У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕЧНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Количество страниц 108
ВУЗ ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННПЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 29132.doc 
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………...7
1.1. Характеристика трудового коллектива…………………………….….7
1.2. Особенности библиотечного коллектива………………………….....26
1.3. Социально-психологический климат в коллективе………………....35
ГЛАВА 2. РУКОВОДИТЕЛЬ БИБЛИОТЕКИ: СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………….………….41
2.1. Содержание труда руководителя библиотеки…………………….…41
2.2. Организация труда руководителя библиотеки………………………57
ГЛАВА 3. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ.………………….68
3.1. Факторы, определяющие стиль руководства………………………...76
3.2. Морально-психологический климат коллектива…………………….88
3.3. Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе…………..……………………………………………………………93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………………………101
ПРИЛОЖЕНИЯ……………..……………………………………………106



Введение
Руководитель имеет дело с большим диапазоном социальных отношений, складывающихся в коллективе. Он — организатор и воспитатель коллектива. Наряду с организаторскими способностями, на эффективность деятельности руководителя, как показывают исследования, оказывает влияние организаторская направленность его личности. Анализ различных точек зрения на содержание понятия направленности и ее места в структуре личности позволяет нам сделать следующие обобщения:
1. Направленность является стержневым и многогранным свойством личности, обусловливающим ее индивидуальность и своеобразие.
2. Направленность определяется потребностями, интересами, склонностями личности.
3. Направленность характеризуется системой ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности.
Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы, экономической, технической, социальной – является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей системы. По мере развития производства и научных исследований в области социологии и психологии управления, социологии организации, социальной психологии появились различные подходы к оценке управления как специфической человеческой деятельности управления. В последние годы в России происходят фундаментальные преобразования в управленческой деятельности, в структуре и функциях управления, в процедурах разработки и принятия управленческих решений. В современном обществе происходят глубинные изменения, начиная с социально-политической жизни, и, заканчивая, личной жизнью отдельного человека, то есть идет пересмотр единообразия ценностных ориентаций и смысложизненных установок к свободному выбору жизненной позиции, идеалов, стандартов поведения. В этих условиях идут и изменения всей системы управления, происходит смена управленческих кадров. Но значительная часть новых людей, начинающих профессионально заниматься управленческой деятельностью, не обладает необходимой управленческой грамотностью.
Учитывая важность управления персоналом, представляется необходимым уточнить, какие цели преследует управленческая деятельность такого рода. В современной литературе, как правило, выделяют организационные цели менеджмента персонала: традиционно стоят в центре управления персоналом, да и управления в целом. Обычно их связывают с обеспечением эффективности предприятия. И с этой точки зрения управление персоналом есть деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации.
Управление – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности (20, с. 345). Это взаимодействие между собой в различных сферах деятельности людей, а человек – существо сложное и многогранное, каждый со своими взглядами, ценностями, моральными, психологическими и психическими устоями. Поэтому можно утверждать, что в процесс управления входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т. п.), социально-психологические проблемы трудовой деятельности, влияние стилей руководства (морально психологическое состояние коллектива).
Люди, входящие в различные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия и т.д., целью деятельности которых является выполнение определенных функций являются объектом изучения социологии и психологии управления.
Управленческие отношения в различных типах общностей, организаций, социальных институтах и общества в целом являются предметом управления. Другими словами предметом управления является социально-психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений охватывающих людей как членов трудового коллектива (68, с. 134).
Таким образом, исходя из актуальности и проблемы исследования, определена тема дипломной работы: «Роль руководителя в управлении библиотечным коллективом».
Цели дипломной работы: показать, что такое трудовой и библиотечный коллективы; определить критерии оптимального стиля руководства, положительно влияющего на морально-психологический климат коллектива; раскрыть значимость руководителя коллектива библиотечных работников.
Данная дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава дает характеристику трудового, библиотечного коллективов. Во второй главе раскрывается содержание труда руководителя библиотеки, его особенности. Так как люди, как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированием положительных или отрицательных эмоций, в реальной жизни стили руководства не соответствуют теоретической основе. Но более всего личностей различают по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Третья глава дает характеристику стилям руководства.
В данной работе использована литература и публикации, авторами которых являются такие библиотечные деятели, как Суслова С. И., Веснин В. Р., Ванеев А. Н. и другие.
Тема исследования: исследование морально-психологического климата в коллективе, на примере ЦБ г. Челябинска им. А. С. Пушкина.
Актуальность исследования обуславливается тем, что характер взаимоотношений во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива. Для этого необходимо формировать у руководителя рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время управленческие решения будут страдать некоторой односторонностью.
