У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Творчество Мари—Анн Колло в контексте культуры эпоки Просвещения
Количество страниц 261
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25110.doc 
Содержание Содержание
Введение...С.2

Гл.1 Документальные источники и история изучения

творчества М.-А.Колло...С.9

Гл.2 Биография...С.26

Гл.З Скульптурный портрет во Франции (1700-1789). Его эстетические основы в теоретических трудах и художественной

критике этого времени...С.50

Гл.4 Творчество М.-А.Колло и интерпретация образа «просвещенного человека» в скульптурном портрете

второй половины 18 века... С.83

Заключение...С. 180

Примечания...С.186

Библиография...С.212

Приложение 1. Список произведений М.-А.Колло...С.223

Приложение 2. Архивные документы...С.232

Приложение 3. Предлагаемые атрибуции...С.261



Введение



Введение

Настоящая работа посвящена исследованию творческой судьбы и скульптурного наследия Мари-Анн Колло в их связи с просветительским движением и европейским неоклассицизмом и рассматривает вопросы развития французской и русской скульптуры 2-й половины 18в. Мари-Анн Колло остается наименее изученным французским скульптором, для которого пребывание в России стало главным эпизодом творческой биографии. Изучение ее наследия важно для представления о развитии как французской, так и русской скульптуры. Наследие Колло рассматривается в диссертации в свете нескольких исследовательских проблем, возникающих в связи с анализом первого парижского, петербургского и парижско-гаагского периодов творчества скульптора.

Проделанный анализ научной литературы позволил выделить несколько актуальных направлений в изучении жизни и творчества М.Колло. Накопленные данные о творческом наследии художницы упоминаются при рассмотрении проблематики этого времени в нескольких аспектах: как часть общекультурного наследия эпохи Просвещения; более конкретно, как художественное воплощение идеологии просвещенного абсолютизма; как один из важнейших эпизодов в истории русско-французских художественных контактов 2-й половины 18в.; при разработке проблем становления неоклассицизма.

В связи с этим автором диссертации выделены следующие задачи. Во-первых, уточнить детали биографии, рассматривая скульптора как личность эпохи Просвещения. Во-вторых, исследуя контакты Колло с просветителями, выяснить, какое место занимает ее творчество в культуре Просвещения. В-третьих, определить характер изменений, происходящих в ее произведениях в контексте становления европейского неоклассицизма. В-

3

четвертых, исследовать характер ее связей с русской культурой, проанализировав работу над произведениями, заказанными Екатериной II: ее собственными изображениями и портретами ее окружения. При освещении отдельных проблем петербургского периода возникают частные задачи. Одна из них - рассмотрение влияния М.-А.Колло на русских мастеров скульптурного портрета. Исследование конкретных произведений ставит также атрибуционные задачи.

Жизнь и творчество французской портретистки Мари-Анн Колло -яркое явление своей эпохи. В данной работе автор ставил своей целью максимально полно собрать сведения о произведениях М.Колло, изучить историю создания и бытования отдельных работ, уточнить, где это возможно, датировки и атрибуции. В исследовании автор стремился, расширив документальную базу исследования за счет поисков в российских архивах и собрав воедино все данные, проанализировать собранный материал, исходя из его специфики, в различных аспектах.

События биографии Колло связаны с именами русской императрицы Екатерины II, известных просветителей Ф.-М.Гримма, Д.А.Голицына, и особенно тесно - ее учителя Э.-М.Фальконе и его друга Дени Дидро. Изучение биографии и творческого наследия скульптора дает исключительную возможность исследовать один из эпизодов истории искусства 2-й половины 18 века в непосредственной взаимосвязи с интеллектуальным движением времени. «Россика» Дидро, как отметил С.Я.Карп, стала предметом глубоких исследований недавно1, но солидная база была заложена в 19 - начале 20в. Результаты изысканий в этой области важны для нашей работы, поскольку понимание того, как складывались взаимоотношения Дидро с русской императрицей, позволяет точнее оценить значение произведений Колло, выполненных для Екатерины II, уяснить эволюцию иконографии императорских портретов. При этом специальные искусствоведческие проблемы получают более глубокую интерпретацию. В свою очередь история взаимоотношений Дидро и Фальконе будет неполной

4

без понимания той роли, которую сыграла в них ученица скульптора. Автор пытается проследить взаимосвязь портретного творчества Колло с идеями тех просветителей, которые оказывали влияние на саму портретистку, а

¦ также на ее заказчицу Екатерину II в выборе моделей, формах и типологии

портрета как жанра, в отношении к задачам портрета.

