У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Деятельность сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих детей дошкольного возраста в период подготовки их к обучению в школе
Количество страниц 80
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 28661.doc 
Содержание Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы расширения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе 8
1.1 Понятие речь и основные этапы ее развития в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Расширение словарного запаса старших дошкольников в процессе подготовки их к школе 28
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Особенности деятельности сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников 36
2.1. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Своеобразие словарного запаса речи слабослышащих старших дошкольников. 45
2.3. Деятельность сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников 49
Выводы по главе 2 56
Глава III. Экспериментальная работа по выявлению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников и его расширению 57
3.1 Изучение состояния словарного запаса слабослышащих старших дошкольников 57
3.2 Анализ результатов исследования уровня словарного запаса слабослышащих дошкольников 62
3.3 Основные направления работы сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников в период их подготовки к школе 65
Вывод по главе 3 73
Заключение 74
Список литературы 75

Введение

Одной из самых дискуссионных проблем образования детей с ограничен-ными возможностями здоровья конца XX начала XXI в. в России является про-блема интеграции. Сложившаяся у нас система дифференцированного подхода к обучению лиц с нарушениями слуха решала её исключительно средствами специального образования.
В 90-е годы под влиянием либерально-демократических преобразований происходит переосмысление сложившейся практики обучения лиц с ограни-ченными возможностями здоровья, и на смену прежней парадигме обществен-ного и государственного сознания «полноценное большинство» -«неполноценное меньшинство» приходит новая - «единое сообщество», т.е. парадигма интегра-ции.
В решении проблемы интеграции ведущее значение имеет дошкольный возраст как сенситивный период для развития различного рода практических, умственных способностей, выработки нравственно волевых качеств, формиро-вания характера и личности ребёнка в целом.
Вместе с тем вполне очевидно, что далеко не все слабослышащие дети могут успешно интегрироваться в массовую школу. Для этого необходимо со-блюдать ряд условий. В ранний и дошкольный возраст необходимо создать специальные образовательные условия для развития речевого слуха, обогащения практики речевого общения со слышащими людьми.
Особенно актуально это в настоящее время в связи с увеличением потока информации и необходимости увеличения словарного объёма детей.
В системе просвещения нашей страны имеется развёрнутая сеть специ-альных учреждений и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности с расстройством слуха.
Главные идеи отечественной сурдопедагогики, которые легли в основу содержания и методов учебно-воспитательного процесса были сформированы в 50-70 годы.
Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной разработана научно мотивированная концен-трическая система формирования устной речи. Закономерности и этапы овла-дения фонетическим, словарным и грамматическим строем языка подробно и разносторонне исследовались Р.М. Боскис, К.Г. Коровиным. Развитием речи слабослышащих детей занимался А.Г. Зикеев.
Л.П. Носковой были созданы теоретические основы дифференцированного подхода к обучению, развитию и использованию остаточного слуха, внедрению прнцыпа деятельностного подхода, в том числе к формированию речи.
Головчиц показала необходимость учёта взаимоотношений слова с дру-гими единицами в языковой системе и программирования условий для мотиви-рованного употребления слов при разработке системы отбора и последователь-ности работы над словарём в условиях специального дошкольного учреждения.
Количественная сторона овладения словарём анализировалась Л.Н. Нос-ковой, С.А. Зыковым.
Занимаясь проблемой отбора детей в специальные дошкольные учрежде-ния А.А Венгер, Г.А. Выгодская, Э.И. Леонгард отмечают, что чем раньше ре-бёнок попадает в условия специальной коррекционно-развивающей работы, тем более полной может оказаться компенсация дефекта и готовность к обучению в школе.
В большей степени именно от уровня развития речи зависит в дальнейшем успешное обучение слабослышащих в школе. Это и определило выбор данной темы: «Деятельность сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих детей дошкольного возраста в период подготовки их к обуче-нию в школе».
Целью нашего исследования является: теоретически изучить деятельность сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих дошкольников и определить практические возможности работы в период подготовки к школе.

