У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Социальная мобильность как предпосылка адаптации к школе и успешности обучения
Количество страниц
44
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
28506.doc
Содержание
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности учащихся младших классов………………………………....6
1.1. Психологические особенности младших школьников…………………………………..............………………………6
1.2. Познавательная активность личности как предпосылка успешной учебной деятельности…………….............................……………………10
1.3. Влияние учителя младших классов на формирование социальной мобильности школьников………………..............................…………...18
Социальная мобильность как предпосылка адаптации к школе и успешности обучения……………………………...........................……...21
2.2. Экспериментальное изучение формирования социальной мобильности у младших школьников……………..……………………...26
2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования……..26
2.2 Результаты экспериментального исследования и анализ полученных данных……………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………29
Литература………………………………………………………………….31
Приложение…………………………………………………………..……..34
Протоколы исследования……………………………………………...……41
Введение
В современной российской действительности происходят перемены глобального значения, сочетающие в себе динамизм и противоречивость. Развитие социальной активности, мобильности учащихся, является гарантом успешной адаптации личности в главных сферах деятельности человека и общества.
В связи с этим одной из наиболее актуальных проблем современного образования является проблема организации такого учебно-воспитательного процесса, в котором бы успешно решались следующие задачи: определение условий, содержания и методов работы педагогов по активизации творческого потенциала учащихся; развитие познавательной активности личности в учебной деятельности, удовлетворяющей познавательные интересы учащихся, способствующие становлению их мобильности.
К проблеме мобильности личности прежде всего обращались философы и социологи - П. Сорокин, Б. Барбер, Гидденс Э., И. В. Василенко; в психологии личности глубоко изучалась проблема позиции личности - Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Д. Глоточкин, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, была разработана диспозиционная теория - В. А. Ядов.
В педагогике воспитательную мобильность изучал Н. М. Таланчук; мобильность в обучении упоминается в работах Г. И. Щукиной.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, нельзя недооценивать роль учителя в формировании мобильности в обучении. Здесь для нас важны идеи гуманистической педагогики Ш. А. Амонашвили, концепция учебной творческой деятельности - И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, концепция творчества и природы познавательных процессов - Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. И. Шамова.
Достаточно полно изучена проблема взаимосвязи семьи и образовательных учреждений (детский сад, школа) как институтов,
корректирующих природный фон развития ребенка (материнскую культуру) - Л. П. Буева, М. И. Буянов, Г. И. Гак, Н. Ф. Голованова, В. И. Гуров, В. С. Ильин, И. С. Кон, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, С. В. Маланов, Н. Г. Морозова, В. В. Сохранов, С. А. Шурыгина, М. А. Яцкая.
Однако целенаправленно проблема формирования мобильности младших школьников изучалась недостаточно.
Актуальность нашего исследования обусловлена важностью проблемы формирования мобильной личности на учебных занятиях в
начальных классах, определением педагогических условий формирования мобильности младшего школьника, недостаточной разработкой проблемы взаимосвязи и взаимодействия между семьей, детским садом и школой в формировании мобильности учащихся, отсутствием исследований в педагогике, рассматривающих процесс формирования и развития мобильности младших школьников в разных формах обучения.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. Именно в процессе учебной деятельности происходит развитие и становление таких личностных качеств младшего школьника, как активное отношение к процессу познания, умение ставить перед собой познавательные задачи, находить пути их решения, творческое отношение к любому виду деятельности, способность контролировать и оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, а также способность находить ошибки и определять способы их исправления.
В связи с обозначенной проблемой тема нашего исследования следующая: «Педагогические условия Формирования мобильности у младших школьников в процессе обучения».
Цель исследования: выявить педагогические условия успешного формирования мобильности младших школьников в процессе обучения.
В качестве объекта исследования выступает процесс формирования мобильности младшего школьника.
Предметом исследования являются педагогические условия эффективного формирования мобильности младшего школьника в процессе обучения.
Гипотеза: психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности являются предпосылкой эффективной адаптации к школе и успешной учебной деятельности учащихся младших классов.
Задачи исследования:
1. Осуществить междисциплинарный научный анализ состояния изученности процесса формирования мобильности в обучении младшего школьника.
2. Экспериментальным путём выявить социально-педагогические предпосылки формирования мобильности учащихся в младшем школьном возрасте.
3. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Методологическая основа исследования:
- психологическая концепция о соотношении обучения и развития (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин и др.;
- концепции личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода в педагогическом процессе (А. Б. Орлов, Л. К. Гребенкина, Н. А. Шайденко, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская.
База исследования: 2 класс школы № 6 в г. Новый Уренгой, Тюменской области.
Список литературы
Заключение
Итак, глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире.
