У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии
Количество страниц
264
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25115.doc
Содержание
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА I. ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ... 20
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА... 67
ГЛАВА III. СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ПРОЦЕССЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ТВОРЧЕСТВА... ПО
1. Чебоксарское художественное училище... 110
2. Художественно-графический факультет
ЧГПУ им. И.Я.Яковлева... 171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 233
ПРИМЕЧАНИЯ... 241
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА... 252
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ... 264
Введение
-3-ВВЕДЕНИЕ
«Образование» как философская категория — достаточно широкое понятие. В общеупотребительном смысле оно означает формирование духовного облика человека, его воспитание и самовоспитание с опорой на социально значимые ценности. Различают образование нравственное, научное, художественное, правовое, экономическое, экологическое и др. Одним из основных способов его получения в настоящее время является обучение в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах, техникумах, институтах, университетах, академиях и т.д.
Художественное образование включает в себя подготовку профессиональных творческих кадров, эстетическое воспитание молодежи, культурно-просветительскую работу среди населения и многое другое. Оно объединяет все виды изобразительного искусства, а также музыку, театр, историю, педагогику, литературу. В настоящей работе художественное образование рассматривается как процесс усвоения специальных знаний, умений и навыков в области искусства в определенной системе, результатом которого является подготовка квалифицированных художников и искусствоведов, способных самостоятельно заниматься творчеством и научной деятельностью.
Традиционно под обучением подразумевается взаимодействие педагога и ученика, при этом наставник призван стремиться как можно полнее развивать талант своего воспитанника в соответствии с его способностями. Художественное образование, благодаря своей специфике, как нельзя лучше способствует приобщению людей к ценностям культуры, сохранению их для потомков, обеспечивая тем самым непрерывающуюся связь поколений. С древнейших времен художники воплощали идеалы современной им эпохи в зрительных образах. Для полноценного выражения своих мыслей и воззрений они стремились правдиво отображать реальный мир во всем его многообразии. Формы и методы обучения рисованию вырабатывались и совершенствовались на протяжении столетий. Многие талантливые художники были пре-
-4-
красными педагогами, передавали свой опыт и знания ученикам, которые впоследствии нередко становились выдающимися мастерами. Этот процесс обеспечивал дальнейшее развитие изобразительного искусства.
Предметом настоящего диссертационного исследования является профессиональное художественное образование в Чувашии, рассматриваемое во взаимодействии с изобразительным искусством. Временные рамки охватывают конец XIX - начало XXI веков. Истоки художественного образования берут начало с дореволюционного периода. Первые чувашские художники обучались в Петербурге, Москве, Казани, Симбирске, Пензе и других российских городах. В советское время подготовка творческих кадров в республике получила широкое развитие.
В 1934 году в городе Алатыре Чувашской Автономной Советской Социалистической Республике (ЧАССР) была открыта школа для подготовки художников-гравёров средней квалификации. Спустя два года со дня основания, она была переименована в училище. В начале 1941 года учебное заведение перевели в Чебоксары. С началом Великой Отечественной войны 1941— 1945 годов деятельность Чувашского государственного художественного училища (ЧГХУ) была приостановлена. В 1944 году оно возобновило свою работу. Тогда существовало только одно отделение - художественно-педагогическое, готовившее учителей рисования и черчения средней школы. С 1949 года учебное заведение стало именоваться Чебоксарским художественным училищем (ЧХУ). С 1963 года в нем также обучаются художники-оформители. В 90-е годы XX века в ЧХУ дополнительно были открыты отделения прикладного характера, в свою очередь, художественно-педагогическое переросло в живописное.
В 1960 году в Чувашском государственном педагогическом институте (ныне университет) им. И.Я.Яковлева был открыт художественно-графический факультет (ХГФ) для подготовки учителей средних учебных заведений по специальности «рисование, черчение и трудовое обучение».
-5-
Художественное образование оказало значительное влияние на развитие изобразительного искусства, культуры и просвещения Чувашской Республики.
