У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Общение детей
Количество страниц
55
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
28485.doc
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Роль общения в развитии личности ребенка 5
1.2. Формы общения в разные периоды дошкольного возраста 13
1.3. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте 19
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ФОРМ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 28
2.1. Условия и методики, использованные для экспериментального исследования 28
2.2. Экспериментальное исследование 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привле-чено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как об-наруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсив-ного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
«Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь — это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство», — писал Л.А.Венгер [10].
Содержание категории общения многообразно: это не только вид чело-веческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне че-ловека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжи-тельного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.
В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспи-тания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения про-блемы общения — формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) проходит становление человеческой личности, формиро-вание важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Пиаже Ж., Божович Л.А., Выготского Л.С., Запорожец А. А., Му-хиной В.С., Пивоваровой Г.Н., Злобиной Е.Г. и др.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С., Богуславская З.М., Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.
При исследовании процесса общения у детей большое значение придается проблеме психологической подготовки старших дошкольников к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного и волевого развития ребенка.
Поэтому тема данной работы — «Становление высших форм общения детей дошкольного возраста» — является актуальной и значимой.
Целью настоящего исследования является исследование теоретических основ процесса общения дошкольников и его экспериментальное изучение.
Задачи исследования:
теоретический анализ литературы по проблеме общения дошкольников;
экспериментальное исследование по теме работы.
Объект исследования — процесс общения дошкольников.
Предметом исследования являются особенности становления высших форм общения у дошкольников.
Экспериментальное исследование проводилось на базе старшей группы ДОУ №1 «Пчелка» (г. Йошкар-Ола). Количество детей — 12. Возраст — 5-6 лет. Исследование проводилось в феврале 2009 года.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне че-ловека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжи-тельного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последова-тельно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей.
Первоначально возникает непосредственно – эмоциональное общение с близкими взрослыми. В основе его лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение мла-денца с взрослыми протекает вне какой – либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Основными средствами общения являются мимические движения.
С 6 месяцев до двух лет присутствует ситуативно-деловая форма обще-ния детей с взрослыми. Главной особенностью этого вида общения следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок начинает испытывать нужду еще и в сотрудниче-стве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям и т.д.). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ни-ми.
Внеситуативно-познавательная форма общения присутствует с 3 до 5 лет. Признаками проявления третьей формы общения может служить возник-новение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы частной ситуации. При этом виде общения ребенок обсуждает с взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии. Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к общению с взрослым ради получения новой информации или обсуждения с ними возможных причин разнообразных явлений окружающего мира.
С 6 до 7 лет присутствует внеситуативно- личностная форма общения. Эта форма служит целям познания социального мира людей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятель-ность в «чистом виде». Ведущими мотивами являются личностные мотивы. При этой форме общения предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка к эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.
Для изучения структуры общения дошкольников 5-6 лет нами было про-ведено специальное исследование.
Экспериментальное исследование проводилось на базе старшей группы ДОУ №1 «Пчелка» (г. Йошкар-Ола). Количество детей — 12. Возраст — 5-6 лет. Исследование проводилось в феврале 2009 года.
Как правило, основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а глав¬ным психодиагностическим методом — естественный экспери¬мент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, до¬статочно хорошо знакомая ребенку. Поэтому при проведении исследования форм общения детей мы использовали методику «Диагностика форм общения» (Е.О.Смирновой, Х.Т.Бедельбаевой, А.Г.Рузской), которая соответствует этим требованиям.
Экспериментальное исследование включало в себя три этапа:
− констатирующий эксперимент по диагностике форм общения дошкольников со взрослыми;
− констатирующий эксперимент по диагностике форм общения дошкольников со сверстниками;
− сравнение результатов с использованием табличного и графического метода.
Данные экспериментов по определению ведущих форм общения до-школьников 5-6 лет со взрослыми позволяют сделать вывод о том, что боль-шинству детей, участвовав¬ших в опытах, свойственна внеситуативно-личностная форма общения, которая является нормой для данного возраста. Она оказалась ведущей у 9 из 12 детей, т.е. у 75% обследованных детей. Один ребенок на¬брал одинаковую сумму баллов во внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной ситуациях. Но у 3 детей (25%) ведущей формой общения оказалась внеситуативно-познавательная форма, которая у нормально развивающихся детей преобладает между 3 и 5 годами.
При изучении структуры форм общения детей со сверстниками мы при-шли к выводу о том, что на долю ситуативно-деловой формы общения прихо-дится лишь 8% всех высказываний. Чаще и больше всего при общении с другими детьми дошкольники 5-6 лет говорили в ситуации, моделирующей внеситу-ативно-познавательную форму общения (50% всех выска¬зываний). Немного меньше дети говорили в ситуации, моделирующей внеситуативно-личностную форму общения (42%).
