У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Влияние уровня развития внимания на эффективность запоминания младших школьников
Количество страниц
50
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
28388.doc
Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы изучения внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1. Понятие памяти в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе………………………………………………….5
1.2. Особенности запоминания у дошкольников………………………...15
1.3. Понятие внимания в отечественной и зарубежной психологии……27
1.4. Развитие внимания в дошкольном возрасте…………………………32
2. Экспериментальное изучение влияния уровня развития внимания на эффективность запоминания младших дошкольников……………………….35
2.1. Организация и проведение исследования……………………………35
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………36
Заключение………………………………………………………………………40
Литература……………………………………………………………………….42
Приложение 1……………………………………………………………………47
Приложение 2……………………………………………………………………51
Введение
. Процесс современного обучения в детском саду среди других задач в области умственного воспитания включает и такую задачу: сформировать у детей правильные представления о простейших явлениях природы и общественной жизни.
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. И, прежде всего, развитие памяти, так как память один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир.
Актуальность данной темы обусловлена усилением интереса педагогов и детских психологов к возможностям развития познавательной сферы детей в целом, и частности – к возможностям развития внимания и запоминания у дошкольников.
Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Ребенок запоминает материал в большинстве случаев непосредственно, без мыслительных операций. Он легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т.д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, что именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует [46,с.103]. А.Н. Леонтьев утверждает, что для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти [30,с.326].
Проблема особенностей познавательной сферы дошкольников и её развития рассматривались в трудах П. И. Зинченко. 3. М. Истоминой, Л. С. Выготского А. В. Запорожца. Л. А. Венгера. Н. П. Сакулиной. Н.А. Ветлугиной. Т. Д. Рихтерман и других. Ряд исследователей (Л.С.Выготский [10], З.М. Истомина [21], А.Н.Леонтьев [32] , Л.Ф. Тихомирова\51\ и другие) в работах, посвященных развитию памяти в дошкольном возрасте отмечают, что дети запоминают материал в большинстве случаев непосредственно. Ориентировочная деятельность в запоминаемом материале носит малоактивный характер и оживляется только тогда, когда педагог рассказывает о чем-то новом или необычном.
Цель работы: изучить влияние уровня развития внимания на эффективность запоминания младших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по теме исследования;
2. Подобрать методики, провести эмпирическое исследование;
3. Проанализировать результаты, сформулировать выводы.
Объект исследования: дошкольники в возрасте 4-5 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь внимания и памяти у дошкольников.
Гипотеза исследования: уровень развития внимания у дошкольников оказывает прямое влияние на эффективность запоминания.
Методы исследования: методы психологической диагностики и статистический анализ.
Методики исследования для оценки уровня внимания:
1.Методика «Проставь значки»,
2. Методика «Запомни и расставь точки»;
для оценки эффективности запоминания:
1. Методика «Запомни цифры»,
2. Методика «Выучи слова».
Экспериментальная база исследования – детский сад № 38 «Рябинушка» г.Йошкар-Олы, старшая группа, 25 человек.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Библиографический список включает 49 наименований.
Список литературы
Заключение
Сегодня в центре внимания многих исследователей проблема развития познавательной сферы дошкольников.
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. И, прежде всего, развитие памяти, так как память один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир.
Все виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается и насколько долго помнится. Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
Уровень развития внимания у дошкольников оказывает прямое влияние на эффективность запоминания.
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. У внимания нет самостоятельных свойств, оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Все, что мы описываем как свойства внимания, по существу есть лишь различные свойства деятельности. Развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
В практической части работы мы решили исследовать влияние уровня развития внимания на эффективность запоминания младших дошкольников. Экспериментальная база нашего исследования - детский сад № 38 «Рябинушка» г.Йошкар-Олы, 25 детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет.
Мы предположили, что уровень развития внимания у дошкольников оказывает прямое влияние на эффективность запоминания.
В результате диагностического исследования мы сделали вывод о том, что большинство дошкольников в группе имеют средний и высокий уровень развития внимания и запоминания. При сравнении результатов диагностики памяти и внимания, мы отметили, что у детей с высоким уровнем развития внимания развитие запоминания также находится на высоком уровне. В результате сравнительного анализа показателей объема внимания и показателей эффективности запоминания, мы пришли к выводу, о непосредственном влиянии уровня развития внимания на эффективность запоминания дошкольников.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что уровень развития внимания у дошкольников оказывает прямое влияние на эффективность запоминания, получила подтверждение.
