У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Контекст в архитектуре, дизайне, искусстве XX бека
Количество страниц 255
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25107.doc 
Содержание Содержание
-2-ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...3

Глава 1. Понятие и время контекста... 13

1.1. К понятию контекста... 13

1.2. Время контекста... 17

Глава 2: Искусство и природа контекстного мышления...37

2.1. Искусство как модель мира...37

2.2. Эпоха романтизма: предпосылки контекстного сознания...44

2.3. Проектная цивилизация как контекстная среда...56

2.4. Компьютерные технологии - матрица контекстного мышления...75

2.5. Функции искусств и направления контекстной интерпретации...84

Глава 3: Особенности контекстного мышления...105

3.1. Контекстное мышление в искусствах XX века... 106

3.2. Контекст и проектные жанры XX века...120

3.3. Контекст как «управляющая система» искусств...128

3.4. Типология художественных контекстов...144

3.5. Культурный контекст...149

Заключение...164

Библиографический список использованной литературы...174

Указатель имен... 193

Список иллюстраций...225

Введение



-3-ВВЕДЕНИЕ

Работа посвящена исследованию контекста пластических искусств -архитектуры, дизайна, живописи и отчасти тех, которые принято называть актуальными искусствами. В работе рассматриваются проблемы специфической природы искусств, их места в современной цивилизации, а также изменения природы искусств и их положения в современном обществе, которые стали очевидны в последнее десятилетие XX века.

Актуальность исследования. Понятие контекста и связанные с ним контекстное восприятие, контекстное мышление прочно вошли в нашу жизнь в 1990-е годы. В это время мировое политико-экономическое и социально-культурное развитие стало быстрым и плохо предсказуемым. Контекстное мышление формировалось в этих обстоятельствах как едва ли не преобладающий способ восприятия, оценки явлений, обещающий достоверные и критически неуязвимый результаты: оно позволяло соединить узкодисциплинарные подходы с новой реальностью, опыт со стихией живой жизни, сфокусировать прошлое, настоящее и будущее в единых познавательных конструктах.

В новейшей цивилизации художественная культура в разных ее формах -от массового творчества до элитарного искусства, такого как авангардная музыка или экспериментальная архитектура, заняла совершенно особое место в социальной жизни. Изменились искусства: они все более нацелены на выражение и пересоздание мира, и все менее заняты его изображением (отображением); а взамен целей эстетического созерцания нередко выдвигают идеи непосредственного воздействия искусств на зрителя и общество. Многие мастера 1990-х гг. широко пользуются понятием «контекст», настаивают на его важности (Р. Кулхас, Б. Чуми, А. Мендини, Э. Соттсасс и др.). Деятельный, проблемно-ориентированный, проектный характер современных искусств,

-4-

гибкие подвижные отношения их с обществом, его институциями и нормами настойчиво требуют изучения контекста.

Но и в общественном сознании происходят тектонические перемены: доминанты абсолютного знания и универсальных ценностей сменяются либералистскими. Одномерность любого рода уступила место множественности, дискретности, полицентризму, сложности, которые по аналогии с естествознанием определяют как нелинейность. В числе значимых оказались ценности объективного порядка, но и субъективно-личные, а также случайные, подвижные и непредсказуемые явления. Гуманитарная культура — синхронно с естествознанием — увлеклась энтропией, познавательными и визуальными парадоксами, новым и непривычным, - освоением стихии жизни, и многие из творцов и даже ученых поменяли олимпийские и академические кресла на живую практику.

Общество сегодня склонно понимать художества не только как акты личного творчества, но и как явления в системе человеческих деятельностей со своими иерархиями, способами принятия решений, общественными последствиями; со своей эффективностью, — то есть всем тем, что зависит не только от творческой воли автора, но от глобальных и локальных контекстов. Еще недавно - в 1976 году А.Ф. Лосев отмечал, что проблема контекста, хотя и разрабатывается многими учеными, является одной из наиболее сложных [96, с. 123]. При этом он даже сформулировал «аксиому контекста» (порядковый номер VI в числе базовых лосевских аксиом знаковых структур): «Всякий знак получает свою полноценную значимость только в контексте других знаков, понимая под контекстом широчайший принцип» [там же]. Существо контекста - бесконечное богатство смыслов, «начиная от нуля до бесконечности», которые приобретают слова (знаки), «если их брать не статически, а динамически, то есть в процессе живого языка и живой речи» [96, с. 121].

