У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Количество страниц
ВУЗ
Год сдачи
Бесплатно Скачать 29097.doc 
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты, понятие дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………………...
1.1 Понятие и виды дебиторской и кредиторской задолженности……………...
1.2 Правовая основа дебиторской и кредиторской задолженности…………….
1.3 Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами………………...
ГЛАВА 2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности…………………
2.1 Организационно-экономическая характеристика Тагаринского филиала ОАО «Лесосибирского ЛДК№ 1»…………………………………………………
2.2 Анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………………...
2.3 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности…..
2.4 Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности………..
ГЛАВА 3. Методы управления и совершенствования организации учета дебиторской и кредиторской задолженности…………………………………….
З.1 Совершенствование управление дебиторской и кредиторской задолженностями…………………………………………………………………...
3.2 Предложения по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженностями…………………………………………………………………...
3.3 Пути решения проблем дебиторской и кредиторской задолженности..........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.




Введение.
Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях нестабильной экономики в настоящее время риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
Актуальность темы заключается в том, что дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
Управление дебиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации. Как и при управлении иными оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской задолженностью должен предшествовать анализ ее состава, уровня и динамики в предшествующем периоде.
Цель дипломной работы состоит в проведении анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности и разработке рекомендаций по улучшению системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.
Задачи дипломной работы состоят в следующем:
• раскрытие понятий дебиторской и кредиторской задолженности, рассмотрение методов и системы управления ими;
• проведение анализа дебиторской и кредиторской задолженности объекта исследования - Тагаринского филиала ОАО «Лесосибирский ЛДК №1»;
• определение изменения величины долговых обязательств в динамике;
• оценка оптимального соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;
• разработка мероприятий по совершенствованию системы управления дебиторской и кредиторской задолженности.
Потребность в этом возникает у руководителей соответствующих служб; аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и задолженности кредиторам; у финансовых аналитиков кредитных организаций и инвестиционных институтов. Однако первоочередное внимание анализу долговых обязательств должны уделять менеджеры самого предприятия.
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации.
Предметом исследования является дебиторская и кредиторская задолженность. Объектом - Тагаринский филиал ОАО «Лесосибирский ЛДК №1».
Главная цель анализа дебиторской задолженности – разработка политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли организации, ускорения расчетов и снижения риска неплатежей.
Общая сумма дебиторской задолженности по операциям, связанным с продажей продукции (товаров, услуг), зависит от двух основных факторов: объема продаж в кредит, т. е. без предварительной или немедленной оплаты, и средней продолжительности времени между отпуском (отгрузкой) и предъявлением документов для оплаты. Величина этого времени определяется кредитной и учетной политикой предприятия, в состав которой входит:
- определение уровня приемлемого риска отпуска товаров в долг;
- расчет величины кредитного периода, т. е. продолжительности времени последующей оплаты выставленных счетов;
- стимулирование досрочного платежа путем предоставления ценовых скидок;
- политика инкассации, применяемая для оплаты просроченных счетов.
Значительное увеличение долгов дебиторов и их удельного веса в текущих активах предприятия может быть вызвано рядом причин и факторов:
- неоправданно рискованной кредитной политикой по отношению к покупателям;
- резким увеличением объема продаж без предоплаты или немедленной оплаты;
- неплатежеспособностью и банкротством части покупателей.
Наличие дебиторской задолженности в балансе и отнесение ее к ликвидным активам не гарантируют кредитору получения денежных средств во всех случаях. Часть долгов дебиторов может быть списана в связи с истечением сроков исковой давности или стать безнадежной к взысканию по форс-мажорным и другом обстоятельствам. Непредсказуемость хозяйственных ситуаций, в которых могут оказаться организации-плательщики, расстройство денежного обращения и ряд других причин могут привести к потере значительной части оборотных средств предприятия-поставщика, создать и у него серьезные проблемы с текущей платежеспособностью. Все это скажется на формировании финансовых результатов, уменьшении прибыли и рентабельности его деятельности.
