У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Физиологические особенности и критерии оценки уровня адаптации студентов к процессу обучения в вузе
Количество страниц 153
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25170.doc 
Содержание Введение... 6

Глава 1. Обзор литературы...12

1.1. Состояние психосоматического здоровья молодежи в современных социально-политических условиях как основа адаптационного потенциала студентов начального периода обучения в вузе...12

1.2. Связь уровня адаптации организма с риском развития пограничных психофизиологических расстройств и соматической патологии...15

1.3. Факторы, определяющие уровень здоровья и стадии

адаптации студентов...20

Глава 2. Организация и методы исследования...48

2.1. Этапы исследования и изучаемый контингент...48

2.2. Методические подходы и общая характеристика

исследований...49

2.3. Организация и содержание исследований...53

2.4. Алгоритм последовательного статистического анализа...58

Глава 3. Результаты собственных исследований,

их анализ и обсуждение...63

3.1. Сравнительная характеристика физиологических, Психофизиологических, психологических и

общеобразовательных показателей адаптации

студентов с первого по пятый курсы обучения в вузе...63

3.1.1 Характеристика физиологических показателей адаптации

студентов с первого по пятый курсы обучения в вузе...63

3.1.2. Характеристика психофизиологических, психологических

и общеобразовательных показателей адаптации

студентов с первого по пятый курсы обучения в вузе...74

3.2. Исследование информативности используемых

показателей для возможности прогнозирования успешности обучения, развития дезадаптационных

расстройств...84

3.2.1. Исследование информативности используемых

показателей для возможности прогнозирования

успешности обучения...84

3.2.2. Исследование информативности используемых показателей для возможности прогнозирования дезадаптации по гемодинамическим показателям...87

3.2.3. Исследование информативности используемых показателей для возможности прогнозирования психофизиологической дезадаптации...92

Глава 4. Экспертная система прогноза адаптации студента

(ЭСПАС)...96

Заключение... 114

Выводы...129

Практические рекомендации...131

Библиографический список использованной литературы...132

Приложение...153

6


Введение



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Интенсификация и интеллектуализация учебного процесса, наплыв разнообразной информации, в том числе насыщение компьютерными технологиями, ускорение ритма жизни, урбанизация с ее отрицательными экологическими последствиями, коренные социально-экономические и политические преобразования, с одной стороны, и соответствующее нарастание интенсивности и усложнение характера взаимоотношений между людьми, с другой, значительно повысили нагрузку на студента, прежде всего, на жизнеобеспечивающие системы его организма [3, 167]. Между тем, темпы адаптации организма человека, определяемые возможностями эволюционного развития, намного отстают от темпа происходящих в обществе преобразований и изменений, поэтому исследованиям особенностей приспособления, функциональной перестройки организма студентов в ответ на последовательное воздействие вышеперечисленных факторов придается все большее значение. В последние годы исследователи все чаще отмечают, что популяция современных студентов характеризуется неудовлетворительными показателями здоровья, высоким уровнем тревожности, неуверенностью в будущем, низкими показателями социального оптимизма [4, 73, 105].

Рост заболеваемости среди молодежи, отмечаемый многими исследователями в последние годы, сопровождающийся ухудшением психического и физического здоровья населения [121, 167], во многом обусловлен негативными социально-экономическими тенденциями в стране [21,22,44,51,53,54,55].

Как известно, в Российской Федерации в 2001 году наиболее острыми проблемами здоровья населения явились низкий уровень рождаемости (8,7 на 1000 человек в 2000 г. и 9,1 на 1000 человек в 2001 г.), высокий отрицательный естественный прирост населения. В результате снижения

7

рождаемости численность населения в возрасте до 15 лет устойчиво уменьшается с 1990 г.; на начало 2002 г. она составила 26,8 млн. чел. Доля детей и подростков в общей численности населения страны снизилась за последние 10 лет с 24,1% до 18,6% [49, 50, 51]. Вступление в подростковый период в 2005-2010 гг. детей, родившихся в 1990-1995 гг., т.е. в годы, имеющие наименьший уровень рождаемости (если в 1985 году в России было

2.4 млн. родившихся, то в 1995 году - 1,3 млн.), приведет к уменьшению абсолютной численности подростков [66, 88].

