У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Псикофизиолоз ические характеристики подростков с различным уровнем локомоторной активности
Количество страниц 148
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25131.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...5

ГЛАВА 1. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ТИПОВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ...12

1.1. Морфофункциональные характеристики подростков и их индивидуально-типологические и региональные особенности...13

1.2. Психофизиологические характеристики подростков и оценка их индивидуально-типологических особенностей в условиях учебной деятельности...24

1.3. Индивидуально-типологические проявления привычной двигательной активности...44

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...52

ГЛАВА 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРИВЫЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 12-16 ЛЕТ...61

3.1. Индивидуальные различия привычной двигательной активности у подростков мужского пола...61

3.2. Индивидуальные различия привычной двигательной активности у подростков женского пола...65

ГЛАВА 4. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЛОКОМОТОРНОЙ АКТИВНОСТИ...69

4.1. Антропометрические показатели, оценка физического и полового развития мальчиков с различным уровнем ПДА...69

4.2. Антропометрические показатели, оценка физического и полового развития у девочек с различным уровнем ПДА...72

4.3. Показатели сердечно-сосудистой системы, физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода у мальчиков с различным уровнем ПДА...74

4.4. Показатели сердечно-сосудистой системы, физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода у девочек

с различным уровнем ПДА...77

ГЛАВА 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ...80

5.1. Особенности внимания и умственной работоспособности подростков с различным уровнем привычной двигательной

активности...80

5.1.1. Особенности внимания и умственной работоспособности у

мальчиков с различным уровнем привычной двигательной

активности...80

5.1.2. Особенности внимания и умственной работоспособности у девочек с различным уровнем привычной двигательной активности...83

5.2. Показатели экстраверсии, нейротизма и типы темперамента подростков с различным уровнем привычной двигательной активности...85

5.2.1. Показатели экстраверсии, нейротизма и типы темперамента у мальчиков...85

5.2.2. Показатели экстраверсии, нейротизма и типы темперамента у девочек...88

5.3. Показатели личностной и ситуативной тревожности подростков с различным уровнем привычной двигательной активности...90

5.3.1. Показатели личностной и ситуативной тревожности у мальчиков с различным уровнем привычной двигательной активности...90

5.3.2. Показатели личностной и ситуативной тревожности у девочек с различным уровнем привычной двигательной активности...93

5.4. Индивидуально-типологические особенности подростков с различным уровнем привычной двигательной активности...95

5.4.1. Индивидуально-типологические особенности мальчиков с различным уровнем привычной двигательной активности...95

5.4.2. Индивидуально-типологические особенности девочек с различным уровнем привычной двигательной активности...98

5.5. Виды, уровень и направленность агрессивности у подростков с различным уровнем привычной двигательной активности...101

5.5.1. Виды, уровень и направленность агрессивности у мальчиков с различным уровнем привычной двигательной активности...101

5.5.2. Виды, уровень и направленность агрессивности у девочек с различным уровнем привычной двигательной активности...105

ГЛАВА 6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРИВЫЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ КОНСТИТУЦИИ...110

6.1. Функциональные и психофизиологические характеристики мальчиков-подростков 13-16 лет с низкой, средней и высокой ПДА. Критерии разделения индивидуумов на функциональные типы конституции...ПО

6.2. Морфофункциональные и психофизиологические характеристики девочек-подростков 12-15 лет с низкой, средней и высокой ПДА. Критерии разделения индивидуумов на функциональные типы...114

ГЛАВА 7. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ...118

ВЫВОДЫ...145

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ... 147

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...148

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АДД - артериальное давление диастолическое

АДС - артериальное давление систолическое

ВПДА - высокая привычная двигательная активность

ДА - двигательная активность

ИА - индекс агрессивности

ИВ - индекс враждебности

ЛТ - личностная тревожность

МПОг - максимальное потребление кислорода

МРИ - массо-ростовой индекс

НПДА - низкая привычная двигательная активность

ОГК - окружность грудной клетки

ПД - пульсовое давление

ПДА - привычная двигательная активность

ПР - половое развитие

СПДА - средняя привычная двигательная активность

ССС - сердечно-сосудистая система

СТ - ситуативная тревожность

ФР - физическое развитие

ЧСС - частота сердечных сокращений

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Нормальное развитие организма предопределено оптимальным

