У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Орнамент в дизайне и в обучении декоративно-прикладному искусству в школе
Количество страниц 46
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 28865.doc 
Содержание СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРНАМЕНТ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ И ДИЗАЙНЕ 7
1.1. Понятие и виды орнамента 7
1.2. Сущность орнаментального искусства 9
1.3. Композиционное построение орнамента 14
ГЛАВА 2. ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 22
2.1. Воспитательное значение орнаментального искусства 22
2.2. Орнамент как дидактическое средство 29
2.3. План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Характерные для России начала ХХI века процессы модернизации, инноваций в различных сферах общественного развития затрагивают и отечественное образование. Развитие лич¬ности становится смыслом и целью современной образовательной системы. Главная задача, стоящая перед педагогическим сообществом – создание условий для получения школьниками такого образования, которое обеспечивало бы их позитивную самореализацию в бурно изменяющемся мире. Дополнительное образование детей располагает большими возможностями для максимальной индивидуализации образовательного процесса, для раскрытия способностей учащихся, для подготовки их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В Концепции модернизации дополнительного образования детей российской Федерации на период до 2010 г. дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования
Особая значимость дополнительного образования детей подчеркивается в национальном проекте «Наша новая школа», где большое внимание уделяется творческой деятельности детей, развитию их способностей, талантов. Для решения этих задач, в художественной сфере возникает потребность в подготовке специалиста нового типа, представляющего собой целостную, гуманную, всесторонне развитую личность с высоким уровнем профессиональной подготовки, хорошо воспринимающую современные тенденции развития этнохудожественного образования, человека остро переживающего ответственность за сохранение национальной культуры, за судьбу страны, понимающего важность осознания и понимания корневых духовных и художественных ценностей, личность творчески-активную, способную вовлечь детей в процесс освоения культурных традиций.
Орнамент, будучи одним из самых древних видов творчества человека, является важной частью исторической, художественной культуры. С давних времён орнаментика широко применялась: в быту, ритуалах и обрядовых церемониях, в праздничной культуре. Такое широкое его применение позволило сохранить многие мотивы, символические орнаментальные формы в качестве элемента культурной традиции. Орнаментальное искусство изучается многими науками (искусствоведение, культурология, этнография, археология, мифология и др.), считается вполне перспективным в области философских, культурологических, педагогических исследований, т.к. даёт возможность изучить образное отражение действительности посредством символа и знака, выявить воспитательные и образовательные функции народного орнаментального искусства, определить место орнамента в народном искусстве. Утрата магических, обереговых, мифологических функций орнамента выдвигает сегодня на первый план ряд его новых функций - информационная, коммуникативная художественно - эстетическая, арт-терапевтическая, педагогическая, социально-культурная и многие другие. Все это позволяет говорить об искусстве орнамента в дизайне как полифункциональном явлении.
Вместе с тем, интерес к изучению орнаментального искусства прослеживается в работах многих учёных современности:
 общие вопросы расшифровки древних знаков и символов рассмотрены в работах А.К. Амброза, Г.С. Масловой, М.А. Некрасовой, Б.А. Рыбакова и др.;
 орнаментальное искусство в целом, как знаковая структура, в символической форме отражающая знания о мире рассматривается в трудах А.К. Амброза, П.Г. Богатырева, А.К. Байбурина, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, В.А. Городцова, Г.А. Масловой, В.В. Стасова и др;
 орнамент как исторический источник исследуется в работах С.В. Иванова, Н.В. Кочешкова, Л.А. Молчанова, С.Б. Рождественской, Б.А. Рыбакова и др;социально-философский контекст о путях распространения орнаментальных композиций и социокультурной трансформации знаний, выраженных посредством символов представлены в исследованиях Л.Н. Гумилёва, В.В. Топорова.
В настоящее время создается множество программ по развитию и воспитанию детей средствами изобразительного искусства, в частности орнаментального. Большой вклад в это направление внесли Т.Я. Шпикалова, А.А. Грибовская, И.П. Ильинская, Т.Г. Казакова, Е.В. Алексеенко и др. Роль орнамента многогранна.
Анализ искусствоведческой, педагогической литературы, диссертационных исследований показал, что педагогический потенциал народного орнамента, его значение в образовательном процессе раскрыты недостаточно, исследований по выявлению значения педагогического потенциала народного текстильного орнамента в системе вузовской подготовки педагога дополнительного образования специально не проводилось.
Наличие выделенных противоречий позволяет сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях педагогический потенциал орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне будет выступать как эффективное средство воспитания учащихся.
Гипотеза исследования: педагогический потенциал народного орнамента необходимо рассматривать как одно из средств, использование которого существенно расширяет мировоззренческие установки, обогащает личностные характеристики и творческий опыт учащихся.