Невозможно представить публикацию, в которой сегодня не было бы слова «контекст». В научной и периодической печати, дискуссиях и эссеистике,

-5-

в разговорной речи мы встречаем его всюду. В поисковой системе Yandex обнаруживается по состоянию на 03.02.2005 года 2 136 838 страниц, в которых присутствует слово «контекст»; 5555 сайтов с этим словом. В названном информационном массиве собственно слово «контекст» употребляется 4 006 163 раз. Система Rambler дает уже 72 736 сайтов с этим словом, 1618 207 документов, в том числе 2 704 новых. Складывается ощущение, что в гуманитарном сознании наступила эпоха контекстуальности. «Исторический контекст«, «культурный», «жизненный», «социальный»; «архитектурный», «контекст городского пространства»; «художественный», «формальный», «профессиональный», «научный», «экологический», «гуманитарный», «временной», «общемировой» и другие, еще более узко сфокусированные контексты, занимают все большее место в нашем сознании, чтобы не сказать — в жизненной рефлекторике. Эта тенденция является общемировой: суждения с позиций контекстности, определение контекста проблем, предметов и явлений присутствуют в самых разных знаниях как залог обстоятельности и широты.

В 1960-х - 1970-х годах монополией на контекст владели представители языкознания (ЮМ. Лотман и др.) и постструктуралисты (Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко). С началом 1990-х годов терминология и мышление, использующие понятие контекста, стали привычными в художественной практике: в деконструктивистской архитектуре (77. Айзенманн, Б. Чуми и др.) и архитектурной теории (Ч. Дженкс, Р. Кулхас и др.); в авангардной музыке (В. Мартынов и др.) и в концептуальных художественных течениях. Распространившись из элитарной художественной культуры и науки в массовую практику, язык, сознание, контекст в 1990-х годах стал феноменом всех творческих цехов, наук, бытового и профессионального сознания.

Степень разработанности проблемы. При безграничном ареале использования контекста в научной и культурно-творческой практике его природа до сих пор изучена недостаточно. Сам термин применяется с 1920-х годов в языкознании (В.В. Виноградов, ЮМ. Лотман и др.), структурализме и постструктурализме (К. Леви-Стросс; Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко и др.). Но

-6-

исследования собственно контекста начались лишь с 1970-х годов, преимущественно в рамках языкознания. Априори считалось и считается, что контекст способствует пониманию вещей, а инвариантность определяется до сих пор как основное его свойство. В 1960-е - 1970-е гг. А.А. Зализняк, изучая диагностические особенности контекстов применительно к падежам русского языка, явлениям одушевленности и неодушевленности, выявил эвристические функции контекстов. В 1980-е годы филологи Н.Д. Арутюнова, ОТ Ревзина, Н.Э. Энквист, ЕМ. Вольф и другие на литературном материале изучали изобразительные, семантические, структурные и познавательные стороны контекста. Не случайно языковеды первыми пришли к выводам о подчиненности контекста познавательным задачам, о невозможности и ненужности замкнутой его классификации (ОТ. Ревзина).* По утверждению ОТ. Ревзиной, контекст релевантен и переменчив; особую актуальность он приобретает в процессе преобразования текста в порождаемый им художественный универсум — при возвышении восприятия от синтагматических (линейных) форм к парадигмальным (пространственным). К параметрам контекста ОТ Ревзина относит объем, содержательную характеристику, назначение, форму воздействия, авторство и степень приемлемости.**

Генезис и природа контекста применительно к пластическим искусствам: архитектуре, искусству, дизайну, по настоящему не изучены, что, возможно,

объясняется широко распространенными предубеждениями о «принципиальной

*** „

«неизмеряемости» искусства», страхом перед огромностью и трудной

постигаемостью его вещества. В последнее десятилетие распространены исследования искусств в некотором контексте, например, социокультурном, или в контексте неких аспектов: исторических, религиозных, семиологических и др., при этом контекст используется как межевая линия исследования. Но

* О.Г. Ревзина. Контекст / Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп.