соотношением морфологических характеристик, сенсорных и двигательных реакций, особенностей вегетативной регуляции и психоэмоциональной сферы (А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 1999; СВ. Яхонтов и соавт., 2000). При этом этапность нервно-психического развития и иерархичность психических функций не только формируют общие психологические реакции детей и подростков, но и во многом определяют индивидуальный характер реагирования на неблагоприятные воздействия окружающей среды, поведение, а также уровень психического и соматического здоровья (Д.А. Фарбер и соавт., 1998; А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, 2000). Однако при наличии большого количества публикаций о закономерностях развития организма на различных этапах онтогенеза проблема формирования, сохранения и оценки индивидуального здоровья остается актуальной и в настоящее время (К.В. Судаков, 1998; Н.В. Дмитриева, О.С. Глазачев, 2000; Н.Н. Гребнева и соавт., 2001; П.Г. Койносов и соавт., 2001; А.П. Кузнецов и соавт., 2001).

Так, одной из ведущих физиологических составляющих организма является двигательная активность. Физическая активность - неотъемлемый и сложный компонент поведения человека (B.C. Роттенберг, В.В. Аршавский, 1984; Н.Р. Григорьев, 1997, 1998; B.C. Гурфинкель и соавт., 1998, 1999; Ю.В.Урываев, 2001). К настоящему времени установлены физиологические особенности лиц с высокой, средней и низкой привычной двигательной активностью, что позволило выделить функциональные типы и дать более полную оценку уровня резистентности организма к различным факторам окружающей среды (В.В. Колпаков и соавт., 1998, 1999, 2003). Вместе с тем, мы не встретили в литературе исследований по изучению психофизиологических особенностей подростков в зависимости от функциональных типов конституции.

Необходимость проведения настоящих исследований была определена наряду с разработкой фундаментальных аспектов достаточно значимой практической востребованностью.

Ускорение темпа современной жизни, социально-экономическая напряженность в обществе, урбанизация и научно-технический прогресс обусловливают увеличение числа стрессорных воздействий и рост психогенных и психосоматических расстройств (К.В. Судаков, 1996, 1998; Т.Ф. Скороходова, Е.Н. Макарова, 2000).

Все больше детей и подростков испытывают трудности в обучении. Особого внимания заслуживает факт ухудшения в последние годы нервно-психического здоровья подростков (С.Д. Поляков и соавт., 1999). Также отмечается у учащихся средних школ и лицеев достаточно высокий уровень тревожности, характерным проявлением которого является неустойчивость эмоциональной сферы (Е.И. Рогов, 1998).

Кроме того, в педагогической практике остро стоит проблема медлительных и подвижных подростков (М.В. Антропова и соавт., 1999), а также детей с гиперактивностью и дефицитом внимания (Н.Н. Заваденко и соавт., 2000; Е.Д. Белоусова и соавт., 2000; Н.В. Михайличенко, 2001; Е.В. Касатикова и соавт., 2001). Проявление агрессии в детских и учебных заведениях также является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей (Л.М. Семенюк, 1996; О.С. Васильева и соавт., 1997; М.В. Алфимова и соавт., 2000).

В связи с этим актуальность обозначенного нами направления тесно связана с необходимостью определения новых методических подходов к решению проблемы оценки, формированию и сохранению индивидуального здоровья подростков. Выделение показателей, которые могут быть психофизиологическими критериями подростков с низкой, средней и высокой двигательной активностью дает возможность более направленно проводить оценку их психоэмоционального состояния, использовать индивидуальный подход для установления уровня ежедневной физической

активности, совместимой с оптимальным состоянием здоровья, а также получить научно обоснованные характеристики функциональных возможностей школьников для усвоения учебной программы.

Цель работы. Исследовать морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков мужского и женского пола с низкой, средней, высокой локомоторной активностью и выделить психофизиологические показатели, характерные для каждого функционального типа.

Задачи исследования:

1. Изучить индивидуальные различия привычной двигательной активности подростков мужского и женского пола в условиях организованного коллектива на протяжении суточного и недельного циклов.

