У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Современные технологии в развитии познавательной активности школьников
Количество страниц 100
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28446.doc 
Содержание СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Познавательная активность, ее сущность 6
1.2 Особенности познавательной активности подростков 12
1.3 Развитие познавательной активности в условиях современной школы 19
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 27
2.1 Педагогические технологии, история развития, современные подходы 27
2.2 Классификация информационно-педагогических технологий и их характеристика 37
2.3 Использование современных технологий в учебном процессе 44
2.4. Особенности проведения эксперимента в подростковом возрасте 53
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 57
3.1. Уровень сформированности познавательной активности подростков 57
3.2. Формирование познавательной активности с использованием современных педагогических технологий 67
3.3. Динамика сформированности познавательной активности школьников 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 90




ВВЕДЕНИЕ


Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментально-сти и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, об-щества и государства.
Формирование базовой культуры современной личности, развитие ин-теллектуальных способностей школьников, творческой индивидуальности, творческого мышления является одной из актуальных задач современного об-разования.
Большое значение в этой связи приобретает формирование познаватель-ных интересов современных учеников. Как известно, познавательные интересы играют роль ценного мотива деятельности в становлении личности. Постепенно, в ходе развития, познавательные интересы становятся ее устойчивой чертой. По-знавательный интерес связан не только с приобретением знаний, но и охватывает всю сферу деятельности человека, тесно связан с его жизненными установками [15, с. 14].
В процессе получения учащимися знаний, умений и навыков важное ме-сто занимает их познавательная активность. Развитие познавательной активно-сти, способы и методы активизации учебной деятельности — одна из актуальных проблем педагогики, так как формирование активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. К этой проблеме обращаются психологи, педагоги, даже философы, со временем она была обозначена как центральная педагогическая проблема.
В педагогике нет единого мнения о трактовке понятия познавательной активности ученика. В последнее время в педагогике сложилось три подхода к пониманию сущности познавательной активности, которые базируются на раз-личных философских и психологических подходах: одни исследователи рас-сматривают ее как деятельность (В.А.Давыдов [15], Е.В.Коротаева [25, 26], В.Ю.Лыскова [32]), а вторые как качество, личностное образование (А.А.Вербицкий [7], Г.И.Щукина [68], А.К.Маркова [34]), третьи (Т.И.Шамова [67], Е.А.Сорокоумова [60], М.Н.Скаткин [59]), считают, что познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат. Именно третье понимание сущности познаватель-ной активности учащихся является наиболее популярным.
Познавательная деятельность, субъектом которой является школьник, имеет репродуктивный характер. Успешность учебной деятельности во многом зависит от степени самостоятельности ребенка, его активности (или, наоборот, пассивности), заинтересованности в достижении результата и т.д. Хорошая ре-зультативность является результатом поисковой, творческой, самостоятельной познавательной деятельности.
Огромные возможности для развития познавательных интересов школь-ников открывают новые средства обучения. Действительно, компьютеры, Ин-тернет, телекоммуникационные сети оказывают огромное влияние на детей, образуя вокруг современного ребенка особый информационный мир, влияя на его сознание и развитие. Современные образовательные технологии открывают широкие перспективы для развития образования, так как они предоставляют человеку возможность выходить на уровень индивидуального общения с ин-формационным пространством.
Поэтому тема данной курсовой работы — «Современные технологии в развитии познавательной активности школьников» — является актуальной и востребованной.
Целью настоящего исследования является изучение процесса применения в учебном процессе современных технологий и их влияния на познавательную активность подростков.
Задачи исследования:
 теоретический анализ литературы по проблеме развития познавательной ак-тивности подростков,
 изучение современных технологий, применяемых в учебном процессе;
 экспериментальное исследование развития познавательной активности школьников с использованием современных технологий.
Объект исследования — современные технологии.
Предметом исследования являются современные технологии в развитии познавательной активности школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что применение современных технологий в педагогическом процессе способствует развитию познавательной активности школьников.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что содер-жание работы, ее теоретические выводы и практические разработки по итогам экспериментального исследования представляются важными для изучения вли-яния современных технологий в обучении на развитие их познавательной ак-тивности.
