У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Маргинальность как особенность социального расслоения современного Российского общества. Социально-философский анализ
Количество страниц 75
ВУЗ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 29138.doc 
Содержание СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МАРГИНАЛЬНОСТИ 13
1.1. Терминолигический анализ смежных понятий в маргиналистике 14
1.2. Маргинальность как социально-патологическая форма адаптации населения к меняющимся условиям жизни 26
ГЛАВА 2. КОНТУРЫ МАРГИНАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 37
2.1. Социально-философский анализ маргинальных слоёв российского общества 37
2.1.1. Причины возникновения маргинальных слоёв в транзитивном российском социуме 37
2.1.2. Исследование структуры маргинальных слоёв российского социума 41
2.2. Культурная маргинальность в контексте социально-философской проблемы 51
2.3. Взаимосвязь качественных характеристик населения и процессов социальной маргинализации современного общества: позитивные и негативные черты 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70



ВВЕДЕНИЕ
Существует мнение, что изучение маргинальности в России уже исчерпало себя, поскольку огромный заряд интереса к ней, созданный трансформацией страны в 1990-е годы, якобы иссяк. Действительно, потенциал новизны работ сугубо описательного характера сейчас уже отсутствует. Однако сегодня имеются основания для философского обобщения фактов и процессов социальной реальности нашего недавнего прошлого, настоящего и ближайшего будущего. Кроме того, в истинно философской области темы - терминологии и теории состояний и процессов - остаётся не меньше вопросов, чем было раньше. Сегодня весь мир и Россия находятся в переходном положении, поэтому осмысление феномена маргинальности важно для решения общемировых проблем, к чему всегда и стремилась социальная философия. Ещё одним мощным фактором необходимости дальнейшего изучения маргинальности становится перманентное ускорение трансформационных процессов по времени и содержанию, диктующее необходимость постоянного осмысления нового материала уникальной социальной реальности.
В настоящее время в России происходят крупномасштабные социальные преобразования, затрагивающие все элементы социального целого. Прежние социальные контуры российского общества переструктурируются. Формирование новой социальной системы сопровождается массовой десоциализацией и ресоциализацией, потерей самоидентификации и неопределенностью социального статуса. Значительные по объему людские массы перемещаются из одних социальных групп в другие. Сегодняшнюю ситуацию в российском обществе можно назвать «маргинальной», так как в ее основе - промежуточное, переходное положение, в котором оказалось общество в результате разрушения одной и попыток формирования другой социальной системы. В условиях радикального социального реформирования проблема маргинальности приобретает особое значение и актуальность.
Главная задача, стоящая перед нашей социальной философией, заключается в достижении качественно нового состояния, переосмыслении как духовного и культурного наследия, так и реальностей нашего бытия. При всей важности перемен, происходящих в экономической и социальной жизни, не следует упускать из виду тот факт, что они во многом обусловлены переменами в сознании, в духовной и культурной жизни. Переосмысление основ духовной жизни связано, прежде всего, с обращением к «неизвестным» составляющим нашего существования, «черным дырам» экономики, «белым пятнам» истории и географии, «забытым именам» культуры и т.д. Такое внимание обусловлено настоятельной потребностью в осмыслении внутреннего единства осуществляемых перемен и целостного понимания социальной жизни. Здесь обнаруживается значимость исследований, обращенных к анализу пограничных феноменов, относящихся в первую очередь к области культуры.
С другой стороны, процесс обновления и демократизации нашего общества в сфере политики и экономики сопровождается включением в активную социальную деятельность больших масс людей, что в свою очередь вновь ставит вопрос о природе и сущности «массовидных» феноменов социума.
Исследованию социального расслоения общества, или социальной стратификации уделял большое внимание П. А. Сорокин. Он подчеркивал: «Социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества».
Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены были бы равными. Не существует общества без расслоения, с реальным равенством их членов. Не составляют исключения и демократические страны, где якобы главенствует равенство людей. Даже в странах с процветающей демократией социальная стратификация отнюдь не меньше, чем в недемократических обществах.
Социальное расслоение — это постоянная характеристика любого организованного общества и Россия не является исключением.
