У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Ордерные формы и ордерные композиции в архитектуре Петербурга XVIII века
Количество страниц 246
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25096.doc 
Содержание Содержание
Книга 1

Введение...4

Глава 1. Теория ордерной системы

1.1 Библиографические и иконографические источники

изучения ордера...22

1.2 Тектонические характеристики ордера...38

1.3 Ордерная композиция как средство формирования

образов архитектуры...66

Глава 2. Развитие ордерных форм в архитектуре Петербурга XVIII века

2.1 Ордерная система как скрепляющий (связующий) стержень

в архитектурных решениях рубежа XVII - XVIII веков...90

2.2 Ордерный строй как композиционная фактура...99

2.3 Типологизация композиционных вариантов ордерных форм...117

Глава 3. Ордерная система в пространственно-планировочной

структуре Петербурга XVIII века

3.1 Концепции архитектурно-градостроительного развития Петербурга XVIII века...149

3.2 Линейные решения (доминирующие над ландшафтом)...161

3.3 Локальные решения (связывающие ландшафтные элементы)...176

3.4 Централизующие решения (преобразовывающие ландшафт)...189

Заключение...203

Библиографический список...210

Приложение 1. Ордерный тезаурус...221

Приложение 2. Список памятников архитектуры Петербурга XVIII века,

предлагаемых для изучения в учебном курсе...223

Приложение 3. Список иконостасов...237

Приложение 4. «О русских ордерах». Рукопись Н. В. Дмитриева

из Отдела письменных источников ГИМ...238

3 Приложение 5. Ордерные формы и ордерные композиции в русской

архитектуре. Программа курса по выбору для студентов

факультета изобразительного искусства им.А.И.Герцена...240

Приложение 6. Изучение ордерных композиций как компонент

подготовки педагога искусств. Методические рекомендации

к курсу по выбору...246

Книга 2

Альбом иллюстраций



Введение



Введение

Архитектура Санкт-Петербурга - неотъемлемая часть мирового классического архитектурного наследия. Ордерные формы и ордерные композиции в архитектуре Петербурга выражают художественные особенности русской классической архитектуры. В настоящем исследовании памятники архитектуры Петербурга рассматриваются в свете образного истолкования, помогающего проследить развитие ордерных форм и осветить вопросы теории и истории русского зодчества. В работе изучаются основные, ключевые моменты истории ордерной композиции в архитектуре Петербурга XVIII века.

В архитектуре Петербурга на разных этапах её эволюции ордерные композиции выражали художественные идеи разных эпох. Развитие ордерных форм архитектуры в пространстве-времени формирует классичность всего архитектурного облика города, невзирая на художественную неравнозначность некоторых его сооружений.

История исследований, посвященных ордерным формам, насчитывает более двух тысячелетий. Несмотря на столь долгий срок внимание к этому архитектурному явлению не только не ослабевает, но и усиливается, что обусловливается особенностями ордерных композиций. Изучение ордера осложняется многоаспектностью архитектонических его характеристик, многообразием и обширностью ордерного тезауруса.

Ордерные формы и ордерные композиции рассматриваются в работе с позиций архитектурного творчества, теории архитектурной композиции (пространственные закономерности архитектуры, пространственно-планировочные структуры, геометрические свойства архитектурных пространств), особенностей взаимодействия ордерной системы с другими архитектурно-строительными системами, истории и характера распространения ордерной композиции, осмысления отличительных

5 признаков декоративности ордера, его образного содержания и проблем

восприятия архитектуры человеком.

Но никогда ещё не исследовалась взаимосвязь творческих методов ведущих зодчих Петербурга в ракурсе их понимания ордера как самобытной русской национальной линии развития классической архитектурной композиции.

Объектом исследования является архитектура Петербурга и дворцово-парковых комплексов его пригородов XVIII века, а непосредственным предметом рассмотрения являются приёмы разработки ордерных композиций сооружений Петербурга XVIII века, определивших взаимосвязанность отдельных элементов городской среды и преемственность развития архитектурного образа города. В основе гипотезы исследования лежит представление о том, что ордерная система, являясь ведущей и определяющей художественно-образной темой архитектуры, своей вариативностью и гибкостью способствует образованию как закрытых, так и открытых композиционных связей. Развитие связей в парадигме пространственно-планировочных структур Петербурга содействует образному единству мезорельефа города и пригородов, чаще всего изначально принципиально противопоставленных друг другу.

