У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Конфликты детей с ОНР
Количество страниц
39
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
28551.doc
Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы межличностных конфликтов у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………6
1.1. Понятие об общем недоразвитии речи……………………………6
1.2. Клиническая типология дошкольников с ОНР…………………10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР………………………………………………………………………15
1.4. Межличностное общение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………..………………..19
Глава II. Изучение особенностей конфликтов в общении у дошкольников с ОНР……………………………………………………..21
2.1. Методика исследования…………………………………………..21
2.2. Анализ результатов исследования………………………………22
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………...30
Приложение 1……………………………………………………………..31
Приложение 2……………………………………………………………..36
Введение
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Под общим недоразвитием речи мы понимаем речевую патологию, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.
На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание коррекционного обучения и воспитания, заложены методы фронтального обучения и воспитания детей. Для преодоления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста в Российской Федерации была создана система логопедических детских садов. Основным специалистом логопедического сада является логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателями ведет подготовку к школе. В структуре деятельности логопедического детского сада наиболее значимой является деятельность психолога в области психокоррекционной и консультативной, а не диагностической работы. Особую важность эта деятельность имеет в области профилактики и коррекции нарушений личностного развития, так как именно эта область остается вне внимания специалистов.
В то же время, анализ литературных источников и организационных аспектов деятельности логопедического сада выявляет два существенных момента, определяющих актуальность данного исследования:
- в специальной литературе очень мало данных, раскрывающих особенности личностного развития детей с речевой патологией, что затрудняет преодолениt нарушений развития, характерных для этих детей;
- в специальной психологии не определены пути диагностики нарушений личностного развития у детей с ОНР, что затрудняет разработку направлений, содержания и организационных форм психокоррекционной работы.
Итак, актуальность нашего исследования объясняется необходимостью определить направление, содержание и организационные формы деятельности психолога по преодолению нарушений личностного развития у детей с речевой патологией в условиях логопедического детского сада.
Цель исследования: Изучение особенности межличностных конфликтов у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях логопедического детского сада на основе изучения их психолого-педагогических особенностей.
Объект исследования: Психологические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: Особенности поведения в конфликтах 4-5летних дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: дети с ОНР отличаются эмоциональной неустойчивостью и конфликтностью.
Задачи исследования:
1) Анализ литературы по теме исследования;
2) Изучить особенности межличностного общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3) Подбор методик и проведение исследования;
4) Обработка результатов.
Методологическими основами исследования явились современные научные представления отечественных психологов об основных закономерностях формирования личности как в условиях нормального, так и аномального развития (А.Н. Гвоздев, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная, У.В. Ульенкова и др.)
Экспериментальная база исследования: ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессилпровождения».
В исследовании участвовало 12 детей, 8 из них имеют общее недоразвитие речи и посещают среднюю группу логопедического детского сада, и 4 ребенка из массового детского сада. Возраст детей – 4-5 лет.
Для выявления особенностей поведения в конфликтах у дошкольников использовались: наблюдение, анализ семейной ситуации, а также психодиагностические методики, направленные на выявление личностных характеристик.
Результаты проведенной работы, позволяют уточнить роль средовых условий в процессе формирования психики ребенка с недостатками речевого развития.
Структура работы. Работа состоит из содержания, введения, двух глав (разбитых на параграфы), заключения, списка литературы и приложений.
Список литературы
Заключение
Итак, проблема взаимодействия детей в группе изучена недостаточно, наличие речевого дефекта оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребенка и его отношений с окружающими. Особенности взаимодействия таких детей формируются специфично в связи с особенностями их личностного развития.
Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, понимание соотношения первичных и вторичных нарушений необходимо при направлении детей в специальные учреждения, выборе адекватных коррекционных мероприятий, предупреждении нарушений чтения и письма в начальной школе.
Для всех детей с общим недоразвитием речи характерны общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Они малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют, играют молча, часто создают конфликтные ситуации, активно включаются в конфликты, возникшие между другими детьми.
Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.
Мы предположили, что дети с ОНР отличаются эмоциональной неустойчивостью и конфликтностью и провели исследование на базе ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения».
В результате анализа семейной ситуации, мы выяснили, что трое детей с ОНР живут в неблагополучных семьях и являются свидетелями родительских конфликтов. Все дети с ОНР не посещают детские кружки и развивающие занятия. В большинстве семей не занимаются регулярно дома с детьми. У детей с родовой травмой, не смотря на регулярные занятия и благополучную обстановку в семье, имеется общее недоразвитие речи.
Дети с ОНР отличаются большей конфликтностью в поведении. Они часто проявляют агрессию, мешают играть другим детям, или наоборот, замыкаются в себе и не хотят общаться с другими. Некоторые дети с ОНР охотно слушают других, не принимая участия в разговоре. Один мальчик отличается неуравновешенным поведением, он смеется и веселит других, но спустя некоторое время проявляет агрессию к товарищам по играм. Дети с ОНР часто просят о помощи воспитателя, так как другие дети их не всегда понимают.
У детей без нарушений речи также имеются нарушения поведения, но они менее выражены. Дети без речевых нарушений более общительны при групповом взаимодействии. Они делятся игрушками, выбирают более спокойные игры, в которых ведут активные диалоги. Конфликтов среди них значительно меньше.
Таким образом, гипотеза о том, что дети с ОНР отличаются эмоциональной неустойчивостью и конфликтностью, полностью подтвердилась.
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
1. Бадалян Л.О. Невропатология-М.: Про¬свещение, 2001.-374с.
2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. — М.: Просвещение, 2001.-386с.
3. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч. 6т.М.,2004.Т.4., -458с.
4. Гадиева Г.Г. Уроки обучения чтению и письму. — Ж.: РИПКРО, 1993.
5. Гвоздев А.Н. Усвоение речи ребенком. - М., 2005.-359с.
6. Деятельность и взаимоотношения дошкольников./ Под редакцией Т.А.Репиной. М.1987 г.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников - М.: 2005.- 374с.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.5 1973.-293с.
9. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М, 1999.-266с.
10. Левина Р.В. Коррекция нарушений речи у уча¬щихся общеобразовательной школы. — М.: Просвеще¬ние, 2004.-276с.
11. Методы обследования речи у детей. /Под ред. Чиркиной В.В., Власенко И.Т. — М.: РИПКРО; 2006.-346с.
12. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.: «Педагогика», 2005. – 360с.г.
13. Специальная психология. /Под ред. Левиной Р.Е. — М.: Просвещение, 2005.-274с.
14. Обучение детей с задержкой психического разви¬тия. /Под ред. Лубовского В.И. — Смоленск, Ин-т коррекционной педагогики РАО — изд-во "Россияне", 1994.-356с.
15. Рояк А.А. «Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка». М; «Педагогика», 2006.-380с.
16. Сенько Т.В. «Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения» // Вопросы психологии, 2001 г., № 5. С.7.
17. Селиверстов В. И. Нарушения темпа речи // Заикание.— М., 1979.— С. 8.
18. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онто¬генезе. — М., 2005.-359с.
19. Соловьева Л.Г. «Особенности коммуникации детей с общим недоразвитием речи» // Дефектология, 2006 г., № 1. С.26.
20. Спирова Л.Ф. Особенности психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Просве¬щение, 2000.-257с.
21. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. -М, АСТ-Пресс, 2004.-357с.
22. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду.-М.: Маяк., 2006.-258с.
23. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. - М, Просвещение. 2003.-374с.
24. Чуковский К.И, От двух до пяти. – М.: Наука. 1958 – 264с.
25. Шевандрин Н.И. Выявление уровня развития межличностных отношений группы на основе её ценностно-ориентационного единства: Автореф дис.канд. псих. наук. М., 2004.-373с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
800
Скачать бесплатно
28551.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.