У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Совершенствование рыночного механизма земельных отношений
Количество страниц
100
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2011
Бесплатно Скачать
28895.doc
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Понятие и содержание оценки земель 6
1.2 Показатели и методика оценивания земли 18
1.3 Роль земли в формировании рыночных отношений 32
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ 38
2.1 Показатели экономической эффективности использования земли 38
2.2 Оценка земельных угодий 56
2.3 Формирование структуры земельной собственности в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий 66
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 73
3.1 Регулирование земельных отношений и совершенствование земельного законодательства 73
3.2 Современное развитие земельного рынка 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике, появление частной земельной собственности и новых форм хозяйствования в России выдвинули множество проблем, одной из которых является создание совершенной модели рыночного механизма земельных отношений. В мировой практике разработан четкий механизм экономических отношений в землепользовании: целевое использование земель, ограничение земельных площадей, передаваемых в собственность максимальными размерами, строгая ответственность за нарушение земельных законодательных норм и др.
Рациональное использование земельных ресурсов непосредственно влияет на развитие не только аграрного сектора, но и остальных отраслей народного хозяйства Российской Федерации. В современных условиях, когда сельское хозяйство находится в тяжелом состоянии, а природные богатства остаются для российского государства единственным и надежным источником валютных поступлений важность исследования данного вопроса возрастает. Тема рыночного механизма земельных отношений в настоящее время находится в центре острых дискуссий.
Разное мнение существует по поводу того, можно ли продавать землю, или нельзя, должен ли быть земельный оборот рыночным. Эти вопросы в своей основе являются скорее политическими, чем экономическими, так как практически 80 % земли в настоящее время находится в частной долевой собственности. Помимо этого, земли сельскохозяйственного назначения, используемые садовыми кооперативами как дачи, личные подворья продаются и продавались еще со времен советского периода. Российская жизнь и мировая практика подтверждает, что формы хозяйствования, как впрочем, и формы собственности на землю должны быть и могут быть самые разнообразные.
По прошествии времени аграрной реформы 90-х годов прошлого столетия, стали более заметны ошибки и промахи управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений, противоречия и существенные недостатки российского земельного законодательства. Большое внимание в то время уделялось значимости роли частной собственности на землю в аграрных преобразованиях с целью повышения эффективности отечественного сельскохозяйственного производства.
В настоящее время первоочередное значение приобретает ориентация на потребности хозяйственной практики, а именно на поиски путей преодоления экономического кризиса. Используемые для оценки результаты хозяйственных критериев и показатели экономического развития зачастую не соответствуют экономическим законам, в полной мере не отражают направленность современной экономики рыночным условиям ведения хозяйства. Тем не менее, следует отметить, что показатели и критерии, соответствующие объективным процессам экономики, происходящим в нашей стране, не гарантируют перехода к эффективному ведению хозяйства. Остро необходим действующий механизм их реализации, внедрения его в систему хозяйствования. Актуальность данной темы подчеркивается тем, что на сегодня уже недостаточно ограничиваться констатацией взаимосвязи эффективности с отношениями собственности, экономическими законами и категориями. Необходимы углубленные исследования этих взаимосвязей, их отражения на уровне хозяйственного механизма. Особенно это важно по отношению к основному средству производства, которым является земля.
Теоретические, методические и практические аспекты механизма повышения эффективности использования земельных ресурсов в сельскохозяйственном производстве рассмотрены в работах Басманова А., Батчаева Х.М., Башорова В., Боголюбова С.А., Варламова А.А., Газалиева М.М., Ерохина С., Лемешева М.О., Сулина М.А., Чогут Г.И. и других ученых. Однако многие вопросы остаются недостаточно разработанными.
Цель работы – исследовать особенности рыночного механизма земельных отношений в Российской Федерации.
В соответствии с целью работы предполагается решение следующих задач:
– обосновать теоретический базис земельных отношений;
– выявить особенности определения эффективности использования земель;
– разработать направления улучшения рыночного механизма земельных отношений в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, складывающихся в процессе использования земельных ресурсов.
