У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Взаимосвязь самооценки дошкольника и его социального статуса в детском коллективе
Количество страниц 35
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28573.doc 
Содержание Оглавление



Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению коллектива, как социального феномена, в психологической науке 4
1.1. Понятие коллектива 4
1.2. Основные характеристики коллектива 7
Вывод по главе 1 10
Глава2. Теоретические аспекты развития самооценки у детей дошкольного возраста 10
2.1. Понятие, значение и структура самооценки 10
2.2.Особенности самооценки в дошкольном возрасте 16
Выводы по главе 2: 19
Глава3 Эмпирическое исследование соотношения самооценки и социального статуса в группе сверстников 20
3.1 Цели, задачи, методология исследования 20
3.2. Результаты и их обсуждение 23
Выводы по главе 3: 28
Заключение 29
Библиография 30





Введение



Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином самооценка.
Самооценка возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.
Исследованиями в этой области занимались многие психологи – Бернс Р, Божович Л.И, Бороздина Л.В и др.
Цель исследования: Установить наличие и характер взаимосвязи между самооценкой и социальным статусом дошкольника в группе.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие детского коллектива как социального феномена;
- проанализировать основные характеристики коллектива;
- рассмотреть теоретический аспект формирования самооценки в дошкольном возрасте;
- подобрать методы исследования самооценки и социального статуса ребенка-дошкольника;
- провести опытно-экспериментальную работу по теме исследования;
- выявить взаимосвязь самооценки ребенка и его статуса в детском коллективе.
Объект исследования: дети различного возраста с разным социометрическим статусом.
Предмет исследования: самооценка дошкольников с разным социометрическим статусом.
В исследовании выдвигается гипотеза – самооценка дошкольника находится в прямой зависимости от его социального статуса в коллективе: чем выше уровень самооценки, тем выше социальный статус ребенка.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа литературы мы устанавливаем соотношение между двумя научными понятиями, рассматривая самооценку как фактор личностного развития.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателей детских садов.
В курсовой работе применялись следующие методы:
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования;
2. Метод эксперимента;
3. Наблюдение;
4.Методы статистической обработки результатов.
Курсовая работа состоит из:
- введения в котором обоснована актуальность проблемы, дан объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза, даны методы использовавшиеся в работе.
- первой главы «Теоретический аспект развития самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста» - в ней проведен анализ теоретических источников по проблеме.
- 2 главы, в которой дан материал практического исследования.
- списка литературы.

Список литературы Заключение


Проанализировав теоретический материал и проведя экспериментально – практическую работу, мы определили основные особенности развития самосознания в дошкольном возрасте.
Проанализировав теоретические понятия самооценки, мы выяснили, что "самооценка" является частью самосознания, частью всесторонне развитой личности.
Без объективной самооценки не может быть осознанного понимания жизненных ситуаций. Также было выявлено, что самосознание и самооценка как часть самосознания, взаимосвязаны с социальным статусом ребенка в группе сверстников.
Таким образом, психическое развитие человека, становление его как личности связано с формированием самосознания – осознанием и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу. Другим важным фактором развития личности является самооценка.
Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности,— сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием. Самосознания вырабатывает у ребенка самооценку и оказывает влияние на социальный статус дошкольника. В следующей главе мы проведем экспериментальное исследование самосознания и социального статуса ребенка в группе.
Формирование самосознания и самооценки происходит в процессе общения в определенной группе (группа детского сада), вследствие чего общение становится важным фактором развития самосознания. Общение в группе сверстников предполагает наличие социальных ролей и определенного социального статуса индивида в этой группе.
В своей работе мы проанализировали эту взаимосвязь, тем самым в курсовой работе была доказана гипотеза - самооценка дошкольника находится в прямой зависимости от его социального статуса в коллективе.






Библиография


1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.С. Социально-психологические методы исследования. М., 1987. С. 91-114.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект-Пресс, 1999
3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ.высш.пед.заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
4. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989
5. Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г., 656 с.
6. Дереклеева Н. И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. М., «Вербум-М», 2001
7. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88
8. Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г
9. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М..1975
10. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996
11. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. // Ученые записки Пермского Пед.ин-та.,1970., Т.77, с. 8-12.
12. Родина О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога// Вестник МГУ. Сер.14, Психология. 1996 г., №3, с .60-67
13. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — Т. 1.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999 г., 720 с.
15. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1997
16. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. Спб.: Изд-во С-пб ун-та, 1997 г., с.240
17. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой.- Тбилиси: Мецниереба, 1989
18. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., ЦГЛ «Народное образование», 2002
19. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия её формирования у школьников// Учёные записки Тамбовского Пед. инст-та, 1956 г., Вып.10, 173 с.
20. Славнов С.В. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции// Психологический журнал, 2003 г., т.24, с.82-90
21. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004
22. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972
23. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. — М., 1980
24. Шибутани Т. Я – концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара., 2003г
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно 28573.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.