Анализ кредиторской задолженности включает изучение динамики долгов организации ее кредиторам, их количественную и качественную оценку, выявление причин роста или снижения, анализ структуры долговых обязательств и факторов ее изменения. Однако в отличие от дебиторской задолженности, являющейся частью имущества организации, долги кредиторам служат одним из источников его формирования. Источник этот в пределах обусловленного договором срока бесплатный для покупателя или потребителя, а зачастую бесплатный вообще, поскольку многие кредиторы до последнего времени не применяют штрафных санкций за просрочку платежей.
В связи с этим кредиторская задолженность становится одним из наиболее выгодных для покупателей способом кредитования, имеющим, однако, и “подводные камни”, особенно когда должнику не удалось уплатить по счетам контрагентов в срок. Накопленные просроченные долги кредиторам грозят неисправному плательщику потерей доверия поставщиков и подрядчиков, банков, инвесторов и в конечном счете угрожают банкротством. С помощью экономического анализа находят тот порог допустимой задолженности, который позволяет воспользоваться ее преимуществами, но не дает перейти черту, за которой следуют потеря делового имиджа и связанные с этим негативные последствия. В ряде случаев предприятию необходимо пойти на уменьшение кредиторской задолженности с целью сокращения расходов по обслуживанию долга.
Эффективность использования средств кредиторов предприятием-должником характеризует коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности отражает скорость оборота долгов кредиторам в количестве оборотов за анализируемый период. Увеличение числа оборотов кредиторской задолженности за отчетный год свидетельствует об ускорении погашения текущих обязательств перед кредиторами.
Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности позволяет судить о рациональности величины годового оборота средств в расчетах, выявить резервы ускорения оборачиваемости денежных средств, возможности увеличения их притока в кассу и на расчетные счета предприятия.
Методологической и технической основой для написания данной дипломной работы послужили: Федеральный Закон о бухгалтерском учете в РФ; Положения по бухгалтерскому учету; Постановления Правительства и инструктивные материалы по исследуемому вопросу; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых.
Источником конкретной информации для проведения анализа является годовая бухгалтерская отчетность анализируемого предприятия Тагаринского филиала ОАО «Лесосибирский ЛДК №1».
Список литературы Заключение.
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности оказывает существенное влияние на финансовое состояние предприятия. Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах.
Под дебиторской задолженностью понимается задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации[28,с.105], которая возникает в процессе экономической деятельности организации, т.е. задолженность покупателей за купленные товары и услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.
Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. [29, с.147].
По результатам проведенного анализа видно, что в 2008 году доля дебиторской задолженности уменьшилась на 0,22% и составила 7,94%. Но это небольшой процент по отношению к оборотным активам, поэтому предприятие позволяет себе работать без использования заемных средств, так как дебиторская задолженность не является основной составляющей оборотных активов.
Так же из анализа видно, что сумма дебиторской задолженности в 2008 году значительно увеличилась на 2312550 руб., но и общая сумма активов тоже увеличилась на 31351874 руб. Этому поспособствовало увеличение числа покупателей и заказчиков.
Анализируя состав и давность дебиторской задолженности этих покупателей и заказчиков, можно сказать о том, что основной удельный вес приходится на задолженность, которая не превышает месяца (53%). Основную часть представляет задолженность за приобретенные запасные части и ГСМ.
Однако предприятию необходимо обратить внимание на задолженность, которая превышает 6 месяцев, хоть ее доля и не значительна.
Проанализировав приложение к бухгалтерскому балансу, а именно форму 5, видно что у филиала на начало и на конец исследуемого периода сальдо дебиторской задолженности велико. Это произошло за счет увеличения задолженности покупателей и заказчиков. Положение всех дебиторов филиала благонадежное, они платежеспособны и готовы сотрудничать с филиалом в дальнейшем.
