У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Влияние особенностей привязанности матери к ребенку первых лет жизни и ее реагирования в эмоциональной ситуации на здоровье ребенка
Количество страниц
60
ВУЗ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Год сдачи
2012
Содержание
АННОТАЦИЯ
В рамках настоящего исследования изучалось влияние привязанности матери к ребенку первых двух лет жизни и характера вариабельности ритма ее сердца в эмоциональных ситуациях на успешность снятия диа¬гноза, поставленного ребенку в роддоме и участковым врачом. Было обследовано 100 испытуемых, из них 50 матерей (средний возраст 24,46 ±5,57 года) имеющий детей первого года жизни, и 50 матерей (средний возраст 25,54 ±4,9 лет), имеющих детей второго года жизни. Основной базой для проведения исследований послужила детская поликлиника МУЗ №1 города Краснодара. Исследование проводилось в период с августа 2009 года по апрель 2011 года. Были проанализированы амбулаторные карты детей. Матери заполняли тест-опросник на оценку уровня привя¬занности и участвовали в эксперименте, в котором проводилась запись ритма сердца во время припоминания ими приятных и неприятных ситуаций, связанных с ребенком. По¬казано, что уровень принятия ребенка матерью влияет на вероятность снятия у него диагноза в первые два года жизни. Парасимпатический тип реагирования матери при при¬поминании положительных событий, связанных с ребенком первого года жизни, являет¬ся прогностическим фактором высокого уровня привязанности матери к ребенку и веро¬ятности его выздоровления.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …..4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСКОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ И ЕЕ
РЕАГИРОВАНИЕ В ПСИХОГЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ
РЕБЕНКА 7
1.1. Материнская любовь, ее роль в развитии новорожденного 7
1.2. Тревожность, адаптивная роль тревоги.. 15
1.3. Материнская привязанность и материнская депривация в психогенно обусловленной ситуации связанной со здоровьем ребенка первых лет
жизни 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИВЯЗАННОСТИ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ И ЕЕ РЕАГИРОВАНИЕ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА 42
2.1.Характеристика испытуемых и базы исследования 42
2.2. Основные этапы исследования, методы исследования 42
2.3. Резульлтаты исследования, математическая обработка результатов 46
2.4. ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ВВЕДЕНИЕ
Ключевые слова:
привязанность,
реагирование в
эмоциональной ситуации,
вариабельность кардиоритма,
здоровье ребенка.
Общеизвестен факт, что уже в роддоме большая часть детей получает тот или иной диагноз, который может быть снят или не снят в течение первых двух дней жизни [5]. Чем раньше снимается диагноз, тем более вероятно адекватное развитие ребенка в более поздний период [1], [4]. Ребенок этого возраста попадает к врачу не сам, его приносит мать. Более того, она или не вы¬полняет инструкции, данные специали¬стом, или выполняет их особым образом; становится очевидным, что определенные психологические особенности матери мо¬гут в большей мере благоприятствовать выздоровлению ребенка, тогда как их от¬сутствие замедлит этот процесс. Актуаль¬ность поиска подобной взаимосвязи осо¬бенно велика, потому что пластичность мозга, значительная в первый год жизни, стремительно падает в последующие годы [12], а потому раннее консультирование матери относительно способа взаимодей¬ствия с новорожденным, имеющим забо-левание, может увеличить вероятность его выздоровления.
Возможным предиктором эффектив¬ной заботы матери о ребенке может слу¬жить особенность привязанности ее к ре¬бенку [7], [8}. что можно оценить с помо¬щью опросника [3]. В исследовании мы оценивали насколько адекватно отражается реальная ситуация взаимодей¬ствия в словесных отчетах матери. Оценка предсказательной силы словесных отчетов матери актуальна, поскольку именно осо¬бенности привязанности в таком возрас¬те предопределяют как здоровье ребенка в этот период [1], так и характер взаимо¬действия его с окружением в будущем [2], [11], [12]. Более того, в силу быстрого ро¬ста ребенка и приобретения матерью опы¬та возможно изменение связи особенно¬стей привязанности с эмоциональным ре¬агированием матери уже в течение первых лет жизни ребенка.