Актуальность темы. В настоящее время в России и за рубежом наблюдается интерес к наследию русской и советской художественной школы. Достоянием мировой культуры стали произведения выдающихся российских художников, многие из которых также являлись замечательными педагогами. Они воспитали целую плеяду мастеров кисти и резца, проявивших себя на педагогическом поприще.
Историю чувашской художественной школы можно назвать одной из составляющих отечественного изобразительного искусства. Преподавательский состав Симбирской чувашской учительской школы, Чебоксарского художественного училища и художественно-графического факультета ЧГПУ им. И.Я.Яковлева формировался из выпускников ведущих художественных учебных заведений страны. Педагоги вписали свою страницу в изобразительное искусство Чувашии во всем разнообразии его видов и жанров. Своим примером они вдохновляли воспитанников, многие из которых впоследствии стали известными художниками.
Основная цель диссертационной работы состоит в изучении взаимодействия процессов подготовки творческих кадров и развития изобразительного искусства Чувашии, их влияния на художественную жизнь края.
Обозначенная цель подразумевает решение следующих задач:
— сохранение и популяризация реалистических традиций отечественной художественной школы;
- освещение истории основания и развития специальных художественных учебных заведений Чувашской Республики;
— изучение проблемных вопросов, объективно возникавших в процессе подготовки специалистов;
- анализ воздействия художественного образования на развитие изобразительного искусства;
-6-
— исследование целенаправленной деятельности педагогов по воспитанию и обучению будущих художников;
— иллюстрация на конкретных примерах роли и значения специального образования в деле подготовки творческих кадров;
— приведение в систему методических установок ведущих преподавателей;
— рассмотрение составляющих художественной культуры в неразрывном единстве.
Научная новизна исследования состоит в комплексном подходе к изучению изобразительного искусства и художественного образования в Чувашии, анализу творчества преподавателей ЧХУ и ХГФ ЧГПУ в контексте их педагогической деятельности. Основное внимание сосредоточено на утверждении принципов реализма в этих учебных заведениях. Диссертантом проведен выборочный анализ ряда произведений педагогов, а также порядка тысячи академических и дипломных работ студентов. Параллельно была сделана литературная запись воспоминаний педагогов и выпускников, в беседах с автором приняло участие более ста человек. Введены в научный оборот материалы по теме исследования, находящиеся в Центральном государственном архиве Чувашской Республики (ЦГА ЧР), архивах ЧХУ и ЧГПУ, научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Приведенные в работе документальные источники дают возможность их последующей интерпретации в ходе решения новых исследовательских задач.
В диссертации рассмотрен ряд специальных вопросов, без которых невозможно осветить исследуемую тему. К ним относятся следующие проблемы: реализма как творческого метода, выразительности художественного образа, единства содержания и формы, традиций и новаторства, национального в искусстве, а также методологические проблемы рисунка, живописи, композиции, теории перспективы, пластической анатомии, техники и технологии гравюры, рисунка, живописи и скульптуры.
— 7 —
Изученность темы. Вопросы изобразительного искусства и художественного образования нашли отражение в искусствоведческой, исторической и публицистической литературе. Исследуемая проблема освещается на страницах альбомов, посвященных художественной культуре народов Российской Федерации. В 1971 году в Москве впервые была организована Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, вызвавшая интерес специалистов не только в нашей стране, но и за рубежом [1]. По ее материалам в 1973 году были изданы два альбома: «Искусство автономных республик Российской Федерации» (составитель Э.И.Голубова) [2], «Изобразительное искусство автономных республик РСФСР» (составитель В.А.Юди-чев) [3].
В первом из указанных изданий вступительная статья В.В.Ванслова содержит обзор выставки и художественной жизни каждой республики. Особую роль искусствовед уделяет традициям национальной культуры, которые находили отражение в творчестве советских художников. Содержание книги дополнено репродукциями произведений живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.
Во втором альбоме раздел о творчестве художников Чувашии написан Н.А.Ургалкиной. В нем автор информирует о развитии отдельных видов и жанров изобразительного искусства республики. В альбоме содержится богатый иллюстративный материал.