На вторую половину 1760-х - 1770-е гг. приходится время расцвета таланта Колло, 1766 год - начало работы скульптора в Петербурге. Именно в этот период происходит становление неоклассицизма в Европе. Вторая половина 18в. вплоть до Французской революции была временем торжества идей Просвещения. Историки искусства и эстетики идеологию Просвещения

Ш традиционно связывают со стилем неоклассицизма. Так, уже само название

книги Н.Коваленской «Русский просветительский классицизм» (1964г.) указывает на то, что для исследовательницы одно понятие определяет другое. П.Франкастель3 в статье «Эстетика Просвещения» пишет о более свободном сопряжении двух понятий. Взаимосвязь без прямой и однозначной зависимости одного от другого - философских^ идеш эпохи Просвещения и отдельных постулатов эстетики классицизма отмечают и другие исследователи4. Очевидно, что понимание соотношения эмпирического и рационального, идеала и натуры, роли искусства в жизни общества, которое лежит в основе доктрины неоклассицизма, имеет точки соприкосновения с философскими идеями просветителей.

Близкое знакомство Колло с Дени Дидро позволяет обоснованно сопоставлять, как соотносятся эстетические взгляды просветителя с конкретными художественными произведениями скульптора, в судьбе которого он проявлял живую заинтересованность.

Интернациональный характер неоклассицизма не раз отмечался учеными5. В этот процесс, объединяющий художественные поиски мастеров разных стран, была вовлечена и Россия. Античное искусство, воспринималось приверженцами неоклассицизма как абсолютный эстетический эталон, античные образцы становились тем элементом, на

I

I

5

основе интерпретации которого разными европейскими школами формировался его интернациональный язык. Другим моментом, способствующим интернационализации стиля, было распространение просветительских представлений о том, что родовая сущность человека всюду неизменна. Поэтому теоретики 18 столетия полагали, что и критерии художественного вкуса, художественные каноны могут быть едиными. Начиная с 1760-х гг., как отметил В.С.Турчин6, стадиальность развития русского классицизма, связанного родственными узами с западноевропейским неоклассицизмом, полностью совпадает. В диссертации автор пользуется термином неоклассицизм в обоих случаях.

Творчество Колло, принадлежащее как французской, так и русской скульптуре, еще раз показывает, что эти явления имеют общую базу, одни и те же произведения Колло, рассмотренные в русском и французском художественном контексте, не меняют от этого своей стилистической природы и соответственно требуют единой терминологии. Творчество Колло петербургского периода является ярким примером интернационализации стиля. Особенность ситуации заключается в том, что становление неоклассицистической стилистики в произведениях французского мастера начинается именно в Петербурге.

Доминирующая роль французских литераторов и философов в сложении тех тенденций в интеллектуальной жизни Европы, которые составляют культуру эпохи Просвещения, является общеизвестным фактом. Очевидно, что культурные связи французских просветителей с Россией в 18 в. влияли на сложение тех или иных взглядов на историю, социально-политическую, культурную жизнь общества. Таким образом, изучение проблем культуры эпохи Просвещения часто оказывается тесно связано с темой русско-французских культурных контактов. Эта тема имеет богатую традицию изучения.