Актуальность нашего исследования обусловлена важностью проблемы формирования мобильной личности на учебных занятиях в
начальных классах, определением педагогических условий формирования мобильности младшего школьника, недостаточной разработкой проблемы взаимосвязи и взаимодействия между семьей, детским садом и школой в формировании мобильности учащихся, отсутствием исследований в педагогике, рассматривающих процесс формирования и развития мобильности младших школьников в разных формах обучения.
Поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он - ученик, он - ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.
Для успешного обучения младшим школьникам необходим эмоциональный комфорт, одобрение, уверенность в своих силах, что ведет к повышению социальной мобильности, стимуляции познавательной активности и формированию мотивации на обучение, основы которых закладываются именно в младшем школьном возрасте.
Для детей младшего школьного возраста характерны низкие критические способности к воспринимаемой информации, поэтому мнение учителя является для них всегда истинным. Похвала учителя является стимулом к развитию социальной мобильности и мотивацией к учебной деятельности. Но под влиянием неуспеха в решении одной учебной за¬дачи школьник может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Вследствие этого падает интерес к учению. Итак, мировоззрение и жизненная позиция учителя начальных классов оказывает заметное влияние на формирование личности младшего школьника.
Таким образом, на самых начальных этапах организации учебной деятельности, а именно в младших классах, учить себя с помощью учителя, стать субъектами коллективно распределенной учебной деятельности легче всего тем детям, которым, в силу особенностей их развития, нужна минимальная помощь взрослых. То есть, детям с высокой социальной мобильностью, тем, кто быстрее и легче адаптируется к учебной деятельности.
Мы предположили, что психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности являются предпосылкой эффективной адаптации к школе и успешной учебной деятельности учащихся младших классов. И провели исследование, в результате которого выяснилось, что у наших испытуемых отмечается преобладание положительных чувств, что говорит о хорошем психологическом климате в классе, где учатся эти младшие школьники, а так же о достаточно высокой социальной мобильности и адаптации в данном школьном коллективе.
В результате диагностики познавательных процессов мы выяснили, что у большинства школьников отмечается средний и высокий уровень памяти и внимания, что говорит о хорошей успеваемости в классе. Таким образом, высокий уровень социальной мобильности в данном школьном коллективе является достаточным основанием для эффективной адаптации и успешного обучения, что подтверждает нашу гипотезу о том, что психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности являются предпосылкой эффективной адаптации к школе и успешной учебной деятельности учащихся младших классов.
Итак, гипотеза подтверждена, цели исследования достигнута, задачи выполнены.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М, 2006-256c.
2. Андреева И.В. Педагогика и психология. – Санкт-Петербург, 2003-368c
3. БогдановаТ. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М., 2004-264с.
4. Былеева Л., Таборко М., Шитик С. Игры и развлечения. – М, 1992-274с.
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М, 2001-367с.
6. Волков Б.С. Психология младших школьников. – М, 2002-396с.
7. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М, 2000-267с.
8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004-368с.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М, 2006-274с.
10. Дик Н.Ф. Развивающая игра для школьников. – Чертково, 2002-356с.
11. Дубровинская Н.В. Фарбер Д.А. Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М, 2000-368с.
12. Ермолаев М. В., Ерофеев И. Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). – М, 2002-328с.
13. Захарова А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М, 1998-217с.
14. Казымова Е.Н. Дети «группы риска» школьной дезадаптации // Школа. – 2001, №5.С89-93
15. Кон И.С. Открытие «Я». – М, 1998-274с.
16. КорсаковаН.К. Микадзе Ю.В. Балашова Ю.Е. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М, 2002
17. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М, 1986
18. Крайг Г. Психология развития. – Санкт-Петербург, 2002-268с.
19. Крушельницкая О. Отвергаемые дети: чем им может помочь учитель // Народное образование. – 2001, №4.С.92-97
20. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО – 2000, №1С45-53
21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2002-275с.
22. Лушагина И. Детям «группы риска» требуется помощь // Воспитание школьников. – 1997, №4.С36-42.
23. Миллер С. Психология игры. – Санкт-Петербург, 2003-354с.
24. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. – М, 2005-364с.
25. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М, 2002-384с.
26. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М, 1997-362с.
27. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М, 2000-364с.
28. Развитие мотивов у детей 6 – 7 лет. Особенности психического развития детей 6 – 7- летнего возраста// Ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Вегнер. – М, 2004-268с.
29. Ротанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2004-266с.
30. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 2000-284с.
31. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей. – М, 2001-362с.
32. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М, 1996-296с.
33. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – М, 2004с.-354с.
34. Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми «группы риска».- М, 2001-386с.
35. Щербо И. Корреционно-развивающее обучение: система сопровождения педагога, работающего с детьми «группы риска» // Директор школы – экспресс опыт. – 2000, №3.С93-96
36. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М, 2002-463с.
37. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М, 2004-384с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
800
Скачать бесплатно
28506.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.