Что касается кредиторской задолженности, то из проведенного анализа мы видим, что удельный вес задолженности, которая превышает 6 месяцев составляет 32%. Так же филиал имеет задолженность, которая не превышает 1 месяц, а именно платежи перед бюджетом, внебюджетным фондами, перед персоналом по оплате труда. Эта задолженность будет выплачена в следующем месяце.
Самую большую кредиторскую задолженность составляют прочие кредиторы. Такая большая сумма образовалась (134364836 руб.) в связи с долгом филиала Головному предприятию. Так как Головное предприятие постоянно перечисляет авансы филиалу, а филиал рассчитывается по этим авансам только летом, сплавляя свою продукцию.
В Тагаринском филиале накоплен опыт по работе с предприятиями-покупателями. Количество предприятий, работающих на рынке района небольшое, почти все знают друг друга. Поэтому, с предприятиями, которые неплатежеспособны, филиал не заключает договора. Также Тагаринский филиал осторожен с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года.
Основным инструментом контроля дебиторской задолженности в филиале служит реестр старения дебиторской задолженности. Этот реестр представляет собой таблицу, содержащую неоплаченные суммы счетов, которые группируются по периодам просрочки платежа.
При формировании кредитной политики Тагаринский филиал определяет предельно допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для предприятия, так и по каждому клиенту. Стратегия работы филиала направлена на завоевание новых рынков сбыта, поэтому предполагается большой размер дебиторской задолженности.
В целом, состояние дебиторской и кредиторской задолженности не несет никакой угрозы финансовому состоянию филиала. Из баланса видно, что в структуре оборотных активов предприятия отсутствует дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
Оценка состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности производится по конкретным поставщикам и покупателям, а также по срокам образования задолженности или срокам их возможного погашения. Данные о сроках погашения задолженности в филиале можно считать регулярными и оперативными.
Оборачиваемость дебиторской задолженности незначительно ускорилась, так в 2007 году средний срок оборота составлял 12 дней, в 2008 году – 11 дней. Причем относительно дебиторской задолженности это произошло на фоне увеличении ее суммы на протяжении 2008 года и среднегодового остатка по сравнению с 2007 годом.
В сравнении с дебиторской задолженностью оборачиваемость кредиторской задолженности значительно снизилась и средний срок оборота в 2008 году составляет 15 дней, в 2007 году составлял 9 дней.
Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).
В целом, положение у предприятия вполне благополучное. В дальнейшем следует не снижать выпуск и реализацию продукции, а, наоборот, повышать, что, к сожалению, во многом зависит от ситуации в экономике нашей страны.
Для улучшения состояния расчетов необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Так значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств. В то же время, превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия.
На основании проведенного анализа, можно сказать о том, что в 2008 году коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности составил 0,57, т.е. кредиторская задолженность превышает дебиторскую на 43%.
Если обратить внимание на соотношение дебиторской и кредиторской задолженности в 2006 и 2007годах, то здесь соотношение составляет 1,3 и 1,2 соответственно. Это говорит о том, что в эти годы сумма дебиторской задолженности была значительно больше кредиторской, и для филиала это тоже не могло быть нормальным.
В 2008 году такое соотношение является нерациональным, так как кредиторская задолженность должна не более чем на 10% превышать дебиторскую.
В процессе деятельности каждому предприятию необходимо разрабатывать свои пути совершенствования управления дебиторской задолженностью. Так, основными элементами управления дебиторской задолженности Тагаринского филиала являются:
• предоплата;
• выставление промежуточного счета;
• кредитоспособность покупателей;
• напоминание об оплате;
• мотивация персонала.
Грамотное управление денежными средствами, ведущее к росту платежеспособности предприятия, получению дополнительного дохода – важнейшая задача финансовой работы.
В Тагаринском филиале ежеквартально проводятся сверки с контрагентами (периодичность сверок закреплена в учетной политике филиала), составляются акты и проводится анализ задолженности.