2. Провести сравнительное антропометрическое обследование, оценить физическое, половое развитие и установить индивидуально-типологические особенности показателей сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности подростков с различным уровнем привычной двигательной активности (ПДА).

3. Определить типологические особенности по уровню нейротизма, экстраверсии, устойчивости концентрации внимания, умственной работоспособности и изучить личностную и ситуативную тревожность, уровень и направленность агрессивности у подростков с различным уровнем ПДА.

4. Дать оценку индивидуально-типологическим свойствам подростков с различным уровнем ПДА и установить ведущие тенденции и базисные показатели личности.

5. Определить критерии разделения индивидуумов на группы с высокой, средней и низкой ПДА. На основе полученных данных составить

"психофизиологический портрет" различных функциональных типов подростков.

Научная новизна

Использование комплексного подхода с оценкой у подростков двигательной активности, физического развития, морфофункциональных и психофизиологических характеристик позволило выделить индивидуально-типологические особенности лиц с низкой (I группа), средней (II группа) и высокой (III группа) привычной двигательной активностью и дать концептуальное научное обоснование физиологической индивидуальности (функциональных типов конституции - ФТК), основанной на разнообразии и специфических особенностях каждой группы обследованных. Наиболее характерные различия были установлены у крайних типов (I и III ФТК).

По сравнению с подростками III (ВПДА) группы у лиц с низким уровнем двигательной активности отмечались ниже среднего физическая работоспособность, средний уровень (третья градация) концентрации внимания и умственной работоспособности, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, средний уровень агрессивности с преобладанием аутоагрессивной формы ее проявления, более высокий уровень враждебности и чувства вины, а также характерные индивидуально-типологические особенности с умеренно выраженными акцентуированными базисными свойствами личности - ригидностью, интраверсией и сензитивностью.

По сравнению с лицами I группы для лиц с высоким уровнем привычной двигательной активности (III группа) были характерны экономичность функционирования сердечно-сосудистой системы, выше среднего физическая работоспособность, высокая (третья градация) концентрация внимания и умственная работоспособность, умеренные (верхняя граница) показатели личностной и ситуативной тревожности, более выраженные показатели агрессивности с преобладанием гетероагрессивной формы ее проявления, а также характерные индивидуально-типологические

особенности с умеренно выраженными акцентуированными базисными свойствами личности - экстраверсии, спонтанности и лабильности.

Установление психофизиологических особенностей лиц с высокой, средней и низкой двигательной активностью определяет индивидуально-типологическое разнообразие физиологического статуса подростков (функциональные типы конституции) и дает возможность дальнейшей разработки фундаментальной базы для установления уровня необходимой ежедневной физической активности и развитие функциональных возможностей организма, совместимых с нормальной жизнедеятельностью и оптимальным состоянием здоровья.

Научно-практическая значимость

Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ Тюменской государственной медицинской академии и является фрагментом комплексной темы «Системные механизмы рецепции, компенсации и восстановления функций при индивидуальных различиях потребности в движениях, состоянии напряжения (интенсивная производственная деятельность в условиях Крайнего Севера) и клинико-экспериментальных исследованиях» и «Медико-биологические проблемы здоровья населения Тюменской области» раздел 1 «Охрана здоровья детей, подростков и студентов» (№ гос. регистрации 01990008256, шифр 214-25).

В результате проведенных исследований с учетом установления функционального типа конституции стало возможным определение уровня ежедневной физической активности, направленной на профилактику и снижение ситуативной и личностной тревожности, агрессивности, повышение умственной работоспособности. На основе полученной информации возможна разработка оптимальных индивидуальных дополнительных режимов двигательной активности для повышения общего уровня физического развития школьников и лучшего усвоения школьных программ.

10

Полученные материалы исследования используются в преподавании на кафедрах нормальной физиологии, лечебной физкультуры и врачебного контроля ГОУ ВПО ТюмГМА, кафедре физиологии и анатомии человека и животных ГОУ ВПО ТГУ, а также внедрены в учебный процесс МОУ СОШ № 7, № 43 г.Тюмени.

Положения выносимые на защиту

1. Подростки (12-16 лет) с различным уровнем привычной двигательной активности имеют характерные психофизиологические особенности и относятся к различным функциональным типам.

