У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Особенности эмпатийного потенциала педагогов ДОУ с различными стилями управленческой деятельности
Количество страниц 96
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 28823.doc 
Содержание Оглавление

Введение.........................................................................................................3
Глава I. Рассмотрение проблемы особенностей эмпатийного потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения с различными стилями управленческой деятельности
1.1. Значение эмпатийного потенциала в регуляции поведения..............6
1.2. Особенности управленческой деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения...................................................................18
Выводы по I главе.................................................................................................34
Глава II. Экспериментальная работа по изучению зависимости стиля управленческой деятельности педагога от его эмпатийного потенциала
2.1. Условия протекания эксперимента; характеристика используемых методик.........................................................................................................35
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы..............................41
2.3. Рекомендации по развитию эмпатийного потенциала педагогов...47
Выводы по II главе................................................................................................58
Заключение............................................................................................................59
Список литературы...............................................................................................61
Приложения...........................................................................................................67


Введение
В связи с перестройкой системы образования, связанной с ее гуманизацией и демократизацией, и переходом на новый стиль взаимоотношений педагога с учащимися – творческое сотрудничество, особую актуальность приобрела культура межличностных отношений.
В настоящее время в педагогике и педагогической психологии одновременно с формированием интеллектуальной сферы осознается необходимость развития нравственной, эмоциональной сферы воспитанника. Сегодня принципиальными являются положения о том, что образование наряду с познавательной функцией должно реализовывать психолого-педагогическую функцию – создание условий для формирования внутреннего, субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Ситуация, сложившаяся в данное время в образовании, достаточно сложна. Снижение уровня культуры разных слоев российского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что вызывает беспокойство не только педагогов, но и у людей, чья деятельность связана непосредственно с межличностным взаимодействием. Актуализация принципиально новых ценностей в образовании породила запрос общества на педагога новой формации.
Российской школе крайне необходим педагог высокой культуры, способный к рефлексии, к контролю и коррекции своих действий и поступков, педагог-интеллигент, способный не только красиво говорить, но и внимательно слушать, глубоко понимать другого человека. Интеллигентность неразрывно связана с нравственностью, с познанием ценностей и особенностей другой личности, с установкой на конструктивный диалог, со стремлением понять и оценить каждую личность, с проявлением отзывчивости, с готовностью помочь.
Следовательно, в условиях совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях должны возрастать требования к формированию нравственных качеств личности, которые непосредственно, или опосредовано проявляются в сопричастности к проблемам, радостям и горестям, успехам и неудачам других людей. Так происходит реализация лучших личностных качеств людей: человеколюбие, сочувствие, сопереживание. В свою очередь, эмоции и чувства являются отражением окружающей действительности, находятся в сложной зависимости от личностных особенностей, прошлого опыта, интересов, потребностей, от воспитательных взаимодействий.
Противоречие – между наличием зависимости управления эмпатийного потенциала педагога от стиля его управленческой деятельности и недостаточным вниманием к проблеме развития эмпатийного потенциала педагогов и определило выбор темы выпускной квалификационной работы «Особенности эмпатийного потенциала педагогов ДОУ с различными стилями управленческой деятельности».
Развитие образовательной ситуации и педагогической реальности предполагает усложнение управления. Педагогу важно овладеть способами управления, которые учитывали бы всю сложность и неоднозначность многообразных явлений, существующих «внутри» педагогического процесса. Управленческая деятельность педагога особенно необходимо в дошкольном образовательном учреждении, когда дошкольники очень чувствительны к влиянию взрослого, когда у них еще только начинает развиваться рефлексивное сознание, а их способности к самоуправлению пока еще мало развиты.
Желаемого результата педагог может добиться не только благодаря своим интуитивным управленческим действиям, в том числе и владением эмпатией.
Однако, развитию эмпатийного потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание. Поэтому нами была сформулирована следующая проблема: выявление взаимосвязи эмпатийного потенциала и стиля управленческой деятельности.
Цель исследования: изучить особенности эмпатийного потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений с различными стилями управленческой деятельности
Объект исследования: эмоциональное состояние педагогов.
Предмет исследования: зависимость эмпатийного потенциала педагога от стиля управленческой деятельности.
Гипотеза исследования: эмпатийный потенциал педагога находится в зависимости от стиля его управленческой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Выявить значение эмпатийного потенциала.
3. Рассмотреть особенности управленческой деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
5. Разработать рекомендации по развитию эмпатийного потенциала.
Методы исследования:
- теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- экспериментальные: анкетирование, тестирование; констатирующий эксперимент;
- методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: статистическая обработка, интерпретация результатов.
База: МДОУ № 274 г. Челябинска.
В исследовании приняли участие педагоги в возрасте 20- 55 лет в количестве 15 человек (женщины).