В рамках исследования такого понятия как маргинализация необходимо выделить одну из важных сторон функционирования социальной структу¬ры общества, а именно социальную мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие. Так, например, когда крестьянин переезжает в город и стано¬вится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем дру¬гого класса и профессиональной группы. Социальное положе¬ние меняется и тогда, когда дети рабочих и крестьян становятся интеллигентами, а дети интеллигентов — предпри¬нимателями, или же, когда предприниматель становится про¬фессиональным политиком.
Своеобразную характеристику степени «маргинализации» современного российского общества дал А.И. Атоян: «Происходящая в стране интерференция не только старых и новых нравственных идеалов, но и правовых отношений наглядно демонстрирует всю глубину происходящих изменений. Сегодняшнюю социальную ситуацию вполне можно назвать не только аномичной, но и маргинальной, поскольку в ее основе – пограничное, промежуточное положение, в котором оказалось общество и все его элементы в результате разрушения одной из попыток формирования другой системы, пока достаточно неопределенной. Обширное маргинальное поле в условиях такого пограничья захватывает всю социальную жизнь, влияет на переживаемые людьми социальные сдвиги, называемые «переходным периодом».
Изучение социальной мобильности имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления о происхо¬дящих в обществе социальных перемещениях, знать их причи¬ны и основные направления, чтобы контролировать эти про¬цессы, сознательно воздействовать на них в интересах сохра¬нения не только целесообразной социальной динамики, но и стабильности общества.
Исследование сущности и причин социальной стратификации общества, равно как и изучение сущности социальной мобильности, и её изменений в зависимости от типа общества могут помочь в понимании причин маргинализации в обществе.
Ломка прежних идеологических схем и моральных установок в переходной зоне приводит к состоянию культурной неопределённости, это разрушает сбалансированность социокультурной стратификации. Происходит исчезновение центра, являющегося средоточием и символом власти. При этом нивелируется понятие доминантной культуры, уничтожается сама идея нормы и отклонения, в результате понятие "иной" теряет смысл. В такой ситуации люди интуитивно актуализируют вопрос об осознании индивидуальной и групповой идентичности, о месте в социальной иерархии, уровне сплоченности, системе ценностей. В социуме, переживающем переходное состояние, формируется своеобразный «порочный круг»: так называемая «элита» (социальная группа, позиционирующая себя в центре социума), ощущая непрочность, зыбкость своих позиций, нуждается в ужесточении, упрочении своих границ. Но границы между группами населения не существуют объективно в пространстве и могут быть обозначены только косвенно посредством обозначения какой-либо другой группы населения, не являющейся центральной: Мы - не Они, Они - не Мы. А любой другой группе, не являющейся центральной, остаётся быть окраинной, периферийной, маргинальной. Причём чем более уязвимы позиции элитной группы, тем активнее происходит выдавливание в маргинальные слои «морально нестойких ефрейторов» с целью большего укрепления её (элиты) монолитных рядов. В условиях нестабильных экономики, политики, отсутствии уверенности в завтрашнем дне ни одна группа населения, в том числе и элита, не может считаться сформировавшимся классом, и члены её объективно не обладают достаточно устойчивыми статусными позициями. Можно сказать, что в современном российском обществе социально-политические, экономические, культурные трансформации обусловили насильственное вытеснение людей в маргинальное состояние на разных уровнях социальной организации.
Кризисное, пограничное состояние общества, пребывающего в состоянии перехода, на историческом разломе отличает отсутствие чёткой экономической политики, общей идеологии, общеразделяемой ценностной системы. Социальный статус групп настолько подвижен, что россияне становятся маргиналами в абсолютном своем большинстве. В России идет растущая, пронизывающая все слои, маргинализация населения. В перспективе может сложиться ситуация полного отсутствия элиты, являющейся средоточием общественных норм и смыслов. Если в пространстве какая-либо позиция запустевает, как это может произойти, например, с группой позиционной элиты в социуме, «заболевшем» переходностью, то позиция не исчезает, не самоликвидируется, а становится «пустой», «незанятой» позицией и таким образом сама превращается в маргинализирующий фактор. Образуется ещё один «порочный круг». Позиции и группы не изолированы наглухо, границы непостоянны. Притом, что потребность маргинала в групповой идентификации стремится к нулю, а границы группы относительны, возникает большой соблазн попробовать занять пустующую позицию и утвердиться в новых границах. В случае структурного несоответствия пустующей позиции и претендующей группы маргинальность последней усугубляется, риск конфликтов и деструкции возрастает многократно. Всё социальное пространство будет состоять из одних только маргинальных групп. Наступит деструкция социума.