Книга С.М.Червонной «Живопись автономных республик РСФСР (1917-1977)» [4] посвящена истории возникновения и развития живописных школ народов Российской Федерации. Искусствовед затрагивает многие аспекты культурной жизни автономных республик: наследие мастеров кисти старшего поколения, организацию творческих союзов, создание учебных заведений искусств и т.д. С.М.Червонная определила характерные черты, отличающие развитие изобразительного искусства каждой республики, в том числе и Чувашии: преемственность в творчестве живописцев, принадлежащих разным поколениям, активное участие молодых художников в выстав-
_ g_
ках. Автор относит ЧХУ и ХГФ ЧГПИ к числу наиболее авторитетных художественных учебных заведений Российской Федерации. В книге приведены репродукции с картин художников М.С.Спиридонова, П.К.Сверчкова, П.В.Овчинникова, В.С.Гурина и других .
В диссертации использованы литературные источники, посвященные художественной жизни республик Среднего Поволжья: Татарской, Марийской и Мордовской АССР. Ценный материал содержат книги С.М.Чер-вонной [5], Б.В.Товарова-Кошкина [6], Н.А.Косинец, Н.И.Шибакова [7], Г.И.Прокушева [8], А.Б.Файнберга [9], Г.С.Гориной [10], А.А.Зенкина и других [11]. В них содержится информация о творческой и педагогической деятельности художников - выпускников ЧХУ и ХГФ ЧГПИ: В.И.Куделькина, З.Ф.Лаврентьева, В.П.Козлова, А.А.Ведерникова.
Богата и разнообразна литература об изобразительном искусстве Чувашии. В 1965 году был издан альбом А.Г.Григорьева «Художники Чувашской АССР» [12]. Во вступительной статье автор делает краткий обзор событий художественной жизни, повествует о творчестве мастеров кисти и резца, анализирует наиболее значительные произведения, являющиеся неотъемлемой частью изобразительного искусства республики. В книге приводятся основные биографические сведения о живописцах, скульпторах, графиках и теат-' ральных декораторах - членах Чувашского отделения Союза советских художников. В альбоме помещено более сорока тоновых иллюстраций и одна цветная вклейка (Н.В.Овчинников «Первая борозда») репродукции произведений художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.
V ¦¦';•'«С/
Книга А.Г.Григорьева «Сто тысяч красок», П ^представляет собой популярный очерк об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Чувашии с древнейших времен до середины 1960-х годов. Наиболее подробно автор рассматривает полувековой советский период. Анализируя творчество отдельных мастеров, искусствовед не обходит вниманием художников-педагогов и выпускников ЧХУ и ХГФ ЧГПИ. В книге имеются тоновые репродукции.
-9-
Авторская монография «Н.К.Сверчков. Счастье)). [14] в литературной обработке А.Г.Григорьева содержит важные сведения о жизни и творчестве ветерана чувашского изобразительного искусства. Около восьми лет Н.К.Сверчков посвятил преподавательской работе в ЧХУ, где с 1945 по 1949 год работал директором. На страницах книги приводятся воспоминания автора о коллегах и учениках. По его мнению, одновременно с формированием и развитием профессионального изобразительного искусства, должна осуществляться подготовка квалифицированных творческих кадров. В Чувашии, отмечает Н.К.Сверчков, основополагающая роль в этом принадлежит Ала-тырской художественно-гравёрной школе и ее педагогам-энтузиастам, взявшим на себя нелегкую миссию первопроходцев.
В книге «У истоков профессионального изобразительного искусства Чувашии» [151/А.Г.Григорьев достаточно подробно освещает вопросы подготовки мастеров кисти до Октябрьской революции 1917 года. Автор приводит основные методические принципы наиболее прогрессивных педагогов художественных училищ и вузов, в которых обучались чувашские живописцы А.А.Кокель, А.А.Александров, М.А.Адрианов, М.С.Спиридонов, Н.К.Сверчков и другие. Демократические традиции в преподавании реалистических основ изобразительного искусства, сформировавшись в стенах Академии художеств и Школы общества поощрения художников, благодаря деятельности их выпускников-педагогов, получили распространение в училищах Саратова, Пензы, Казани. В Симбирской чувашской учительской школе, руководимой И.Я.Яковлевым, рисунок и живопись преподавали профессиональные художники, получившие образование в специальных учебных заведениях Петербурга и Москвы. Содержание книги охватывает период с древнейших времен до 1917 года.