Список литературы Заключение
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами было изучено освещение проблемы эмпатии, рассмотрены вопросы стиля управленческой деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Несомненно, демократический стиль деятельности, а не авторитарный, является наиболее приемлемым для современного педагога. Именно он способствует решению проблемы гуманизации отношений детей и взрослых в современной школе, формированию у детей общественно значимых личностных качеств. Следовательно, педагогической задачей образовательных учреждений в настоящее время является не только передача информации, но и создание психолого-педагогического климата доверия, а также условий для достижения духовной общности учителя и учеников, сотрудничества, проявления эмпатии, улавливания настроения собеседника, умения решать и предотвращать конфликты, осуществлять взаимопомощь и дружелюбие.
Эмпатия является одним из важнейших профессионально-значимых личностных качеств педагога. Неприспособленность человека к эмпатийному общению может привести к серьезным конфликтам во взаимоотношениях с другими людьми. Таким образом, у современного человека, вообще, и педагога, в частности, способного жить и творить в ХХI веке, необходимо развивать эмпатию как важнейшее качество гуманной личности. Формирование эмпатии представляет собой ответ на нужды как общества, так и образования: общества – т.к. его проблемы могут быть решаемы только непредвзято мыслящими гражданами (эмпатия, толерантность и др.), ориентирующимися в различных проблемных ситуациях и воспринимающими друг друга как партнеров; образования – т.к., преследуя цели, адекватные нуждам общества, оно становится востребованным и получает должное внимание с его стороны.
Эффективным же процесс формирования эмпатии у детей будет лишь в том случае, если в лице педагога мы также увидим неравнодушного, нравственного, творческого, занимающего активную социальную позицию Человека. Готовность к развитию способности понимать личность ребенка предполагает ориентацию педагога на формирование у него таких личностных качеств, как эмпатия, эмоциональная устойчивость, умение создавать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания между учителем и учеником, влияние индивидуальных особенностей педагога на детей, а также направленность на самообразование и применение полученных знаний в своем опыте.
В ходе экспериментальной работы нами было установлено, что чаще других используются два стиля общения педагогов с дошкольниками: авторитарный стиль и стиль активного взаимодействия. Изучение эмпатийного потенциала показало, высокий уровень развития эмпатии наблюдается у 46,6% испытуемых; 19,9% респондентов показали средний уровень развития эмпатии; 33,5% педагогов продемонстрировали низкий уровень развития эмпатии. Математическая обработка результатов исследования выявила обратную связь между авторитарным стилем общения и эмпатийным потенциалом (при р≤0,01), а также прямую зависимость между стилем активного взаимодействия и эмпатийным потенциалом (при р≤0,01).
Нами составлена программа соцйиально-психологического тренинга, направленная на развитие эмпатии педагогов, а также представлены методические рекомендации для ее применения.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.




Список литературы

1. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком/ А.А. Бодалев. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 199с.
2. Бодалев, А. А. Личность и общение/ А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983. - 271с.
3. Большаков, В.Ю. Психотренинг: Социодинамика, упражнения, игры/ В.Ю. Большаков. – СПб.: Служба доверия, 1996 – 316
4. Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности/ Е.М. Борисова.- М.: Владос,2002.- 290 с.
5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/ В.В. Бойко. – М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 1996.- 245 с.
6. Брушлинский, А. В. Мышление и общение/ А.В. Брушлинский, А. В., В.А. Поликарпов. - Минск: Изд-во «Университетское», 1990. - 212с.
7. Бурнард, Ф. Тренинг межличностного взаимодействия/ Ф. Бурнард. – СПб.:Питер, 2001 – 250 с.
8. Ванершот, Г. Эмпатия как высвобождение совокупности микропроцессов в клиенте/ Г. Ванершот // После Карла Роджерса: психотерапия в XXI веке.- М.: Когито- Центр, 2002.- 450 с.
9. Вачков, И. Основы группового тренинга. Психотехники/ И. Вачков.- М.: Независимая фирма «Класс», 2001 – 176с.
10. Горянина, В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия/ В.А. Горянина //Психологический журнал. -1997.-№6.-С. 73-83.
11. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга/ О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2004 – 256 с.
12. Знаков, В. В. Понимание в познании и общении/ В.В. Знаков.- М.: ИП РАН, 1994. - 235 с.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480 с.
14. Изард, К.Э. Психология эмоций/ К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 1999.- 290 с.
15. Исмагилова, А.Г. Стиль педагогического общения как системное явление/ А.Г. Исмагилова // Системное исследование индивидуальности. - Пермь. 1991.-С.102-103.
16. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2005.- 670 с.
17. Ильин, Е. П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты/ Е.П. Ильин // Вопросы психологии.- 1988. -№ 6.- С. 85 – 94.
18. Ильин, Е. П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности/ Е.П.Ильин // Отв. ред. А. А. Крылов. Личность и деятельность.- СПб.: Речь, 2003.- 345 с.
19. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
20. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении/ В.А. Кан-Калик. –М..: Просвещение, 1987. – 390 с.
21. Клюева, Н.В. Программы социально-психологических тренингов/ Н.В. Клюева, М.А. Свистун..- Я.: НПЦ «Психодиагностика», 1992 – 70 с.
22. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий/под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова). - Л.: Лениздат, 1987.- 143с.
23. Коротаев, А.А. Качественная психологическая характеристика индивидуального стиля педагогического общения учителей/ А.А.Коротаев //Стиль деятельности и общения. - Пермь. 1992.- С. 79-81.