Погружённая в процессы переходности Россия не выпадает из общего контекста глобальных проблем человечества. Нарастающая повсеместно социально-антропологическая напряжённость, распад ценностного полотна цивилизации, кризис современной культуры, формирование новой формы бытия - бытия в мировой сети - всё это реалии глобальной социокультурной трансгрессии. Разумеется, переход когда-нибудь заканчивается, выстраивается новая ценностная система, формируются новые нормы, детерминирующие новые ритуалы и церемонии, другими словами - наступает следующая культурная эпоха. В.Тэрнер пишет, что "…новые социальные структуры и отношения могут возникнуть только на границе, на периферии старых структур, их становление происходит на изломе, в революции, при переходе через хаотическое состояние, когда меняются нормы и ценности, переворачиваются иерархии и формируются новые устойчивые системы" . Человечество уже переживало подобные состояния, и небезуспешно.
В философском понимании человек и общество имманентно едины. Общество созидается человеком, именно в человеке. В имманентных качествах его родовой природы, его бытия, его жизнедеятельности корни неразрывного единства, односущности человека и общества. Каждый человек - элементарная частица общества и, видоизменяясь в огромном множестве модификаций, выступает точкой роста определённого общественного системно-структурного образования. Маргинальный человек как вынужденный обитатель переходной зоны находится в состоянии неполной, неадекватной самоидентификации и в силу этого не может реализовать себя в полном объёме. Поэтому проблема маргинализации личности, пребывающей в состоянии перехода из одной социокультурной среды в другую, в реалиях современности особенно актуальна.
В работе исследовано социально-философское преломление феномена маргинальности и связанных с ним проблем через следующие аспекты: общетеоретический и концептуальный (осуществлена терминологическая рефлексия), историко-философский (дан детальный срез российской маргинальности) и ситуационный (дан анализ социальной действительности и возможных перспектив маргинальных элементов в меняющихся общественных условиях). Также подчёркивается особая значимость и существенное влияние маргинальных структур на современное российское общество.
Итак, перспективы глубокого изучения в современной России феномена маргинальности с точки зрения социально-философского подхода по-прежнему не исчерпаны, а его результаты - востребованы.
Степень разработанности темы. В отечественной культурологической и социологической литературе сравнительно немного работ, посвященных проблеме маргинальности. В качестве основных можно выделить публикации С.Артановского, Е.Рашковского, В.Шапинского, Е.Старикова, А.Атояна. Но существует обширный пласт этнографических, этнологических исследований, посвященный анализу этномаргинальных феноменов. В статьях и монографиях Б.Андрианова, Е.Рашковского, Г.Маркова, Ю.Плюснина. подробно проанализирована специфика этнотрансформационных процессов, проведена их классификация, выделены основные стадии развития и сущностные черты этих стадий.
Феномен маргинальности не может быть проанализирован иначе как в контексте более широких культурологических и социологических проблем, таких, как культура и личность, культурная механизация поведенческой регуляции, социализация, норма и отклонение, социальная стратификация и социальная мобильность, источники социокультурной динамики и др. Для понимания социальных процессов наряду с работами крупнейших европейских и американских социологов и антропологов М.Вебера, Г.Зиммеля, Р.Парка, Э.Стоунквиста, П.Штомпки, важное значение имеют работы отечественных авторов – Л.Ионина, Ю.Плюснина, З. Голенковой, Б.Шапталова.
Характеризуя отечественные источники, посвященные проблеме маргинальности, можно выделить две группы работ: работы, описывающие маргинальные процессы в западном обществе, и работы, авторы которых стремятся осветить эти процессы на материалах российского общества. К первой группе следует отнести статьи И.Кравченко, М.Галкина, С.Васильцова, В.Радаева. К числу наиболее значимых советских работ во второй группе относятся исследования Н.О. Навджавонова, М.И. Полякова, М.И. Семиряги, Е.Н. Старикова, М.В. Темкина, В.А. Шапинского и Е.М. Шапинской, Б.Н. Шапталова, а также ряд коллективных изданий.
Таким образом, существует довольно большое число высококачественных научных исследований феномена маргинальности, как общего плана, так и по её конкретным направлениям. Однако целостного социально-философского осмысления темы в теоретическом, конкретно-историческом и ситуативном смысле по-прежнему недостаточно.