Среди психофизиологических мето¬дов, которые позволяют адекватно оценить изменение эмоционального состояния че¬ловека, преимущество принадлежит изуче¬нию вариабельности кардиоритма [6]. Со¬временные методы анализа спектрограм¬мы ритма сердца весьма точно описывают соотношение парасимпатических и симпа¬тических влияний на синусовый узел [13], а следовательно, позволяют получить объ¬ективную оценку эмоционального состо¬яния испытуемого. Проблемой при этом всегда было воссоздание в условиях экспе¬римента эмоциональной ситуации. Однако работа с матерями маленьких детей позво¬ляет в качестве эмоциональной ситуации выбрать припоминание приятной и не¬приятной ситуации, связанной с ребенком. Это экологически значимый стимул, вы¬зывающий стабильную реакцию.
Именно поэтому целью данного ис¬следования стало изучение влияния осо¬бенностей привязанности матери к ребен¬ку первых лет жизни и ее реагирования в процессе припоминания эмоциональной ситуации на вероятность снятия у ребенка диагноза, полученного в роддоме (т.е. влияние на ускорение компенсации патологического состояния ребенка).
Задачи исследования по теме «Влияние особенности привязанности матери к ребёнку первых лет жизни и её реагирование в эмоциональной ситуации на здоровье ребёнка» представлены следующим образом:
1. Изучить состояние проблемы влияние особенности материнской привязанности, а так же её реагирования в эмоциональной ситуации на здоровье ребёнка первых лет жизни.
2. Провести экспериментольно-психологическое исследование комплексом методик, а также изучить анализ вариабельности сердечного ритма матери посредством анализа электрокардиограммы. Осуществить анализ и интерпретацию полученных данных.
3. Выявить взаимосвязь между снятием диагноза у ребёнка первых двух лет жизни и уровнем принятия ребёнка матерью.
4. Изучить влияние реагирования матери в процессе припоминания эмоциональной ситуации на вероятность снятия у ребёнка диагноза, полученного в роддоме.
5. Сформулировать выводы.
Объектом исследований является система ранних отношений мать-дитя.
Предметом исследований является процесс особенностей эмоционального взаимодействия матери с ребёнком первых двух лет жизни в аспекте влияния последнего на снятии диагноза у ребёнка, полученного в роддоме.
Гипотеза исследования — предполагается, что вероятность компенсаций патологического состояния ребёнка первых лет жизни связан с уровнем принятия ребёнка матерью.
Научная новизна исследования определяется новизной темы (Кэп), оригинальностью методического решения. Так в работе в целях получения объективной оценки эмоционального состояния матери используется метод анализов спектрограммы ритма сердца. Последний удачно сочетается с экспертно-психологическим вербальным методом исследования.
В работе доказана эффективность влияния гармоничной системы мать-дитя на вероятность снятия у ребёнка диагноза, полученного в роддоме.
Теоритическая и практическая значимость. В работе обобщены представления о влиянии особенности привязанности матери к ребёнку первых лет жизни и её реагирования в эмоциональной ситуации на здоровье ребёнка.
Материалы данного исследования будут способствовать повышению эффективности функционирования системы ранних отношений матери и ребёнка, что в свою очередь увеличивает вероятность компенсации в патологическом состоянии ребёнка первых лет жизни.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо отметить тот факт, что в нашем исследовании было изучено влияние особенностей привязанности матери к ребенку первых лет жизни и ее реагировании в эмоциональных ситуациях на коррекцию патологического состояния ребенка.