2. Для подростков с высокой двигательной активностью (III группа) характерны высокая (третья градация) концентрация внимания и умственная работоспособность, умеренные показатели нейротизма, личностной и ситуативной тревожности, более выраженная агрессивность с преобладанием гетероагрессивной формы ее проявления, а также характерные индивидуально-типологические особенности с умеренно выраженными акцентуированными базисными свойствами личности - экстраверсии, спонтанности и лабильности.

3. По сравнению с подростками III (ВПДА) группы у лиц с низким уровнем двигательной активности отмечались средний уровень (третья градация) концентрации внимания и умственной работоспособности, высокий уровень нейротизма, личностной и ситуативной тревожности, средний уровень агрессивности с преобладанием аутоагрессивной формы ее проявления, более высокий уровень враждебности и чувства вины, а также характерные индивидуально-типологические особенности с умеренно выраженными акцентуированными базисными свойствами личности - ригидностью, интраверсией и сензитивностью

Апробация работы. Материалы и основные положения диссертации доложены и обсуждены на Международных симпозиумах «Медицина и

11

охрана здоровья 2001, 2002, 2003» (Тюмень, 2001, 2002, 2003), на IV съезде физиологов Сибири (Новосибирск, 2002), на Международном симпозиуме "Эколого-физиологические проблемы адаптации" (Москва, 2003), на втором Международном симпозиуме "Проблемы ритмов в естествознании" (Москва, 2004).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 работ.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 180 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, собственных исследований, обсуждения результатов, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего 310 источников (отечественных - 254 и иностранных - 56). Работа иллюстрирована 32 таблицами и 18 рисунками.

12

ГЛАВА 1. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ТИПОВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ.

На сегодняшний день индивидуальное здоровье является ключевым объектом научных поисков. Достаточно актуальной проблема сохранения здоровья становится в Сибири, где специфические климатогеографические, а также социальные и экономические условия относятся к важнейшим факторам, во многом определяющим показатели соматического и психического здоровья (Н.П. Гарганеева, 2000).

Вместе с тем единый подход к оценке состояния здоровья и развития детей в Западной Сибири в настоящее время отсутствует. Так, одни авторы считают процесс становления детского организма в северных регионах совпадающими с общебиологическими закономерностями развития детей и подростков в благоприятных и стабильных природных условиях (В.П. Бисярина, 1978). В то же время наблюдения в течение последних лет показывают, что формирование морфологического и функционального статуса организма детей и подростков в условиях длительного проживания в средних и высоких широтах Западной Сибири имеет свои особенности и зависит от климато-географических и социально-экономических факторов (B.C. Соловьев, 1997, 1998, 2001; П.Г. Койносов и соавт., 1998,2003).

В целом к настоящему времени отмечается негативная динамика состояния здоровья детей и подростков. При оценке физического развития выявлено, что за последнее десятилетие на 6% уменьшилось количество детей с гармоничным физическим развитием. Возросло число детей с дефицитом массы тела, который регистрируется у каждого пятого ребенка. Резко возросла заболеваемость (И.Б. Куркина, 2003).

Известно, что здоровье детей и подростков зависит от уровня физического и умственного развития, функциональных возможностей организма в различные возрастные периоды, состояния адаптационно-

13

приспособительных реакций в процессе роста, психофизиологических особенностей, заболеваемости, уровня неспецифической резистентности и иммунной защиты (А.Г. Щедрина, 1999, 2000; Н.П. Сетко и соавт., 2003; Е.А. Ыжикова и соавт., 2003).

Вместе с тем, улучшение здоровья человека возможно не только посредством специфического лечения заболеваний, но и путем проведения мероприятий по коррекции адаптационных возможностей (увеличения неспецифической резистентности организма). В отличие от огромного разнообразия методов и средств лечения заболеваний, набор методов коррекции здоровья менее разнообразен и предполагает в первую очередь увеличение двигательной активности (А.И. Журавлева, 2002; И.Л. Иванов, 2002; Б.А. Поляев, 2002).

1.1. Морфофункциональные характеристики подростков и их индивидуально-типологические и региональные особенности.

Рост и развитие детского организма - сложные циклические процессы, в основе которых лежит сокращенное повторение филогенеза и которые необратимы, так как развивающийся организм не имеет возможности вернуться к более ранним стадиям онтогенеза (В.А. Доскин и соавт., 1997).

