У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Психологические факторы, влияющие на положение работника в трудовом коллективе
Количество страниц
68
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
28459.doc
Содержание
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. История и современное состояние проблемы изучения психологических факторов, влияющих на положение работника в трудовом коллективе ………………………………………………..………6
1.1. Малая группа как объект изучения в социальной психологии…6
1.2. Характеристика динамических процессов в группе…………...15
1.3. Психологические факторы, влияющие на положение работника в трудовом коллективе ……………………..……………..…….23
Глава 2. Эмпирическое изучение психологических факторов, влияющих на положение работника в трудовом коллективе…………………………31
2.1. Организация и проведение исследования………………………..31
2.2. Анализ результатов исследования………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………………...46
Приложение 1…………………………………………………………………48
Приложение 2…………………………………………………………………56
Приложение 3…………………………………………………………………66
Приложение 4………………………………………………………………..68
Введение
Актуальность исследования Проблема изучения психологических факторов, влияющих на положение работника в трудовом коллективе имеет солидную традицию ее исследования, которая опирается на понимание группы прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.
В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и отношения человека к труду. Они являются одним из определяющих признаков характера труда. Внешнее проявление отношения человека к труду проявляется в его трудовом поведении. В свою очередь характер трудового поведения работника и его отношения к труду определяет множество взаимосвязанных психологических факторов, изменяя которые можно влиять на трудовое поведение индивида, а следовательно и на качество его работы.
Наиболее значимым фактором, который характеризует любую группу, является возникновение феномена сплоченности, т.е. её прочности, единства, устойчивости межличностных взаимоотношений, стремлении её участников остаться в рамках группы, сохранить её. В ходе взаимодействия члены группы вырабатывают и устанавливают нормы, правила поведения, стандарты, это происходит в результате включения их в совместную деятельность. Тенденция к сплочению способствует стимулированию состоянию открытости участников группы к ценностям установленным в данной группе и ее членам.
Важнейшим условием эффективной работы руководителя является создание хорошо подобранного коллектива сторонников и партнеров, способных осознать и реализовать идеи и замыслы руководителя.
Коллектив сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей, если он хорошо организован, информирован, дисциплинирован, сплочен и активен. В сплоченной группе складываются специфические отношения, определяемые ценностями участников группы, их мировоззренческими компонентами, наличием сложившихся поведенческих стратегий. Это в совокупности даёт особую атмосферу взаимоотношений, которая тем более гармонична, чем больше согласия члены группы находят в ценностно-мировоззренческом аппарате друг друга.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность сотрудников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.
Цель курсовой работы: изучение психологических факторов, влияющих на положение работника в трудовом коллективе.
Практическая значимость: разработаны рекомендации для эффективности групповой деятельности и психологической совместимости членов малой группы.
Задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть малую группу как объект изучения в социальной психологии.
3. Рассмотреть особенности психологических факторов в группе.
4. Эмпирическим путем изучить психологические факторы, влияющие на положение работника в трудовом коллективе
5. Составить рекомендации по оптимизации психологического климата. Объект: малая группа
Предмет: Психологические факторы, влияющие на положение работника в трудовом коллективе.
Гипотеза – Важными психологическими факторами, влияющими на положение работника в трудовом коллективе, являются личностные особенности всех членов коллектива и групповая совместимость.
База исследования: коллектив медицинских сестер гастроэнтерологического отделения Сернурской ЦРБ – 10 человек.
Методики исследования:
1) Социометрия Дж. Морено.
2) Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).
3) Стиль конфликтного поведения К. Томаса.
Исследованию психологических факторов, влияющих на положение работника в трудовом коллективе, посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей: Г.Лебона, К.Левина, Г.Тарда, Г.М.Андреевой, Е.М.Дубовской, Р.Л.Кричевского, Б.Я.Парыгина.
Курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка литературы, состоящего из 20-ти источников. Первая глава включает 3 параграфа, вторая - два параграфа, Объем работы состоит из 40 машинописных листов.
В первой главе рассматриваются вопросы теоретического изучения истории и современного состояния проблемы психологических факторов, влияющих на положение работника в трудовом коллективе. Во второй главе эта проблема изучается эмпирически.
Список литературы
Заключение
Итак, психологическая и поведенческая общность членов малой группы, выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.
Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.
Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, её реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности. Разумеется, серьёзные исследования человеческой психики требуют сложного и многоаспектного анализа, использования разнообразного набора конкретных методик.
Сплоченность в группе возникает в том случае, если ее состав интегрирован наилучшим образом, и в нем достигнута особая степень развития отношений, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Таким образом, главной детерминантой образования группы выступает совместная деятельность. Она является не только внешним заданным условием существования данной группы, но и внутренним основанием ее существования.
Мы предположили, что важными психологическими факторами, влияющими на положение работника в трудовом коллективе, являются личностные особенности всех членов коллектива и групповая совместимость.
И провели исследование в рабочем коллективе медицинских сестер гастроэнтерологического отделения Сернурской ЦРБ.
По итогам нашего исследования, были сделаны следующие выводы: наши испытуемые имеют различные типы темперамента и различные психологические особенности. Среди медицинских сестер не выявлено личностей, склонных к конфликтам. По итогам социометрического исследования, мы видим, что взаимные предпочтения наших испытуемых разделились таким образом, что в одной группе оказываются испытуемые, которые имеют различные психологические особенности и дополняют друг друга. Коэффициент ранговой корреляции по Спирмену rs = 0.212, и это значит, что корреляция между типами поведения и экстра-интроверсией не достигает уровня статистической значимости.
Таким образом, важными психологическими факторами, влияющими на положение работника в трудовом коллективе, являются личностные особенности всех членов коллектива и групповая совместимость, что подтверждает гипотезу исследования.
С учётом всех полученных в результате исследования данных, мы сочли наиболее целесообразным разделить коллектив на две группы с учетом взаимных симпатий и антипатий. При составлении рабочего графика, членов каждой группы рекомендуется ставить в одну смену. В процессе дальнейшей совместной работы продавцов, мы будем отслеживать их психологическое состояние и эмоциональные реакции, с целью предотвращения конфликтов и гармонизации социально-психологической совместимости.
На основе результатов проведенного исследования, мы разработали индивидуальные рекомендации для каждого из наших испытуемых. Так же мы предложили заведующему отделением несколько упражнений по развитию эмпатии и деловую игру «Искусство эффектного общения».
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., Аркти ,2002.-329с.
2. Андреева Г.М. Современная социальная психология на западе. М., Владос, 1998.-348с.
3. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М., Светотон, 2003.-396с.
4. Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. М., Просвещение, 1999.-260с.
5. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. СПб, Питер, 2005-350с.
6. Донцов А. И. Психология коллектива. М., "Мысль", 2001.-270с.
7. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., Наука,1999.-379с.
8. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое обучение, СПб. Нева., 2005.-368с.
9. Кон И. С. Социология личности. СПб, "София", 1997.-360с.
10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., Эксмо-пресс. 2001.-320с.
11. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе, М., Наука, 2005.-320с.
12. Лекции по методике конкретных социальных исследований. С-Пб. Санта 2002.-315с.
13. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка обучение М.: Бизнес-школа Интел-синтез, 2000.-258с.
14. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., "Республика", 2004.-459с.
15. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., Феникс. 2001.-346с.
16. Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. Вопросы психологии, 2003, № 5. С.35-37.
17. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1998.-340с.
18. Руководство и лидерство. СПб. Пилигрим. 2003.-275с.
19. Тихомиров O.K. Психологические механизмы целеобразования. М., Мысль. 1997.-364с.
20. Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., Наука. 2002. -246с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1200
Скачать бесплатно
28459.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.