У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Ленинградский Малый оперный театр (1927-1948) организация и творчество
Количество страниц
262
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25111.doc
Содержание
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Ленинградский Малый оперный театр (1927-1948): организационные аспекты развития. 18
1.1.Этапы развития и эволюция организационной структуры. 18
1.2. Формирование и развитие творческого коллектива. 66
1.3. Аудитория театра - состав и методы организации. 99
1.4. Репертуарная политика и творческий метод 121 Глава 2. Творческие поиски Малого Оперного театра в контексте культурной политики советского государства 168 2.1. «Новости дня»: МАЛЕГОТ, Хиндемит и Мейерхольд — несостоявшееся сотрудничество 170
2.3.«Великая дружба»: спектакль и постановление. 214
Заключение 246
Список использованных источников 262
Введение
Введение
Осознание советского периода как завершившегося цикла исторического развития нашей страны вызывает сегодня полярные реакции: от ностальгии по ушедшей эпохе до полного отторжения ее ценностей. К числу исторических лакун относится период конца 1920-х - конца 1940-х годов - время значительных изменений как в области художественного языка театра и музыки, так и во взаимоотношениях между государством и театром. v? Сегодня очевидно, что политическая ангажированность авторов книг и
статей, созданных в советский период, столь велика, что не позволяет воссоздать процессы, происходящие в сфере музыкального театра, без пересмотра ключевых оценок и проверки фактов. Вместе с тем, если художественный авангард первого послереволюционного десятилетия привлек исследователей уже в 1960-1980-х годах, то интерес к развитию художественной культуры в период наивысшего идеологического контроля,
< к тем неоднозначным процессам, которые происходят в советском искусстве
в это время, обнаружил себя лишь в последние десятилетия.
История Ленинградского Малого оперного театра (МАЛЕГОТа) становилась объектом изучения в значительно меньшей степени, нежели творческий путь Большого или Кировского театров. Такую ситуацию следует признать парадоксальной, ибо именно в этот период в МАЛЕГОТе был создан целый ряд спектаклей, позволяющих говорить о нем как об одном из
m мировых центров художественных поисков в оперном жанре XX века.
Некоторые из этих постановок ("Леди Макбет Мценского уезда", "Пиковая дама") стали объектами исследований и публикаций, другие ("Джонни наигрывает", "Фальстаф", "Война и мир" и другие) изучены гораздо меньше.
Малый оперный театр осуществлял новаторские поиски на стыке оперы, оперетты, драматического спектакля, балета, ревю, смело заимствовал элементы в «низших» жанрах и архаичных театральных формах. Обращаясь к классическим произведениям, часто не самым известным, театр активно привлекал к сотрудничеству композиторов, художников, режиссеров с разнообразными стилистическими ориентирами. Результатом стали столь непохожие музыкально-театральные сочинения, впервые осуществленные в Малом оперном театре, как радикально-авангардный «Нос», одна из вершин оперы XX века «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д.Шостаковича, (режиссер — Н.В.Смолич, дирижер — С.А.Самосуд, художник — В.В.Дмитриев) и яркий образец традиционалистской «песенной оперы» «Тихий Дон» И.И. Дзержинского (режиссер - М.А.Терешкович, дирижер —
<•• С.А.Самосуд, художник - Г.П.Руди).
Новаторством характеризовался и подход к организационным проблемам. Особый интерес представляют сегодня особенности творческо-производственного процесса в Малом оперном театре, где спектакль создавался не на традиционном постановочном «конвейере», когда творческие функции строго соответствуют характеру специализации постановщика, но в процессе сотворчества. Устремленность к коллективному
• творчеству, отраженная в создании бригад, включающих композитора,
драматурга, художника, музыковеда, дирижера, режиссера, работающих над спектаклем с самого момента зарождения драматургического замысла, не нивелировала личные дарования и художественные тяготения, определяя высокий уровень синтеза выразительных средств.
Особую роль в развитии театра сыграла уникальная творческая индивидуальность дирижера С.А.Самосуда - музыкального руководителя театра с 1926 по 1936 годы. Период его художественного руководства, которому указанные тенденции были присущи в полной мере, изучен лучше, чем годы, последовавшие за его переводом в Большой театр. С 1936 по 1943 годы художественное руководство осуществлял главный дирижер Б.Э.Хайкин, с 1943 по 1956 годы - главный дирижер Э.П.Грикуров. Значительные отличия их творческих индивидуальностей от индивидуальности Самосуда не стали причиной разрыва линии творческой преемственности. МАЛЕГОТ еще длительное время оставался нестандартным художественным, социальным и институциональным
• явлением. Его история представляет значительный интерес в контексте генезиса сегодняшних исканий оперного театра.