Поскольку ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качестве, возникает определенная потребность выделить в процессе онтогенеза ряд периодов, или этапов развития. В возрастной периодизации предусматривается 7 периодов возрастного развития на этапе созревания. Согласно принятой классификации, подростками считаются девочки в возрасте 12-15 лет и мальчики 13-16 лет (И.Н.Усов, 1994; В.А. Доскин и соавт., 1997; А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 1999).

Несмотря на то, что каждый возрастной период постнатального онтогенеза характеризуется определенным морфофункциональным

14

состоянием организма, способностью его к поддержанию гомеостаза, любая возрастная группа довольно условна, так как рост и развитие организма -процесс непрерывный и темп его генетически детерминирован. У отдельных лиц темп развития может иметь индивидуальные особенности, т.е. та или иная фаза появляется раньше или позднее по сравнению со средними показателями для популяции. В этих случаях говорят об индивидуальной изменчивости темпа. Физическое развитие отражает формирование структурных и функциональных свойств организма в онтогенезе, детерминированное довольно устойчивой генетической программой индивидуума (И.А. Аршавский, 1980, 1982; К.В. Судаков, 1982, 1988, 1997). При этом на реализацию этой программы, безусловно, оказывают влияние условия жизни (Е.Л. Шунько, 2001; Е.Л. Шунько, Т.В. Беспалова, 2003).

Все физиологические функции в организме так или иначе связаны с размерами тела, процессами роста органов и тканей. В случаях, когда во множестве тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы (главным образом это резкое увеличение продольных размеров тела), говорят о так называемых скачках роста. В постнатальном периоде онтогенеза человека такие скачки наиболее ярко выражены в 1-й год жизни (1,5-кратное увеличение длины и 3-4-х кратное увеличение массы тела за год), в возрасте 5-6 лет наблюдается так называемый полуростовой скачок, в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины взрослого, преимущественно за счет удлинения конечностей, и пубертатный скачок роста (13-15 лет), происходящий за счет удлинения туловища и конечностей. Возраст, в котором отмечаются такие скачки роста, считается критическим периодом развития (А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, 2000).

Таким образом, пубертатный период является одним из критических этапов онтогенеза, характеризуется высокой чувствительностью организма к средовым факторам и функциональным напряжением многих систем и механизмов регуляции (О.В. Овчинникова и соавт., 2002; Л.В. Твердякова и соавт., 2003). В данный период отмечается ростовой скачок со свойственной

15

ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, характерных для пола. В этот период происходит резкое изменение функции эндокринных желез. Для девочек - это период бурного полового созревания, для юношей — его начало. Вместе с тем при видимом отставании мальчиков по морфологическим признакам (степень полового развития, окружность грудной клетки) они превосходят девочек по функциональным показателям, характеризующим возможности организма (Г.Н. Костюрина и соавт., 1991; СВ. Алексеев и соавт., 1993).

При этом динамика пубертатных перестроек имеет выраженные индивидуальные различия, что может проявляться в замедлении или ускорении темпа полового созревания в сравнении со средним популяционным уровнем. Для пубертатного периода в целом характерно повышенное напряжение функциональных систем, отражающее адаптацию организма к новому физиологическому состоянию. Степень этого напряжения может быть различной в зависимости от темпа полового созревания (ПС). Подтверждением этого являются исследования P.M. Мирхазановой и соавт. (2002). Авторами было обследовано 150 девочек в возрасте 13-15 лет, темп ПС у которых оценивался по половой формуле. Показано, что наибольшая степень напряжения систем вегетативной регуляции в покое отмечена у девочек с ускоренным темпом ПС, у которых также выявлен наиболее высокий уровень кортизола в крови. Это свидетельствует о том, что ускорение процесса пубертатной перестройки требует значительного напряжения адаптационных механизмов. Для девочек с замедленным темпом ПС характерно значительное увеличение степени напряжения при ортопробе и более низкий в сравнении с другими группами уровень тиреоидных гормонов, что позволяет предположить снижение функционального резерва организма у подростков этой группы. У девочек со своевременным ПС исследуемые показатели соответствуют среднему уровню возрастной нормы, что отражает оптимальный уровень напряжения. Таким образом, различные темпы ПС характеризуются специфическими

16

особенностями гормонального и вегетативного регулирования, что оказывает влияние на адаптационные возможности организма и устойчивость к неблагоприятным средовым воздействиям.

