У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии
Количество страниц
264
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25115.doc
Содержание
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА I. ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ... 20
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА... 67
ГЛАВА III. СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ПРОЦЕССЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ТВОРЧЕСТВА... ПО
1. Чебоксарское художественное училище... 110
2. Художественно-графический факультет
ЧГПУ им. И.Я.Яковлева... 171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 233
ПРИМЕЧАНИЯ... 241
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА... 252
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ... 264
Введение
-3-ВВЕДЕНИЕ
«Образование» как философская категория — достаточно широкое понятие. В общеупотребительном смысле оно означает формирование духовного облика человека, его воспитание и самовоспитание с опорой на социально значимые ценности. Различают образование нравственное, научное, художественное, правовое, экономическое, экологическое и др. Одним из основных способов его получения в настоящее время является обучение в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах, техникумах, институтах, университетах, академиях и т.д.
Художественное образование включает в себя подготовку профессиональных творческих кадров, эстетическое воспитание молодежи, культурно-просветительскую работу среди населения и многое другое. Оно объединяет все виды изобразительного искусства, а также музыку, театр, историю, педагогику, литературу. В настоящей работе художественное образование рассматривается как процесс усвоения специальных знаний, умений и навыков в области искусства в определенной системе, результатом которого является подготовка квалифицированных художников и искусствоведов, способных самостоятельно заниматься творчеством и научной деятельностью.
Традиционно под обучением подразумевается взаимодействие педагога и ученика, при этом наставник призван стремиться как можно полнее развивать талант своего воспитанника в соответствии с его способностями. Художественное образование, благодаря своей специфике, как нельзя лучше способствует приобщению людей к ценностям культуры, сохранению их для потомков, обеспечивая тем самым непрерывающуюся связь поколений. С древнейших времен художники воплощали идеалы современной им эпохи в зрительных образах. Для полноценного выражения своих мыслей и воззрений они стремились правдиво отображать реальный мир во всем его многообразии. Формы и методы обучения рисованию вырабатывались и совершенствовались на протяжении столетий. Многие талантливые художники были пре-
-4-
красными педагогами, передавали свой опыт и знания ученикам, которые впоследствии нередко становились выдающимися мастерами. Этот процесс обеспечивал дальнейшее развитие изобразительного искусства.
Предметом настоящего диссертационного исследования является профессиональное художественное образование в Чувашии, рассматриваемое во взаимодействии с изобразительным искусством. Временные рамки охватывают конец XIX - начало XXI веков. Истоки художественного образования берут начало с дореволюционного периода. Первые чувашские художники обучались в Петербурге, Москве, Казани, Симбирске, Пензе и других российских городах. В советское время подготовка творческих кадров в республике получила широкое развитие.
В 1934 году в городе Алатыре Чувашской Автономной Советской Социалистической Республике (ЧАССР) была открыта школа для подготовки художников-гравёров средней квалификации. Спустя два года со дня основания, она была переименована в училище. В начале 1941 года учебное заведение перевели в Чебоксары. С началом Великой Отечественной войны 1941— 1945 годов деятельность Чувашского государственного художественного училища (ЧГХУ) была приостановлена. В 1944 году оно возобновило свою работу. Тогда существовало только одно отделение - художественно-педагогическое, готовившее учителей рисования и черчения средней школы. С 1949 года учебное заведение стало именоваться Чебоксарским художественным училищем (ЧХУ). С 1963 года в нем также обучаются художники-оформители. В 90-е годы XX века в ЧХУ дополнительно были открыты отделения прикладного характера, в свою очередь, художественно-педагогическое переросло в живописное.
В 1960 году в Чувашском государственном педагогическом институте (ныне университет) им. И.Я.Яковлева был открыт художественно-графический факультет (ХГФ) для подготовки учителей средних учебных заведений по специальности «рисование, черчение и трудовое обучение».
-5-
Художественное образование оказало значительное влияние на развитие изобразительного искусства, культуры и просвещения Чувашской Республики.