Малый оперный театр представлял собой пример театра с четко выраженной художественной концепцией, сознательно избирающий репертуарные и стилистические направления. Вместе с тем из ряда бывших императорских театров он выделяется и нестандартностью типа формирования творческого коллектива, форм организации творческого
¦ процесса и организации зрительской аудитории, репертуарной политики и
принципов музыкально-сценического синтеза. Нестандартные организационные решения сложным образом повлияли на избранную театром творческую стратегию. Настоящее исследование призвано проявить и интерпретировать механизм этого влияния.
МАЛЕГОТ 1920-1940-х во многом выделялся из ряда советских музыкальных театров. Между тем в ходе исследования выявляются черты, сближающие данный театр с современными ему западными труппами Германии и Англии (в частности, берлинской Кролль-Оперой под * управлением О.Клемперера). В таком контексте исследуемый театр никогда
не рассматривался искусствоведами. Сближающими оказываются не только художественные факторы, творческая общность, но и предпочтение студийным формам организации творческого процесса, активный поиск новых форм взаимоотношений со зрителем.
Творческий метод театра был унифицирован лишь после печально известного постановления ЦК ВКП (б) «Об опере "Великая дружба"» в 1948 • году. Поэтому в диссертации важное место заняла проблема влияния
нивелировки организационных форм на художественное обезличивание театра. Присутствует в работе анализ творческих и организационных проблем театра, в годы войны работавшего в эвакуации. Эта тема, также не становившаяся предметом исследования, представляет сегодня значительный исторический интерес, обладает существенным этическим звучанием.
В современных изданиях история и творческое развитие Малого 9 оперного театра часто занимает неадекватное масштабу явления место. Так, в
словаре «Опера», вышедшем в самом конце XX века, составитель не находит нужным выделить для этого театра статью1; в основательной монографии Кшиштофа Мейера о Шостаковиче спектакли Малого оперного «Прыжок через тень» и «Джонни наигрывает» приписываются Государственному Академическому театру оперы и балета и т.д.
Настоящая работа призвана выявить историческое место МАЛЕГОТА
в развитии европейского оперного театра, определить те черты организации
творческого процесса и формирования художественной стратегии, которые
* были в определенной степени вновь актуализированы в российском театре
последней четверти XX века.
Период исследования ограничен 1927-1948 годами. Первая веха связана с прекращением постоянного показа на сцене Малого оперного драматических спектаклей и началом этапа последовательного обращения театра к современной европейской и отечественной опере, во многом определившего индивидуальность его творческого метода. Последняя определена значительной утратой этой индивидуальности, ставшей результатом культурной политики государства, отраженной в Постановлении ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба"».
Тема исследования представляется актуальной, поскольку без анализа развития музыкального театра 1920-1940-х годов в контексте культурной политики этого периода научное представление о музыкально-
См.: Цодоков Е.С. Опера: Энциклопедический словарь. М, 1999. 2 Мейер К. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время. СПб., 1998. С.71.
8 театральном искусстве XX века не может быть полноценным. Актуальность
исследования во многом определена и его методологией. Параллельное изучение творческих и организационных факторов театрального процесса, анализ их сложной взаимозависимости сегодня своевременны. В данном случае такой подход представляется особенно плодотворным, так как развитие новых художественных форм в МАЛЕГОТе происходило одновременно со становлением его как организации. Вместе с тем опыт МАЛЕГОТа помогает осмыслить современный театральный процесс, создать ¦* организационные модели, позволяющие оптимизировать его.
Цель исследования - анализ организационных аспектов развития Ленинградского Малого оперного театра в 1927-1948 годах и выявление взаимосвязей между эволюцией институциональных форм и характером творческого поиска театра. Цель определила задачи исследования: воссоздать этапы становления организационной структуры театра, проанализировать специфические особенности формирования творческого
• коллектива, аудитории и соотнести их с репертуарной политикой и творческим методом, отличающим исследуемый театр; рассмотреть воздействие на развитие творческо-производственного процесса существовавшей культурной политики.
Объектом диссертационного исследования стал процесс развития отечественного музыкального театра в 1920-1940-х годах, рассматриваемый в контексте становления организационных форм оперного и балетного театра и
• советской культурной политики. Предмет исследования - организационные
9
* аспекты развития Ленинградского Малого оперного театра и их взаимосвязь с
уникальным художественным методом этого театрального коллектива.