М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998. С. 198-200.

** Там же.

*** П. В. Симонов, П.М. Ершов. Темперамент. Характер Личность. - М.: Наука, 1984. С. 35.

-7-

специфической особенностью искусств является их контекстуальность: в них изначально заложены взаимосвязи с многочисленными внешними факторами (контекстами) социальной, личной жизни и природы. Классическое искусствознание исходило из осознания связанности искусств с процессами бытия, что позволяло Конраду Фидлеру определять искусство как способ «производства действительности», при котором «в высшей духовной переработке» чудовищная масса и «бесконечные ряды жизненных форм и жизненных явлений возвышаются до света разумности и ясности»*. Историки искусств, критики, иконологи, исследуя искусство в системе контекстов, начали использовать термин «контекст» в 1970-х годах, заимствовав его в языкознании и структурализме. Исследования природы контекста и контекстного мышления применительно к пластическим искусствам нам не известны, вопреки тому, что в творческой практике второй половины XX века, в особенности с 1980-х годов, понятие контекста применяется чрезвычайно широко: в концептуальном искусстве и в целом в неоавангарде, в архитектуре и дизайне постмодерна и деконструктивизма (77. Айзенман, Р. Вентури, Р. Кулхас, Б. Чуми\ Э. Соттсасс, А. Бранци и др.).

Цель исследования. В основу работы положен принцип целостного рассмотрения пластических искусств в их многообразных связях с действительностью, представляющейся по отношению к художнику системой контекстов. Цель работы состоит в изучении контекста как системы: предпосылок ее формирования, особенностей функционирования контекста в современных искусствах.

Задачи исследования. Задачи исследования продиктованы идеей рассмотрения искусств в новых социально-культурных обстоятельствах: в условиях нарастающей интеллектуализации и рационализации творческих процессов, развития проектных начал цивилизации, превращения

* Цит. по: Г. А. Недошивин. Генрих Вельфлин / История европейского искусствознания. Вторая половина XIX -начало XX века: В 2-х кн.: Кн. I. - М.: Наука, 1969. С. 47.

-8-

художественной культуры в один из существенных факторов социально-экономической жизни. В связи с этим определены и задачи:

- исследовать основные этапы развития контекстного мышления, его природу

применительно к пластическим искусствам; сформулировать понятие контекста;

-изучить перемены в понимании искусств в XIX — XX вв. и в особенности в

последнее десятилетие; выявить социальные, культурные и творческие

основания использования контекста;

-установить специфические особенности функционирования контекста в

пластических и проектных искусствах;

-описать отношения искусств с действительностью и действительности с

искусствами при посредстве контекста и контекстного мышления;

-сформировать типологию контекстов применительно к искусству.

Объектом исследования являются процессы становления и функционирования контекста как феномена современной художественной и познавательной действительности.

Предметом исследования являются пластические искусства: архитектура, дизайн, живопись, отчасти творческие явления авангарда и неоавангарда, рассматриваемые в системе контекстных взаимосвязей с окружающим миром и собственной спецификой.

Методологические и теоретические основания исследования. Исследовательской базой диссертации послужили произведения искусств (архитектуры, живописи, дизайна); теоретические высказывания мастеров (живописцев, архитекторов, музыкантов); труды по теории, истории искусств; художественная критика и публицистика. Объемную часть составили междисциплинарные гуманитарные исследования (культурологические, эстетические, социологические, политологические, экономические; литература по бизнесу, менеджменту); естественнонаучные исследования; публицистика (часть источников отражена в Библиографии и Указателе имен). 3 из них относятся к художественной литературе.

