У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Псикофизиолоз ические характеристики подростков с различным уровнем локомоторной активности
Количество страниц
148
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25131.doc
Содержание
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...5
ГЛАВА 1. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ТИПОВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ...12
1.1. Морфофункциональные характеристики подростков и их индивидуально-типологические и региональные особенности...13
1.2. Психофизиологические характеристики подростков и оценка их индивидуально-типологических особенностей в условиях учебной деятельности...24
1.3. Индивидуально-типологические проявления привычной двигательной активности...44
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...52
ГЛАВА 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРИВЫЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 12-16 ЛЕТ...61
3.1. Индивидуальные различия привычной двигательной активности у подростков мужского пола...61
3.2. Индивидуальные различия привычной двигательной активности у подростков женского пола...65
ГЛАВА 4. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЛОКОМОТОРНОЙ АКТИВНОСТИ...69
4.1. Антропометрические показатели, оценка физического и полового развития мальчиков с различным уровнем ПДА...69
4.2. Антропометрические показатели, оценка физического и полового развития у девочек с различным уровнем ПДА...72
4.3. Показатели сердечно-сосудистой системы, физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода у мальчиков с различным уровнем ПДА...74
4.4. Показатели сердечно-сосудистой системы, физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода у девочек
с различным уровнем ПДА...77
ГЛАВА 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ...80
5.1. Особенности внимания и умственной работоспособности подростков с различным уровнем привычной двигательной
активности...80
5.1.1. Особенности внимания и умственной работоспособности у
мальчиков с различным уровнем привычной двигательной
активности...80
5.1.2. Особенности внимания и умственной работоспособности у девочек с различным уровнем привычной двигательной активности...83
5.2. Показатели экстраверсии, нейротизма и типы темперамента подростков с различным уровнем привычной двигательной активности...85
5.2.1. Показатели экстраверсии, нейротизма и типы темперамента у мальчиков...85
5.2.2. Показатели экстраверсии, нейротизма и типы темперамента у девочек...88
5.3. Показатели личностной и ситуативной тревожности подростков с различным уровнем привычной двигательной активности...90
5.3.1. Показатели личностной и ситуативной тревожности у мальчиков с различным уровнем привычной двигательной активности...90
5.3.2. Показатели личностной и ситуативной тревожности у девочек с различным уровнем привычной двигательной активности...93
5.4. Индивидуально-типологические особенности подростков с различным уровнем привычной двигательной активности...95
5.4.1. Индивидуально-типологические особенности мальчиков с различным уровнем привычной двигательной активности...95
5.4.2. Индивидуально-типологические особенности девочек с различным уровнем привычной двигательной активности...98
5.5. Виды, уровень и направленность агрессивности у подростков с различным уровнем привычной двигательной активности...101
5.5.1. Виды, уровень и направленность агрессивности у мальчиков с различным уровнем привычной двигательной активности...101
5.5.2. Виды, уровень и направленность агрессивности у девочек с различным уровнем привычной двигательной активности...105
ГЛАВА 6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРИВЫЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ КОНСТИТУЦИИ...110
6.1. Функциональные и психофизиологические характеристики мальчиков-подростков 13-16 лет с низкой, средней и высокой ПДА. Критерии разделения индивидуумов на функциональные типы конституции...ПО
6.2. Морфофункциональные и психофизиологические характеристики девочек-подростков 12-15 лет с низкой, средней и высокой ПДА. Критерии разделения индивидуумов на функциональные типы...114
ГЛАВА 7. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ...118
ВЫВОДЫ...145
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ... 147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...148
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АДД - артериальное давление диастолическое
АДС - артериальное давление систолическое
ВПДА - высокая привычная двигательная активность
ДА - двигательная активность
ИА - индекс агрессивности
ИВ - индекс враждебности
ЛТ - личностная тревожность
МПОг - максимальное потребление кислорода
МРИ - массо-ростовой индекс
НПДА - низкая привычная двигательная активность
ОГК - окружность грудной клетки
ПД - пульсовое давление
ПДА - привычная двигательная активность
ПР - половое развитие
СПДА - средняя привычная двигательная активность
ССС - сердечно-сосудистая система
СТ - ситуативная тревожность
ФР - физическое развитие
ЧСС - частота сердечных сокращений
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Нормальное развитие организма предопределено оптимальным
соотношением морфологических характеристик, сенсорных и двигательных реакций, особенностей вегетативной регуляции и психоэмоциональной сферы (А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 1999; СВ. Яхонтов и соавт., 2000). При этом этапность нервно-психического развития и иерархичность психических функций не только формируют общие психологические реакции детей и подростков, но и во многом определяют индивидуальный характер реагирования на неблагоприятные воздействия окружающей среды, поведение, а также уровень психического и соматического здоровья (Д.А. Фарбер и соавт., 1998; А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, 2000). Однако при наличии большого количества публикаций о закономерностях развития организма на различных этапах онтогенеза проблема формирования, сохранения и оценки индивидуального здоровья остается актуальной и в настоящее время (К.В. Судаков, 1998; Н.В. Дмитриева, О.С. Глазачев, 2000; Н.Н. Гребнева и соавт., 2001; П.Г. Койносов и соавт., 2001; А.П. Кузнецов и соавт., 2001).