Книга «М.С.Спиридонов. Крылья памяти: к 100-летию со дня рождения художника» [16] была подготовлена к печати Т.М.Сенкевич (дочерью художника) и А.Г.Григорьевым. В ней приведены авторские воспоминания, а также многие важные сведения о жизни и творчестве основоположника чу-
-10-
вашского профессионального изобразительного искусства. Слова благодарности в адрес педагога и наставника на страницах книги высказаны искусствоведом А.Г.Григорьевым, художниками В.С.Семеновым, П.В.Сизовым, Н.В.Овчинниковым и другими. В книге также нашли отражение педагогические воззрения и некоторые методические принципы М.С.Спиридонова, посвятившего преподавательской работе в ЧХУ более пяти лет.
Книга содержит ряд документов, среди которых статья М.С.Спиридонова «О профиле Алатырского художественно-гравёрного училища», опубликованная в газете «Красная Чувашия» от 22 ноября 1936 года (с. 187-188), «Вступительное слово М.С.Спиридонова на творческой дискуссии художников Чувашии о натурализме и формализме в живописи» (с. 190-191), «Обращение к студентам художественно-графического факультета ЧГПИ» (с. 192). В письме А.Г.Григорьеву, также помещенному в этом издании, отвечая на его вопрос относительно своей педагогической деятельности, М.С.Спиридонов писал: «Работа в училище была поставлена на должную высоту - на реалистическую основу. Мы с Никитой Кузьмичем учились в старой Академии, где продолжалась еще Чистяковская школа, и мы в Чебоксарском училище тоже внедряли эту школу: требование строгого рисунка и здоровой реалистической живописи» (с.201). Приведенные в книге документы, письма и воспоминания свидетельствуют о том, что М.С.Спиридонов в течение многих лет курировал художественное образование в республике.
В 1977 году была издана книга А.И.Иванова-Ехвета «По следам находок. К истории русско-чувашских культурных связей» [17]. В ней рассматриваются вопросы развития изобразительного искусства и художественного образования в дореволюционной Чувашии. Автор представил собранные им материалы о русских художниках, которые в своем творчестве обращались к жизни и быту чувашского - народа, о первых мастерах кисти Чувашии (А.А.Кокеле, А.А.Александрове, М.А.Адрианове, К.В.Иванове, А.В.Китаеве), о художниках-педагогах Симбирской чувашской учительской школы (Н.Ф.Некрасове и других). А.И.Иванов-Ехвет глубоко изучил истоки чуваш-
-11-
ского профессионального изобразительного искусства, отметил значительную роль Петербургской Академии художеств, Казанской художественной школы и Симбирской чувашской учительской школы в деле просвещения народов Поволжья.
«Общеизвестно, что история дореволюционной чувашской культуры всеми своими достижениями обязана прежде всего Симбирской чувашской учительской школе... Создание письменности и литературы, языкознания, фольклористики и этнографии, формирование профессиональной музыкальной культуры тесно связано с историей школы, созданной просветителем И.Я.Яковлевым. Здесь, в Симбирской школе, следует искать истоки театральной культуры, здесь работали первые чувашские художники. Для становящейся нации школа явилась культурным центром» (с.34).
Биобиблиографический справочник «Художники Чувашии» (составитель Н.А.Ургалкина, 1969) [18] представляет собой незаменимое подспорье для историков, искусствоведов, студентов гуманитарных вузов и учащихся, интересующихся вопросами развития культуры республики. Во вступительной статье приводится общая характеристика чувашского профессионального изобразительного искусства в период с 1917 по 1968 год. Биографические справки о художниках и искусствоведах содержат перечень основных произведений и крупных выставок страны, в которых они принимали участие, а также список рекомендуемой литературы об их творчестве. Хроника выставок и событий художественной жизни охватывает период с 1927 по 1968 год.-
Второе издание справочника «Художники Чувашии», увидевшего свет в 1989 году [19], включает в себя информацию о мастерах кисти и резца, многие из которых являются выпускниками художественно-графического фа-, культета ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.