Особый интерес в проблеме роста и развития подрастающего поколения представляет изучение тенденций этого процесса в последние годы, что в определенной степени связано с наблюдавшейся на протяжении десятилетий акселерацией (Е.А.Шапошников, 1990; А.Г.Сухарев, 1991; В.Р. Кучма, 1998; Nohara Masaru, 1996; К. Kromeyer-Hauschild et al., 1998).

Так, по данным А.Г.Сухарева (1991) в 1950-1960 гг. отчетливо проявилась акселерация, выразившаяся в увеличении размеров тела и более раннем наступлении полового созревания. В следующем десятилетии темп роста (особенно продольных размеров тела) и развития резко снизился. Отмеченный факт был убедительно доказан исследованиями Ю.А. Ямпольской (1988). Автором проанализированы сдвиги в возрасте менархе и уровне физического развития девушек Москвы. Так, с 30-х до середины 60-х годов возраст менархе проявлял тенденцию к снижению, в 70-80-х годах наблюдалась обратная картина.

До сих пор среди ученых нет единого мнения о том, какой фактор оказывает наибольшее, определяющее влияние на темпы роста и развития современных детей. В то же время широко обсуждается новый феномен -«отрицательный эпохальный сдвиг», который нередко отождествляют с понятием «децелерация» (В.А. Доскин и соавт., 1997).

На сегодняшний день учеными выдвинуто несколько гипотез причин акселерации: гелиогенная, радиоволновая, генетическая, алиментарная, урбанизации (В.Н. Кардашенко, 1988; Б.А. Никитюк, 1989; А.А. Баранов и соавт., 2000; N. Wolanski, 1986). Однако ни одна из них в отдельности не может объяснить эпохальный сдвиг в темпе роста и развития детей. Скорее всего, акселерация, так же как ретардация, является следствием общей тенденции изменения биологии современного человека под влиянием комплекса природных и социальных факторов.

17

В конце XX века появились данные, свидетельствующие об изменении темпов роста и развития детей и подростков. Так, на фоне еще сохраняющихся в отдельных возрастно-половых группах тенденций к увеличению длины тела наблюдается лептосомизация (грацилизация) обхватных размеров (Н.Н. Суханова, 1999). Резко снизились физиометрические показатели (мышечная сила и жизненная емкость легких) во всех возрастно-половых группах учащихся. Причем при анализе удельных значений физиометрических показателей, отнесенных к единице длины и массы тела, обнаружено, что эти показатели к 1983 г. были ниже аналогичных, полученных в 1973 г., а в ряде случаев у 8-11-летних мальчиков и 8-12-летних девочек они оказались ниже данных 1963 года.

Построение кривых роста детей различных возрастно-половых групп позволило установить, что первый перекрест, связанный с активизацией энергии роста у девочек, сместился с возраста 10,5 года (1965 г.) на более ранние сроки (1977 г.). Второй перекрест, связанный с «юношеским рывком» в росте у мальчиков, также сдвинулся с возраста 13-14 лет на 12-13. В то же время при исследованиях в 1990 г. выявлено, что время перекрестов не изменилось (Н.Н. Суханова, 1999).

Таким образом, анализ, проведенный начиная с 20-х годов прошлого столетия свидетельствует, что поступательное увеличение показателей тотальных размеров тела, прерванное годами Великой Отечественной войны, в Центральном регионе России продолжалось до конца 70-х годов, когда оно достигло максимума. Параллельно с соматометрическими показателями увеличивались и физиометрические, ускоренными темпами шло половое созревание. Начиная с 80-х годов в росте и развитии школьников отмечается известная дисгармоничность (гетерохронность). Ранее всего отмечается снижение функциональных показателей (исследования 1983 г.), затем соматометрических в большинстве возрастно-половых групп (исследования 1990г.). В исследованиях этого периода лишь показатели полового созревания отражают ускоренное развитие школьников, но и его темп

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25131.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.