Объект исследования – орнаментальное искусство в графическом дизайне.
Предмет исследования – педагогический потенциал орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне.
Цель курсовой работы – рассмотреть применение орнамента в изобразительной деятельности школьников.
Задачи курсовой работы:
рассмортеть понятие, сущность и виды орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне;
проанализировать воспитательное значение орнамента;
разработать урок с использование орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне с применением компьютерной графики.
Структура исследования. Данная курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение нашей работы мы можем сделать следующие выводы:
- изначально орнамент существовал, как своеобразное выражение мировоззрения народа. Уже в самих знаках отражалась мифологическая картина мира. Но с выделением в 19 веке эстетики, вышивка, роспись, резьба теряют сакральный смысл, превращаясь в результат художественного творчества или произведение искусства;
- орнамент содержит в себе информацию о мировоззрении человека, культуре, временных рамках, географическом положении и др.;
- сила орнаментального искусства в воспитательном и образовательном процессе очень велика, так как способствует развитию у детей воображения, формирует художественно-творческие способности, выстраивает эстетические категории. Также дети, в процессе изучения семантики создают свою собственную картину мира.
Таким образом, мы можем сделать общий вывод, что орнамент играет огромную роль в формировании всесторонне-развитой личности. Изучение его способствует развитию восприятия, образного мышления. Также с помощью орнаментального искусства дети непосредственно приобщаются к истокам народной художественной культуры.
На сегодняшний день очень важно знание, видение, не только эстетической стороны, так как благодаря пониманию символов, орнаментов, осознание их смыслов, способствует самосохранению культуры. Понимая символы, мы видим отображение мировоззрения наших предков, познаем нашу историю. Тем самым у человека вырабатываются нравственные начала, которые формируют в человеке любовь к Родине, гордость за свой народ, что на сегодняшний день является залогом сохранения народа.
Однако, на сегодняшний день все еще существуют проблемы внедрения в изобразительную деятельность школьников большего объема занятий по творческому освоению орнаментального искусства. В некоторых случаях это бывает вызвано недостаточной материально--технической базой школы, нехваткой или полным отсутствием соответствующе подготовленных специалистов.
Но, существуют и более ощутимые недостатки. Это в первую очередь недостаточность исследованность темы в некоторых авторских программах, что делает их полностью непригодными для работы. Часто встречается несоответствие уровня сложности программы и возрастной группы, которой она предназначена. Это приводит к полной ее непригодности в работе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василенко В.М. Народное искусство// Избранные труды о народном творчестве. – М., 1974.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1997.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1991.
4. Герчук Ю.Я. что такое орнамент? структура и смысл орнаментального образа. – М., 1998. – 236 с.
5. Гиляровская Н. Русский исторический костюм в изобразительном искусстве и на сцене //Русский исторический костюм для сцены.- М., -П.: Искусство, 1945. -140 с. Древняя одежда народов Восточной Европы (Материалы к историко-этнографическому атласу) /Отв. ред. М.Г.Рабинович. -М.,1986.—271с.
6. Гусев В.Е. Эстетика фольклора – Л.: Наука, 1968. – 319 с.
7. Демин В.Н. Тайны русского нарда в поисках истоков Руси. – М.: русская книга, 1997. – 556 с.
8. Жиров М.С. народная художественная культура Белгородчины. Учебное пособие. – Белгород, 2000. – 267 с.
9. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства: Альбом /Сост. Г.П.Дурасов, Г.А.Яковлева. -М., 1990. – 318 с.
10. Исенко С. П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств. — М , 1999. – 144 с.
11. Каргин А.С. народная художественная культура. Учебное пособие. – М.,1997. – 288 с.
12. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре (Опыт энциклопедии). — М., 1995. - 383 с.
13. Крестьянская одежда населения европейской России (XIX-ХХв.): Определитель. —М., 1971. — 364 с.
14. Кулабухова М.А. Древнеславянская мифология: Учебное пособие. – Белгород: БелГИК, 2002. – 168 с.
15. Лыкова И. А. Наш вернисаж («Писанки», «Изразцы», «Дымковская игрушка».) – М.: Карапуз, 2002 – 2005.
16. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начала XX в. — М., 1984. — 215с.
17. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. — М., 1978. — 206 с. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. — М., 1988. — 244с
18. Неменский Б. Н. Мудрость красоты. – М, 1981.
19. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Декоративное искусство - детям. – М., 1987.
20. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 1985.
21. Стасов В.В. Русский орнамент. Шитье, ткани, кружево. – СПб, 1972.
22. Фролов Б.А. Предыстория символов// Этнознаковые функции культуры. – М., 1991. – 253 с.
23. Художественное творчество и ребенок. / Под. Ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1980.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно 28865.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.