-9-

Теоретические суждения и работы мастеров искусств (от К.НЛеду и Э.Л. Булле, Н.С. Гончаровой и Ф.Л. Райта до Б. Чуми и А. Мендини) рассматриваются с точки зрения концепций проектного характера новой и новейшей цивилизации, разработанных Б. Арчером, Г. П. Щедровицким, В. Ф. Сидоренко, О.И. Генисаретским, В.Л. Глазычевым и др., а также в разрезе социально-политических теорий современного инновационного общества {А. Бард и Я. Зодерквист, П. Друкер, А. Зиновьев, В.Л. Иноземцев, СП. Капица, М. Кастелъс, Э. Тофлер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон и др.).

При изучении генезиса и природы современных искусств использованы сравнительно-исторический и синхронистический методы, а функции искусств рассмотрены с помощью статистического и структурно-генетического методов. Акцент сделан на межвидовом (генетическом) родстве искусств, предполагающем единство творческих целей, познавательных задач, социально-культурных и личностных функций. Природу искусства помогают конкретизировать идеи отечественных социопсихологов Д.К. Беляева, А.А. Ухтомского, развитые П.В. Симоновым, П.М. Ершовым применительно к художественному творчеству. Теория, названная П.В. Симоновым «вероятностным детерминизмом», развивает учение о доминирующих личностных потребностях, вводит понятия сверхсознания и творческих сверхзадач как бессознательных реализаций личности. На этой основе автором диссертации выстраивается структура контекстных каналов взаимодействия искусств с действительностью (социальных, природных, творческих, личностных, временных).

Важную роль в исследовании играет идея П.В. Симонова о необходимости в современной науке отказа от «от взгляда на мышление человека, как на первоисточник и движущую силу его деятельности, признание потребностей [выделено нами. - Г.В.] исходной причиной человеческих поступков»* и критическая позиция СП. Капицы по отношению к редукционизму методов гуманитарных наук. Искусство рассмотрено как

* П. В. Симонов, П.М. Ершов. Темперамент. Характер Личность. - М.: Наука, 1984. С. 13.

-10-

детерминированный, взаимозависимый системный вид деятельности, в отличие от представлений о нем как о подобии некоей спонтанной спиритуализации.

Идеи Н. Винера, А. В. Гулыги, СП. Капицы, СП. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, Ж. Пуанкаре, П.В. Симонова, А. Эйнштейна о природе мышления обусловили обращение автора диссертации к сравнительному рассмотрению контекста в гуманитарной и техногенной сферах. Важную роль в осмыслении культурных контекстов сыграли исследования А. Зиновьева, К. Касьяновой, С. Хантингтона, Ф. Тромпенаарса, Ч. Хэмпден-Тернера, предложивших понимание природы культурных противоречий в сегодняшнем мире. Исследования Л.А. Бажанова, В.Л. Глазычева, Ч. Дженкса, Л.А. Жадовой, Н.А. Дмитриевой, Д.Б. Дондурея, М.С. Кагана, В.В. Кириллова, Е.И. Кириченко, Г.Г. Курьеровой, И.Л. Маца, Т. Майна, М. Рагона, М. Семиль, Н.К. Соловьева, В.Н. Турбина, B.C. Турчина, М.Н. Яблонской и др. авторов послужили теоретической основой для понимания специфики искусства XX века.

Научная новизна работы. На материале пластических искусств в диссертации исследованы феномены контекста, контекстного мышления и восприятия, ставшие новыми познавательными и творческими феноменами и, вместе с тем, новыми социальными реакциями; описаны природа, функции, ареал, типология художественных контекстов.

Контекст искусств изучен параллельно с тенденциями экономической, социально-психологической действительности, развитием общества и познания. В результате между художественными и социальными явлениями обнаружены не столько линейное взаимодействие, сколько подвижное синергетическое взаимодействие-равновесие, внутри которого исторические и социальные перемены вызывают реактивные (компенсаторные) изменения. На основе выявленных данных построена пространственно-динамическая модель искусств, описывающая базовые аспекты взаимодействия искусств и действительности.

В диссертации впервые искусства (живопись, скульптура, графика и др.) рассмотрены с позиций родства с проектной культурой; в свою очередь в проектных жанрах (дизайне, архитектуре) выявлены качества, роднящие их с

-11-

чистыми искусствами, в то время как до сих пор преобладает точка зрения о противоположности изящных и проектных искусств. На защиту выносятся следующие положения:

1) Контекст в современном обществе стал системным познавательным инструментом, способствующим переработке, осмыслению и структурированию информации и противостоящим информационному манипулированию. Он определят прозрачность художественных и познавательных конструктов.