Целью дипломной работы является анализ феномена маргинальности в контексте бытия современного российского общества.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
- выделить существенные признаки, определить понятия маргиналистики;
- проанализировать изучение феномена маргинальности в России;
- охарактеризовать контуры маргинальной действительности в современном российском обществе, в частности:
1) выявить причины возникновения маргинальных слоёв в транзитивном российском социуме;
2) исследовать структуру маргинальных слоёв российского социума;
3) изучить культурную маргинальность в контексте социально-философской проблемы;
4) проследить взаимосвязь качественных характеристик населения и процессов социальной маргинализации.
Данной цели соответствуют следующие положения, выносимые на защиту:
1. Маргинальность - это целый ряд социальных положений, представления о которых именно как о маргинальных существуют в общественном сознании, люди в них попадают намеренно, случайно или принудительно; а «маргинал» — это особая характеристика личности, от неё неотделимая.
2. Маргинальность в России повсеместна. Маргинальность - состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социально-культурным переструктурированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентаций.
3. Россия пережила минимум две крупные волны маргинализации. Первая - после революции 1917 г., вторая - в начале 90-х годов. Причинами появления "новых маргиналов" в России стали кардинальные изменения в социальной структуре в результате кризиса и реформ, направленных на формирование новой социально-экономической модели общества.
Объектом исследования является социальная реальность современной России.
Предметом исследования феномен маргинальности в реальной жизни российского социума последних десятилетий.
Теоретическую базу исследования составили работы исследователей теории социологии и философии, занимающихся проблематикой маргинальности в обществе. Данный аспект исследуется в работах Горбулёвой М., Казариновой И.В, Лежаниной С., Свиридова К.М. В работах этих исследователей дается попытка интеграции разработанных знаний в маргинализации общества, роли маргиналов в процессах трансформации общественных устоев, исследованы понятие и причины возникновения маргинальных слоёв в социуме.
Теоретическое значение работы заключается в расширении научных представлений о маргинальности в современном российском обществе, в уточнении терминологии по теме. Практическая значимость исследования обусловлена выработкой точки зрения на существующую проблему, выявление её глубины, что позволит сформировать её видение и возможные пути её решения.
Теоретико-методологической основой исследования служат основные идеи и принципы мировой и отечественной социологии культуры, культурной и социальной антропологии, социальной философии.
Осуществленное в работе исследование опирается на методологию структурно-функционального анализа маргинальных явлений. В работе использован комплексный многофакторный подход при рассмотрении механизмов возникновения маргинальности в социальной системе российского общества. В ходе данного исследования были использованы сравнительный, логический и исторический методы.
Теоретическими источниками работы стали труды Р.Парка, Э.Стоунквиста, М.Шибутани, Р.Рабана, А.Арон, В.Шапинского.
Структура дипломной работы обусловлена её целью и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав (5 параграфов), заключения и списка использованной литературы.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в социальной философии наблюдается крайне разноречивое понимание феномена маргинальности вообще и в современной России в частности.
Социально-экономический срез изучения маргинальности - один из главнейших в маргиналистике, при этом связь между экономическим статусом и маргинальностью признается одной из самых устойчивых и значимых.
Со временем понятия "люмпен-пролетариат" и просто "люмпен" становятся общим обозначением деклассированных слоев. Так, люмпен-пролетариат являлся следствием деклассирования в рядах средних и низших слоев рабочих. Стратификационные характеристики деклассированных слоев можно свести к двум основным моделям расположения в структуре общества: именно на его "дне" и на периферии вообще.
С некоторых пор и до определенных граней (в марксизме разработанных хорошо, в маргиналистике слабее), человек проходит деклассирование или маргинализацию, которые могут совмещаться. Отсюда, даже в приложении к социально-экономической структуре общества, понятия маргиналистики в целом шире и включают в себя деклассирование как одну из своих линий. В то время как не решена проблема демаркации внутри понятий самой маргиналистики (например, между маргинализацией и маргинальностью), эти смежные понятия создают дополнительные трудности в изучении маргинальности.
Россия пережила минимум две крупные волны маргинализации. Первая наступила после революции 1917 г. Из социальной структуры были насильственно выбиты два класса – дворянство и буржуазия, входившие в элиту общества. Новая пролетарская элита стала формироваться из низших классов. Вторая волна наступила в начале 90-х годов и также в результате качественных изменений социальной структуры российского общества. Теоретическое и практическое изучение маргинальности в России 1990-х годов проходило в качественно иной исторической ситуации, нежели в СССР. Большое влияние на концептуальное развитие российской маргиналистики оказала конкретно-историческая ситуация в России того времени, особенно её глобальная переходность и острая кризисность.