Сравнение данных двух этапов дает возможность сделать вывод о том, что структура общения детей в ситуациях общения со взрослыми и со сверст-никами несколько отличается. В ситуациях общения со взрослыми на долю внеситуативно-личностной формы общения приходится на 33% больше, чем при общении со сверстниками. В на долю внеситуативно-познавательной формы общения пришлось на 25% меньше, чем во время общения со сверстниками. Процент детей, показавших при общении со сверстниками в качестве ведущей формы ситуативно-личностную, был выше на 8%, чем при общении со взрос-лыми.
Поэтому можно сделать вывод, что общение со взрослым является более мощным стимулом для развития высших форм общения дошкольников.
По уровню общения со взрослыми современные 5-6 летние дошкольники в целом развиты в пределах возрастной нормы — у большинства преобладает внеситуативно-личностная форма общения.
Вместе с тем при общении со сверстниками у многих снижена инициа-тивность, недостаточно развиты познавательные интересы, преобладает желание слушать взрослого, усваивать новую информацию, отвечать на его вопросы, но не задавать свои. Для таких детей ключевая фигура по-прежнему взрослый.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Взрослый и ребенок. — М.: Педагогика, 1991. — 450 с.
2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — СПб.: Речь, 2008. — 320 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 224 с.
4. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, иликак опреде-лить организаторские и коммуникативные качества личности. — М.: Гума-нит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 203 с.
5. Асеев В.Г. Мотивация общения и формирование личности — М.: Мысль, 1996.
6. Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к «социальным» и «несоциальным» зрительным сигналам //Новые исследо-вания в психологии. — 1978. — №2. — С.79-85.
7. Богуславская З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрос-лыми у детей дошкольного возраста //Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. — Т.2. — М., 1968.
8. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 433 с.
9. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.,1968. — 516 с.
10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М.: Педагогика, 1988. — 378 с.
11. Выготский Л.С. Общение и речь. — М.: Педагогика, 1988. — 182 с.
12. Галагузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. — М.: Психология, 1996. — 228 с.
13. Галигузова Л.Н., Землянухина Т.М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте /Под ред. Коломинского Я.Л., Лисиной М.И. — Минск, 1985. — 112 с.
14. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. — М.: Педагогика,1992. — 480 с.
15. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.: Педагогика, 1985. — 489 с.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — К.: Веселка, 2004. — 312 с.
17. Годовикова Д.Б. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии /Под ред. Лисиной М.И. — М.: Педагогика, 1980. — С. 96-101.
18. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. — Киев: Наукова думка, 1981. — 280 с.
19. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. — 237 с.
20. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 569 с.
21. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. — Т.2. — М.: Педагогика, 1983. — 569 с.
22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.; Воронеж, 1997. — 289 с.
23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 438 с.
24. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии /Под ред. Лисиной М.И. — М.: Педагогика, 1980. — С.145-167.
25. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между до-школьниками /Под редакцией Коломинского Я.Л. — Минск, 1985. — 187 с.
26. Лихачев Б.Д. Педагогика. Курс лекций: Уч. пос. — 4-е изд., переаб. и доп.- М.: Юрайт, 2002. — 405 с.
27. Майерс Д. Социальная психология. — СПБ.: Питер, 2003. — 680 с.
28. Мухина В.С. Детская психология. — М.: Аст-Пресс, 2002. — 490 с.
29. Немов Р.С. Психология. Книга 2. — М.: Гардарика, 2005. — 657 с.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная) психология. — М.: Педагогика,1996. — 512 с.
31. Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М.: Мир, 1975. — 569 с.
32. Пивоварова Г.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей у детей. — М.: Педагогика, 1978.
33. Психология детей дошкольного возраста /Под ред. Запорожца А.В., Элько-нина Д.Б. — М.,1964. — 578 с.
34. Психология и педагогика: Уч. пос. /Под ред. К.А.А6дульхановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. — М.: Совершенство, 1998. — 91 с.
35. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под. ред. А. Г. Рузской. — М.: Педагогика, 1989. — 156 с.
36. Развитие общения у дошкольников /Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. — М.,1964. — 471 с.
37. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 464 с.
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Спб.: Содес, 1998. — 670 с.
39. Смирнова Е.О. Детская психология: Уч. пос. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
40. Смирнова Е.О. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Педагогика, 2001. — 356 с.
41. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками //Вопросы психологии. — 1985. — №11. — С. 167-175.
42. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Возрастные особенности общения до-школьника со сверстниками //Дошкольное воспитание. — 1993. — №3. — С. 34-38.
43. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 1997. — 519 с.
44. Хрестоматия по психологии /Сост. и автор Т.В. Куталова. — М.: Владос, 1995. — 400 с.
45. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., Просвещение, 1989. — 563 с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
500
Скачать бесплатно
28485.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.