2) В современном обществе и художественной культуре контекст выполняет функцию интерактивного (синергетического) регулирования задач, функций, места искусств в системе общественных институтов и в целом отношений с действительностью.

3) Не будучи специфически художественным инструментом, контекст влияет на мировоззрение, творческие позиции и методы искусств. В силу бесконечного числа каналов взаимодействия с действительностью контекст корректирует художественные языки и коммуникативные инструменты искусств; предопределяет познавательную ценность, значение искусств, их восприятие зрителями.

4) Контекст дает основания для системной научной интерпретации искусств, наряду с эмпирической интерпретацией, так как выявляет уникальность художественных явлений, их сущностную, структурную и деятельную взаимосвязь с действительностью.

Практическая значимость работы. Основные положения работы использованы в творческой практике и учебно-методической деятельности: разработке учебных планов и программ, методологий обучения художников и дизайнеров; в преподавании теоретических и практических дисциплин архитекторам, художникам и дизайнерам.

Выводы работы способствуют более тесной интеграции проектной и художественно-творческой деятельностей как между собой, так и с современной действительностью, что реализуется в деятельности тюменской

-12-

художественно-дизайнерской школы; при организации творческо-просветительских акций: выставок и межрегиональных фестивалей искусства и дизайна (в 1997-2003 гг. в Уральском федеральном округе проведено 7 Межрегиональных фестивалей и 44 выставки искусства и дизайна).

Апробация работы. Теоретические положения диссертации докладывались в выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции «Архитектура, дизайн, искусство» (Тюмень, 2001); Международной конференции «Постмодернизм и судьбы художественной словесности на рубеже тысячелетий» (Тюмень, 2002); региональной научно-практической конференции «Культура эпохи романтизма» (Екатеринбург, 2002); Международной конференции образовательной ассоциации Cumulus (C-Петербург, 2003); Международной конференции «Глобализация и проблемы архитектуры, дизайна, искусства» (Тюмень, 2003) и других.

Рассмотрению процессов явлений художественной культуры посвящены более 40 публикаций автора, в том числе: «Современное искусство и критерии его оценки» (1998); «Странности романтизма» (2001); «Постмодернизм в визуальной культуре или О двух постмодернах» (2002); «О провинциальном и столичном» (2003); «Российский дизайн в контексте культурной типологии» (на англ. яз., 2003); «О дизайне: 90-е годы» (2003); «Русский дух как ограничение (в оригинальном тексте — «враг». - Г.В.) дизайна» (2003) и др.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, указателя имен, списка использованной литературы. Общий объем работы — 226 машинописных страницы; в библиографическом списке использованной литературы - 228 источника. В указателе имен 210 биографических справок и ссылок. В работе 24 иллюстрации, 6 графических моделей, 7 таблиц.

-13-ГЛАВАI. ПОНЯТИЕ И ВРЕМЯ КОНТЕКСТА

1.1. К понятию контекста

На протяжении многих веков, вплоть до новейшего времени (XIX - XX веков), творческие методологии основывались на объективных факторах и во вторую очередь на субъективных моментах. В отношении к искусству и обратном отношении искусства к обществу преобладали нормативные (иногда - антинормативные) подходы. Аналогичным образом и обучение художественному мастерству основывалось на обучении универсальным, неизменным правилам. Со времени появления художественного академического образования в XYI веке эта методология не менялась. Ориентация на абсолютные правила, ясные и более-менее однозначные, на разум - была краеугольными камнями в развитии искусств. Любые отличия (отклонения, версии) воспринимались как случайные или ошибочные и нуждались всего лишь в корректировках. Время от времени менялись эстетические предпочтения, за ними и стилевые нормы, но происходило это чрезвычайно медленно.