Объектом исследования являются земельные ресурсы Российской Федерации.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономиче¬ских, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.
Земля как единый фонд является особым объектом управления, который используется самим государством и предоставляется другим лицам в порядке целевого использования с осуществлением при этом функций по внутренней организации земельных участков. Поэтому управление объективно становится не только функцией собственника, но и, наряду с земельным контролем, самостоятельным правомочием Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
Управление земельными ресурсами Российской Федерации, в основном, направлено на:
а) увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет всех уровней за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых земельных участков, повышения эффективности их использования;
б) сокращение потерь финансовых средств от проведения встречных расчетов между пользователями земельными ресурсами и органами власти города;
в) вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот;
г) введение экономически обоснованных нормативов по эксплуатации и содержанию городских земельных ресурсов;
д) оптимизацию структуры земельных ресурсов;
е) формирование инфраструктуры управления:
– развитие рыночной инфраструктуры и негосударственного сектора экономики;
– определение социально-экономических стандартов (нормативов), обеспечиваемых городом для населения;
– создание благоприятных экономических и организационных условий для функционирования хозяйствующих субъектов, развития малого и среднего предпринимательства;
– совместимость и объединение баз данных различных город¬ских ведомств в единое информационное пространство, и обеспечение оперативного доступа к данным;
– развитие института управляющих;
ж) усиление контроля органов власти за выполнением условий закрепления земельных ресурсов на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного земельного участка, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации;
з) совершенствование нормативно-правовой базы управления земельными ресурсами, формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих эффективное управление землей.
и) организацию информационной системы, базирующейся на следующих основных принципах:
– единая система идентификации земельных участков, основанная на кадастровом делении;
– однократность ввода информации;
– ответственность за полноту и достоверность введенной информации;
– обеспечение доступа пользователя к информации и блокирование несанкционированного доступа;
– обеспечение интегрированного перекрестного контроля достоверности информации в системе.
Для эффективного управления земельными ресурсами используется весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
При определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание:
– преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого объекта недвижимости;
– существующие нормы зонирования (разрешенные виды использования);
– градостроительные и природоохранные ограничения по застройке земельного участка;
– ожидаемые изменения на рынке недвижимости;
– существующее использование недвижимости.
Определение рыночной стоимости земельного участка основывается на следующих принципах.
Принцип полезности – рыночную стоимость имеют земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя (потенциального пользователя) в течение определенного времени.
Принцип спроса и предложения – рыночная стоимость земельного участка складывается в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей.
Принцип замещения – рыночная стоимость земельного участка не может превышать наиболее вероятных затрат на приобретение объекта эквивалентной полезности.
Принцип ожидания – величина рыночной стоимости земельного участка зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения ренты от него.
Принцип внешнего влияния – рыночная стоимость земельного участка зависит от влияния внешних факторов.
Принцип соответствия – оцениваемый объект (участок земли) имеет наивысшую стоимость при условии его некоторого сходства с окружающими объектами по использованию, по размеру и стилю, при минимальных затратах на его освоение. Иначе говоря, если все экономические факторы, обусловливающие максимальную полезность и доходность данного участка, сбалансированы наилучшим образом.
Принцип наиболее эффективного использования – рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования.
Земельным законодательством Российской Федерации предусматривается следующий механизм оценки земельных участков:
1. Для проведения оценки земельных участков образуются оценочные комиссии, в состав которых входят государственные и независимые эксперты, имеющие соответствующие лицензии. Председатель и члены оценочной комиссии должны быть компетентными и обладать опытом оценки земельных участков и связанных с ними объектов недвижимости.
2. Оценочная комиссия готовит заключение о цене застроенных и незастроенных земельных участков, а также о правах на земельный участок, если эти сведения запрашиваются собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, компетентными органами, судами и другими лицами. Собственники, пользователи земли предоставляют оценочной комиссии необходимые документы и сведения для проведения оценки.