Методы исследования:
− анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
− констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
− методы статистической обработки полученной информации (табличный и графический методы).
Экспериментальное исследование проводилось на базе школы №… г. Йошкар-Ола, в ноябре-декабре 2008 года.
Для исследования был выбран 5-А класс этой школы. Общая численность класса — 23 человека. Для проведения эксперимента были выбраны 14 человек. Возраст школьников — 11-12 лет.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данная работа посвящена изучению влияния современных педагогиче-ских технологий на уровень познавательной активности подростков.
В педагогике нет единого мнения о трактовке понятия познавательной активности ученика. В последнее время в педагогике сложилось три подхода к пониманию сущности познавательной активности, которые базируются на раз-личных философских и психологических подходах: одни исследователи рас-сматривают ее как деятельность, вторые — как качество, личностное образова-ние, а третьи считают, что познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат. Именно третье понимание сущности познавательной активности учащихся является наиболее популярным.
Познавательная активность как сложное личностное образование скла-дывается под влиянием самых разнообразных факторов: как субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), так и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы пре-подавания).
Большое значение имеет формирование познавательных интересов со-временных учеников. Как известно, познавательные интересы играют роль ценного мотива деятельности в становлении личности. Постепенно, в ходе раз-вития, познавательные интересы становятся ее устойчивой чертой. Познава-тельный интерес связан не только с приобретением знаний, но и охватывает всю сферу деятельности человека, тесно связан с его жизненными установками
Тип познавательной активности — это динамический показатель. Разли-чают познавательную активность двух типов:
 направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивида пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность);
 создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность).
Задача учителя — помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуатив-ной и, возможно, к исполнительской творческой активности.
Выделяются следующие критерии познавательной активности обучаемых:
1. Наличие познавательного интереса;
2. Сформированность приемов познавательной деятельности;
3. Определенный уровень самостоятельности в изучении наук;
4. Достижение достаточно высокого уровня познавательного общения между обучаемыми и преподавателями;
5. Высокое качество знаний и их соответствие требованиям программ.
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной ак-тивностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любо-знательностью подростка, но и желанием развить, продемонстрировать окру-жающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность. Потребность во всём, что для этого необходимо подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом.
Эффективное развитие творческой познавательной активности у обуча-емых обеспечивается их совместной с преподавателем деятельностью в ходе учебного процесса по следующим направлениям: целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучаемых, творческое сотрудничество препо-давателей и обучаемых на занятиях, широкое внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии, индивидуализация работы по развитию познава-тельной активности. И здесь большую роль играют современные образователь-ные технологии, в частности, информационные.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении суще-ствуют большие разночтения, само понятие «педагогическая технология» ха-рактеризуется вариативностью использования — от максимально широкого толкования («педагогическая технология есть проект определенной педагоги-ческой системы») до минимально узкого употребления («педагогическая техно-логия есть элемент педагогической техники»).
Несмотря на многообразие подходов, большинство исследователей в ка-честве основных характеристик педагогической технологии называют: систем-ность и целостность; концептуальность; научность, точность; интегративность; управляемость; диагностичность; эффективность; воспроизводимость; качество обучения и гарантированность результатов.
Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс таких современных образовательных технологий, которые используют компьютерную технику. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом.
Используя компьютерную технику, учитель интенсифицирует процесс обучения, делая его более наглядным и динамичным. Эффективное использо-вание компьютера на уроке, умелое сочетание своего педагогического мастер-ства и возможностей компьютерной техники позволяет учителю повышать ка-чество знаний учащихся.
Таким образом, использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной ма-тематики. Кроме того, компьютер потенциально готовит учащихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.
Экспериментальное исследование проводилось на базе школы №… г. Йошкар-Ола, в ноябре-декабре 2008 года.
Для исследования был выбран 5-А класс этой школы. Общая численность класса — 23 человека. Для проведения эксперимента нами были выбраны 14 человек. Возраст школьников — 11-12 лет.