Интерес, который проявляют современные исследователи к теме русско-французских культурных связей в 18 веке, нашел выражение в целом

6

ряде осуществленных в последние десятилетия выставочных проектов и исследований. Важным событием стала выставка «Россия-Франция. Век Просвещения», подготовленная французскими и российскими коллегами совместно и показанная в обеих странах в 1987г.7 В ГМИИ к выставке были приурочены XX Випперовские чтения8. В Эрмитаже также состоялась конференция, которая познакомила с итогами новых исследований, предпринятых в связи с подготовкой выставки9.

В 1995г. появилась книга И.М.Марисиной «Россия - Франция, век 18-й»10. В поле зрения исследовательницы были пенсионеры петербургской Академии художеств, русские путешественники и коллекционеры, их восприятие и понимание французских традиций при непосредственном знакомстве во время пребывания во Франции с ее художнической средой и художественным рынком.

В 1997г. Институтом славистики в Париже был издан сборник «Екатерина II и Европа»11, включающий статьи по широкому спектру проблем в различных областях культуры, включая историю искусства.

В 1998г. вышла книга СЯ.Карпа «Французские просветители и Россия»12, в которой рассматриваются контакты Дидро, Гримма, Вольтера с русской императрицей и русской аристократией. Методологическая новизна исследования заключалась в комплексном подходе к теме, в частности, в привлечении искусствоведческих данных о творчестве А.Гудона и Ф.Шубина для характеристики взаимоотношений Д.Дидро и А.М.Голицына.

В 2003г. в Петербурге проходила выставка «Французы в Петербурге», подготовленная Русским Музеем при содействии посольства Франции в России13. Особенность этих исследований и крупных выставочных проектов состоит в том, что при их разработке охватываются материалы из разных областей культуры и привлекается к участию широкий круг специалистов, изучающих смежные сферы культуры. Проблематика истории искусства в таких исследованиях является частью широкого историко-культурного контекста.

7

Плодотворности русско-французских контактов во 2 половине 18в. во многом способствовало то обстоятельство, что заинтересованность в идеях французских просветителей проявляла Екатерина II. Русская императрица

¦ проявляла живой интерес ко всему новому в художественной среде и

обладала возможностями осуществлять свои желания, имея таких советчиков, как Д.Дидро и Ф.-М.Гримм. Подавляющее большинство сохранившихся петербургских произведений Колло было заказано именно ею. Меценатам и коллекционерам принадлежит важная роль в распространении стиля. Екатерина как коллекционер, заказчик и меценат -тема, заслуживающая пристального внимания. Культуре эпохи Екатерины

I были посвящены выставки в Эрмитаже «Екатерина II и русская культура

второй половины 18в.»(1993) и в Третьяковской галерее «Екатерина II и Москва»(1997)14. В.Ф.Левинсон-Лессинг изучал то, как складывалась живописная коллекция Эрмитажа15, и, естественно, значительная часть исследования посвящена собирательству основательницы музея. Екатерины II. Коллекционирование русской императрицей гемм стало предметом статьи М.И.Максимовой. Собрание гемм герцога Орлеанского, приобретенное императрицей, дало материал для выставки «Судьба одной коллекции», состоявшейся в Эрмитаже16. Монография О.Д.Швидковского рассматривает работы Ч.Камерона для екатерининской резиденции в Царском Селе17. Но

I почти не изучались взаимоотношения императрицы со скульпторами, ее

пристрастия в области пластики, роль скульптуры в художественной политике Екатерины, если не считать статей о скульптуре Камероновой галереи О.Я.Неверова18 и И.Г.Степаненко19, статьи С.О.Андросова20.

Именно произведения Колло, сохранившаяся переписка Фальконе с Екатериной II, другие документы дают материал для исследования этой

g проблематики на примере портретной скульптуры Колло.

Один из аспектов творчества Колло - скульптурный образ Екатерины II - представляет частную область исследований, где историку искусства представляется редкая возможность проследить, как идеи просветителей

8

соприкасаются с творчеством скульпторов и находят претворение в изобразительном искусстве. Просвещенный абсолютизм как одно из порождений просветительской мысли интересует исследователей культуры эпохи Просвещения , однако рассмотрение темы на пересечении разных областей знаний - облик просвещенного монарха и его отражение в скульптурном портрете - не проводилось.

