У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Особенности эмоциональной сферы пожилых людей в санаторных условиях
Количество страниц
62
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
28488.doc
Содержание
Содержание
Введение………………………………………………………….....…………...3
1. Теоретические подходы к изучению проблемы эмоциональной сферы личности пожилых людей в санаторных условиях……………........…….....6
1. 1. Эмоциональная сфера как общественное функционирование человека……...............................……………………….................….…..……6
1. 2. Особенности эмоциональной сферы при старении………...............................................................................................…..12
1. 3. Проблемы пожилых людей как источник отрицательных эмоций……………………………………………………...............………….17
1. 4. Особенности эмоциональной сферы пожилых людей в санаторных условиях…………………………………………..................................……..26
2. Экспериментальное изучение эмоциональной сферы пожилых людей в санаторных условиях…………………………….......……………………36
2. 1. Характеристика испытуемых и методов исследования их
эмоциональной сферы……………………………….............…...……..36
2. 2. Анализ результатов исследования………………......….........…….41
Заключение…………………………………………………………………..45
Литература…………………………………………………………………...48
Приложение 1………………………………………………………………..51
Приложение 2………………………………………………………………..62
Введение
Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. В настоящее время мировая психологическая наука начала про¬являть растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старческом возра¬сте, что безусловно, связано с возросшей продолжительностью жизни. Но недостаточность как феноменологического материала, так и методических подходов обуславливает неразработан¬ность вопросов геронтопсихологии, что стало серьез¬ным препятствием для создания целостной теории изменения и развития личности в пространстве и времени всей ее жизни.
Одной из важных особенностей становления человеческого общества в отличие от стай животных была забота о стариках как хранителях социально- психологического опыта коллектива и источнике мудрости. Возраст как адаптогенный фактор в полной мере заявляет о себе именно в тот момент, когда человек, в связи с уходом на пенсию, лишается обязательной поддержки общества в виде социальных связей в труде и производственных отношений. Уход на пенсию во многом уравнивает всех в правах: социальные достижения в прошлом, достигнутый за время работы материальный уровень жизни не избавляют человека от выбора стратегии старения. Период изменения социальной роли неизменно влечет за собой и эмоционально-личностные преобразования, часто негативные.
Актуальность исследования. Проблема эмоциональной сферы личности человека пожилого и преклонного возраста выделяется сегодня особой значимостью и драматизмом. Тенденция увеличения продолжительности жизни в развитых странах, а также роста численности пожилых людей в возрастном составе населения за последние два десятилетия становится очевидным фактом. Демографические данные свидетельствуют о том, что планета стремительно стареет. Это обстоятельство требует, по мнению многих ученых, более пристального обращения и целостного осмысления пожилого возраста и старости как особого психологического и социо-культурного феномена.
Постарение населения – одна из основных проблем, тревожащих в настоящее время все без исключения страны мира. Пожилые люди стали отдельной демографической, социальной и медико-биологической категорией, требующей специального подхода к решению своих проблем. Исследованию различных аспектов этой проблемы посвящены работы И.И. Мечникова, С.В. Яковлева, М.В. Глезера, Ф.И. Комарова, А.Л. Гребнева, Н.В. Корнилова и др.
На протяжении многовековой истории исследований эмоции пользовались самым пристальным вниманием со стороны ученых — философов (Р. Валетт, И.А. Васильев, Л.С. Выготский, И. Кант, С.Л. Рубинштейн, А. Энштейн и др.), педагогов и психологов (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, В. Вундт, Б.И. Додонов, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, М. Полани, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и др.). Данному феномену отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.
Цель исследования: рассмотрение особенностей эмоциональной сферы личности пожилых людей в санаторных условиях.
Объект исследования: пожилые люди в санаторных условиях.
Предмет исследования: процесс изучения эмоциональной сферы пожилых людей.
Гипотеза: В санаторных условиях для пожилых людей характерны такие эмоционально-личностные особенности, как: общительность, эмоциональность, бережливость, консерватизм. Пожилые женщины более эмоциональны и общительны, чем пожилые мужчины.
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой были определены следующие основные задачи исследования:
1. Рассмотреть эмоциональную сферу как общественное функционирование человека.
2. Рассмотреть особенности эмоциональной сферы пожилых людей.