Но всё же некоторый разрыв между изучением маргинальности как теоретической проблемы социальной философии и исследованием конкретно-исторических реалий в российской маргиналистике сохраняется. Существенна сама постановка проблемы маргинальности в условиях современной России.
Данный процесс социально-культурной энтропии связан, прежде всего, с нарастающими процессами маргинализации населения (различного рода мигранты, в том числе, и вынужденные эмигранты, этнические меньшинства, нищие, инвалиды, эзотерические секты, молодежная субкультура, феминистические движения и т.д.) и расширением зоны влияния маргинальных полей культуры, которые характеризуются своим положением на "окраинах" соответствующих культурных систем, "раздвоенностью" (амбивалентностью), возникших в результате вынужденного освоения иных социальных ролей (адаптации) в процессе разнообразных социальных, экономических и политических трансформаций.
Исследование проблемы социальных маргиналов в системе современного общества позволило определить следующие параметры модели социальной маргинализации населения России. Онтологическая парадигма модели – тезис о сущностной маргинализации населения страны. Ключевое представление о социальной реальности современной России заключается, по мнению ряда авторов, в торжестве социального Постмодерна. Его неотъемлемыми атрибутами становятся формирование экономизированного и космополитического общества, крайняя «партикуляризация» индивида, бездумные гедонизм и потребительство («консьюмеризм»), подмена христианских начал человеколюбия и справедливости неоязыческим культом силы. Главная же болезнь постмодернистского общества - неспособность к созданию высших духовных ценностей, новых идей, способных обеспечить качественный прорыв во всех сферах жизни общества. Колоссальным социальным экспериментом над человеком в нашей стране является искусственное создание бедности как следствие неолиберальных реформ.
«Россия вышла из системы справедливого общества»,- сказал в своем докладе на ХI Всемирном русском народном Соборе в марте 2007 года митрополит Смоленский и Ладожский Кирилл. Однако власть постоянно подчеркивает незыблемость своего экономического курса. Национальные проекты, меры по преодолению бедности не носят системного характера. Продолжается расширенное воспроизводство массовых маргинальных групп. Это создает благоприятную обстановку для структурной деформации обширных сфер общественной жизни страны и методологической неопределенности в области социально-философских исследований. Таким образом, в сфере социальной практики противоречие между потребностью общества в мобилизационном развитии, и целостной социально-экономической политикой власти, не находит пока своего разрешения. В эпистемологическом аспекте проблемы социальных маргиналов в современной России нами показана ключевая роль понятия «маргинальность», позволяющего применить генетический и типологический методы исследования. В определении понятия «маргинальность» до сих пор имеется немало трудностей.
Во-первых, в практике использования самого термина сложилось несколько дисциплинарных подходов. Во-вторых, в процессе развития понятия утвердился ряд значений, относящихся к различным типам и видам маргинальности, зачастую смешиваемых. В-третьих, нечеткость понятия делает сложным измерение самого явления, его анализ в социальных процессах. Мы уточнили и в дальнейшем использовали определение понятия «маргинальность» как состояние групп и индивидов в ситуации, вынуждающей их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социокультурным переструктуированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводящей к существенному изменению или утрате прежнего статуса, социальных связей, социальной среды, а также ценностных ориентаций. Понимание и использование термина маргинальность в отечественной науке заимствовано из западноевропейской традиции, т.е. связано в основном со структурным типом. Этот тип маргинальности относится к той части населения, которая лишена гражданских прав и чье отсутствие доступа к средствам производства и системе распределения приводят к бедности, есть неизбежное следствие экономической системы.
"Социальное дно" в России находится вне рамок законов и норм Конституции. Маргиналы в силу ограниченности социально-существующих позиций не имеют возможности реализовать свои потенциальные способности. В современной России маргинальный цикл жизнедеятельности стал нормой существования многих миллионов людей.