Так, одной из ведущих физиологических составляющих организма является двигательная активность. Физическая активность - неотъемлемый и сложный компонент поведения человека (B.C. Роттенберг, В.В. Аршавский, 1984; Н.Р. Григорьев, 1997, 1998; B.C. Гурфинкель и соавт., 1998, 1999; Ю.В.Урываев, 2001). К настоящему времени установлены физиологические особенности лиц с высокой, средней и низкой привычной двигательной активностью, что позволило выделить функциональные типы и дать более полную оценку уровня резистентности организма к различным факторам окружающей среды (В.В. Колпаков и соавт., 1998, 1999, 2003). Вместе с тем, мы не встретили в литературе исследований по изучению психофизиологических особенностей подростков в зависимости от функциональных типов конституции.
Необходимость проведения настоящих исследований была определена наряду с разработкой фундаментальных аспектов достаточно значимой практической востребованностью.
Ускорение темпа современной жизни, социально-экономическая напряженность в обществе, урбанизация и научно-технический прогресс обусловливают увеличение числа стрессорных воздействий и рост психогенных и психосоматических расстройств (К.В. Судаков, 1996, 1998; Т.Ф. Скороходова, Е.Н. Макарова, 2000).
Все больше детей и подростков испытывают трудности в обучении. Особого внимания заслуживает факт ухудшения в последние годы нервно-психического здоровья подростков (С.Д. Поляков и соавт., 1999). Также отмечается у учащихся средних школ и лицеев достаточно высокий уровень тревожности, характерным проявлением которого является неустойчивость эмоциональной сферы (Е.И. Рогов, 1998).
Кроме того, в педагогической практике остро стоит проблема медлительных и подвижных подростков (М.В. Антропова и соавт., 1999), а также детей с гиперактивностью и дефицитом внимания (Н.Н. Заваденко и соавт., 2000; Е.Д. Белоусова и соавт., 2000; Н.В. Михайличенко, 2001; Е.В. Касатикова и соавт., 2001). Проявление агрессии в детских и учебных заведениях также является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей (Л.М. Семенюк, 1996; О.С. Васильева и соавт., 1997; М.В. Алфимова и соавт., 2000).
В связи с этим актуальность обозначенного нами направления тесно связана с необходимостью определения новых методических подходов к решению проблемы оценки, формированию и сохранению индивидуального здоровья подростков. Выделение показателей, которые могут быть психофизиологическими критериями подростков с низкой, средней и высокой двигательной активностью дает возможность более направленно проводить оценку их психоэмоционального состояния, использовать индивидуальный подход для установления уровня ежедневной физической
активности, совместимой с оптимальным состоянием здоровья, а также получить научно обоснованные характеристики функциональных возможностей школьников для усвоения учебной программы.
Цель работы. Исследовать морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков мужского и женского пола с низкой, средней, высокой локомоторной активностью и выделить психофизиологические показатели, характерные для каждого функционального типа.
Задачи исследования:
1. Изучить индивидуальные различия привычной двигательной активности подростков мужского и женского пола в условиях организованного коллектива на протяжении суточного и недельного циклов.