Цель исследования: сформировать умение, создать условия, вызывающие положительные изменения морально-психологического климата коллектива, сближение коллектива, его сплоченность.
Объект исследования (анализа): библиотечный коллектив.
Гипотеза исследования: положительный морально-психологический климат в коллективе сложится при условии, если:
- руководитель придерживается демократического стиля управления;
- руководитель является истинным лидером своего коллектива;
- ведется работа по созданию положительного морально-психологического климата.
Используемый инструментарий (методология, методы, методики и т. п.): анкета для изучения социально-психологического климата в библиотеке – определение атмосферы в коллективе.
Основные предполагаемые результаты работы: положительный морально-психологический климат в коллективе сложится при условии, если ведется работа по созданию положительного морально-психологического климата.
Список литературы Заключение

Проведенные исследования показали, что работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.
Руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства.
В своей практической деятельности руководитель не должен использовать один стиль руководства. Он должен постоянно корректироваться в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями.
Используя различные модели, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля, руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, например, взаимопонимание и удовлетворенность работой.
Коллектив представляет собой совокупность индивидов, существенное влияние на формирование внутренней психологической ситуации в коллективе оказывает развитие личности.
Руководитель не может не оказывать влияние на психологическую сферу группы. Кроме того, создание положительного климата в коллективе является его непосредственной обязанностью.
Целью дипломной работы было определение оптимального стиля руководства, положительно влияющего на морально-психологический климат коллектива, способствующего повышению эффективности и качества работы, исследование проводилось на небольшом коллективе – ЦБ г. Челябинска им. А. С. Пушкина.
Для того чтобы понять, является ли дружным, сплоченным коллектив библиотеки понадобилось провести анкетирование. По результатам проведенного опроса видно, что коллектив удовлетворен исполнением своих стремлений, потребностей, но дружеские отношения: взаимная поддержка, сотрудничество, единодушие в данном коллективе низкие. Это может отразиться на деятельности, пользователях библиотеки.
Для улучшения морально-психологического климата коллектива руководителю библиотеки необходимо:
- объективно оценивать свои возможности и развивать в себе недостающие качества, которые способствовали бы повышению авторитета и позволили бы быть образцом для подражания (например, внимание к проблемам других людей, честность, умение выслушать);
- в зависимости от ситуации использовать различные методы руководства, однако придерживаться демократического стиля, и при решении общих задач учитывать мнение сотрудников;
- быть требовательным не только к окружающим, но и к себе, стремиться совершенствоваться;
- искать подход к каждому из сотрудников, учитывая его личные особенности, деловые качества;
- справедливо относиться ко всем членам коллектива;
- в качестве стимулирования чаще использовать поощрения, премии;
- учиться предотвращать назревающие конфликты и разрешать уже возникшие, с наименьшим ущербом;
- стремиться конструктивно использовать любые, даже конфликтные ситуации, не боясь риска и ответственности;
- проявлять гибкость и умение идти на компромисс при убеждении других;
- вести регулярную работу по оценке и созданию положительного морально-психологического климата
Подведя итог, можно заключить, что руководители любого ранга и независимо от численности группы должны всегда помнить о важности положительного морально-психологического климата в коллективе, сознательно строить свое поведение и выбирать наиболее оптимальный стиль руководства для повышения эффективности рабочего процесса и рентабельности всего предприятия. А подчиненные стремились к нововведениям и улучшениям, было желание работать и быть востребованными.



Список использованной литературы:
1. Авдулова Т. П. Психологические основы менеджмента : учеб.-метод. пособие / Т. П. Авдулова. – М. : Либерия-Бибинформ, 2005. – 154 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып.24).
2. Андриенко Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко, В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 262, [1] c.
3. Беляцкий Н. П. Техника работы менеджера: учеб. пособие / Н. П. Беляцкий. – М. : Новое знание, 1998. – 372 с.
4. Библиотечный коллектив : формирование и управление ; учеб. пособие. – СПб. : СПб ГАК, 1996. – 58 с.
5. Библиотечный менеджмент : учеб. прогр. по спец. «Библиотековедение и библиография». – Пермь : ПГИИК, 2000. – 15 с.
6. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебник / Г. В. Бороздина. – М., 2004. – 153 с.
7. Ванеев А. Н. Конфликты в библиотеке : предупреждение и разрешение / А. Н. Ванеев. – СПб. : Профессия, 2002. – 128 с.
8. Варжина А. Женское лицо коллектива [текст] / А. Варжина // Управление профессионалом. – 2008. – № 7. – С. 24 – 27.
9. Васильев Ю. В. Теория управления: учебник для вузов / Ю. В. Васильев, В. Н. Парахина, Л. И. Ушвицкий. – М. 2007. – 608 с.