3. Основой определения цены конкретных земельных участков служат рыночные цены. Для установления цены используется сравнительная оценка по аналогии с известным земельным участком или оценка по доходности земельного участка.
4. Оценочная комиссия осуществляет ведение и сбор информации о ценах на земельные участки и связанные с ними объекты недвижимости на основе поступающих в органы государственной регистрации прав на земельный участок договоров купли-продажи. Полученная информация накапливается в банке данных и наносится на карту. По этим данным ежегодно определяется среднетерриториальная цена земельных участков. Комиссия составляет сборник среднетерриториальных цен земельных участков, который передается органам налоговой инспекции в целях контроля налогообложения и публикуется для информирования населения.
5. В случае продажи земельного участка по более высокой цене доход, полученный сверх среднетерриториальной цены земельного участка, поступает в соответствующий бюджет.
Введение права частной собственности на землю, во-первых, выступило основой фермеризации российского сельского хозяйства, во-вторых, стало стимулом быстрого развития личного подсобного хозяйства. Вместе с тем частная поземельная собственность привнесла негативные моменты, на них-то и указывают противники введения частной собственности на землю.
Главная проблема для Российской Федерации состоит в том, чтобы земельный рынок стал действенным и регулируемым рынком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2001. – 48 с.
2. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 05.04.2011) // СЗ РФ от 29.10.2001, № 44. – Ст. 4147.
3. Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 21.04.2011) // СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1). – Ст. 16.
4. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30. – Ст. 3018.
5. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ, 1998, № 31. – Ст. 3813.
6. Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30. – Ст. 3018.
7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о контроле за проведением землеустройства» от 29.12.2008 г. № 1061.
8. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном земельном контроле» от 15.11.2006 г. № 689 // СЗ РФ, 2006, № 47, ст. 4919.
9. Указ Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28.04.2008 № 607.
10. Доклад о состоянии и использовании земель хозяйственного назначения. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010. – 100 с.
11. Бакланов П.Я., Бровко П.Ф., Воробьева Т.Ф. и др. Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления: учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 160 с.
12. Басманов А. Концепция планирования работ по государственному мониторингу земель // Международный сельскохозяйственный журнал, 2004. – №1. – С. 52-54.
13. Батчаев Х.М. Либерализация земельного рынка и повышение эффективности землепользования в регионе // Международный сельскохозяйственный журнал, 2006. – № 6. – С. 51-52.
14. Башоров В. Совершенствование механизма управления земельными ресурсами // Международный сельскохозяйственный журнал, 2003. – № 3. – С. 46-49.
15. Беленький В.Р., Лойко П.Ф. Многоукладное землепользование России: концепция земельных преобразований и управления земельными ресурсами. – М.: Былина, 2001. – 254 с.
16. Боголюбов С.А. Направления совершенствования земельного законодательства в Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005. – № 9. – С. 37-39.
17. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений – М.: Юрайт, Центральный институт непрерывного образования общества «Знание» России, 2005. – 399 с.
18. Бороздин С.В. Земельные отношения и аграрные реформы: Монография. – М.: Аванта-плюс, 2008. – 480 с.
19. Бронштейн М.Л. Земля и хозрасчетные отношения. – М.: Колос, 1978. – 167 с.
20. Буздалов И. Природная рента как категория рыночной экономики // Вопросы экономики, 2004. – № 3. – С. 24-35.
21. Бундина О.И. Совершенствование земельного налогообложения в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005. – № 2. – С. 42-43.
22. Варламов А.А. Нормативно-правовое обеспечение государственного земельного кадастра – как основа недвижимости // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005. – № 9. – С. 42-45.
23. Варламов А.А. Учет земельной ренты при оценке земельных участков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2006. – № 5. – С. 34-37.
24. Викулов Д., Самойлов С. Земельно-оценочные работы основа экономического регулирования земельных отношений // АПК: экономика, управление, 2002. – № 3. – С. 61-66.
25. Вирченко М.И., Шестакова Н.В. Модель для расчета рентных оценок земли: Сибирская конференция по прикладной и индустриальной математике. – Т. 1.. Новосибирск: Изд. ИМ СО РАН, 1997.