Научную новизну диссертации определяет проведенное впервые в отечественном искусствознании комплексное исследование развития Малого оперного театра, охватывающее анализ его институционального развития и художественного метода. Организационные аспекты развития Малого оперного театра не становились предметом специального анализа. Исследование истории театра в период 1941-1948, взаимозависимостей
* организационных аспектов развития и эволюции художественного стиля в его деятельности также предпринято автором впервые. Вместе с тем исследование впервые вводит в научный обиход ряд архивных материалов, содержащих новые факты и сведения.
Методология исследования основывается на принципах историзма,
выработанных отечественной театроведческой школой. Вместе с тем, изучая
институциональные аспекты существования театра, автор использовал
• методы, сложившиеся в дисциплинарных рамках менеджмента сценических
искусств.
Материалом работы стал прежде всего широкий спектр архивных материалов, связанных с историей Малого оперного театра, многочисленные статьи из периодики исследуемого периода, театроведческая и музыковедческая литература, мемуары.
Литература вопроса. Довоенный период развития Малого оперного ¦• театра нашел отражение в работах историков советского оперного театра.
10 Труды А.А.Гозенпуда и В.М.Богданова-Березовского в значительной мере не
были дополнены более поздними исследованиями, они содержат ряд важных сведений и использовались в процессе исследования с учетом очевидной идеологизированности, неизбежной в период их создания и свойственной в различной степени подавляющему большинству работ, опубликованных в 1920-1970-х годах1.
Высокой научной ценностью и информативной насыщенностью отмечены широко использованные в процессе исследования сборники документов и материалов, посвященные С.А.Самосуду и И.Э. Шерману, составленные О.Л.Данскер2. Биографические статьи, письма, свидетельства современников, содержащиеся в них, были привлечены наряду с аналогичными материалами, вошедшими в сборники и юбилейные буклеты, изданные театром в 1930-1960-х годах, статьи в сборниках, связанных с театральной и музыкальной жизнью Ленинграда3.
Первым масштабным трудом, охватывающим всю историю Малого • оперного театра в XX веке, стала коллективная монография «Санкт-
Петербургский государственный академический театр имени М. П.
1 Гозенпуд А.А. Русский советский оперный театр. Очерк истории. 1917-1941. Л., 1963. Богданов-Березовский В.М. Советская опера. Л.; М., 1940.
2 С.А.Самосуд: Статьи. Воспоминания. Письма / Сост.: вступ. статья и комм. О.Л. Данскер. М.; Л., ЛГИТМиК, Сов. композитор, 1984; Дирижер И.Э. Шерман: Из фондов рукописного отдела. Вып.З. / Сост., вступ. статья и комм. О.Л.Данскер. СПб.: Российский институт истории искусств, 2002.
Двадцать лет Государственного Академического Малого оперного театра. 1918-1938. Л.: 1939; Ленинградский Малый театр оперы и балета. Л., 1960; Ленинградский Малый театр оперы и балета. 1918-1968. Л.,1968; Музыкальная жизнь Ленинграда: Сборник статей. Л„ 1961.
11
Мусоргского»1. Раздел этой книги, охватывающий хронологически 1918-1940 годы и впервые дающий широкое представление об основных вехах этого важнейшего периода в развитии оперной труппы, создан Е.В.Третьяковой. История балетной труппы с момента ее основания в 1933 до 1959 года, освещена в разделе, написанном А.А.Соколовым-Каминским. Раздел, посвященный истории театра в 1940-1959 годах, принадлежит автору настоящей работы. Период от зарождения театра до 1940 года нашел широкое, подробно документированное отражение и в других исследованиях Третьяковой2, посвященных созданию советской оперы и ее творческой интерпретации в МАЛЕГОТе, формированию новаторских режиссерских подходов к оперному спектаклю, воссоздающих первую в мире постановку оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича.
Книга-альбом «Художники сцены», составленная Л.С.Овэс, впервые широко охватило художественно-постановочную историю Малого оперного театра, отразило многообразие стилистических направлений 3. Вступительная статья к альбому и биографические тексты представляет историю Малого
1 Санкт-Петербургский Государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского / Авторский коллектив: Третьякова Е.В., Учитель К.А., Чепуров А.А., Махрова Э.В., Соколов-Каминский А.А., Кузовлева Т.Е. Ред. колл.: Е.Б.Амербекян и др. СПб., 2001. (Далее - Санкт-Петербургский государственный академический театр имени М. П. Мусоргского).