Как самодостаточная система своей замкнутостью она обусловливает отдельность, отграниченность архитектурных решений. Частичная незамкнутость, открытость её связей создаёт предпосылки к продолжению архитектурно-образного мотива. Оба эти начала позволяют создавать весьма значительное разнообразие внутри отдельно взятой ордерной композиции, в пределах отдельного архитектурного сооружения.

Ансамблевая открытость и закрытость ордерной композиции, её вариабельность в пределах каждого отдельного архитектурного здания или сооружения обусловливается архитектурно-строительной стратегией города. В этом их взаимодействии создаётся неповторимость архитектурно-художественного образа.

6

В процессе формирования художественного образа отдельных зданий и петербургских ансамблей XVIII века ордерные системы выступали лейтмотивом архитектурной композиции. Создание градостроительных пространственных систем и ансамблей Петербурга отличалось внутренними постоянно развивающимися образными связями. Чтобы проектируемая ордерная система гармонически встраивалась в уже существующую или формирующуюся часть городской структуры, архитекторы соответственным образом видоизменяли её классические характеристики. Происходившие видоизменения не всегда вызывались ансамблево-композиционной или функционально-тектонической необходимостью. Часто они обусловливались индивидуальными пристрастиями архитектора.

Целью исследования является более глубокое познание действенности ордера как композиционного средства и фактора становления гармонии единого архитектурного ансамбля Петербурга. Необходимо раскрыть и объяснить те преобразования элементов классического ордера, в результате которых были обеспечены желаемые эстетические качества архитектуры. Важно также проанализировать те элементы ордерной системы, которые вышли за допустимые пределы видоизменений классического ордера, чем определили своеобразие или несовершенство отдельных зданий петербургской архитектуры данного периода.

Главной задачей стало исследование организационной роли ордерной системы в изменении городской структуры Петербурга XVIII века и признании этой роли ведущей.

Задачами данного исследования также являются: обобщение знаний о сущности ордерной системы, систематизация ордерных композиционных приёмов, характерных для русской архитектурной поэтики XVIII века, обнаружение разных связей ордерных элементов, определяющих художественное содержание архитектуры на разных планировочных этапах. Важной практической задачей является создание технологии и общей методики, определение путей исследования, которые в дальнейшем,

7 развиваясь и обогащаясь, могли быть применены в анализе ордерных

композиций в отечественной архитектуре XIX, XX веков и в современной архитектуре. Это позволит улучшить изложение истории ордерных форм в исторической перспективе и, как следствие, уточнить характер расстановки акцентов в историко-художественных исследованиях.

Для решения поставленных задач необходимо провести анализ существования выразительных средств архитектуры, характеристик ордера и концепций понимания ордерных композиций в памятниках сменяющих друг друга эпох и стилей.

Актуальность поставленных задач обусловлена тем, что в последнее время отечественное искусствознание, архитектуроведение в частности, вновь проявляет повышенный интерес к проблемам ордерной композиции. Закончилась длительная пауза в изучении ордера, появление которой достаточно объяснимо и имеет три комплекса причин. В первый комплекс попадают причины общенаучного характера, оказавшиеся в нашем Отечестве накрепко связанными с социальными условиями и вытекающими из них последствиями, проявлявшимися в догматизме научных установок. На официальном уровне специальное изучение ордера было фактически прервано Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». На основании решений 2-го Всесоюзного съезда архитекторов был взят курс на создание «технически целесообразных по конструкции и материалам» сооружений1, на строительство удешевлённого, доступного, но как показала практика, преимущественно неэстетичного жилья, сооружений промышленности и инфраструктуры. Политическая ситуация 60-х годов, «оттепель», для развития ордера в архитектурном процессе или анализа ордерных идей в теоретических исследованиях не стала положительным явлением. В ситуации нового исторического этапа, давшего некоторую свободу в научном осмыслении формально-содержательного аспекта художественного творчества, оценка ордера в культурном смысле была

8 привязана к оценке предыдущей социально-исторической эпохи, эпохи

«культа личности». Характерная для российской действительности «охранная» деятельность цензуры сопротивлялась формированию синтетических воззрений в сфере гуманитарного образования, оставляя все разработки в области восприятия в рамках естественнонаучных дисциплин, не давала смыкаться исследованиям высшей нервной деятельности и осмыслению душевной жизни человека как областям изучения не субъективной, а объективной реальной связи.