Актуальность темы. В настоящее время в России и за рубежом наблюдается интерес к наследию русской и советской художественной школы. Достоянием мировой культуры стали произведения выдающихся российских художников, многие из которых также являлись замечательными педагогами. Они воспитали целую плеяду мастеров кисти и резца, проявивших себя на педагогическом поприще.
Историю чувашской художественной школы можно назвать одной из составляющих отечественного изобразительного искусства. Преподавательский состав Симбирской чувашской учительской школы, Чебоксарского художественного училища и художественно-графического факультета ЧГПУ им. И.Я.Яковлева формировался из выпускников ведущих художественных учебных заведений страны. Педагоги вписали свою страницу в изобразительное искусство Чувашии во всем разнообразии его видов и жанров. Своим примером они вдохновляли воспитанников, многие из которых впоследствии стали известными художниками.
Основная цель диссертационной работы состоит в изучении взаимодействия процессов подготовки творческих кадров и развития изобразительного искусства Чувашии, их влияния на художественную жизнь края.
Обозначенная цель подразумевает решение следующих задач:
— сохранение и популяризация реалистических традиций отечественной художественной школы;
- освещение истории основания и развития специальных художественных учебных заведений Чувашской Республики;
— изучение проблемных вопросов, объективно возникавших в процессе подготовки специалистов;
- анализ воздействия художественного образования на развитие изобразительного искусства;
-6-
— исследование целенаправленной деятельности педагогов по воспитанию и обучению будущих художников;
— иллюстрация на конкретных примерах роли и значения специального образования в деле подготовки творческих кадров;
— приведение в систему методических установок ведущих преподавателей;
— рассмотрение составляющих художественной культуры в неразрывном единстве.
Научная новизна исследования состоит в комплексном подходе к изучению изобразительного искусства и художественного образования в Чувашии, анализу творчества преподавателей ЧХУ и ХГФ ЧГПУ в контексте их педагогической деятельности. Основное внимание сосредоточено на утверждении принципов реализма в этих учебных заведениях. Диссертантом проведен выборочный анализ ряда произведений педагогов, а также порядка тысячи академических и дипломных работ студентов. Параллельно была сделана литературная запись воспоминаний педагогов и выпускников, в беседах с автором приняло участие более ста человек. Введены в научный оборот материалы по теме исследования, находящиеся в Центральном государственном архиве Чувашской Республики (ЦГА ЧР), архивах ЧХУ и ЧГПУ, научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Приведенные в работе документальные источники дают возможность их последующей интерпретации в ходе решения новых исследовательских задач.
В диссертации рассмотрен ряд специальных вопросов, без которых невозможно осветить исследуемую тему. К ним относятся следующие проблемы: реализма как творческого метода, выразительности художественного образа, единства содержания и формы, традиций и новаторства, национального в искусстве, а также методологические проблемы рисунка, живописи, композиции, теории перспективы, пластической анатомии, техники и технологии гравюры, рисунка, живописи и скульптуры.
— 7 —
Изученность темы. Вопросы изобразительного искусства и художественного образования нашли отражение в искусствоведческой, исторической и публицистической литературе. Исследуемая проблема освещается на страницах альбомов, посвященных художественной культуре народов Российской Федерации. В 1971 году в Москве впервые была организована Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, вызвавшая интерес специалистов не только в нашей стране, но и за рубежом [1]. По ее материалам в 1973 году были изданы два альбома: «Искусство автономных республик Российской Федерации» (составитель Э.И.Голубова) [2], «Изобразительное искусство автономных республик РСФСР» (составитель В.А.Юди-чев) [3].
В первом из указанных изданий вступительная статья В.В.Ванслова содержит обзор выставки и художественной жизни каждой республики. Особую роль искусствовед уделяет традициям национальной культуры, которые находили отражение в творчестве советских художников. Содержание книги дополнено репродукциями произведений живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.
Во втором альбоме раздел о творчестве художников Чувашии написан Н.А.Ургалкиной. В нем автор информирует о развитии отдельных видов и жанров изобразительного искусства республики. В альбоме содержится богатый иллюстративный материал.