Статистические исследования показали, что доля здоровых подростков и подростков с функциональными отклонениями уменьшилась в

1.5 раза, соответственно увеличилось количество имеющих хронические заболевания; более чем у 25% школьников подростков отмечается задержка полового созревания [41, 176]. Уровень здоровья учащихся в современных условиях определяется высокой распространенностью морфофункциональных расстройств (38-45%), хронических заболеваний (45-61%), отклонений физического и психического развития (50-65%). У подавляющего большинства функциональные и хронические нарушения затрагивают 2-5 и более систем организма [50, 177]. В структуре заболеваемости 15-16-летних юношей и девушек ведущее место занимали: недостаточность питания (31,5%), психические расстройства (17,1%), болезни костно-мышечной системы (10,1%), органов кровообращения (7,2%) и пищеварения (6,2%) [114]. От 20 до 50% подростков имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья [176]. Такие показатели уровня здоровья молодого поколения не могли не отразиться на состоянии уровня адаптации и здоровья современных студентов [67].

Негативные тенденции в динамике психосоматического состояния подростков и молодежи студенческого возраста обусловлены следующими причинами: ухудшением социально-экономической и экологической обстановки в стране, возрастанием психологической напряженности в

8

обществе, увеличением заболеваемости среди населения, уменьшением рождаемости, ухудшением адаптации человека к воздействию экстремальных факторов в современных условиях, воспитанием детей в неблагополучных семьях, непрекращающимся ростом числа подростков, склонных к аддиктивному и делинквентному поведению [4, 7, 20, 28, 41, 44, 182].

Отсюда следует вывод о том, что образовательный процесс в вузе остро нуждается в совершенствовании форм и методов анализа состояния адаптации студентов с применением современных статистических теорий и с использованием компьютерных технологий.

В настоящее время для проведения статистического анализа все шире используются пакеты прикладных программ, включающие обычно весь спектр статистических процедур и методов анализа данных. Для проведения исследований необходимо выбрать соответствующие статистические процедуры для решения конкретной задачи, а также правильно интерпретировать полученные результаты [144]. «Все, что вообще существует, существует в некотором количестве. Для того чтобы это основательно познать, мы должны знать количественность этого явления совершенно так же, как и его качество.. .»[209].

Таким образом, исследование целесообразно проводить на основе комплекса статистических процедур и методов анализа данных, основанных двумя основными школами: классической школой Фишера и субъективистской (байесовской) школой. Если раньше для оценки взаимосвязей и других отношений между изучаемыми явлениями достаточно было использовать классический подход, то в последние годы все чаще используются вероятностные методы [22, 34, 119, 140, 179, 191].

Шварц Майкл, Виггинс Осборн считают, что для того, чтобы изучить личность, нужно всестороннее понимание человеческой жизни, которое

м

9

включает и интегрирует биологические, социальные, психологические и другие перспективы [208].

С другой стороны, успешность усвоения учебной программы вуза зависит от силы нервной системы, подвижности нервных процессов, темперамента, свойств личности, уровня функционирования жизнеобеспечивающих структур организма. Поэтому создание экспертных систем для прогнозирования эффективности процесса обучения в вузе, вероятности развития психосоматических расстройств целесообразно разрабатывать на базе интегральной оценки комплекса разноплановых показателей, прежде всего, путем определения индивидуальнопсихологических, психофизиологических, медико-физиологических качеств человека [3, 43,71].

В связи с вышеизложенным, в современных социально-экономических условиях представляется актуальным исследование психологических, психофизиологических, общеобразовательных и медико-биологических показателей здоровья студентов на основании которых можно было бы разработать новый подход к прогнозированию риска развития дезадаптивных психосоматических расстройств и успешности обучения, который мог бы быть адаптирован для любого вуза. Данная система должна базироваться на применении компьютерных технологий, тесном взаимодействии педагогов, психологов, психофизиологов, врачей.

Цель исследования: с учетом актуальности целью данного исследования явилось изучение физиологических, психофизиологических, биохимических и психологических показателей функционального состояния организма студентов высшего учебного заведения в процессе обучения и разработка критериев прогноза риска развития у них дезадаптационных расстройств.

В соответствии с этой целью нами были определены следующие задачи:

10

1. Изучить распространенность пограничных психофизиологических состояний и связанных с ними соматических преморбидных изменений в функциональном состоянии жизнеобеспечивающих систем организма у студентов вуза в течение всего периода обучения.