В то же время велико значение и психологических, аксиологических причин попадания на социальное дно общества. Такого «дна» не бывало в истории человечества ни в одной стране. Изучение современного российского «социального дна» определило такую его особенность, как изолированность от социальных институтов «большого общества» и политическая пассивность, компенсируемые включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда следует замкнутость социальных связей преимущественно в рамках самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Особенностью географии маргинальных процессов в России становится их распространенность не только в городе, но и в сельской местности, хотя именно город является главной средой обитания социальных маргиналов. Возникает новая – и городская, и сельская - социокультурная среда, чуждая и враждебная человеку, где за короткий срок произошли замена непосредственно личных, "первичных" связей опосредованными - "вторичными", переход от стабильности и социальной защищенности человека к отчужденности и враждебности. Здесь человек отчужден уже и от природы, и от собственности, власти, культуры, морали, т.е. отчужден от своей социокультурной сущности.
Именно маргинализация является ведущей причиной ускорившейся алкоголизации, ухудшения качества, деградации трудоспособного населения России. О маргинализации как о новом, но систематическом, повсеместно действующем механизме формирования смертности свидетельствует деградация структуры причин смерти. На смену «цивилизованной» по структуре смертности от внешних причин, сформировавшейся в России к 1989г., пришла сверхсмертность от маргинальных причин.
Таким образом, радикальные изменения социальной структуры российского общества в 90-е годы связаны с поляризацией среднего класса, расслоением его на два полюса, пополнивших верхи и низы общества. В результате численность этого класса существенно сократилась.
Мы пришли к выводу, о том, что динамика изменения социальной структуры общества, многоликость социальных групп, возникающих в ходе неолиберальных реформ, маскируют процесс сущностной маргинализации населения. В преодолении маргинальности, решении проблем «социального дна» приоритетной является, с нашей точки зрения, ответственность государственной власти: разработка и реализация системной политики, призванной не допустить маргинализации слабозащищенных в социальном плане общественных групп. Необходима неотложная разработка и реализация государственной программы социально-правовой реабилитации маргиналов при участии общественных объединений и активной позиции самих социальных маргиналов. Дальнейшее отставание социо- гуманитарного знания в этом плане недопустимо, является тормозом для выработки эффективной социальной политики.




Список использованной литературы
1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
2. Алексеев С.В. Социальная маргинализация – общественный конфликт. // Свободная мысль. 2009. №10. С.101-113.
3. Атоян А.И. Социальная маргиналистика. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Политические исследования. 1993. № 6.
4. Голосенко И.А. Социальное расслоение: проблема или необходимость? // Социс, 2009, № 7, с.26-30.
5. Горбулёва М. Маргинальность как симптом срыва социальной адаптации. // Высшее образование. 2008. №9. С. 109-113.
6. Дальничевский С.К. Некоторые принципы социальной стратификации. // Современная философия, 2009, №5, с.61-67.
7. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.
8. Дуевский В. Государство и маргинализация // Свободная мысль 2008. №12. С.120-131.
9. Зубов К. Бедность и маргинализация населения. // СОЦИС. 2010. №1. С.33-44.
10. Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации // СОЦИС. 2009. №8. С. 12-18.
11. Калинин С.М. Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2005.
12. Кисельникова С.М. Тенденции изменения социальной стратификации и социальной мобильности // Социс, 2008, № 4. с.10-15.
13. Константинова С.И. Новые маргинальные группы в российском обществе. // Общественная мысль, 2008, №7, с. 62-71.
14. Лежанина С. Маргинальность как особое социальное явление российской действительности. // Вестник московского университета. 2010. №2. С.20-27.
15. Лигашевкий М. На «краю» общества. // Философские науки. 2008. №12. С.71-86.
16. Листушникова С.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема. — М.: Веха, 2008.
17. Музин В.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. — М.: Галактика, 2006.
18. Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества / Под.ред. Красина Ф.К. – М.: Аспект-Пресс, 2008.
19. Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. - М.: Наука, 1998.
20. Процессы социального расслоения в современном обществе / Под ред. З.Т. Голенковой. - М.: Инфра-М, 2008.
21. Розин В.М. Российский маргинал как точка бифуркации. // Философские науки. 2009. №5. С.61-72.
22. Румарин Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социс, 2009, №6, с. 55-65.
23. Свиридов К.М. Новые маргинальные группы в российском обществе // СОЦИС. 2009. №6. С.14-23
24. Соломонов Г.М. Тенденции развития социальной структуры общества. - М.: Юнити-Дана, 2008.
25. Социальное расслоение и социальная мобильность / Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Гардарики, 2008.
26. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юристъ, 2007.
27. Халиков Е.Д. Процессы социального расслоения в современном обществе - М.: Дашков и К, 2007.
28. Юнг К. - Г. Архетип и символ. М., 1991. С.27, 44.
29. Николаев В.Г. Проблема маргинальности: ее структурный контекст и социально-психологичекие импликации // Социальные и гуманитарные науки /РЖ/. Серия 11. Социология. - М., 1998. -№2.
30. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1998. С. 256.
31. Вестник ВолГУ. Серия 7. 2008. № 1 (7)
32. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ, Минск: Харвест, 2001. С. 605
33. Большой энциклопедический словарь. Философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Гл. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. Минск: МФЦП, 2002. С. 468-469.
34. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та, 1993. С. 163.
35. Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А.И. Кравченко. М.: Академ. проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 550-551.
36. Политическая энциклопедия в 2-х тт / Рук. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999. Т. 1. С. 664.
37. БСЭ. 3-е издание / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 129
38. Краткий политический словарь. 6-е изд. / Сост. и общ. ред. Л.А. Оникова, Н.В. Шишлина. М.: Политиздат, 1989. С. 279
39. Советский энциклопедический словарь. С. 374, 744; Низшие городские слои и социальная эволюция стран Востока / Отв. ред. А.И. Левковский. М.: Наука, 1986. С. 139-150.
40. Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов: СарГТУ, 2006. С. 13-15.
41. Жвитиашвили А.Ш. Андекласс на Западе: дискуссии и реальность // Общественные науки и современность. 2008. № 3. С. 102-103.
42. Тихонова Н.Е. Социальная эксклюзия в российском обществе // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 6-14.
43. Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 184.
44. Маргинальность в современной России / Е.С. Балабанова и др. М.: МОНФ, 2000. С. 39.
45. Рывкина Р.В. Социальные корни криминализации российского общества // Социологические исследования. 2007.№ 4.
46. Марковкина С.Г. Особенности социально-психологической адаптации лиц пожилого и старшего возраста // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 2005. № 3-4. с. 164-167.
47. Марковкина С.Г. Состояние нервно-психического напряжения как особенность процесса адаптации лиц пожилого и старческого возраста в пределах характерного социального пространства // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 2006. № 2.
48. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения, М., 2000.
49. Беляева Л.А.Социальные слои в России: опыт кластерного анализа// Социс.- 2006 № 12 (272). С.57-62
50. Римашевская Н.М Бедность и маргинализация населения (социальное дно)// Социологические исследования.—2004. № 4.
51. Семенова В.Г., Евдокушкина Г.Н. Особенности регионального распределения внешней смертности трудоспособного населения России в период реформ.// Материалы научно-практических конгрессов Ш Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Том 3, часть 1. М.,2007. С.139-141
52. С. Сусарева Маргинальная ситуация переходного периода http://www.pmuc.ru/jornal/number13/susareva (дата обращения: 06.05.09).
53. Лежанина С. Маргинальность как особое социальное явление российской действительности. // Вестник московского университета. 2010. №2.
54. Лигашевкий М. На «краю» общества. // Философские науки. 2008. №12.
55. Дуевский В. Государство и маргинализация // Свободноая мысль 2008. №12.
56. Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации // СОЦИС. 2009. №8.
57. Зубов К. Бедность и маргинализация населения. // СОЦИС. 2010. №1.
58. Свиридов К.М. Новые маргинальные группы в российском обществе // СОЦИС. 2009. №6.
59. Мухамеджанова Н.М. Россия как маргинальная цивилизация // Вестник ОГУ. ―2004. №7.
60. Князева М.Л. «Черная культура и светлый человек» // Педагогика. 2001. № 3. С. 97-101
61. Дроздов А.Ю. «Агрессивное телевидение: социально-психологический анализ феномена. // Социальные исследования. 2007, № 8. С. 62-67
62. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., «Логос», 2001
63. Розенау Дж. «Новые измерения безопасности: взаимодействие глобаль-ных и локальных динамик» // Социально-гуманитарные знания, 2001, № 2
64. Овсянникова И.А. Маргинальность как предмет социально-философского анализа //Вестник Омского университета.― 2002. №2.
65. Фролова Н.М. Маргинализация как социальный феномен. ―Дисс.на соиск. уч.ст. д.ф.н.―М., 1993г.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Скачать бесплатно 29138.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.