В последние два,столетия, но .особенно в минувшее, .и, .прежде всего, в 1980-е- 1990-е годы чрезвычайно усложнились общество, человек, творческие методологии. Дифференцировались науки и виды деятельности, появились .новые.еетеетвенныед1.гуманитарныедисщ1шшны. .«Пути „естественных и гуманитарных наук начали быстро расходиться. Физика, химия, математика стремительно двинулись по пути специализации. И уже со второй половины [двадцатого] века.«физик» (физика полупроводников, моря, земли, плазмы, Солнца, элементарных частиц и прочая, прочая, прочая) на физических факультетах стало так много, что коллеги сейчас весьма приблизительно .представляют и математический аппарат, л экспериментальные методики, используемые на соседней кафедре», — заявляют авторы недавно вышедшей

-14-

книги «Синергетика и прогнозы будущего» СП. Капица и его коллеги [78, с. 11]. Но точно такие же процессы происходили внутри гуманитарных наук: дробились искусства и научные дисциплины, появлялись новые творческие и исследовательские методологии. Еще недавно непривычным было слово «эргономика», складывавшаяся как субметодология дизайна. Сегодня эргономика присутствует во всех проектных предметах; внутри нее существуют экология зрительного восприятия, антропометрия, инженерная психология, соматография, «эргономика» вошла в массовый обиход.

Искусствознание как самостоятельная дисциплина сложилось в конце XIX века, а уже в первой половине следующего разделилось на историю искусств, теорию искусств, художественную критику, иконологию, философию искусства, эстетику. Еще более усложнены музыка, филология, имеющие развитую структуру теоретико-методологических дисциплин. Внутри архитектуры — множество новых специальностей: промышленная и гражданская архитектура со своими подвидами; архитектурная эвристика; планирование, градостроительство и урбанистика, городской кадастр; дизайн архитектурной среды, границы которого до сих пор не вполне установлены; реконструкция, реставрация и охрана памятников.

Представители родственных цехов чаще всего действуют автономно и не обязательно понимают друг друга. Но даже новые дисциплины, например дизайн, в котором сегодня насчитывают свыше 40 подвидов, успевают расслоиться на предметы, едва родившись. Самый свежий пример -видеоискусства, массмедиа. Живая целостность искусств весь минувший век заменялась междисциплинарными образовательными связями, которые становились единственными и, к сожалению, быстро устаревавшими коммуникациями. Место целостности в новейшем времени занимают в лучшем случае творческие методологии, которые, в свою очередь, также усложняются из-за умножения прикладных задач: технологий рынка и продвижения творческих продуктов, научно-исследовательских и познавательных целей, расширения сферы творчества и его проникновения в жизнь.

-15-

Главными феноменами новейшего художественного процесса стали всеобщая интеллектуализация жизни и человеческого восприятия, но в особенности превращение современной художественной культуры в проектную [159]. Эмпирические теории, опирающиеся на красоту и художественную образность, утратили свою влиятельность: иррациональность не вписывалась в логику социальных преобразований XX века, для которого главными стали «экономический рост и научная рациональность» [6, с. 95]. Изменилось человеческое восприятие: в общих чертах оно стало более вербализуемым; заметна поляризация его типов даже в рамках отдельно взятых стран, особенно развитых [80, 177,194].

Одну из причин обращения к контексту, возможно, главную определили Александр Бард и Ян Зодерквист, авторы недавно вышедшей книги «Ке1ократия». «Сегодня мы нуждаемся не столько в информации, — пишут они, - сколько в мировоззрении и контекстном наполнении. Этот всесокрушающий информационный поток не структурирован и не отсортирован: если мы хотим, чтобы он стал источником знаний, а не заблуждений, его необходимо просеять, отсортировать и осмыслить в соответствии с современными представлениями о мире» [6, с. 94]. И еще, там же: «Переизбыток информации и недостаток контекста тесно связаны, являются двумя сторонами одной медали» [6, с. 95]. Из приведенного отрывка следует, что контекст, по мысли авторов, является своего рода ситом, сортирующим информацию.