2. Провести сравнительное антропометрическое обследование, оценить физическое, половое развитие и установить индивидуально-типологические особенности показателей сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности подростков с различным уровнем привычной двигательной активности (ПДА).
3. Определить типологические особенности по уровню нейротизма, экстраверсии, устойчивости концентрации внимания, умственной работоспособности и изучить личностную и ситуативную тревожность, уровень и направленность агрессивности у подростков с различным уровнем ПДА.
4. Дать оценку индивидуально-типологическим свойствам подростков с различным уровнем ПДА и установить ведущие тенденции и базисные показатели личности.
5. Определить критерии разделения индивидуумов на группы с высокой, средней и низкой ПДА. На основе полученных данных составить
"психофизиологический портрет" различных функциональных типов подростков.
Научная новизна
Использование комплексного подхода с оценкой у подростков двигательной активности, физического развития, морфофункциональных и психофизиологических характеристик позволило выделить индивидуально-типологические особенности лиц с низкой (I группа), средней (II группа) и высокой (III группа) привычной двигательной активностью и дать концептуальное научное обоснование физиологической индивидуальности (функциональных типов конституции - ФТК), основанной на разнообразии и специфических особенностях каждой группы обследованных. Наиболее характерные различия были установлены у крайних типов (I и III ФТК).
По сравнению с подростками III (ВПДА) группы у лиц с низким уровнем двигательной активности отмечались ниже среднего физическая работоспособность, средний уровень (третья градация) концентрации внимания и умственной работоспособности, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, средний уровень агрессивности с преобладанием аутоагрессивной формы ее проявления, более высокий уровень враждебности и чувства вины, а также характерные индивидуально-типологические особенности с умеренно выраженными акцентуированными базисными свойствами личности - ригидностью, интраверсией и сензитивностью.
По сравнению с лицами I группы для лиц с высоким уровнем привычной двигательной активности (III группа) были характерны экономичность функционирования сердечно-сосудистой системы, выше среднего физическая работоспособность, высокая (третья градация) концентрация внимания и умственная работоспособность, умеренные (верхняя граница) показатели личностной и ситуативной тревожности, более выраженные показатели агрессивности с преобладанием гетероагрессивной формы ее проявления, а также характерные индивидуально-типологические
особенности с умеренно выраженными акцентуированными базисными свойствами личности - экстраверсии, спонтанности и лабильности.
Установление психофизиологических особенностей лиц с высокой, средней и низкой двигательной активностью определяет индивидуально-типологическое разнообразие физиологического статуса подростков (функциональные типы конституции) и дает возможность дальнейшей разработки фундаментальной базы для установления уровня необходимой ежедневной физической активности и развитие функциональных возможностей организма, совместимых с нормальной жизнедеятельностью и оптимальным состоянием здоровья.
Научно-практическая значимость
Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ Тюменской государственной медицинской академии и является фрагментом комплексной темы «Системные механизмы рецепции, компенсации и восстановления функций при индивидуальных различиях потребности в движениях, состоянии напряжения (интенсивная производственная деятельность в условиях Крайнего Севера) и клинико-экспериментальных исследованиях» и «Медико-биологические проблемы здоровья населения Тюменской области» раздел 1 «Охрана здоровья детей, подростков и студентов» (№ гос. регистрации 01990008256, шифр 214-25).
В результате проведенных исследований с учетом установления функционального типа конституции стало возможным определение уровня ежедневной физической активности, направленной на профилактику и снижение ситуативной и личностной тревожности, агрессивности, повышение умственной работоспособности. На основе полученной информации возможна разработка оптимальных индивидуальных дополнительных режимов двигательной активности для повышения общего уровня физического развития школьников и лучшего усвоения школьных программ.
10
Полученные материалы исследования используются в преподавании на кафедрах нормальной физиологии, лечебной физкультуры и врачебного контроля ГОУ ВПО ТюмГМА, кафедре физиологии и анатомии человека и животных ГОУ ВПО ТГУ, а также внедрены в учебный процесс МОУ СОШ № 7, № 43 г.Тюмени.
Положения выносимые на защиту
1. Подростки (12-16 лет) с различным уровнем привычной двигательной активности имеют характерные психофизиологические особенности и относятся к различным функциональным типам.