26. Волкова Н., Широкова Е. Формы хозяйствования и эффективность землепользования // АПК: экономика, управление, 2003. – № 5. – С. 59-63.
27. Волков С.Н. Земельные отношения как базовый фактор устойчивого развития сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007. – № 4. – С. 5-7 (1); № 5. – С. 9-12 (2).
28. Воробьев Е.М., Гриценко А.А., Ким М.Н. Экономическая теория: Учебное пособие. – Харьков: ФОП Чиженко С.Ю., 2008. – 392 с.
29. Газалиев М.М. Земельные отношения – важнейшее звено аграрной экономики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007. – № 12. – С. 50-52.
30. Газалиев М.М. Мониторинг земель – основа сохранения и роста экономического потенциала сельского хозяйства // Экономка сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007. – № 10. – С. 80-83.
31. Гаранькин Г. Структура землепользования в российских агрохозяйствах // АПК: экономика, управление, 2006. – № 1. – С. 56-60.
32. Гриценко Г. Управление земельными отношениями на муниципальном уровне // Международный сельскохозяйственный журнал, 2007. – № 4. – С. 53-54.
33. Добрынин В.А., Дунаев П.П., Беляев А.В. и др. Экономика сельского хозяйства. – М.: Агропромиздат, 1990. – 476 с.
34. Добрынин В.А. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства и пути ее повышения. – М.: МСХА, 2001. – 45 с.
35. Ерохин С. Рынок земли: проблемы и пути формирования // АПК: экономика, управление, 2007. – С. 31-33.
36. Иванов Е. Актуальные вопросы эффективного использования качественной оценки сельскохозяйственных земель // Международный сельскохозяйственный журнал, 2003. – № 3. – С. 51-52.
37. Квочин А.Н., Садыков И.А. Стоимостная оценка сельскохозяйственных земель с учетом их местоположения // Экономка сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2006. – № 5. – С. 41-43.
38. Коптев-Дворников В.Е., Цыпкин Ю.А. Оценка земель сельскохозяйственных предприятий. – М.: Юнити, 2000. – 119 с.
39. Кухтин П.В., Левов А.А., Лобанов В.В., Семкина О.С.Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
40. Левов А.А., Семкина О.С., Кухтин П.В. Управление земельными ресурсами. – СПб.: Питер, 2006. – 448 с.
41. Лемешев М.О. О нетоварном характере земельных отношений // Международный сельскохозяйственный журнал, 2006. – № 4. – С. 56-58.
42. Львов Д.С. О формировании системы национального дивиденда // Вестник ГУУ. Институциональная экономика. – 2002. – № 1.
43. Мальцев. К.В.Системный подход в исследовании рыночного оборота земли. // Системный анализ в проектировании и управлении: Труды XI Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. –СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2007. –С. 95-103.
44. Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. – М.: ВНИЭТУСХ, 2005.
45. Минаков И.А. Экономика отраслей агропромышленного комплекса. – М.: Колос, 2004. – 464 с.
46. Миронова 3. Производственные типы сельхозорганизаций и их кооперация // АПК: экономика, управление, 2008. – № 1. – С. 45-47.
47. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов – 2007: Стат. сб. / Росстат. – М., 2007.
48. Сулин М.А. Землеустройство. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 448 с.
49. Филонич В.В. Рыночный механизм аграрного землепользования в России: концепция формирования, социально-эколого-экономические императивы. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ. – 2004.
50. Хачатуров Т.С. Экономика природопользования. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 271 с.
51. Черемушкин С.Д. Теория и практика экономической оценки земли. – М.: Соцэкгиз, 1983. – 279 с.
52. Чогут Г.И. Оценка эффективности использования сельскохозяйственных земель // Экономка сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007. – № 2. – С. 49.
53. Шишов Л.Л., Карманов И.И., Дурманов Д.Н. Теоретические основы и пути регулирования плодородия почв. – М.: Агропромиздат, 1991. – 184 с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Скачать бесплатно
28895.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.