Достаточно подробно освещено пребывание в России Э.-М.Фальконе, в последние годы более определенно стала вырисовываться личность Н.-Ф.Жилле. Спутница и помощница Фальконе остается менее изученной фигурной этого периода. В отечественном искусствознании еще не проводилось специального исследования, посвященного ее творчеству, не делались попытки определить ее роль в общем ходе развития русской скульптуры 18в. В обзорах по истории русской и французской скульптуры ей, как правило, уделяется очень мало внимания.

До сих пор творчество Колло было предметом небольших статей, в которых ее наследие изучалось главным образом в двух основных аспектах. Одни исследователи ставили перед собой цель представить вкратце весь творческий путь скульптора, другие углублялись в изучение* конкретных произведений, была изменена атрибуция отдельных портретных бюстов. Отечественных авторов интересовало главным образом петербургское наследие скульптора. Появились материалы, посвященные изучению отдельных произведений Колло, хранящихся в музейных коллекциях Эрмитажа, усадьбы «Архангельское», Научно-исследовательского Музея Академии художеств.

При изучении художественного наследия Колло автор стремился широко привлекать зарубежные и отечественные издания, использовать обширное эпистолярное наследие: переписку Дени Дидро с Этьенном Фальконе и с Екатериной II, Екатерины II с Этьенном Фальконе. Автор опирался на документы, обнаруженные в Российском Государственном

9

Архиве Древних Актов, Российском Государственном Историческом Архиве, Отделе рукописей Государственного Эрмитажа.

В диссертации анализируются скульптурные произведения Колло с Щ привлечением обширного сравнительного материала, выводы основываются

на сопоставлении с работами как французских, так и русских скульпторов, являвшихся ее современниками или предшественниками.

Впервые в научный оборот вводится ряд архивных документов, выявлены ранее не использовавшиеся для анализа творчества Колло литературные источники, предложены новые атрибуции. При рассмотрении творческой эволюции художницы сделан акцент, прежде всего, на щ исследовании петербургского периода как наиболее значительного и

плодотворного.

В соответствии с целью и задачами исследования строится структура диссертации. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и комплекса приложений, куда включены список произведений художницы, архивные материалы, предлагаемые атрибуции. Диссертация снабжена списком литературы и альбомом впервые собранного вместе иллюстративного материала.

I

I

I

I

I

10

Глава 1. Документальные источники и история изучения творчества

Мари-Анн Колло

Произведения М.-А.Колло и документы, связанные с ее жизнью и деятельностью, хранятся главным образом во Франции и России, поскольку начинался и закончился творческий путь скульптора в Париже, а двенадцать наиболее плодотворных лет Колло провела в Петербурге. Результатом краткого пребывания в Гааге в 1780-1781г. стали три бюста, хранящиеся в голландских музеях. Единственная дочь Колло, Мари-Люси Щ Фальконе, в замужестве баронесса Янкович, стала наследницей архива и

ряда произведений искусства, связанных с пребыванием ее матери и деда в Петербурге. Часть бумаг, хранившихся у М.Л.Янкович, были отданы ею в Лотарингский исторический музей в Нанси, и ныне хранятся в Национальной библиотеке в Париже1. М.-Л.Янкович скончалась в Версале в 1866г. в возрасте 88 лет. Ее единственный сын умер молодым из-за несчастного случая на охоте. Она назначила графа де Варрена, близкого друга ее сына, душеприказчиком и наследником той части имущества, которую Фальконе и Колло привезли из России2. По ее завещанию предметы, носящие мемориальный характер и имеющие непосредственное отношение к Петру I и Екатерине II, были возвращены русскому императору. Среди них переписка императрицы с Фальконе, гипсовая маска Петра I, служившая моделью при создании портрета для монумента, два портрета Л.Каравакка, изображающие Петра I и Екатерину II великой княгиней, миниатюрный портретный медальон с портретом Екатерины II, украшенный драгоценными камнями. Музей живописи и скульптуры Нанси получил четыре работы Колло (один мрамор и три гипса), рисунок А.П.Лосенко с монумента Петру I и четыре картины Пьера Фальконе, среди которых портрет М.-А.Колло. Граф де Варенн остался владельцем двух слепков с портретов Колло: бюста Э.-М.Фальконе и портрета, известного

и

сегодня как изображение дочери английского посла мисс Кэткарт (мраморные экземпляры обоих портретов находятся в Эрмитаже).