Было обследовано 100 испытуемых, из них 50 матерей (средний возраст 24,46 ±5,57 года) имеющий детей первого года жизни, и 50 матерей (средний возраст 25,54 ±4,9 лет ), имеющих детей второго года жизни. Основной базой для проведения исследований послужила детская поликлиника МУЗГП №9 города Краснодара. Исследование проводилось в период с августа 2009 года по апрель 2011 года.
Анализ амбулаторных карт показал, что практически все дети при рождении имели тот или иной диагноз (среди де¬тей первого года жизни — 90%, среди де¬тей второго года жизни сразу после рожде¬ния - 95%). Однако уже к концу первого года жизни диагнозы были сняты у 40% де¬тей, а на втором году жизни - у 60% детей.
Анализ привязанности показал, что большинство обследованных матерей (54%) имеют низкий уровень привязан¬ности. По типам привязанности разли¬чий между матерями детей первого и вто¬рого года жизни не выявлено. 44% матерей детей до года и 42% матерей детей от года до двух лет имеют средний уровень привя¬занности и лишь 2 и 4% матерей детей пер¬вого и второго года жизни соответствен¬но - высокий уровень. Не выявлено испы-туемых с материнской депривацией.
Далее был проведен корреляционный анализ (по Спирмену) с целью выявления связи уровня привязанности матери с ее социально -индивид уальными показате - лями (возраст, образование, сфера трудо¬вой деятельности,,число детей в семье). Выявлена только значимая связь образования матерей детей первого года жизни (г= 0,310, р < 0,05) с принятием ими ребен¬ка (значения по шкале принятие/ отвержение), что подтверждает роль знаний в каче¬стве ухода за ребенком раннего возраста.
Мы провели однофакторный дисперсион¬ный анализ для определения влияния типа привязанности на вероятность выздоровления ребенка. Значимое влияние было получено только для одной шкалы: приня-тие/отвержение матерями детей первого года жизни оказывает влияние на вероят¬ность снятия у ребенка диагноза, постав¬ленного участковым педиатром (F— 6,829, р = 0,003), в течение первых двух лет.
В дальнейшем были проанализирова¬ны данные объективного исследования ре¬агирования матерей в эмоциональных си¬туациях
Из полученных нами результатов логически вытекает ряд положений:
- выявлена связь уровня привязанно¬сти матери и отдельных параметров привя¬занности только с показателями вариабель¬ности кардиоритма при припоминании приятных ситуаций, связанных с ребенком;
- вероятность снятия диагноза у ребен¬ка первых двух лет жизни связана с уровнем принятия ребенка матерью: чем выше зна¬чения по шкале принятие/непринятие, тем больше вероятность наиболее быстрого сня-тия диагноза ребенка, полученного в роддо¬ме или поставленного участковым врачом;
- парасимпатический тип реагирова¬ния при припоминании положительных событий, связанных с ребенком, перво¬го года жизни, является прогностическим фактором эффективной привязанности матери к ребенку;
- изменения вариабельности кардиоритма матерей детей второго года жизни не связаны с особенностями их привязан¬ности к детям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: «ПИТЕР», 2004. – С. 14.
2 Блейхер Ц.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. – Киев, 1986. – с. 200-205.
3 Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996. – С. 36.
4 Боули Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2006.
5 Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М: Педагогика, 1990 г. – С. 114.
6 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1978. – С. 33 – 35.
7 Вейн A.M. Нарушения сна и бодрствования. –.М, 1974. – С. 380
8 Вейн A.M. Проблемы и перспективы детской вегетологии. //Акт. вопросы кардиологии и вегетологии детского возраста. – М., 1986. – С. 73 – 76.
9 Вельтишев Ю.Е., Белоконь Н.А., Шварков СБ. и др. Роль психологических и средовых факторов в генезе тревожно-фобических заболеваний у детей. – М., 1994. – С. 41.
10 Верещагина Н.В. Николаева Н.И. Тестопросник, оценивающий отношение матери к ребенку первых двух лет жизни // Вопросы психологии 2009. №4. С.101-114.
11 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – Изд. МГУ, 2005. – С. 142 – 174.