2. Определить закономерности развития стадий адаптации у студентов при комплексном физиологическом, психофизиологическом и психологическом исследовании с выявлением взаимосвязи этих показателей и их значимости в своевременном обнаружении признаков дезадаптации..

3. С помощью экспертных систем обосновать возможность прогнозирования успешности обучения и возникновения донозологических состояний в процессе адаптации студентов к вузовской жизни.

Научная новизна работы: - впервые осуществлен комплексный подход к более полному использованию показателей физиологического, психофизиологического, психологического обследования для

прогнозирования успешности обучения, возможности возникновения пограничных психофизиологических и связанных с ними соматических расстройств у студентов;

- определены наиболее информативные показатели, обеспечивающие данное прогнозирование;

- установлены периоды изменения степени адаптированности студентов к условиям вуза в процессе освоения учебных программ с первого по пятый курсы обучения.

Научно-практическая значимость: на основании комплексного исследования разработана экспертная система прогноза адаптации студентов (ЭСПАС), обучающихся в высшем учебном заведении, которая позволяет выявить:

- степень адаптированности студентов;

- возникновение донозологических состояний для проведения с ними профилактических мероприятий;

- студентов с низкой успеваемостью;

11

- психологический статус студентов, адекватно адаптирующихся к вузу.

Внедрение в практику: по результатам проведенных исследований разработаны: метод оценки адренореактивности организма по величине р -адренорецепции мембран эритроцитов (р-АРМ) для определения уровня адаптации студента к процессу обучения в вузе и метод оценки функциональных изменений организма для определения уровня адаптационного потенциала студента к процессу обучения в вузе. Данные методы используются в работе вузов Липецкой области. Материалы проведенного исследования представляют практический интерес для физиологов, врачей, психологов, педагогов и используются для проведения лекционных и лабораторных занятий по общей и возрастной физиологии, психофизиологии в Липецком государственном педагогическом университете.

Положения, выносимые на защиту: 1. Студенты разных периодов обучения, в процессе освоения учебных программ вуза, находятся на разных стадиях адаптации. Показатели функционального состояния и психологического статуса студентов свидетельствует о затяжном характере процесса адаптации к обучению в вузе и характеризуются психофизиологическими сдвигами и дезадаптационными соматическими расстройствами.

2. Динамика формирования общей адаптации студентов в процессе усвоения учебной нагрузки характеризуется двумя «критическими периодами»

- начальным и конечным.

3. Динамика физиологических, психофизиологических и психологических показателей зависит от уровня адаптации, успешности обучения студентов и даёт возможность своевременного прогнозирования донозологических состояний

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, главы результатов собственных исследований, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 210 отечественных и иностранных источников, приложения. Диссертация изложена на 153 страницах, иллюстрирована 33 таблицами и 11 рисунками.

12 Глава 1. Обзор литературы

1.1. Состояние психосоматического здоровья молодежи в современных социально-политических условиях как основа адаптационного потенциала студентов начального периода обучения в вузе

Современные проблемы комплектования вузов студенческой молодежью детерминированы дефицитом достаточно образованных абитуриентов, ущербностью социально-экономических и морально-психологических аспектов общеобразовательной подготовки, а также высокими требованиями к их интеллектуальному развитию и состоянию здоровья [111, 121].

С начала 90-х годов наблюдается тенденция к ухудшению показателей, характеризующих состояние здоровья, в частности, рост психосоматической заболеваемости подростков и молодежи, особенно в выпускных классах крупных городов и промышленных мегаполисов [104, 120, 122, 183]. Следствием этого является снижение работоспособности и общего уровня интеллектуального развития подрастающего поколения.

Особую озабоченность сегодня вызывает состояние здоровья детей и подростков как будущего нашей страны [167, 176]. Согласно данным официальной статистики на 2000 г., в структуре причин детской инвалидности 1-е место принадлежало болезням нервной системы и органов чувств (32,7%), 2-е - врожденным аномалиям развития (19,0%), 3-е — психическим расстройствам (18,8%) [49, 148]. Из новорожденных детей только 10% можно считать практически здоровыми, у 90% имеется различная психоневрологическая патология, 80% детей в возрасте 15-18 лет имеют разной степени выраженности психосоматические заболевания, 23% -25% старшеклассников имеют изменения в восприятии, настроении и нуждаются в помощи психолога [84, 91, 174].