Книга С.М.Червонной «Живопись автономных республик РСФСР (1917-1977)» [4] посвящена истории возникновения и развития живописных школ народов Российской Федерации. Искусствовед затрагивает многие аспекты культурной жизни автономных республик: наследие мастеров кисти старшего поколения, организацию творческих союзов, создание учебных заведений искусств и т.д. С.М.Червонная определила характерные черты, отличающие развитие изобразительного искусства каждой республики, в том числе и Чувашии: преемственность в творчестве живописцев, принадлежащих разным поколениям, активное участие молодых художников в выстав-
_ g_
ках. Автор относит ЧХУ и ХГФ ЧГПИ к числу наиболее авторитетных художественных учебных заведений Российской Федерации. В книге приведены репродукции с картин художников М.С.Спиридонова, П.К.Сверчкова, П.В.Овчинникова, В.С.Гурина и других .
В диссертации использованы литературные источники, посвященные художественной жизни республик Среднего Поволжья: Татарской, Марийской и Мордовской АССР. Ценный материал содержат книги С.М.Чер-вонной [5], Б.В.Товарова-Кошкина [6], Н.А.Косинец, Н.И.Шибакова [7], Г.И.Прокушева [8], А.Б.Файнберга [9], Г.С.Гориной [10], А.А.Зенкина и других [11]. В них содержится информация о творческой и педагогической деятельности художников - выпускников ЧХУ и ХГФ ЧГПИ: В.И.Куделькина, З.Ф.Лаврентьева, В.П.Козлова, А.А.Ведерникова.
Богата и разнообразна литература об изобразительном искусстве Чувашии. В 1965 году был издан альбом А.Г.Григорьева «Художники Чувашской АССР» [12]. Во вступительной статье автор делает краткий обзор событий художественной жизни, повествует о творчестве мастеров кисти и резца, анализирует наиболее значительные произведения, являющиеся неотъемлемой частью изобразительного искусства республики. В книге приводятся основные биографические сведения о живописцах, скульпторах, графиках и теат-' ральных декораторах - членах Чувашского отделения Союза советских художников. В альбоме помещено более сорока тоновых иллюстраций и одна цветная вклейка (Н.В.Овчинников «Первая борозда») репродукции произведений художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.
V ¦¦';•'«С/
Книга А.Г.Григорьева «Сто тысяч красок», П ^представляет собой популярный очерк об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Чувашии с древнейших времен до середины 1960-х годов. Наиболее подробно автор рассматривает полувековой советский период. Анализируя творчество отдельных мастеров, искусствовед не обходит вниманием художников-педагогов и выпускников ЧХУ и ХГФ ЧГПИ. В книге имеются тоновые репродукции.
-9-
Авторская монография «Н.К.Сверчков. Счастье)). [14] в литературной обработке А.Г.Григорьева содержит важные сведения о жизни и творчестве ветерана чувашского изобразительного искусства. Около восьми лет Н.К.Сверчков посвятил преподавательской работе в ЧХУ, где с 1945 по 1949 год работал директором. На страницах книги приводятся воспоминания автора о коллегах и учениках. По его мнению, одновременно с формированием и развитием профессионального изобразительного искусства, должна осуществляться подготовка квалифицированных творческих кадров. В Чувашии, отмечает Н.К.Сверчков, основополагающая роль в этом принадлежит Ала-тырской художественно-гравёрной школе и ее педагогам-энтузиастам, взявшим на себя нелегкую миссию первопроходцев.
В книге «У истоков профессионального изобразительного искусства Чувашии» [151/А.Г.Григорьев достаточно подробно освещает вопросы подготовки мастеров кисти до Октябрьской революции 1917 года. Автор приводит основные методические принципы наиболее прогрессивных педагогов художественных училищ и вузов, в которых обучались чувашские живописцы А.А.Кокель, А.А.Александров, М.А.Адрианов, М.С.Спиридонов, Н.К.Сверчков и другие. Демократические традиции в преподавании реалистических основ изобразительного искусства, сформировавшись в стенах Академии художеств и Школы общества поощрения художников, благодаря деятельности их выпускников-педагогов, получили распространение в училищах Саратова, Пензы, Казани. В Симбирской чувашской учительской школе, руководимой И.Я.Яковлевым, рисунок и живопись преподавали профессиональные художники, получившие образование в специальных учебных заведениях Петербурга и Москвы. Содержание книги охватывает период с древнейших времен до 1917 года.