Но это, всё-таки, была внешняя причина. Внутринаучной причиной сдерживания интереса к проблемам композиции была инерция, имевшая давнюю историю и долго дававшая себя знать после так называемой борьбы с формализмом, условные границы которой можно определить временем появления Письма ЦК РКП(б) «О Пролеткультах» 1920 года и Постановлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам 1946 - 1948 годов. Нет сомнения, что перекос в сторону самодовлеющего значения формы всегда наносит ущерб художественному содержанию. Но отсутствие научной полемики, критического рассмотрения положений теории архитектуры с начала 50-х годов привели к торможению развития отечественного теоретического архитектуроведения. Были скованы все исследования в области пространствопонимания, в основу которых был бы заложен тезис о том, что человеческие представления о пространстве изменчивы. Это положение теоретического анализа, мировоззренческого по существу, активно разрабатываемого с начала 20-х годов П.А.Флоренским, В.А.Фаворским, Л.Ф.Жегиным, вносит в научный анализ творческой практики конкретный историзм. Отстаивая принцип историчности простраствопонимания, Г.К.Вагнер подчёркивает, что Фаворский в разработке теоретических основ композиционного мышления исходил из конкретно-исторического понимания содержания и формы: «Изобразительные поверхности Фаворского не стилистического, а

9

эпохально-типического характера, причём само образование типа

поверхности обусловлено характером мировоззрения»2.

Внимание к теории архитектурной композиции в системе учебного процесса стало минимальным. Сказалось отсутствие печатных трудов по теории изобразительного искусства, теории архитектуры в частности. Лекции В.А.Фаворского по теории композиции, читанные во ВХУТЕМАСе с 1921 года, стали публиковаться по частям только в середине 60-х годов3, работы П.А.Флоренского - с конца 60-х4, Л.Ф.Жегина - с 1970 года5. Созданный к началу 40-х годов труд А.И.Некрасова «Теория архитектуры», не имеющий аналога в отечественной науке, оставался неизданным почти 50 лет. Ослабло и внимание к ордерному методу.

В арсенале отечественного архитектуроведения работ, посвященных исследованию и систематизации знаний об ордерных формах, выполненных до 1917 года, немного. Можно указать на труды разнопланового содержания Ф.В.Каржавина (1789), И.Лема (1792), Н.В.Дмитриева (60-е гг. XIX в.), В.К.Мальмберга(1892).

Архитектурные чертежи издания Санкт-Петербургской рисовальной школы (1846), альбом Г.Павлуцкого (1891), уникальные обмеры С.А.Иванова, изданные в Берлине Германским археологическим институтом (1892-1898), учебные работы, хранящиеся в музее Академии художеств, свидетельствуют о естественной базе антиэклектического движения и органичности поиска единства стилевого решения, обретённого в неоклассицизме начала XX века. В свою очередь, сама эта стилевая тенденция вызвала интерес к античным архитектурным композициям. Поэтому закономерно появление работ систематизационного и исследовательского содержания Н.В.Султанова (1901), Б.Н.Николаева (1905), К.И.Рончевского (1905, 1917), В.Руднева (1914), И.Б.Михаловского (1916). Оригинальные чертежи ордерных форм, хранящиеся в библиотеке Академии художеств в Петербурге, атласы архитектурных форм А.А.Парланда (1890), Р.Фогеля (1907), Р.Берзена, В.Пясецкого (1912),

10 В.Тьери (1914) фиксируют широту общественного запроса со стороны

архитекторов и заказчиков.

Исследование ордерных композиций продолжилось в советский период. Эта связь была осуществлена на идейно-художественном уровне архитекторами И.А.Фоминым, В.А.Щуко, А.В.Щусевым, а в области систематизации знаний об архитектурных формах и композиции зданий -Я.Г.Гевирцем (1926, 1927) и продолжавшим свои исследования И.Б.Михаловским.

Специальньных работ, выполненных в 30-е годы и посвященных ордеру, - две: И.Б.Михаловского (1937) - об античных ордерных формах и Б.П.Михайлова (1939) - об ордере в архитектуре советского периода. В контексте других исследовательских задач (анализ пропорционального строя или архитектурной композиции) - можно назвать семь работ отечественных и зарубежных авторов: И.В.Жолтовского (1933), Г.Д.Гримма (1935), М.Гика (1936), Д.Хембиджа (1936), Э.Мессля (1936), Н.И.Брунова (1936), И.Б.Михаловского (1937), а также статью Л.Савельева (1936). Только в 30-е годы на русском языке были изданы классические труды Л.-Б. Альберти (1935), А.Палладио (1936), Витрувия (1936), Д.Барбаро (1938), Дж.-Б. да Виньолы (1939), атлас Г.Блюма (1936), сравнительный атлас А.Гарнери (1937), альбом П.Летаруйи (1939); из данных работ была переиздана только работа А.Палладио (1989). В это же время появляется первая источниковедческая работа В.П.Зубова (1938).