13

Данные медицинского обследования учащихся общеобразовательных учебных заведений, проведенного в 1997 г., показывают, что лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, у 50% юношей и девушек имеются морфофункциональные отклонения, а у 40% - хроническая патология. За время обучения в школе число детей с близорукостью возрастает в 5 раз, нарушениями опорно-двигательного аппарата- в 1,5 раза, болезнями нервной системы - в 2 раза. 33% юношей, освобожденных от службы в Вооруженных Силах, имеют психические расстройства [21, 31, 157].

В 1997-1999 гг. отмечался рост по основным классам заболеваний, диагностируемых у подростков: болезни эндокринной системы и расстройства питания возросли на 43%, психические расстройства - на 41,1%, заболевания костно-мышечной системы - на 34,7%, болезни органов пищеварения - на 20,8% [49]. По данным Министерства здравоохранения в 1998 году в структуре нарушений здоровья у 15-летних подростков на первое место вышли невротические расстройства (81,7%), на второе место — вегетативная дисфункция, на третье - нарушения органа зрения (12,7%) и опорно-двигательного аппарата (16,7%) [41, 55]. В структуре заболеваемости сердечно-сосудистой системы около 50% занимает нейроциркуляторная дистония [134]. На каждые 100 обследованных подростков выявляется 43-44 подростка с клиническими проявлениями вегетативной дисрегуляции. Частота встречаемости нейроциркуляторной дистонии (НЦД) в подростковом периоде составляет 10%. Среди учащейся молодежи НЦД составляет 14,7-50% от общего числа больных заболеваниями сердечнососудистой системы [173, 176]. В настоящее время в качестве величайшей неинфекционной пандемии, определяющей структуру заболеваемости сердечно-сосудистой системы, особенно в молодом возрасте, рассматривают гипертоническую болезнь. Так, по данным эпидемиологических обследований, проведенным в различных районах России [49, 50] в течение последних 10 лет,

14

частота артериальной гипертензии среди мужчин молодого возраста достигает 39,2%, а среди женщин - 41,1%. Распространенность и опасность ГБ обусловили необходимость всестороннего изучения проявлений и распространенности этого заболевания среди обследованного контингента а также использование показателей гемодинамики в прогнозировании клинико-физиологического уровня здоровья студента с помощью экспертно-диагностической системы [79,151].

В структуре психических расстройств в 1996 - 1999 гг. имели устойчивую тенденцию к росту личностные расстройства - от 9 до 15%, злоупотребление наркотическими средствами и токсическими веществами — от 9 до 13%, невротические расстройства - от 3 до 7%. В структуре невротических расстройств граждан преобладали следующие синдромы: депрессивный - 48,7%, астенический - 31,3%, астено-депрессивный - 11,3%, другие-8,7%[95, 136].

Известно, что в 2001 г. общая заболеваемость подростков в возрасте 15-17 лет увеличилась на 3% по сравнению с 2000 г., а по сравнению с 1999 г. — на 7,4%. Рост заболеваемости произошел за счет всех классов болезней, за исключением болезней органов дыхания и психических расстройств (снижение на 1,4 и 0,4% соответственно). Среди подростков отмечался самый значительный рост заболеваемости за последние 10 лет (в 1,5 раза); 70% подростков страдают хронической патологией [50, 51].

Несмотря на небольшое снижение заболеваемости нервно-психическими расстройствами в 2000-2001 гг., в целом за последние пять лет численность школьников этой группы возросла с 5,6 до 16,4% [19, 83, 168].

Стремительное распространение наркомании и алкоголизма является одной из наиболее острых проблем современного общества [83,128].

К началу 2000 г. в нашей стране было около 6 миллионов потребителей наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Из них 50-60% - больные наркоманией. До 90% лиц, употребляющих

15

наркотические средства, инфицированы гепатитом В, С, 10% - ВИЧ-инфекцией [28,47].

В последние годы отмечается неуклонный рост заболеваемости наркоманией [51, 83, 182]. Показатель первичной заболеваемости наркоманией среди подростков возрос с 5,7 на 100000 населения в 1990 г. до 77,4 на 100000 в 1999 г., т. е. имеет место рост в 13,6 раза. При этом косвенные данные позволяют предполагать, что в поле зрения наркологических учреждений попадает 1 больной наркоманией из 10 [177].