Сведения о первом парижском периоде немногочисленны. Основным источником является «Литературная корреспонденция» Ф.М.Гримма за 1 сентября 1766г. и переписка Д.Дидро с Фальконе и другими близкими им лицами. Об условиях, на которых Колло отправилась работать в Петербург, упоминается в письмах Д.Дидро к И.И.Бецкому, Д.А.Голицына к Н.И.Панину и А.М.Голицыну3. Черновой вариант письма Д.Дидро с частностями, не вошедшими в отправленное письмо, был опубликован американским исследователем У.Д.Холзом 4.

Документы, помогающие воссоздать события петербургского периода жизни Колло, судьбу произведений, оставшихся в России, хранятся в Российском Государственном Историческом архиве, архиве Эрмитажа и Российском Государственном Архиве Древних Актов. Они касаются отдельных заказов, сделанных императрицей, платы за выполненные портреты и выплаты жалованья. Самым ценным источником информации об этом периоде является хранящаяся в РГАДА переписка Екатерины II и Фальконе, которая была опубликована в 1876г. секретарем Императорского Русского Исторического Общества А.А.Половцевым в 17 томе сборника, издававшегося Обществом. В 1921г. Л.Рео переиздал их для французских читателей с добавлением нескольких писем, не вошедших в сборник ИРИО5. Документ о принятии Колло в члены Петербургской Академии художеств опубликован историком Петербурга и знатоком архивов П.Н. Петровым6. Об участии скульптора в академической выставке 1768г. рассказывается в записках Я.Штелина об «Академии трех знатнейших художеств» . Эпистолярное наследие, которым так богат 18 век, также содержит материалы, проливающие свет на отдельные события петербургской жизни скульптора и бытование в 18 столетии созданных ею произведений. Это, прежде всего, письма Д.Дидро, адресованные Фальконе (ответы скульптора сохранились частично), отдельные письма Гримму,

12

письма жене, написанные во время пребывания в Петербурге. Дидро до 1773г. оставался наиболее близким соотечественником скульпторов, покинувших Париж на много лет. Ему сообщалось о полученных заказах, пересылались гипсовые слепки с законченных работ Колло, и его осведомленность дает возможность установить более точно датировки отдельных произведений. Объемные послания Дидро писались несколько дней подряд, полны различных новостей об общих парижских знакомых, дружеских заверений, советов и подбадриваний, упоминаний о выполненных поручениях. В них много вопросов об укладе петербургской жизни его друзей. Благодаря этим письмам облик художницы становится для нас более живым и реальным.

О работе Колло над моделью головы для конного памятника Петру I рассказано в книге современника скульпторов, библиотекаря Петербургской Академии наук И.Бакмейстера «Историческое известие об изваянном конном памятнике Петра Великого» . Упоминания об этом содержатся в эссе самого Фальконе «Наблюдения над статуей Марка Аврелия»9, в воспоминаниях служившего секретарем у великого князя Павла Петровича А.Николаи10. Все три источника относятся к 1780-м гг. О произведениях, выполненных в Петербурге по частным заказам, говорится в единственном источнике, уже упоминавшихся «Записках о скульптуре в России» Якоба Штелина. Ценным документом является первое жизнеописание Фальконе. Оно было составлено другом скульптора, автором ряда книг, среди которых один из самых значительных французских трудов по русской истории в 18в., П.Левеком. Жизнеописание Фальконе помещено в качестве предисловия к литературным трудам скульптора, изданным отдельным томом в 1808г.11. В него включен рассказ о последних годах Фальконе и роли Колло в жизни скульптора в этот период. О неурядицах семейной жизни Мари-Анн после отъезда из России известно из нескольких документов, опубликованных в Бюллетене общества истории французского искусства. Сохранились письма Э.-М.Фальконе и П.Кампера, относящиеся к концу 1770- началу 1780-х гг.,

13

адресатом которых была Колло. Акт смерти художницы опубликован С.Лами в «Словаре французских скульпторов 18в.»12.