Объект исследования является: развитие словарного запаса слабослыша-щих дошкольников в период их подготовки к школе.
Предмет исследования является: деятельность сурдопедагога по расши-рению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников в период их подготовки к школе.
Гипотезой исследования является предположение о том, что при целена-правленной работе сурдопедагога с детьми дошкольного возраста по расшире-нию их словарного запаса данный процесс будет эффективен при соблюдении следующих условий: разработке и реализации программы деятельности сурдо-педагога в условиях ДОУ; привлечении родителей к данному процессу; всесто-роннее использование возможностей расширения словарного запаса.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы нами были определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме исследования.
2. Охарактеризовать особенности словарного запаса слабослышащих
старших дошкольников.
3. Выявить уровень сформированности словарного запаса
слабослышащих старших дошкольников.
4. Составить программу деятельности сурдопедагога со слабослыша-щими дошкольниками по расширению их словарного запаса.
5. Определить эффективность предложенной нами программы.
Методами исследования являются: теоретические – анализ литературы, обобщение и систематизация материала; практические – тестирование, модели-рование, наблюдение.
Список литературы Заключение

Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обоснование с неизбежностью должно опираться на углубленный психологический и физиологический анализ особенностей развития этих детей.
В системе просвещения нашей страны имеется развернутая сеть специ-альных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают не-обходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности с расстройством слуха.
В отличие от нормально слышащих детей слабослышащие дети из-за крайних затруднений в восприятии речи окружающих в достаточной мере овладевать речью в раннем возрасте. Неполноценное восприятие речи окружа-ющих лишает детей возможности расслышать звуковой состав слов. Речь звучит для этих детей как неясные, нечленораздельные, искаженные и притом не-константные (непостоянные) звуковые комплексы. В этих условиях оказывается невозможным или в очень малой мере возможным подражание речи окру-жающих и усвоение значений слов, фраз, выражений.
Формирование речи слабослышащего ребенка должно строиться с учетом и специфики развития его речи, и особенно усваиваемого языкового материала: его частотности (употребительности), сочетаемости и т. д. Поэтому при отборе и организации лексики и синтаксических структур необходимо исходить не только из того, лак они представлены в речи слабослышащих, но и из того, какую роль они играют в системе языка.
Проведенное нами исследование позволило определить возможности дея-тельности сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих дошкольников, доказав определенные положения в теории и практике.



