У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
Количество страниц
59
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
28472.doc
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие мышления, его виды и формы 5
1.2 Этапы развития детского мышления 14
1.3 Особенности мышления дошкольников 24
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Условия и методики, использованные для экспериментального исследования 31
2.2. Экспериментальное исследование 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ВВЕДЕНИЕ
Мышление - верх блаженства и радость
жизни, доблестнейшее занятие человека.
Аристотель
Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учё-ных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение.
Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация , то есть обогащение, мак-симальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив» [9, с. 82].
Мышление — «процесс познавательной деятельности индивида, харак-теризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [11, с.211-212].
Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имею-щийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до ко-торых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в ре-зультате трудового опыта и научных исследований многих поколений.
Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные поня-тия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Под-ражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается пра-вильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обос-нованные выводы.
Вот почему тема «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста», выбранная для данной работы, является актуальной .
Цель работы — исследование теоретических и практических аспектов формирования логического мышления детей дошкольного возраста.
В работе были поставлены следующие задачи:
изучение теоретических основ развития у дошкольников логического мыш-ления;
экспериментальное изучение процесса формирования логического мышления.
Объектом исследования является процесс формирования логического мышления у старших дошкольников.
Предмет исследования — особенности формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось на базе подготовительной группы ДОУ №1 «Пчелка» (г. Йошкар-Ола). Количество детей — 15. Возраст — 6-7 лет. Исследование проводилось в феврале 2009 года.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая.
Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные дей-ствия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, по-знаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти не-совпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышле-ние, с опорой на зрительные представления, образы. С началом школьного обу-чения у ребенка начинает формироваться новый тип мышления — словесно-логический. Обучение в школе преимущественно направлено на развитие именно данного вида мышления. Все операции с символами (буквами, цифрами) осуществляются при помощи словесно-логического, абстрактного мышления.
Становление и совершенствование мышления зависят от развитости у ребёнка воображения. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Для того, чтобы изучить процесс формирования логического мышления у дошкольников, мы прибегли к практическому исследованию. Нашей целью было исследовать, как влияет на уровень логического мышления проведение специальных развивающих занятий.
Экспериментальное исследование проводилось на базе подготовительной группы ДОУ №1 «Пчелка» (г. Йошкар-Ола). Количество детей в экспери-ментальной группе — 15. Количество детей в контрольной группе — 15. Возраст — 6-7 лет. Исследование проводилось в феврале 2009 года.
Совместно с воспитателем на основе предварительных исследований и наблюдений нами был разработан перспективный план занятий по развитию логического мышления дошкольников и было проведено 9 занятий в экспери-ментальной группе..
После окончания цикла занятий мы провели сравнительную диагностику, цель которой — сравнить уровень развития логического мышления до-школьников экспериментальной группы, в которой мы проводили развивающие занятия, с детьми контрольной группы, в которой занятии не проводились.
Для проведения экспериментального исследования мы применили сле-дующие методики: методика «Домино», разработанная Е. Г. Самсоновой и усо-вершенствованная Т. Н. Овчинниковой, методика «Недостающие детали» (А. К. Болотовой) и методика «Найди такую же», разработанная Угаровой Г.М.
По итогам проведенного исследования по методике «Домино» мы при-шли к выводу о том, что уровень развития логического мышления в экспери-ментальной группе достаточно высок, уровень детей с высоким и очень высоким развитием мышления достигает 80%, тогда как в контрольной группе — всего 33%, там большинство детей имеет средний уровень развития (60%).
Методика «Недостающая деталь» также показала, что уровень развития логического мышления в экспериментальной группе более высок, (уровень детей с высоким и средним развитием мышления достигает соответственно 33% и 47%), чем в контрольной группе (всего 20% и 27% соответственно), где боль-шинство детей имеет низкий уровень развития мышления (53%).
По результатам диагностики по третьей методики видно, что уровень развития логического мышления в экспериментальной группе превышает уро-вень развития в контрольной группе.
В целом мы пришли к выводу, что проведение специальных обучающих и развивающих занятий положительно влияет на уровень развития логического мышления старших дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 328 с.
2. Болотова А. К., Макарова И. В., Угарова Г.М. Прикладная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2001. — 383 с.
3. Венгер Л. А. Умственное развитие дошкольников. — М., 1974. — 275 с.
4. Вилюнас В.К. Развитие мышления и воображения у детей. — Ярославль: «Академия развития», 1996. — 239 с.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии //Собр. Соч. Т. 4. — М.: Пе-дагогика, 1984. — С. 243-426.
6. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. — М., 1956. — 540 с.
7. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. — М., 1956. — С. 236-278.
8. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. — М.: Педагогика, 1978. — 237 с.
9. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1958. — С. 81-91.
10. Кравцова Е.Е. Мышление дошкольника. — М.: Педагогика, 1977. — 276 с.
11. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 560 c.
12. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. — В 2 т. — М.: Педагогика, 1983. — 427 с.
13. Люблинская А. А. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. — 218 с.
14. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — М.: Педагогика, 1975. — 319 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, от-рочество. — М., 2000. — С.164.
16. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.
17. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М.: Педагогика, 1988. — 346 c.
18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1969. — 372 с.
19. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер и др. – Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Педагогика, 1986. — 223 с.
20. Рубинштейн С.Л. Психология. — М.: Просвещение, 1991. — 790 с.
21. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. — М.: Шко-ла пресс, 1997. — 381 с.
22. Умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддъякова. — М.: Педагогика, 1972. — 341 с.
23. Философский словарь /Под ред. проф. А.Г. Смирнова. — М.: Энциклопедия, 1996. — 560 с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно
28472.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.