В «Новом всеобщем словаре художников» Г.Наглера13, изданном в 1836г., биографические данные о Колло очень скудны, автору неизвестны ни год рождения, ни год смерти скульптора. Несколько ее работ приписаны Э.-М.Фальконе. Все это свидетельствует о том, что к началу 19в. творчество Колло было основательно забыто.

Изучение жизни и творчества Колло начинается \ со второй половины 19в. Фактически первой работой о творчестве художницы стала статья Шарля Курно 1869г. «Этьенн Морис Фальконе и Мари Анн Колло»14. Ее автор воспользовался документами, отданными дочерью Колло в исторический музей Нанси. Статью особенно ценной делает то, что Курно застал в живых М.Янкович и смог услышать от нее устные объяснения, касающиеся творчества ее матери. Монография Антуана Валабрега вышла в свет сначала в журнальном варианте в 1894г., затем отдельной книгой в 1898г15. А.Валабрег основывался, прежде всего, на архиве мадам Янкович, на документах, которые ему удалось обнаружить в парижских архивах, и на изданной к тому времени Морисом Турне корреспонденции Д.Дидро в полном собрании его сочинений. Интерес автора к перипетиям жизненного пути художницы определил характер труда, написанного в духе романизированной биографии. Книга написана с большой симпатией к неординарной судьбе скульптора, но анализа творчества не содержит.

Характерным направлением исследовательской деятельности второй половины 19в. было изучение и публикация большого числа архивных материалов. В этот период появляются солидные справочные издания В.Н.Петрова, Д.Ровинского, Ю.Иверсена и др. Именно в этот период вышла в свет переписка Фальконе с Екатериной II, после появления во французской периодике переопубликованы в русских журналах письма де Варрена и А.Будберга, касающиеся передачи части наследия Фальконе в Россию. Накопленный к концу века биографический материал вошел в многотомные

14

словари и энциклопедии: Русский биографический словарь, Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона и др.

В словаре французских скульпторов 18 века С.Лами был впервые помещен список произведений художницы с указанием даты создания, материала, местонахождения вещи, ее появлениях на аукционах, если такие данные были известны16.

В книге немецкого скульптора и теоретика Е.Гильдебрандта «Живопись и скульптура 18 века во Франции» сделана попытка найти место Колло в истории французской пластики . В этой работе, появившейся в 1924г., декоративность рококо рассматривалась автором как отрицательное для скульптуры качество, за определяющий критерий взято приближение к реализму, высшим выражением которого стала пластика Ж.-А.Гудона. Соответственно этому история французской скульптуры делилась на догудоновский и собственно гудоновский периоды. С точки зрения декоративности портреты Колло представлялись Гильдебрандту аскетичными. Он находил в них рокайльное влияние Фальконе, но, тем не менее, считал, что Колло претендует на видное место в истории портретной скульптуры до Гудона. По его мнению, работы художницы обладают пластической выразительностью, объективны и одновременно психологически проникновенны.