Книга Н.А.Ургалкиной «Чувашское советское искусство. 1917—1970» [20] посвящена пятидесятилетнему пути становления и развития профессио-/ нального изобразительного искусства Чувашии. Содержание издания подраз-
деляется на пять глав, в которых искусствовед дает характеристику культур-
-12-
ных событий, анализирует наиболее значимые произведения. По мнению автора, важное значение для развития изобразительного искусства имеет наличие квалифицированных творческих кадров. Н.А.Ургалкина выделяет две основные школы - ЧХУ и ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева, осуществляющие подготовку художников-педагогов. В книгу включены тоновые и цветные репродукции.
В следующей книге «Художники Чувашии» [21] Н.А.Ургалкина описывает историю изобразительного искусства Чувашии советского периода до 1975 года. В ее отдельных главах рассматриваются вопросы развития живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства. Автор обращается к творчеству художников, многие из которых являются педагогами или выпускниками ЧХУ и ХГФ ЧГПИ. Содержание книги дополняют тоновые и цветные репродукции.
Альбом «Изобразительное искусство Советской Чувашии» (составители Н.В.Воронов и А.А.Трофимов) [22] дает исчерпывающее представление о художественной жизни республики. В книге представлено около 180 иллю- . страций: репродукции с картин, графических листов, фотографии произведений скульптуры, монументального и народного декоративно-прикладного искусства. Во вступительной статье Н.В.Воронов анализирует основные направления в живописи и графике, подчеркивает связь творчества современных художников с традициями, берущими начало от народного искусства. Автор выделяет основные черты, характерные для пейзажной и портретной живописи, станковой и книжной графики, прослеживает ведущую линию в работе известных чувашских живописцев, скульпторов и графиков. Н.В.Воронов отмечает неоценимый вклад педагогов художественных учебных заведений республики в дело подготовки мастеров искусства.
Книги серии «Художники Чувашии» написаны разными авторами, тем не менее, они сохраняют стилистическое единство. В монографиях Н.А.Ур-галкиной «М.С.Спиридонов» [23] и «И.К.Сверчков» [24] повествуется о жизни и творчестве основоположников чувашского профессионального изобра-
-13-
зительного искусства. При этом автор не затрагивает их педагогическую деятельность в ЧХУ.
Перу С.М.Червонной принадлежит монография «П.В.Павлов» [25]. Наряду с анализом творчества живописца, автор уделяет внимание педагогической деятельности П.В.Павлова, работавшего преподавателем изодисциплин на ХГФ ЧГПИ (1969-1974) и в ЧХУ (1980-1981), пишет о его работе с молодыми художниками республики.
Книга Н.В.Воронова и С.М.Червонной «Н.В.Овчинников» [26] знакомит читателей с жизнью и творчеством народного художника Чувашской АССР. Отдельные главы посвящены живописным полотнам и графическим работам мастера. В монографии нашли отражение активная общественная работа и преподавательская деятельность Н.В.Овчинникова на ХГФ ЧГПИ. Все книги серии «Художники Чувашии» содержат богатый иллюстративный материал -репродукции с картин, рисунков, фотографии из семейных архивов и т.д.
Альбом «Н.В.Овчинников. Живопись» (составитель П.В.Сымкин) [27] включает репродукции с картин и рисунков художника, фотографии, выдержки из публикаций в газетах и журналах, отзывы посетителей выставок и др. Во вступительной статье П.В.Сымкин отразил основные вехи творческого пути мастера. В книге приводится список выставок, проходивших в нашей стране и за рубежом, на которых экспонировались произведения Н.В.Овчинникова, а также крупных музеев мира, собрания которых были пополнены картинами чувашского живописца. В этом издании педагогическая деятельность художника недостаточно освещена.
На страницах авторской монографии «Миг между прошлым и будущим» [28] Н.В.Овчинников повествует о своем творческом пути, делится мыслями о нелегком и благородном труде художника-. С особой теплотой автор вспоминает своих первых педагогов по Алатырской художественно-гравёрной школе, профессоров Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, а также коллег-преподавателей ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.