2. Для подростков с высокой двигательной активностью (III группа) характерны высокая (третья градация) концентрация внимания и умственная работоспособность, умеренные показатели нейротизма, личностной и ситуативной тревожности, более выраженная агрессивность с преобладанием гетероагрессивной формы ее проявления, а также характерные индивидуально-типологические особенности с умеренно выраженными акцентуированными базисными свойствами личности - экстраверсии, спонтанности и лабильности.
3. По сравнению с подростками III (ВПДА) группы у лиц с низким уровнем двигательной активности отмечались средний уровень (третья градация) концентрации внимания и умственной работоспособности, высокий уровень нейротизма, личностной и ситуативной тревожности, средний уровень агрессивности с преобладанием аутоагрессивной формы ее проявления, более высокий уровень враждебности и чувства вины, а также характерные индивидуально-типологические особенности с умеренно выраженными акцентуированными базисными свойствами личности - ригидностью, интраверсией и сензитивностью
Апробация работы. Материалы и основные положения диссертации доложены и обсуждены на Международных симпозиумах «Медицина и
11
охрана здоровья 2001, 2002, 2003» (Тюмень, 2001, 2002, 2003), на IV съезде физиологов Сибири (Новосибирск, 2002), на Международном симпозиуме "Эколого-физиологические проблемы адаптации" (Москва, 2003), на втором Международном симпозиуме "Проблемы ритмов в естествознании" (Москва, 2004).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 180 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, собственных исследований, обсуждения результатов, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего 310 источников (отечественных - 254 и иностранных - 56). Работа иллюстрирована 32 таблицами и 18 рисунками.
12
ГЛАВА 1. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ТИПОВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ.
На сегодняшний день индивидуальное здоровье является ключевым объектом научных поисков. Достаточно актуальной проблема сохранения здоровья становится в Сибири, где специфические климатогеографические, а также социальные и экономические условия относятся к важнейшим факторам, во многом определяющим показатели соматического и психического здоровья (Н.П. Гарганеева, 2000).
Вместе с тем единый подход к оценке состояния здоровья и развития детей в Западной Сибири в настоящее время отсутствует. Так, одни авторы считают процесс становления детского организма в северных регионах совпадающими с общебиологическими закономерностями развития детей и подростков в благоприятных и стабильных природных условиях (В.П. Бисярина, 1978). В то же время наблюдения в течение последних лет показывают, что формирование морфологического и функционального статуса организма детей и подростков в условиях длительного проживания в средних и высоких широтах Западной Сибири имеет свои особенности и зависит от климато-географических и социально-экономических факторов (B.C. Соловьев, 1997, 1998, 2001; П.Г. Койносов и соавт., 1998,2003).
В целом к настоящему времени отмечается негативная динамика состояния здоровья детей и подростков. При оценке физического развития выявлено, что за последнее десятилетие на 6% уменьшилось количество детей с гармоничным физическим развитием. Возросло число детей с дефицитом массы тела, который регистрируется у каждого пятого ребенка. Резко возросла заболеваемость (И.Б. Куркина, 2003).
Известно, что здоровье детей и подростков зависит от уровня физического и умственного развития, функциональных возможностей организма в различные возрастные периоды, состояния адаптационно-
13
приспособительных реакций в процессе роста, психофизиологических особенностей, заболеваемости, уровня неспецифической резистентности и иммунной защиты (А.Г. Щедрина, 1999, 2000; Н.П. Сетко и соавт., 2003; Е.А. Ыжикова и соавт., 2003).
Вместе с тем, улучшение здоровья человека возможно не только посредством специфического лечения заболеваний, но и путем проведения мероприятий по коррекции адаптационных возможностей (увеличения неспецифической резистентности организма). В отличие от огромного разнообразия методов и средств лечения заболеваний, набор методов коррекции здоровья менее разнообразен и предполагает в первую очередь увеличение двигательной активности (А.И. Журавлева, 2002; И.Л. Иванов, 2002; Б.А. Поляев, 2002).
1.1. Морфофункциональные характеристики подростков и их индивидуально-типологические и региональные особенности.
Рост и развитие детского организма - сложные циклические процессы, в основе которых лежит сокращенное повторение филогенеза и которые необратимы, так как развивающийся организм не имеет возможности вернуться к более ранним стадиям онтогенеза (В.А. Доскин и соавт., 1997).