12 Выготский Л.С. Детская психология. /Собр. сочинений. М, 1984, т. 4. С. 134-135.
13 Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: Медицина, 1977. – С. 270.
14 Джидарьян И.Л. Потребность в общении и развитие личности // Проблемы психологии личности. М, 1982. – С. 12 – 19.
15 Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее функционирование в раннем детстве // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М Бехтерева. – 1995, – № 1, – С. 55 –63.
16 Ефимов Ю.А. Возможности диагностики донозологического этапа развития тревожно-фобических расстройств//Восьмой Всесоюз. съезд невроп., психиатр, и наркол. – М., 1988. Т. П. – С. 193.
17 Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: «Гиппократ». 1995. -С. 82-86.
18 Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Ст-Петербург: Союз 1998, – С. 73.
19 Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 1996. –С. 36 – 58.
20 Исаев Д.Н. Роль современных психогенных и неблагоприятных социальных факторов в генезе тревожно-фобических расстройств у детей //Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - Л., 1990, № 1. - С. 59.
21 Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979, С. 408.
22 Кочубей Б.И., Новикова Г.В. Эмоциональная устойчивость дошкольника. – М.: «Знание» 1988. – С. 12 – 16.
23 Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. - В сб,: Эмоциональный стресс. – Л., 1970. – С. 16 – 18.
24 Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., Изд. МГУ, 1990. – С. 19 – 43.
25 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. – Изд МГУ 1972. – С. 57.
26 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – С. 14.
27 Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. –С. 41.
28 Макаренко Ю.А. Эмоции здорового и больного ребенка в деонтологическом аспекте//Деонтология в педиатрии. – Л., 1987. – С 60.
29 Математические методы анализа сердечного ритма / Под ред. В.В.Парина, Р.М.Баевского, М.: Наука,1998.
30 Менделевич В.Д., Авдеев Д.А., Киселев С.В. Психотерапия «здравым смыслом», Чебоксары, 1992, С. 46.
31 Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев группы риска //Вопросы психологии 1998. №2. С.12-33.
32 Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец психологическое взаимодействие. СПб.: Речь, 2003.
33 Мухина B.C. К проблеме социального развития личности // Психологический журнал. 1980. т. 1, №5. – С. 201 – 204.
34 Наенко Н.И. Психическая напряженность. – Изд. МГУ, 1989. – С. 11 – 24.
35 Николаева Е.И. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: ПЕРСЕ, 2008.
36 Никольская И.М. Диагностика эмоциональных и поведенческих отклонений у школьников // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – №2. – 1996. – С. 184 – 185.
37 Нуллер Ю.Л. Тревога и ее терапия у детей. Журн. Психиатрия и психофармакотерапия. 2005; том 4, №2. С. 46 – 48.
38 Основная дородовая, перинатальная и постнатальная помощь // Учебный семинар Европейского бюро ВОЗ - Женева, 2002
39 Пивоварова Т.Н., Симеон Т.П. Неврозы детского и подросткового возраста. Петрозаводск 1956. – С. 82.
40 Развитие ребенка. Пер. с англ. под ред. А.В. Запорожца, Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1968. – С. 19 – 25.
41 Ролло Мэй. Смысл тревоги. - М.: Независимая фирма “Класс”, 2001.- С. 174-180.
42 Симеон Т.П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. М.: Медгиз, 1968. – С. 24.
43 Станислав Гроф. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 1993 – С. 37.
44 Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. АМН СССР. – М.: Медицина, 1981. – С. 196.
45 Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медгиз, 1960; 1. – С.38.
46 Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медгиз, 1969. – С. 23 – 37.
47 Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 2004. – С. 20.
48 Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Г. В Бурменской. М . 1996.
49 Циркин СЮ. Концепция психопатологического диатеза. Независ. Псих. Журн. 1998; 41 – С. 5-9.
50 Шабалов Н.П. Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : МЕДпресс-информ, 2004. — С. 109, 299.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.