3. Изучить экспериментальным путем эмоциональную сферу пожилых людей в санаторных условиях.
4. Проанализировать полученные данные.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование, наблюдение.
3. Метод математического анализа.
База исследования: санаторий - профилакторий «Каменная речка»,
п. Куяр, республики Марий Эл.
Методологическую основу исследования составляют акмеологический подход, рассматривающий пожилой возраст как высшую стадию зрелости личности и её социализации.
Список литературы
Заключение
Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. В настоящее время мировая психологическая наука начала про¬являть растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старческом возра¬сте, что безусловно, связано с возросшей продолжительностью жизни. Но недостаточность как феноменологического материала, так и методических подходов обуславливает неразработан¬ность вопросов геронтопсихологии, что стало серьез¬ным препятствием для создания целостной теории изменения и развития личности в пространстве и времени всей ее жизни.
Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие не определив еще его тип, форму, другие частные конкретны параметры.
Таким образом, эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее. Сформировавшиеся на основе эмоций чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций.
Если у человека достаточно эмоционально насыщенных связей с другими людьми, он в них постоянно самоутверждается и развивается (получает поддержку) личностно. В пожилом возрасте этих связей становится все меньше, как по количеству, так и по эмоциональной насыщенности. Пожилым людям характерно проявление гетероагрессии, ощущение ненужности близким. Они страдают, считая себя полностью беспомощными: в физическом, психологическом и социальном плане, что часто сопровождается острым переживанием страха смерти. Особенно усложняется их состояние, если они имеют к старости значительное сужение круга контактов с окружающим миром.
Старческая "болтливость" и другие характерные изменения личности также обусловлены недооценкой пожилыми людьми значимости сознательной регуляции своего поведения в отношении с окружающими и постепенной утратой этих навыков. Снижение функций самодетерминации и саморегуляции закономерно обостряет личностные качества: осторожность постепенно перерастает в подозрительность, бережливость - в скупость, появляются консерватизм, безучастное отношение к настоящему и будущему.
Пожилые люди часто одиноки, поэтому им важно иметь собеседника, который позволяет высказаться, причем так, как они сами этого хотят. Пожилые люди в основном ведут себя как «жалобщики» – они не признают своей ответственности за настоящую ситуацию и/или проблему, ищут причины в окружающих людях или обстоятельствах, а себя считают неспособными участвовать в их разрешении больше, чем они это уже делают. Поэтому главное в беседе с пожилым человеком - логика неизменной непрерывности и взаимосвязанности жизненной линии времени.
Мы провели исследование, целью которого было выяснить, какие особенности эмоциональной сферы личности характерны для пожилых людей в санаторных условиях. База нашего исследования санаторий профилакторий «Каменная речка». В исследовании приняли участие 30 пожилых людей.
Проанализировав результаты, мы пришли к следующим выводам:
эмоции наших респондентов базируются на потребностях: тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них (бережливость); базируется на потребности в об¬щении, дружеских отношениях, сочувствующем собесед¬нике (общительность); потребность самоутверждения, славы, почета; выражение потребности в телесном и душевном комфорте.
коммуникативная направленность личности более выражена у пожилых женщин, чем у мужчин (женщины более общительны), так же для женщин характерны альтруистическая, эстетическая и романтическая эмоциональные направленности.
для мужчин преобладающими эмоциональными направленностями являются: глорическая и пугническая.
большинство наших испытуемых имеют средний уровень эмоциональности, но пожилые женщины более эмоциональны, чем пожилые мужчины.
большинство женщин имеют акцентуацию по застревающему типу характера (консерватизм), а большинство мужчин имеют тревожно-боязливый тип акцентуации.
наиболее выражены акцентуации у пожилых женщин по педантичному и тревожно-боязливому типу. У мужчин – по застревающему и педантичному типам характера.
Таким образом, в результате экспериментального исследования, наша гипотеза о том, что в санаторных условиях для пожилых людей характерны такие эмоционально-личностные особенности, как: общительность, эмоциональность, бережливость, консерватизм; пожилые женщины более эмоциональны и общительны, чем пожилые мужчины – подтвердилась.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи курсовой работы выполнены.
Литература.