Поскольку ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качестве, возникает определенная потребность выделить в процессе онтогенеза ряд периодов, или этапов развития. В возрастной периодизации предусматривается 7 периодов возрастного развития на этапе созревания. Согласно принятой классификации, подростками считаются девочки в возрасте 12-15 лет и мальчики 13-16 лет (И.Н.Усов, 1994; В.А. Доскин и соавт., 1997; А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 1999).
Несмотря на то, что каждый возрастной период постнатального онтогенеза характеризуется определенным морфофункциональным
14
состоянием организма, способностью его к поддержанию гомеостаза, любая возрастная группа довольно условна, так как рост и развитие организма -процесс непрерывный и темп его генетически детерминирован. У отдельных лиц темп развития может иметь индивидуальные особенности, т.е. та или иная фаза появляется раньше или позднее по сравнению со средними показателями для популяции. В этих случаях говорят об индивидуальной изменчивости темпа. Физическое развитие отражает формирование структурных и функциональных свойств организма в онтогенезе, детерминированное довольно устойчивой генетической программой индивидуума (И.А. Аршавский, 1980, 1982; К.В. Судаков, 1982, 1988, 1997). При этом на реализацию этой программы, безусловно, оказывают влияние условия жизни (Е.Л. Шунько, 2001; Е.Л. Шунько, Т.В. Беспалова, 2003).
Все физиологические функции в организме так или иначе связаны с размерами тела, процессами роста органов и тканей. В случаях, когда во множестве тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы (главным образом это резкое увеличение продольных размеров тела), говорят о так называемых скачках роста. В постнатальном периоде онтогенеза человека такие скачки наиболее ярко выражены в 1-й год жизни (1,5-кратное увеличение длины и 3-4-х кратное увеличение массы тела за год), в возрасте 5-6 лет наблюдается так называемый полуростовой скачок, в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины взрослого, преимущественно за счет удлинения конечностей, и пубертатный скачок роста (13-15 лет), происходящий за счет удлинения туловища и конечностей. Возраст, в котором отмечаются такие скачки роста, считается критическим периодом развития (А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, 2000).
Таким образом, пубертатный период является одним из критических этапов онтогенеза, характеризуется высокой чувствительностью организма к средовым факторам и функциональным напряжением многих систем и механизмов регуляции (О.В. Овчинникова и соавт., 2002; Л.В. Твердякова и соавт., 2003). В данный период отмечается ростовой скачок со свойственной
15
ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, характерных для пола. В этот период происходит резкое изменение функции эндокринных желез. Для девочек - это период бурного полового созревания, для юношей — его начало. Вместе с тем при видимом отставании мальчиков по морфологическим признакам (степень полового развития, окружность грудной клетки) они превосходят девочек по функциональным показателям, характеризующим возможности организма (Г.Н. Костюрина и соавт., 1991; СВ. Алексеев и соавт., 1993).
При этом динамика пубертатных перестроек имеет выраженные индивидуальные различия, что может проявляться в замедлении или ускорении темпа полового созревания в сравнении со средним популяционным уровнем. Для пубертатного периода в целом характерно повышенное напряжение функциональных систем, отражающее адаптацию организма к новому физиологическому состоянию. Степень этого напряжения может быть различной в зависимости от темпа полового созревания (ПС). Подтверждением этого являются исследования P.M. Мирхазановой и соавт. (2002). Авторами было обследовано 150 девочек в возрасте 13-15 лет, темп ПС у которых оценивался по половой формуле. Показано, что наибольшая степень напряжения систем вегетативной регуляции в покое отмечена у девочек с ускоренным темпом ПС, у которых также выявлен наиболее высокий уровень кортизола в крови. Это свидетельствует о том, что ускорение процесса пубертатной перестройки требует значительного напряжения адаптационных механизмов. Для девочек с замедленным темпом ПС характерно значительное увеличение степени напряжения при ортопробе и более низкий в сравнении с другими группами уровень тиреоидных гормонов, что позволяет предположить снижение функционального резерва организма у подростков этой группы. У девочек со своевременным ПС исследуемые показатели соответствуют среднему уровню возрастной нормы, что отражает оптимальный уровень напряжения. Таким образом, различные темпы ПС характеризуются специфическими
16
особенностями гормонального и вегетативного регулирования, что оказывает влияние на адаптационные возможности организма и устойчивость к неблагоприятным средовым воздействиям.
