многораспевность. Дипломная работа. СПб., 2000. Стихирарь месячный: Серегина Н.С. Песнопения русским святым. СПб., 1994. Ирмологий: Казанцева М.Г. История певческого искусства в письменном культуре Древней Руси XII-XVII вв. (по книге Ирмологий). Дис. ... канд. исторических наук. Екатеринбург, 1995; Гусейнова З.М. Ирмологий (йотированный); Учебное пособие. СПб., 1999.

1 Schidlovsky N. The Notated Lenten Prosomoia in the Byzantine and Slavic Traditions. Princeton (N.J.), 1983.

2 Грузинцева Н.В. Стихиры-самогласны триодного стихираря в древнерусской рукописной традиции XUVXVII веков. Дис... канд. искусствоведения. Л., 1990.

Те же рукописи были использованы и в нашей работе.

14

Обращаясь непосредственно к текстам песнопений, автор на конкретных примерах из Триоди анализирует структуру текста и напева в йотированных подобнах, сравнивает подобны с их моделями -самоподобнами, выявляет принципы распевания текстов стихир по образцам - "на подобен". В греческих песнопениях соблюдалось строгое музыкальное и метрическое соответствие между мелодией-образцом и подобном. Поэтому стихиры-подобны нередко появлялись в рукописях без нотации, и их исполнение традиционно осуществлялось как пение «на память». С возникновением славянских переводов была утрачена первоначальная метрика литургических текстов и, следовательно, нарушена прочная структурная связь между мелодией-образцом и подобном1. По мнению исследователя именно это стало причиной возросшей зависимости славянской богослужебной практики от письменных форм песнопений.

В результате анализа стихир-подобнов Великого поста Шидловский приходит к выводу, что в славянском пении прочная связь между поэтическим текстом и мелодией фактически игнорируется. Поэтому, несмотря на ее историческое происхождение, славянская традиция в большой степени независима и должна быть исследована отдельно от византийской2.

Многие наблюдения и выводы, сделанные Н.Ю. Шидловским, уже были известны в русской медиевистике. Тем не менее, его исследование имеет большую ценность и может быть использовано, вместе с каталогом триодных стихир-самогласнов, составленным Н.В. Грузинцевой, в качестве справочного руководства при работе с древнейшими йотированными Триодями.

1 Соотношение византийских и славянских песнопений рассмотрено нами в Главе IV.

2 Schidlovsky N. The NotatedLenten Prosomoia ... P. 210.

15

Н.В. Грузинцева избирает для исследования другой тип песнопений из Триоди - стихиры-самогласны. Следуя выводу Шидловского о независимости славянской традиции, она сосредотачивается преимущественно на древнерусских списках, а к византийским источникам обращается при анализе только одного песнопения (стихиры «Тебе одеющагося светом»). При этом, в отличие от Шидловского, она рассматривает обе части Триоди (Постную и Цветную) и не ограничивается древнейшим периодом, но включает списки йотированных Триодей вплоть до конца 17 века.

Рассматривая триодные стихиры-самогласны, Н.В.Грузинцева устанавливает критерии выявления и систематизации данных стихир и излагает в алфавитном каталоге их репертуар, составленный на основе всех списков йотированных Триодей 12-13 веков?. В результате музыкально-текстологического анализа 104 стихир-самогласнов из различных циклов песнопений сборника исследователь выявляет общие закономерности их движения в рукописной традиции, отмечает редакционные и вариантные изменения, проявление многораспевности и приходит к выводу о необыкновенной устойчивости самогласнов в богослужебном пении, связанной с их словесной, музыкальной и композиционной уникальностью2.

Новаторским в исследовании является выход за рамки богослужебного контекста триодных песнопений и обращение к системе внелитургического пения. Н.В. Грузинцева выявляет прямые и косвенные связи между триодными стихирами и покаянными стихами. Основанием для данного сравнительного исследования во многом послужил репертуарный справочник, составленный Л.А. Петровой и Н.С.

1 Каталог включает 310 инципитов триодных стихир-самогласнов с указанием их наличия в каждой из восьми рукописных Триодей 12-13 веков, а также в первом Синодальном издании избранных триодных песнопений (СПб, 1899).

2 Грузинцева Н.В. Указ. соч. С. 214.

16

Серегиной , в котором среди прочих представлены триодные стихиры, перешедшие в жанр покаянной лирики.

Примером многоаспектного исследования, одного из последований Триоди является работа О.П. Быковой, посвященная песнопениям службы Пятидесятницы2. Автор рассматривает историю формирования данного чинопоследования в рукописных источниках 12-18 веков, описывает содержательные аспекты и драматургическую организацию службы Пятидесятницы, выявляет художественные приемы и выразительные средства музыкально-поэтических текстов, составляет словарь интонационно-графических формул, иллюстрирующий взаимодействие слова и напева в песнопениях праздника. Сопоставляя репертуар песнопений Пятидесятницы в Уставе, Триодях и Праздничных Стихирарях, исследователь отмечает нестабильность последований в древнейших списках как следствие переводческой деятельности, унификацию состава службы с принятием Иерусалимского Устава и окончательное устранение разногласий между текстами после книжной справы середины 17 века. Все эти особенности наблюдались нами ив других богослужебных последованиях Триоди, что является следствием общих принципов развития певческих книг в древнерусской традиции.

Одной из последних по времени работ является исследование Н.В. Заболотной, которая рассматривает певческие Триоди вместе с другими богослужебными книгами Студийского Устава с точки зрения их функционального предназначения1. Исследователь отделяет Постные Стихирари от Триодей, устанавливая различные принципы их внутренней организации (Стихирари организованы по жанровому принципу, Триоди -

1 Ранняя русская лирика: репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV - XVII веков. Сост. Петрова ДА., Серегина Н.С. Л., 1988.

2 Быкова О.П. Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы. Дисс... канд искусствоведения. СПб., 2001.

17

по литургическому) и отмечая разные особенности передачи певческой информации в выделенных типах книг (отсутствие последовательной нотации в Триодях и детализированную невменную запись в Стихирарях). В результате исследователь приходит к выводу о различных функциях указанных типов книг, считая, что Стихирари выполняли справочную и охранную функцию, тогда как Триоди были предназначены для непосредственного использования за богослужением.

Разделение Триодей и триодных Стихирарей наблюдается практически во всех рассмотренных исследованиях. Мы же используем

* одно название применительно ко всем разновидностям Триоди, и делаем

это по следующим причинам.

Как уже отмечалось, среди выделенных нами девяти древнейших йотированных кодексов лишь два признаны в научной литературе собственно Триодями (Син. 319 и Воскр. 27), потому что только в них содержатся все песнопения, Триоди: как стихиры, так и каноны, (трипеснцы). В остальных же кодексах зафиксированы преимущественно стихиры из Триоди, что дает повод считать йотированную традицию производной от ненотированной, а певческие рукописи с триодными исследованиями называть Стихирарями Триодными;

ф Термин «Стихирарь Триодный» введен учеными2, в рукописях же

используются самоназвания «Ст(ихи)рарь постьн(ый)»3 или просто «Стихариль»4. Об этом можно судить по тем немногим кодексам, в которых сохранились начальные листы. Эти самоназвания также
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25095.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.