-14-
Содержание монографии дополняют цветные репродукции картин художника и фотодокументы.
В альбом Н.В.Воронова «Ревель Федоров» [29] вошло более двадцати репродукций в цвете и тоне с живописных полотен и графических листов художника. Автор анализирует творчество Р.Ф.Федорова, отмечает национальное своеобразие его произведений, прослеживает поиск особого выразительного языка. Преподавательская деятельность художника на ХГФ ЧГПИ в этом альбоме не рассматривается.
В книге «Миттов (1932-1971). Воспоминания, стихотворения. Очерки, художественно-критические статьи. Дневниковые записи, рассказы, стихи художника» [30] собрана уникальная информация о жизни и творчестве самобытного чувашского живописца и графика. Во вступительной статье «Путь и судьба» Н.В.Воронов останавливается на его педагогической деятельности. А.И.Миттов окончил ЧХУ (1952) и графический факультет Института им. И.Е.Репина (1961), с 1961 по 1964 годы преподавал на ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.
В монографии Ю.В.Викторова «Федор Осипов: жизнь и творчество» [31] повествуется об одном из ветеранов чувашского изобразительного искусства. Отдельная глава книги посвящена годам его учебы в ЧХУ. Ф.П.Осипов вспоминает методические принципы своих педагогов: И.Т.Григорьева, М.С.Спиридонова, Н.К.Сверчкова. Дипломный эскиз «Капитуляция» будущий художник выполнил под руководством преподавателя училища В.С.Гурина. Содержание книги дополняют иллюстративный материал, дневниковые записи, библиография и другая справочная информация.
Ю.В.Викторов в книге-альбоме «Анатолий Брындин. Скульптор-монументалист» [32] рассматривает период профессионального становления художника во время учебы в Чебоксарском художественном училище и Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной. Автор отмечает, что А.К.Брындину удалось почерпнуть много важного и полезного для себя в процессе общения со своими наставниками - педаго-
-15-
гами ЧХУ Р.М.Ермолаевой, В.С.Гуриным, П.Г.Григорьевым и другими. По воспоминаниям художника, любовь к искусству ваяния пробудилась в нем еще во время обучения в Чебоксарском училище.
Монография Ю.В.Викторова «Петр Кипарисов: художник и педагог» [33] посвящена жизненному и творческому пути выдающегося мастера. В отдельной главе рассматривается преподавательская деятельность П.Г.Кипари-сова на живописном факультете Института им. И.Е.Репина. Материал книги включает в себя педагогическое наследие художника : научные работы, статьи, дневниковые записи.
Ценные сведения о преподавателях ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева содержит книга Д.Е.Егорова «Ученые-педагоги Чувашии и их вклад в развитие просвещения и педагогической науки» [34]. Краткие биографические очерки включают информацию о научно-исследовательской работе, почетных званиях и наградах. В конце каждой статьи приводится список научных трудов.
К семидесятилетию вуза коллективом авторов был подготовлен сборник «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева: история, структура, ученые» [35]. В книге кратко излагается история учебного заведения, его подразделений и факультетов. Повествуется о руководителях, занимавших пост ректора института, профессорско-преподавательском составе. Статьи об ученых ЧГПИ содержат биографические данные, сведения об основных направлениях научной деятельности. В конце справочника приводится список выпускников, удостоенных почетных званий Российской Федерации.
Нами проведен краткий обзор литературных источников, в которых так или иначе затрагиваются вопросы художественного образования в Чувашии. В альбомах и монографиях основное внимание уделено истории изобразительного искусства республики, творчеству отдельных художников. В некоторых книгах упоминается преподавательская деятельность мастеров кисти и резца, но эти разрозненные факты и воспоминания, хотя и представляют
-16-
большую познавательную ценность, все же не позволяют составить исчерпывающего представления о системе подготовки творческих кадров в Чувашии.