В первые два десятилетия 20 века значительно расширился круг известных историкам искусства петербургских работ художницы благодаря организации многочисленных выставок и исследованию частных и музейных коллекций сотрудниками журналов «Старые годы» и «Мир искусства». Описания императорских художественных собраний в Ораниенбауме, Гатчине, усадьбе «Архангельское», коллекции предметов искусства А.С.Долгорукова, произведений, хранящихся в Академии художеств, выставки в Царском Селе и Таврическом дворце выявили ранее неизвестные произведения художницы. Самой представительной для Колло была выставка русских портретов, устроенная в 1905г. в Таврическом

15

дворце, где экспонировалось семь произведений ее работы. Этот материал обобщил с некоторыми ошибками и упущениями исследователь русского искусства, один из активных сотрудников журнала «Старые годы»

1 Я

Н.Н.Врангель в статье «Иностранцы в России» и в «Истории скульптуры» в 1911г. В целом, на наш взгляд, русским историкам искусства в начале 20 века была свойственна тенденция преувеличивать роль и значение россики для русского искусства. Важно отметить, что Врангель дал стилистическую характеристику произведениям художницы: «Всегда с одинаковым изяществом и тонким вкусом, Колло с огромным мастерством исполняла свои портретные барельефы и бюсты. Их несколько холодный и строго упрощенный стиль - уже первый шаг к переходу от изысканной прихотливости маньеристов к мраморной безжизненности классиков»19. С этой характеристикой, в целом, можно согласиться.

Значительный вклад в исследование проблем, связанных с петербургскими работами Колло, был сделан Жанеттой Мацулевич, бывшей хранителем западноевропейской скульптуры в Эрмитаже, где находится наиболее многочисленное собрание произведений М.Колло. Ж.А.Мацулевич опубликовала ряд портретов, сделала попытку уточнить ряд датировок и атрибутировала бюст Ф.Вольтера. Важными для нашей темы являются следующие ее публикации: «Скульптурные портреты французских писателей в советских собраниях», «Французская портретная скульптура 15-18 веков в Эрмитаже», «Неизвестное произведение М.А.Колло» 20.

В целом в оценке отечественных историков искусства 20 века художница выглядит более скромным мастером, чем в зарубежной и более ранней русской историографии. Ж.А.Мацулевич назвала Колло «типичной придворной портретисткой времени господства классического стиля». Известному советскому искусствоведу Д.Е.Аркину скульптор представлялась способным, но заурядным мастером: «Ученица Фальконе, Колло обладала вполне самостоятельной, отчетливо выраженной художественной индивидуальностью. Скульптор-портретист, она создала

16

большое число бюстов и барельефов-медальонов... Весь этот довольно обширный портретный цикл, свидетельствуя о несомненной одаренности скульптора, характеризует Колло как наблюдательного, но несколько поверхностного художника, отдавшего значительную дань условностям и нормам придворного портрета»21. Подобного мнения придерживался доктор искусствоведения Ю.К.Золотов, заметив, что произведения Колло «не отличались большой глубиной» . Однако он подчеркнул, что в целой группе работ это происходило оттого, что скульптору приходилось работать не с натуры. Те же черты отметили авторы каталога выставки «Русский скульптурный портрет», проходившей в Русском музее, в отношении двух включенных в экспозицию выставки бюстов: «Колло большое внимание уделяет декоративной нарядности, не раскрывая внутреннего мира изображенных» . Характерной особенности отечественной историографии советского периода находится объяснение отчасти в том, что в центре внимания были прежде всего произведения, созданные в Петербурге для дворцовой коллекции по заказам императрицы, в которых идеализирующие тенденции, естественно, проявились сильнее, чем в ранний парижский период.

Недооценка ее дарования, в частности, отразилась в пересмотре вопроса об участии Колло в создании модели головы Петра I для конного монумента. Эта проблема рассматривается в классическом труде Д.Е.Лркина «Медный всадник». Памятник Петру I в Ленинграде»24. В целом, согласен с ним петербургский исследователь, автор монографий о А.Лосенко, Ф.Щедрине, И.Мартосе, А.Л.Каганович. Одним из важных достоинств его книги «Медный всадник». История создания монумента», вышедшей в 1975г., является то, что она написана на основе богатого фактического материала, хранящегося главным образом в Российском Государственном Историческом архиве в Петербурге.

Творчество Мари-Анн Колло принадлежит истории как французского, так и русского искусства. Французская скульптурная школа в 18 веке дала
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25110.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.