В 40-е годы трижды переиздаётся труд И.Б.Михаловского, к 1942 году в лагере в Воркуте было выполнено исследование А.И. Некрасова по теории архитектуры с особым вниманием к ордеру, опубликованное только в 1994 году. В 1946 году об ордере пишет В.П. Зубов в своей диссертации в рамках анализа архитектурной теории Л.-Б.Альберти, и публикуется источниковедческая работа А.В.Мишулина (1947). Подробное описание ордерных форм представлено во Всеобщей Истории Архитектуры (1948),

11

подготовленной Институтом истории и теории архитектуры и изданной Издательством Академии Архитектуры СССР.

В 50-е годы были защищены две диссертации - специальные исследования ордера в отечественной архитектуре, выполненные В.Ф.Маркузоном (1954) и Н.Ф.Гуляницким (1955), и опубликованы две работы в контексте исследований архитектурных композиций: В.А.Богословского и А.В.Баранского (1955). В 50-е годы появляются и новые источниковедческие работы: Ю.Гренберг (1956); Е.Н.Винер, М.В.Ребок (1957). В период с1955 по 1984 год, почти за 30 лет, из узконаправленных работ, где бы ордер был главным предметом исследования, были напечатаны: исследование по теории античной архитектуры Б.П.Михайлова (1967), исследования ордерных композиций в русской архитектуре XVII-XVIII веков О.И.Брайцевой (1969, 1977), М.А.Ильина (1973), В.А.Булкина (1975), З.Ф.Семёновой (1983), И.Л.Бусевой-Давыдовой (1995), статья о преемственных связях ордерного языка в русской архитектуре Н.Ф.Гуляницкого (1975); В.Ф.Маркузон результирует свои исследования в разделе «Происхождение ордера» во II томе Всеобщей истории архитектуры (1979); и, как заполнение пробела, в журнале «Советская архитектура» в 1989 году публикуются лекции об архитектурном ордере А.Г.Габричевского, прочитанные им в 1945 году по курсу «Введение в архитектуру» в Высшем архитектурно-строительном институте и сохранившиеся в конспектах.

Семидесятые и восьмидесятые годы характеризуются повышенным интересом к проблемам математического анализа архитектурных пропорций, что и отражено в работах И.Ш.Шевелёва (1973, 1986, 1990), В.И.Федерякина (1984), В.И.Авксентьева (1986).

Период с начала 90-х по настоящее время - период возвращения интереса к собственно природе и строю ордерной композиции. Это исследования Г.М.Скуратовского (1991,1997), Л.И.Таруашвили (1994, 1995, 1998), П.А.Кудина (1995, 1997), Е.В.Сухих (1997), А.К.Кудряшовой (2000),

12 В.А.Опарина (2000). Полностью издаётся (правда, в количестве всего 600

экземпляров) исследование В.П.Зубова «Архитектурная теория Альберти» (2001).

Второй комплекс причин ослабления внимания к ордеру в XX веке связан с тем, что в системе архитектурного образования на рубеже XIX - XX веков происходит окончательное изменение общей стратегии двухэтапной академической схемы: сначало «ремесло», потом «творчество». Зачастую стало казаться, что развитие пространственного мышления с первых этапов одновременно обозначило «выход за границы ордерных канонов»6; «В основу программной стратегии обучения художественному творчеству в новых условиях и художественной пропедевтики как вводного этапа закладывалась логика пространственного фактора архитектуры».7 Таким образом, в ордере стали видеть академизированную схему, безжизненный канон, ордеру отказывали в праве служить средством формирования пространственных представлений.