Книга «М.С.Спиридонов. Крылья памяти: к 100-летию со дня рождения художника» [16] была подготовлена к печати Т.М.Сенкевич (дочерью художника) и А.Г.Григорьевым. В ней приведены авторские воспоминания, а также многие важные сведения о жизни и творчестве основоположника чу-
-10-
вашского профессионального изобразительного искусства. Слова благодарности в адрес педагога и наставника на страницах книги высказаны искусствоведом А.Г.Григорьевым, художниками В.С.Семеновым, П.В.Сизовым, Н.В.Овчинниковым и другими. В книге также нашли отражение педагогические воззрения и некоторые методические принципы М.С.Спиридонова, посвятившего преподавательской работе в ЧХУ более пяти лет.
Книга содержит ряд документов, среди которых статья М.С.Спиридонова «О профиле Алатырского художественно-гравёрного училища», опубликованная в газете «Красная Чувашия» от 22 ноября 1936 года (с. 187-188), «Вступительное слово М.С.Спиридонова на творческой дискуссии художников Чувашии о натурализме и формализме в живописи» (с. 190-191), «Обращение к студентам художественно-графического факультета ЧГПИ» (с. 192). В письме А.Г.Григорьеву, также помещенному в этом издании, отвечая на его вопрос относительно своей педагогической деятельности, М.С.Спиридонов писал: «Работа в училище была поставлена на должную высоту - на реалистическую основу. Мы с Никитой Кузьмичем учились в старой Академии, где продолжалась еще Чистяковская школа, и мы в Чебоксарском училище тоже внедряли эту школу: требование строгого рисунка и здоровой реалистической живописи» (с.201). Приведенные в книге документы, письма и воспоминания свидетельствуют о том, что М.С.Спиридонов в течение многих лет курировал художественное образование в республике.
В 1977 году была издана книга А.И.Иванова-Ехвета «По следам находок. К истории русско-чувашских культурных связей» [17]. В ней рассматриваются вопросы развития изобразительного искусства и художественного образования в дореволюционной Чувашии. Автор представил собранные им материалы о русских художниках, которые в своем творчестве обращались к жизни и быту чувашского - народа, о первых мастерах кисти Чувашии (А.А.Кокеле, А.А.Александрове, М.А.Адрианове, К.В.Иванове, А.В.Китаеве), о художниках-педагогах Симбирской чувашской учительской школы (Н.Ф.Некрасове и других). А.И.Иванов-Ехвет глубоко изучил истоки чуваш-
-11-
ского профессионального изобразительного искусства, отметил значительную роль Петербургской Академии художеств, Казанской художественной школы и Симбирской чувашской учительской школы в деле просвещения народов Поволжья.
«Общеизвестно, что история дореволюционной чувашской культуры всеми своими достижениями обязана прежде всего Симбирской чувашской учительской школе... Создание письменности и литературы, языкознания, фольклористики и этнографии, формирование профессиональной музыкальной культуры тесно связано с историей школы, созданной просветителем И.Я.Яковлевым. Здесь, в Симбирской школе, следует искать истоки театральной культуры, здесь работали первые чувашские художники. Для становящейся нации школа явилась культурным центром» (с.34).
Биобиблиографический справочник «Художники Чувашии» (составитель Н.А.Ургалкина, 1969) [18] представляет собой незаменимое подспорье для историков, искусствоведов, студентов гуманитарных вузов и учащихся, интересующихся вопросами развития культуры республики. Во вступительной статье приводится общая характеристика чувашского профессионального изобразительного искусства в период с 1917 по 1968 год. Биографические справки о художниках и искусствоведах содержат перечень основных произведений и крупных выставок страны, в которых они принимали участие, а также список рекомендуемой литературы об их творчестве. Хроника выставок и событий художественной жизни охватывает период с 1927 по 1968 год.-
Второе издание справочника «Художники Чувашии», увидевшего свет в 1989 году [19], включает в себя информацию о мастерах кисти и резца, многие из которых являются выпускниками художественно-графического фа-, культета ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.