24. Крат¬кий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровско¬го, М. Г. Ярошевского. - М.: Наука, 1986. – 453с.
25. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.- 431 с
26. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие для технических вузов. Издание второе/ В.М. Кроль. - М.: Высшая школа, 2003.-324с.
27. Куницына, В.Н. Межличностное общение/ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова.- СПб.: Питер, 2002.- 345с.
28. Лабунская, В.А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения/ В.А. Лабунская// Психологический журнал.- 2003.- №5.-С.14-22.
29. Манджиева, Е.В. «Скрытое» управление в системе начального образования/ Е.В. Манджиева // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов XIII годичного собрания Южного отделения РАО и XXV психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 2006. Ч. IV. – С. 44 - 46
30. Манджиева, Е.В. Педагог как менеджер учебно-воспитательного процесса/ Е.В. Манджиева// Вопросы гуманитарных наук. – 2007. – № 2 (29). – С. 336 - 338
31. Манджиева, Е.В. Особенности харизматической личности учителя / Е.В. Манджиева // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы докладов XIV годичного собрания Южного отделения РАО и XXVI психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2007. Ч. I. – С. 248 - 252
32. Манджиева, Е.В. Личность педагога как менеджера учебного процесса / Е.В. Манджиева // Гегярлт. – 2007. – № 1 (32). – С. 156 - 159
33. Манджиева, Е.В. Этнопедагогический потенциал приемов «скрытого» управления / Е.В. Манджиева // Аспирант и соискатель. – 2007. – № 3. – С. 72 - 77
34. Манджиева, Е.В. Педагогический потенциал приемов «скрытого» управления/ Е.В. Манджиева // Образование и саморазвитие. – 2007. – № 7. – С. 140 – 145.
35. Машков, В.Н. практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента/ В.Н. Машков.- СПб.: Речь, 2005.- 304с.
36. Маствилискер, Э. И. О месте когнитивного стиля в структуре индивидуальности/Э. И. Маствилискер // Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колга. Таллинн, 1986.- 232 с.
37. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/ В.С. Мероин. -М.: Сфера, 1996.- 340 с.Мэй, Р. Искусство психологического консультирования/ Р. Мэй/Пер. с англ. Т.К. Кругловой.– М.: Независимая фирма "Класс",1994.- 390 с.
38. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений/ Н.Н. Обозов.- Киев: Лыбидь, 1990.- 191с.
39. Обозов, Н.Я. Психология менеджмента/ Н.Я. Обозов. – СПб: МАПН; Ака¬демия психологии предпринимательства и менеджмента, 1997. -153с.
40. Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко.- М.:Школа-Пресс, 2000.- 320с.
41. Педагогика/ Под ред. П.И, Педкасистого.- М.: педагогическое общество России, 2001.- 640с.
42. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.- М.: Большая российская энциклопедия Дрофа, 2003.- 527с.
43. Постников, П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ/ П.Г. Постников// Педагогика.- 2004.- № 5.- С. 61-66.
44. Практикум по психологии профессиональной деятельности/ под ред. Никифорова Г.С. Дмитровой М.А.- СПб.: Питер, 2000.- 395с.
45. Психология/ Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб: Питер, 2000.- 672с.
46. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., - М., 1990. - 494 с.35
47. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности/ А.А.Реан. -Ижевск, 2001.- 361с.
48. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - М.Наука, 1976. - 416 с.
49. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В.Сидоренко.- СПб.: Речь, 2003.- 350с.
50. Соловьева, Г.В. К проблеме формирования эмпатии как одного из личностных качеств будущего педагога/ Г.В. Соловьева. – Елабуга: Аструм, 2005.- 190 с.
51. Тарасова Л.В. Профессиональная компетентность как структурный компонент личности// Журнал прикладной психологии, 2004, №5.- С.45-49.
52. Толочек, В.А. Современная психология труда/ В.А. Толочек.- СПб.: Питер, 2006.
53. Толочек, В. А. Индивидуальный стиль деятельности — устойчивость и изменчивость/ В.А. толочек // Вопросы психологии. -1987. -№ 4. - С. 100 – 108.
54. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способностей человека/ В.Д. Шадриков.- М.: Логос, 1996 . - 320с.
55. Фетискин, Н.П. Социально –психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н.П. Фетискин.- М.: Издательство института Психотерапии, 2002.- 490 с.
56. Хрестоматия по социальной психологии: сост. Т.Кутасова.- М.: Академия, 1995.- 222с
57. Шкуратова, И.П. Стили общения/ И.П. Шкуратова// Прикладная психология.- 2001.-№6.- С. 6-27.
58. Щукин, М. Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности/ М.Р. Щукин // Вопросы психологии.- 1984. -№ 6. - С. 26 – 32.
59. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации/ П.М. Якобсон.- Москва – Воронеж: МПСИ. 1998. - 303 с.
60. Якунин, В.А. Педагогическая психология/ В.А. Якунин.- СПб.: Речь, 1998.- 638с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
800
Скачать бесплатно 28823.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.