У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Общение детей
Количество страниц 55
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28485.doc 
Содержание СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Роль общения в развитии личности ребенка 5
1.2. Формы общения в разные периоды дошкольного возраста 13
1.3. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте 19
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ФОРМ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 28
2.1. Условия и методики, использованные для экспериментального исследования 28
2.2. Экспериментальное исследование 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52




ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привле-чено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как об-наруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсив-ного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
«Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь — это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство», — писал Л.А.Венгер [10].
Содержание категории общения многообразно: это не только вид чело-веческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне че-ловека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжи-тельного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.
В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспи-тания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения про-блемы общения — формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) проходит становление человеческой личности, формиро-вание важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Пиаже Ж., Божович Л.А., Выготского Л.С., Запорожец А. А., Му-хиной В.С., Пивоваровой Г.Н., Злобиной Е.Г. и др.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С., Богуславская З.М., Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.
При исследовании процесса общения у детей большое значение придается проблеме психологической подготовки старших дошкольников к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного и волевого развития ребенка.
Поэтому тема данной работы — «Становление высших форм общения детей дошкольного возраста» — является актуальной и значимой.
Целью настоящего исследования является исследование теоретических основ процесса общения дошкольников и его экспериментальное изучение.
Задачи исследования:
 теоретический анализ литературы по проблеме общения дошкольников;
 экспериментальное исследование по теме работы.
Объект исследования — процесс общения дошкольников.
Предметом исследования являются особенности становления высших форм общения у дошкольников.
Экспериментальное исследование проводилось на базе старшей группы ДОУ №1 «Пчелка» (г. Йошкар-Ола). Количество детей — 12. Возраст — 5-6 лет. Исследование проводилось в феврале 2009 года.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне че-ловека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжи-тельного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последова-тельно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей.
Первоначально возникает непосредственно – эмоциональное общение с близкими взрослыми. В основе его лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение мла-денца с взрослыми протекает вне какой – либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Основными средствами общения являются мимические движения.
С 6 месяцев до двух лет присутствует ситуативно-деловая форма обще-ния детей с взрослыми. Главной особенностью этого вида общения следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок начинает испытывать нужду еще и в сотрудниче-стве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям и т.д.). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ни-ми.
Внеситуативно-познавательная форма общения присутствует с 3 до 5 лет. Признаками проявления третьей формы общения может служить возник-новение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы частной ситуации. При этом виде общения ребенок обсуждает с взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии. Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к общению с взрослым ради получения новой информации или обсуждения с ними возможных причин разнообразных явлений окружающего мира.
С 6 до 7 лет присутствует внеситуативно- личностная форма общения. Эта форма служит целям познания социального мира людей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятель-ность в «чистом виде». Ведущими мотивами являются личностные мотивы. При этой форме общения предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка к эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.
Для изучения структуры общения дошкольников 5-6 лет нами было про-ведено специальное исследование.
Экспериментальное исследование проводилось на базе старшей группы ДОУ №1 «Пчелка» (г. Йошкар-Ола). Количество детей — 12. Возраст — 5-6 лет. Исследование проводилось в феврале 2009 года.
Как правило, основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а глав¬ным психодиагностическим методом — естественный экспери¬мент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, до¬статочно хорошо знакомая ребенку. Поэтому при проведении исследования форм общения детей мы использовали методику «Диагностика форм общения» (Е.О.Смирновой, Х.Т.Бедельбаевой, А.Г.Рузской), которая соответствует этим требованиям.
Экспериментальное исследование включало в себя три этапа:
− констатирующий эксперимент по диагностике форм общения дошкольников со взрослыми;
− констатирующий эксперимент по диагностике форм общения дошкольников со сверстниками;
− сравнение результатов с использованием табличного и графического метода.
Данные экспериментов по определению ведущих форм общения до-школьников 5-6 лет со взрослыми позволяют сделать вывод о том, что боль-шинству детей, участвовав¬ших в опытах, свойственна внеситуативно-личностная форма общения, которая является нормой для данного возраста. Она оказалась ведущей у 9 из 12 детей, т.е. у 75% обследованных детей. Один ребенок на¬брал одинаковую сумму баллов во внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной ситуациях. Но у 3 детей (25%) ведущей формой общения оказалась внеситуативно-познавательная форма, которая у нормально развивающихся детей преобладает между 3 и 5 годами.
При изучении структуры форм общения детей со сверстниками мы при-шли к выводу о том, что на долю ситуативно-деловой формы общения прихо-дится лишь 8% всех высказываний. Чаще и больше всего при общении с другими детьми дошкольники 5-6 лет говорили в ситуации, моделирующей внеситу-ативно-познавательную форму общения (50% всех выска¬зываний). Немного меньше дети говорили в ситуации, моделирующей внеситуативно-личностную форму общения (42%).