Книга Н.А.Ургалкиной «Чувашское советское искусство. 1917—1970» [20] посвящена пятидесятилетнему пути становления и развития профессио-/ нального изобразительного искусства Чувашии. Содержание издания подраз-
деляется на пять глав, в которых искусствовед дает характеристику культур-
-12-
ных событий, анализирует наиболее значимые произведения. По мнению автора, важное значение для развития изобразительного искусства имеет наличие квалифицированных творческих кадров. Н.А.Ургалкина выделяет две основные школы - ЧХУ и ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева, осуществляющие подготовку художников-педагогов. В книгу включены тоновые и цветные репродукции.
В следующей книге «Художники Чувашии» [21] Н.А.Ургалкина описывает историю изобразительного искусства Чувашии советского периода до 1975 года. В ее отдельных главах рассматриваются вопросы развития живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства. Автор обращается к творчеству художников, многие из которых являются педагогами или выпускниками ЧХУ и ХГФ ЧГПИ. Содержание книги дополняют тоновые и цветные репродукции.
Альбом «Изобразительное искусство Советской Чувашии» (составители Н.В.Воронов и А.А.Трофимов) [22] дает исчерпывающее представление о художественной жизни республики. В книге представлено около 180 иллю- . страций: репродукции с картин, графических листов, фотографии произведений скульптуры, монументального и народного декоративно-прикладного искусства. Во вступительной статье Н.В.Воронов анализирует основные направления в живописи и графике, подчеркивает связь творчества современных художников с традициями, берущими начало от народного искусства. Автор выделяет основные черты, характерные для пейзажной и портретной живописи, станковой и книжной графики, прослеживает ведущую линию в работе известных чувашских живописцев, скульпторов и графиков. Н.В.Воронов отмечает неоценимый вклад педагогов художественных учебных заведений республики в дело подготовки мастеров искусства.
Книги серии «Художники Чувашии» написаны разными авторами, тем не менее, они сохраняют стилистическое единство. В монографиях Н.А.Ур-галкиной «М.С.Спиридонов» [23] и «И.К.Сверчков» [24] повествуется о жизни и творчестве основоположников чувашского профессионального изобра-
-13-
зительного искусства. При этом автор не затрагивает их педагогическую деятельность в ЧХУ.
Перу С.М.Червонной принадлежит монография «П.В.Павлов» [25]. Наряду с анализом творчества живописца, автор уделяет внимание педагогической деятельности П.В.Павлова, работавшего преподавателем изодисциплин на ХГФ ЧГПИ (1969-1974) и в ЧХУ (1980-1981), пишет о его работе с молодыми художниками республики.
Книга Н.В.Воронова и С.М.Червонной «Н.В.Овчинников» [26] знакомит читателей с жизнью и творчеством народного художника Чувашской АССР. Отдельные главы посвящены живописным полотнам и графическим работам мастера. В монографии нашли отражение активная общественная работа и преподавательская деятельность Н.В.Овчинникова на ХГФ ЧГПИ. Все книги серии «Художники Чувашии» содержат богатый иллюстративный материал -репродукции с картин, рисунков, фотографии из семейных архивов и т.д.
Альбом «Н.В.Овчинников. Живопись» (составитель П.В.Сымкин) [27] включает репродукции с картин и рисунков художника, фотографии, выдержки из публикаций в газетах и журналах, отзывы посетителей выставок и др. Во вступительной статье П.В.Сымкин отразил основные вехи творческого пути мастера. В книге приводится список выставок, проходивших в нашей стране и за рубежом, на которых экспонировались произведения Н.В.Овчинникова, а также крупных музеев мира, собрания которых были пополнены картинами чувашского живописца. В этом издании педагогическая деятельность художника недостаточно освещена.