2 Третьякова Е.В. Проблемы сценического воплощения советской оперы. Опыт МАЛЕГОТа в 1920-1930-ые годы: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. иск.-вед. Л., 1985; Третьякова Е.В. Н.В.Смолич - главный режиссер МАЛЕГОТа // Оперная режиссура: История и современность. Сб. статей и публикаций. Отв. ред. Е.В.Третьякова. СПб., 2000. С. 121-150. Третьякова Е.В. О двух постановках «Катерины Измайловой» Д.Шостаковича // Театр и литература: Сб.ст. к 95-летию А.А.Гозенпуда / Отв. ред.-сост. В.П.Старк. СПб., 2003. С.130-152.
3 Художники сцены. Наследие Санкт-Петербургского Государственного академического театра оперы и балета им. М.П.Мусоргского / Автор вступительной статьи, биографических описаний и составитель Л.С.Овэс. СПб., 2004.
12 оперного театра в контексте развития отечественного искусства сценографии.
В работе были использованы также репродукции эскизов декораций и костюмов.
В процессе исследования привлекались публикации и исследования, посвященные отдельным спектаклям. В их числе — составленный Г.В.Копытовой сборник документов и материалов о «Пиковой даме» П.И.Чайковского, поставленной В.Э.Мейерхольдом, глава о том же спектакле в монографии об оперном творчестве Мейерхольда, принадлежащей
* И.Д.Гликману1. В литературе, посвященной истории советского балета и
оперетты, присутствуют фрагменты, связанные с МАЛЕГОТом. Спектакли Малого оперного театра в жанре оперетты и актеры, тесно связанные с этим жанром в своем творчестве, нашли отражение в книгах историка театра оперетты М.С.Янковского2. История балетной труппы, особенности ее репертуара, хореографического языка, страницы творческих биографий выдающихся танцовщиков - в трудах Ю.И.Слонимского, В.М.Красовской3.
> Необычайно методологически важны для настоящего исследования
труды театроведов-историков советского периода развития отечественного театра, прежде всего Д.И.Золотницкого, К.Л.Рудницкого, Г.В.Титовой, А.Я.Трабского, А.З.Юфита. Вместе с тем характер исследования сделал
1 В.Э. Мейерхольд. «Пиковая дама». Замысел. Воплощение. Судьба. Сборник документов и материалов / Сост. Г.Копытова. СПб., 1994; Гликман И.Д. Мейерхольд и музыкальный театр. Л., 1989.
2 Янковский М.О. Михаил Антонович Ростовцев. Пятьдесят лет сценической деятельности. Л., 1940; Янковский М.О. Советский театр оперетты: Очерк. Л.: М., 1962.
Слонимский Ю.И. Советский балет Материалы к истории советского балетного театра. М.; Л.: Искусство, 1950; Н.А.Зубковский: Статьи и воспоминания. Творческое наследие / Сост. Б.В.Бланков, В.А.Звездочкин, авт. вступ. статьи В.М.Красовская. СПб, 1993.
13 необходимым широкое обращение к музыковедческой литературе,
посвященной опере и балету XX века, в первую очередь к трудам Б.В.Асафьева, М.С.Друскина, Т.Н.Левой, О.Т.Леонтьевой, И.В.Нестьева, И.И.Соллертинского и др.
Организационно-экономическая проблематика исследования, анализ структуры и типов управления театра, особенностей формирования творческого коллектива, репертуара, аудитории, обусловили необходимость использования литературы по истории отечественного театрального дела, книг и статей, посвященных отдельным аспектам театрального менеджмента. В процессе исследования были широко использованы труды Н.К.Вагановой, Г.Г.Дадамяна, В.Н.Дмитриевского, А.И.Дымниковой, В.С.Жидкова, Е.А.Левшиной, Ю.М.Орлова, Б.Ю.Сорочкина, Л.Г.Сундстрема и других специалистов в сфере менеджмента исполнительских искусств. Среди немногих исследований, специально посвященных советской культурной политике сталинского периода, следует выделить труды Л.В.Максименкова . Использованы также нормативные акты, партийно-государственные документы исследуемого периода и иные материалы, позволяющие воссоздать реалии культурной политики этого периода и институционального развития театра.
В процессе работы активно привлекались многочисленные статьи критического и информационного характера, опубликованные в
' Максименков Л.В. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936-1938. М., 1997.