10. Вересов Н. Н. Психология управления / Н. Н. Вересов. – М. ; Воронеж : МПСИ : Модэк, 2001. – 223 с.
11. Веснин В. Р. Основы менеджмента / В. Р. Веснин. – М. : ООО ТД «Элит-2000». – 2000. – 368 с.
12. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала / В. Р. Веснин. – М. : Феникс, 2003. – 495 с.
13. Герчикова И. Н. Менеджмент : уч. для вузов / И. Н. Герчикова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 511 с. – (Золотой фонд российских учебников).
14. Гительмахер Р. Б. Восприятие руководителя подчиненными / Р. Б. Гительмахер. – Иваново : Феникс, 1994. – 290 с.
15. Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала в ХХI веке : в 4 т. / В. В. Гончаров. – М. : МНИИПУ, 2006. – 814 с.
16. Гришина Н. В. Я и другие : общение в трудовом коллективе / Н. В. Гришина. – Ленинград : Лениздат, 1990. – 171, [3] с.
17. Гусак О. А. Самоменеджмент руководителя библиотеки [текст] / О. А. Гусак // НТБ. – 2004. – № 9. – С.42 – 46.
18. Денисова И. В. Руководитель и секретарь : технология отношения [текст] / И. В. Денисова // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2005. – № 7. – С. 68 – 71.
19. Егоршин А. П. Управление персоналом : учебник для вузов / А. П. Егоршин. – Нижний Новгород : НИМБ, 2001. – 720 с. : ил.
20. Еникеев М. И. Общая и социальная психология : учеб. для вузов / М. И. Еникеев. – М. : Норма, 2002. – 624 с.
21. Жариков Е. С. Психология управления : книга для руководителя и менеджера по персоналу / Е. С. Жариков. – М. : МЦФЭР, 2002. – 512 с.
22. Збаровская Н. В. Управление персоналом [текст] / Н. В. Збаровская // Библиотека. – 2005. – № 5. – С. 42 – 46.
23. Иванова С. Офис-менеджер [текст] / С. Иванова // Справочник по управлению персоналом. – 2006. – № 10. – С. 84 – 87.
24. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. – М. : Новое знание, 2003. – 336 с.
25. Карпов А. В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. В. Карпов. – М. : Феникс, 2004. – 584 с.
26. Каптерев А. И. Менеджмент знаний : от теории к технологиям : научно-методическое пособие / А. И. Каптерев. – М. : Либерия – Бибинформ, 2005. – 296 с.
27. Кончанин Т.Л. Социология / Т. Л. Кончанин, С. Я. Подопригора, С. Н. Яременко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 478, [ 1 ] с. – (Учебники и пособия).
28. Красавин А. Руководитель организации и документ [текст] / А. Красавин // Служба кадров и персонал. – 2006. – № 8. – С. 81 – 84.
29. Креативное мышление в бизнесе / Пер. с англ. Скворцова Н. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. – 229 с. – (Классика Harvard Business Review).
30. Кубатиева Ф. Начальник – друг или враг? Взгляд подчиненного [текст] / Ф. Кубатиева // Кадровое дело. – 2008. - № 7. – С.81 – 86 : ил.
31. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента / Г. Я. Гольдштейн. – Таганрог : ТРТУ, 1997. – 237 с.
32. Лукичева Л. И. Управление организацией : учеб. пособие/ Л. И. Лукичева. – М. : Омега – Л., 2006. – 360 с. : ил. – (Высшая школа менеджмента).
33. Лунева У. Ю. Мужчина – руководитель, женщина – руководитель : как выстроить отношения [текст] / У. Ю. Лунева // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2005. – № 2. – С. 64 – 69.
34. Лучшее впереди : небольшой аутотренинг для начинающего руководителя [текст] // PR в России. – 2007. – № 8. – С. 30.
35. Медреш Е. В. «Фактор первого лица» или типология управленческих стилей [текст] / Е. В. Медреш // Директор школы. – 2005. – № 5. – С. 22 – 26.
36. Мещерякова Е. В. Психология управления : учеб. пособие для вузов / Е. В. Мещерякова. – М. : Феникс, 2005. – 238 с.
37. Митин А. Н. Культура управления персоналом / А. Н. Митин. – Екатеринбург : Б.и., 2001. – 576 с.
38. Морозов А. В. Деловая психология : курс лекций /А. В. Морозов. – СПб. : изд-во Союз, 2000. – 571 с.
39. Морозов А. В. Управленческая психология: учебник для высших и средних учебных заведений / А. В. Морозов, 2006. – 288 с.