На страницах авторской монографии «Миг между прошлым и будущим» [28] Н.В.Овчинников повествует о своем творческом пути, делится мыслями о нелегком и благородном труде художника-. С особой теплотой автор вспоминает своих первых педагогов по Алатырской художественно-гравёрной школе, профессоров Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, а также коллег-преподавателей ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.
-14-
Содержание монографии дополняют цветные репродукции картин художника и фотодокументы.
В альбом Н.В.Воронова «Ревель Федоров» [29] вошло более двадцати репродукций в цвете и тоне с живописных полотен и графических листов художника. Автор анализирует творчество Р.Ф.Федорова, отмечает национальное своеобразие его произведений, прослеживает поиск особого выразительного языка. Преподавательская деятельность художника на ХГФ ЧГПИ в этом альбоме не рассматривается.
В книге «Миттов (1932-1971). Воспоминания, стихотворения. Очерки, художественно-критические статьи. Дневниковые записи, рассказы, стихи художника» [30] собрана уникальная информация о жизни и творчестве самобытного чувашского живописца и графика. Во вступительной статье «Путь и судьба» Н.В.Воронов останавливается на его педагогической деятельности. А.И.Миттов окончил ЧХУ (1952) и графический факультет Института им. И.Е.Репина (1961), с 1961 по 1964 годы преподавал на ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.
В монографии Ю.В.Викторова «Федор Осипов: жизнь и творчество» [31] повествуется об одном из ветеранов чувашского изобразительного искусства. Отдельная глава книги посвящена годам его учебы в ЧХУ. Ф.П.Осипов вспоминает методические принципы своих педагогов: И.Т.Григорьева, М.С.Спиридонова, Н.К.Сверчкова. Дипломный эскиз «Капитуляция» будущий художник выполнил под руководством преподавателя училища В.С.Гурина. Содержание книги дополняют иллюстративный материал, дневниковые записи, библиография и другая справочная информация.
Ю.В.Викторов в книге-альбоме «Анатолий Брындин. Скульптор-монументалист» [32] рассматривает период профессионального становления художника во время учебы в Чебоксарском художественном училище и Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной. Автор отмечает, что А.К.Брындину удалось почерпнуть много важного и полезного для себя в процессе общения со своими наставниками - педаго-
-15-
гами ЧХУ Р.М.Ермолаевой, В.С.Гуриным, П.Г.Григорьевым и другими. По воспоминаниям художника, любовь к искусству ваяния пробудилась в нем еще во время обучения в Чебоксарском училище.
Монография Ю.В.Викторова «Петр Кипарисов: художник и педагог» [33] посвящена жизненному и творческому пути выдающегося мастера. В отдельной главе рассматривается преподавательская деятельность П.Г.Кипари-сова на живописном факультете Института им. И.Е.Репина. Материал книги включает в себя педагогическое наследие художника : научные работы, статьи, дневниковые записи.
Ценные сведения о преподавателях ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева содержит книга Д.Е.Егорова «Ученые-педагоги Чувашии и их вклад в развитие просвещения и педагогической науки» [34]. Краткие биографические очерки включают информацию о научно-исследовательской работе, почетных званиях и наградах. В конце каждой статьи приводится список научных трудов.
К семидесятилетию вуза коллективом авторов был подготовлен сборник «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева: история, структура, ученые» [35]. В книге кратко излагается история учебного заведения, его подразделений и факультетов. Повествуется о руководителях, занимавших пост ректора института, профессорско-преподавательском составе. Статьи об ученых ЧГПИ содержат биографические данные, сведения об основных направлениях научной деятельности. В конце справочника приводится список выпускников, удостоенных почетных званий Российской Федерации.
Нами проведен краткий обзор литературных источников, в которых так или иначе затрагиваются вопросы художественного образования в Чувашии. В альбомах и монографиях основное внимание уделено истории изобразительного искусства республики, творчеству отдельных художников. В некоторых книгах упоминается преподавательская деятельность мастеров кисти и резца, но эти разрозненные факты и воспоминания, хотя и представляют
-16-
большую познавательную ценность, все же не позволяют составить исчерпывающего представления о системе подготовки творческих кадров в Чувашии.