Список литературы

1. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте. Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1995.
2. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9
3. Бакина М. Современные дети, современные игры – дошкольное воспита-ние – 2005 - №4. – с.58
4. Белкин Е. Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения // Начальная школа. – 2001. - №4
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание : Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М. : Академия, 2003. - 208 с.
6. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектоло-гии. – М.: Просвещение, 1987. – 212 с.
7. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н., Фомичева М.Ф. Основы логопедии с прак-тикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 200с.
8. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых : Пособие для логопеда / Н.А.Гегелия. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
9. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
10. Глазкова Т. А. Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности // Начальная школа. – 1999. - №7
11. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям до-школьного возраста.- М. , 1995.
12. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тен-денции в обучении и воспитании. – М.: Изд-во ГНОМиД. 2001. – 448 с.
13. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. - /Авт. –сост. Н.Д. Шматко. – М.: «АКВАРИУМ - ЛТД», 2001. – 128 с.
14. Дубровина И. В.Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихотан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999
15. Дыбиа О. Игра – путь к познанию предметного мира – дошкольное воспи-тание. – 2005 - №4. – с.14.
16. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,1991
17. Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития ре-чи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 1999.
18. Зябкина И. Методика обучения игре – дошкольное воспитание – 2005 - №4. – с.124.
19. Игра дошкольника. /Под редакцией С. Л. Новосёловой. – М.: «Просвеще-ние»,1989.
20. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей/Под общ. ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Дону: РГПУ, 2001. – 138 с.
21. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
22. Кутузова И. Развитие игровой деятельности – дошкольное воспитание – 2003 - №5. – с.-25.
23. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Ака-демия», 2000.
24. Клименкова О. Игра как азбука общения – дошкольное воспитание – 2002 - №4. – с.-7.
25. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.
26. Коррекционная педагогика. – М.: Гардарика, 1998. – 146 с.
27. Лесскис И., Лисютенко О., Прочухаева М. Групповая игротерапия – до-школьное воспитание – 2002 - №4. – с.-33. 28.
28. Люблинская А.А. Детская психология. Учеб. пособие для студ. пед. ин-ов. М., «Просвещение», 1971.
29. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4 – с. 105
30. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей.-М.,1975.
31. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988.
32. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.
33. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
34. Максаков А. И.Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988.
35. Менджерицкая Д. В.Воспитателю о детской игре/ Под редакцией Т.А.Марковой Москва «Просвещение»1982.
36. Никифорова Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста – дошкольное воспитание – 2007 - №3. – с.-114.
37. Немов Р.С. Психология. Том 2, Москва, 1998г.
38. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995г.
39. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
40. Основы специальной психологии/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени.– М.: Издат.центр «Академия», 2002. – 480 с.
41. Основы теории и практики логопедии./Под ред. Р.Е.Левиной – М., 1968.
42. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Учебник. -М., Российское педагогическое агенство.,1996.
43. Поваляева М.А. Помощник дефектолога. - Ростов н/Дону: РГПУ, 1997. – 120 с.
44. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Дону: РГПУ, 2001. – 448 с.
45. Поваляева М.А., Караханян Л.Р. Поиск нетрадиционных методов в кор-рекционной педагогике. - Ростов н/Дону: РГПУ, 1997. – 70 с.
46. Поваляева М.А., Лещенко А.Н. Личностно-ориентированный подход в коррекционной и лечебной педагогике/Коррекционная педагогика. Взаи-модействие специалистов. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
47. Подласый И. П.Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
48. Пожиленко Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология. – 1995. -№3. – с.76
49. Подобед С. Помогаем детям с тяжелыми нарушениями речи // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – с. 71
50. Прохода М. Карта развития ребенка. Коррекционно-педагогические про-блемы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1 – с.66
51. Пожиленко Е., Игнатьева Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь // Дошкольное воспитание. – 2005. - №5. – с. 36
52. Река Л. О занятиях по развитию речи. / Дошкольное воспитание 1990 г. № 10
53. Репит М.Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Че-боксары, 1980 г.
54. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. – М.: Изд-й центр «Академия», 2004.
55. Селивестров В.И.. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.
56. Сиднева М., Тимофеева Л. Познавательно – речевое развитие – дошкольное воспитание – 2005 - №9. – с.-19.
57. Солнцева О. Играем в сюжетные игры – дошкольное воспитание – 2005 - №4. – с.23.
58. Солюс О.П. Пособие по исправлению недостатков произношения. –М.: Просвещение, 1979. –16 с.
59. Сомкрова О. Развиваем речь детей // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1 – с. 37
60. Смирнова А.А, Леонтьева А.Н., Рубинштейн С.Л. Психология. Москва, 1962г.
61. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельно-сти – дошкольное воспитание – 2002 - №4. – с.-70.
62. Флерова Ж. М. Логопедия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
63. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 1989г.
64. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе издание, дополненное и переработанное. – М.: Изд-во «совершенство», 1998.
65. Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособие для студентов высших и сред-них специальных педагогических учебных заведений: в 2 т./ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.
66. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.- М., 1982.
67. Шуман В. П. Актуальные вопросы обучения // Образование в современной школе. – 2002. - №1.
68. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособия для практ. работников ДОУ/Г.С. Швайко; под ред. В.В. Гербовой.- 4-е изд.- М.: Айрис - пресс, 2007.
69. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
70. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Изд-й центр «Академия»: 2004.
71. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразова-тельной школы. – М., 1980.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Скачать бесплатно 28661.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.