У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Методика организации и проведения экскурсий в музей при изучении курса «Человек и его здоровье»
Количество страниц 88
ВУЗ Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 29139.doc 
Содержание Содержание
Введение…………………………………………………………………… 2-3
Глава I Теоретические и методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии……………..4-27
1.1 Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса
по биологии ……………………………………………………….…………….4-7
1.2 История становления экскурсии как формы обучения биологии…………………………………………………………………….8-13
1.3 Значение экскурсий в школьном биологическом образовании……..14-18
1.4 Структура учебной экскурсии и методика ее проведения…………..19-26
Выводы по главе I………………………………………………………….27
Глава II Особенности организации экскурсий в музей при
обучении курсу «Человек и его здоровье»………………..28-47
2.1 Классификация школьных биологических экскурсий …………….28-32
2.2 Особенности организации и проведения биологических экскурсий
в музей…………………………………………………………………………..33-36
2.3 Возможности организации музейных экскурсий в курсе
«Человек и его здоровье…………………………………………………..37-46
Выводы по главе II………………………………………………………..47
Глава III Экспериментальное исследование методики
организации и проведения экскурсий в музей
в курсе «Человек и его здоровье»………………………………………………………48-78
3.1 Методика экспериментального обучения……………………………48-72
3.2 Результаты экспериментального обучения…………………………..72-77
Выводы по главе III………………………………………………………...78
Заключение………………………………………………………………….79-80
Список литературы…………………………………………………………81-83
Приложение…………………………………………………………………84-87



Введение
Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Возникшие вначале как необязательные формы внеклассной и внешкольной работы, биологические экскурсии постепенно стали включаться в процесс обучения в качестве непременных его компонентов при известной опоре на урок как на основную форму организации учебно-воспитательного процесса.
Значительный вклад в развитие методики экскурсий при обучении биологии внесли А.Я.Герд, В.В.Половцев, К.П. Ягодовский, В.А. Герд, В.Е. Райков, Н.М. Верзилин, В.М.Корсунская, И.Д. Зверев, И.И.Полянский и другие методисты биологи.
Введение экскурсий в обучение биологии диктуется поставленными задачами школьного биологического образования и теми возможностями, которые открывает перед учителями и учащимися эта форма обучения. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся.
В ходе анализа содержания основных программ курса «Человек и его здоровье» [22, 23, 24, 25, 26], в отличие от курсов ботаники, зоологии и общей биологии, нами не было обнаружено ни одной экскурсии.
Для решения этой проблемы мы считаем необходимым разработать методику организации и проведения учебных экскурсий в музеях в курсе «Человек и его здоровье».
Все вышеупомянутое послужило основанием для выбора темы нашего исследования: «Методика организации и проведения экскурсий в музей при изучении курса «Человек и его здоровье».
Цель исследования заключается в совершенствовании образовательного процесса по биологии с помощью эффективной методики организации и проведения экскурсий в музей при изучении курса «Человек и его здоровье».
Объектом исследования является экскурсия как форма обучения биологии в школе.
Предметом исследования является методика проведения экскурсий в музей при изучении курса «Человек и его здоровье».
Анализ специальной и методической литературы, изучение педагогического опыта позволили нам выдвинуть гипотезу исследования: мы предположили, что разработка эффективной методики проведения экскурсий в музей гигиены и систематическое их использование будет способствовать росту познавательного и профессионального интереса учащихся при изучении курса «Человек и его здоровье».
Цель и выдвинутая гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
1.На основе анализа методической и педагогической литературы познакомиться с состоянием проблемы организации экскурсий в теории методики обучения биологии;
2. Изучить возможности и особенности организации и проведения музейных экскурсий в курсе «Человек и его здоровье»;
3. Разработать методику организации и проведения экскурсий в музей в рамках курса «Человек и его здоровье»;
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, проектирование, синтез, сравнение и обобщение, а также методы педагогического исследования: эксперимент, система методов наблюдения, анкетирование, собеседование.
Апробация результатов исследования осуществлялась в экспериментальной работе с учащимися 8-х классов лицея № 554 Приморского района.
Список литературы Заключение
Итак, в ходе проведенного исследования, мы выяснили, что в сложившейся системе форм обучения биологии, и в частности разделу «Человек и его здоровье», экскурсиям принадлежит существенная роль. Введение экскурсий в процесс изучения курса «Человек и его здоровье» решает важные обучающие, развивающие и воспитательные задачи: формирование правильных представлений о внешнем и внутреннем строении организма в целом и органов в отдельности, развитие представлений о физиологических процессах, развитие умений сравнивать, находить общее, развитие умений коллективной работы над материалом, развитие познавательного интереса, формирование профессиональных ориентаций учащихся, а также реализация гигиенического, полового, этического воспитания, осуществление просветительской работы.
Включение экскурсий в план учебно-воспитательного процесса позволяет установить взаимосвязь между их содержанием и материалом, пройденным на предшествующих уроках. Полученные в ходе экскурсии представления и знания, результаты наблюдений могут быть использованы на многих последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях.
В основу классификации всего многообразия школьных биологических экскурсий может быть положено несколько разных критериев: по учебным целям, по местоположению в учебном процессе, по содержанию, по характеру изучаемых объектов, по месту проведения, по продолжительности, по времени года, по количеству участников.