«Суть принципиального изменения архитектурной педагогики заключалась в одновременном движении - разработке основополагающих средств архитектурного профессионализма в виде формализованных (объективированных) первичных элементов объёмно-пространственных форм (взамен ордерных стилистических форм классической школы)»8, так оценивает методы педагогики искусства Д.А.Мелодинский, анализируя состояние архитектурной пропедевтики в начале XX века. Этот крен очевиден, однако, надо помнить, что в рамках ВХУТЕМАСа существовали две образовательные линии: ОБМАС (Н.Ладовский, И.Кринский) и «академисты» (А.Щусев, И.Жолтовский, И.Рыльский); представители второй линии, как известно, ещё очень долго и широко применяли ордерные композиции. Курс на освоение классического наследия был поддержан созданием Академии архитектуры и открытием аспирантуры при ней. Группа её выпускников в 1935 - 1936 годах совершает пятимесячную поездку по Франции, Италии и Греции. Архитекторы смогли почерпнуть в

13

ней непосредственное впечатление о классической целостности и

ренессансной ясности ордерных композиций. Однако

«пространствопонимание» в виде макетного композиционного исполнительства как принципиальной дидактической установки, идущей из пропедевтического опыта Баухауза, от системы преподавания Л.Моголь-Надя и И.Альберса возобладало и даёт о себе знать и сегодня. Эта игра с конструкцией и материалом, широкое внедрение комбинаторных —", новая техника работы с бумагой - «бумажная архитектура»,

(

jl 7/l(

JAA'pXU~ л.и*\ веская и безличностная, стала просто визитной карточкой ^ L . )С ОрдерНЫХ чертежей стал рассматриваться как практически-ознакомительный. Именно так выполнены пособия Б.И.Барышева (1971), Е.Н.Лукьяновой и Т.И.Добрецовой (1976).

В таких трактовках ордер постепенно утрачивал в своем содержании характерность пространственного мышления и, что самое плохое, перестал быть основой формирования художественного вкуса.

«Академическое» направление, казалось, не утрачивало своих позиций, но всё меньше и меньше могло утверждать силу личностного фактора: художественную инициативу и индивидуальный метод архитектора в сложении ордерных композиций. Несмотря на усилия А.И. Некрасова, Г.Д.Гримма, Н.И.Брунова, В.П.Зубова, В.Ф.Маркузона, А.Г.Габричевского, Н.Ф.Гуляницкого, историков архитектуры, исследователей, которые в своих работах подчёркивали эстетическое значение ордера, раскрывали ордер как гибкую систему художественно-выразительных средств, в конечном итоге, ордерные композиции в архитектуре советского периода в культурологическом смысле стали отождествляться с эпохой тоталитаризма, что, в свою очередь, затормозило исследование ордера в целом.

В 80 - 90 годах XX века стала ослабевать и была прервана традиция чтения специальных курсов, посвященных истории ордерных форм, курсов, поставленных в учебный план на теоретических факультетах художественных вузов.

14 Общая дегуманитаризация образования не допускала знакомство с

некоторыми аспектами философии искусств: препятствовала альтернативности взглядов на фундаментальные вопросы искусствознания; не стимулировались междисциплинарные методы исследований; формирование взглядов на саму проблему существования искусства отличалось директивностью. Интерес к вопросам ордерных композиций сохранялся исподволь благодаря тому, что мыслящие педагоги «протаскивали» теоретические вопросы ордера в чтение линейных курсов по истории античного искусства. Именно так в 80-е годы читал курс античной архитектуры Б.Н.Фёдоров, продолживший традицию своего учителя И.А.Бартенева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.

Третий комплекс причин потери специального интереса к ордеру был связан с тем, что к концу XIX века были исчерпаны старые средства анализа пространственной структуры архитектурной композиции, те, в которых существенная роль принадлежала пропорционированию на основе размера заданного отрезка на ортогональной плоскости. Развитие иных взглядов на систему пропорционирования сдерживалось отсутствием широкой научной дискуссии по всем линиям системы философии искусства и доминированием в архитектурном процессе проектных образовательных задач в ущерб формированию образных составляющих архитектурного сооружения. Зачастую исследовательские труды не доходили до опубликования.

Потребовалось время, чтобы более актуальные научные представления о художественном, архитектурном процессе нашли своё оформление, и, что особенно важно, необходимо было изменение общественной ситуации, вернувшей гуманитарные проблемы в собственно гуманитарное русло. Это дало возможность опубликовать, сделать доступными старые и новые исследования в этой области архитектуроведения, выполненные за последние 60 лет.

15 Основания для отмечаемого в последние годы подъёма научного

интереса к проблемам ордера очевидны. Активизируют искусствоведческую научную мысль философия искусства, междисциплинарные средства и стремление к систематизации на новом уровне обобщения больших разделов отечественной истории искусства, возможность работы за рубежом и непосредственная доступность многих подлинников архитектуры с ордерными композициями средиземноморского региона и территорий Передней Азии.