В целом Тагаринскому филиалу по учету дебиторской задолженности можно дать удовлетворительную оценку и предложить следующие рекомендации по совершенствованию системы управления задолженностью:
• предусмотреть в учетной политике филиала на 2009г. создание резерва по сомнительным долгам;
• ужесточить механизм истребования долга. Для этого филиалу рекомендуется применять систему штрафов, что должно быть предусмотрено в условиях договора с контрагентами. Кроме того, в условиях договора необходимо предусмотреть сроки расчетов за отпускаемую филиалом продукцию;
• ежемесячная сверка расчетов с подрядчиками, которые выполняют работы по валке, разделке и вывозке пиловочного сырья;
• сосредоточить внимание на старых долгах и уделить большое внимание крупным суммам задолженности;
• следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности.
Таким образом, вышеизложенные предложения будут способствовать совершенствованию организации расчетов и их учета, снижению дебиторской задолженности и укреплению финансового состояния Тагаринского филиала открытого акционерного общества «Лесосибирский ЛДК №1».




Список литературы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. №51- ФЗ (ред. 23.12.2003 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. №14- ФЗ (ред. 23.12.2003 г.)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1988г. № 147-ФЗ (ред. 07.07.2003 г.)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5.08. 2000г. № 118-ФЗ (ред.23.12.2003 г.)
5. Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129 ФЗ (ред. От 03.11.2006) «О бухгалтерском учете»
6. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.98 №88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной ученой документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
7. Приказ Минфина РФ от 28.07.1988 № 34 (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
8. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 №114н (ред.от11.02.2005) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02
9. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ5/01)
10. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 №44н (ред. от 26.09.2007) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов) ПБУ 5/01
11. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ6/01
12. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 №33н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету « Расходы организаций» ПБУ 10/99
13. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 №32н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету « Доходы организаций» ПБУ 9/99
14. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету « Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)
15. Приказ Минфина РФ от31.10.2000 №94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»
16. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) от 16.10.2000 №91н
17. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 13.01.2000 №4н
18. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ» от 20.03.1992 №10
19. Приказ Минфина РФ «О Положении бухгалтерского учета и отчетности в РФ» от 26.12.1994 №170
20. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ15/2008) от 06.10.2008 №107н
21. 23 положения по бухгалтерскому учету. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. – (Справочник: руководителю и главному бухгалтеру).
22. Ананькин Е. А., Данилочкина Н. Г. Управление затратами. – М.: Изд-во ПРИОР, 2006
23. Брагин А. Ю. К вопросу создания бюро кредитных историй в России. // Деньги и кредит. 2004. №3
24. Бугрименко А. Как успешно бороться с дебиторской и кредиторской задолженностью. // Гениральный директор.10.10.2006
25. Бухгалтерский учет: учеб. / Ю. А. Бабаев [и др.]; под ред. Ю. А. Бабаева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 392 с.
26. Быкова Е. В. Операционный финансовый менеджмент. – М.: Финансы № 12. 2006
27. Взаимосвязь дебиторской и кредиторской задолженностей // Рубрика Контент. – 10.02.2009
28. Гончаров А. И. Восстановление платежеспособности предприятия: модель оптимизации структуры. // Финансы. 2004. №10
29. Карпова Т. П. Управленческий учет. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006
30. Керимов В. Э. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. – М.: Дашков и К, 2008
31. Ковалева О. В., Константинов Ю. П. Аудит: учебное пособие – М: Приоритет, 2006
32. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфв-М, 2007
33. Кондратова И. Г. Основы управленческого учета. – М.: Финансы и статистика, 2007
34. Лихникевич И.П. Сложные сделки, которых не стоит бояться.//Главбух.-2006г.-№4
35. Лысенко Д. В. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Инфра-М, 2009
36. Рекшинский А. Рекомендации по управлению дебиторской задолженностью// Финансовый директор.2004. №1
37. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 425 с.
38. Савицкая Г. В. Экономический анализ. – М.: ИНФРА – М, 2007.- 640 с.
39. Чернов В. А. Управленческий учет и анализ коммерческой дятельности. – М.: Финансы и статистика, 2006


Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1500
Скачать бесплатно 29097.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.