Таким образом, приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что проблема роста заболеваний у подростков - это глобальная угроза деградации населения страны и национальной безопасности [156, 157, 158, 178]. Ухудшение состояния здоровья подростков оказывает прямое влияние на состояние здоровья контингента, поступающего в вузы в столичном регионе и, особенно, в индустриальных, экологически неблагополучных регионах [105, 114].

1.2. Связь уровня адаптации организма с риском развития пограничных психофизиологических расстройств и соматической патологии

Психическое и соматическое (телесное) так сильно переплетены между собой, что не может быть психического феномена без последующего соматического и, наоборот, не существует соматического явления без психологического [8]. Дезадаптация ведет к проявлению соматических заболеваний, а соматические заболевания способствуют дезадаптации [89]. Стрессовая реакция представляет собой концентрированную сущность взаимоотношения психики и тела [8, 22]. Психосоматические заболевания делятся на органические и функциональные. К первым относятся: язвенная болезнь желудка и 12-ти-перстной кишки, эссенциальная гипертония,

16

ревматоидный артрит, бронхиальная астма, все формы ишемической болезни сердца, нейродермит, мигрень. Функциональные психосоматические заболевания - такие заболевания, при которых клиническая картина исчерпывается, в основном, субъективными симптомами, которые нельзя объяснить соматическим заболеванием. Авторами многих публикаций делается акцент на необходимость внедрения идеи психосоматической медицины в здравоохранение [22,63, 148,162,175].

Являясь самым чувствительным и подвижным регулятором поддержания гомеостаза, центральная нервная система выступает в роли управления адаптационной регуляцией организма [25, 155, 199].

По мнению Глушко А. Н. (1998), анализ психофизиологической архитектоники поведения в экстремальной ситуации свидетельствует об одинаковой правомерности компонентов двух явлений: психофизиологического - рабочего эффекта вегетативно-сосудистых реакций и психологического -субъективного эмоционального переживания. Эта взаимосвязь, выработанная в процессе эволюции, направлена, прежде всего, на подготовку организма к активной борьбе с опасностью [47].

Учитывая, что использование терминов «адаптация» и «стресс» вызывает определенные трудности, неоднозначность толкования [9, 17, 70, 83, 169]. Представляется целесообразным определить, на какое понимание этих терминов опирались мы в своей работе. На наш взгляд, наиболее точной с общебиологической точки зрения является дефиниция В. П. Казначеева (1976): «Адаптация - процесс самосохранения функционального уровня саморегулирующейся системы в адекватных и неадекватных условиях среды, выбор функциональной стратегии, обеспечивающей выполнение главной конечной цели поведения биосистемы» [72].

Биохимический смысл адаптации заключается в перестройке регуляторных и метаболических процессов с целью повышения устойчивости организма к действующим факторам среды ответа на

17

последующие воздействия возмущающего фактора и минимизация платы за этот ответ, то есть выработка реакции оптимизации [110]. В процессе адаптации выделяют срочный период и долговременный этап [108]. Для срочного периода адаптации более характерна реакция активации симпатоадреналовой системы, обеспечивающей такие системные защитные реакции организма, как увеличение теплопродукции, минутного объема крови, легочной вентиляции и др. По мнению Ф.З. Меерсона [107, 109], долговременный этап адаптации возникает постепенно, в результате выраженного длительного или многократного действия, и проявляется в развитии структурного следа адаптации, обусловленного влиянием гормональных и субклеточных регуляторов на генетические процессы клеток.

Как известно, вегетативная нервная система представлена симпатическим и парасимпатическим отделами. Основными вегетативными центрами являются: лимбическая система, гипоталамус и ретикулярная формация. В связи с наличием афферентных и эфферентных импульсаций центры играют важную роль в регуляции систем, обеспечивающих физическое, психическое, нейрогуморальное и адаптационное состояние организма [37, 107, 149]. Эмоциональный мозг - лимбическая система мозга, при поражении которой наблюдаются серьезные изменения в эмоциональной сфере человека и животных. Источником возбуждения для этой системы является гипоталамус. Лимбическая система обеспечивает общее приспособление организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды [12, 35, 130]. Вегетативные нарушения возникают как проявления либо конституциональной, либо приобретенной недостаточности регулирующих мозговых систем [14, 36].

По данным исследований [3, 4, 77] у плохо адаптируемых лиц в первые месяцы обучения возникают, в основном, гиперсимпатические реакции вегетативной нервной системы, которые являются, по всей

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25170.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.