Исследуемой проблеме посвящен ряд статей в сборниках научных трудов. В своих публикациях историк А.И.Иванов [36], искусствоведы А.Г.Григорьев [37], Н.А.Ургалкина [38], Ю.В.Викторов [39], А.А.Трофимов [40], Н.В.Воронов [41] поднимают отдельные вопросы художественного образования в Чувашии. Ряд публикаций содержит обзор художественной жизни республики за определенные периоды. Статьи А.Г.Григорьева «К.Иванов и художники Чувашии» (1966), А.И.Иванова «Симбирская чувашская школа и дореволюционная чувашская культура» (1970), «Художники М.А.Адрианов и А.А.Александров» (1969) посвящены вопросам подготовки мастеров изобразительного искусства Чувашии до Великой Октябрьской социалистической революции. Н.В.Воронов в статье «К вопросу становления национальной чувашской живописной школы» (1975) пишет о художниках, в творчестве которых национальные черты проявились наиболее полно и ярко. При этом автор не ставил перед собой задачу осветить проблемы художественного образования.
Н.А.Ургалкина в статье «Кузница национальных творческих кадров. К истории Чебоксарского художественного училища» (1975) рассматривает довоенную историю Алатырского художественно-гравёрного училища, позднее преобразованного в ЧХУ. Искусствовед затрагивает многие аспекты деятельности учебного заведения: историю его создания, самоотверженный труд педагогов, учебу и первые шаги в творчестве их воспитанников, прослеживает дальнейшую судьбу некоторых выпускников. Ведущая роль в организации училища отводится его первому директору Ф.С.Быкову. Автор использовала документальные источники: архивные материалы, публикации в периодической печати 1930-х годов, письма, воспоминания первых учащихся школы Н.И.Боровой, В.И.Куделькина, С.П.Осокиной. В статье проведен сравнительный анализ учебных работ, сделан ряд выводов относительно методики преподавания художников-педагогов, которые стремились не только посвя-
-17-
тить своих питомцев в тайны изобразительного мастерства, но, прежде всего, воспитать их образованными людьми, привить любовь к Настоящему, Высокому искусству. Учащиеся демонстрировали свои учебные и творческие работы на художественных выставках в Алатыре, Чебоксарах, Москве и Горьком. «За семь лет существования учебного заведения в Алатыре был заложен основательный фундамент, позволивший школе перерасти в художественное училище, которое до сих пор готовит кадры художников-педагогов» (с.97).
В публикации Ю.В.Викторова «Чувашское изобразительное искусство в 1994 году (обзор)» (1996) приводится краткая история Чебоксарского художественного училища за 60 лет (с 1934 по 1994 год).
Статья Ю.В.Викторова «ХГФ: вчера, сегодня, завтра» (2000) посвящена истории художественно-графического факультета ЧГПИ с 1960 по 2000 год. Искусствовед отмечает, что организация факультета эстетического воспитания оказала значительное влияние на атмосферу культурной жизни Чувашской республики и всего Урало-Поволжского региона. На художественно-графическом факультете с первых лет его существования работали педагоги-художники,'' окончившие вузы Москвы, Ленинграда и Харькова. Преподавательский коллектив факультета пополнялся его выпускниками. Автор затрагивает педагогическую деятельность учителей школ, высоко оценивает вклад, который внесли педагоги-художники в теорию и методику преподавания изобразительного искусства. Многие педагоги и выпускники факультета за свои творческие достижения были удостоены Почетных званий и Государственных премий Чувашской Республики и Российской Федерации. В.В.Викторов пишет о работе факультета на современном этапе (1980-2000 гг.).
Диссертантом также были использованы материалы публикаций периодической печати (центральных и республиканских газет), журналов «Художник», «Искусство», «Творчество», «Ялав», «Таван Атал» и других, каталоги выставок произведений художников и т.д. Их авторы А.Г.Григорьев, Н.А.Ур-галкина, Ю.В.Викторов, Н.В.Воронов, В.В.Ванслов, С.М.Червонная, Н.В.Овчинников, О.И.Филиппов и многие другие писали о значительных событиях
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25115.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
01.12.24
Проблема развития интуиции как эмерджентного явления сознания
01.12.24
Эвристическая интуиция как элемент инновационной деятельности
01.12.24
Особенности и роль различных форм интуиции в когнитивной деятельности
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.