Экспериментальная работа состояла из нескольких этапов:
 начальная диагностика развития познавательной активности учащихся (кон-статирующий эксперимент) — начало ноября 2008 г.;
 разработка и проведение занятий с применением современных информаци-онных технологий в 5-А классе — ноябрь-декабрь 2008 г.;
 завершающая диагностика с целью определения успешности формирования познавательной активности у школьников 5 класса и сравнение результатов с начальной диагностикой (контрольный эксперимент) — конец декабря 2008 г.
Для проведения диагностики развития познавательных процессов у под-ростков 5 класса мы применили методики, рекомендованные в учебном пособии Р.С.Немова:
1. Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бы-товых знаний»;
2. Методика «Оценка оперативной зрительной памяти»;
3. Методика «Оценка познавательной потребности».
Обобщив результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к вы-воду, что по результатам тестирования уровни развитии познавательной актив-ности в классе распределились следующим образом: высокий — 36%; средний — 57%; низкий — 7%.
Для активизации познавательной активности учеников 5 класса в про-цессе использования информационных технологий мы выбрали работу по со-зданию компьютерных презентаций на учебные темы с помощью пакета PowerPoint.
Затем, обобщив результаты контрольного эксперимента, нами был сделан вывод, что по результатам тестирования уровень развития познавательной активности в классе распределились следующим образом: высокий — 29%; средний — 71%; низкий — нет.
Сравнив результаты контрольного эксперимента с начальным этапом, мы получили следующие результаты:
1. Количество учеников с высоким уровнем развития познавательной активности снизилось на 7%;
2. Количество учеников со средним уровнем развития познавательной активности увеличилось на 14%;
3. Количество учеников с низким уровнем развития познавательной ак-тивности снизилось на 7%.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в результате занятий с исполь-зованием информационных компьютерных технологий в целом уровень позна-вательной активности немного улучшился, и хотя количество учеников с высо-ким уровнем снизилось, зато подтянулись отстающие — практически не оста-лось учеников с низким уровнем познавательной активности.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации №24-ФЗ от 20.02.03 г. с изменениями и дополнениями //Консультант-Плюс.
2. Афонин А.Ю., Бабешко В.Н. Образовательные Интернет-ресурсы /Под ред. А.Н.Тихонова. — М.: ГНИЙ ИТТ «Информика», 2004. — 450 с.
3. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффектив-ности учения школьников. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Ростов-на-Дону, 2000. — 505 с.
4. Берлинер Е.М. Работа с Microsoft Windows XP. — СПб.: Питер, 2004. — 609 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 534 с.
6. Большой толковый словарь русского языка /Гл. ред. С.А.Кузнецов. — СПб.: Норинт, 2001. — 1536 с.
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Мет. пос. — М.: Высшая школа, 2001. — 276 с.
8. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. — М.: Просвещение, 1963.
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Под ред. М.В. Га-мезо. — М., Просвещение, 1984. — 590 с.
10. Выготский Л. С. Психология подростка. — М.: Просвещение, 1991. — 612 с.
11. Горвиц Ю.М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков //Информатика и образование. — 2006. — № 2. — с. 123-127.
12. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе //Наша школа. — 2003. — №4. — С. 45-49.
13. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
14. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная тех-нология. — М.: Народное образование, 2000. — 240 с.
15. Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения. — М.: Просвещение, 1989. — 326 с.
16. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных технологий //Школьные технологии. — 2004. — № 3. — С. 201-211.
17. Дубровина И.В. Способности и характер. Темперамент: Уч. пос. — М.: Владос, 2001. — 255 с.
18. Замятина Е.Б. Введение в информатику. — Пермь: Пермский гос. ун-т, 2004. — 252 с.
19. Зязюн И.А. Педагогические технологии в современном обществе //Школьные технологии. — 2005. — №9. — С. 4-7.
20. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: уч. пос. для студ. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
21. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед.ин- тов. — М.: Просвещение, 1984. — 598 с.
22. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ за-рубежного опыта. — М.: Знание, 1989. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6).
23. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических системах. — М.: Арена, 2004. — 340 с.
24. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пос. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 256 с.
25. Коротаева Е. В. Уровни познавательной активности //Народное образование. — 1995. — №10. — С. 16-23.
26. Коротаева Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия //Директор школы. — 2000. — №9. — С. 45-48.
27. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Уч. пос. для вузов. — М.: Академический проект: Мир, 2006. — 320 с.
28. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — Изд. 4-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 2003. — 504 с.
29. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 2001. — 85 с.
30. Лебедев Г.М., Кукушин В.С. Теория и методика воспитания познавательной активности. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. — 167 с.
31. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — Воронеж, 1998. — 226 с.
32. Лыскова В. Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды. — Тамбов: Изд-во «Стиль», 1997. — 380 с.
33. Мануйлов В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций Power Point //Информатика и образование. — 2005. — № 5. — С. 128-141.
34. Маркова А.К. Познавательная активность в обучении //Вопросы психологии. — 1993. — №4. — С. 168-179.
35. Мартишина Н.В. Информационный компонент творческого потенциала //Педагогика. — 2006. — №3. — С. 48-57.
36. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обу-чения: Педагогическая наука — реформе школы. — СПб.: Питер, 2004. — 512 с.
37. Моисеева М.В. Современное состояние и перспективы развития мультиме-диа в образовании //Школьные технологии. — 2006. — № 4. — С. 128-134.
38. Монахов В.М., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обу-чения //Школа и производство. — 2005. — №7. — С.56 62.
39. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиа-гностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
40. Никифорова М.А. Преподавание математики и новые компьютерные тех-нологии //Математика в школе. — 2005. — №6. — С. 76-79.
41. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образова-тельном процессе //Педагогика. — 2003. — №9. — С.25-28.
42. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 2003. — 944 с.
43. Педагогика: Уч. пос. для студ. пед. вузов /Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
44. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. С.П. Бара-нова, В.А. Сластенина. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2003. — 336 с.
45. Пейперт С. Поворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер.с англ. /Под ред. Беляевой А.В., Леонаса В.В. — М.: Педагогика, 1989. — 453 с.
46. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 224 с.
47. Развитие учащихся в процессе обучения /Под ред. Л. В. Занкова. — М.: Просвещение, 2003. — 469 с.
48. Реано А.А. Психология подростка. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 456 с.
49. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникацион-ных технологий в общеобразовательных предметах //Информатика и обра-зование. — 2001. — №5. — С. 45-54.
50. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 312 с.
51. Розов Н.Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы //Информатика. — 2005. — №6. — С. 26-29.
52. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. — М.: Наука, 1989.
53. Рупакова Л.О. Power Point на уроках математики в 5 классе //Информатика и образование. — 2007. — № 3. — С.128-137.
54. Савченко Н.А. Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе //Тезисы докладов методического семинара по обмену опытом использования Интернет, в рамках Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке Поволжье-2007» (18-21 июня 2007 г.).
55. Сайков Б.П. Технические средства обучения и методика их использования. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. — 459 с.
56. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Уч. пос. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
57. Семлинев С.В. Мультимедийный учебник по истории //Школьные техноло-гии. — 2003. — № 6. — С. 187-191.
58. Сергеева Б.В. Психолого-дидактические основы формирования познава-тельной активности школьников //Вопросы психологии. — 2002. — №4. — С.37-45.
59. Скаткин М.Н. Активные методы обучения. — М: Просвещение, 1991. — 430 с.
60. Сорокоумова Е.А. Развитие познавательной активности школьников в учебной деятельности. — Н.Новгород, 1998. — 178 с.
61. Столяренко Л.Д., Юркевич В.С. Педагогическая психология. — Ростов: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2008. — 560 с.
62. Тимакова Н.И. Использование мультимедиатехнологий на уроках русского языка и литературы //Информатика и образование. — 2007. — №4. — С. 32-37.
63. Угринович Н.Д., Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. — М.: Школа-Пресс, 1999. — 234 с.
64. Усенков Д.Ю. Школьная доска обретает «разум» //Информатика и образо-вание. — 2005. — № 12. — С. 96-101.
65. Челышева И.В. Развитие познавательных интересов школьников в условиях компьютеризации современного образования //Наука и школа. — 2004. — №1. — С.56-68.
66. Шадрин В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. — М.: Просвещение, 1990. — 390 с.
67. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. — 412 с.
68. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1982. — 460 с.
69. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в дет-ском возрасте //Психология личности. — М.: Психология, 1982. — 512 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1200
Скачать бесплатно 28446.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.