У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Количество страниц 86
ВУЗ Челябинский институт (филиал) ГОУ ВПО РГТЭУ
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 28706.doc 
Содержание СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие самооценки и особенности ее проявления в старшем дошкольном возрасте 7
1.2. Понятие тревожности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста 22
1.3. Соотношение тревожности и самооценки в детском возрасте 35
Выводы по Главе 1 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 51
2.3. Выводы по результатам исследования 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Обращение к проблеме взаимосвязи са-мооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста обусловлено той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности старшего дошкольника. Самооценка, представляющая собой слож-ное системное образование, взаимосвязанное с факторами психического раз-вития, является компонентом самосознания, а в детском возрасте – стержнем процесса становления личности. Самооценка – это не просто знание самого себя как набора отдельных характеристик, это отражение определенного от-ношения к себе, осознания себя как некоего устойчивого объекта. Формируя у индивида потребность соответствовать не только уровню оценок окружа-ющих, но и уровню собственных личностных оценок, самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой, т.е. является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Са-мооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Являясь центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направление и уровень актив-ности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
Проблеме самооценки посвящено большое число работ отечественных и зарубежных исследователей (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Дж. Брунер, Э.А. Голубева, Э. Эриксон, К. Роджерс и др.). Исследованию закономерностей формирования самооценки в детском возрасте посвящены работы Л.С. Выготского, П.П. Блонского, Ю.К. Бабанского, О.А. Белобрыкиной, Л.И. Бо-жович, В.А. Горбачевой, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.И. Липкиной, Д.Б. Эль-конина, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько, Л.И. Уманец и др. Осо-бенности самооценки при отклоняющемся развитии рассматривали Б.В. Зей-гарник, А.Р. Лурия, Е.Т. Соколова, Е.О. Федотова и др. В этих и других рабо-тах было показано, что истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки признан старший дошкольный возраст, поскольку он связан с формированием новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения.
Регулятором психического развития в дошкольном детстве являются эмоции, которые господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Несо-вершенство в восприятии и понимании чувств у дошкольника влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств и отношений к различным сторонам действительности, в том числе к самому себе. Специфика детско-родительских отношений, доброжелательный или недоброжелательный стиль общения со значимыми взрослыми в большинстве случаев оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка и его самооценку. Как свидетельствуют недавние исследования, наиболее распространенным явлением в дошкольном возрасте является повышенная тревожность, которая понимается как переживание диффузного опасения и как склонность индивида реагировать подобным образом в различных ситуациях. Проблема тре-вожности является предметом многочисленных исследований в психологии, социологии, философии, биологии, медицине. Психологической проблеме тревожности посвящены работы З. Фрейда, Дж. Уотсона, Ч. Спилбергера, Р. Мэя, В. Франкла и др. Проблемы детской тревожности исследовали А.М. Прихожан, В.М. Астапов, А.В. Басов, Е.И. Савина, А.И. Захаров, Н.Н. Лав-рентьева, Дж. Боулби и др. Тем не менее, многие авторы указывают на то, что проблема детской тревожности актуальна в настоящее время ввиду того неблагоприятного влияния, которое чрезмерная тревожность способна на все дальнейшее психическое развитие ребенка.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется значимостью старшего дошкольного возраста для становления эмоциональной сферы и самооценки ребенка с точки зрения их дальнейшего развития и влияния на личность, а также широкой распространенностью тревожных рас-стройств у детей данной возрастной группы.
Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально про-верить соотношения показателей тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – особенности тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: между уровнем тревожности ребенка старше-го дошкольного возраста и уровнем его самооценки существует отрицательная взаимосвязь.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме соотношения показателей тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследовать показатели тревожности и самооценки в группе детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести анализ соотношения показателей тревожности и самооценки методами математической статистики.
4. На основе статистически значимых результатов исследования сфор-мулировать выводы и практические рекомендации для родителей и педагогов.
Методологическую основу работы составили принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, представления отечественных психологов об активной роли психического образа, в том числе и образа Я, в возникновении и регулировании деятельности (Зинченко, 1991; Смирнов, 1993 и др.), о зависимости деятельности от образа мира (Леонтьев, 1986), а процессов саморегуляции – от образа Я, самосознания, представление о си-стемной организации различных уровней регуляции деятельности.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, психометрия (тестиро-вание с помощью проективных тестов), методы математико-статистического анализа данных.
Экспериментальными методиками являются:
1) Проективная методика Дембо-Рубинштейн «Лесенка», направленная на диагностику уровня самооценки.
2) Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука, направлен-ная на диагностику особенностей эмоционально-личностной сферы.
3) Проективная методика Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, направленная на диагностику уровня тревожности в различных сферах.
4) Проективная методика «Я, Добро и Зло», направленная на диагно-стику уровня самооценки и уровня тревожности.
Теоретическая значимость исследования. Исследование решает частную научную проблему соотношения самооценки и тревожности в стар-шем дошкольном возрасте и в то же время позволяет получить целостное и непротиворечивое представления о структуре личности и ее развитии в онто-генезе. Кроме того, в исследовании отражен новый аспект механизма форми-рования патопсихологических личностных характеристик, что открывает до-полнительные возможности для разработки научно-обоснованных методов профилактики и коррекции указанных нарушений.
Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования психолого-педагогических рекомендаций в практике школьного психолога родителями и педагогами для коррекции уровней самооценки и тревожности старших дошкольников.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование показали, что проблема соотношения самооценки и тревожности ребенка старшего до-школьного возраста представляет актуальность в связи с той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности старшего до-школьника.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт сво-его существования, однако в начале этого периода дети еще не имеют спо-собности оценивать себя адекватно и склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрос-лых. К завершению дошкольного периода у ребенка развивается способность верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отноше-ние к ним со стороны окружающих. Соотношение эмоционального и когни-тивного компонентов несколько гармонизируется, за счет чего создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.
Между уровнем тревожности и самооценки в старшем дошкольном возрасте существует тесная двусторонняя связь. Наиболее часто заниженной самооценке соответствуют повышенные показатели тревожности, что под-тверждают выявленные нами значимые отрицательные связи между показа-телями самооценки и тревожности у детей в начале старшего дошкольного возраста. Однако к концу дошкольного возраста эти связи утрачивают стати-стическое значение, что может быть связано с созреванием самооценки, уровня притязаний и произвольных форм саморегуляции.



ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е изд. [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2008. – 380 с.
2. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
3. Астапов, В.М. Тревожность у детей: 2-е изд. доп. и испр. [Текст] / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
4. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольни-ков [Текст] / О.В. Белановская. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 102 с.
5. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие само-оценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31-38.
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007. – 334 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психо-логов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
8. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.
9. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А.Я. Варга. – М.: Изд-во МПСИ, 2001. – 206 с.
10. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка [Текст] / Е.Н. Васина // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 146-149.
11. Волков, Б.С. Возрастная психология. Кн.1: От рождения до поступления в школу: Учебное пособие для вузов [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2008. – 366 с.
12. Волков, Б.С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
13. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н.И. Вьюнова, К.М Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Академический проект, 2003. – 253 с.
14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
15. Диагностика эмоционально-нравственного развития: Практикум по психодиагностике [Текст] / Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб.: Речь, 2002. – С. 176 с.
16. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: 4-е изд., пере-раб. и доп. [Текст] / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
17. Залученова, Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности: Автореф. дис. ... канд. психол. н. [Текст] / Е.А. Залученова. – М., 1995. – 24 с.
18. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. За-порожец – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
19. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М.: Каро, 2006. – 672 с.
20. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Заха-рова. – Минск: Изд-во Университетское, 1993. – 320 с.
21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2007. – 784 с.
22. Клиническая психология [Текст] / Под редакцией М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 1998. – 985 с.
23. Кляйн, М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональ-ной жизни ребенка [Текст] / М. Кляйн // Психоанализ в развитии: сбор-ник переводов / сост. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 176 с.
24. Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии: сборник статей. – Ставрополь, 2007. – с. 16-20
25. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, 1997.
26. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
27. Кочубей, Б.И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова // Семья и школа. – 1988, № 10. – С. 8-10.
28. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова. – М.: Знание, 1988. – 128 с.
29. Кравцова, М.И. Тревожные дети [Текст] / М.И. Кравцова // Школьный психолог. – 2003, № 19. – С. 6-7.
30. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.
31. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
32. Макшанцева, Л.В. Диагностика и профилактика тревожности у до-школьников [Текст] / Л.В. Макшанцева. – М.: МГППИ. – М., 2000. – 270 с.
33. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Ме-щеряков, В.П. Зинченко. – М., 2000.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 640 с.
35. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.
36. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
37. Нуллер, Ю.Л. Тревога и ее терапия [Текст] / Ю.Л. Нуллер // Психиатрия и психофармакология. – 2002. – Т. 4. – № 2. – С. 7-10.
38. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Триволта, 2001. – 380 с.
39. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии [Текст] / В. Оклендер. – М.: Класс, 2005. – 214 с.
40. Попов, Ю.В. Тревожные состояния в Международной классификации психических болезней 10-го пересмотра [Текст] // Психиатрия и пси-хофармакотерапия. – 2002. – Т. 4. – № 2. – С. 4-6.
41. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
42. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Мос-ковский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
43. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 240 с.
44. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития [Текст] / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, Еврознак, 2006. – 651 с.
45. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии [Текст] / Е.С. Романова. – СПб: Речь, 2001. – 416 с.
46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубин-штейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
47. Семейное воспитание: Хрестоматия [Текст] / сост. П.А. Лебедев. – М.: Academia. 2001. – 408 с.
48. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – М.: Речь, 2007. – 350 с.
49. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии [Текст] / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224-234.
50. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг [Текст] / П.В. Симонов // Психо-логия эмоций / Сост. Г.М. Бреслав. – М.: Академия, 2004. – 544 с.
51. Славина, Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды, структура [Текст] / Е.А. Славина // Семейная психология и семейная терапия. – 2001, № 3. – С. 21-24.
52. Соловьева, С.Л. Медицинская психология: новейший справочник прак-тического психолога [Текст] / С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.
53. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
54. Столяренко, Л.Д. Сто экзаменационных ответов по педагогике [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Дону: МарТ, 2001. – 256 с.
55. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2008. – 608 с.
56. Холмогорова, А.Б. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. – 2000. – № 1. – С. 94-102.
57. Хорни, К. Собрание сочинений в 3-х томах: пер. с англ. [Текст] / К. Хорни. – М.: Смысл, 2007. – Т. 2. – С. 480.
58. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и при-менение: 3-е изд. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: ПитерКом, 2002. – 608 с.
59. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
60. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход: пер. с англ. [Текст] / А. Эллис. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с.
61. Шапарь, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] / О.А. Шапарь. – М.: Владос, 2001. – 386 с.
62. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного вос-питания дошкольников [Текст] / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 1983, №8. – С. 55-61.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Скачать бесплатно 28706.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.