Исследуемой проблеме посвящен ряд статей в сборниках научных трудов. В своих публикациях историк А.И.Иванов [36], искусствоведы А.Г.Григорьев [37], Н.А.Ургалкина [38], Ю.В.Викторов [39], А.А.Трофимов [40], Н.В.Воронов [41] поднимают отдельные вопросы художественного образования в Чувашии. Ряд публикаций содержит обзор художественной жизни республики за определенные периоды. Статьи А.Г.Григорьева «К.Иванов и художники Чувашии» (1966), А.И.Иванова «Симбирская чувашская школа и дореволюционная чувашская культура» (1970), «Художники М.А.Адрианов и А.А.Александров» (1969) посвящены вопросам подготовки мастеров изобразительного искусства Чувашии до Великой Октябрьской социалистической революции. Н.В.Воронов в статье «К вопросу становления национальной чувашской живописной школы» (1975) пишет о художниках, в творчестве которых национальные черты проявились наиболее полно и ярко. При этом автор не ставил перед собой задачу осветить проблемы художественного образования.
Н.А.Ургалкина в статье «Кузница национальных творческих кадров. К истории Чебоксарского художественного училища» (1975) рассматривает довоенную историю Алатырского художественно-гравёрного училища, позднее преобразованного в ЧХУ. Искусствовед затрагивает многие аспекты деятельности учебного заведения: историю его создания, самоотверженный труд педагогов, учебу и первые шаги в творчестве их воспитанников, прослеживает дальнейшую судьбу некоторых выпускников. Ведущая роль в организации училища отводится его первому директору Ф.С.Быкову. Автор использовала документальные источники: архивные материалы, публикации в периодической печати 1930-х годов, письма, воспоминания первых учащихся школы Н.И.Боровой, В.И.Куделькина, С.П.Осокиной. В статье проведен сравнительный анализ учебных работ, сделан ряд выводов относительно методики преподавания художников-педагогов, которые стремились не только посвя-
-17-
тить своих питомцев в тайны изобразительного мастерства, но, прежде всего, воспитать их образованными людьми, привить любовь к Настоящему, Высокому искусству. Учащиеся демонстрировали свои учебные и творческие работы на художественных выставках в Алатыре, Чебоксарах, Москве и Горьком. «За семь лет существования учебного заведения в Алатыре был заложен основательный фундамент, позволивший школе перерасти в художественное училище, которое до сих пор готовит кадры художников-педагогов» (с.97).
В публикации Ю.В.Викторова «Чувашское изобразительное искусство в 1994 году (обзор)» (1996) приводится краткая история Чебоксарского художественного училища за 60 лет (с 1934 по 1994 год).
Статья Ю.В.Викторова «ХГФ: вчера, сегодня, завтра» (2000) посвящена истории художественно-графического факультета ЧГПИ с 1960 по 2000 год. Искусствовед отмечает, что организация факультета эстетического воспитания оказала значительное влияние на атмосферу культурной жизни Чувашской республики и всего Урало-Поволжского региона. На художественно-графическом факультете с первых лет его существования работали педагоги-художники,'' окончившие вузы Москвы, Ленинграда и Харькова. Преподавательский коллектив факультета пополнялся его выпускниками. Автор затрагивает педагогическую деятельность учителей школ, высоко оценивает вклад, который внесли педагоги-художники в теорию и методику преподавания изобразительного искусства. Многие педагоги и выпускники факультета за свои творческие достижения были удостоены Почетных званий и Государственных премий Чувашской Республики и Российской Федерации. В.В.Викторов пишет о работе факультета на современном этапе (1980-2000 гг.).
Диссертантом также были использованы материалы публикаций периодической печати (центральных и республиканских газет), журналов «Художник», «Искусство», «Творчество», «Ялав», «Таван Атал» и других, каталоги выставок произведений художников и т.д. Их авторы А.Г.Григорьев, Н.А.Ур-галкина, Ю.В.Викторов, Н.В.Воронов, В.В.Ванслов, С.М.Червонная, Н.В.Овчинников, О.И.Филиппов и многие другие писали о значительных событиях
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25115.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.