Эмпирически мы ощущаем, что ссылки на контекст придают любому высказыванию видимость эффективной аргументации, точности и одновременно множественности смыслов и смысловых аспектов - «точек зрения» (термин широко использовал языковед Б. А. Успенский [180]). Осмысление явлений в контексте - симптом интеллектуальной основательности. Его использование создает ощущение и предполагает как определенную методичность, так и гибкость. Понятно, что если в некоем контексте (скажем, историческом) некое явление следует воспринимать каким-то определенным образом, то из этого вовсе не следует, что в ином контексте

-16-

(например, социальном) то же явление не может оказаться полярным по своему значению. Хотя научная терминология традиционно предполагает неизменность понятийного аппарата, однозначность слов, контекст привносит в практику качество многоаспектности, панорамность и глубину. То есть, ^ контекст сочетает конкретность науки и емкость образных сравнений искусства.

Гуманитарные явления, в особенности художественное творчество и его восприятие, отличаются значительной хаотичностью и иррационализмом, придающими драматизм гуманитарному развитию, и их осмысление в категориях точных наук до сих пор малоэффективно. В одном из номеров журнала «Знание-сила» за 1970-е годы некий автор попытался перевести

. наречия в цифры (проценты). Вряд ли кто-нибудь отказался бы узнать, что

слово «больше» выражается цифрой в 70%, слово «много» — 60%, а словосочетание «чуть больше» соответствуют цифре в 5,5 %. Интересна сама попытка определить цифровой вес фигур речи, ведь задача искусства — передавать большое через малое, общее - через единичное и так далее. Попытки найти алгоритмы описания гуманитарных явлений связаны, прежде всего, с требованиями информационных технологий, для которых обработка информации становится все более проблемной. Не случайно именно

.? информационные технологии пришли к термину «контекстное меню», который

знает любой школьник.

Словарное определение понятия «контекст» — «относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания» [123, с. 286]; «<лат. Contextus тесная связь, соединение> — законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы» [168, с. 304]. Сегодняшнее

употребление слова «контекст» переросло литературное поле, как это Ф

происходит сегодня со многими словами, переживающими межцеховые

заимствования. Текст, фраза, фрагмент, компонент, высказывание, синтаксис и морфология давно уже являются не только литературоведческими, но и музыкальными («музыкальный текст», «музыкальная фраза») и проектными

¦•Г

-17-

определениями («морфология формы» и т.п.). Происходит глобальная междисциплинарная терминологическая и методологическая диффузия. Метод сценирования в дизайне; интонация, мотив, ритм и метр в живописи; диссонанс (музыкальный термин), цезура, театральность обнаружились в архитектурной композиции и дизайне. Но можно услышать «архитектура песни»* или: «художественное высказывание в наше время должно быть контекстуальным» (о музыке)** и тому подобные словосочетания.

Парадокс состоит в том, что латинское «contextus» (связь, соединение) ближе к реальному содержанию слова «контекст» в сегодняшнем его смысле, чем к тому, как оно трактуется в словарях, в массе своей осторожно остановившихся на устаревшей инварианте: «Законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы»***.

В 1990-е годы контекст превращается в познавательный и творческий интерфейс или системный инструмент, управляющий восприятием и мышлением современного человека, позволяющий сортировать, структурировать, определять мысли, слова, образы, понятия и отношения.

1.2. Время контекста

Развитие интереса к контексту в современном широком значении этого слова и в целом феномена контекстности коммуникаций можно свести к нескольким этапам. Первый относится к XIX веку. В искусстве I половины XIX века обнаружилась потребность в усложненном, многоаспектном отображении

* И.Д. Кобзон / «Семнадцать мгновений, или Ирония судьбы»: Концерт из произведений М.Таривердиева //

Телеканал «Культура». - 2005. - 5 марта.

** В. Мартынов. Академические концерты превратились в одну из отраслей индустрии шоу-бизнеса// Культура.

- 2005. - №8. -24 февраля -2 марта. С. 13.

*** Редкое исключение: Русский язык. Энциклопедия/Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: Большая Российская

энциклопедия; Дрофа, 1998. В статье О.Г. Ревзиной [136, с. 198-201] дается подробная характеристика контекста
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25107.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.