Однако надо отметить, что общая теория композиции, архитектурной композиции в частности, важным элементом которой являются ордерные композиции, продолжает находиться в стадии разработки. Об особенностях её становления писал ещё Некрасов в 30-е годы. Это подчёркивают в своих работах 90-х годов А.В.Иконников, Ж.М.Вержбицкий, И.А.Азизян, Н.П.Овчинникова - учёные, современные архитекторы. Такие условия для исследователей ордера представляют очевидные трудности.

Эти трудности увеличиваются, когда предметом изучения становятся преобразования ордерной композиции в русской архитектуре, композиции по генезису формообразования изначально не принадлежащей национальной архитектурной школе. Содержательная сторона художественных образов просто «уплывает из рук». При постоянных утверждениях исследователей о национальном своеобразии русской архитектуры XVIII, XIX, XX веков, разъяснить это своеобразие в сооружениях с применением ордерного языка оказывалось задачей достаточно трудоёмкой.

Специального исследования, в котором рассматривались бы вопросы существования ордерных композиций в архитектуре Петербурга, их особенности, происхождение и развитие во взаимосвязи, что и характеризовало бы эту линию развития архитектуры как русскую национальную, на данный момент не существует.

16

Исследуя архитектуру Петербурга, следует прежде всего изучить творческие концепции русской архитектуры. Исследование такого рода поможет отчасти разрешению проблемы соотношения традиции и новации, а также проблему внешних заимствований и внутренних влияний в русской архитектуре. Более чёткое представление об историко-художественном комплексе ордерных идей позволит выработать дополнительные критерии художественной оценки на широком полисемантическом поле архитектуры Петербурга XVIII века.

Вполне можно согласиться с положением, выдвинутым А.А.Сергеевым - исследователем творческих концепций в русском зодчестве, что проблема самобытности в нашей национальной архитектуре сводится к понятию совокупности архитектурных образов, являющихся результатом творческой переработки других архитектурных систем, что развитие образов русской архитектуры «процесс колебательный, а не векторный»9.

Разнообразие смысловой нагрузки элементов архитектурной композиции в ситуации творческого обмена, диалог с другими художественными структурами - безусловный признак живой художественной системы. Творческий обмен - это не только подобие, но и различие. «Участники контакта должны быть порознь изоморфичны третьему элементу более высокого уровня, в который они входят»10. В этой плоскости лежит ответ на оппозицию «своё — чужое». При тождестве структур - диалог бесполезен, при абсолютном различии - невозможен. Именно ордерная композиция может являться стержнем анализа взаимосвязи исторических и тематических параллелей внутри архитектурного «текста».

Так определяется потребность в формировании контрастивного метода исследования, реализующегося в технологии установления связей между художественными фактами на основании сравнений и установление

17 внутренней логики явления по отношению к более высокому элементу

(метаэлементу), чем и является ордерная система.

Особенностью видения художественных проблем является допущение, что по одной части текста можно восстановить весь текст. Такой взгляд ведёт свое начало от формулирования положений отечественной семиотики пространственности, не связанной с языковым кодом, разработанной А.Ф.Лосевым, П.А.Флоренским. Теория ордерных композиций не может раскрываться без установки связи с этой концепцией. И хотя такая задача не ставится непосредственно в данной работе, без уточнения взглядов на семиотику пространственности, без определения точки зрения исследователя не обойтись. Здесь нам сильно «мешает» неоднозначное использование таких устойчивых выражений, как «язык архитектуры», «ордерный язык». Имеет смысл их употреблять тогда, когда речь идёт о собственно выразительных средствах архитектуры - размере, массе, особенностях архитектурных форм, протяжённости, высоте, цвете. Тогда же, когда необходимо вскрыть содержание замысла, речевая аналогия теряет смысл. В речи мы оперируем терминами, точно закрепленными за предметами. В ситуации осмысления архитектурного образа его постижение происходит вне зависимости от степени знакомства с историей архитектурных форм. Осведомлённость или специальная образованность только повышает уровень интерпретаций. Необходимо подчеркнуть значение ордерных композиций как постоянное закрепление культурных смыслов на образном уровне.

Пристальное исследование ордерных композиций имеет значение и для петербурговедения в целом. Только после определения особенностей русской архитектуры на локальном, но очень интенсивном участке можно переходить и к культурологическим смыслам, определяя архитектурные образы. Это позволит истолковать образы, созданные с помощью выразительной силы ордерных композиций в архитектурной среде Петербурга как закрепление идеальных смыслов и поиск спасения в
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25096.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.