14 исследуемый период в ленинградских журналах и газетах. Важнейшее место
среди них заняли статьи В.М.Богданова-Березовского, Ю.Я.Вайнкопа, А.А.Гвоздева, М.С.Друскина, А.И.Пиотровского, И.И.Соллертинского и др. Однако многие статьи и рецензии менее известных авторов ранее не были востребованы исследователями. Естественно, что определенная политическая тенденциозность, черты «эзопова языка», обязательные ритуальные элементы и лексические клише эпохи подчас затрудняли объективную репрезентацию описываемых театральных явлений. Однако, * воспринимая данный материал как документы эпохи, автор ставил своей
задачей воссоздать атмосферу времени и выявить многообразность смыслов используемых текстов. Множество ценной информации содержат подготовленные в 1930-х годах к премьерам Малого оперного театра буклеты.
Особое внимание в процессе исследования вызвали воспоминания современников описываемых событий, в том числе — А.Г.Алексеева, * Н.Л.Вельтер, Э.П.Грикурова, П.А.Гусева, Э.И.Каплана, К.П.Кондрашина,
Ф.В.Лопухова, Н.В.Петрова, Б.А.Покровского, С.А.Самосуда, Б.Э.Хайкина, М.И.Чулаки и др., а также непосредственные свидетельства, полученные автором от С.Б.Вакман, Н.Р.Миримановой, Б.А.Покровского, М.Л.Ростроповича, любезно поделившихся своими воспоминаниями с автором или уточнившими ряд важнейших обстоятельств, значимых при написании работы.
15 Важнейшим источником в процессе исследования стали материалы
Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПБ), Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПБ ГМТиМИ), кабинета рукописей Российского института истории искусств (РИИИ); музея Санкт-Петербургского Государственного академического театра оперы и балета имени М.П.Мусоргского, личного архива семьи Э.П.Грикурова, в том числе протоколы и стенограммы заседаний, кадровая и иная деловая документация и переписка, планово-финансовые документы, а также фотографии, эскизы декораций и костюмов, звукозаписи.
При цитировании протоколов заседаний художественного совета, дирекции и т.д. орфография, в особенности словоупотребление и синтаксис по мере возможности сохраняются в первоначальном виде, так как формы высказывания и его документирования нередко не менее ярко характеризуют и автора слов, и описываемую эпоху. Однако в целом ряде случаев реализовать такой подход к использованию архивных документов оказалось невозможным, и в некоторые тексты внесены коррективы - при значительных расхождениях между орфографией и пунктуацией оригинала с правилами правописания, принятыми сегодня. Среди цитируемых документов многие оформлены в весьма свободной форме. Нередко в них отсутствует дата написания, что вынуждало при восстановлении событий пользоваться косвенными данными.
16
Практическая значимость настоящей работы связана с введением в российское театроведение новых сведений и формированием новой концепции развития отечественного музыкального театра, которая может быть использована в курсах лекций по истории театра, истории театрального дела в России, государственной культурной политике. Результаты исследования призваны углубить представления о художественных процессах, характеризующих сложный период развития отечественной культуры. Кроме того, ее результаты могут способствовать * совершенствованию организационных моделей функционирования театра.
Апробация исследования. Диссертация подготовлена на кафедре менеджмента исполнительских искусств Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. По теме диссертации опубликованы четыре работы, в том числе раздел в книге «Санкт-Петербургский Государственный академический театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского». Отдельные положения исследования были изложены в
* докладах на научных конференциях «Театральные взаимосвязи во времени и в пространстве» (Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 1999) «Художественная культура на пороге III тысячелетия» (Санкт-Петербургский университет культуры и искусств, 1999), «Музыкальный театр XX века» (Всероссийский институт искусствознания, Москва, 2001), использованы при разработке и чтении курсов лекций «Введение в театроведение» и «Дирижер в музыкальном театре» в Санкт-Петербургской
¦ академии театрального искусства.
17 Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав,
Заключения и списка использованной литературы, включающего 280 названий, а также перечня архивных материалов (59, значительная часть из них впервые введены в научный оборот).
Автор считает своим долгом отметить, что данная работа не могла бы состояться без доброжелательной поддержки вдовы дирижера Э.П.Грикурова, выдающейся пианистки Софьи Борисовны Вакман (1911-2000), которая, предоставив доступ к ряду материалов, проявила к его замыслам живой интерес, имевший решающее значение при выборе темы исследования.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25111.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.