У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Взаимосвязь школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью
Количество страниц
50
ВУЗ
МГУЭСИ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
27618.doc
Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретический обзор литературы по проблеме взаимосвязи школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе…………………………………………………6
1.1. Причины и факторы тревожности младших школьников…………....6
1.2. Характеристика познавательных процессов младших школьников..11
1.2.1. Особенности развития познавательных процессов у младших школьников………………………………………………………………………11
1.2.2. Особенности внимания…………………………………………13
1.2.3. Особенности памяти младших школьников…………………..17
1.3. Проблема успешности обучения младших школьников…………….20
2. Экспериментальное изучение взаимосвязи школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе…………………………………………………………………….……..26
2.1. Описание групп испытуемых и методов исследования.............….26
2.2 Результаты экспериментального исследования и анализ полученных данных ………..............................................................................................27
Заключение………………………………………………………………………31
Литература……………………………………………………………………….35
Приложение 1……………………………………………………………………38
Приложение 2……………………………………………………………………50
Введение
Глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире. Желание взрослых развить умственные способности детей, их творческую активность за счет раннего начала обучения, интенсивности учебных программ и нагрузок не всегда сочетается с физическими и психическими возможностями младших школьников.
Поступление ребенка в школу связано, как известно, с возникновением важнейшего личностного новообразования — внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция представляет собой тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее.
Актуальность. Развитие познавательных способностей младших школьников часто происходит неравномерно, что вызывает тревогу родителей, учителей и самих школьников. Трудности в учебе очень часто деморализуют ученика и пагубно отражаются на его лично¬сти. Испытывая трудности и не осознавая их причин, прила¬гая максимум усидчивости и старания, он, тем не менее, не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности. Вера в свои силы постепенно угасает. Интерес к учению падает. Поэтому преодоление неуспеваемости школьника должно начинаться как можно раньше, когда от¬ставание в учебе не привело еще к столь тягостным последствиям.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя.
Устранение причин тревожности младших школьников является обязательным условием успешной адаптации ребенка к условиям школьной среды. На сложность и значимость этого процесса указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андрееева, В.К. Бальсевич, М.Р. Битянова, М.М. Врублевска, Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Л.В. Корель, Л.И. Лубышева, Н.Ю. Синягина, Н.А. Фомин и др.).
Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации.
Цель данной работы – изучить взаимосвязь школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе.
Объект исследования – процесс успешной учебной деятельности.
Предмет исследования – условия развития познавательной и эмоционально-волевой сфер младших школьников.
Гипотеза исследования – эффективность успешной учебной деятельности младших школьников зависит от развития познавательных процессов и отсутствия школьной тревожности.
1. Изучить причины и факторы тревожности младших школьников.
2. Изучить особенности развития познавательных процессов у младших школьников.
3. Рассмотреть проблему успешности обучения младших школьников.
4. Провести диагностику и проанализировать полученные данные.
Экспериментальная база: СШ № 28 г. Йошкар-Олы.
Теоретико-методологической основой исследования является анализ современных теоретико-практических достижений педагогических мысли о механизме продуктивного формирования умственной деятельности учащихся, социокультурной теории о развитии психики в деятельности в работах Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна, В.В.Давыдова и других. Обобщение богатейшего материала по развитию детского мышления в работах А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной, И. С. Якиманской, Л. А. Венгера и др.
Список литературы
Заключение
Итак, глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире.
Поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он - ученик, он - ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.
Для детей младшего школьного возраста характерны низкие критические способности к воспринимаемой информации, поэтому мнение учителя является для них всегда истинным. Похвала учителя является мотивацией к учебной деятельности. Но под влиянием неуспеха в решении одной учебной за¬дачи школьник может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Вследствие этого падает интерес к учению.
Изучив теоретическую литературу, по интересующей нас проблеме, мы пришли к следующим выводам:
• поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.
• познавательные способности младших школьников активно развиваются, и часто развитие происходит неравномерно, и это естественный процесс, который требует внимания и поддержки взрослых – родителей и учителей.
• объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, менее развито у него и умение распределять внимание. В начале обучения еще не сформированы учебные умения и навыки, что и мешает им быс¬тро перейти от одного вида учебных занятий к другому. Разви¬тие внимания учащихся связано с овладением ими учебной деятельностью и развитием их личности.
• способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе. Непосредственное запоминание постепенно заменяется смысловым. Младший школьный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.
• трудности в учебе очень часто деморализуют ученика и пагубно отражаются на его лично¬сти. Преодоление неуспеваемости школьника должно начинаться как можно раньше, когда от¬ставание в учебе не привело еще к столь тягостным последствиям.
• формирование полноценной учебной деятельности у младших школьников может происходить лишь на основе определенного принципа развертывания материала, адекватного содержательному обобщению, который детерминируется теоретическими формами общественного сознания и требованиями духовного производства.
Мы предположили, что эффективность успешной учебной деятельности младших школьников зависит от развития познавательных процессов и отсутствия школьной тревожности.
И провели исследование в котором приняли участие ученики 2-го «А» класса СШ № 28 города Йошкар-Олы. В результате исследования выяснилось, что большинство наших испытуемых не испытывает школьной тревожности, отмечается преобладание положительных чувств, что говорит о хорошем психологическом климате в классе, где учатся наши испытуемые и о достаточно высокой адаптации в данном школьном коллективе. В результате диагностики познавательных процессов мы выяснили, что у большинства школьников отмечается средний и высокий уровень памяти и внимания, что говорит о хорошей успеваемости в классе. Высокий уровень адаптации в данном школьном коллективе является достаточным основанием для успешного обучения,
Что подтверждает нашу гипотезу о том, что эффективность успешной учебной деятельности младших школьников зависит от развития познавательных процессов и отсутствия школьной тревожности.
Итак, гипотеза подтверждена, цели исследования достигнута, задачи выполнены.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М, 2006-256c.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. Андреева И.В. Педагогика и психология. – Санкт-Петербург, 2003-368c
4. БогдановаТ. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М., 2004-264с.
5. Былеева Л., Таборко М., Шитик С. Игры и развлечения. – М, 1992-274с.
6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М, 2001-367с.
7. Волков Б.С. Психология младших школьников. – М, 2002-396с.
8. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М, 2000-267с.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004-368с.
10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М, 2006-274с.
11. Дик Н.Ф. Развивающая игра для школьников. – Чертково, 2002-356с.
12. Дубровинская Н.В. Фарбер Д.А. Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М, 2000-368с.
13. Ермолаев М. В., Ерофеев И. Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). – М, 2002-328с.
14. Захарова А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М, 1998-217с.
15. Казымова Е.Н. Дети «группы риска» школьной дезадаптации // Школа. – 2001, №5.С89-93
16. Кон И.С. Открытие «Я». – М, 1998-274с.
17. КорсаковаН.К. Микадзе Ю.В. Балашова Ю.Е. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М, 2002
18. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М, 1986
19. Крайг Г. Психология развития. – Санкт-Петербург, 2002-268с.
20. Крушельницкая О. Отвергаемые дети: чем им может помочь учитель // Народное образование. – 2001, №4.С.92-97
21. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО – 2000, №1С45-53
22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2002-275с.
23. Лушагина И. Детям «группы риска» требуется помощь // Воспитание школьников. – 1997, №4.С36-42.
24. Миллер С. Психология игры. – Санкт-Петербург, 2003-354с.
25. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. – М, 2005-364с.
26. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М, 2002-384с.
27. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М, 1997-362с.
28. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М, 2000-364с.
29. Развитие мотивов у детей 6 – 7 лет. Особенности психического развития детей 6 – 7- летнего возраста// Ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Вегнер. – М, 2004-268с.
30. Ротанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2004-266с.
31. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 2000-284с.
32. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей. – М, 2001-362с.
33. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М, 1996-296с.
34. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – М, 2004с.-354с.
35. Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми «группы риска».- М, 2001-386с.
36. Щербо И. Корреционно-развивающее обучение: система сопровождения педагога, работающего с детьми «группы риска» // Директор школы – экспресс опыт. – 2000, №3.С93-96
37. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М, 2002-463с.
38. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М, 2004-384с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно
27618.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
01.06.25
Языковая репрезентация основания оценки
01.06.25
Языковая репрезентация характера оценки
01.06.25
Эксплицитные и имплицитные средства выражения оценки
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.