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
1. Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта. СПб.: Респекс. - 2004. – 384с.
2. Балашова Е.Ю. Успешность обучения дошкольников в современных условиях.\\ Педагогика и психология.-2008. №10. С.36-38.
3. Блонский П.П. Произвольное и напроизвольное запоминание в дошкольном возрасте.\\ Вопр. психологии.- 2008. №7. С.36-40.
4. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников.\\ Вопр. психологии - 2000. - №5. - С.45-49
5. Возрастные и индивидуальные различия памяти.\\ Под ред. А.А. Смирнова - М: Просвещение,-2004. - 300с.
6. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: память \\ Психология памяти./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЭксмоПресс,- 2007. - с.816
7. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. \\ Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР, - 2006. -816с.
8. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2 - М.: Педагогика,- 2002.-504с.
9. Детская психология: Учебное пособие / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; - Минск: Университетское изд.,- 2002. - 399с.
10. Джонс Э. Жизнь и творения великих психологов. М.: Гуманитарий.-2007, -368с.
11. Житникова Л.Н. Учите детей запоминать. - М: Просвещение,- 2000.- 196с.
12. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М: Наука,- 2003.- 276с.
13. Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. - М: Наука,-2000. - 216с.
14. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. - М: Просвещение,-2007.- 156с.
15. Истомина З.М. Развитие памяти. - М: Просвещение,-2005. - 120с.
16. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. - М: Евразия, -2004. - 320с.
17. Корсаков Н.К. Проблема школьной успеваемости. \\ Учительская газета. -2007. №27 С.4-5.
18. Корниенко Н.А. Развитие памяти у детей дошкольного возраста. М.:Росмэн,-2006 – 384с.
19. Козаренко В.А. Память, мышление, речь. \\ Вопр. психологии.-2007. №2. С. 19—21.
20. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение.- 2003, - 230с.
21. Лебедева О. О возможностях развития образной памяти. //Вопр.психологии, -2005, №8. С.52-54.
22. Лезер Ф. Психология личности и деятельности дошкольника. М.: София,- 2005. – 362с.
23. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М: Смысл,-2000. - 512с.
24. Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. - М: Из-во Моск. Ун-та,-2001.- 584с.
25. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памя-ти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР,- 2004. - 816с.
26. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Просвещение,- 2000 – 473с.
27. Маслова В.И., Вайберг М.И. Игры и упражнения по развитию внимания у дошкольников. – Чебоксары: «КЛИО»,-2007.- 16 с.
28. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно- Уральское книжное издательство,- 2004. - 330с.
29. Матюгин И.Ю. Запомининие цифр. - М.: Эйдос.- 2005. – 340с.
30. Матюгин И.Ю. Тактильная память. -М: Эйдос.- 2001. – 288с.
31. Микадзе Ю.В. Феномен успеваемости учащихся. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно- Уральское книжное издательство,- 2008. - 240с.
32. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение,-2001-246с.
33. Немов Р.С. Практическая психология: Пособие для учащихся. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,- 2002. -320с.
34. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. - М: ТЦ «Сфера», -2000. - 528с.
35. Раевский А.Н. Роль памяти человека на разных этапах его жизни. М.: Наука,- 2005 – 254с.
36. Развитие логической памяти у детей. / Под ред. А.А. Смирнова. – СПб.: Нева,-2006. - 256с.
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2-х книгах М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – кн.1: система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер,- 2000. - с.720
39. Рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР,- 2003. - 816с.
40. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М: Просвещение, -2005.- 156с.
41. Смирнов А.А. Проблемы психологии внимания. - М: Просвещение,-2006. -375с.
42. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР,-2005.-620с.
43. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. - СПб: «Дельта», -2004. -384с.
44. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей - Ярославль: Академия развития, -2006. — 288с.
45. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития,-2007.-240с.
46. Чистякова М.Н. Психогимнастика. - М: Просвещение,-2000. - 128с.
47. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. - М: Педагогика,-2002. - 176с.
48. Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга,-2008 – 346с.
49. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ЛЕНАТО АСТ; Фонд «Университетская книга»,-2006. -288с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
500
Скачать бесплатно
28388.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.