1. Бочаров В.В. Антрополгия возраста. - СПб., 2001;
2. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии.- М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2004
3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992; Биксон Т.К., ПерлоЛ.Н., Рук К.С., ГудчайлдсЖ.Р. Жизнь старого и одинокого человека // Лабиринты одиночества. - М., 1989. - С. 512-551;
4. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. М.: Знание, 1985.- 226с.
5. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М.: Маяк, 1991.- 348с.
6. Бондарева Ю. С. Социальная адаптация престарелых // США глазами американских социологов. -М., 1982;
7. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей/ Пер. с анг. В.В. Старовойтова – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2004.- 286с.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы: Учебное пособие. – Рига: ЛГУ им. П. Стучки, 1984.- 370с.
9. Ватер Г. А. Смысл жизни и возраст // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. - М. , 1997. -С. 91-109;
10. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. -М. , 1989;
11. Возрастные особенности психического развития – сб. науч. тр. / Отв. ред. И.А. Дубровина, М.И. Лисина. – М.: Изд. АПН СССР, 1982. – 364с.
12. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти томах.- М., 1982
13. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М. Просвещение, 1984.-252с.
14. Галинская Л.И., Бовуар С. Старость // Социология и общество: Материалы к VIII Всемирному социологическому конгрессу. - М., 1974. Вып. 6. С. 84-90;
15. Гальперин Я.Г., Жданов О.И. «Стресс - дистресс - проблемы XX века» - М., 1997. -245с.
16. Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. -Л., 1980; Кон И. С. К проблеме возрастного символизма// Советская этнография, 1981. № 6;
17. Дубровская Т.Ю. Старость как этическая проблема : Дис. .. канд. филос. наук. — М., 1995;
18. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1,– М.: Педагогика, 1986.- 258с.
19. Изард К.Э. Психология эмоций/ Пер. с анг. –СПб.: Питер, 2000.- 348с.
20. Кейд Б., О’Хэнлон В.Х. Краткосрочная психотерапия.- М.,: Институт общегуманитарных исследований, 2001
21. Коротчик Н.А. Старость как культурно-исторический феномен : (Опыт филос. исслед.): Дис. .. канд. филос. наук. СПб., 1995;
22. Красальская Т. В., Шаталов А. Т. Философские проблемы геронтологии. - М., 1978;
23. Материалы с сайта http://www/narrative.ru
24. Молчанова О. Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. 1999, №2, С.133-146;
25. Никитенко В. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - Киев, 1985;
26. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы/ Пер. с англ. О. Очкур, А. Шишко.- М.: Издательство Эксмо, 2004
27. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» - М., 1999. -368с.
28. Панина Н. В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера // Автореф. дис. канд. философ, наук. -М., 1980;
29. Платонов К.К., Голубев Г.Г. «Психология» - М., 1977. – 267с.
30. Подколзин А.А., Донцов В.И. Старение, долголетие и биоактивация. - М., 1996;
31. Поливанова К.Н. «Психология возрастных кризисов» - М., 2000. -276с.
32. Посохова С.Т. «Эмоциональная неустойчивость в психической организации человека»//Практическая психология/ Под ред. Панферов В.Н. - СПб., 1996. – 670с.
33. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте // Мир психологии. 1999., №2, С. 111-122;
34. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Автореф. канд. дисс. - М.,1990;
35. Системная семейная терапия: Классика и современность.- М.,: Независимая фирма «Класс», 2005
36. Тащева А.И. Проблема старости: социокультурный феномен / Психология старости и старения: Хрестоматия для студ. психол. ф-тов высш. учеб. заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. — М., 2003;
37. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика.- М.: «Когито-Центр», 2005
38. Феофанов К.А. Виктор К. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии // Социальная геронтология: Современные исследования. — М., 1994;
39. Феофанов К.А. Виктор К. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии // Социальная геронтология: Современные исследования. - М,, 1994;
40. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990; Фролов И. Т. О смысле жизни, смерти и бессмертии человека. -М., 1985.
41. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия/ Пер. с англ. В.В. Самойлова.- М.,: Независимая фирма «Класс», 2001
42. Хойфт Г., Крузе А., Радебольд Г. Геронтопсихосоматика и возрастная психотерапия: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2003
43. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия.- М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
500
Скачать бесплатно
28488.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.