Сравнение данных двух этапов дает возможность сделать вывод о том, что структура общения детей в ситуациях общения со взрослыми и со сверст-никами несколько отличается. В ситуациях общения со взрослыми на долю внеситуативно-личностной формы общения приходится на 33% больше, чем при общении со сверстниками. В на долю внеситуативно-познавательной формы общения пришлось на 25% меньше, чем во время общения со сверстниками. Процент детей, показавших при общении со сверстниками в качестве ведущей формы ситуативно-личностную, был выше на 8%, чем при общении со взрос-лыми.
Поэтому можно сделать вывод, что общение со взрослым является более мощным стимулом для развития высших форм общения дошкольников.
По уровню общения со взрослыми современные 5-6 летние дошкольники в целом развиты в пределах возрастной нормы — у большинства преобладает внеситуативно-личностная форма общения.
Вместе с тем при общении со сверстниками у многих снижена инициа-тивность, недостаточно развиты познавательные интересы, преобладает желание слушать взрослого, усваивать новую информацию, отвечать на его вопросы, но не задавать свои. Для таких детей ключевая фигура по-прежнему взрослый.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Взрослый и ребенок. — М.: Педагогика, 1991. — 450 с.
2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — СПб.: Речь, 2008. — 320 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 224 с.
4. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, иликак опреде-лить организаторские и коммуникативные качества личности. — М.: Гума-нит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 203 с.
5. Асеев В.Г. Мотивация общения и формирование личности — М.: Мысль, 1996.
6. Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к «социальным» и «несоциальным» зрительным сигналам //Новые исследо-вания в психологии. — 1978. — №2. — С.79-85.
7. Богуславская З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрос-лыми у детей дошкольного возраста //Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. — Т.2. — М., 1968.
8. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 433 с.
9. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.,1968. — 516 с.
10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М.: Педагогика, 1988. — 378 с.
11. Выготский Л.С. Общение и речь. — М.: Педагогика, 1988. — 182 с.
12. Галагузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. — М.: Психология, 1996. — 228 с.
13. Галигузова Л.Н., Землянухина Т.М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте /Под ред. Коломинского Я.Л., Лисиной М.И. — Минск, 1985. — 112 с.
14. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. — М.: Педагогика,1992. — 480 с.
15. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.: Педагогика, 1985. — 489 с.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — К.: Веселка, 2004. — 312 с.
17. Годовикова Д.Б. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии /Под ред. Лисиной М.И. — М.: Педагогика, 1980. — С. 96-101.
18. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. — Киев: Наукова думка, 1981. — 280 с.
19. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. — 237 с.
20. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 569 с.
21. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. — Т.2. — М.: Педагогика, 1983. — 569 с.
22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.; Воронеж, 1997. — 289 с.
23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 438 с.
24. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии /Под ред. Лисиной М.И. — М.: Педагогика, 1980. — С.145-167.
25. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между до-школьниками /Под редакцией Коломинского Я.Л. — Минск, 1985. — 187 с.
26. Лихачев Б.Д. Педагогика. Курс лекций: Уч. пос. — 4-е изд., переаб. и доп.- М.: Юрайт, 2002. — 405 с.
27. Майерс Д. Социальная психология. — СПБ.: Питер, 2003. — 680 с.
28. Мухина В.С. Детская психология. — М.: Аст-Пресс, 2002. — 490 с.
29. Немов Р.С. Психология. Книга 2. — М.: Гардарика, 2005. — 657 с.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная) психология. — М.: Педагогика,1996. — 512 с.
31. Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М.: Мир, 1975. — 569 с.
32. Пивоварова Г.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей у детей. — М.: Педагогика, 1978.
33. Психология детей дошкольного возраста /Под ред. Запорожца А.В., Элько-нина Д.Б. — М.,1964. — 578 с.
34. Психология и педагогика: Уч. пос. /Под ред. К.А.А6дульхановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. — М.: Совершенство, 1998. — 91 с.
35. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под. ред. А. Г. Рузской. — М.: Педагогика, 1989. — 156 с.
36. Развитие общения у дошкольников /Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. — М.,1964. — 471 с.
37. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 464 с.
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Спб.: Содес, 1998. — 670 с.
39. Смирнова Е.О. Детская психология: Уч. пос. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
40. Смирнова Е.О. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Педагогика, 2001. — 356 с.
41. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками //Вопросы психологии. — 1985. — №11. — С. 167-175.
42. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Возрастные особенности общения до-школьника со сверстниками //Дошкольное воспитание. — 1993. — №3. — С. 34-38.
43. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 1997. — 519 с.
44. Хрестоматия по психологии /Сост. и автор Т.В. Куталова. — М.: Владос, 1995. — 400 с.
45. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., Просвещение, 1989. — 563 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
500
Скачать бесплатно 28485.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.