Особый интерес в проблеме роста и развития подрастающего поколения представляет изучение тенденций этого процесса в последние годы, что в определенной степени связано с наблюдавшейся на протяжении десятилетий акселерацией (Е.А.Шапошников, 1990; А.Г.Сухарев, 1991; В.Р. Кучма, 1998; Nohara Masaru, 1996; К. Kromeyer-Hauschild et al., 1998).
Так, по данным А.Г.Сухарева (1991) в 1950-1960 гг. отчетливо проявилась акселерация, выразившаяся в увеличении размеров тела и более раннем наступлении полового созревания. В следующем десятилетии темп роста (особенно продольных размеров тела) и развития резко снизился. Отмеченный факт был убедительно доказан исследованиями Ю.А. Ямпольской (1988). Автором проанализированы сдвиги в возрасте менархе и уровне физического развития девушек Москвы. Так, с 30-х до середины 60-х годов возраст менархе проявлял тенденцию к снижению, в 70-80-х годах наблюдалась обратная картина.
До сих пор среди ученых нет единого мнения о том, какой фактор оказывает наибольшее, определяющее влияние на темпы роста и развития современных детей. В то же время широко обсуждается новый феномен -«отрицательный эпохальный сдвиг», который нередко отождествляют с понятием «децелерация» (В.А. Доскин и соавт., 1997).
На сегодняшний день учеными выдвинуто несколько гипотез причин акселерации: гелиогенная, радиоволновая, генетическая, алиментарная, урбанизации (В.Н. Кардашенко, 1988; Б.А. Никитюк, 1989; А.А. Баранов и соавт., 2000; N. Wolanski, 1986). Однако ни одна из них в отдельности не может объяснить эпохальный сдвиг в темпе роста и развития детей. Скорее всего, акселерация, так же как ретардация, является следствием общей тенденции изменения биологии современного человека под влиянием комплекса природных и социальных факторов.
17
В конце XX века появились данные, свидетельствующие об изменении темпов роста и развития детей и подростков. Так, на фоне еще сохраняющихся в отдельных возрастно-половых группах тенденций к увеличению длины тела наблюдается лептосомизация (грацилизация) обхватных размеров (Н.Н. Суханова, 1999). Резко снизились физиометрические показатели (мышечная сила и жизненная емкость легких) во всех возрастно-половых группах учащихся. Причем при анализе удельных значений физиометрических показателей, отнесенных к единице длины и массы тела, обнаружено, что эти показатели к 1983 г. были ниже аналогичных, полученных в 1973 г., а в ряде случаев у 8-11-летних мальчиков и 8-12-летних девочек они оказались ниже данных 1963 года.
Построение кривых роста детей различных возрастно-половых групп позволило установить, что первый перекрест, связанный с активизацией энергии роста у девочек, сместился с возраста 10,5 года (1965 г.) на более ранние сроки (1977 г.). Второй перекрест, связанный с «юношеским рывком» в росте у мальчиков, также сдвинулся с возраста 13-14 лет на 12-13. В то же время при исследованиях в 1990 г. выявлено, что время перекрестов не изменилось (Н.Н. Суханова, 1999).
Таким образом, анализ, проведенный начиная с 20-х годов прошлого столетия свидетельствует, что поступательное увеличение показателей тотальных размеров тела, прерванное годами Великой Отечественной войны, в Центральном регионе России продолжалось до конца 70-х годов, когда оно достигло максимума. Параллельно с соматометрическими показателями увеличивались и физиометрические, ускоренными темпами шло половое созревание. Начиная с 80-х годов в росте и развитии школьников отмечается известная дисгармоничность (гетерохронность). Ранее всего отмечается снижение функциональных показателей (исследования 1983 г.), затем соматометрических в большинстве возрастно-половых групп (исследования 1990г.). В исследованиях этого периода лишь показатели полового созревания отражают ускоренное развитие школьников, но и его темп
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25131.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.