40. Огарков А. А. Управление организацией : учебник / А. А. Огарков. – М. : Феникс, 2006. – 512 с.
41. Основы менеджмента : учебное пособие / под ред. В. И. Королева. – М. : Магистр, 2008. – 620 с.
42. Паркинсон С. Н. Искусство управления / С. Н. Паркинсон. – СПб.: Питер, 1992. – 386 с.
43. Петрикина С. П. Основные функции руководителя библиотеки [текст] / С. П. Петрикина // НТБ. – 1993. – №10. – С. 35 – 39.
44. Пирогова Ю. М. Какой начальник лучше? [текст] / Ю. М. Пирогова // Справочник кадровика. – 2006. – № 3. – С. 125 – 130.
45. Психологический климат в коллективе библиотеки : практическое пособие. – М. : РГБ, 1996. – 152 с.
46. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : Феникс, 2003. – 154 с.
47. Пугачев В. П. Управление персоналом организации : учебник / В. П. Пугачев – М. : Аспект Пресс, 1999. – 279 с.
48. Рогов Е. И. Психология группы / Е. И. Рогов – М. : Владос, 2005. – 430 с. – (Азбука психологии).
49. Розанова В. А. Психология управленческой деятельности / В. А. Розанова. – М. : Экзамен, 2003. – 192 с.
50. Самыгин С. И. Психология управления: учебное пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс ; М. : Зевс, 1997. – 508, [ 1 ] с. : ил.
51. Сербиновский Б. Ю. Управление персоналом : учебник / Б. Ю. Сербиновский. – М. : Дашков и К, 2007. – 462 с.
52. Станкин М. Подчиненный – руководитель [текст] / М. Станкин // Служба кадров и персонал. – 2006. – № 1. – С. 33 – 35.
53. Столяренко А. М. Психология и педагогика / А. М.Столяренко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.
54. Сукиасян Э. Р. Повышение квалификации сотрудников библиотеки : практические советы руководителю / Э. Р. Сукиасян. – М. : ГПНТБ, 2008. – 73 с.
55. Сукиасян Э. Р. Прием новых сотрудников на работу. Стратегические цели и повседневные реалии [текст] / Э. Р. Сукиасян // НТБ. – 2006. – № 10. – С. 45 – 51.
56. Сукиасян Э. Р. Стать профессионалом, быть им – дело нелегкое [текст] / Э. Р. Сукиасян // Молодые в библиотечном деле. – 2005. – № 1. – С. 29 – 35.
57. Суслова И. М. Деловое общение: методики достижения эффективных результатов коммуникаций [текст] / И. М. Суслова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 1. – С.73 – 81.
58. Суслова И. М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности / И. М. Суслова. – М. : Профиздат ; Изд-во МГУКИ, 2000. 144 с. – (Современная библиотека ; Вып. 6).
59. Суслова И. М. Менеджер в современной библиотеке / И. М. Суслова, В. В. Кармовский. – М. Либерия, 2004. – 175 с.
60. Суслова И. М. Основы библиотечного менеджмента : учебно-практическое пособие / И. М.Суслова. – М. : Либерия, 2000. – 232 с.
61. Суслова И. М. Управленческий труд в библиотеке [текст] / И. М. Суслова // НТБ. – 1993. – № 8. – С. 10 – 15.
62. Управление библиотекой: теория и практические решения. – Челябинск : ЧОУНБ, 2005. – 54 с.
63. Управление библиотекой : учебно-практическое пособие. – СПб. : Профессия, 2005. – 302 с.
64. Управление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 509 с.
65. Фахутдинов Р. А. Производственный менеджмент / Р. А. Фахутдинов. – М. ; СПб ; Н. Новгород ; Воронеж ; Ростов-на-Дону ; Екатеринбург ; Самара ; Новосибирск ; Киев ; Харьков ; Минск, 2008. – 494, [ 1 ] с. : ил.
66. Федоров В.В. Руководить командой – оптимальная формула управления [текст] / В. В. Федоров // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 1. – С.7 – 10.
67. Филиппов А. В. Производственная социология, психология и педагогика: учебное пособие / А. В. Филиппов. – М. : Высшая школа, 1989. – 255 с.
68. Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам / В. И. Шкатулла. – М. : Норма, 2001. – 527 с.
69. Щелкунова М. В. Управление женским персоналом: проблемы и перспективы / М. В. Щелкунова. – М. : МЗ-Пресс, 2001. – 219 с.
70. Экономика и социология труда : уч. пособие для вузов / Под ред. Б. Ю. Сербиновского, В. А. Чуланова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. – 512 с. – (Учебники, учебные пособия).
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Скачать бесплатно 29132.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.