На основе анализа методической литературы мы определили структуру учебной экскурсии, которая включает несколько этапов: подготовку, проведение и заключение, а также изучили требования к методике подготовки и проведения школьных биологических экскурсий.
Подробный анализ программ и содержания дисциплины «Человек и его здоровье» привел нас к выводу о том, что в рамках данного курса наиболее целесообразно проводить экскурсии в музей. На примере экспозиции музея учащиеся могут наглядно и более подробно познакомиться со строением своего организма. Музейные экспонаты – неподвижные и фиксированные, расположенные наилучшим образом для осмотра и подробного изучения, представляют собой отличный наглядный материал не только для рассказа учителя, но и для организации самостоятельной работы учащихся. Важным аргументом для разработки экспериментальной методики также явился тот факт, что музеи г. Санкт-Петербурга предоставляют возможность организации и проведения учебных экскурсий по курсу «Человек и его здоровье» практически по всем темам данного курса.
Выявленные в ходе теоретического анализа литературы требования к методике подготовки и проведения экскурсий в музей позволили нам разработать методику организации экскурсий в музей по ряду тем курса «Человек и его здоровье» и провести ее экспериментальное исследование.
На основании данных, полученных нами в результате исследования, можно сделать вывод о том, что организация и проведение экскурсий при обучении разделу «Человек и его здоровье» способствует развитию познавательного и профессионального интереса у учащихся. В целях повышения качества биологического образования включение музейных экскурсий в процесс изучения курса «Человек и его здоровье» является не только возможным, но целесообразным и крайне важным.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. . Алексеев С.В., Тутынина Е.В. Школьный экологический мониторинг в Санкт-Петербурге. Состояние, проблемы, перспективы. Учебное пособие. СПб.: Политехника, 2000.
2. Бруновт Е.П., Зверев И.Д., Малахова Г.Я., Маш Р.Д., Реброва Л.В., Соколова Е.А. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. М., Просвещение, 1978г.
3. Верзилин М.Н., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М., Просвещение, 1976г., стр. 259-260.
4. Герасимов В.П. Учебные экскурсии в зоологический парк. М., 1950г
5. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. М., Издательство АПН РСФСР, 1953 г.,
6. Герд В.А. Экскурсионное дело. М., Л., Госиздат, 1928г
7. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. Минск, Университетское, 1988г..
8. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д., Биология (1-3 том), М., Мир, 1996г
9. Зверев И.Д., Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене в средней школе. Издательство «Просвещение», Л., 1971г.
10. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М., Просвещение, 1985г
11. Измайлов И.Д., Шубкина Л.С., Михлин В.Е., Шашков Д.В. «Биологические экскурсии» Книга для учителей. М., Просвещение, 1983г
12. Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. М., Просвещение, 1977г.
13. Ланина И.Я, Соломин В.П. Экскурсии в природу по физике и биологии. –СПб., Издательство РГПУ им.А.ИГерцена, 1998 - 185с.
14. Малиновская Н.В., кандидатская диссертация «Профессиональная ориентация при обучении биологии в старших классах (9, 10, 11 )», С.-Пб., 1999 г.
15. Методика обучения истории в средней школе. Ч.2. Под редакцией Дайри Н.Г. М., Просвещение, 1978.
16. Наглядный словарь «Человек», Дюрлинг Киндерсли, Лондон, Нью-Йорк, Штудгарт, Москва, 1991г
17. Никишов А.И., Шарова И.Х. «Биология животных». Учебник для 7-8 классов средней школы. М., Просвещение, 1993г.
18. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Педагогическое общество России, 2000 .- 640 с.
19. Половцев В.В. Избранные педагогические труды. М., издательство АПН, 1957г
20. Полянский И.И. Внеклассные самостоятельные опыты, наблюдения и экскурсии учащихся, как обязательный элемент трудового воспитания. Петроград., Петропечать, 1923г
21. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.
22. Природа и биология. Программы 5-9 классов. Под ред. Пономаревой И.Н.,С.-Пб, Образование, 1993г
23. Программы средней общеобразовательной школы. Биология, М.,Просвещение, 1990г
24. Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В. и др.
25. Программа для классов с углубленным изучением предмета, Сапин М.Р., Брыскина З.Г.
26. Сонин Н.И.
27. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. М., Л., Госиздат, 1930г
28. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., Учпедгиз, 1956г
29. Райков Б.Е. «Экскурсионный план средней школы.» Педагогический ежегодник. СПб, 1910г., т.11 стр.52.
30. Сичинава В.А. Экскурсионная работа: (Из опыта). Пособие для учителей. – М.: Просвещение,1981. – 96 с.
31. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб, Специальная литература, 1999г.
32. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Издательский центр «Академия», 2004
33. Цузмер А.М., Петришина О.Л. «Человек .Анатомия. Физиология. Гигиена.» Учебник для 8 класса средней школы. М., Просвещение, 1972г
34. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979г.
35. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Просвещение, 1971г.
36. Энциклопедия для маленьких принцесс, СПб, ТОО «Диамант», АОЗТ «Золотой век», 1998г
37. Ягодовский К.П. О преподавании естествознания. СПб., 1917г.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Скачать бесплатно 29139.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.